Как вести учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в бюджетном учреждении


Разберемся в понятиях

Первый вопрос — кто такие поставщики, а кто — подрядчики? Определенная категория экономических субъектов, которые являются продавцами товаров, продукции, материалов или сырья либо осуществляют какие-либо услуги или выполняют определенные виды работ. Иными словами, поставщики — это юридические, физические лица, индивидуальные или частные предприниматели, продающие материальные ценности, услуги, сырье, работы. Причем организационно-правовая форма и вид деятельности экономического субъекта не играют никакой роли.
Охарактеризовать кратко учет расчетов с поставщиками и подрядчиками можно так. Это отражение в бухучете хозяйственных операций по приобретению у сторонних организаций материалов, основных средств, работ или услуг, необходимых учреждению для осуществления деятельности. Расчетами признается передача организацией денежных средств наличными или безналичным переводом в пользу фирмы-продавца на основании договора, соглашения или контракта. Помимо денежной оплаты, в условиях договора могут быть определены иные условия взаиморасчетов. Например, взаимозачет, вексель, валюта. Поставщик может выдавать ценности в рассрочку или поступать безвозмездно.

Расчет с поставщиками: проводки и отражение на счетах

В бух. учетных документах данная позиция отражается в счете №60. При составлении баланса организации этот показатель отражается обязательно. По своей структуре он является одновременно и пассивным, и активным счетом. В него включаются и дебетовые поступления (авансы и предоплаты) и кредитные средства.

Записи в нем совершаются на основании документов, присланных поставщиком:

  • товарная накладная;
  • акт о проделанной работе;
  • фактурный счет и т. д.

Все цифры, которые вносятся на счет, нужно отображать вовремя, делая это вне зависимости от каких либо событий. Суммы стоит указывать в соответствии с имеющейся расчетной документацией.

Все долги списываются по условиям, указанным в ПБУ №34. Максимальный срок давности составляет 3 года. Параллельно с шестидесятым счетом, контролировать денежно-материальные операции с контрагентами можно в отчетном журнале №6. Он включает в себя аналитический и синтетический типы учета.

Особенности учета в бюджетном учреждении

В бюджетном учреждении бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на специальном счете 0 302 00 000. В действующем плане счетов предусмотрена отдельная детализация.

Субсчета для отражения обязательств

Код счета Название счета
302 10 000 Расчеты по оплате труда и по начислениям на выплаты по оплате труда
302 11 000 Расчеты по заработной плате
302 12 000 Расчеты по прочим выплатам
302 13 000 Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда
302 14 000 Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в натуральной форме
302 20 000 Расчеты по работам, услугам
302 21 000 Расчеты по услугам связи
302 22 000 Расчеты по транспортным услугам
302 23 000 Расчеты по коммунальным услугам
302 24 000 Расчеты по арендной плате за пользование имуществом
302 25 000 Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества
302 26 000 Расчеты по прочим работам, услугам
302 27 000 Расчеты по страхованию
302 28 000 Расчеты по услугам, работам для целей капитальных вложений
302 29 000 Расчеты по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами
302 30 000 Расчеты по поступлению нефинансовых активов
302 31 000 Расчеты по приобретению основных средств
302 32 000 Расчеты по приобретению нематериальных активов
302 33 000 Расчеты по приобретению непроизведенных активов
302 34 000 Расчеты по приобретению материальных запасов
302 40 000 Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям
302 70 000 Расчеты по приобретению ценных бумаг и по иным финансовым вложениям
302 72 000 Расчеты по приобретению ценных бумаг, кроме акций и иных финансовых инструментов
302 73 000 Расчеты по приобретению акций и иных финансовых инструментов
302 75 000 Расчеты по приобретению иных финансовых активов
302 90 000 Расчеты по прочим расходам
302 93 000 Расчеты по штрафам за нарушение условий контрактов (договоров)
302 95 000 Расчеты по другим экономическим санкциям
302 96 000 Расчеты по иным выплатам текущего характера физическим лицам
302 97 000 Расчеты по иным выплатам текущего характера организациям

Для расходов по перечислению авансовых платежей, предусмотренных условиями договора, предусмотрен отдельный счет 0 206 00 000. По этому счету установлена аналогичная детализация.

Приобретение материалов

Нормативное регулирование

Материалы производственного назначения учитываются на счете 10.01 «Сырье и материалы» по фактической себестоимости или учетным ценам (п. 5 ПБУ 5/01, план счетов 1С).

Фактическая себестоимость — это фактические затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов (МПЗ), в том числе затраты по заготовке и доставке до места использования МПЗ, включая расходы по страхованию. НДС в стоимость МПЗ не включается (п. 6 ПБУ 5/01).

В налоговом учете (НУ) фактическая стоимость МПЗ определяется так же, исходя из цен их приобретения и иных затрат на приобретение, без учета входящего НДС и акцизов (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Если МПЗ используются для деятельности, необлагаемой НДС, то входящий НДС включается в фактическую стоимость (пп. 1 п. 2. ст. 170 НК РФ).

Учет в 1С

Приобретение материалов отражается документом Поступление (акт, накладная) вид операции Товары (накладная) в разделе Покупки – Покупки – Поступление (акты, накладные) – кнопка Поступление – Товары (накладная).

Данный документ можно не только ввести вручную по бумажной накладной поставщика, но и загрузить из накладной в формате Exсel.

Подробнее Загрузка номенклатуры и цен из ТОРГ-12

А если у организации и ее поставщика подключен ЭДО, то они могут обмениваться электронными документами.

В табличной части указываются приобретаемые производственные материалы.

Проводки по документу

Документ формирует проводки:

  • Дт 10.01 Кт 60.01 — материалы приняты к учету;
  • Дт 19.03 Кт 60.01 — НДС принят к учету.

Документальное оформление

Организация должна утвердить формы первичных документов, в т. ч. документа по оприходованию материалов. В 1С используется Приходный ордер по форме М-4.

Бланк можно распечатать по кнопке Печать — Приходный ордер (М-4) документа Поступление (акт, накладная). PDF

Субсчета для отражения предоплаты по группам

Код счета группы Наименование группы счета
206 10 000 Расчеты по авансам по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда
206 20 000 Расчеты по авансам по работам, услугам
206 30 000 Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов
206 40 000 Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера организациям
206 50 000 Расчеты по безвозмездным перечислениям бюджетам
206 60 000 Расчеты по авансам по социальному обеспечению
206 70 000 Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений
206 80 000 Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера организациям
206 90 000 Расчеты по авансам по прочим расходам

На этих счетах бухгалтерского учета отражаются взаиморасчеты с поставщиками в разрезе организаций, индивидуальных предпринимателей или физических лиц. Рекомендуется осуществлять учет по каждому контрагенту в разрезе договоров и контрактов. Такой подход к организации бухгалтерского учета позволит сократить количество нарушений действующего законодательства в сфере закупок и при исчислении налоговых обязательств, например НДС.

Перед составлением бухгалтерской отчетности и отражением расчетов с поставщиками и подрядчиками в балансе в учреждении необходимо провести специальную инвентаризацию долгов (обязательств). Процедура является обязательной при составлении годового отчета. Провести инвентаризацию в обязательном порядке придется перед реорганизацией или ликвидацией госучреждения. Организация вправе самостоятельно инициировать инвентаризацию расчетов с поставщиками и подрядчиками до наступления срока. Например, когда возникают споры или утрачены подтверждающие документы.

Как сделать платежное поручение в 1С 8.3 для оплаты поставщику

Разберемся, как создать, заполнить и выгрузить в банк оплату поставщикам за приобретенные предприятием товары и услуги в 1С 8.3. Оплата будет производиться с расчетного счета нашей организации.

Чтобы перевести средства на счет контрагента, потребуется:

  • перейти в программе к банковским документам;
  • сформировать платежное поручение на нужного контрагента;
  • выгрузить исходящие платежки в клиент-банк для проведения оплаты.

Узнать свою задолженность перед поставщиками можно из оборотно-сальдовой ведомости, сформированной по 60 счету за выбранный период:

Здесь отражены суммы, которые требуется перечислить для погашения задолженности. Для работы с банковскими платежными поручениями в 1С 8.3 предусмотрен раздел «Банки и касса», в котором выбирается пункт «Платежные поручения»:

В открывшейся форме кнопкой «Создать» формируем новый документ.

В нем заполняются следующие поля:

  • «Вид операции» — Оплата поставщику
  • «Получатель» — выбираем из списка контрагентов в разделе «Поставщики»
  • «Сумма платежа» — можно увидеть общую задолженность перед контрагентом в оборотно-сальдовой ведомости

Счет получателя, номер договора и назначение платежа подтянутся автоматически из реквизитов контрагента. Ставка НДС по умолчанию установлена из значения, выбранного для указанной организации.

Изменения в платежное поручение вносятся через кнопку «Настройки». В открывшейся панели есть 2 вкладки, которые позволяют менять настройки для контрагента и настройки для организации.

В «Настройках для контрагента» доступны изменения:

  • наименования организации (вместо OAO, например, можно написать «Открытое акционерное общество»);
  • порядка указания КПП контрагента;
  • назначения платежа (данный пункт можно заполнять автоматически или вносить данные вручную).

Во вкладке «Настройка для организации» к аналогичным настройкам добавлены поля для изменения формата вывода даты и суммы платежа:

После заполнения всех необходимых полей, полученный шаблон платежного поручения нужно провести. После этого документ выгружается в банк для оплаты поставщику на указанную сумму.

Следует учитывать, что платежное поручение является документом, на основании которого банк переводит платеж на счет клиента. При этом автоматически не формируется никаких проводок в 1С 8.3. Следовательно, требуется выполнить списание средств с расчетного счета, только после этого произведенная оплата отразится в учете, и появятся нужные проводки.

После получения банковской выписки об оплате документа, в платежном поручении ставится состояние «Оплачено», рядом с которой находится ссылка «Ввести документ списания с расчетного счета»:

Нажатие на гиперссылку открывает документ списания, поля которого уже заполнены данными из платежного поручения, менять их не требуется, можно проводить документ:

Проверить правильность заполнения бухгалтерских проводок можно по нажатию кнопки «Дт/Кт»:

Как видно, проводка Дт 60.01 – Кт 51 на введенную в платежное поручение сумму отразилась в учете.

В документе «Списание с расчетного счета» можно настроить способ погашения задолженности перед контрагентом:

  • автоматически (будет погашен первый незакрытый документ);
  • по документу (указывается конкретный документ, который требуется погасить);
  • не погашать (в этом случае денежные средства будут отнесены на авансовый счет 60.02).

Проверить правильность расчетов позволяет оборотно-сальдовая ведомость, в которой отразилось отсутствие задолженности перед выбранным контрагентом:

Пример № 1. Поставщики и подрядчики

ГБОУ ДОД СДЮСШОР «АЛЛЮР» заключило договор с поставщиком ООО «Продавец» на сумму 100 000 рублей на приобретение спортивного оборудования за счет средств субсидии на выполнение госзадания. По условиям договора предусмотрен аванс в сумме 30 000,00 рублей. Бухгалтер составил проводки по расчету с поставщиками:

Операция Дебет Кредит Сумма, руб.
Перечислен аванс на расчетный счет поставщика ООО «Продавец» 4 206 31 560 4 201 11 610 30 000,00
Учреждение получило оборудование 4 106 31 310 4 302 31 730 100 000,00
Зачтен выплаченный аванс за поставку спортивного оборудования 4 302 31 830 4 206 31 660 30 000,00
Поставщику перечислен остаток за спортоборудование 4 302 31 830 4 201 11 610 70 000,00
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]