Регистрация бизнеса – это государственная услуга, которая сопровождается выдачей подтверждающих документов. Их перечень зависит от организационно-правовой формы: ООО получает больше бумаг, чем индивидуальный предприниматель. Узнайте, какие документы выдаются при регистрации ИП.
Бесплатная консультация по регистрации бизнеса
Государственные реестры субъектов предпринимательской деятельности
Сведения о зарегистрированных ИП и юридических лицах ФНС заносит в разные государственные реестры. Предпринимателей включают в ЕГРИП, а организации – в ЕГРЮЛ. Эти реестры открыты и любой желающий может бесплатно получить из них информацию о конкретном предпринимателе или ООО.
Таким образом, факт регистрации ИП или общества с ограниченной ответственностью, в первую очередь, подтверждается записью из соответствующего реестра.
Искать в базе ЕГРИП/ЕГРЮЛ
Пошаговая инструкция по получению справки через Госуслуги
Быстрее всего справку об отсутствии регистрации физлица в качестве ИП можно получить через Госуслуги. Для этого надо:
- Зайти на Госуслугах.
- Нажать на «Получить услугу».
- Выбрать госреестр, из которого запрашивается выписка, — ЕГРИП.
- Выбрать тип выписки — «о самом себе».
- Нажать на «Подать заявление».
В итоге, в ЛК на Госуслугах придет готовая справка, удостоверенная квалифицированной подписью ЭЦП.
По закону, срок оказания госуслуги — 5 дней. На протяжении этого времени в ЛК Госуслуг должна прийти справка об отсутствии физлица в реестре ЕГРИП. На практике такой pdf-документ приходит уже через несколько минут.
Основной документ ИП
Основной документ предпринимателя в 2022 году – это лист записи ЕГРИП, который стали выдавать последние несколько лет. А до 2022 года регистрация индивидуального предпринимателя подтверждалась свидетельством на гербовой бумаге. Все выданные свидетельства сохраняют свою юридическую силу до сих пор.
Форма листа записи ЕГРИП № Р60009 утверждена приказом ФНС от 12 сентября 2016 № ММВ-7-14/[email protected] Документ направляется зарегистрированному ИП в электронном виде. Его можно распечатать и использовать в своей деятельности. Если есть желание, то по запросу можно получить в ИФНС ещё и бумажную версию с печатью инспекции.
В первом листе записи, который выдают после регистрации ИП, содержится следующая информация:
- полное имя предпринимателя;
- регистрационный номер – ОГРНИП;
- номер и дата внесения записи в реестр;
- подтверждение постановки предпринимателя на налоговый учёт;
- название регистрирующего органа;
- дата выдачи документа, имя и подпись должностного лица.
Инструкция по оформлению справки
Оформить справку об отсутствии постановки на налоговый учет своего ИП в ИФНС можно в pdf-файле или на бумаге. Причем электронный pdf-документ предоставляется бесплатно (за бумажный — платится госпошлина). Электронную справку можно взять на сайте Госуслуг. Для этого сначала надо будет авторизоваться здесь через свой ЛК.
Эксперт сайта
Ольга Гаврилова
Стаж работы в качестве адвоката — 21 год. С 2015 г. является экспертом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области Гончарова А.Н.
Задать вопрос
Электронная справка об отсутствии госрегистрации физлица в качестве ИП удостоверяется квалифицированной подписью ЭЦП. В итоге, такой документ, выданный на сайте Госуслуг, считается равнозначным бумажному с подписью налоговика и печатью ФНС.
Чтобы получить бумажную справку необходимо:
- Посетить МФЦ по предоставлению госуслуги. Однако, такой МФЦ есть не везде, это надо заранее уточнять по контактам с сайта МФЦ. Здесь нужно будет составить заявление и предъявить свой личный паспорт и квитанцию об оплате госпошлины.
- Обратиться в местную инспекцию ФНС, лично или через своего представителя по нотариальной доверенности.
При обращении в ИФНС надо будет предоставить:
- личный паспорт;
- личное заявление;
В личном заявлении в ФНС указывается
- инициалы и должность руководителя инспекции (так, Начальнику Межрайонной ИФНС России № 16 по Новосибирской области);
- Ф. И. О., ИНН, серия, номер паспорта (кем, когда выдан) и прописка заявителя;
- просьба об оформлении справки об отсутствии сведений в ЕГРИП о регистрации физлица в качестве ИП;
- дата составления заявления;
- личная подпись и Ф. И. О. заявителя.
В итоге, в МФЦ или ФНС заявителю должна быть выдана расписка‐уведомление о приеме заявления. Затем физлицу нужно обратится в инспекцию ФНС и получить готовую справку.
Реквизиты для оформления квитанции об оплате госпошлины лучше заранее уточнить напрямую в ИФНС. Бланк можно взять здесь же.
Документы, подтверждающие выбор системы налогообложения
Ещё один важный документ, о получении которого надо знать каждому ИП, это подтверждение о переходе на льготный налоговый режим.
Дело в том, что после регистрации все предприниматели и организации считаются плательщиками общей системы налогообложения – ОСНО. Но большинство начинающих бизнесменов выбирают специальный режим с пониженной налоговой ставкой: УСН, ПСН, ЕСХН.
Документ, который подтверждает переход на льготную систему налогообложения, надо сохранять. Для УСН и ЕСХН в этом качестве выступает второй экземпляр поданного уведомления с отметкой налоговой инспекции. Если же предприниматель выберет патентную систему налогообложения, то ему выдадут соответствующий патент.
Выбор самого выгодного налогового режима надо сделать как можно раньше, в идеале – до регистрации ИП. Если вы не знаете, как рассчитать фискальную нагрузку на разных системах налогообложения, рекомендуем обратиться на бесплатную консультацию.
Документы, представляемые заявителем
Для российской продукции
- Заявление о проведении государственной регистрации продукции;
- Нормативные и/или согласованные в установленном порядке технические документы (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и др.) ранее не согласованные, по которым предполагается осуществлять промышленное изготовление продукции, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- Заверенные в установленном порядке копии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии технических документов требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (при их наличии);
- Заверенные в установленном порядке копии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий производства требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- Инструкция по применению (листок-вкладыш, аннотация) (в случае, если вся необходимая информация не может быть размещена на этикетке), заверенная подписью уполномоченного лица и печатью изготовителя;
- Потребительская (или тарная) этикетка или ее проект, заверенный подписью уполномоченного лица и печатью изготовителя;
- Протоколы испытаний и/или заключения аккредитованных испытательных лабораторий (при наличии);
- Акт отбора образцов (проб) установленной формы;
- При наличии товарного знака — копия свидетельства на товарный знак, заверенная в установленном порядке;
- Документ изготовителя о том, что он доверяет заявителю представлять свои интересы на территории Российской Федерации по осуществлению государственной регистрации продукции изготовителя (в случае, если заявитель не является изготовителем);
- Документ, подтверждающий право получения свидетельства о государственной регистрации продукции (доверенность).
Документы о регистрации в фондах
Кроме налоговой инспекции зарегистрированного предпринимателя ставят на учёт в Пенсионный фонд. Самостоятельно обращаться в ПФР не надо, всю необходимую информацию передает ИФНС по каналам межведомственного взаимодействия. В течение нескольких дней Пенсионный фонд направит уведомление с присвоением регистрационного номера.
Что касается Фонда социального страхования (ФСС), то ИП должен зарегистрироваться там самостоятельно и только в случае найма работников. Для этого надо в течение 30 дней с даты заключения трудового или гражданско-правового договора с первым работником обратиться в территориальное подразделение фонда с заявлением и другими документами.
Итоги
Справки с места работы от имени ИП заполняются точно так же, как и выдаваемые компаниями-работодателями. Реквизиты и образец мы привели в нашей статье.
Чтобы узнать правила заполнения справки с места работы компаний, советуем ознакомиться с нашей статьей «Справка с места работы — бланк и образец заполнения».
Источники: Трудовой кодекс РФ
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Коды статистики
Ещё один государственный орган, который ведет учёт индивидуальных предпринимателей, называется Росстат. Ведомство присваивает субъектам предпринимательской деятельности специальные коды: ОКТМО, ОКПО, ОКФС и другие.
Документ с кодами статистики можно получить, обратившись в территориальный орган Росстата. При себе надо иметь паспорт и копию листа записи ЕГРИП. А можно запросить свои коды онлайн с официального сайта, указав ИНН или ОГРНИП зарегистрированного предпринимателя.
Справка сотруднику от ИП
Справка с места работы выдается сотруднику, трудоустроенному у индивидуального предпринимателя, в 3-дневный срок на основании его письменного заявления (ст. 62 ТК РФ). Такие справки обычно требуется предъявить в органах соцзащиты, посольствах при оформлении визы и в прочих случаях.
Как составить справку с места работы для оформления визы, узнайте в КонсультантПлюс, получив пробный демо-доступ к системе К+. Это бесплатно.
Справка с места работы обычно оформляется в произвольной форме. В ней, как правило, отражаются:
- факт подтверждения трудоустройства у ИП;
- должность и срок работы;
- ежемесячный оклад либо размер полученного заработка за 3–6 месяцев.
Стандартный набор информации, которая должна содержаться в справке, может быть скорректирован организацией, которая ее затребовала. Поэтому при оформлении такой справки желательно выяснить у того, кто ее требует, что именно необходимо в ней отразить.
Подробнее о других видах справок работодателей и примерах их оформления читайте в статье «Справка о заработной плате — образец и бланк в 2022 году».
Выводы
Итак, повторим ещё раз, какие документы получает ИП после успешной регистрации:
- лист записи ЕГРИП в электронном виде (при желании можно запросить и бумажный документ);
- свидетельство о присвоении ИНН, если оно не было получено ранее;
- документ, подтверждающий переход на льготную систему налогообложения, если ИП сделал такой выбор;
- уведомление о регистрации в ПФР, а также в ФСС (в фонде социального страхования обязаны зарегистрироваться только работодатели);
- коды статистики.
Ну а если в регистрации ИП отказано, то заявитель получит от налогового органа решение об отказе с указанием причин. При их устранении можно снова обратиться в ИФНС. Исключение – запрет заниматься предпринимательской деятельностью или уже состоявшееся банкротство ИП. В этом случае повторная подача документов на регистрацию невозможна.
Стоимость услуги
В pdf-файле получить справку об отсутствии собственного ИП можно совершенно бесплатно. Это можно сделать на сайте Госуслуг. Однако, за бумажную справку нужно будет уплатить госпошлину. Размер пошлины составляет:
- 200 р.;
- 400 p. — за срочное оформление документа, то есть, в рабочий день, следующего за датой подачи личного заявления.
В итоге, если того требует работодатель или иной госорган, физлицу надо будет подготовить справку об отсутствии ИП. Оформить ее можно на бумаге или в pdf-файле. Если же гражданин скрывается от налоговой и ведет предпринимательскую нелегальную деятельность, он может быть по-крупному оштрафован по НК РФ и КоАП РФ.
Проверка долга перед налоговой
Бесплатная онлайн налоговой задолженности по ИНН
Узнать задолженность