Зачем нужен счет 51
Счет 51 используют для учета прихода и расхода безналичных денег компании на счетах в банках. На 51 счете ведут учет только в рублях. Для учета денег в иностранной валюте есть счет 52 “Валютные счета”.
Счет 51 — активный. По дебету отражают поступление денег, а по кредиту — платежи и списания. Остаток на счете может быть только дебетовый, он отражается в бухгалтерском балансе в строке “Денежные средства”.
Из-за ограничений по наличным расчетам юридические лица без расчетного счета работать не могут. Поэтому 51 счет используют все компании.
Терминология вопроса
Согласно положениям Гражданского кодекса РФ банковская гарантия представляет собой один из способов обеспечения исполнения обязательств, но при этом имеет самостоятельный характер и не зависит от основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, даже если в гарантии содержится ссылка на это обязательство.
Определимся в терминах, применяемых в настоящей статье.
Банковская гарантия — письменное обязательство банка-гаранта, предусматривающее осуществление платежа в пользу бенефициара при получении от последнего требования, предъявленного в соответствии с условиями гарантии.
Бенефициар — юридическое или физическое лицо, в пользу которого выдана банковская гарантия.
Банк-гарант, гарант — кредитная организация, выдающая банковскую гарантию.
Договор — договор о предоставлении банковской гарантии, заключаемый банком с принципалом.
Покрытие — денежные средства, предоставленные принципалом, в качестве обеспечения в соответствии с заключенным банком договором о предоставлении банковской гарантии.
Принципал — юридическое или физическое лицо, в обеспечение обязательств которого банк-гарант выдает банковскую гарантию.
Услуги банка: виды, документальное оформление
Основанием для получения организацией банковских услуг является договор, заключенный с кредитным учреждением. В рамках соглашения с банком Ваша фирма может:
- Получать услуги открытия и сопровождения банковских счетов;
- Осуществлять различные виды платежей по поручению компании (расчетно-кассовое обслуживание);
- Оформлять кредиты;
- Получать в пользование сейфы и депозитные ячейки (на условиях лизинга);
- Передавать собственное имущество в доверительное управление;
- Осуществлять валютные операции;
- Получать услуги инкассации наличности;
- Осуществлять прочие операции, предусмотренные банковским соглашением.
Получение фирмой банковских услуги предусматривает оформление следующих документов:
- Акт выполненных работ (услуги инкассации, сопровождения счета и т.п.);
- Акт приема-передачи имущества (услуги лизинга, доверительного управления собственностью);
- Банковская выписка (осуществление платежей, переводов).
Начислены проценты по депозиту — проводка в бухгалтерском учете и ее значение для налогового учета
Как мы уже отметили, периодичность начисления процентов, так же как и их ставка, — одно из обязательных условий договора. При начислении процентов у организации — владельца средств на основании банковских документов должна быть сформирована следующая проводка:
Дт 76 Кт 91.1
Проценты по депозитам должны быть обязательно учтены в качестве внереализационных доходов при расчете налога на прибыль, если организация применяет основной режим, или единого налога при УСН по мере их начисления (либо поступления) — п. 6 ст. 250 НК РФ.
Проценты могут перечисляться на расчетный счет лица по мере их начисления, а могут накапливаться на депозитном счете и выплачиваться единовременно лишь по истечении срока договора. Перечисление процентов на расчетный счет отразится корреспонденцией:
Дт 51 Кт 76
Учет прочих расходов НКО в 1С: Бухгалтерии ред. 3.0
Опубликовано 11.09.2020 20:16 Каждая некоммерческая организация, равно как и коммерческая, в своей деятельности сталкивается с прочими расходами, такими как расходы на услуги банка, штрафные санкции, расходы по возмещению убытков и пр. О том, как отражать такие расходы в учете некоммерческих организаций мы и поговорим сегодня в нашей статье.
Отражение в учете НКО расходов на услуги банка
Начнем, пожалуй, с банковских расходов, с которыми ежедневно сталкивается любая организация.
Банк – коммерческая организация и за свои операции взимает плату. К таким операциям относятся, например, обслуживание расчетного счета, проведение платежного поручения, пересчет наличных, предоставление заверенных копий документов и пр. Кредитное учреждение в рамках договора банковского счета сразу спишет комиссию за проведение операции с расчетного счета. Организации не придется для этого делать никаких дополнительных действий, и списанная банком комиссия найдет свое отражение в банковской выписке.
Сегодня практически все организации получают банковские выписки электронно в системе Клиент Банк. Далее в программе 1С: Бухгалтерия можно действовать двумя способами:
1) Отразить операции по выписке в ручном режиме;
2) Загрузить выписку с помощью файла, сформированного в системе Клиент Банк.
Большинство организаций действуют вторым способом.
Итак, в системе Клиент Банк нужно сформировать выписку за определенную дату в формате «1с» — это текстовый формат файла с расширением « .txt», по умолчанию имя файла «kl_to_1c».
Затем в программе в разделе «Банк и Касса» выбираем пункт «Банковские выписки»:
В открывшемся окне нажимаем кнопку «Загрузить»:
Программа предложит выбрать файл с диска – тот самый, который мы сохранили из Клиент Банка:
После выбора загрузочного файла и нажатия на кнопку «ОК» программа начнет загрузку выписки. По окончании загрузки будет указано сколько документов загружено и на какую сумму, а самом журнале банковских выписок отразятся все загруженные операции:
В числе загруженных операций мы увидим и операцию по отражению комиссии банка. В нашем случае – плата за списание денежных средств по платежному поручению на оплату ТМЦ поставщику.
По умолчанию плату за услуги банка программа отражает операцией с видом «Комиссия банка»:
Это предусматривает формирование проводки с использованием счета 91.02 «Прочие расходы»:
Типовая 1С: Бухгалтерия ред. 3.0 предусматривает учет в коммерческих организациях. А согласно Плану счетов бухгалтерского учета (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н) расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетами учета расчетов. Поэтому при выборе вида операции «Комиссия банка» программа отражает проводки по учету в коммерческих организациях.
В случае, когда некоммерческие организации ведут учет не в отраслевом решении, а в типовой 1С: Бухгалтерии ред. 3.0, то расходы, связанные с уставной (некоммерческой) деятельностью, они отражают на счетах 20, 26 с последующим их списанием на счет 86 (а не на 90 счет, как в коммерческих организациях).
В случае с комиссией банка можно действовать двумя способами:
1 способ. С использованием счетов 20 и 26
2 способ. С использованием напрямую счета 86
При выборе любого из способов для отражения банковской комиссии необходимо выбирать вид операции «Прочее списание». То есть, загрузив автоматически банковскую выписку, нужно войти в операцию по отражению комиссии и изменить вид операции с «Комиссия банка» на вид операции «Прочее списание»:
После чего необходимо выбрать вместо счета 91 счет 26 либо 86 – в зависимости от выбранного способа:
1 способ. С использованием счетов 20 и 26.
При выборе данного способа в конце месяца все затраты, собранные на счете 26, операцией «Закрытие месяца» (в режиме ручной корректировки) закрываются на счет 86:
2 способ. С использованием напрямую счета 86.
Для упрощения учета можно комиссию банка сразу отражать на 86 счете (по аналогии отражения комиссии на 91 счете в коммерческих организациях). В этом случае в загруженной операции по списанию комиссии банка выбрать счет 86.02:
Отражение в учете НКО штрафов и пеней по налогам и сборам
В программе 1С: Бухгалтерия ред. 3.0 не предусмотрено специального документа для отражения штрафных санкций за несвоевременную сдачу отчетности и уплату налогов. Начисление пеней и штрафов происходит с помощью документа «Операции, введенные вручную» в разделе «Операции»:
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н) для отражения сумм причитающихся налоговых санкций предусмотрен счет 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом учета расчетов с бюджетом по налогам:
Дт 99.01 Кт 68,69
Здесь опять оговоримся, что такая проводка делается в коммерческих организациях.
В некоммерческих же организациях вместо счета 99 используется счет 86:
Еще один важный момент, вызывающий вопросы: какой датой начислять штрафные санкции?
Когда пени и штрафы были начислены организации в результате проверки контролирующих органов, то датой будет момент вступления в силу соответствующего решения ФНС.
В случае, если плательщик самостоятельно обнаружил, к примеру, недоплату по налогу, то он может доплатить налог, а вот пени можно не уплачивать самостоятельно, а дождаться требования из ФНС.
Когда же организация сдает уточненную декларацию (расчет), которая привела к увеличению суммы налога (взноса), то, чтобы избежать штрафа, до подачи уточненки необходимо заплатить налог/взнос и пени. В таком случае датой начисления пеней будет дата утверждения расчета (включая расчет пеней) руководителем компании.
Отражение в учете НКО штрафных санкций по договорам с контрагентами
В отличие от налоговых штрафных санкций для санкций по договорам с контрагентами в программе предусмотрен специальный документ «Начисление пеней», который находится в разделе «Продажи» — «Расчеты с контрагентами».
К примеру наша некоммерческая организация, помимо уставной деятельности, занимается сдачей собственного здания на территории поселка в аренду. Так 17 июня она заключила договор аренды с ООО «Ромашка», согласно которому срок оплаты за аренду здания установлен 5 дней.
Чтобы программа автоматически могла рассчитать штрафные санкции по договору, необходимо этот срок указать при создании договора контрагента (справочник «Контрагенты»):
За июнь-август была начислена арендная плата:
Однако денежные средства от ООО «Ромашка» по состоянию на 10 сентября не поступили.
В программе 1С: Бухгалтерия ред. 3.0 начисление пеней по договорам с контрагентами отражается специальным документом: «Продажи» – «Расчеты с контрагентами» – «Начисление пеней»:
Создадим новый документ:
Заполним контрагента, договор, ставку пени и нажмем кнопку «Заполнить» для заполнения табличной части:
Программа рассчитает пени автоматически, останется только провести документ:
После проведения сформируются проводки:
Обратите внимание, что данный документ некоммерческие организации используют, как правило, в случае ведения предпринимательской деятельности. Однако вопрос начисления штрафных санкций актуален и при ведении уставной деятельности.
Например, согласно Положению о начислении членских взносов, как правило, всегда предусмотрены санкции за их неуплату в определенный срок. В этом случае штрафные санкции придется начислять аналогично налоговым пеням – через документ «Операция» вручную:
Основанием для начисления таких пени являются решение суда, либо факт признания их плательщиком (фактическая уплата):
Важно! Некоммерческие организации на упрощенке могут не учитывать доходы по статье 251 НК РФ. Перечень доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии со статьей 251 Кодекса, является закрытым. В данной статье доходы в виде пени за несвоевременную уплату членских взносов отсутствуют, поэтому данные доходы подлежат налогообложению налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Автор статьи: Анна Куликова
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов
Добавить комментарий
Комментарии
0 Анна 17.02.2022 14:56 Добрый день! Я правильно понимаю в учёте отражается только факт поступления пени, а начисление пени на л/с и соответсвенно задолженность по пени ни как не отражается?
Цитировать
Обновить список комментариев
JComments
Схема счета 40817 «Физические лица»
Таблица 1.
Корреспон- дирующий счет | Операции, отражаемые по дебету счета 40817 | Операции, отражаемые по кредиту счета 40817 | Корреспон- дирующий счет |
Кредит счета | Сальдо начальное (СН ) –остаток денежных средств на карточном счете клиента – физического лица. | Дебет счета | |
20202 | Получение денежных средств в кассе банка-эмитента карты (снятие наличных). | Внесение денежных средств физическим лицом в кассу банка, выпустившего платежную карту. | 20202 |
20208 | Получение наличных денежных средств в банкоматах и платежных терминалах этого же банка (банка-эмитента). | Перечисление денежных средств на карту с депозитного счета, открытого в этом же банке. | 42301-42307 |
30233 | Получение наличных денежных средств в банкоматах и платежных терминалах других банков (участников этой же платежной системы). | Зачисление суммы заработной платы, если счет работодателя открыт в этом же банке. | 401-408 |
45501-45510 | Выплаты основного долга по ранее взятому кредиту в этом же банке | Поступления на карточный счет платежей из других банков. | 30102 |
70601 | Выплаты процентов по ранее взятому кредиту в этом же банке. | Предоставление кредита по кредитной карте или зачисление валюты кредита в соответствии с кредитным договором. | 45501-45510 |
30233, 30232 | Приобретение товаров, работ и услуг в предприятиях розничной торговли. Перевод клиентам других банков. | Внесение денежных средств владельцев карты в платежном терминале этого же банка. | 20208 |
40817 | Перевод денежных средств клиенту этого же банка. | Внесение денежных средств наличными владельцем карты в банкоматах и платежных терминалах других банков (участников этой же платежной системы). | 30233, 30232 |
70601 | Уплата комиссионных и иных платежей в пользу банка за обслуживание. | Зачисление рублевого эквивалента при продаже клиентом-держателем карты иностранной валюты . | 47405 |
47405 | Перечисление рублевых средств для приобретения иностранной валюты в этом же банке. | Зачисление клиенту рублевого эквивалента от продажи драгоценных металлов с обезличенного металлического счета. | 20309 |
20309 | Приобретение клиентом драгоценных металлов для зачисления на обезличенный металлический счет в этом же банке. | Зачисление клиенту денежных средств от продажи его ценных бумаг на фондовом рынке. | 47403 |
47403 | Приобретение клиентом ценных бумаг на фондовом рынке. |