Бюджетный учет основных средств в 2022 году (нюансы)


Основные средства в бюджетном учете — 2020-2021: вводная информация

В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н).
Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2020-2021 годах, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (бюджетные учреждения) или от 23.12.2010 № 183н (автономные учреждения) и другие нормативные акты.

Например, ФСБУ «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257. Что учесть учреждениям при применении данного стандарта, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно изучите обзорный материал.

О нормативных документах, регулирующих бухучет в бюджетных структурах, читайте здесь.

В данной статье мы будем ссылаться на приказ № 157н как на основу бюджетного учета. С начала 2022 года организации госсектора должны руководствоваться новым федеральным стандартом «Основные средства», утв. приказом Минфина от 31.12.2016 №257н (далее Стандарт). Эти документы раскрывают общие принципы бухгалтерского учета ОС, а также логику составления проводок.

Согласно п.8 Стандарта для отнесения актива к основным средствам должны выполняться следующие критерии:

  • Имущество (за исключением периодических изданий, составляющие библиотечный фонд субъекта учета) относится к ОС вне зависимости от срока полезного использования.
  • Субъектом учета прогнозируется получение от использования актива экономических выгод или полезного потенциала.
  • Первоначальную стоимость имущества как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить.

Если актив не соответствует хотя бы одному из вышеприведенных критериев, он учитывается на забалансовых счетах. Информация о таких материальных ценностях раскрывается в бухгалтерской отчетности.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В состав основных средств не входят объекты, отнесенные согласно п. 99 приказа № 157н к материальным запасам. Например, орудия лова, бензомоторные пилы и т. д.

Каждому инвентарному объекту как единице учета основных средств должен быть присвоен номер. И на каждый объект заводится инвентарная карточка.

Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.

Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к плану счетов (приказ № 157н).

Номер разряда счета
18 19-21 22 23 24-26
Финансовое обеспечение Объект учета Группа объекта учета Вид объекта учета Вид поступлений, выбытий объекта учета
Пример: счет 110118310 «Увеличение стоимости прочих основных средств — недвижимого имущества учреждения»
1 101 1 8 310
1 — за счет средств бюджета 101 —основные средства 1 —недвижимое имущество 8 — прочие основные средства 310 — увеличение стоимости ОС

О создании рабочего плана счетов в бюджетной организации читайте здесь.

Порядок списания и утилизации техники

29.06.2021

Невозможно представить себе деятельность учреждения культуры и искусства без использования различных технических средств (компьютеров и иной оргтехники, фото- и киноаппаратуры, осветительных приборов, устройств для записи и воспроизведения звука и др.). Однако со временем эти устройства могут приходить в негодность, устаревать либо использовать их в дальнейшем становится экономически нецелесообразно. В связи с этим встает вопрос об их списании с учета. Как проводится данная процедура? Какими документами оформляется? Как отражаются в учете операции по ликвидации и утилизации техники?

Последовательность действий при списании техники

Прежде чем списать технику, которую невозможно или нецелесообразно использовать, необходимо провести ряд мероприятий.

1. Подготовить решение (заключение) ликвидационной комиссии о списании техники.

2. Согласовать указанное решение с вышестоящим органом (учредителем) в установленных законодательством случаях.

3. Отразить в учете списание техники.

4. Провести разборку (демонтаж) и (или) утилизацию техники.

5. Оприходовать после разборки запчасти, пригодные для дальнейшего использования, детали и узлы, содержащие драгметаллы, металлолом.

6. Передать детали и узлы, содержащие драгметаллы, аффинажной организации, металлолом – специализированной организации.

7. Отразить в учете доходы, полученные от реализации драгметаллов, металлолома.

Остановимся на этих мероприятиях более подробно.

Подготовка и принятие решения о списании техники

Списание федерального имущества государственными федеральными учреждениями производится в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834

(далее – Положение № 834).

На региональном и местном уровнях уполномоченные органы власти субъекта РФ, органы местного самоуправления устанавливают аналогичные порядки. Разрабатываются они, как правило, с учетом норм Положения № 834.

Для определения целесообразности дальнейшего использования технических средств, возможности и эффективности их восстановления, а также для оформления необходимой документации на их списание (выбытие) с учета приказом руководителя учреждения назначается постоянно действующая комиссия (п. 5 Положения № 834

). В ее состав включаются:

– заместитель руководителя учреждения (председатель комиссии); – начальники соответствующих структурных подразделений (служб); – специалисты экономических служб (главный бухгалтер или заместитель главного бухгалтера (бухгалтер)); – специалисты технических служб (инженер, техник и т. д.); – представители иных служб.

В случае отсутствия у учреждения работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя могут приглашаться эксперты (п. 7 Положения № 834

).

В компетенцию ликвидационной комиссии входит:

– осмотр техники, подлежащей списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации; – установление целесообразности (пригодности) дальнейшего ее использования, возможности и эффективности восстановления; – установление причин списания (физический и моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания имущества); – выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие имущества по причине нарушения технологических режимов эксплуатации, преступной халатности или бесхозяйственности, и внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством; – подготовка акта о списании техники и формирование пакета документов для согласования ее списания в соответствии с перечнем, утверждаемым вышестоящим органом власти (местного самоуправления), в ведении которого находится учреждение.

Решение о списании имущества принимается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, путем подписания акта о списании (п. 9 Положения № 834

).

Согласно Приказу Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н

списание техники оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) и отражается в учете после утверждения его руководителем учреждения, а в случаях, предусмотренных законодательством, – только после согласования решения о списании с вышестоящим органом (учредителем).

Согласование списания техники

Согласно Положению № 834, а также ст. 298 ГК РФ

обязательному согласованию с вышестоящим органом (учредителем) подлежит списание технических средств, отнесенных:

– к движимому имуществу казенных учреждений; – к особо ценному движимому имуществу бюджетных (автономных) учреждений, закрепленному за ними на праве оперативного управления учредителем либо приобретенному ими за счет средств, выделенных учредителем. В отношении иного движимого имущества решение о списании принимается этими учреждениями самостоятельно.

Порядок согласования Минкультуры решения о списании федерального имущества, а также перечень необходимых для этого документов установлены в отношении:

– учреждений, подведомственных Минкультуры, – Приказом Минкультуры РФ от 10.06.2020 № 613

; – территориальных органов Минкультуры –
Приказом Минкультуры РФ от 27.11.2019 № 1834
.

Все документы, представляемые на согласование, должны быть заверены уполномоченным лицом учреждения с ясными оттисками печатей и штампов и расшифровкой подписей.

На рассмотрение комплекта документов должно уходить не больше 30 календарных дней, за исключением ситуаций, требующих дополнительной проверки обоснованности списания имущества или дополнительного изучения документов.

Решение о согласовании списания имущества оформляется в форме приказа (распоряжения) органа, осуществляющего координацию деятельности учреждения. Копия этого документа, заверенная в установленном порядке, направляется в учреждение. На основании полученного приказа (распоряжения) составляется приказ руководителя учреждения на списание имущества с баланса. Датой списания имущества с учета будет считаться дата утверждения акта о списании руководителем учреждения.

К сведению:

до утверждения в установленном порядке акта о списании реализация мероприятий по разборке, демонтажу, извлечению деталей, узлов, пригодных для использования, уничтожению или утилизации имущества не допускается.

Отражение в учете списания техники

Исходя из положений п. 7

,
8 СГС «Основные средства»
технические средства соответствуют критериям признания их объектами основных средств. Они могут учитываться как на балансе учреждения на
счете 0 101 04 000
«Машины и оборудование», так на
забалансовом счете 21
«Основные средства в эксплуатации», если их стоимость не превышает 10 000 руб.

Вместе со списанием с балансового учета стоимости объекта основных средств списанию подлежат суммы накопленных амортизационных отчислений и убытков от обесценения (при наличии) по этому объекту (п. 51 Инструкции № 157н

).

На основании акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) в инвентарной карточке (ф. 0504031 или ф. 0504032) проставляется отметка о выбытии объекта.

Согласно п. 335 Инструкции № 157н

имущество, в отношении которого принято решение о списании, в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования, до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения) учитывается на
забалансовом счете 02
«Материальные ценности на хранении» в условной оценке «один объект – один рубль». Выбытие объектов с этого счета отражается после окончания указанных мероприятий на основании оправдательных документов.

Таким образом, техника, подлежащая демонтажу, утилизации (уничтожению), до момента окончания этих мероприятий при списании ее с учета (со счета 0 101 04 000

или с
забалансового счета 21
) должна быть принята к учету на
забалансовый счет 02
.

В соответствующем разделе акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) должны быть отражены мероприятия, предусматривающие дальнейшую судьбу списываемых объектов.

К сведению:

порядок списания техники с
забалансового счета 02
после демонтажа, утилизации (в том числе формы первичных учетных документов, подтверждающих проведение указанных мероприятий) целесообразно предусмотреть в учетной политике учреждения.

Операции по списанию пришедшей в негодность техники отразятся в бюджетном (бухгалтерском) учете следующими проводками(п. 10 Инструкции № 162н

,
п. 12 Инструкции № 174н
,
п. 12 Инструкции № 183н
):

Содержание операции Дебет Кредит
Списана с баланса техника, пришедшая в негодность, в том числе по причине морального износа:
в части остаточной стоимости объекта 0 401 10 172 0 101 х4 410
в части начисленной на объект амортизации 0 104 х4 411 0 101 х4 410
в части накопленного убытка от обесценения 0 114 х4 412 0 101 х4 410
Списана техника, пришедшая в негодность, числящаяся на забалансе Забалансовый счет 21
Принята техника к забалансовому учету до момента ее демонтажа и (или) утилизации Забалансовый счет 02

Разборка и утилизация техники

После списания техники с учета комиссия учреждения оценивает, какие узлы, детали и материалы выбывающего объекта основных средств могут быть использованы в деятельности учреждения (для хозяйственных нужд), утилизированы или реализованы на сторону.

Демонтаж (разборка) технических средств с целью извлечения из них узлов и деталей, в том числе содержащих драгметаллы, может выполняться силами учреждения или организацией, специализирующейся на проведении этих работ, в соответствии с законодательством РФ.

Если отдельные детали техники содержат цветные и драгоценные металлы (золото, платину и др.), комиссия следит за их изъятием, определением веса и сдачей на соответствующий склад.

Обратите внимание:

лом и отходы драгметаллов подлежат обязательному учету в соответствии с требованиями:

Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»

(далее– Федеральный закон № 41-ФЗ); –
Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности
, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731
; –
Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении
, утвержденной
Приказом Минфина РФ от 09.12.2016 № 231н
.

Расходы учреждения на утилизацию техники следует относить в зависимости от предмета договора:

– на подстатью 225

«Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ – если вывоз и утилизация техники производятся в рамках одного договора, по которому утилизацию осуществляет исполнитель (
п. 10.2.5 Порядка № 209н
); – на
подстатью 226
«Прочие работы, услуги» КОСГУ (
п. 10.2.6 Порядка № 209н
), если договор заключен только на работы по утилизации техники.

Расходы на оплату работ по разборке (демонтажу) техники будут относиться на подстатью 226

КОСГУ.

Соответствующие подстатьи применяются в увязке с КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (48.2.4.4 Порядка № 85н

).

Казенные учреждения в установленных п. 48.2.4.2

,
48.2.4.6 Порядка № 85н
случаях также могут применять КВР 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» или 246 «Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем».

Оприходование запчастей после разборки техники

Согласно п. 25

,
106
,
118 Инструкции № 157н
изъятые запчасти, детали и узлы принимаются к учету в составе материальных запасов на
счете 0 105 36 000
«Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» по текущей оценочной стоимости (справедливой стоимости) на дату их принятия к учету. Определяется такая стоимость комиссией учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов методом рыночных цен (
п. 54СГС «Концептуальные основы»
).

К сведению:

для определения справедливой стоимости лома и отходов драгметаллов можно использовать учетные цены на аффинированные драгметаллы, установленные ЦБ РФ.

Оприходование указанных материалов осуществляется на основании приходного ордера на приемку материальных ценностей (ф. 0504207) или требования-накладной (ф. 0504204). Эти документы составляются на основании акта о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104), в котором проставляется отметка о получении материалов в реквизите «Результаты выбытия».

Соответствующие операции отражаются в бюджетном (бухгалтерском) учете следующими проводками (п. 23 Инструкции № 162н

,
п. 34 Инструкции № 174н
,
п. 34 Инструкции № 183н
):

Содержание операции Казенные учреждения Бюджетные и автономные учреждения
Дебет Кредит Дебет Кредит
Оприходованы материалы, остающиеся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам демонтажа техники 1 105 36 346 1 401 10 199 2 105 36 346 2 401 10 199
Оприходованы детали, содержащие драгметаллы, металлолом, полученные от ликвидации техники и остающиеся в распоряжении учреждения 1 105 36 346 1 401 10 172 2 105 36 346 2 401 10 172

Реализация отдельных деталей техники

Изъятые при ликвидации основных средств детали и узлы (лом и отходы), содержащие драгоценные металлы, подлежат передаче в аффинажные организации для аффинажа драгметаллов или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгметаллов аффинажными организациями либо реализации аффинажным организациям или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации (п. 1.1 ст. 20 Федерального закона № 41-ФЗ

).

Металлолом, полученный в результате разборки (демонтажа) списанной техники, подлежит сдаче специализированной организации.

Доходы от реализации металлолома, а также деталей, содержащих драгметаллы, полученные учреждениями казенного типа, подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ

). Бюджетные и автономные учреждения, в свою очередь, вправе самостоятельно определять направления и порядок расходования указанных средств (
п. 2
,
3 ст. 298 ГК РФ
).

Соответствующие доходы учитываются по статье 440

«Уменьшение стоимости материальных запасов» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с
подстатьей 172
«Доходы от операций с активами» КОСГУ.

При кассовом поступлении этих доходов в бюджет применяется подстатья 446

«Уменьшение стоимости прочих оборотных ценностей (материалов)» КОСГУ.

Пример 1.

Автономное учреждение культуры списало непригодное оборудование (иное движимое имущество), приобретенное за счет средств от приносящей доход деятельности. Его стоимость равна 80 000 руб. Амортизация начислена в размере 100 %.

После проведения работ по демонтажу оборудования был оприходован металлолом, который впоследствии сдан в пункт приема лома. Денежные средства от его реализации поступили на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК.

Стоимость реализованного металлолома равна его справедливой стоимости, определенной комиссией учреждения в размере 2 000 руб.

В бухгалтерском учете отражены следующие корреспонденции счетов:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Списана сумма начисленной амортизации 2 104 34 411 2 101 34 410 80 000
Оприходован металлолом по справедливой стоимости 2 105 36 346 2 401 10 172 2 000
Начислен доход от реализации металлолома 2 205 74 564 2 401 10 172 2 000
Списана стоимость реализованного металлолома 2 401 10 172 2 105 36 446 2 000
Поступили на лицевой счет учреждения денежные средства от реализации металлолома 2 201 11 510 Забалансовый счет 17 2 205 74 664 2 000

Пример 2.

Казенное учреждение культуры по согласованию с вышестоящим органом власти произвело списание устаревшей светотехники. В результате ее демонтажа были получены детали (микросхемы), содержащие золото. Масса этого драгметалла в деталях, установленная документами производителя техники и отраженная в инвентарной карточке (ф. 0504031), составила 5 г. Балансовая стоимость техники равна 180 000 руб., амортизация начислена в размере 100 %.

Изъятые из техники микросхемы были оприходованы по справедливой стоимости, равной 20 000 руб. (4 000 руб. за 1 г золота), и переданы на аффинаж.

На основании паспорта, выданного аффинажной организацией, из полученных от учреждения деталей было извлечено 4,5 г золота на сумму 18 000 руб. Денежные средства от реализации драгметалла перечислены в доход бюджета. Казенное учреждение является администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.

В бюджетном учете отразятся следующие бухгалтерские записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Списана ликвидированная техника 1 104 34 411 1 101 34 410 180 000
Оприходованы по справедливой стоимости детали (микросхемы), содержащие золото 1 105 36 346 1 401 10 172 20 000
Переданы детали аффинажной организации 1 105 36 346 1 105 36 346 20 000
Начислен доход от реализации драгметалла на основании паспорта, предоставленного аффинажной организацией 1 205 74 564 1 401 10 172 18 000
Скорректирована методом «красное сторно» стоимость ранее принятых на учет деталей исходя из фактического содержания в них золота (20 000 — 18 000) руб. 1 105 36 346 1 401 10 172 (2 000)
Списана стоимость реализованного драгметалла 1 401 10 172 1 105 36 446 18 000
Отражена задолженность перед бюджетом в сумме доходов от реализации драгметалла* 1 304 04 446 1 303 05 731 18 000
Поступили в доход бюджета от плательщика денежные средства от реализации драгметалла 1 303 05 831 1 205 74 664 18 000

* Казенное учреждение направляет в адрес администратора кассовых поступлений извещение (ф. 0504805) в двух экземплярах с информацией об ожидаемом поступлении доходов бюджета.

* * *

При принятии решения о списании и утилизации пришедшей в негодность техники федеральным учреждениям (территориальным органам), подведомственным Минкультуры, необходимо руководствоваться Положением № 834, а также приказами Минкультуры РФ № 613, № 1834.

Такое решение принимается специально созданной для этих целей комиссией, назначенной приказом руководителя учреждения. Списание техники оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) и отражается в учете после утверждения его руководителем учреждения, а в случаях, предусмотренных законодательством, – только после согласования решения о списании с вышестоящим органом (учредителем).

Списанная с учета техника подлежит одновременному отражению на забалансовом счете 02

«Материальные ценности, принятые на хранение» до момента ее демонтажа (утилизации, уничтожения).

Материальные ценности, образовавшиеся в результате разборки, утилизации (ликвидации) имущества, должны быть оприходованы на счет 105 36 000

.

Доходы от реализации полученных материалов (металлолома, а также деталей, содержащих драгметаллы) казенные учреждения должны перечислить в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Бюджетные и автономные учреждения, в свою очередь, вправе самостоятельно определять направления и порядок расходования указанных средств.

Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Отправить другу

Учет основных средств при поступлении в бюджетные учреждения

ОС приходуются учреждениями по фактической стоимости, в которую входит (п. 15 Стандарта):

  • стоимость, уплачиваемая поставщику;
  • стоимость строительных работ при создании объекта;
  • стоимость всех затрат, необходимых для создания ОС;
  • транспортные расходы;
  • суммы за сопутствующие услуги;
  • таможенные пошлины;
  • а также другие расходы, связанные с покупкой/созданием ОС.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если объект ОС будет использоваться в бюджетной деятельности, то сумма входящего НДС включается в первоначальную стоимость.

  • Поступление ОС отражается на синтетическом счете 0010600000 «Вложения в нефинансовые активы». Например, в бюджетном учреждении согласно приказу 174н, он имеет следующие группы счетов:010610000 «Вложения в недвижимое имущество»;
  • 010620000 «Вложения в особо ценное движимое имущество»;
  • 010630000 «Вложения в иное движимое имущество»;
  • 010640000 «Вложения в объекты финаренды»;
  • 010660000 «Вложения в права пользования НМА»;
  • 010690000 «Вложения в имущество концедента».

В учете основных средств для отражения поступления выделены отдельные аналитические счета, в 24–26 разрядах которых используется код 310 для каждого вида ОС. Этот код обозначает увеличение стоимости ОС.

Рассмотрим в таблице основные проводки по учету поступления ОС на примере бюджетного учреждения (приказ 174н).

Проводка Описание проводки в учете основных средств
Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы»

Кт 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами» (020831660), 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам» (030231730)

Приобретение ОС
Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы»

Кт 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам», 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами», 010400000 «Амортизация», 030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты», 010500000 «Материальные запасы»

Создание объекта ОС собственными силами
Дт 010110310 «Основные средства-недвижимое имущество учреждения»

Кт 010611310 «Вложения в недвижимое имущество»

Ввод в эксплуатацию построенного здания
Дт 010100000 «Основные средства» (010110310, 010120310, 010130310)

Дт 010600000 «Вложения в нефинансовые активы»

Ввод в эксплуатацию купленного, изготовленного хоз. способом ОС
Дт 010100000 «Основные средства» (010110310, 010120310, 010130310)

Кт 030404310 «Внутриведомственные расчетыпо приобретению основных средств»

Объект ОС получен от другого бюджетного учреждения, имеющего того же распорядителя ресурсов бюджета
Дт 010100000 «Основные средства» (010110310, 010120310, 010130310)

Кт 040110190 «Доходы текущего финансового года»

Прочие безвозмездные поступления ОС

О том, как формируется учетная политика бюджетного учреждения, читайте в материале «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)».

Требуемая документация

Чтобы провести процедуры, связанные с ОС, могут потребоваться следующие бумаги:

  • Стандартный документ ОС-1 для приема и дальнейшей передачи ОС;
  • Официальный акт сдачи и приема сооружения здания – ОС-1а;
  • Накладная, предназначенная для отражения перемещения основных средств, — ОС-2;
  • Форма для отражения приема и передачи ОС после проведения ремонтных работ – ОС-3;
  • Инвентарная карточка – ОС-6;
  • Специальный журнал, созданный для отражения всей информации о списанных ОС.

Помимо списка нужной документации, имеются другие формы, не отраженные законодательно, их содержание не должно нарушать действующие нормативные акты. В списке таковых входят: официальный приказ, на основании которого происходит процедура списания важных объектов ОС, учет проведения процедуры, где будет отражено получение ОС действующим предприятием.

Точный список документации, зависит напрямую от учредителей организации, то есть от официальных собственников ценного имущества. Если организация сформирована на базе ценного имущества действующего субъекта РФ либо муниципального образования, то при составлении списка руководствуются принятыми муниципальными законодательными актами.

Если имущество признано федеральным, то правила проведения списания регулируются федеральными органами муниципальной власти, перед которым организация в ответе. Для таких БУ (бюджетных учреждений), осуществляющих управление федеральным имуществом, регулирующей базой считается Положение №834 об особенностях списания федерального имущества, введенное в действие 14.10.2010.

Амортизация ОС

Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.

О практическом применении линейного метода читайте в статье «Линейный метод начисления амортизации основных средств (пример, формула)».

Срок полезного использования определяется исходя из:

  • ожидаемого срока получения экономических выгод;
  • рекомендаций, содержащихся в документах производителя;
  • гарантийного срока использования объекта;
  • др. методов, описанных в п. 35 Стандарта

При начислении амортизации основных средств в бюджетном учете применяется следующий порядок:

  • на объект ОС стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации;
  • на объект ОС стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется, стоимость объекта сразу списывается в затраты, далее ОС учитывается на забалансовом счете 21;
  • на объект библиотечного фонда стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию;
  • на иной объект ОС стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию».

Амортизация отражается на синтетическом счете 010400000 «Амортизация».

В бюджетном учреждении по приказу 174н для записи проводок по амортизационным отчислениям предназначены аналитические счета, оканчивающиеся на 410, которые используются в следующей транзакции: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271) Кт 010400000 «Амортизация» (010410410, 010420410, 010430410, 010440410, 010460410, 010490410).

Операции по начислению амортизации на объекты учета операционной аренды отражаются по дебету счета 040120224 «Расходы на арендную плату за пользование имуществом», 040120229 «Расходы на арендную плату за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами», соответствующих счетов аналитического учета счета 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960224, 010960229, 010970224, 010970229, 010980224, 010980229) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010440000 «Амортизация прав пользования активами».

Образец заполнения формы ОС-4

  1. В начале документа, на его лицевой стороне, указываются:
      наименование организации,
  2. ее ИНН,
  3. КПП,
  4. структурное подразделение, к которому относится списываемое основное средство.
  5. Далее пишется основание для списания – здесь нужно поставить ссылку на какой-либо обосновывающий документ (обычно это приказ руководителя) и материально ответственное лицо (тут пишется только ФИО сотрудника).
  6. С правой стороны бланка вписываются:
      код ОКПО фирмы (можно найти в учредительных бумагах),
  7. дата списания основного средства с бухгалтерского учета,
  8. номер и дата выпуска документа, ставшего основанием для списания,
  9. табельный номер материально-ответственного работника.
  10. Чуть ниже указывается номер документа, дата его составления, причина списания.
  11. Справа отводится место для утверждения акта директором предприятия.

Следующая часть оформлена в виде таблицы и касается непосредственно списываемого имущества:

  • в первый столбик вносится название основного средства,
  • во второй-третий – инвентарный и заводской номера соответственно,
  • в четвертый-пятый дата выпуска изделия и дата принятия его на баланс организации.
  • в шестой столбик вносится фактический срок эксплуатации (т.е. то время, которое имущество активно применялось в работе),
  • в седьмой — стоимость объекта на момент его принятия к учету,
  • в восьмой — сумма начисленной амортизации,
  • в девятый — остаточная стоимость (значение в последнем пункте является разницей показателей из двух предыдущих столбиков).

Учет выбытия ОС

Для учета основных средств при их выбытии также используются отдельные счета аналитического учета счета 010100000 «Основные средства», заканчивающиеся на 410 и обозначающие уменьшение стоимости соответствующих ОС.

Подборку практических рекомендаций по списанию определенных видов ОС в учете бюджетников смотрите в аналитическом обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры. А в этой публикации вы найдете образец приказа о списании ОС в бюджетном учреждении.

Рассмотрим в таблице основные проводки по учету выбытия ОС на примере бюджетного учреждения (приказ 174н).

Проводка Описание проводки в учете основных средств
Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271)

Кт 010100000 «Основные средства» (010110410, 010120410, 010130410))

Дт 21 «Основные средства стоимостью до 10 000 рублей включительно в эксплуатации»

Ввод в эксплуатацию ОС стоимостью до 10 000 руб.
Дт 040120281 «Расходы по безвозмездным перечислениям капитального характера государственным (муниципальным) учреждениям», 040120251 «Расходы на безвозмездные перечисления бюджетам бюджетной системы РФ»

Кт 010100000 «Основные средства» (010110410, 010120410, 010130410)

Безвозмездная передача объекта (по балансовой стоимости)
Дт 010400000 «Амортизация» (010410410, 010420410, 010430410)

Кт 010100000 «Основные средства» (010110410, 010120410, 010130410)

Дт 040110172 «Доходы от операций с активами»

Кт 010100000 «Основные средства» (010110410, 010120410, 010130410)

Продажа ОС

Образец заполнения оборотной стороны формы ОС-4

Оборотная сторона акта также содержит две таблицы. В первую вносятся индивидуальные параметры, служащие частью характеристики объекта, в том числе сведения о содержании драгоценных металлов.

Далее под таблицей идет несколько строк, в которых комиссия, принимающая участие в списании основных средств, выносит свое заключение (в данном случае о списании).

При необходимости указывается список дополнительных документов, идущих в качестве приложения к данному акту.

Потом комиссия ставит свои подписи напротив указанных должностей с ФИО.

Последняя таблица включает в себя информацию о:

  • произведенных затратах на списание основных средств,
  • оставшихся товарно-материальных ценностях, годных к дальнейшему применению,
  • средств, вырученных от реализации списанного имущества.

В завершение акт заверяется подписью главного бухгалтера организации.

Итоги

Бюджетный учет основных средств имеет сложную структуру счетов и их кодирования. Однако инструкции, перечисленные в статье, содержат подробные разъяснения и перечни возможных проводок, которые могут помочь бухгалтеру. Ведение бюджетного учета основных средств строго регламентировано. Все движения ОС должны быть оформлены первичными документами и отражены в учете бухгалтерскими проводками.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Регулирующая база

Все имеющиеся в компании основные средства должны отражаться на основании принятых нормативных актов по бухгалтерской отчетности. Все процедуры отражения основных средств проводится на основании принятого Приказа Минфина РФ №26н от 30.03.01. К принятому документу внушительный список различных приложений связанных с регулированием отражения ОС в периодической бухгалтерской отчетности. Все эти особенности и нюансы стоит просмотреть заранее, ведь эта информация потребуется с целью стратегического планирования, поэтому допускать ошибку в последовательности действий нельзя. Неверные действия повлекут за собой нежеланный результат, который может привести к определенным убыткам.

Процесс согласования

По итогам тщательной проверки созданная комиссия готовит бумаги для согласования списания ОС. Чтобы списать устаревшую оргтехнику, потребуется:

  • Приказ директора предприятия о формировании специальной комиссии для списания ОС;
  • Инвентарные карточки учета ОС;
  • Официальное техническое заключение, которое можно получить у специальной организации, оно подтверждает дальнейшую непригодность техники к ремонту и дальнейшему применению;
  • Технический паспорт устаревшей техники;
  • Официальная выписка из имеющегося реестра муниципального имущества.

Чтобы усвоить процесс списания основного бюджета, изучите краткую инструкцию.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]