Внутренний финансовый контроль – это процесс наблюдения, с помощью которого ведется контроль за деятельность учреждения, а так же за рациональным и эффективным использованием бюджетных ресурсов, соблюдение законодательства в области ведения учета и в предоставлении отчетности. Правила осуществления внутреннего финансового контроля должно быть закреплено в учетной политике предприятия. Порядок проведения и организации внутреннего финансового контроля оформляется отдельным приказом на предприятии.
Как осуществляется внутренний финансовый контроль на предприятии
Внутренний финансовый контроль может осуществляться следующими путями:
- В учреждении создается специальное структурное подразделение или вводится должность ревизора, который подчиняется руководителю предприятия;
- В учреждении создается постоянно действующая комиссия, на которую будет возложено осуществление данного контроля;
- Осуществление внутреннего финансового контроля возлагается на работников структурных подразделений учреждения (например, на работников финансовых и кадровых служб). В такой ситуации внутренний контроль будет вестись в рамках предварительных и текущих контрольных мероприятий.
Какой выбрать способ осуществления внутреннего финансового контроля зависит напрямую от объема работ на предприятии. Есть ли возможность на предприятии ввести дополнительные ставки по осуществлению данного контроля или же возложить эти обязанности на уже существующие отделы.
Какие еще изменения во внутреннем финконтроле
До конца 2022 года должны быть приняты ещё поправки в федеральные стандарты внутреннего госфинконтроля. Согласно им, Правительство РФ вносит изменения в 6 из 7 федеральных стандартов.
В частности, уточнены права контролеров. Например, им разрешат:
- направлять объектам контроля запросы на этапе составления годового плана контрольных мероприятий;
- переносить даты начала таких мероприятий;
- проводить внеплановые камеральные проверки по итогам другого мероприятия;
- приобщать к материалам мероприятия цифровые носители, на которых объекты контроля предоставили копии электронных документов;
- не предоставлять справку о завершении контрольных действий объектам встречных проверок и обследований, которые проводят в качестве допмероприятий камеральной или выездной проверки, ревизии.
Бюджетным учреждениям дали право просить о восстановлении срока подачи жалобы на контролеров. Такую просьбу нужно объяснить и подкрепить доказательствами, если они есть.
Кроме того, если к возражениям на акт проверки учреждение приложило дополнительные документы, оно должно пояснить, почему не представило их ранее в ходе самого контрольного мероприятия.
Виды внутреннего финансового контроля
Внутреннего финансового контроля включает в себя определенные виды, которые мы рассмотрим в виде таблицы:
Вид контроля | Описание |
Предварительный контроль | Осуществляется перед началом хозяйственной операции, для того что бы понять целесообразность в ее совершении. |
Текущий контроль | Заключается в ежедневном анализе соблюдения всем мероприятий по использованию бюджета, а так же составлении и ведении бухгалтерской отчетности. Еще анализируется рациональный и эффективный расход денежных средств для реализации поставленных целей, задач и в получении положительных показателей. |
Последующий контроль | Контроль осуществляется на завершающем этапе проведения хозяйственной операции. Что подразумевает под собой анализ и проверка бухгалтерской документации и отчетности, проведение инвентаризации и иных процедур, которые необходимы для проведения контроля на завершающем этапе. |
Предварительный и текущий контроль может проводиться самими работниками предприятия в рамкам своих должностных обязанностей. А вот уже последующий контроль осуществляется или отделом контроля, а именно ревизором или созданной комиссией по проведению внутреннего контроля.
Требования к плану внутреннего финансового контроля
Так же внутренний финансовый контроль можно разделить на два типа, а именно:
- Плановый финансовый контроль – данный контроль содержит определенный перечень операций на будущий период, который в обязательном порядке должен будет реализоваться в дальнейшем;
- Внеплановый финансовый контроль – данный контроль возникает по ситуации, для того что бы своевременно внести корректировки для эффективной реализации операции, а так же в момент совершения операции, когда не осуществляются прогнозирующие результаты.
Оба типа внутреннего контроля подходит как для бюджетных организаций, так и для частных фирм.
Структура плана внутреннего контроля не однообразна, при составлении она отличается для разных статусов юридического лица, с разными видами деятельности, а так же с разными масштабами. Но имеются общие признаки, по каким составляется план внутреннего финансового контроля и которые указываются в документе:
- Срок проведения внутреннего финансового контроля;
- Указывается перечень основных мероприятий, которые планируются осуществляться во время проведения внутреннего финансового контроля;
- Какие объекты подлежат проверки;
- Назначение ответственных лиц за проведения проверки.
В определенных случаях к плату внутреннего финансового контроля дополнительно составляется еще карта внутреннего финансового контроля.
Карта внутреннего финансового контроля
Карта внутреннего финансового контроля в основном используется в государственных организациях. Минфин РФ в п. 16 разд.1 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля, утв. приказом Минфина от 07.09.2016 №356 устанавливает, что данный документ является подготовительным относительно реализации мероприятий внутреннего финансового контроля в организациях, являющихся главными распорядителями бюджетных средств. В данном документе Минфин рекомендует вносить полные данные в отношении должностных лиц, которые принимают участие в финансовом контроле и отвечающих за выполнение конкретных проверочных процедур в рамках одного предприятия.
Сформированная Минфином карта внутреннего финансового контроля предназначена только для тех предприятий, которые участвуют в использовании бюджетных денежных средств и включена в состав приложения № 2 к письму Минфина РФ № 02-11-05/932.
Имеется так же другой подход к использованию карты внутреннего финансового контроля, а именно тогда, когда она является основной внутренней инструкцией предприятия, на основании которой проводятся все надзорные финансовые проверки. Это заключение можно сделать после изучения п. 12 правил осуществления главными распорядителями бюджетных средств внутреннего контроля, введенных постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193.
Структура и реквизиты бланка двух видов карт внутреннего финансового контроля практически одинаковы.
Можно сделать вывод, что оба бланка в полной мере соответствуют целям планирования финансового контроля. Они так же могут как вспомогательными документами, так и основополагающими документами. То есть при осуществлении внутреннего финансового контроля может быть использован бланк, как Минфина, так и создан внутри определенного ведомства.
Автоматизация контроля и проверок
Для организации внутреннего контроля, проведения автоматизированных проверок правильности ведения учета разработана программа «1С-Финконтроль 8».
Программа помогает в решении ряда задач по ведению документов ВФК, Журнала ВФК и непосредственному осуществлению Автоматических контрольных действий. «1С-Финконтроль 8» дает следующие преимущества, во-первых, для бухгалтера учреждения:
- в программе реализованы Карты ВФК, Журнал ВФК, которые обязаны вести все государственные учреждения. В части видов контрольных действий, реализованных в программе «1С-Финконтроль 8», документы внутреннего контроля формируются автоматически;
- предоставляются дополнительные функции контроля правильности ведения учета;
- программа позволяет своевременно обнаружить и исправить ошибки ведения бухгалтерского учета; организовать автоматизированное ведение документов внутреннего контроля; главному бухгалтеру — контролировать качество работы своих сотрудников.
Во-вторых, для должностных лиц распорядителей бюджетных средств:
- возможность организовать мониторинг правильности ведения учета в подведомственных учреждениях (филиалах).
В-третьих, для ревизора и для бухгалтеров государственных учреждений:
- облегчить проверку некоторых участков ФХД государственной организации, обеспечив экономию времени при проведении проверки;
- стандартизировать проведение проверок некоторых участков финансово-хозяйственной деятельности (далее – ФХД) государственных учреждений, обеспечив единый подход к проверке данных участков ФХД государственной организации и тем самым улучшить качество проверки;
- исключить субъективные факторы при проведении проверки и обеспечить возможность контроля за работой ревизора.
Особенности плана внутреннего финансового контроля в частных фирмах
План считается основным документом при осуществлении хозяйственной операции. В данном документе фиксируется последовательность мероприятий, которые необходимы для выполнения финансового контроля. План составляется в соответствии с спецификой бизнес-процессов, которые актуальны только конкретному предприятию.
План внутреннего финансового контроля для частных фирм должен в обязательном порядке включать в себя такие сведения как:
- Наименования объекта финансовой проверки;
- Какова цель проверки;
- Срок проведения финансовой проверки;
- Какой период времени подлежит проверке;
- Какие показатели необходимо проверить;
- Сведения о сотрудниках, которые будут ответственными за проведение проверки.
В зависимости от цели проверки внутреннего финансового контроля план может быть еще дополнен необходимыми сведениями.
Положение о ВФК
При составлении Положения о ВФК необходимо учесть, что ВФКнаправлен на соблюдение законодательства и внутренних стандартов при составлении и исполнении бюджета, ведении бюджетного учета, а также составлении бюджетной отчетности, на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Подготовительный процесс к проведению ВФК осуществляется посредством формирования (актуализации) Карт ВФК, по каждой внутренней бюджетной процедуре, где указывается:
- наименование подразделения, ответственного за ведение бюджетной процедуры;
- бюджетная процедура;
- операция;
- должностные лица, осуществляющее операцию и контроль;
- метод контроля;
- способ контроля;
- периодичность.
Полный перечень бюджетных процедур-предметов контроля приведен в п. 4 Постановления № 193, указанные процедуры охватывают все аспекты финансовой деятельности учреждений.
Таким образом, система ВФК заключается в организацию (планирование); проведение различных контрольных мероприятий как в форме самоконтроля, так и контроля по подчиненности в зависимости от выполняемых должностных функций; заключительный этап – оформление результатов.
Особенности плата внутреннего финансового контроля для государственных организаций
Самой главной особенностью плана внутреннего контроля считается то, что структура данный документ определяется на уровне нормативно-правовых актов, а также ведомственных распоряжений.
В плане внутреннего финансового контроля для государственных организаций должны содержаться такие сведения как:
- Темы контрольных мероприятий;
- Объекты контрольный мероприятий, которые подлежат проверке;
- Какие виды проверки будут проводиться;
- За какой период будет произведена проверка;
- Какие сроки проведения проверки
Проверки с помощью «1С-Финконтроль 8»
Реализовано две группы проверок.
Во-первых,
проверка, которая проводится не зависимо от программного продукта, в котором учреждение ведет учет – проверка доступна всем госучреждениям.
Во-вторых,
расширенная проверка, использующая данные информационной базы, в которой ведет учет государственная организация. Эта группа проверок доступна для учреждений, ведущих учет в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 1.0 и 2.0.
В рамках проверки первой группы проводится проверка соответствия кассовых и начисленных расходов. Указанный вид проверки основывается на анализе данных форм бюджетной отчетности и журналов операций и определяет возможное нецелевое использование бюджетных средств.
В программе «1С-Финконтроль 8» проверка осуществляется как для казенных учреждений и органов государственной власти – в разрезе КБК и КОСГУ; так и для бюджетных и автономных учреждений – в разрезе КОСГУ и для кодов финансового обеспечения 4, 5 и 6.
Оперативное выявление несоответствия кассовых расходов фактическим позволит своевременно провести уточнение и предотвратить нарушение.
Должностные лица госучреждений несут административную ответственность, предусмотренную статьей 15.14 КоАП РФ, т.е. могут быть оштрафованы за нецелевое использование бюджетных средств в на сумму от 20 000 до 50 000 руб.
К ответственности привлекаются как бухгалтер, так и руководитель учреждения.
Часто задаваемые вопросы
Вопрос №1 Что представляет собой внутренний финансовый контроль?
Ответ: как такого определения нет, что такое внутренний финансовый контроль. Но если проанализировать все его действия то, можно сделать вывод, что это это процесс наблюдения, с помощью которого ведется контроль за деятельность учреждения, а так же за рациональным и эффективным использованием бюджетных ресурсов, соблюдение законодательства в области ведения учета и в предоставлении отчетности.
Вопрос №2 Какие бывают типы внутреннего финансового контроля?
Ответ: Внутренний финансовый контроль можно поделить на два типа – это плановый, который планируется заранее по проверке определенных операций, а так внезапный, который возникает в процессе ведения хозяйственной операции, которую необходимо изменить, отредактировать для эффективной реализации операции.