Как вести бухгалтерский учет в казенном учреждении в 2022 году


Правовое регулирование

Казенщики являются отдельным типом государственных и муниципальных организаций, созданных для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Правила организации и ведения бухучета в казенных учреждениях регламентируют:

  • Закон №402-ФЗ в части ключевых вопросов организации бухучета;
  • Инструкция №157н и Инструкция 162н в бюджетном учете в 2022 году для казенных учреждений;
  • Инструкция №132н в части формирования кодов бюджетной классификации для отражения операций в бухучете КУ;
  • Инструкция №191н в части состава и порядка формирования отчетности в казенных организациях;
  • Порядок №209н в части формирования КОСГУ;
  • федеральные стандарты БУ, регламентирующие отраслевые методы учета;
  • методические рекомендации, письма и пояснения Министерства финансов РФ и отдельных ведомств в части урегулирования вопросов по ведению БУ.

В основную систему нормативного регулирования бухучета относят региональные и муниципальные нормативные акты, устанавливающие отдельные правила учета и составления отчетности.

Учет операций с имуществом и основными средствами учреждения

Имущество казенных учреждений в оперативное ведение поступает от учредителя. Собственник несет ответственность по содержанию имущества.

ОперацияОснование
Принятие имущества на забалансовый учетРешение комиссии организации и наличие передаточного акта
Право оперативного управления имуществомВозникает с момента передачи имущества, недвижимого – с даты государственной регистрации
Денежная оценка имуществаОтражается по стоимости, указанной передающей стороной в акте
Счет учета для отражения информацииУчет производится на забалансовом счете «Имущество, полученное в пользование»
Изменение стоимостиОсуществляется после проведения модернизации

Учреждения приобретают имущество за счет бюджетных средств.

Пример покупки оборудования

Учреждение для ведения уставной деятельности приобрело технику стоимостью 245 000 рублей. Стоимость транспортировки составила 6 800 рублей. В учете производятся записи:

  • Отражено поступление техники: Дт 1 10631 310 Кт 1 30231 703 на сумму 245 000 рублей;
  • Учтены затраты на доставку техники: Дт 1 10631 310 Кт 1 30222 730 на сумму 6 800 рублей;
  • Отражен ввод техники в эксплуатацию: Дт 1 10134 310 Кт 1 10631 410 на сумму 251 800 рублей.

С месяца, следующего за постановкой на учет, осуществляется начисление амортизации. Срок использования определяется в соответствии с общероссийским Классификатором. В учете применяется линейный способ. В налоговом учете суммы амортизации не учитываются.

Новое в бюджетном учете в 2022 году

В 2022 году учет, отчетность и налогообложение казенного учреждения ведется с обязательным применением новых ФСБУ:

  • «Выплаты персоналу»;
  • «Нематериальные активы»;
  • «Непроизведенные активы»;
  • «Затраты по заимствованиям»;
  • «Совместная деятельность»;
  • «Информация о связанных сторонах»;
  • «Финансовые инструменты».

Стандарты применяйте в учете с 01.01.2021, а в отчетности — начиная с отчетности 2022 года.

В 2022 ввели такие ФСБУ:

  • «Запасы»;
  • «Концессионные соглашения»;
  • «Долгосрочные договоры»;
  • «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах»;
  • «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности».

С отчетности 2022 года применяются положения ФСБУ «Отчет о движении денежных средств», которые касаются отражения информации о производных финансовых инструментах. Кроме того, учитывайте изменения при составлении годовой отчетности для казенных учреждений за 2022 год: Минфин скорректировал инструкции №33н и 191н (Приказы №292н от 30.11.2020, №311н от 16.12.2020). Вот что изменилось:

  • в справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (форма 0503130) добавили новые счета;
  • для Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503169) установили новые требования к заполнению КОСГУ 560, 660, 730, 830;
  • в Сведения об изменении остатков баланса (форма 0503173) включили новый раздел.

Учет в казенных учреждениях: продажа и списание основных средств

Казенные учреждения имеют право проводить сделки с имуществом и отчуждать его с одобрения учредителя. Имущество используется для покрытия ущерба и обязательств только в исключительных случаях. Учреждение отвечает по долгам денежными средствами, находящимися в распоряжении. При недостаточности средств возможна субсидиарная ответственность с учредителем, покрываемая имуществом.

При продаже имущества сумма, вырученная от сделки, должна быть возвращена в бюджет в полной сумме. Активы, числящиеся на учете, могут прийти в негодность или утратить потребительские свойства. Учреждением производится списание.

Пример списания основного средства

Учреждение определило в составе ОС инвентарный объект, вышедший из строя и не подлежащий восстановлению. На основании акта инвентаризации, согласованного с учредителем, принято решение о списании оборудования. Остаточная стоимость 25 140 рублей, величина начисленной амортизации составляет 100 560 рублей. После ликвидации были оприходованы детали на сумму 570 рублей. В учете учреждения производятся записи:

  • Производится списание остаточной стоимости: Дт 1 40110 172 Кт 1 10134 410 на сумму 25 140 рублей;
  • Произведено списание амортизационных отчислений: Дт 1 10134 410 Кт 1 10134 410 на сумму 100 560 рублей;
  • Отражено оприходование запчасти: Дт 1 10536 340 Кт 1 40110 172 на сумму 570 рублей.

Имущество, полученное от учредителя, может быть передано по распоряжению органа. Передача осуществляется на внутри, между ведомствами или бюджетами. Передача осуществляется на безвозмездной основе по балансовой стоимости с одновременным списанием начисленной амортизации. При передаче учреждение выписывает извещение формы 0504805.

Новые стандарты бухучета с 2022 года

Семь новых ФСБУ определили, что бухучет в 2022 году ведут уже по-новому. Изменены счета и инструкция по бухгалтерскому учету в казенных учреждениях в 2022 году, введен порядок учета нематериальных и непроизведенных активов. Подробнее об этих изменениях читайте в статье «Разбираемся в новых стандартах бухучета».

С 2022 года все выплаты персоналу делятся на две группы:

  • текущие — заработная плата;
  • отложенные — отпускные.

Порядок оценки и бухучета выплат персоналу зависит от группы. Текущие учитывают в составе принятых обязательств по оплате труда и начислениям на них, а отложенные — в составе резерва, на счете 0 401 60 000.

С января 2022 года права пользования нематериальными активами отражаются на новых подстатьях КОСГУ:

  • неисключительные права с определенным сроком полезного использования — 352, 452;
  • неисключительные права с неопределенным сроком полезного использования — 353, 453.

Изменены требования к отражению прав на земельные участки в отчетах бюджетных учреждений. Если впервые применяется стандарт «Непроизведенные активы», следует переоценить земельные участки на балансе и внесенные в ЕГРН до кадастровой стоимости.

Казенным организациям необходимо скорректировать локальные документы, регламентирующие способы и методы ведения бухучета, то есть обновить учетную политику. Утвердить эти изменения следовало еще в декабре 2022 года. Проверьте, все ли изменения включены в учетную политику на 2022 год в статье «Учетная политика: как составлять по новым требованиям».

Обратите внимание на статью о том, как правильно вести бухучет банковских гарантий.

Учет доходов и расходов в казенных учреждениях

Финансирование казенных учреждений осуществляется на основании сметы. Распорядители бюджетов доводят до учреждений лимиты по каждой статье расходов, в пределах которых осуществляются затраты. Величина доходной и расходной части смены равна в пределах календарного года. Остаток неиспользованных средств подлежит возврату в бюджет.

Учреждения имеют дополнительные доходы от ведения деятельности, зачисляемые в бюджет в качестве неналоговых поступлений. Право ведения внебюджетной деятельности предоставляется распорядителем с закреплением в учредительных документах. Организации обязаны вести раздельный учет целевых и коммерческих поступлений и затрат. По дополнительно полученным суммам утверждается отдельная смета с распределением расходов постатейно. Утверждение сметы осуществляет распорядитель бюджета.

Другие изменения

Чиновники скорректировали практически все действующие инструкции по бюджетному учету. Минфин опубликовал новый порядок формирования кодов бюджетной классификации для отражения доходных и расходных операций — Приказ №85н от 06.06.2019 в редакции Приказа №267н от 16.11.2020. Общая структура КБК сохранена, но изменения есть, и их довольно много.

Нововведения коснулись и действующего порядка формирования КОСГУ. При учете применяется новая редакция Приказа №209н. Добавлены новые бухгалтерские коды, названия некоторых старых изменены, а некоторые вовсе исключены.

В Инструкцию 162н внесены изменения Приказом №246н от 28.10.2020. Скорректированная таблица плана счетов казенного учреждения на 2022 год выглядит следующим образом:

Наименование счетаНомер счета
код
аналитический по БКвида деятельностисинтетического учетааналитический по КОСГУ
объекта учетагруппывида
номер разряда счета
1–17181920212223242526
12
БАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА
Раздел 1. НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ0010000000
Основные средства0010100000
Основные средства — недвижимое имущество учреждения0010110000
Увеличение стоимости жилых помещений — недвижимого имущества учреждения0010111000
Уменьшение стоимости жилых помещений — недвижимого имущества учреждения0010111310
Основные средства — иное движимое имущество учреждения0010130000
Нематериальные активы0010200000
Непроизведенные активы0010300000
Земля — недвижимое имущество учреждения0010311000
Амортизация0010400000
Амортизация недвижимого имущества учреждения0010410000
Амортизация нежилых помещений (зданий и сооружений) — недвижимого имущества учреждения0010412000
РАЗДЕЛ 2. ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ0020000000
Денежные средства учреждения0020100000
Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства0020111000
Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства0020111510
Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства0020111610
Денежные средства учреждения в кредитной организации0020120000
РАЗДЕЛ 3. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА0030000000
Расчеты по долговым обязательствам в рублях0030100000
Расчеты по принятым обязательствам0030211000
Расчеты по заработной плате0030211000
Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда0030213000
Расчеты по работам, услугам0030220000

Учетная политика, разработанная в учреждении

Документом, регулируемым порядок ведения бухгалтерского и налогового учета, является учетная политика. Документ утверждается приказом, изданным в учреждении. Учетная политика, принятая учреждением, исполняется последовательно с внесением корректив при изменении законодательства или внутренних условий. Политика формируется в зависимости от особенностей предприятия, структуры и назначения деятельности. В документе указывают:

  • Перечень используемых при учете информации рабочих счетов.
  • Порядок документооборота, используемые в учете первичные формы, график создания и передачи, список ответственных лиц.
  • Документы первичного учета, отличающиеся от унифицированных форм с обязательными реквизитами.
  • Порядок проведения инвентаризаций, система внутреннего контроля.
  • Методы оценки имущества, обязательств и иные правила, обеспечивающие законность операциям.

Учетная политика является важным документом учреждения, позволяющая подтвердить выбранный порядок учета при наличии нескольких законодательно разрешенных вариантов. План счетов казенных учреждений утвержден приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Санкционирование расходов в бюджетном учете

Отличительной особенностью учета в казенных организациях является обязательное санкционирование произведенных расходов. Операции отражаются на специальных счетах ПСБУ — 0 500 00 000. Для отражения обязательств текущего периода и плановых лет используется сч. 0 502 00 000 «Обязательства». Отметим, что регистрировать операции необходимо только на основании документов, подтверждающих факт принятия конкретного обязательства. Перечень такой документации, которую применяет организация в своей деятельности, следует закрепить в учетной политике.

Бухгалтерские проводки по санкционированию расходов казенных организаций следует отражать в разрезе кредиторов, договоров и соглашений и прочих аналитических показателей, которые установлены для субъекта учета в его учетной политике. Объединение и обобщение информации в обход организации достоверного аналитического учета недопустимо. Остатки по принятым обязательствам на конец отчетного года подлежат обязательной перерегистрации в следующем периоде.

Актуальные проводки по санкционированию в казенном учреждении с примерами 2022 года:

Содержание операции Дебет Кредит
Сумма обязательств, принятых по контракту, заключенному по итогам осуществления конкурентных способов определения поставщиков, исполнителей, подрядчиков 0 502 07 000 0 502 01 000
Операция в иных случаях принятия обязательств 0 506 00 000 0 502 01 000
Суммы, принятые учреждением за счет ранее сформированных отложенных обязательств 0 502 09 000 0 502 01 000

Как правильно составлять любые бухгалтерские проводки, читайте в статье «Проводки в бухгалтерском учете: что это и как используется».

Первичные документы казенного учреждения

Совершение хозяйственных операций требуется подтверждать документально. Цель первичной документации – подтвердить обоснованность, законность, экономическую целесообразность операций. Казенные учреждения используют первичные документы, установленные Приказом № 173н и дополнительно подтвержденные в учетной политике. Дополнительно допускается использовать бланки, первичные документы, разработанные Росстатом. Право на использование форм также закрепляется в Политике.

При заполнении первичных форм необходимо следовать правилам:

  • Использовать утвержденные учреждением формы.
  • Вносить в документы обязательные реквизиты, при отсутствии которых регистр может быть признан недействительным.
  • Указывать необходимые данные с прочерком незаполненных строк.
  • При заполнении не допускать помарки и зачистки. Все исправления производятся по правилам бухучета.

На основании форм первичного учета осуществляется подтверждение доходов и расходов, утвержденных в смете.

Что надо сдавать и на что обратить внимание

По итогам 2022 года в состав годовой бюджетной отчетности казенных учреждений входят:

  1. Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130). Баланс формируют по пунктам 12-21 инструкции № 191н. Из последних рекомендаций Минфина и Федерального казначейства учтите:
    • показатели по счетам 1 206 00 000, 1 210 05 000, 1 301 00 000, 1 302 00 000, 1 304 00 000 не могут быть отрицательными;
    • причины наличия остатков на счетах 1 201 00 000, 3 201 20 000 разъясняют в текстовой части раздела 4 пояснительной записки;

  2. просроченную дебиторскую задолженность по расходам, в отношении которой проводите мероприятия по восстановлению, учитывают на 01.01.2022 по счету 1 13 02991 01 XX00 130 1 209 36 000. Отражать ее на счетах 1 206 00 000, 1 208 00 000 не надо.
  3. Справка по консолидируемым расчетам (форма 0503125).
  4. Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (форма 0503184). Данные предоставляют ежемесячно нарастающим итогом с начала года в составе бюджетной отчетности.
  5. Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503127). Показатели отчета должны формироваться по п. 52-59 инструкции № 191н.
  6. Отчет о бюджетных обязательствах (форма 0503128). Документ формируется главными администраторами средств федерального бюджета на основании соответствующих отчетов, предоставленных подведомственными получателями бюджетных средств. Он составляется и предоставляется по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным, и на иную отчетную дату, установленную финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в рамках осуществления им внутреннего финансового контроля в сфере своей деятельности. Учтите, что в графе 11 формы сейчас нельзя отражать отрицательный показатель.
  7. Отчет о финансовых результатах деятельности (форма 0503121).
  8. Отчет о движении денежных средств (форма 0503123).
  9. Пояснительная записка (форма 0503160). Показатели сведений о движении нефинансовых активов (форма 0503168) формируются по бюджетной деятельности. Основа для заполнения — баланс в казенном учреждении (форма 0503130) и отчет о финансовых результатах деятельности (форма 0503121). Данные предоставляются раздельно:
    • по показателям движения нефинансовых активов, за исключением движения нефинансовых активов имущества казны (заполняются показатели раздела 1 и соответствующие показатели движения объектов на забалансовых счетах, отраженные в разделе 3);
    • по показателям движения нефинансовых активов имущества казны (органами, осуществляющими полномочия собственников имущества казны, заполняются показатели раздела 2 и соответствующие показатели движения объектов на забалансовых счетах, отраженные в разделе 3).

Кроме того, при формировании сведений о финансовых вложениях (форма 0503171) в графе 1 «Номер (код) счета бюджетного учета» указываются номера счетов бюджетного учета, содержащие в соответствующих разрядах код группы, подгруппы, статьи классификации источников финансирования дефицита бюджетов, код раздела, подраздела классификации расходов бюджетов. В сведениях подлежат отражению, в том числе, показатели счета 1 215 33 000 «Вложения в государственные (муниципальные) учреждения» — при наличии незавершенных вложений, сформированных при осуществлении полномочий госзаказчика по бюджетным инвестициям.

Сведения об изменении остатков валюты баланса (форма 0503173) предоставляются раздельно по видам деятельности (бюджетная деятельность, приносящая доход деятельность, деятельность со средствами, поступающими во временное распоряжение).

Дополнительно в список, какие отчеты сдают казенные учреждения по итогам года, включаются:

  • справка по консолидируемым расчетам (форма 0503125);
  • сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (форма 0503178);
  • отчетность по кассовым операциям, исполненным через счета, открытые в кредитных организациях казенным учреждениям в части доходов, получаемых от разрешенных видов деятельности в качестве дополнительного источника финансового обеспечения выполнения функций, и по связанным с ними расходам сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на финансовый год для учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации;
  • сведения о принятых обязательствах по объектам капитального строительства, включенным в федеральную адресную инвестиционную программу (форма 0503128 ФАИП) в составе пояснительной записки (форма 0503160). Сведения формируются главными администраторами средств федерального бюджета с использованием единой информационно-аналитической системы сбора и свода отчетности Министерства финансов Российской Федерации с разбивкой по объектам капитального строительства в соответствии с рекомендациями по заполнению и предоставлению главными распорядителями средств федерального бюджета;
  • учреждения, участвующие в программах обязательного медицинского страхования и осуществляющие раздельный учет по операциям со средствами ОМС, формируют и предоставляют главному распорядителю средств федерального бюджета и по запросам иным заинтересованным органам отдельный отчет в части поступлений в доход федерального бюджета средств обязательного медицинского страхования и расходов, осуществленных казенными учреждениями в рамках деятельности со средствами обязательного медицинского страхования. В Казначейство форма не предоставляется;
  • отдельно предоставляется отчет об исполнении бюджета союзного государства — отчет (форма 0503127 СГ), сформированный в соответствии с установленными требованиями. В сводный отчет (форма 0503127) данные по исполнению бюджета союзного государства не включаются.

ВАЖНО!

Не забудьте уточнить, какие отчеты сдавать в статистику вновь созданному казенному учреждению, на сайте Росстата или обратившись лично в территориальный орган ведомства.

Учет материалов в казенных учреждениях

Материалы поступают в казенные учреждения централизовано, при самостоятельной закупке или создании, по договорам дарения. Первоначальная стоимость постановки на учет зависит от варианта поступления.

Вариант поступленияПорядок определения стоимости ТМЦ
ПоставкаВ стоимость ТМЦ включаются сумма поставки, страхования, пошлины, посреднические услуги
ИзготовлениеПо себестоимости, в состав включаются расходы по изготовлению
Поступление по договору даренияПо рыночной стоимости материалов, увеличенной на сумму поставки, расходов на доведение до потребительских характеристик
ЦентрализованноПо суммам, указанным в сопроводительных документах

Определение рыночной стоимости материалов осуществляется путем сравнения с ценой на аналогичные товары, материалы. Списание материалов производится по стоимости единице или средней цене. Запасы регулярно подвергаются инвентаризации для устранения расхождений в документальном и фактическом учете.

Какие правила регулируют сдачу отчетности

Бухгалтерский бюджетный учет в казенных учреждениях ведется по определенным нормативам. Бухгалтерам госучреждений при составлении отчетности необходимо соблюдать две основополагающие инструкции:

  • о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 191н от 28.12.2010;
  • о порядке составления, предоставления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных организаций, введенной Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 33н от 25.03.2011.

Бухгалтеру надо не только понимать, какие годовые отчеты формировать до закрытия счетов в 1С казенным учреждениям, но и учитывать специфику организации. В частности, надо обратить внимание на федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора». Документ утвержден Приказом Минфина России № 256н от 31.12.2016 и устанавливает единые требования к ведению бухучета государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, бюджетного учета активов и обязательств, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, и правила формирования информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) и бюджетной отчетности государственных (муниципальных) учреждений.

Еще один важный документ — Приказ Минфина РФ № 260н от 31.12.2016, которым утвержден федеральный стандарт «Предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности». Из него, например, следует, что требуется составлять словесные описания к формам бухгалтерской отчетности, в том числе, к данным из бухгалтерского баланса и сведениям из отчетов о финансовых результатах деятельности и о движении денежных средств, показателям исполнения бюджета.

Бюджетная отчетность, которая не содержит сведений с государственной тайной, предоставляется в электронном виде с использованием электронно-цифровой подписи. Сам документ содержит информацию об исполнении федерального бюджета казенным и другим бюджетным учреждением, о состоянии финансовых и нефинансовых активов, обязательств и операциях с ними.

Бухгалтерам рекомендуется проверить сведения на предмет их соответствия контрольным соотношениям к показателям бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета главного администратора средств федерального бюджета и сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, согласованным с Минфином России и размещенным на официальном сайте Федерального казначейства в разделе «Документы», подразделе «Учет и отчетность».

В рамках обеспечения внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета следует сверяться с контрольными соотношениями. Актуальные показатели всегда публикуются на сайте Федерального казначейства.

Роль казначейства в исполнении обязательств

Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств. По своей сути, санкционирование — это разрешительная надпись (акцепт), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (см. п. 5 ст. 219, п. 5 ст. 267.1 БК РФ).

Таким образом, за санкционирование отвечает Казначейство России. В это ведомство учреждение предоставляет документы, подтверждающие факт возникновения денежного обязательства. Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета рассмотрен в Приказе Минфина России от 17.11.2016 N 213н. Согласно п. 5 ст. 219 БК РФ, порядок санкционирования для получателей средств регионального и местного бюджетов разрабатывают финансовые органы публично-правового образования. В нем устанавливаются документы, необходимые для подтверждения возникновения бюджетных и денежных обязательств.

Только после получения отметки, подтверждающей санкционирование, учреждение может исполнить свои обязательства. При этом важно подтвердить свои действия платежными документами, согласно п. 6 ст. 219 БК РФ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]