Расчет амортизации основных средств: пять методов 

Амортизационные отчисления являются частью производственных издержек, учитываемых при ведении бизнеса в финансовых, экономических расчетах. В отношении ТС наиболее часто избирается линейный способ расчета амортизации или вариант исчисления по фактически выполненным работам (километражу). Компания самостоятельно определяет оптимальный способ амортизационного исчисления и фиксирует выбранную вариацию.

Далее размещены 2 онлайн-программы (калькуляторы) для вычисления амортизации автомобиля: линейным способом и с привязкой к километражу.

Срок полезного использования

Расчет амортизации основных средств регламентируется Налоговым Кодексом, если компания с помощью амортизационных отчислений уменьшает базу по налогу на прибыль. Для правильного определения срока полезного использования объекта (СПИ) нужен классификатор. В справочнике указано, что станок для обработки бетона относятся к пятой группе, срок использования 7-10 лет. В этих рамках можно выбрать период начисления.

Если амортизация нужна для управленческого учета, компания может сама установить этот срок. Чем он короче, тем больший размер амортизации будет перераспределяться на затраты, это может привести к повышению себестоимости продукции. И наоборот, если срок выбран очень длинный, оборудование может выйти из строя до того, как полностью самортизируется. Расчет амортизации основных средств предполагает разные методы, но компания может выбрать только один из них. Поменять способ можно один раз в пять лет.

Отчисления начинаются со следующего месяца после покупки. Если «Бетония» купила станок в июле, то в августе будет первое начисление.

Ускоренная амортизация при лизинге

Транспортные средства обычно стоят недешево, поэтому их часто приобретают за счет заемных средств. Одним из распространенных вариантов является лизинг. Он позволяет не только приобрести объект, но и в дальнейшем снизить платежи по налогам на имущество и на прибыль.

Речь идет об использовании ускоренной амортизации. Действующее законодательство позволяет при покупке объекта в лизинг использовать «ускоряющий» коэффициент в размере до 3. Однако, применяя этот метод, необходимо учитывать ряд ограничений.

  1. Имущество должно учитываться на балансе лизингополучателя.
  2. В договоре лизинга должен быть пункт о применении ускоренной амортизации с указанием используемого коэффициента.
  3. Ускоренную амортизацию в бухгалтерском учете можно применять только при использовании метода уменьшаемого остатка (п. ПБУ 6/01). Т.к. в налоговом учете аналогичный метод отсутствует – неизбежно возникают налоговые разницы.
  4. В налоговом учете нельзя применять повышающий коэффициент амортизации автомобиля к основным средствам, относящимся к 1-3 амортизационным группам. Т.е. для значительной части транспортных средств (в частности — для легковых автомобилей, малых автобусов и грузовиков массой до 3,5 т) данная льгота недоступна.

Линейный метод

Используется в налоговом и бухгалтерском учете. Отчисления производятся равномерно, на протяжении всего периода использования. Формула для расчета:

Отчисления = Первоначальная стоимость : СПИ в месяцах

Для вибропресса был выбран СПИ 8 лет или 96 месяцев.

500 000,00 : 96 = 5 208,33 (руб.)

А вот так будет выглядеть таблица ежегодных начислений:

Как минимизировать амортизацию

Есть несколько вещей, которые можно сделать, чтобы свести к минимуму амортизацию, и стоимость перепродажи двух одинаковых автомобилей может сильно различаться в зависимости от того, насколько хорошо о них заботились. Вот несколько практических советов, которые помогут уменьшить амортизацию:

Держите машину в чистоте и хорошем состоянии. Как правило, автовладельцы постоянно заботятся о том, чтобы автомобиль был чистым и ухоженным, и не только для того, чтобы он выглядел хорошо. Заботясь о лакокрасочном покрытии и салоне, автомобиль будет сохранять свою ценность намного лучше и дольше, чем если пренебрегать уходом за авто.

Постарайтесь уменьшить пробег. Да, сказать, конечно, легче, чем сделать, но небольшой пробег окажет наибольшее влияние на стоимость автомобиля при перепродаже. Каждый километр имеет значение в попытках сократить годовой пробег, поэтому, по возможности, необходимо сократить ненужные поездки. Возможно, лучше пройтись пешком или проехаться на велосипеде, тем более, это очень полезно и абсолютно бесплатно.

Придерживайтесь графика обслуживания. -Регулярное обслуживание показывает, что автовладелец заботится об автомобиле, что повысит его стоимость при перепродаже. Не будет лишним вести бортовой журнал автомобиля с учетом всех выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту. Автомобиль лучше обслуживать у официального дилера или в надежном и известном автосервисе, который может предоставить и заверить документацию о прохождении ТО. Чеки на обслуживание и замену деталей следует сохранить и вложить в бортовой журнал, что повысит доверие будущего покупателя и стоимость автомобиля.

Своевременно ремонтируйте. От небольших царапин и вмятин до посторонних шумов выхлопной трубы — необходимо вовремя исправлять любые проблемы с автомобилем, прежде чем они могут стать более затратными и повлиять на стоимость автомобиля при перепродаже. Любой неисправный или требующий ремонта автомобиль будет менее привлекателен и стоить намного меньше, даже с учетом расходов на ремонт, чем автомобиль, не требующий денежных и временных затрат.

Нелинейный метод

Можно использовать в налоговом учете, а в бухгалтерском — нет. Не применяется к объектам 8-10 групп из классификатора, например, недвижимости. Стоимость объектов ОС одной группы суммируется, и амортизация начисляется сразу на всю группу:

Отчисления = Стоимость группы ОС х Норма амортизации

Вибропресс относится к пятой группе, в компании только один станок, поэтому расчет проводится только для него. Норма амортизации для вибропресса 2,7. Амортизация рассчитывается каждый месяц, и ежемесячно снижает стоимость ОС. В первый год отчисления составят 139 982,11 рубля, что почти в два раза больше, чем при первом методе. В месяце, следующим за тем, когда суммарная стоимость группы ОС становится меньше 20 000 рублей, фирма может списать ее единоразово.

Что такое амортизация автомобиля?

Амортизация автомобилей — это разница между стоимостью нового автомобиля (или в момент покупки) и текущей ценой машины, то есть, другими словами это показатель износа транспорта. Большинство новых автомобилей теряют около 40% своей стоимости в течение первых трех лет владения, хотя этот показатель может изменяться, в зависимости от пробега, типа автомобиля и качества обслуживания.

Поскольку амортизация не входит в повседневные эксплуатационные затраты, такие как: расходы на топливо, страховку или налоги, ее легко не учитывать. Но если потратить время и подсчитать, сколько будет стоить эксплуатация автомобиля за период владения им, то окажется, что, на самом деле, эта одна из самых больших статей расходов, с которой придется сталкиваться. В среднем, новый автомобиль теряет около 165 000 рублей своей стоимости в первый год его пользования — это около 13 800 рублей в месяц.

Имея это в виду, стоит учитывать стоимость амортизации при принятии решения о покупке автомобиля, наряду с расходами на топливо, обслуживание, налоги и страховку.

Метод уменьшаемого остатка

Для расчета используются ускоряющий коэффициент от 1 до 3 и остаточная стоимость объекта ОС на начало года. «Бетония» выбрала максимальный коэффициент ускорения 3.

Отчисления = Остаточная стоимость ОС : СПИ в месяцах х Коэффициент ускорения

500 000,00 : 96 х 3 = 15 625,00 (руб.) — отчисления в первый год использования (с августа 2022 по июль 2022).

500 000,00 — (15 625,00 х 12) = 312 500,00 (руб.) — остаточная стоимость на 1 августа 2022 года.

Каждый год отчисления будут уменьшаться, с августа 2022 по июль 2023 года они составят:

312 500,00 : 96 х 3 = 9 766,00 (руб.)

Если в конце периода амортизации остается несписанная сумма, ее можно включить в отчисления за последний месяц либо начислять амортизацию по 582 рубля до того, как сумма полностью спишется. Еще один вариант — увеличить амортизационные отчисления в последний год, платить не 582 рубля ежемесячно, а 1552 (разделить 18 626,45 рубля на 12 месяцев).

Что влияет на амортизацию автомобиля

Износ довольно сложный показатель, и имеется множество факторов, способных повлиять на стоимость автомобиля. Этот показатель может варьироваться в зависимости от: дорожных, погодных и эксплуатационных условий, срока эксплуатации, а также, навыков вождения конкретного водителя. Но понимание того, что со временем меняет стоимость автомобиля, поможет просмотр марок и моделей на ближайшей парковке.

И так, на амортизацию автомобиля влияет:

Цена

Амортизация автомобилей рассчитывается на основе процентного отношения в годовом исчислении, поэтому имеет смысл, что чем больше вы тратите на автомобиль, тем больше стоимость будет потеряна в результате амортизации. Например, городской автомобиль стоимостью 1 000 000 рублей может потерять 55% своей стоимости в результате амортизации, что означает снижение стоимости на 550 000 рублей. С другой стороны, роскошный седан стоимостью 6 000 000 рублей может потерять 3 300 000 рублей своей стоимости, что довольно привлекательно.

Но это еще не все. Спрос марки и модели также влияет на амортизацию, поэтому приведенные выше 55% не одинаковы для всех автомобилей и вряд ли будут такими же высокими для премиальных марок, таких как Mercedes или BMW.

Эксплуатационные расходы и экономия

Раньше, на амортизацию не влияли эксплуатационные расходы автомобиля, а исключительно престиж марки и модели. Но, поскольку приоритеты сместились, а водители стали более экономными — эксплуатационные расходы и показатели экономики теперь сильно влияют на скорость амортизации.

Таким образом, если вы покупаете экономичный автомобиль, который может проходить 100 километров на 6 литрах бензина и будет облагаться небольшим налогом, его стоимость будет снижаться с более низкой скоростью в годовом исчислении. Конечно, может быть сложно найти автомобиль с перспективными показателями в снижении затрат, поскольку новые топливные технологии всегда делают новые автомобили более экономичными. Но, инвестируя в тот автомобиль, который устанавливает эталон сейчас, вы можете ожидать, что он будет лучше сохранять свою ценность в будущем.

Фирменная принадлежность

Восприятие имиджа бренда по-прежнему оказывает наибольшее влияние на нормы амортизации, поскольку некоторые автомобили сильнее сохраняют свою стоимость, исключительно из-за своего значка. Немецкие производители, такие как Mercedes, BMW и Volkswagen, как правило, считаются автомобилями, которые ценят больше всего, в то время как французские бренды, такие как Citroën и Peugeot, имеют одни из худших показателей амортизации среди всех производителей автомобилей.

Ford интересен, когда дело доходит до амортизации. Несмотря на то, что Ford является одним из самых популярных производителей в мире, продающим миллионы автомобилей каждый год, он всегда боролся с имиджем бренда, и автомобили этого завода имеют одни из самых низких показателей амортизации. Это сводится к огромному числу моделей Fiesta и Focus на дороге и тому, как популярность производителя может повлиять на стоимость отдельных автомобилей.

Метод списания по сумме лет использования

Ускоренный метод, который списывает большую часть стоимости ОС в первые годы использования. Расчет амортизации основных средств проводится на основе первоначальной стоимости и суммы оставшихся лет полезного использования.

Норма амортизации = Оставшийся СПИ : Сумма лет СПИ х 100%

Сумма лет СПИ = 8 + 7 + 6 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1 = 36

Норма амортизации (первый год) = 8 : 36 х 100% = 22,2%

Норма амортизации (второй год) = 7 : 36 х 100% = 19,4%

Отчисления = Первоначальная стоимость х Норма амортизации

500 000,00 х 22,2% = 111 111,11 (руб.) — сумма амортизации за первый год;

111 000,00 : 12 = 9 259,26 (руб.) — ежемесячные отчисления в первый год.

Ликвидационная стоимость

Ликвидационная стоимость – это сумма, которую можно получить при выбытии объекта за вычетом затрат на выбытие в момент истечения срока полезного использования ОС (п. 30 ФСБУ 6/2020).

Пример. Как определить ликвидационную стоимость ОС Срок полезного использования ОС — 5 лет. Ликвидационная стоимость – это цена, которую фирма выручит при продаже ОС после 5 лет его работы за минусом затрат на его демонтаж. Предположим, аналогичные объекты, бывшие в употреблении 5 лет, продаются за 100 000 руб. Если фирма демонтирует ОС своими силами, то его ликвидационная стоимость составит 100 000 руб. Если для демонтажа будут привлечены сторонние исполнители, то ликвидационную стоимость нужно будет уменьшить на стоимость их услуг.

Ликвидационная стоимость может быть нулевой, если ожидаемая цена от выбытия ОС несущественна, ее невозможно определить или поступлений при списании актива не предполагается (п. 31 ФСБУ 6/2020).

Метод списания пропорционально произведенной продукции

Для расчета потребуются первоначальная стоимость ОС, плановая и фактическая производительность. Вибропресс производит 450 единиц тротуарной плитки в час. Компания планирует использовать его 7 часов каждый рабочий день. За весь срок эксплуатации в таком режиме будет произведено:

450 штук х 7 часов х 240 рабочих дней в х 8 лет = 6 048 000 (шт.)

Амортизация на тысячу штук = 500 000,00 : 6 048 = 82,67 (руб.)

Если за месяц компания произведет 78 000 единиц тротуарной плитки, отчисления составят:

78 х 82,67 = 6448,41 (руб.) — амортизация за месяц.

Этот способ позволяет учитывать износ относительно фактически произведенной продукции, но неверная постановка планов может привести к искажению амортизационных отчислений, поэтому лучше использовать его для ОС с небольшим СПИ. Трудно, конечно, предсказывать будущее, но предположим, что станок работал очень хорошо и выпустил плановый объем продукции за 7 лет. Амортизация перестала начисляться, его балансовая стоимость стала равна нулю.

Александр Пятинский, главный бухгалтер ГК «ЛАНИТ ОТ»:

«Расчет амортизации основных средств — это простой и эффективный инструмент планирования в управленческом учете. Требование сопоставления полученных доходов и расходов позволяет равномерно распределять финансовый результат за счет амортизации. Выбор способа зависит от того, какая бизнес-модель используется в компании: — линейный способ подойдет компаниям с деятельностью, не подверженной сезонным колебаниям; — списание стоимости пропорционально выпущенной продукции может подойти для тех, кто выходит на рынок с инновационным продуктом; — когда компании требуется в первые годы признать больше расходов, чем в последующие, подойдет способ уменьшаемого остатка.Выбранный способ необходимо закрепить в учетной политике и быть последовательным в его применении. Нельзя применять разные способы для однотипных активов.Распространенная проблема с амортизацией — это малоценные основные средства. Часто мониторы и ноутбуки стоимостью менее 40 000 рублей в бухгалтерском учете, списывают в расходы, а не амортизируют. Если таких активов единицы — это не существенно, но для компаний, где ИТ-оборудование играет важную роль, это становится проблемой»

Как начислять амортизацию по автомобилю

Автомобили, которые соответствуют критериям основных средств, переносят свою стоимость на затраты через амортизацию.

Начало и прекращение начисления амортизации

Начислять амортизацию нужно начиная с месяца, следующего за тем, в котором автомобиль был принят к учету в качестве основного средства (п. 21 ПБУ 6/01). В дальнейшем амортизацию начисляйте ежемесячно независимо от результатов деятельности организации (п. 19, 24 ПБУ 6/01).

Прекращать начисление амортизации нужно начиная с месяца, следующего за тем, в котором автомобиль выбыл или полностью погасил свою стоимость (п. 22 ПБУ 6/01).

Приостановление начисления амортизации

Иногда начисление амортизации может быть приостановлено. В частности, амортизация не начисляется:

— за период консервации автомобиля продолжительностью более трех месяцев;

— за период восстановления (реконструкции, ремонта или модернизации) автомобиля продолжительностью более 12 месяцев.

Такой порядок предусмотрен пунктами 23 и 26 ПБУ 6/01.

Полный перечень случаев, в которых начисление амортизации приостанавливается, представлен в таблице.

Способы начисления

В бухучете амортизацию можно начислять:

— линейным способом;

— способом уменьшаемого остатка;

— способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

— способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Любой из перечисленных способов начисления амортизации можно применять к автомобилям без ограничений. Однако после ввода автомобиля в эксплуатацию изменить выбранный способ начисления амортизации нельзя (п. 18 ПБУ 6/01). Применять повышающие (понижающие) коэффициенты к нормам амортизации можно только при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка. Максимальная величина повышающего коэффициента – 3,0 (п. 19 ПБУ 6/01).

Для расчета амортизации нужно знать первоначальную стоимость автомобиля (восстановительную, если он переоценивался) и срок его полезного использования. Перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость основного средства, приведен в таблице.

Срок полезного использования

Срок полезного использования определите при вводе автомобиля в эксплуатацию исходя из следующего:

— срока, в течение которого автомобиль планируется использовать в деятельности, связанной с извлечением доходов;

— предполагаемых условий эксплуатации автомобиля.

Об этом сказано в пункте 20 ПБУ 6/01.

Также срок полезного использования можно определить на основании Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 (п. 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1). Перечень амортизационных групп, в состав которых включаются автомобили различных категорий, приведен в таблице.

Бухучет

В зависимости от характера использования автомобиля начисленная по нему амортизация включается либо в состав расходов по обычным видам деятельности, либо в состав прочих расходов, либо в состав капитальных вложений. При этом выполняется проводка:

Дебет 20 (26, 44, 91-2, 08…) Кредит 02

– начислена амортизация по автомобилю.

Если организация провела реконструкцию (модернизацию) автомобиля, то меняется его первоначальная стоимость, а в некоторых случаях и срок полезного использования. Эти изменения могут повлечь за собой изменение суммы ежемесячных амортизационных отчислений.

ОСНО

Если организация применяет общую систему налогообложения, амортизацию по автомобилю начисляйте по правилам, установленным главой 25 Налогового кодекса РФ. В налоговом учете начислять амортизацию можно одним из двух способов:

— линейным;

— нелинейным.

С начала очередного налогового периода организация вправе изменить выбранный метод начисления амортизации. При этом перейти с нелинейного на линейный метод начисления амортизации можно не раньше чем через пять лет после начала его применения.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

Чтобы рассчитать амортизацию по автомобилю, нужно определить срок его полезного использования. Сделать это можно на основании Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Перечень амортизационных групп, в состав которых включаются автомобили различных категорий, приведен в таблице.

Начисление амортизации до регистрации

Ситуация: можно ли для расчета налога на прибыль начислять амортизацию по автомобилю до его регистрации в ГИБДД (органах Гостехнадзора)?

Ответ: да, можно.

Основные средства (в т. ч. автомобиль) признаются амортизируемым имуществом для целей налогового учета, если они соответствуют всем необходимым для того требованиям (п. 1 ст. 256 НК РФ). Амортизацию по ним следует начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имущество было введено в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Соответственно, начислять амортизацию по автомобилю нужно с месяца, следующего за тем, в котором он был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Начисление амортизации после снятия с регистрации

Ситуация: можно ли в бухгалтерском и налоговом учете продолжать начислять амортизацию по автомобилю после снятия его с регистрации в ГИБДД (органах Гостехнадзора)? Автомобиль продолжает числиться на балансе организации.

Ответ: да, можно, если в дальнейшем автомобиль будет использоваться в деятельности организации.

Это объясняется следующим образом.

Одним из критериев включения автомобиля в состав основных средств (в бухучете) и в состав амортизируемого имущества (в налоговом учете) является использование его в деятельности, направленной на получение дохода организации. Это следует из положений пункта 4 ПБУ 6/01, пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ.

Списание основного средства с учета производится при прекращении хотя бы одного из условий принятия актива к учету. Таким образом, основное средство, которое не предназначено для использования в деятельности организации (не способно приносить организации доход в будущем), подлежит списанию. При этом необходимость списания с учета такого основного средства не связано с фактом его снятия с учета в ГИБДД (органах Гостехнадзора). Аналогичные разъяснения в отношении объектов недвижимости содержатся в письме Минфина России от 22 марта 2011 г. № 07-02-10/20.

Исходя из этого можно сделать вывод: если автомобиль после снятия его с учета в ГИБДД (органах Гостехнадзора) не будет в дальнейшем использоваться в деятельности организации, то он выбывает из состава основных средств (амортизируемого имущества). Амортизацию по такому автомобилю прекратите начислять с месяца, следующего за месяцем снятия его с учета в ГИБДД (органах Гостехнадзора). Это следует из положений пункта 22 ПБУ 6/01, пункта 5 статьи 259.1, пункта 10 статьи 259.2 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 июля 2010 г. № 03-03-06/1/468. Например, такая ситуация может возникнуть, когда автомобиль снимается с учета с целью его дальнейшей продажи. Тогда с момента принятия решения о продаже автомобиля исключите его из состава амортизируемых основных средств.

Если автомобиль снят с учета в ГИБДД (органах Гостехнадзора), но в дальнейшем планируется его использование в деятельности организации, то из состава основных средств (амортизируемого имущества) он не выбывает. В этом случае начислять амортизацию не прекращайте. Такая ситуация возможна, например, когда изменяется место регистрации автомобиля при его передаче из организации в филиал.

Применение понижающего коэффициента

До 1 января 2009 года все организации должны были применять понижающий коэффициент 0,5 при начислении амортизации:

— по легковым автомобилям, первоначальная стоимость которых более 600 000 руб.;

— по пассажирским микроавтобусам, первоначальная стоимость которых более 800 000 руб.

С 1 января 2009 года этот коэффициент не применяется (ст. 27.2 Закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ). Таким образом, начиная с 1 января 2009 года амортизацию по названным основным средствам нужно начислять по основным нормам, независимо от того, когда они были введены в эксплуатацию. При этом организация вправе к основной норме применить понижающий коэффициент (п. 4 ст. 259.3 НК РФ).

Амортизация бывших в эксплуатации автомобилей

Если автомобиль, приобретенный организацией, в течение определенного периода находился в эксплуатации у прежнего владельца, то при расчете амортизации линейным методом срок его полезного использования можно уменьшить на продолжительность этого периода (абз. 1 п. 7 ст. 258 НК РФ). При нелинейном методе автомобиль, бывший в эксплуатации, нужно включить в ту амортизационную группу, в которую он был включен у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ). .

Разницы по ПБУ 18/02

Из-за различий в правилах амортизации имущества в бухгалтерском и налоговом учете суммы амортизационных отчислений, которые включаются в расходы при определении балансовой и налогооблагаемой прибыли, могут не совпадать. В частности, размер амортизационных отчислений будет различным:

— если различается первоначальная стоимость автомобиля;

— если организация применяет разные способы начисления амортизации;

— если по одному и тому же объекту установлены разные сроки полезного использования;

— если при начислении амортизации применяются разные повышающие (понижающие) коэффициенты;

— если организация рассчитывает налог на прибыль кассовым методом и ввела в эксплуатацию неоплаченный автомобиль.

В каждом из этих случаев будут возникать постоянные или временные разницы (п. 3 ПБУ 18/02). Поэтому в бухучете придется отражать постоянные или отложенные налоговые активы (обязательства). Такие правила установлены пунктом 3 ПБУ 18/02.

Пример образования постоянных и временных разниц в связи с различными способами начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете

Организация «Альфа» приобрело легковой автомобиль и ввело его в эксплуатацию в декабре 2013 года. Дальнейшая перепродажа автомобиля не планировалась. Первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете – 200 000 руб. При определении срока полезного использования организация применяет Классификацию основных средств, утвержденную постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Автомобиль включается в третью амортизационную группу. Установленный срок полезного использования – 4 года.

Согласно учетной политике, амортизация по транспортным средствам начисляется: — в бухучете – способом по сумме чисел лет срока полезного использования; — в налоговом учете – линейным методом.

В июне 2015 года «Альфа» безвозмездно передала автомобиль детскому дому. В бухучете амортизация по автомобилю была начислена в следующих размерах. Сумма чисел лет срока полезного использования равна: 1 + 2 + 3 + 4 = 10.

В 2014 году (первый год эксплуатации): — годовая сумма амортизации – 80 000 руб. (4 : 10 × 200 000 руб.); — месячная сумма амортизации – 6667 руб. (80 000 руб. : 12 мес.).

В 2015 году (второй год эксплуатации): — годовая сумма амортизации – 60 000 руб. (3 : 10 × 200 000 руб.); — месячная сумма амортизации – 5000 руб. (60 000 руб. : 12 мес.).

В 2015 году амортизация начисляется с января по июнь. Сумма начисленной амортизации составляет: 6 мес. × 5000 руб. = 30 000 руб.

За весь период эксплуатации автомобиля в бухучете по нему была начислена амортизация в сумме: 80 000 руб. + 30 000 руб. = 110 000 руб.

Остаточная стоимость автомобиля в бухучете на момент выбытия равна: 200 000 руб. – 110 000 руб. = 90 000 руб.

В налоговом учете сумма ежемесячных амортизационных отчислений была одинакова и составляла: 200 000 руб. : 48 мес. = 4167 руб./мес.

Общая сумма амортизации, начисленной в налоговом учете за весь период эксплуатации автомобиля (18 месяцев), составляет: 200 000 руб. : 48 мес. × 18 мес. = 75 000 руб.

Остаточная стоимость автомобиля в налоговом учете на момент выбытия равна: 200 000 руб. – 75 000 руб. = 125 000 руб.

В бухучете амортизация начисляется в большем размере, чем в налоговом. Поэтому возникают вычитаемые временные разницы.

В 2014 году ежемесячная сумма вычитаемой временной разницы составляет: 6667 руб. – 4167 руб. = 2500 руб.

Ежемесячно эта разница приводит к появлению отложенного налогового актива: Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – 500 руб. (2500 руб. × 20%) – отражено появление отложенного налогового актива.

В 2015 году (с января по июнь) ежемесячная сумма вычитаемой временной разницы составляет: 5000 руб. – 4167 руб. = 833 руб.

Ежемесячно эта разница приводит к появлению отложенного налогового актива:

Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – 167 руб. (833 руб. × 20%) – отражено появление отложенного налогового актива.

Общая сумма отложенных налоговых активов за полтора года эксплуатации автомобиля равна: 500 руб. × 12 мес. + 167 руб. × 6 мес. = 7002 руб.

При выбытии автомобиля бухгалтер «Альфы» сделал в учете следующие записи:

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации» – 200 000 руб. – списана первоначальная стоимость автомобиля;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» – 110 000 руб. – списана сумма начисленной амортизации по выбывающему автомобилю;

Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» – 90 000 руб. (200 000 руб. – 110 000 руб.) – отражена в составе прочих расходов остаточная стоимость автомобиля;

Дебет 99 Кредит 09 – 7002 руб. – списан отложенный налоговый актив с разницы в суммах амортизации, начисленной в бухгалтерском и налоговом учете.

При расчете налога на прибыль расходы в виде остаточной стоимости безвозмездно переданных основных средств не учитываются. Поэтому возникает постоянная разница в размере 90 000 руб., которая приводит к образованию постоянного налогового обязательства.

Бухгалтер «Альфы» отразил его проводкой:

Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – 18 000 руб. (90 000 руб. × 20%) – отражено постоянное налоговое обязательство, связанное с выбытием автомобиля.

Эксплуатация самортизированного автомобиля

Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль зарплату водителя, отчисления с нее, а также стоимость ГСМ, если у автомобиля, на котором ездит сотрудник (водитель), закончился срок эксплуатации (вся стоимость автомобиля списана на расходы)?

Ответ: да, можно.

Действующее законодательство не запрещает использовать имущество, по которому полностью начислена амортизация.

Следовательно, ограничения на то, чтобы включить в расходы ГСМ, зарплату водителя, начисленные с нее взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, отсутствуют.

Главное, чтобы автомобиль использовался в деятельности, направленной на получение дохода.

Такой порядок следует из пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

УСН

Для расчета единого налога организации, применяющие упрощенку, амортизацию не начисляют. Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, то стоимость приобретенных автомобилей уменьшает налоговую базу в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

Если организация платит единый налог с доходов, такие расходы на расчет налоговой базы не влияют. Поскольку при данном объекте налогообложения не учитываются никаких расходы (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Независимо от выбранного объекта налогообложения организации, применяющие упрощенку, обязаны вести бухучет в полном объеме, в том числе и объектов основных средств (ст. 2, 5 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Следовательно, в бухучете они обязаны начислять амортизацию по правилам, установленным ПБУ 6/01.

Организация обязана оформить первичную документацию и регистры бухучета. Формы документов по учету основных средств утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7. Учетные регистры можно составить в произвольной форме.

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на расчет налоговой базы суммы и порядок начисления амортизации по автомобилю не влияют. При этом организации, уплачивающие ЕНВД, должны вести бухучет в полном объеме. Следовательно, в бухучете они обязаны начислять амортизацию по правилам, установленным ПБУ 6/01.

ОСНО и ЕНВД

Амортизацию по автомобилю учитывайте по правилам того режима налогообложения, в деятельности на котором используется данное основное средство. Если автомобиль одновременно используется в обоих видах деятельности, то амортизационные отчисления по нему нужно распределить.

Такой порядок установлен пунктом 9 статьи 274 и пунктом 7 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Пример распределения амортизации по основному средству, которое одновременно используется в разных видах деятельности. Организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД

ООО «Торговая фирма Гермес» в январе приобрело и ввело в эксплуатацию легковой автомобиль, который одновременно используется в обоих видах деятельности. Налог на прибыль «Гермес» начисляет ежемесячно методом начисления. В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально доходам за каждый месяц отчетного (налогового) периода.

В бухгалтерском и налоговом учете организация применяет линейный способ амортизации. При вводе автомобиля в эксплуатацию в бухгалтерском и налоговом учете были определены одинаковые: — первоначальная стоимость – 288 000 руб.; — срок полезного использования – 4 года (48 месяцев).

В бухучете годовая норма амортизации автомобиля равна: 1 : 4 года × 100% = 25%.

Годовая сумма амортизационных отчислений составляет: 288 000 руб. × 25% = 72 000 руб.

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений равна: 72 000 руб. : 12 мес. = 6000 руб.

В налоговом учете сумма ежемесячной амортизации автомобиля составляет: 288 000 руб. : 48 мес. = 6000 руб.

«Гермес» продает товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения. Розничная торговля переведена на ЕНВД. Поскольку автомобиль одновременно используется в обоих видах деятельности, начисленная по нему амортизация подлежит распределению. Сумма амортизации, начисленная по автомобилю в феврале, составляет 6000 руб.

Сумма доходов, полученных «Гермесом» от различных видов деятельности в феврале, составляет: — по оптовой торговле (без учета НДС) – 1 800 000 руб.; — по розничной торговле – 650 000 руб.

Чтобы распределить в налоговом учете амортизацию между двумя видами деятельности организации, бухгалтер «Гермеса» сопоставил доходы по оптовой торговле с общим объемом доходов.

Доля доходов от оптовой торговли в общем объеме доходов за февраль составляет: 1 800 000 руб. : (1 800 000 руб. + 650 000 руб.) = 0,735.

Сумма амортизации по автомобилю, которую можно учесть при расчете налога на прибыль за февраль, равна: 6000 руб. × 0,735 = 4410 руб.

Сумма амортизации по автомобилю, которая относится к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, составляет: 6000 руб. – 4410 руб. = 1590 руб.

Поступление автомобиля и начисление амортизации по нему бухгалтер отразил следующими проводками:

Дебет 08 Кредит 60 – 288 000 руб. – приобретен автомобиль;

Дебет 01 Кредит 08 – 288 000 руб. – отражен ввод в эксплуатацию автомобиля;

Дебет 26 субсчет «Общехозяйственные расходы по деятельности организации на общей системе налогообложения» Кредит 02 – 4410 руб. – начислена амортизация по автомобилю за февраль в части, относящейся к деятельности организации на общей системе налогообложения;

Дебет 26 субсчет «Общехозяйственные расходы по деятельности организации, облагаемой ЕНВД» Кредит 02 – 1590 руб. – начислена амортизация по автомобилю за февраль в части, относящейся к деятельности организации на ЕНВД.

Расчет амортизации основных средств в управленческом учете

Компания сравнила разные методы расчета:

  • Линейный оказался самым простым: списания одинаковые в течение всего периода.
  • При нелинейном методе амортизация затянулась на десять лет, пока остаточная стоимость ОС не стала меньше двадцати тысяч рублей, чтобы списать ее единоразово.
  • Метод уменьшаемого остатка позволяет списать в первый год самую большую сумму, но каждый год, в августе, сумма отчислений снижается, это нужно контролировать.
  • Этот же недостаток у метода списания по сумме лет полезного использования, но он, единственный из ускоренных, позволяет списать всю сумму пропорционально в течение СПИ, без остатка в последний месяц.
  • Списание пропорционально произведенной продукции позволяет понять, какова доля амортизации в себестоимости, но для оборудования с длительным СПИ может не подойти.

В результате был выбран линейный способ начисления амортизации. Компания сама выбирает, как учитывать амортизацию. Можно фиксировать начисление на бумаге, придумать таблицу в Excel или воспользоваться готовым решением. В сервисе ПланФакт можно удобно начислять амортизацию. Каждый месяц собственник будет видеть точные цифры в финансовых отчетах:

  • в отчете о прибылях и убытках — корректную прибыль;
  • в балансе — остаточную стоимость ОС.

Баланс , в котором отражено получение кредита и покупка вибропресса, выглядит так:

500 000 рублей (начальная стоимость вибропресса) отражены в «Основных средствах» и «Долгосрочных обязательствах». После начисления амортизации в 5 200 рублей, стоимость ОС в балансе поменяется:

494 800 рублей — остаточная стоимость вибропресса. Размер отчислений можно увидеть в отчете о прибылях и убытках:

Амортизационный фонд — это не абстрактное понятие, а специальный счет, желательно, с процентами на остаток, чтобы покрывать инфляцию. Компания может переводить деньги на него раз в месяц или отчислять определенный процент прибыли с каждой сделки, периодически сверяясь с отчетом о прибылях и убытках, чтобы контролировать размер фонда. Если оборудование требует замены или ремонта, можно использовать деньги из амортизационного фонда, чтобы не брать кредит.

Методы расчета в организации в бухгалтерском учете

Начисление амортизации в бухучете начинается в следующем месяце – с 1-го числа. При этом не имеет значение, поставлен ли автомобиль на учет в ГИБДД или нет, оформлена ли смена собственника.

В бухгалтерском учете в п.18 ПБУ 6/01 предусмотрено 4 способа амортизационных отчислений:

  1. Линейный;
  2. Уменьшаемого остатка – ускоренный;
  3. По сумме чисел лет срока использования;
  4. Пропорционально объему продукции, услуг, работ.

Организация может выбрать любой из указанных способов, никаких ограничений нет.

Но важно отразить выбор в бухгалтерской учетной политике. Метод амортизационных отчислений выбирается один и тот же для всех однородных транспортных средств.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]