Что проверить в годовом балансе до его представления в ГИР БО: оценочные обязательства


Когда создавать резервы предстоящих расходов

Резерв создавайте, если учреждение будет обязано произвести расходы, эту обязанность можно оценить, но срок ее исполнения и время, когда надо будет платить, неопределенны (п. , СГС «Резервы»).

Сроки и порядок создания резерва установите в учетной политике. Учтите особенности деятельности учреждения. Определите, какие резервы необходимы, как их оценивать, когда отражать в учете, какую аналитику счета 401.60 будете применять.

Формировать резервы можно по любому источнику финансирования: 1, 2, 4, 5, 7. Если решили создать резерв по КФО 5, остаток по неиспользованной сумме резерва надо будет вернуть в бюджет. Исключение – если учредитель примет решение оставить средства на следующий год для тех же целей.

Учреждение вправе создавать резервы:

  • по претензиям, искам;
  • гарантийному ремонту;
  • убыточным договорным обязательствам;
  • на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации;
  • на оплату обязательств, по которым не поступили расчетные документы;
  • реструктуризации;
  • на оплату отпусков;
  • по сомнительным долгам;
  • под снижение стоимости запасов.

Такие виды резервов перечислены в пункте 6 СГС «Резервы», пункте 11 СГС «Доходы», пункте 32 СГС «Запасы», пункте 302.1 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, письме Минфина от 20.05.2015 № 02-07-07/28998. Порядок учета резервов – в пунктах , 302.1 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, письмах Минфина от 14.01.2016 № 02-07-10/604, от 31.10.2014 № 02-07-10/55586.

Обязательные бухгалтерские резервы 2020–2021: классификация, виды, нормативные акты

Резервы в бухучете можно разделить на 3 группы:

  • уточняющие — предназначены для корректировки балансовой стоимости некоторых активов (резервы под обесценение МПЗ и (или) финвложений, резерв по сомнительным долгам);
  • условные — резервы, связанные с появлением у фирмы условных фактов хозяйственной деятельности (обусловленные наступлением в будущем высоковероятных событий: заведомо проигрышного судебного разбирательства; реструктуризации фирмы и др.);
  • целевые — резервы предстоящих расходов на конкретные цели (например, на гарантийный ремонт, предстоящую оплату отпусков и др.).

Первая группа резервов отражается на специально предназначенных для них счетах:

  • 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»;
  • 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений»;
  • 63 «Резервы по сомнительным долгам».

С нюансами сомнительного резерва знакомьтесь с помощью материала «Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете».

Каждый из указанных видов резервов этой группы подчиняется своим законодательным требованиям:

  • с 2022 года оценивать МПЗ и решать вопрос с созданием / корректировкой резерва под их обесценение нужно на каждую отчетную дату (разд. III ФСБУ 5/2019 «Запасы»). Ранее резерв создавался по результатам годовой инвентаризации (п. 25 ПБУ 5/01);

Порядок работы с резервом под обесценение МПЗ по правилам нового ФСБУ 5/2019 подробно описан в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.

  • при наличии признаков обесценения финвложений резерв создается в соответствии с пп. 37–39 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» (утв. приказом Минфина РФ от 10.12.2002 № 126н);
  • появление сомнительных долгов требует от фирмы создания резерва в соответствии п. 70 положения по ведению бухучета и отчетности (утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н), п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н).

Резервы из 2-й и 3-й групп носят название оценочных обязательств и формируются исходя из требований ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (утв. приказом Минфина РФ от 13.12.2010 № 167н).

В следующих разделах остановимся на нюансах формирования одного из обязательных бухгалтерских резервов — по оплате предстоящих отпусков.

Резерв по претензиям, искам1

Рассчитайте резерв по претензиям и искам, если получили претензию, по которой не будет судебного разбирательства, либо исковое требование, по которому будет судебное урегулирование. Также резерв рассчитайте в случае, если получили исполнительный документ, из которого неясно, кому платить и по какому КБК. Например, в учреждение поступил иск на уплата штрафа, а реквизитов для его перечисления нет.

Такие правила – в пункте 11 СГС «Резервы», разделе 2, пункте 4.1 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина от 05.08.2019 № 02-07-07/58716. Дополнительные разъяснения дает Минфин в письмах от 19.10.2018 № 02-07-10/75145, от 13.10.2017 № 02-06-10/67177, от 22.04.2016 № 02-06-10/23392.

Пример: как рассчитать резерв по претензионным требованиям и искам

Учреждение «Альфа» просрочило оплату по контракту с ООО «Мастер». ООО обратилось в суд. Судебное заседание состоится в 2020 году. В 2022 году юрист учреждения с высокой степенью вероятности оценил, что судебное решение будет не в пользу учреждения. Бухгалтер «Альфы» рассчитал, что выплата ООО «Мастер» составит:

  • 1700 руб. – пени;
  • 200 руб. – судебные издержки ООО «Мастер».

Бухгалтер рассчитал величину данного резерва по претензионным требованиям и искам на 2022 год: 1700 руб. + 200 руб. = 1900 руб.

Учет резерва по претензиям и искам ведите на счете 401.60 «Резервы предстоящих расходов». Используйте отдельный код аналитики, например, счет 401.62. Закрепите в учетной политике, что этот счет используется для резерва по претензиям и искам.

Резерв примите к учету в полной сумме претензионных требований и исков с учетом экспертного мнения. В случае досудебного урегулирования отразите резерв на дату получения претензионного требования. Если досудебного урегулирования не будет – на дату уведомления о принятии иска. Об этом – в пункте 11 СГС «Резервы».

По претензиями и искам, которые предъявлены к публично-правовому образованию и подлежат удовлетворению за счет казны, резерв признайте в бухучете в двух случаях:

  • предполагается досудебное урегулирование предъявленных требований;
  • есть основания для обжалования судебного акта.

Если эти условия не выполняются, в бухучете отразите обязательство по судебному акту — исполнительному документу. Резерв в бухучете не признавайте. Об этом сказано в пункте 12 СГС «Резервы».

Проводки, как учесть резерв по претензиям и искам, зависят от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Проводки содержатся в пунктах 124.1–124.2, 141.2 Инструкции № 162н.

Содержание операции Дебет Кредит
Создан резерв по претензиям, искам КРБ.1.401.20.29Х КРБ.1.401.62.29Х
Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва КРБ.1.501.93.29Х КРБ.1.502.99.29Х
Начислены расходы на использованный резерв:
по расчетам с поставщиками и подрядчиками КРБ.1.401.62.29Х КРБ.1.302.9Х.73Х
по оплате других налогов и платежей КРБ.1.303.05.731
Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств КРБ.1.501.13.29Х КРБ.1.501.93.29Х
Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно» КРБ.1.502.99.29Х КРБ.1.502.11.29Х
Смотрите, как детализировать статью КОСГУ 290 в части претензионных требований и применять детализацию кодов КОСГУ 730.

В учете бюджетных учреждений:

Проводки содержатся в пунктах 160.1, 167 Инструкции № 174н.

Содержание операции Дебет Кредит
Создан резерв по претензиям, искам 0.401.20.29Х 0.401.62.29Х
Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва 0.501.93.29Х 0.502.99.29Х
Начислены расходы на использованный резерв:
по расчетам с поставщиками и подрядчиками 0.401.62.29Х 0.302.9Х.73Х
по оплате других налогов и платежей 0.303.05.731
Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств 0.501.13.29Х 0.501.93.29Х
Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно» 0.502.99.29Х 0.502.11.29Х
Смотрите, как детализировать статью КОСГУ 290 в части претензионных требований и применять детализацию кодов КОСГУ 730.

В учете автономных учреждений:

Проводки содержатся в пунктах 189, 196 Инструкции № 183н.

Содержание операции Дебет Кредит
Создан резерв по претензиям, искам 0.401.20.29Х 0.401.62.29Х
Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва 0.501.93.29Х 0.502.99.29Х
Начислены расходы на использованный резерв:
по расчетам с поставщиками и подрядчиками 0.401.62.29Х 0.302.9Х.73Х
по оплате других налогов и платежей 0.303.05.731
Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств 0.501.13.29Х 0.501.93.29Х
Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно» 0.502.99.29Х 0.502.11.29Х
Смотрите, как детализировать статью КОСГУ 290 в части претензионных требований и применять детализацию кодов КОСГУ 730.

Отражение в учетной политике

Когда учреждение принимает решение о формировании резерва, данный факт необходимо закрепить в учетной политике (п. 302.1 Инструкции №157н). В частности, подлежат закреплению порядок и методы формирования оценочного значения, которые зависят от вида создаваемого резерва.

Для этого необходимо определить:

  • виды резервов, которые будут создаваться в учете (например, резерв для оплаты отпусков, резерв на восстановление основных средств и т.д.);
  • дату, на которую будет формироваться резерв (отчетная дата, последнее число месяца или любая другая дата);
  • порядок формирования резерва (способ определения его оценочного значения).

Следует отметить, что необходимо определить и порядок действий в случае избыточности суммы начисленного резерва. Относить остаток на следующие периоды или корректировать размер резерва.

При недостаточности сумм начисленного резерва затраты по погашению обязательства отражаются в учете как текущие.

Резерв по гарантийному ремонту1

Порядок, как рассчитать резерв по гарантийному ремонту, установите в учетной политике. Резерв создавайте, если учреждение реализует товары, работы, услуги, на которые предоставляет гарантию на ремонт или текущее обслуживание. При этом в договоре с заказчиком должно быть указано условие об этом и случаи, когда ремонт оказывать. Резерв рассчитайте на дату, когда передаете работы, услуги, товары покупателю.

Такие правила – в пунктах , СГС «Резервы», разделах , 4.3 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина от 05.08.2019 № 02-07-07/58716.

Пример: как рассчитать резерв по гарантийному ремонту

Учебная мастерская бюджетного учреждения «Альфа» в течение четырех лет производит мебель (парты, стулья). Гарантия на готовую продукцию – шесть месяцев.

В учетной политике бухгалтер установил, что расчет резерва по гарантийному ремонту производится на дату реализации мебели. Величина резерва зависит от коэффициента предельного размера резерва и выручки за тот период, в котором произведен расход.

30 ноября 2022 года учреждение заключило договор с бюджетным учреждением «ДЮСШ» на поставку мебели в сумме 110 000 руб. Бухгалтер рассчитал коэффициент предельного размера резерва. Этот показатель определяет качество производимой продукции и влияет на величину резерва.

Для расчета бухгалтер взял сумму выручки от реализации продукции и сумму расхода на гарантийный ремонт за последние три года, предшествующие дате реализации товара:

Год Выручка от реализации готовой продукции Расходы на гарантийный ремонт проданной мебели Предельный размер резерва на IV квартал (гр. 4 = гр. 3 : гр. 2)
1 2 3 4
2017 150 000,00 30 000,00 0,076
2018 280 000,00 15 000,00
2019 320 000,00 12 000,00
Итого за три года 750 000,00 57 000,00

Коэффициент предельного размера резерва составил 0,076. Чтобы сформировать резерв в IV квартале 2022 года, бухгалтер взял выручку от реализации мебели за IV квартал 2022 года – 110 000 руб.

Величина резерва по гарантийному ремонту составит 8360 руб. (110 000 руб. × 0,076).

Учет сумм резерва по гарантийному ремонту ведите на счете 401.60 с дополнительной аналитикой, например, 401.63. Проводки, как создать и использовать резервы, зависят от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Проводки содержатся в пунктах 124.1–124.2, 141.2 Инструкции № 162н.

Содержание операции Дебет Кредит
Создан резерв по гарантийному ремонту КРБ.1.401.20.22Х КРБ.1.401.63.22Х
Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва КРБ.1.501.93.22Х КРБ.1.502.99.22Х
Начислены расходы на использованный резерв КРБ.1.401.63.22Х КРБ.1.302.9Х.73Х
Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств КРБ.1.501.13.22Х КРБ.1.501.93.22Х
Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно» КРБ.1.502.99.22Х КРБ.1.502.11.22Х
Смотрите, как детализировать коды КОСГУ по расходам и применять детализацию кодов КОСГУ 730.

В учете бюджетных учреждений:

Проводки содержатся в пунктах 160.1, 167 Инструкции № 174н.

Содержание операции Дебет Кредит
Создан резерв по гарантийному ремонту 0.401.20.22Х 0.401.63.22Х
Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва 0.501.93.22Х 0.502.99.22Х
Начислены расходы на использованный резерв 0.401.63.22Х 0.302.9Х.73Х
Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств 0.501.13.22Х 0.501.93.22Х
Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно» 0.502.99.22Х 0.502.11.22Х
Смотрите, как детализировать коды КОСГУ по расходам и применять детализацию кодов КОСГУ 730.

В учете автономных учреждений:

Проводки содержатся в пунктах 189, 196 Инструкции № 183н.

Содержание операции Дебет Кредит
Создан резерв по гарантийному ремонту 0.401.20.22Х 0.401.63.22Х
Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва 0.501.93.22Х 0.502.99.22Х
Начислены расходы на использованный резерв 0.401.63.22Х 0.302.9Х.73Х
Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств 0.501.13.22Х 0.501.93.22Х
Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно» 0.502.99.22Х 0.502.11.22Х
Смотрите, как детализировать коды КОСГУ по расходам и применять детализацию кодов КОСГУ 730.

Резерв по убыточным договорным обязательствам1

Резерв по убыточным договорным обязательствам рассчитайте как разницу между затратами на выполнение договора и поступлениями от него. Основание для расчета – финансово-экономическое обоснование об убыточности дальнейшего исполнения договора, когда затраты на его исполнение превышают доход по этому договору.

Резерв рассчитывайте, только если условия исполнения договора изменились по не зависящим от учреждения причинам. По договорам, которые учреждение может расторгнуть в одностороннем порядке без штрафов, резерв по убыточным договорным обязательствам не создавайте. Такие правила – в пункте 14 СГС «Резервы», разделе 2, пункте 4.4 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина от 05.08.2019 № 02-07-07/58716.

Пример: как рассчитать резерв по убыточным договорным обязательствам

Учреждение заключило договор на поставку производимой продукции. Специалисты учреждения оценили, что производство продукции обойдется в 450 000 руб. Цена договора установлена в размере 500 000 руб.

В процессе производства продукции цены на материалы выросли, расходы на производство продукции составят 550 000 руб. Штраф за досрочное расторжение договора составляет 80 000 руб.

Учреждение признает договор заведомо убыточным, так как расходы по нему превышают предполагаемый доход, а для того, чтобы его расторгнуть, придется заплатить штраф.

Бухгалтер рассчитал сумму резерва:

500 000 руб. – 550 000 руб. = 50 000 руб.

Резерв признают в меньшей сумме убытка. Поэтому бухгалтер принял к учету резерв в сумме 50 000 руб.

Учет сумм резерва по убыточным договорным обязательствам ведите на счете 401.60 с дополнительной аналитикой, например, 401.64. Проводки, как создать и использовать резервы, зависят от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Проводки содержатся в пунктах 124.1–124.2, 141.2 Инструкции № 162н.

Содержание операции Дебет Кредит
Создан резерв по убыточным договорным обязательствам КРБ.1.401.20.2ХХ КРБ.1.401.64.2ХХ
Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва КРБ.1.501.93.2ХХ КРБ.1.502.99.2ХХ
Начислены расходы на использованный резерв КРБ.1.401.64.2ХХ КРБ.1.302.ХХ.73Х
Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств КРБ.1.501.13.2ХХ КРБ.1.501.93.2ХХ
Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно» КРБ.1.502.99.2ХХ КРБ.1.502.11.2ХХ
Смотрите, как детализировать коды КОСГУ по расходам и применять детализацию кодов КОСГУ 730.

В учете бюджетных учреждений:

Проводки содержатся в пунктах 160.1, 167 Инструкции № 174н.

Содержание операции Дебет Кредит
Создан резерв по убыточным договорным обязательствам 0.401.20.2ХХ 0.401.64.2ХХ
Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва 0.501.93.2ХХ 0.502.99.2ХХ
Начислены расходы на использованный резерв 0.401.64.2ХХ 0.302.ХХ.73Х
Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств 0.501.13.2ХХ 0.501.93.2ХХ
Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно» 0.502.99.2ХХ 0.502.11.2ХХ
Смотрите, как детализировать коды КОСГУ по расходам и применять детализацию кодов КОСГУ 730.

В учете автономных учреждений:

Проводки содержатся в пунктах 189, 196 Инструкции № 183н.

Содержание операции Дебет Кредит
Создан резерв по убыточным договорным обязательствам 0.401.20.2ХХ 0.401.64.2ХХ
Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва 0.501.93.2ХХ 0.502.99.2ХХ
Начислены расходы на использованный резерв 0.401.64.2ХХ 0.302.9Х.73Х
Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств 0.501.13.2ХХ 0.501.93.2ХХ
Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно» 0.502.99.2ХХ 0.502.11.2ХХ
Смотрите, как детализировать коды КОСГУ по расходам и применять детализацию кодов КОСГУ 730.

Резерв на демонтаж основных средств 1

Резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации рассчитывайте, если выполнены два условия. Первое — учреждение заплатит за разборку и утилизацию основного средства. Второе — участок, где был расположен объект, надо будет восстановить, например, убрать мусор, посадить траву.

Резерв рассчитайте на дату принятия к учету объекта основных средств, по которому планируете затраты. Основание, чтобы рассчитать резерв: обязанность по демонтажу прописана в договоре.

Например, при выводе объекта основных средств из эксплуатации учреждение обязано демонтировать его и восстановить участок, на котором был расположен этот объект. Такие правила – в пункте 15 СГС «Резервы», разделе 2 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина от 05.08.2019 № 02-07-07/58716.

Пример: как рассчитать резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации

Учреждение проводит военные сборы. Для этого оно строит летние домики на территории санатория. Ввод в эксплуатацию и принятие к учету – 1 июня. В условиях договора прописано, что по окончании проведения сборов домики надо снести, а территорию озеленить. Стоимость таких работ составит 200 000 руб., что подтверждено заключением эксперта.

1 июня бухгалтер принял к учету объекты и рассчитывает резерв в сумме планируемых расходов по демонтажу и восстановлению участка – 200 000 руб.

Учет сумм резерва по демонтажу и выводу основных средств из эксплуатации ведите на счете 401.60 с дополнительной аналитикой, например, 401.65. Одновременно с резервом примите к учету в составе нефинансовых активов будущие расходы на демонтаж и вывод ОС из эксплуатации. Проводки, как создать и использовать резервы, зависят от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Проводки содержатся в пунктах 124.1–124.2, 141.2 Инструкции № 162н.

Содержание операции Дебет Кредит
Создан резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации КРБ.1.401.20.2ХХ КРБ.1.401.65.2ХХ
Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва КРБ.1.501.93.2ХХ КРБ.1.502.99.2ХХ
Отражены будущие расходы на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации КРБ.106.ХХ.310 КРБ.1.401.60.310
Начислены расходы на использованный резерв КРБ.1.401.65.2ХХ КРБ.1.302.ХХ.73Х
Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств КРБ.1.501.13.2ХХ КРБ.1.501.93.2ХХ
Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно» КРБ.1.502.99.2ХХ КРБ.1.502.11.2ХХ
Смотрите, как детализировать коды КОСГУ по расходам и применять детализацию кодов КОСГУ 730.

В учете бюджетных учреждений:

Проводки содержатся в пунктах 160.1, 167 Инструкции № 174н.

Содержание операции Дебет Кредит
Создан резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации 0.401.20.2ХХ 0.401.64.2ХХ
Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва 0.501.93.2ХХ 0.502.99.2ХХ
Отражены будущие расходы на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации 0.106.ХХ.310 0.401.60.310
Начислены расходы на использованный резерв 0.401.64.2ХХ 0.302.ХХ.73Х
Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств 0.501.13.2ХХ 0.501.93.2ХХ
Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно» 0.502.99.2ХХ 0.502.11.2ХХ
Смотрите, как детализировать коды КОСГУ по расходам и применять детализацию кодов КОСГУ 730.

В учете автономных учреждений:

Проводки содержатся в пунктах 189, 196 Инструкции № 183н.

Содержание операции Дебет Кредит
Создан резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации 0.401.20.2ХХ 0.401.64.2ХХ
Принято отложенное обязательство на сумму созданного резерва 0.501.93.2ХХ 0.502.99.2ХХ
Отражены будущие расходы на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации 0.106.ХХ.310 0.401.60.310
Начислены расходы на использованный резерв 0.401.64.2ХХ 0.302.9Х.73Х
Отражены в учете расходные обязательства за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств 0.501.13.2ХХ 0.501.93.2ХХ
Уменьшены ранее отраженные отложенные обязательства методом «Красное сторно» 0.502.99.2ХХ 0.502.11.2ХХ
Смотрите, как детализировать коды КОСГУ по расходам и применять детализацию кодов КОСГУ 730.

СГС «Резервы»

Напомним, порядок признания (принятия к бухгалтерскому учету) и оценки резервов, а также порядок раскрытия информации о них установлены в СГС «Резервы».

Данный стандарт следует применять при формировании резервов:

1) по претензиям, искам;

2) по реструктуризации;

3) по гарантийному ремонту. По мнению Минфина, резерв по гарантийному ремонту целесообразно создавать, чтобы «гарантийные» расходы не оказывали существенного влияния на себестоимость продукции и распределялись равномерно в течение года (разд. 4.3 Методических рекомендаций[3]);

4) по убыточным договорным обязательствам;

5) на демонтаж и вывод из эксплуатации основных средств. В разделе 4.5 Методических рекомендаций чиновники финансового ведомства разъяснили, что резерв на демонтаж и вывод из эксплуатации основных средств создается только при наличии в договоре купли-продажи (соглашении) обязательного условия, согласно которому при выводе основных средств из эксплуатации субъект учета обязан осуществить демонтаж имущества и восстановить участок, на котором был расположен демонтируемый объект основных средств, либо в случае, если такие затраты являются условием использования объекта.

Минфин в разд. 1 Методических рекомендаций разъяснил, когда не применяется СГС «Резервы».

Во-первых, когда выполняются:

– публичные нормативные обязательства, за исключением обязательств по выплатам, осуществляемым в результате реструктуризации деятельности. Например, публичным нормативным обязательством является осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5‑ФЗ «О ветеранах». Но при выполнении публичных обязательств резерв формируется;

– обязательства по осуществлению выплат физическим лицам в связи с исполнением трудовых функций работниками, государственными и муниципальными служащими, лицами, замещающими государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, а также выплат персоналу (сотрудникам) в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны, за исключением обязательств по выплатам, осуществляемым в результате реструктуризации деятельности. Например, не формируется резерв по заработной плате, а также по обязательствам по переподготовке и (или) перемещению персонала, не подлежащего сокращению при проведении реструктуризации;

– обязательства перед юридическими лицами, ИП, физическими лицами – производителями товаров, работ, услуг на основании договоров, если иное не предусмотрено СГС «Резервы»;

– обязательства, возникающие по незавершенным договорам, за исключением обременительных договоров.

Обременительным считается договор, неизбежные затраты на выполнение обязательств по которому превышают экономические выгоды, которые ожидается по нему получить. При этом, несмотря на убыточность договора, субъект учета обязан будет выполнить принятые по нему обязательства.

Во-вторых, когда формируются затраты, которые планируются к осуществлению исходя из допущения непрерывности деятельности субъекта учета (затраты для продолжения деятельности субъекта учета в обозримом будущем).

В-третьих, когда речь идет о резерве под снижение стоимости материальных запасов, резерве по сомнительным долгам и иных резервах, формирование и ведение которых регулируются нормативными правовыми актами, регламентирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Например, особенности создания резерва под снижение стоимости материальных запасов определены в п. 32 СГС «Запасы»[4].

По общему правилу резервы признаются при соблюдении следующих общих критериев (п. 9 СГС «Резервы»):

– у субъекта учета имеется обязательство, возникшее в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;

– для выполнения обязательства потребуется выбытие активов;

– размер обязательства может быть обоснованно оценен и подтвержден расчетно или документально;

– момент предъявления требования о выполнении обязательства и его размер не зависят от действий субъекта учета.

В разделе 3 Методических рекомендаций указано:

– названные критерии должны соблюдаться вне зависимости от вида формируемого резерва;

– в случае, если хотя бы один из критериев не выполняется, резерв не создается;

– суммы, которые невозможно обоснованно оценить и подтвердить, следует учитывать в качестве условных обязательств, а не резервов.

Разъяснения Минфина

Приведем разъяснения финансового ведомства, касающиеся формирования и использования резервов предстоящих расходов.

Оплата отпуска, предоставленного работнику авансом. В Письме от 16.08.2019 № 02‑06‑10/62943 чиновники рассмотрели вопрос об отражении в бухучете учреждения расходов на оплату работнику отпуска, предоставленного авансом, и указали следующее.

Резервы на оплату отпусков отражаются на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» в целях формирования полной и достоверной информации об отложенных обязательствах государственного учреждения по методу начисления, предусматривающему признание расходов в том периоде, к которому они относятся, независимо от того, когда выплачены денежные средства, а также для равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения.

Согласно ТК РФ работодатель вправе предоставить отпуск до отработки сотрудником соответствующего периода, за который предоставляется отпуск. На такие выплаты на счетах резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, включая платежи на выплаты по оплате труда, начисления не производятся.

В частности, обязательства по начислению отпускных в текущем отчетном периоде, если работник фактически не отработал период, за который начислены отпускные, отражаются по кредиту счета 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» в корреспонденции с соответствующими аналитическими счетами счета 401 50 «Расходы будущих периодов» (авансом в счет будущих отчетных периодов).

Кроме того, специалисты финансового ведомства напомнили о том, что отражение обязательств по предстоящей оплате отпусков за фактически отработанное время, включая платежи по обязательному социальному страхованию на указанные выплаты, на счете резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, включая платежи на выплаты по оплате труда, является обязанностью учреждения. При этом порядок создания резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования его учетной политики.

Оплата отпуска и компенсация за неиспользованный отпуск. В Письме от 25.09.2020 № 02‑06‑10/86916 Минфин ответил на вопрос об отражении в бюджетном учете принятых бюджетных обязательств по оплате отпусков и выплате компенсаций за неиспользованный отпуск за счет резерва предстоящих расходов.

На счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» учитываются суммы, зарезервированные в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени выполнения.

Согласно п. 308 Инструкции № 157н, п. 141.2 Инструкции № 162н[5] при принятии к учету бюджетного обязательства за счет ранее сформированных отложенных обязательств (при определении размера обязательства и соответствующих финансовых периодов (текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода), в которых данное обязательство предусматривается выполнить) оформляется проводка:

Дебет счета 1 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» (по соответствующим подстатьям КОСГУ)

Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 1 502 01 000 «Принятые обязательства» (по соответствующим финансовым периодам (текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода) и подстатьям КОСГУ)

Таким образом, отражение в бюджетном учете отложенных обязательств прекращается по мере признания объектов учета текущих выплат персоналу (отражения в бюджетном учете кредиторской задолженности на счете 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам») за счет сумм ранее признанного резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу.

Кроме того, бюджетные обязательства по выплате заработной платы принимаются к учету единовременно на весь годовой объем доведенных лимитов бюджетных обязательств на осуществление указанных расходов путем оформления проводки:

Дебет счета 1 501 13 211 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств по заработной плате на текущий финансовый год»

Кредит счета 1 502 11 211 «Принятые обязательства по заработной плате на текущий финансовый год»

Следовательно, при принятии к учету бюджетного обязательства за счет ранее сформированных отложенных обязательств для предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск сотрудника (служащего) учреждения необходимо уменьшить ранее принятые бюджетные обязательства на весь годовой объем доведенных лимитов бюджетных обязательств по данным расходам на сумму принятых обязательств за счет отложенных обязательств (резерва предстоящих расходов) методом «красное сторно». При этом вносится запись:

Дебет счета 1 501 13 211 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств по заработной плате на текущий финансовый год»

Кредит счета 1 502 11 211 «Принятые обязательства по заработной плате на текущий финансовый год»

Резерв для выплат по исполнению решения суда. В Письме от 21.08.2020 № 02‑05‑10/73494 Минфином даны разъяснения по вопросу формирования резерва по исполнению решения суда в отношении задолженности учреждения по коммунальным услугам.

Согласно п. 12 СГС «Резервы» резерв по претензиям, искам, предъявленным к публично-правовому образованию и удовлетворяемым за счет соответствующей казны, признается в бухгалтерском учете в случае претензионного (досудебного) урегулирования предъявленных требований и (или) при наличии оснований для обжалования судебного акта.

Установление порядка создания резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.), а также детализация счета 401 60 «Резервы предстоящих расходов» по субсчетам осуществляются учреждением самостоятельно и закрепляются в учетной политике.

При этом, если кредиторская задолженность по коммунальным услугам не отражена в бухгалтерском (бюджетном) учете казенного учреждения и не предполагается досудебное урегулирование предъявленных требований, а также отсутствует основание для обжалования судебного акта, резерв по исполнению решения суда в отношении уплаты основного долга (по коммунальным услугам) перед юридическим лицом не формируется. В этом случае признается обязательство по судебному акту (исполнительному документу).

Расходы на оплату кредиторской задолженности по потребленным коммунальным услугам, в том числе на основании решения суда, следует отражать по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» с подстатьей 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ, расходы на возмещение истцу сумм уплаты государственной пошлины – по виду расходов 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда» с подстатьей 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» КОСГУ.

Резерв на оплату обязательств, по которым нет документов1

Резерв по неполученным документам рассчитывайте по переходящим оплатам. Используйте договоры, контракты и другие документы, по которым проводите расходы в следующем периоде: месяце, квартале, году. Сроки, когда создавать резерв, закрепите в учетной политике.

Такой резерв актуален, если услуги оказаны последней датой текущего месяца, а оплачиваете их в следующем. Например, можно рассчитывать его поквартально, чтобы избежать образования событий после отчетной даты во время сдачи бухгалтерской отчетности. Такие правила – в пункте 302.1 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и письме Минфина от 20.05.2015 № 02-07-07/28998.

Пример: как рассчитать резерв на оплату обязательств, по которым не поступили расчетные документы

По договору между «Альфой» и ООО «Интерсвязь» оплата за услуги интернета производится 2-го числа каждого месяца в сумме 2500 руб. за счет средств от приносящей доход деятельности.

В учетной политике главный бухгалтер прописал, что резерв на оплату обязательств, по которым не поступили расчетные документы, формируется поквартально.

Фактически оказанные услуги за декабрь 2022 года составили 2550 руб., счет за оказанные услуги в декабре 2022 года поступит в январе 2022 года. Бухгалтер начислил резерв на оплату обязательств в сумме фактически оказанных услуг. Деньги для оплаты услуг в 2020 году на лицевом счете учреждения остались.

Кредиторку на счете 302.21 бухгалтер начислит после получения документов – в 2022 году. Поэтому в бухгалтерской отчетности кредиторская задолженность не отражена.​​​​​​

Учет резерва ведите на счете 401.60 с дополнительной аналитикой, например, на счете 401.66. Проводки по учету резерва по неполученным документам зависят от типа учреждения и от вида расхода. Например, если рассчитываете резерв по услугам связи, отразите его сумму в дебете счета 401.21, если по транспортным расходам – 401.22. Смотрите проводки для:

  • казенных учреждений;
  • бюджетных учреждений;
  • автономных учреждений.

Характеристика счета 96 и отражение в балансе

Счет 96 бухгалтерского учета — это пассивный синтетический счет, входящий в раздел VIII «Финансовые результаты» Плана счетов. Пассивный счет может иметь только кредитовое сальдо. То есть бухгалтер, создавая резерв будущих расходов, вносит эту сумму в кредит счета 96 в корреспонденции со счетами затрат. Списание резерва бухгалтер отражает по дебету счета 96. Таким образом, списать из резерва больше, чем туда было внесено, нельзя, именно поэтому счет имеет кредитовое сальдо. Полная корреспонденция счетов указана в Инструкции по применению Плана счетов.

Аналитический учет по счету 96 — Резервы предстоящих расходов ведется по каждому созданному резерву. Для этих целей можно открывать субсчета. Например:

  • 96.01.1 «Резерв на выплату отпускных работникам»;
  • 96.01.2 «Резерв на выплату страховых взносов»;
  • 96.02 «Резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание»;
  • 96.03 «Прочие резервы» и т. д.

Резервы создаются ежемесячно, ежеквартально или ежегодно. Периодичность следует утвердить в учетной политике. Бухгалтер создает резерв последней датой отчетного периода на следующий отчетный период.

Перед этим обязательно проводится сверка сальдо счета 96 с зарезервированными суммами, с данными смет и расчетов и при необходимости корректируется.

Обычно имеющий ненулевое сальдо на конец года счет 96 в балансе отражается в пассиве по строке 1540 «Оценочные обязательства».

Резерв по реструктуризации1

Резерв по реструктуризации рассчитывайте, если учреждение меняет деятельность либо ликвидируется. Основание расчета резерва – план реструктуризации деятельности со сроками реструктуризации не менее четырех лет начиная с года, за который была сформирована последняя бухгалтерская отчетность.

Резерв рассчитывайте в сумме расходов на реализацию мероприятий по реструктуризации. При этом расходы на текущую деятельность в расчет не включайте. Например, не включайте затраты на маркетинг, административные расходы, зарплату сотрудников, которые будут работать в обычном порядке. Такие правила – в пункте 13 СГС «Резервы», разделе 2, пункте 4.2 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина от 05.08.2019 № 02-07-07/58716.

Определите, сколько денежных средств понадобится, чтобы провести мероприятия по реструктуризации. Например, выплата выходного пособия при сокращении штата, расходы на переезд, компенсация среднего заработка уволенным в течение двух месяцев по сокращению. Смотрите, как рассчитать выходное пособие, средний заработок на период трудоустройства и компенсацию при увольнении.

Пример: как рассчитать резерв на реструктуризацию

Учредитель принял решение изменить тип своего подведомственного учреждения с бюджетного на автономный. В плане реструктуризации установлены сроки перехода – 3 месяца. Бухгалтер подведомственного учреждения рассчитал планируемые выплаты:

  • по выходному пособию, включая компенсацию отпуска при увольнении, – в размере 1 800 000 руб.;
  • средний заработок на период трудоустройства – 350 000 руб.;
  • оплата за интернет – в размере 1500 руб.

Других расходов учреждение не понесет. Бухгалтер подведомственного учреждения рассчитал резерв на реструктуризацию:

1 800 000 руб. + 350 000 руб. + 1500 руб. = 2 151 500 руб.

Бухгалтер отразил резерв в учете по видам выплат.

Учет резерва ведите на счете 401.60 с дополнительной аналитикой, например, счет 401.67. К учету принимайте на наиболее раннюю из дат: на дату объявления о реструктуризации либо дату начала реализации мероприятий по реструктуризации.

Проводки, как учесть резерв по реструктуризации, зависят от типа учреждения и от вида выплаты: зарплата, страховые взносы, другие расходы. Смотрите проводки для:

  • казенных учреждений;
  • бюджетных учреждений;
  • автономных учреждений.

Проводки при создании резерва на отпуска

Далее рассмотрим, как используется счет 96 в проводках при создании основных видов резервов предстоящих расходов.

Способ расчета сумм резерва на отпуска не является строго установленным, поэтому его надо прописать в учетной политике организации.

Приведем один из вариантов расчета:

  • Делим всех сотрудников на группы в соответствии со счетами затрат, на которые приходятся их заработные платы.
  • Суммируем все неиспользованные отпускные дни, приходящиеся на каждого включенного в группу на конец периода.
  • Высчитываем средний дневной заработок на группу путем деления фонда оплаты труда (ФОТ) группы за период на количество календарных дней в периоде и на количество работников в группе.
  • Рассчитываем резерв путем умножения среднего заработка на сумму неиспользованных отпускных дней.

Пример расчета с проводками можно скачать здесь.

Если на отчетную дату резерв не израсходован полностью, то он переносится на следующий период. То есть на новый период рассчитываем резерв по указанным выше правилам и формируем его, внося в кредит счета 96 — Резервы предстоящих расходов (субсчет «Резервы на выплату отпускных работникам») разность между исчисленным резервом и сальдо на субсчете 96.01.1. Таким образом, на отчетную дату вновь имеем на кредите субсчета 96.01.1 актуальную сумму резерва.

Аналогично поступаем и с субсчетом 96.01.2 «Резервы на выплату страховых взносов».

Продолжение предыдущего примера с таким вариантом проводок можно скачать по ссылке.

Если же резерва недостаточно, то суммы отпускных сверх резерва начисляются обычным способом и относятся на соответствующие счета затрат.

Резерв по сомнительным долгам 1

Резерв по сомнительным долгам рассчитайте в случае, если в учреждении числится сомнительная дебиторская задолженность. Смотрите, как признать дебиторскую задолженность сомнительной. Резерв создайте на сумму, которую учтете на забалансовом счете 04. Дополнительно на балансовых счетах отражать резерв не нужно. Читайте подробнее, как вести учет на забалансовом счете 04.

Правила расчета резерва установлены в пункте 11 СГС «Доходы». Смотрите подробнее, как отразить резерв по сомнительным долгам.

Резерв под снижение стоимости запасов1

Резерв под снижение стоимости создавайте, если используете счета «Товары» и «Готовая продукция, биологическая продукция». Рассчитывайте резерв как разницу между ценой продажи и балансовой стоимостью материальных запасов. Главное условие для расчета – балансовая стоимость запасов выше нормативно-плановой стоимости и относится на финансовый результат текущего периода.

Правила расчета резерва установлены в пункте 32 СГС «Запасы», пункте 5 Методических рекомендаций, которые довел Минфин письмом от 01.08.2019 № 02-07-07/58075. Смотрите подробнее, как учитывать и рассчитывать резерв под снижение стоимости запасов.

Иртаева Е.П.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]