Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) связаны с заготовкой и доставкой материальных ценностей: сырья, товаров, сырья, материалов, инструментов. В данной статье мы рассмотрим особенности учета ТЗР в стоимости материалов.
Вы узнаете:
- каким документом в 1С отражаются ТЗР при приобретении материалов;
- как принять к вычету НДС по дополнительным расходам, чтобы он отразился в декларации по НДС;
- как отразить оплату стоимости материалов и доставки поставщику одним платежным документом по разным счетам.
Пошаговая инструкция
Внимание! Ставка НДС изменена с 01.01.2019 с 18% на 20% и с 18/118 на 20/120.
29 января Организация приобрела канцтовары у ООО «Карандаш». Материалы на сумму 9 322 руб. (в т. ч. НДС 18%) приняты к учету.
Доставка материалов осуществлялась поставщиком за дополнительную оплату. Стоимость услуг составила 1 416 руб. (в т. ч. НДС 18%). Учетной политикой Организации предусмотрено, что ТЗР распределяются между купленными материалами пропорционально стоимости их приобретения.
29 января Организация оплатила стоимость материалов и их доставку.
Рассмотрим пошаговую инструкцию оформления примера. PDF
Дата | Дебет | Кредит | Сумма БУ | Сумма НУ | Наименование операции | Документы (отчеты) в 1С | |
Дт | Кт | ||||||
Приобретение материалов | |||||||
29 января | 10.01 | 60.01 | 7 900 | 7 900 | 7 900 | Принятие к учету материалов | Поступление (акт, накладная) — Товары (накладная) |
19.03 | 60.02 | 1 422 | 1 422 | Принятие к учету НДС | |||
Регистрация СФ поставщика | |||||||
29 января | — | — | 9 322 | Регистрация СФ поставщика | Счет-фактура полученный на поступление | ||
68.02 | 19.03 | 1 422 | Принятие НДС к вычету | ||||
— | — | 1 422 | Отражение вычета НДС в Книге покупок | Отчет Книга покупок | |||
Отражение в учете услуг по доставке материалов | |||||||
29 января | 10.01 | 60.01 | 1 200 | 1 200 | 1 200 | Учет затрат на услуги по доставке | Поступление доп. расходов |
19.03 | 60.01 | 216 | 216 | Принятие к учету НДС | |||
Регистрация СФ поставщика | |||||||
29 января | — | — | 1 416 | Регистрация СФ поставщика | Счет-фактура полученный на поступление | ||
68.02 | 19.03 | 216 | Принятие НДС к вычету | ||||
— | — | 216 | Отражение вычета НДС в Книге покупок | Отчет Книга покупок | |||
Перечисление оплаты поставщику | |||||||
29 января | 60.01 | 51 | 10 738 | 10 738 | Перечисление оплаты поставщику | Списание с расчетного счета — Оплата поставщику |
Поступление материалов в 1С 8.3 пошаговая инструкция
Разберем пошаговые действия при оприходовании материалов в 1С 8.3 на следующем примере.
Организация заключила договор с ООО «Азбука штор» на приобретение материалов стоимостью 472 000 руб. (в т. ч. НДС 18%).
15 августа денежные средства в размере 472 000 руб. перечислены поставщику в виде предоплаты.
11 сентября материалы на сумму 472 000 руб. (в т. ч. 18%) поступили на склад и приняты к учету.
Учет ТМЦ в 1С 8.3 пошаговая инструкция →
Приобретение материалов
Нормативное регулирование
Материалы производственного назначения учитываются на счете 10.01 «Сырье и материалы» по фактической себестоимости или учетным ценам (п. 5 ПБУ 5/01, план счетов 1С).
Фактическая себестоимость — это фактические затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов (МПЗ), в том числе затраты по заготовке и доставке до места использования МПЗ, включая расходы по страхованию. НДС в стоимость МПЗ не включается (п. 6 ПБУ 5/01).
В налоговом учете (НУ) фактическая стоимость МПЗ определяется так же, исходя из цен их приобретения и иных затрат на приобретение, без учета входящего НДС и акцизов (п. 2 ст. 254 НК РФ).
Если МПЗ используются для деятельности, необлагаемой НДС, то входящий НДС включается в фактическую стоимость (пп. 1 п. 2. ст. 170 НК РФ).
Учет в 1С
Приобретение материалов отражается документом Поступление (акт, накладная) вид операции Товары (накладная) в разделе Покупки – Покупки – Поступление (акты, накладные) – кнопка Поступление – Товары (накладная).
Данный документ можно не только ввести вручную по бумажной накладной поставщика, но и загрузить из накладной в формате Exсel.
Подробнее Загрузка номенклатуры и цен из ТОРГ-12
А если у организации и ее поставщика подключен ЭДО, то они могут обмениваться электронными документами.
В табличной части указываются приобретаемые производственные материалы.
Проводки по документу
Документ формирует проводки:
- Дт 10.01 Кт 60.01 — материалы приняты к учету;
- Дт 19.03 Кт 60.01 — НДС принят к учету.
Документальное оформление
Организация должна утвердить формы первичных документов, в т. ч. документа по оприходованию материалов. В 1С используется Приходный ордер по форме М-4.
Бланк можно распечатать по кнопке Печать — Приходный ордер (М-4) документа Поступление (акт, накладная). PDF
Учет материалов в 1С 8.3
Стоимость материалов, право собственности на которые перешло к организации, отражайте в 1С 8.3. по дебету счета 10 «Материалы» в:
- фактической стоимости, если в учетной политике предусмотрен способ учета поступления материалов по фактической стоимости;
- учетной стоимости, если учетной политикой предусмотрено, что приобретение материалов ведется по учетным ценам с применением счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счета 16 «Отклонение в стоимости материалов».
- Способы учета материалов
- Конструктор учетной политики
Учет материалов по фактической стоимости приобретения — это основной способ учета поступления материалов, который корректно реализован в программе 1С.
Способ учета приобретения материалов с использованием счета 15 и 16 штатно в 1С Бухгалтерия 8.3 не реализован, поэтому, если укажете его в учетной политике, то проводки по отнесению разницы со счета 15 на счет 16 надо формировать вручную.
Регистрация СФ поставщика
НДС принимается к вычету при выполнении условий (п. 2 ст. 171 НК РФ):
- материалы приобретены для деятельности, облагаемой НДС;
- в наличии правильно оформленный СФ (УПД);
- материалы приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Для регистрации входящего счета-фактуры необходимо указать его номер и дату внизу формы документа Поступление (акт, накладная) и нажать кнопку Зарегистрировать. PDF
Документ Счет-фактура полученный автоматически заполняется данными документа Поступление (акт, накладная).
Код вида операции — «Получение товаров, работ, услуг».
Если в документе установлен флажок Отразить вычет НДС в книге покупок датой получения, то при его проведении будут сделаны проводки по принятию НДС к вычету.
Проводки по документу
Документ формирует проводку:
- Дт 68.02 Кт 19.03 — НДС принят к вычету.
Отчет Книга покупок можно сформировать из раздела Отчеты— НДС — Книга покупок. PDF
Отчетность
В декларации по НДС сумма вычета НДС отражается:
В Разделе 3 стр. 120 «Сумма НДС, подлежащая вычету»: PDF
- сумма НДС, принятая к вычету.
В Разделе 8 «Сведения из книги покупок»:
- счет-фактура полученный, код вида операции «».
Отражение в учете услуг по доставке материалов
Способ отражения в БУ дополнительных расходов устанавливается организацией самостоятельно в учетной политике.
Варианты учета могут быть следующими:
- включаются в стоимость МПЗ путем распределения затрат на каждую единицу материалов;
- учитываются на отдельном счете затрат (п. 83 Приказа Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н). Данный вариант невозможно применить в 1С без дополнительных доработок программы.
В НУ дополнительные расходы при приобретении материалов включаются в стоимость МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ).
Узнать подробнее про порядок учета расходов по доставке материалов в статьях Учет дополнительных расходов при приобретении активов и Варианты учета дополнительных расходов при приобретении ТМЦ
Дополнительные расходы, которые включаются в фактическую себестоимость материалов, оформляются документом Поступление доп. расходов в разделе Покупки – Покупки – Поступление доп. расходов или из документа Поступление (акт, накладная) по кнопке Создать на основании.
На вкладке Главное указывается:
- Содержание — наименование услуги, в нашем примере – Транспортные услуги.
- Сумма — сумма затрат на доставку – 1 200 руб.
- Способ распределения – способ распределения дополнительных затрат между отдельными приобретаемыми материалами. Может принимать значения: По сумме – т. е. пропорционально стоимости ТМЦ. (в нашем примере);
- По количеству – т. е. пропорционально количеству ТМЦ.
На вкладке Товары указываются материалы, на которые требуется распределить сумму дополнительных расходов по выбранному способу. Данную вкладку можно заполнить по нескольким документам Поступление (акт, накладная).
Следует установить:
- Счет учета (БУ) — 10.01, счет учета доп. расходов в БУ.
- Счет учета (НУ) — 10.01, счет учета доп. расходов в НУ.
- Счет НДС — 19.03 «НДС по приобретенным МПЗ»: по нашему мнению, более корректно указывать счет учета входящего НДС, относящегося к активу, в стоимость которого добавляются дополнительные расходы.
Проводки по документу
Документ формирует проводки:
- Дт 10.01 Кт 60.01 — стоимость доп. расходов включена в себестоимость МПЗ;
- Дт 19.03 Кт 60.01 — НДС по доп. расходам принят к учету.
Настройка счетов учета номенклатуры
Все материалы в бухучете находятся на десятом счете. В зависимости от их разновидности выбирается конкретный субсчет. Если вы зайдете в план счетов бухучета, то сможете увидеть, что у них есть субконто «Номенклатура». Та же в нашей ситуации там отображаются еще и склады с партиями.
Счет учета можно задать как для конкретной номенклатурной позиции, так и для группы в целом. Обычно для таких целей создается группа «Материалы». В нашем случае мы установили ей счет 10.01.
На рисунке ниже приведен пример правил определения счетов учета для номенклатуры «Гвозди». В первой строке табличной части вы видите, что счет 10.01 будет применяться для всех позиций, которые входят в группу «Материалы», в том числе и для наших гвоздей.
Наша команда предоставляет услуги по консультированию, настройке и внедрению 1С. Связаться с нами можно по телефону +7 499 350 29 00. Услуги и цены можно увидеть по ссылке. Будем рады помочь Вам!
Регистрация СФ поставщика
Для регистрации входящего счета-фактуры, необходимо указать его номер и дату внизу формы документа Поступление доп.расходов и нажать кнопку Зарегистрировать. PDF
Документ Счет-фактура полученный автоматически заполняется данными документа Поступление доп. расходов.
Код вида операции — «Получение товаров, работ, услуг».
Если в документе установлен флажок Отразить вычет НДС в книге покупок датой получения, то при его проведении будут сделаны проводки по принятию НДС к вычету.
Проводки по документу
Документ формирует проводку:
- Дт 68.02 Кт 19.03 — НДС принят к вычету.
Отчет Книга покупок можно сформировать из раздела Отчеты — НДС — Книга покупок. PDF
Отчетность
В декларации по НДС сумма вычета НДС отражается:
В Разделе 3 стр. 120 «Сумма НДС, подлежащая вычету»: PDF
- сумма НДС, принятая к вычету.
В Разделе 8 «Сведения из книги покупок»:
- счет-фактура полученный, код вида операции «».
Перечисление оплаты поставщику
Перечисление оплаты поставщику оформляется документом Списание с расчетного счета вид операции Оплата поставщику в разделе Банк и касса – Банк – Банковские выписки – кнопка Списание.
Для оплаты по нескольким документам расчетов или по нескольким договорам необходимо разбить платеж.
Проводки по документу
Документ формирует проводку:
- Дт 60.01 Кт — задолженность перед поставщиком погашена.
Проверьте себя! Пройдите тест на эту тему по ссылке >>
См. также:
- Документ Поступление доп. расходов
- Приобретение материалов c дополнительными расходами на доставку,
- Приобретение основного средства с дополнительными расходами на доставку
- Дополнительные расходы при приобретении товаров при УСН
- Документ Поступление доп. расходов
- Приобретение товаров у обособленного подразделения с расходами на доставку, которые включаются в их стоимость
- Транспортные расходы при приобретении товаров учитываются отдельно
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Похожие публикации
- Тест № 55. Приобретение материалов c дополнительными расходами на доставку …
- Приобретение основного средства с дополнительными расходами на доставку Рассмотрим особенности отражения в 1С приобретения основного средства с дополнительными…
- Тест № 50. Приобретение основного средства с дополнительными расходами на доставку …
- Тест № 54. Приобретение товаров у обособленного подразделения с расходами на доставку, которые включаются в их стоимость …