Учет малоценного оборудования и запасов в программе 1с:бухгалтерия 8 редакция 3.0


Учет малоценных объектов по ПБУ 6/01

Малоценные объекты — это имущество, которое по всем своим характеристикам, кроме стоимости, соответствует определению основных средств (п. 4 ПБУ 6/01):

  • предназначены для использования в производстве или управленческой деятельности;
  • используются долгое время — более 12 месяцев;
  • не предназначены для перепродажи;
  • приносят экономические выгоды компании.

Однако стоимость малоценки не должна превышать 40 000 рублей, иначе такое имущество нужно учитывать как основное средство (п. 5 ПБУ 6/01). Если лимит не превышен, то малоценку учитывают в составе материально-производственных запасов (Письмо Минфина России от 02.03.2021 N 07-01-09/14384). Для учета малоценки можно использовать субсчет, открытый к счету 10. При передаче малоценки в эксплуатацию ее стоимость списывается на счета затрат.

Примеры малоценки — это инструменты, недорогие компьютеры, канцелярские принадлежности, мелкая техника и так далее. Дырокол и степлер явно стоят меньше 40 000 рублей, но при этом срок их полезного использования превышает 12 месяцев.

Немного истории

Деньги, потраченные организацией на приобретение определенных предметов, не стоит вносить в статью расходов. Эти вещи могут быть использованы в течение долгого времени, а могут иметь и одноразовое применение. В первом случае речь идет об основных средствах. А вот во втором – об оборотных. И расход признают в момент списания. Так думали и думают бухгалтеры. Но еще в прошлом веке специалисты в этой сфере пришли к важному решению: предметы, которыми пользуются несколько лет и которые при этом имеют довольно низкую стоимость, сложно причислять к основным средствам. Потому наши коллеги решили убрать из упомянутой категории определенную часть объектов. Их назвали малоценными быстроизнашивающимися предметами (МБП) и включили в состав оборотных средств.

Проводки для списания малоценки в соответствии с ПБУ 6/01

Например, компания купила набор инструментов за 12 000 рублей, в том числе НДС 20% — 2 000 рублей. Инструменты сразу же были переданы инженеру для обслуживания производственного участка. Бухгалтер сделает следующие проводки.

ДебетКредитСуммаОписание
10.096010 000Набор инструментов оприходован как МПЗ по стоимости без НДС
19602 000Учтен «входящий» НДС
605112 000Перечислена поставщику оплата за набор инструментов
68192 000«Входящий» НДС принят к вычету
2510.0910 000Набор инструментов передан в эксплуатацию и списан в расходы

Несмотря на то, что малоценка была списана в расходы, нужно учитывать и контролировать ее движение на забалансовых счетах (п. 5 ПБУ 6/01).

Списание малоценных ОС

При списании малоценных ОС оформляется акт на списание по форме МБ-8. Также компания при желании может разработать собственную форму документа, при этом соблюдая все данные, которые в ней необходимо указать. Какая именно форма документа будет использоваться компанией должна быть прописана в учетной политике.

До непосредственного оформления списания малоценного ОС потребуется соответствующее решение специальной комиссии. Такая комиссия определяет, какой объект больше не будет использоваться в производстве. Если требуется сразу списать несколько объектов ОС, то по каждому из них отдельно необходимо оформить акт списания. Общий документ оформить можно только для объектов, принадлежащих к одному типу.

Акт списания оформить следует в одном экземпляре. После его оформления и подписания списанное имущество подлежит перемещению в утиль, а документ – передачи в бухгалтерию. Когда заполняется акт, следует учитывать, что он должен содержать следующую информацию:

  • наименование объекта, подлежащего списанию;
  • сведения о номенклатуре и инвентарный номер ОС;
  • ед. измерения;
  • количество и стоимость ОС;
  • сведения по объекту из его паспорта;
  • дата ввода объекта в эксплуатацию;
  • дата списания объекта;
  • причины списания объекта.

Заполненный акт должен подписываться всеми членами комиссии, а кладовщик отмечает дату поступления объекта ОС, подлежащего ликвидации, на склад.

Важно! Если организация самостоятельно разработала форму для акта списания, то следует помнить, что заполняться она должна по выше указанным принципам.

Учет малоценных объектов по ФСБУ 6/2020

Применять ФСБУ 6/2020 можно с 2022 года, но обязательным он станет только начиная с отчетности за 2022 год. Федеральный стандарт устанавливает следующие критерии основных средств:

  • имеет материально-вещественную форму;
  • предназначен для использования в производственной или управленческой деятельности;
  • используется в периоде более 12 месяцев;
  • приносит экономические выгоды в будущем.

В целом определение максимально близко к таковому в ПБУ 6/2001. Однако в отличии от ПБУ, федеральный стандарт не устанавливает конкретного лимита стоимости основных средств.

Лимит стоимости основных средств компания устанавливает самостоятельно с учетом существенности информации о таких активах. Решение об установленном лимите раскрывают в бухгалтерской отчетности. Если стоимость купленного имущества оказывается ниже лимита, его называют малоценным.

Основное отличие от ПБУ 6/2001 в том, что малоценное имущество сразу списывают в состав расходов в том периоде, в котором эти расходы совершены (п. 5 ФСБУ 6/2020). Ставить его на учет как материально-производственный запас нельзя. Затраты, связанные с покупкой малоценки, ее настройкой и установкой, также списывают в расходы.

Однако, несмотря на списание в расходы, организация все так же обязана обеспечить достоверный учет и контроль движения малоценных активов (п. 5 ФСБУ 6/2020). Для этого можно:

  • открыть забалансовые счета для учета малоценки;
  • разработать отдельные бухгалтерские регистры для учета малоценных объектов.

Критерии отнесения товаров к БМП

В названии этого термина уже заложены два принципа: маленькая цена и срок службы – быстрый износ. Основным критерием был стоимостный лимит и срок службы. Лимит время от времени менялся. А вот под сроком службы всегда понимали один год. Значит, теоретически могло быть всего четыре варианта отнесения приобретенных вещей к рассматриваемой нами категории:

  1. Предмет стоит меньше денежного лимита, но эксплуатируется более одного года.
  2. Вещь стоит меньше лимита, но и служит меньше года.
  3. Предмет стоит более лимита, служит больше 12 месяцев.
  4. Объект стоит меньше лимита и служит менее года.

Раньше только четвертую группу могли бы отнести к МБП и назвать оборотными средствами. Изначально предполагалось, что первая, вторая и третья группы будут отнесены к основным средствам. Но на практике люди помнили о ценовом лимите и забывали о времени службы. Так МБП стали самостоятельной группой. Целые кафедры институтов занимались исследованиями малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Проводки для списания малоценки в соответствии с ФСБУ 6/2020

Для списания малоценки есть два варианта проводок, которые бухгалтер может использовать в соответствии с ФСБУ 6/2020.

Вариант 1 — Списание на счета затрат

В таком случае полученные от поставщика малоценные объекты сразу попадают на затратные счета 20, 23, 25, 26, 29 или 44. Но есть особенность.

При списании стоимость малоценки должна в полном объеме попасть на счет 90. Однако из вышеперечисленных счетов полностью на счет 90 закрываются только счета 26 и 44. Другие включают в себя стоимость незавершенного производства (20 и 29), либо распределяются на незавершенку (25).

Для этого к счетам 20, 25 и 29 можно открыть субсчет «Малоценные имущество» и списывать его в полном объеме на счет 90.

ДебетКредитОписание
26/44 или 20, 23, 25,29 субсчета «Малоценное имущество»60Отражено поступление малоценного имущества от поставщика
1960Отражен «входящий» НДС
6051Перечислена оплату поставщику
6819«Входящий» НДС принят к вычету
9026/44 или 20, 23, 25,29 субсчета «Малоценное имущество»Стоимость малоценки списана в состав расходов

Вариант 2 — Списание на счет 90

Второй вариант проще — можно сразу списать малоценку на счет 90. Недостаток способа в том, что бухгалтер не сможет увидеть аналитику расходов. Поэтому первый способ более предпочтителен.

ДебетКредитОписание
9060Поступило малоценное имущество и сразу списано в расходы
1960Отражен «входящий» НДС
6051Перечислена оплату поставщику
6819«Входящий» НДС принят к вычету

Как работать с МБП. Теоретики vs практики

Практикой выработалось несколько вариантов:

1. Приходовались и передавались в эксплуатацию предметы на 12 счет «Малоценные быстроизнашивающиеся предметы». Они проходили по стоимости приобретения в активе. А в конце каждого месяца списывалась на расходы 1/12 этой цены. Т. е. срок эксплуатации мог быть и более года, но стоимость оборудования или, скажем, инвентаря списывалась именно за 12 месяцев.

2. При сдаче в эксплуатацию объекта начислялся сразу износ в 50 %. А остальные 50 % – в момент его списания.

Вторым вариантом пользовались, конечно, чаще. Он был более прост для бухгалтера. К тому же у первого были свои недостатки. В месяц покупки в балансе проходила вся стоимость объекта, а это нелогично увеличивало прибыль данного месяца. Далее, конечно, равномерное начисление износа уменьшало прибыль последующих отчетных периодов, но это было не совсем корректно. С научной точки зрения оба варианта являлись несовершенными.

Был еще один недостаток в учете МБП. Есть такие вещи, цена которых мала. Практикующие бухгалтеры настояли на том, что эти предметы сразу списывались на текущие расходы. И тут не нужна никакая амортизация и износ. Весьма удобно, не так ли? Но теоретиков очень смущал такой подход. Впрочем, на исход дела их мнение не особо повлияло. Практика остается практикой, ведь это все снижало прибыль предприятия в месяце закупки, а значит, упрощало работу бухгалтеров.

Позднее решили отменить МБП, однако это не устранило проблему. Но это все – день вчерашний. А сегодня малоценные и быстроизнашивающиеся предметы все еще существуют, и ведется их учет. О том, как это происходит, и пойдет речь далее. Итак, МБП: что это такое и с чем его едят?

Групповой учет малоценки

Руководствуясь принципом существенности, эксперты склоняются к тому, что при большом количестве малоценки информация о ее стоимости может быть существенной. Следовательно, ее единоразовое списание в состав расходов приведет к искажению бухгалтерской отчетности.

В таком случае отдельные малоценные объекты нужно объединить для целей учета в однородные группы. ФСБУ 6/2020 не предусматривает порядок группового учета. Для объединения объектов в группу нужно контролировать выполнение следующих условий в соответствии с Рекомендациями Р-126/2021-КпР от ООО «НРБУ “БМЦ”»:

  • управление однородными объектами групповой единицы и их финансирование происходит на единой основе, то есть управленческие решения в отношении этих объектов взаимно обусловлены;
  • объекты группы однородны и выполняют одинаковую функцию;
  • объекты в группе настолько однородны, что на группу в целом можно установить единую норму амортизации;
  • состав статей затрат, в которые включается амортизация групповой единицы учета, и способы распределения амортизации по этим статьям не отличаются от состава статей и способов распределения, как если бы амортизация начислялась по каждому объекту групповой единицы учета;
  • все объекты группы относятся к одной группе основных средств в соответствии с п. 11 ФСБУ 6/2020;
  • все объекты групповой единицы учета входят в одну единицу, генерирующую денежные средства, или являются корпоративными активами в соответствии с п. 6 МСФО IAS 36 «Обесценение активов» (кроме организаций, не применяющих п. 38 ФСБУ 6/2020).

Однако Рекомендации ООО «НРБУ “БМЦ”» носят лишь рекомендательный характер. В стандарте положений о групповом учете нет. Вероятно, следует ждать разъяснения Минфина.

Счета для учета МБП

Для учета передвижения МБП и их износа используют разные счета: 13, 12, 15, 16, 48… Все действия, связанные с поступлением МБП, — такие же, как и при учете материалов, т. е. используются 15, 16 счета. Тогда все операции отражают предварительно в ДТ15. Далее приходуют и списывают на 16 счет МБП.

Вышедшие из строя предметы оформляют через акт выбытия.

Что ж, мы с вами рассмотрели такое понятие, как МБП: что это, как осуществляется учет предметов данной категории и их списание. Хотелось бы надеяться, что время, потраченное на прочтение материала, не прошло для вас впустую.

Отражение малоценки в отчетности в соответствии с ФСБУ 6/2020

Расходы на приобретение малоценного имущества отражаются в бухгалтерской отчетности следующим образом.

Форма отчетностиПорядок отражения
Бухгалтерский балансАванс за малоценку включается в ту же статью, куда попадают платежи, связанные с авансами по капитальным вложениям
Отчет о финансовых результатахРасходы включаются в ту статью, в которую бы включилась амортизация, если бы имущество признали основным средством
Приложение к отчету о финансовых результатахВместе с амортизацией
Отчет о движении денежных средствВ составе денежных потоков от инвестиционных операций

Ведите учет малоценного имущества в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. В системе легко вести учет, начислять зарплату, отчитываться через интернет. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]