Проверка контрагента: какие документы потребуют у вас

На практике у большинства предпринимателей, особенно начинающих, возникает множество вопросов о процессе поиска и проверки контрагентов: какими инструментами нужно пользоваться, есть ли бесплатные возможности для этого, какую информацию необходимо анализировать и др. Тем более что никаких стандартных правил и критериев такой проверки не существует. Все действия, которые необходимо предпринимать, обычно вырабатываются компаниями самостоятельно в процессе анализа и с учетом рисков.

В целом процесс проверки контрагентов держится на трех китах:

  1. благонадежность — намерения компании и ее отношения с государством и другими бизнес-партнерами;
  2. оценка — выявление основных критериев оценки и объективной информации;
  3. знание — понимание того, какую информацию стоит учитывать, а какую — нет.

В этой статье рассмотрим следующие вопросы:

  • Зачем проверять контрагентов
  • Быстрый поиск контрагента на сайте ФНС
  • Интернет-источники для поиска дополнительных сведений о контрагенте
  • Список контрольных вопросов для проверки контрагента
  • Как интерпретировать полученные сведения о контрагенте
  • Контур.Фокус: возможности для проверки контрагента
  • Офлайн-проверка контрагента, выявление подозрительных признаков

Зачем проверять контрагентов

Проверка контрагента — это комплексная и не разовая, как многим может показаться, работа. Но она необходима, ведь на кону — деньги и репутация компании. Не зря налоговые органы предупреждают, что ответственность за выбор контрагента полностью лежит на компании. Поэтому она должна быть заинтересована в оценке рисков и налоговых последствий, которые могут возникнуть в результате сотрудничества с сомнительными контрагентами. Если у налоговой появятся претензии к одному из ваших контрагентов, вполне вероятно, что вы невольно окажетесь вовлечены в неприятности.

Проверка новых контрагентов необходима еще и с учетом такого понятия, как «необоснованная налоговая выгода», которую, как предполагается, получают те предприниматели, которые минимизируют налогообложение, уклоняясь от налогов.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 перечислены все случаи, когда налоговая выгода признается необоснованной, но в целом все они сводятся к двум тезисам. Налоговая выгода признается необоснованной, если:

  • налогоплательщик действовал без должной осмотрительности, так как должен был знать о допущенных контрагентом нарушениях;
  • если налогоплательщик, его взаимозависимые или аффилированные лица совершают операции, связанные с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, которые не исполняют налоговые обязанности (п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53).

И если второй случай — это пример осознанных действий налогоплательщика, то первый подразумевает, что у налогоплательщика все-таки есть возможности предотвратить проблемы.

Помимо налоговых рисков при работе с контрагентом могут возникать и финансовые риски: срыв сроков поставок, поставки некачественного товара и т.д. Хорошо, если проблему можно решить с помощью переговоров и поставщик готов заменить бракованный продукт или предоставить скидку на следующую партию товара в случае срыва сроков поставки. Но ведь может оказаться, что безответственное поведение контрагента — норма, и тогда вы потеряете деньги.

Чтобы увидеть истинное лицо контрагента, нужно осуществить несколько действий, которые позволят удостовериться в том, что вы имеете дело с действующим юридическим лицом и что ваш контрагент не похож на фирму-однодневку.

Документы, которые нужно затребовать у контрагента

Как минимум важно проверить следующие документы:

  • копию устава организации;
  • копию свидетельства о государственной регистрации;
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • бухотчетность за год, предшествующий году заключения сделки;
  • копию паспорта руководителя организации.

Проверка контрагента по новым правилам

С 2022 года в налоговом праве действуют антиуклонительные нормы, введенные поправками в Налоговый кодекс общеизвестной статьей 54.1.

Из логики статьи 54.1 Налогового кодекса следуют три основных правила налоговой безопасности:

Первое. Не допускать искажений отчетности. (доказательство отсутствия умысла).

Второе. Подтверждать деловую цель сделки и просчитывать ее экономическую суть. Неуплата налогов не должна быть основной целью действий налогоплательщика.

Третье. Сделка должна быть реальна и исполнена лицом, с которым заключен договор. Или иным лицом, которому было передано обязательство по договору или закону.

Первые два правила по сути это отказ от агрессивных схем минимизации. Налоговая оптимизация – как цель вне закона!

А третье правило направлено на то, чтобы пресечь взаимодействие бизнеса с фирмами- однодневками и «техническими» посредниками.

Поэтому вопрос коммерческой осмотрительности в выборе контрагентов актуален и важен. И до заключения договора, и в ходе его исполнениянужно четко понимать с кем компания имеет дело и как это отразится на ее налоговой судьбе. И, конечно, запасаться неопровержимыми доказательствами предпринимаемой осмотрительности и осторожности. И простым сбором досье уже не обойтись.

Знаю, что некоторые компании не заморачиваются и поразительно спокойны в этом плане: запрашивают у потенциального контрагента (или готовят сами) пакет из учредительных и регистрационных документов, в лучшем случае поручают бухгалтеру заполнить небольшую анкету контрагента – и хранят так называемое досье на случай проверки.

Создание видимости проверки в современных реалиях потеряло всякий смысл. ФНС неоднократно комментировала это: истребование у контрагента регистрационных документов носит справочный характер и не указывает на принятие мер разумной осмотрительности. Одно из писем ФНС — от 18 мая 2918 г. № ЕД-4-2/[email protected]

Цель проверки контрагента по новым правилам: проверить и понять, что перед вами – добросовестный бизнес. Обеспокоиться не только тем, уплачивает ли контрагент налоги, но и по ряду критериев убедиться в том, что сотрудничество с ним не влечет для вашей компании глубоких разочарований и рисков в виде негативных налоговых последствий.

Проверка контрагентов по новым правилам превратилась в беспокойную аналитическую работу. В которой выделяются этапы, цель которых — «обеспечить-проверить-подтвердить»:

Этап 1. Проверить деловую репутацию и благонадежность.

Этап 2. Убедиться в достаточности ресурсной базы и оценить риск неисполнения обязательств по договору.

Этап 3. Дать оценку коммерческого преимущества контрагента.

Этап 4. Составить грамотный договор. С гарантиями и условием возмещения убытков.

Этап 5. Обеспечить исполнение договора, отслеживать ход процесса и подтвердить результат.

Этап 6. Собрать документы.

Быстрый поиск контрагента на сайте ФНС

На сайте ФНС предприниматели могут бесплатно воспользоваться сразу несколькими онлайн-сервисами для сбора важной информации о контрагенте.

Самое простое, что можно сделать, — осуществить поиск контрагента по ИНН на сайте ФНС. Для этого нужно выбрать вкладку «Юридическое лицо» и ввести ОГРН или ИНН юрлица или указать наименование и (опционально) регион места нахождения. Если вам необходима информация об ИП или крестьянском (фермерском) хозяйстве, то выставляйте вкладку «Индивидуальный предприниматель/КФХ», вводите ОГРНИП / ИНН или вносите ФИО и регион места жительства.

На сайте ФНС можно бесплатно найти и другую информацию о контрагенте по названию, адресу и другим критериям.

ИнформацияИсточник
Сведения из ЕГРЮЛhttps://egrul.nalog.ru
Задолженность по уплате налогов, непредставление налоговой отчетности более годаhttps://service.nalog.ru/zd.do
Адреса массовой регистрацииhttps://service.nalog.ru/addrfind.do
Регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, или сведений, которые содержатся в ЕГРЮЛhttps://service.nalog.ru/uwsfind.do
Дисквалифицированные лицаhttps://service.nalog.ru/disqualified.do
Юрлица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лицаhttps://service.nalog.ru/disfind.do
Решения регистрирующих органов о предстоящем исключении недействующих юрлиц из ЕГРЮЛhttps://www.vestnik-gosreg.ru
Лица, в отношении которых факт невозможности осуществления руководства установлен (подтвержден) в судебном порядкеhttps://service.nalog.ru/svl.do
Физлица, которые являются руководителями или учредителями нескольких юрлицhttps://service.nalog.ru/mru.do
Юрлица, созданные по законодательству Украины, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registration_ip_yl/#t5

Несколько лет назад налоговая запустила сервис «Прозрачный сервис», который упрощает процедуру проверки новых контрагентов, оберегает компании от сотрудничества с сомнительными партнерами и помогает вычислить однодневку.

Согласно ст. 102 НК («Налоговая тайна»), данные о компании могут стать открытыми только с ее согласия. Вступление в силу Федерального закона от 01.05.2016 № 134-ФЗ позволило внести изменения: перечень данных, которые не представляют налоговую тайну, был расширен.

Соберите важнейшую информацию о контрагенте в одном окне

Теперь открыты следующие сведения о юрлицах (они обновляются ежегодно):

  • доходы и расходы за один календарный год;
  • средняя численность компании за один календарный год;
  • информация об уплаченных налогах и сборах;
  • сведения о налоговых нарушениях;
  • задолженности, штрафы, пени и др.

Эти сведения организации смогут получить через интернет бесплатно.

Как подтвердить добросовестность

Из критериев, в принципе, понятно, что нужно делать, чтобы не попасть под пристальное внимание: больше доходов и налогов, высокая зарплата, сказать «нет» сомнительным сделкам. На практике самая обычная операция может превратиться в небезопасную. Частично в прошлых статьях мы уже разбирали сложные ситуации:

  • Контролируемые сделки – практика по 115-ФЗ
  • Объяснения низкой средней зарплаты ­– применение МРОТ

Отмечу, что тщательный отбор поставщиков при работе с НДС актуален не только для крупных организаций, ведь небольшая компания на УСН иногда обязана заплатить налог (при импорте).

Что касается других способов обеспечить подтверждение собственной добросовестности, понадобится:

  1. Проверять при создании компании участников и руководителя на наличие дисквалификации, незавершенных судебных дел, крупных задолженностей, чтобы на начальном этапе избежать отказа в регистрации и ненужного внимания.
  2. Как-то не принято (да и закон не требует) при регистрации интересоваться происхождением имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал, а следовало бы. У супругов, к примеру, есть совместное имущество (включая деньги), если другой супруг не знал о его использовании для создания общества, он вправе обратиться в суд, потребовать возврата, вхождения его в долю, что, разумеется, не пойдет на пользу организации. Проще всего – заручиться нотариально заверенным согласием.
  3. Вести максимально открытый диалог в сделках, руководствуясь, тем не менее, принципом разумности, сохраняя коммерческую тайну.
  4. Обратите внимание! В положении о персональных данных предусмотрите случаи передачи сведений третьим лицам. Примером служат пропуска на закрытую территорию поставщика. Т.к. они изготавливаются другой стороной, необходимо получить согласие сотрудников заранее. Не обязательно, но желательно запросить от контрагента письменные гарантии использования данных исключительно в указанных целях.

  5. Избегать в договорах слишком лояльных условий, если это не является одним из обычаев делового оборота или не дает компании дополнительных выгод. Например, долговременная беспричинная отсрочка платежа на крупный контракт для нового клиента будет подозрительна с точки зрения налоговой, а вот рассрочка с ежемесячными платежами и процентом – нормально.
  6. Не бросать дебиторскую задолженность на самотек. Это значит: писать претензионные письма, если предусмотрены санкции (пени, неустойки), рассчитывать их и требовать уплаты, обращаться в суд, вступать в ряды кредиторов при банкротстве.
  7. Проявлять внимание к оформлению операций и оперативно (не откладывая!) решать вопросы с ошибками, неточностями и неполным заполнением в документах, подтверждающих расходы, и счетах-фактурах.

Пример: поставщик указал в счет-фактуре старый юрадрес, сразу ошибку менеджер заметил, но не стал отправлять на исправление, документ был представлен на проверку. Поставщику налоговая доход не уберет, максимум, что его ждет – замечание, а вот для покупателя реален отказ в вычете по НДС.

Чем тщательнее отношение к работе по безопасности сделок, тем надежнее вы защищены от претензий налоговиков. Теперь разберем, что требовать от контрагента и какие признаки должны стать тревожным звонком.

Интернет-источники для поиска дополнительных сведений о контрагенте

Реестры недобросовестных поставщиков

Такой реестр есть на сайте ФАС. Также при необходимости можно изучить Реестр недобросовестных поставщиков в Единой информационное системе в сфере закупок.

Картотека арбитражных дел

В картотеке содержатся миллионы дел. Чтобы получить информацию о деле, нужно заполнить любые поля в фильтре поиска и нажать кнопку «Найти». Если вы не знаете номер дела, то ищите информацию по другим параметрам.

В карточку включена краткая информация о деле, сведения об участниках дела, хронология рассмотрения дела в каждой из инстанций, принятые в них завершающие судебные акты.

Банк данных исполнительных производств

Сервис дает информацию о наличии исполнительного производства, его предмете и подлежащей к выплате сумме в отношении любого физического или юридического лица.

Работа с банком строится на простых действиях: выбор поиска по физлицам или по юрлицам, указание региона, фамилии и имени или наименования предприятия.

Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юрлиц, ИП и иных субъектов экономической деятельности

Ресурс позволяет ознакомиться со сведениями о деятельности субъектов экономической деятельности. Для проверки юрлица введите в поисковой форме наименование предприятия, код (ИНН, ОГРН) и адрес. Поиск ИП осуществляется с помощью ФИО и кода (ИНН, ОГРНИП).

Реестры лицензий

Если ваша компания планирует заключить сделку с контрагентом в рамках лицензируемой деятельности, то разумно будет заранее проверить, имеет ли он необходимую лицензию. Такие сведения содержатся на сайтах лицензирующих органов.

Например, Реестр лицензий есть на сайте Росприроднадзора. Роскомнадзор на своем официальном ресурсе публикует Реестр лицензий в области связи, Реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования и др.

Проверка по списку недействительных российских паспортов

Поскольку сервис Главного управления по вопросам миграции МВД России пополняется сведениями о недействительных паспортах в ежедневном режиме, то информация в нем всегда актуальная.

В каких случаях компаниям стоит пользоваться этим онлайн-инструментом? Например, чтобы проверить руководителя фирмы, с которой предстоит заключить сделку. Ведь многие ограничиваются запросом копии приказа о вступлении в должность или выпиской из ЕГРЮЛ, в которой указаны ФИО и должность лица. Но проверка паспорта никогда не будет лишней.

Кроме того, обращайте внимание на срок полномочий представителя контрагента — не истек ли он? Срок указан в уставе организации или доверенности. Устав также может выявить и другой важный критерий оценки контрагента — ограничение полномочий руководителя по заключению сделок, сумма которых превышает определенное значение.

Госконтракты

Факты неоднократного заключения госконтрактов — это несомненный плюс контрагента. Они могут свидетельствовать о его надежности, тем более если все обязательства были исполнены в срок.

Единый реестр проверок

На сайте Генпрокуратуры можно найти информацию о плановых и внеплановых проверках как юрлиц, так и ИП. Поиск осуществляется по утвержденному ежегодному сводному плану проведения плановых проверок и результатам проведения внеплановых проверок.

Членство в Торгово-промышленной палате РФ

Введите ОГРН или ИНН в форму поиска на сайте ТПП РФ — и вы узнаете, является ли юрлицо или ИП членом палаты. Если компания или предприниматель там есть, то это значит, что хозяйственная деятельность ведется.

Яндекс.Карты и Google Maps

Если для проверки контрагента вам необходима панорама здания, в котором зарегистрировано юрлицо, воспользуйтесь картами Яндекс или Google.

Сайт контрагента

Официальный сайт компании может многое рассказать о ней. Это весьма полезный инструмент для выявления важных сведений о бизнес-партнере. Как правило, на нем всегда указаны клиенты компании. Можно связаться с ними и узнать их мнение о контрагенте. Вполне возможно, что в разговоре всплывут негативные отзывы. Либо вообще окажется, что чужой логотип на сайте контрагента опубликован для статусности, а на самом деле никаких партнерских отношений между компаниями не существует.

Интернет-поиск

Забейте название компании, ФИО ее директора в поисковик и посмотрите, в каком контексте они упоминаются.

Аналитика Публикации

Проверка контрагентов традиционно является неотъемлемой стадией преддоговорной работы практически любой компании (за редким исключением). В крупных организациях, как правило, существует специально разработанный внутренний регламент, на который сотрудники обязаны ориентироваться при выборе потенциальных контрагентов и установлении договорных отношений с ними. Регламент предусматривает перечень документов, которые необходимо запросить у потенциального контрагента для последующего предоставления в юридический отдел организации. В свою очередь, юридический отдел по итогам анализа документов выносит резолюцию относительно наличия или отсутствия правовых рисков заключения договора с предлагаемым контрагентом.

В организациях, где подобная процедура не установлена на уровне обязывающих внутренних документов, тем не менее существует в каком-либо виде практика проверки контрагентов. К примеру, анализом фигуры контрагента может заниматься служба безопасности, сотрудники бухгалтерии или юристы в рамках своих общих должностных обязанностей при согласовании проекта договора (перед его подписанием со стороны руководителя организации).

В любом случае достаточно очевидно, что вопрос о необходимости проверки контрагента в российском бизнесе решен в пользу положительного ответа. В то же время не всегда у сотрудников компаний имеется достаточное четкое понимание относительно оснований проверки и её глубины.

Для чего нужно проверять контрагента

Необходимость проверки контрагента может быть вызвана различными обстоятельствами, в том числе следующими:

(1) довольно часто на практике встречаются случаи, когда договор, заключенный с контрагентом, впоследствии признается недействительным судом по тем или иным основаниям; при этом нередко такие основания связаны именно с формальными недостатками на стороне контрагента (договор не одобрен советом директоров или собранием участников, у подписанта на деле отсутствуют полномочия по заключению договора, предмет договора противоречит уставным целям деятельности контрагента и др.). В свою очередь, судебное аннулирование договора может повлечь для компании негативные и (или) непрогнозируемые последствия (к примеру, признание недействительным договора строительного подряда может привести к тому, что заказчик лишится права требовать от подрядчика исполнения установленных таким договором гарантийных обязательств);

(2) в контексте налоговых рисков компании важно удостовериться, что контрагент не соответствует признакам «однодневки». Недостаточное внимание к данному вопросу может повлечь для компании, в том числе необходимость доказывания обоснованности полученной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли;

(3) немаловажное значение имеют платежеспособность и репутация контрагента, которые могут быть подтверждены документально в большинстве случаев.

С учетом приведенных обстоятельств проверка контрагента требует анализа различных аспектов: от его правового статуса до показателей бухгалтерской отчетности. В рамках настоящей статьи вопрос о проверке контрагента рассмотрен в контексте первого и третьего из вышеуказанных пунктов (налоговый аспект вынесен за рамки, поскольку требует отдельного анализа и раскрытия).

Проверка правового статуса контрагента

Прежде всего, в отношении контрагента (юридического лица) необходимо убедиться, что он является действующей (неликвидированной) организацией. В этой связи необходимо уточнить полное наименование контрагента, его основной номер государственной регистрации (ОГРН) или индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН). Для этого можно запросить у контрагента свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельство о государственной регистрации или выписку из единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ

), содержащую сведения о контрагенте.

Любой из таких документов позволит указать необходимые сведения о контрагенте в поисковой системе электронного ресурса ЕГРЮЛ, поддерживаемого налоговыми органами[1]. В результате чего можно оперативно получить информацию о контрагенте: является ли контрагент действующей организацией или он ликвидирован (находится в процессе прекращения деятельности), кто зарегистрирован в качестве руководителя контрагента. В то же время следует иметь в виду, что на практике встречаются случаи, когда сведения электронного ресурса не совпадают со сведениями ЕГРЮЛ, отражающимися в бумажном варианте выписки, выдаваемой налоговым органом. При этом бумажный вариант выписки является более достоверным. В этой связи при наличии сомнений рекомендуется все же запрашивать бумажные выписки у налогового органа по месту нахождения контрагента. Для наиболее удобного получения таких выписок можно также обратиться к услугам компаний, специализирующихся на соответствующих услугах.

Помимо данных ЕГРЮЛ сведения о контрагенте доступны в иных электронных ресурсах, поддерживаемых государственными органами. В частности, в них имеется информация о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, прекращении их деятельности на иных основаниях; о решениях регистрирующих органов об исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ; о назначении и прекращении полномочий единого исполнительного органа (органов); об увеличении и уменьшении уставного капитала; об изменении адреса; о наличии, приостановлении действия, аннулировании лицензий; о залоге имущества и др.[2]. На том же сайте[3] можно обнаружить информацию об объявлениях о банкротстве, предстоящих собраниях кредиторов и итогах прошедших собраний, о проведении торгов и их результатах, об инвентаризации активов и обязательств и др.

Важное значение также имеет характер правоспособности контрагента как юридического лица. Коммерческие организации (АО, ООО, товарищества, хозяйственные партнерства и др.), как правило, имеют право заключать любые законные сделки, поскольку они обладают общей правоспособностью (их возможная сфера деятельности законом не ограничивается). Некоммерческие организации (фонды, ассоциации, союзы, учреждения, государственные корпорации и др.), напротив, действуют в рамках целей, установленных их учредительными документами (правоспособность таких организаций именуется специальной). Сделки, совершенные некоммерческими организациями в противоречии с их целями, могут быть признаны недействительными в судебном порядке. В этой связи при взаимодействии с некоммерческой организацией следует особое внимание уделять её учредительным документам (устав и др.), которые могут быть запрошены у контрагента или в налоговом органе по месту нахождения контрагента.

Проверка полномочий подписанта договора

Чаще всего договор от имени контрагента подписывает исполнительный орган (генеральный директор, президент, директор) или представитель по доверенности.

Для проверки полномочий исполнительного органа необходимо, прежде всего, удостовериться, что он значится в ЕГРЮЛ в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации. С точки зрения доминирующей судебной практики проверка выписки ЕГРЮЛ является достаточной для проявления должной степени осмотрительности, поскольку по закону[4] ЕГРЮЛ обладает признаком публичной достоверности (существует презумпция, что сведения в ЕГРЮЛ соответствуют действительности, и любой участник предпринимательской деятельности вправе добросовестно на них опираться).

В то же время помимо выписки из ЕГРЮЛ для проверки полномочий исполнительного органа запрашиваются первичные документы: решение компетентного органа (собрания участников, совета директоров) о назначении исполнительного органа; устав контрагента в редакции, действовавшей на дату принятия данного решения; документы, подтверждающие полномочия лиц, принимавших решение о назначении исполнительного органа; трудовой договор с исполнительным органом и др. Такая практика может быть признана целесообразной, если договор, предполагаемый к заключению с контрагентом, является существенным (например, цена договора представляет собой значительную сумму). Однако в отношении рутинных договоров проверка полномочий исполнительного органа по первичным документам является излишней. Даже если полномочия исполнительного органа были прекращены, но в ЕГРЮЛ он продолжал значиться как представитель организации, то договор, подписанный таким исполнительным органом от имени организации, сохраняет свою юридическую силу (при условии добросовестности стороны договора, не знавшей о фактическом прекращении полномочий исполнительного органа).

В контексте проверки полномочий исполнительного органа по выписке ЕГРЮЛ необходимо также принимать во внимание, что по правилам статьи 53 ГК РФ (в силе с 1 сентября 2014 года) в организации может быть избрано одновременно несколько (два и более) руководителей. При этом уставом организации, помимо прочего, может быть предусмотрено, что такие руководители действуют совместно, то есть для заключения договора организацией необходимы подписи всех руководителей (или некоторых из них). По положениям ГК РФ сведения о том, каким образом руководители действуют от имени организации (совместно или самостоятельно), должны включаться в ЕГРЮЛ и отражаться в выписке, однако на настоящий момент отсутствуют подзаконные акты налоговых органов, обеспечивающие практическую возможность указания необходимых сведений в ЕГРЮЛ. Как только такие акты будут приняты, необходимо будет уточнять по выпискам из ЕГРЮЛ достаточно ли подписи одного из руководителей контрагента для заключения договора или требуются подписи нескольких руководителей.

Для подтверждения полномочий лица, действующего на основании доверенности, необходимо проанализировать текст доверенности на предмет наличия права на заключение предполагаемого договора и на предмет срока действия полномочий. При этом следует иметь в виду, что по статье 185 ГК РФ (в новой редакции) возможно также совместное представительство, когда для подписания договора необходимы подписи нескольких поверенных.

Проверка корпоративных одобрений

В силу законодательных требований некоторые сделки, совершаемые организацией, требуют одобрения правления, совета директоров или собрания участников (например, крупные сделки или сделки с заинтересованностью). Кроме того, необходимость одобрения определенных сделок может быть предусмотрена уставом организации. Так, часто уставы хозяйственных обществ (АО, ООО) требуют одобрения советом директоров сделок с недвижимостью или финансовых сделок (привлечение и выдача займов, векселей, обеспечений). При отсутствии необходимого одобрения сделка может быть признана недействительной судом.

В то же время согласно распространенному в судебной практике подходу стандарт осмотрительного и добросовестного поведения при заключении договора с контрагентом не подразумевает обязательную проверку необходимости корпоративных одобрений сделок. Риски признания сделки недействительной по причине отсутствия одобрения являются незначительными при обычных обстоятельствах (например, если цена сделки соответствует рыночной).

Если все же необходимо исключить риски полностью, то для анализа вопроса о корпоративных одобрениях следует запросить у контрагента, как минимум, баланс на последнюю отчетную дату и список аффилированных лиц (некоторые компании – публичные АО и др. публикуют такие документы в сети Интернет). Данные документы позволят определить, соответствует ли сделка критериям крупной сделки или сделки с заинтересованностью, предусмотренным законодательством.

При предоставлении контрагентом копии решения (протокола) компетентного органа управления об одобрении сделки можно заключить, что решение является действительным (при наличии в нем указания на необходимый кворум и количество голосов, отданных за одобрение сделки). Дополнительная проверка соблюдения процедурных правил принятия решения или проверка подлинности подписей на документе не требуются.

Проверка судебных процессов

При проверке контрагента также целесообразно получить информацию о судебных процессах, в которых он участвует, поскольку они иногда могут существенно повлиять на его деятельность и финансовое состояние. Картотека арбитражных дел ведется федеральными арбитражными судами и содержит информацию о делах, которые рассматривались в арбитражных судах с 1996 года[5].

Кроме того, компании, осуществляющие обязательное раскрытие информации (АО и ООО, разместившие ценные бумаги на бирже, и др.), публикуют в сети Интернет ежеквартальные отчеты эмитента, в которые включается информация о существенных для таких компаний судебных процессах.

Проверка активов и финансового состояния

Если предметом сделки является приобретение у контрагента имущества, то потребуется проверка наличия у него титула (права собственности) и обременений. В отношении недвижимого имущества такая проверка может быть осуществлена по выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП

). Данную выписку может запросить любое заинтересованное лицо в отделениях Росреестра или через многофункциональные центры (
МФЦ
)[6].

При приобретении движимого имущества или прав требования может быть проверен реестр уведомлений о залогах движимого имущества[7]. Однако практика применения данного реестра в настоящее время только формируется (в отличие от ЕГРЮЛ и ЕГРП). Пока многие вопросы, связанные с реестром, являются открытыми (например, вопрос об идентификации имущества, не имеющего маркировочных, номерных или иных знаков).

Приведенные ресурсы могут быть использованы для проведения экспресс-проверки. Если стоимость приобретаемого актива является существенной, то рекомендуется осуществление более глубокого анализа по правоустанавливающим и правоподтвержающим документам: договоры, акты и судебные решения о приобретении имущества контрагентом, свидетельства, платежные документы, технические паспорта и др.

Что касается анализа финансового состояния контрагента и его репутации, то в этой связи может быть полезным реестр недобросовестных должников[8], сформированный Федеральной антимонопольной службой РФ. Кроме того, в сети Интернет могут быть опубликованы годовые и квартальные отчеты (в том числе бухгалтерские) организаций, содержащие необходимые сведения об их активах, кредиторской и дебиторской задолженности, денежных заимствованиях и др. Последнее применимо в первую очередь в отношении компаний, осуществляющих обязательное раскрытие информации.

Специализированные агентства

В России есть также ряд агентств, которые предоставляют собранные по базам в сети Интернет сведения о юридических лицах, в том числе информацию из ЕГРЮЛ, сведения о финансовом положении, статистическую информацию и др. Как правило, такие источники информации могут быть полезными для выявления связей между организациями и физическими лицами, что позволяет автоматически определять структуру группы лиц и их аффилированные связи.

[1] См. https://egrul.nalog.ru/.

[2] См. https://fedresurs.ru.

[3] См. https://bankrot.fedresurs.ru/ – является частью вышеуказанного ресурса.

[4] Пункт 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ

).

[5] Информация картотеки (судебные акты, сведения о поданных заявлениях, расписание судебных заседаний) доступна по адресу: https://kad.arbitr.ru/.

[6] Частично информация из ЕГРП доступна в сети Интернет на сайте: https://rosreestr.ru/wps/portal/.

[7] См. https://www.reestr-zalogov.ru/#/.

[8] См. https://rnp.fas.gov.ru.

Список контрольных вопросов для проверки контрагента

В качестве руководства для действий любой налогоплательщик может использовать рекомендации ФНС. Ведомство делится ими в своих письмах.

Так, например, в Письме ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/[email protected] можно найти следующие контрольные вопросы о добросовестности контрагентов, которые налоговики используют при проверке:

  • Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?
  • Какие взаимоотношения (дружеские, деловые) вас объединяют?
  • Какие работы (услуги) выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?
  • Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?
  • Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

Что будет, если документы не представить

За непредставление запрошенных документов (равно как и за несообщение об их отсутствии — в случае, когда они действительно отсутствуют) фирме грозит штраф. Причем если руководствоваться пунктом 6 статьи 93.1 НК РФ, то это может быть штраф либо по статье 126 НК РФ, либо по статье 129.1 НК РФ. В первом случае размер штрафа составляет 10 000 рублей, во втором – 5 000 рублей.

Так на какую конкретно сумму оштрафуют компанию, которая не представила запрашиваемые документы налоговой инспекции (или не сообщила об их отсутствии)? Практика показывает, что сами налоговики не знают точного ответа на этот вопрос. Одни штрафуют на 10 000 рублей, другие — на 5 000 рублей. Более того, ясности не дает и анализ судебной практики, поскольку в суде обычно оспаривают сам факт привлечения фирмы к ответственности, а не рассматривают, по какой конкретно статье инспекция должна была оштрафовать компанию.

Однако свет на этот вопрос пролила в прошлом году ФНС России. В письме от 27.06.2017 № СА-4-9/12220 ведомство объяснило, как правильно штрафовать налогоплательщиков:

  • по статье 126 НК РФ — «при истребовании документов на основании пункта 1 статьи 93.1 Кодекса при проведении налоговой проверки»,
  • по статье 129.1 НК РФ – «в случае истребования документов (информации) на основании пункта 2 статьи 93.1 Кодекса относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок».

В чем разница? В том, что в первом случае необходимость запроса документов возникает в связи с проведением налоговой проверки у контрагента, а во втором инспекция запрашивает документы организации вне рамок проведения проверок.

Поскольку мы рассматриваем ситуацию, когда причиной запроса документов фирмы является проведение проверки у ее контрагента, то в случае непредставления документов правильным будет штраф по пункту 2 статьи 126 НК РФ на сумму 10 000 рублей. Но налоговая инспекция может этого не знать и оштрафовать по статье 129.1 НК РФ. Впрочем, спорить тут не стоит, поскольку по данной статье размер штрафа вдвое меньше.

Как интерпретировать полученные сведения о контрагенте

Полученную информацию о контрагенте можно условно объединить в три больших блока:

  1. арбитражные дела;
  2. финансовое состояние;
  3. потенциал контрагента.

Анализ контрагента следует проводить на пересечении этих блоков: — существующие споры, объемы деятельности и возникающие риски. Важно обратить внимание на финансовое состояние — растет компания или стагнирует? И попытаться самостоятельно оценить потенциал контрагента, опираясь на ту информацию, которая содержится на его сайте, деловые связи компании и другие критерии.

Когда вы не понимаете, какая у компании отчетность, видите невнятные арбитражи и не можете оценить потенциал компании, лучше с таким контрагентом не связываться.

Узнайте, как проверить контрагента за 5 минут:

Как выявить «технические компании»: признаки

Организации, которые не ведут реальной экономической деятельности, не используют и не выполняют налоговые обязательства, называют «техническими компаниями». Такой термин ФНС ввела в письме № БВ-4-7/[email protected] В обиходе их часто называют «фирмами-однодневками».

«Технические компании» можно выявить по признакам ненадёжности:

  • Компания использует недостоверный адрес или использует адрес массовой регистрации.
  • О контрагенте нет никакой информации, подтверждающей реальное существование: официального сайта, официальных сообществ. Компания не размещает рекламу.
  • У контрагента нет ресурсов, чтобы выполнить условия договора: основных средств, достаточного штата персонала, необходимых разрешений и лицензий.

Также ФНС обращает внимание на перечень действий, которые компания выполнила или не выполнила:

  1. Сделка не соответствует бизнес-стратегии компании. В ней есть признаки сверхрисков, сомнительные с точки зрения коммерческой выгоду условия, для организации сделка непрофильная, договор составлен по нетиповой форме и содержит условия, которых нет в других договорах.
  2. При выборе контрагента не проводились торги, не собирались предложения и заявки от других исполнителей.
  3. Нет подтверждений, что сотрудники организации обсуждали условия сделки, подписывали документы и вообще каким-либо образом взаимодействовали.
  4. Нет подтверждения того, что компания проверяла сведения о контрагенте на сайте ФНС: распечатывала выписку и т.п.
  5. Договор с контрагентом не прошёл процедуру согласования с юридической службой, договорным отделом и другими подразделениями компании.
  6. Нарушены правила подписания договоров. Цена договора существенно завышена или завышена по сравнению с аналогичными на рынке сделками. В документах есть существенные противоречия, нет обязательных реквизитов, есть
  7. Применена вексельная схема — по договору нет оплаты, а в расчёте использовался вексель.

Контур.Фокус: возможности для проверки контрагента

По количеству описанных источников можно сделать вывод, что поиск контрагента и проверка его благонадежности — чрезвычайно сложная работа. Но эту работу можно в буквальном смысле минимизировать до одного клика с помощью такого сервиса, как Контур.Фокус.

Чем удобен сервис:

  • Поиск компании или ИП осуществляется по названию, адресу, ФИО, ИНН и другим параметрам. Актуальность и достоверность сведений гарантируется благодаря доступу к официальным государственным открытым источникам.
  • Помимо свежих выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП пользователь получает данные из Картотеки Высшего арбитражного суда, Федеральной службы судебных приставов, Базы госконтрактов Федерального казначейства, Единого федерального реестра сведений о банкротстве, Базы бухгалтерской отчетности организаций Росстата.
  • В карточку компании, помимо всей прочей необходимой информации, включается подборка ссылок с упоминаниями компании в интернете, что позволяет ускорить процесс сбора фактов за счет агрегации информации из СМИ, с форумов с отзывами, с сайта самой компании и сайтов ее партнеров, поставщиков и клиентов, со страницы раскрытия информации эмитента, с новостных ресурсов.
  • Пользователь сервиса может поставить на наблюдение 1000 компаний. Узнав об изменениях в данных, Контур.Фокус уведомит пользователя о них по электронной почте.
  • Сервис способен анализировать организации по заранее установленным пользователем критериям.

Подробнее обо всех возможностях сервиса Контур.Фокус.

Критерии проверок ФНС

Проверять все организации налоговой неинтересно. Сплошная проверка не принесет пользы бюджету – тратить время и деньги на благонадежных налогоплательщиков невыгодно, а на нарушителей будет не хватать рук. Поэтому была разработана система планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС России № ММ-3-06/[email protected] от 30.05.2007 года).

Чем руководствуется ведомство при отборе:

  1. Расчет налоговой нагрузки. Можно провести самостоятельно, используя таблицу-приложение № 7 к другому письму ФНС от 2022 года (применяется для ОСНО, УСН, ЕСХН). Сравниваем данные с Приложением № 3 к первому письму за соответствующий год.
  2. Убыточная отчетность в течение более двух лет подряд. Даже если причины объективные, такая тенденция может привести к сокращению стоимости чистых активов и ликвидации или банкротству.
  3. Высокий процент вычетов по НДС (от 89% по отношению к налогу).
  4. Рост расходов опережает рост доходов (рассматривается налоговая и бухгалтерская отчетность).
  5. Зарплата ниже установленной в субъекте РФ среднеотраслевой (по данным Росстата, ФНС, в т. ч. полученных по письменному запросу), а также сведения, полученные при рассмотрении обращений (жалоб). К примеру, заявление работника о незаключении официального трудового договора и выплате заработка «в чёрную».
  6. Приближенность показателей деятельности по спецрежимам к предельным. В зависимости от системы налогообложения – выручка, количество работников, площадь торговли, количество автотранспорта, доля участия других компаний. Для ЕСХН процент дохода от продажи сельскохозяйственной продукции. Если до предела остается менее 5%, то велика вероятность повышенного внимания со стороны ФНС.
  7. Важно! Для ИП на ОСНО повышенные расходы от 83% по отношению к доходам также рассматриваются как фактор риска.

  8. Многоходовые и посреднические операции, не имеющие разумного объяснения. Это так называемые сомнительные сделки, о них я писала в статье о блокировках счета.
  9. Отсутствие ответа на запросы ФНС при проведении камеральной, встречной налоговой проверки, отказ или игнорирование требования о представлении подтверждающих документов, устранении противоречий и ошибок в отчетах.
  10. Утрата документов в результате чрезвычайной ситуации (например, пожара) и их последующее восстановление хоть и является объективным обстоятельством, но включено в перечень критериев.

  11. Перерегистрация компании и изменение ее юридического адреса. Сама по себе смена местонахождения не вызывает интереса, а вот неоднократное перемещение, влекущее смену инспекции ФНС, пусть даже в границах одного города (характерно для Москвы или Санкт-Петербурга), — повод сомневаться в добрых намерениях организации.
  12. Уровень рентабельности. Это показатель, отражающий эффективность (если совсем утрированно – окупаемость) использования активов и реализации товаров (работ, услуг). Для расчета применяется формула: финансовый результат/себестоимость (стоимость актива)*100. Снова придется сравнить результат с таблицей, на этот раз смотрим Приложение № 4 к Приказу. Требует проверки отклонение на 10 и более процентов.
  13. Последний критерий связан с осмотрительностью. Если организация регулярно рискует, работая с ненадежными партнерами, или просто не спешит проводить предварительную проверку перед сделками, то считается, что такая деятельность требует контроля со стороны налоговой службы.

Кстати! Посмотреть, не попала ли ваша в 2020 году, можно на сайте Генеральной прокуратуры. Для СМП проверки приостановлены до 31 декабря 2022 года в связи с пандемией.

Это не закрытый список, ФНС вправе руководствоваться сложившейся судебной практикой, выявленными новыми схемами ухода от налогообложения и сокрытия доходов, рассматривает другие факторы, например, наличие контролируемых сделок, ВЭД со странами, которые не обмениваются с российскими службами информацией, сотрудничество налогоплательщика с компаниями, ранее уличенными в незаконных махинациях и т.д.

Офлайн-проверка контрагента, выявление подозрительных признаков

Вооружившись всевозможными бесплатными онлайн-инструментами проверки, не забудьте и об офлайн-расследовании.

Проверьте следующие детали:

Фактическое расположение компании по указанному в документах адресу

Убедиться в фактическом расположении особенно важно в тех случаях, когда вы ведете переговоры, например, с производственной компанией, чья деятельность предполагает наличие складов и помещений под производство. Недобросовестные контрагенты могут указывать несуществующие адреса.

Знакомство с руководством

При обсуждении условий сотрудничества и заключении сделок важно личное знакомство с руководством компании.

Доказательства того, что фирма готова выполнить условия сделки

Это можно понять только в ходе переговоров, наблюдая за поведением руководства. Стоит насторожиться, если контрагент торопится и хочет быстрее договориться об оплате, заманивая при этом низкими ценами и нереальными условиями.

Спасут ли от обвинений сервисы ФНС

Всегда ли пользование «проверочными» электронными ресурсами налоговиков является панацеей от обвинений и стоит ли полагаться только на них?

Итак, на официальном сайте ФНС России функционирует онлайн-сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контр­агента». Он включает в себя несколько блоков информации, которые можно использовать для получения достоверных сведений о факте регистрации юрлица.

Обратите внимание

В ходе судебных разбирательств порой случаются казусы. Так, АС Центрального округа в своем постановлении от 05.08.2016 Ф10-2578/2016 вынужден был указать налоговикам, что отсутствие контрагентов компании по месту регистрации через три года после осуществления сделки не является проявлением неосмотрительности и поводом для доначислений.

Воспользоваться этими ресурсами может любая компания. Однако стоит помнить, что применение этих ресурсов для подтверждения добросовестности контрагента в налоговом законодательстве прямо не установлено.

Некоторые суды принимают факт проверки контрагента через сайт налоговиков и не требуют предоставления других доказательств добросовестности. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 11.07.2011 № КА-А41/6979-11) содержится вывод о том, что у фирмы, отследившей добросовестность контрагентов через официальные информационные источники, отсутствует обязанность проверять их налоговую и бухгалтерскую отчетность, а также принимать иные меры для выявления благонадежности в качестве налогоплательщиков.

Контрагенты зарегистрированы в ЕГРЮЛ с теми же юридическими адресами и ИНН, которые подтверждены на официальном сайте ФНС России. Фирмой были приняты все зависящие от нее меры, проявлена должная осмотрительность. Поэтому она не может быть лишена по формальным основаниям права на уменьшение базы по налогу на прибыль на расходы и на вычет по НДС.

В постановлении все того же ФАС Московского округа от 15.02.2012 № А40-128151/2010 судьи признали, что компания проявила должную осмотрительность и осторожность с помощью:

  • истребования учредительных документов, лицензий на проведение работ, документов о постановке на учет в налоговой инспекции;
  • доказательств ведения деловой переписки, в том числе по вопросу назначения ответственных лиц;
  • проверки правоспособности контрагентов путем обращения к открытым источникам информации (СМИ, Интернет);
  • получения в инспекции выписок из ЕГРЮЛ.

Однако в иных ситуациях судьи могут решить, что данные интернет-сервисов не являются доказательством достаточности проверки контрагента. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 13.12.2011 № А40-21233/2011 служители Фемиды встали на сторону ИФНС. В решении было указано, что фирма не представила доказательства истребования документов у контрагентов в спорный период, а сведения о спорных контрагентах, имеющиеся в ЕГРЮЛ и на интернет-сервисах, не свидетельствуют о проявлении должной осмотрительности при выборе контрагентов и не позволяют сделать вывод о реальности ведения ими финансово-хозяйственной деятельности.

Таким образом, судебная практика довольно противоречива. Безусловно, компании могут использовать электронные сервисы ФНС России для проверки контрагентов, но лишь как вспомогательные средства. Изменится ли что-то в ближайшее время? Обе­щают, что да…

Проявление должной осмотрительности: ТОП-7

Необходимые меры, свидетельствующие о проявлении должной осмотрительности, выработаны на основе арбитражной практики. Однако их перечень не является исчерпывающим. Приведем основные.

  1. На момент заключения сделки фирма обязана проверить у своего контрагента наличие государственной регистрации в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
  2. Для выполнения обязательств по договору у контрагента в некоторых случаях должна быть соответствующая лицензия. Копию лицензии необходимо запросить у компании-контрагента. При получении данного документа стоит обратить внимание на срок его действия. Информацию о лицензиях, выданных контрагенту, можно также проверить на сайтах лицензирующих органов.
  3. Одним из признаков проявления организацией должной осмотрительности является истребование у контрагента учредительных документов (устава, копии устава), а также копии свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции.
  4. При оформлении договора следует удостовериться в личности лица, действующего от имени контрагента, а также в наличии у него соответствующих полномочий.
  5. При заключении сделки убедитесь в наличии у контрагента действующего расчетного счета.
  6. Необходимо удостовериться в том, что контрагент занимается реальной предпринимательской деятельностью. Важно убедиться, что у него есть все возможности, в том числе материальные и кадровые, для выполнения тех обязательств, которые он хочет взять на себя по договору. Поэтому целесообразно запросить у контрагента справки о материально-технических ресурсах, наличии квалифицированных специалистов и годовых объемах выполнения аналогичных договоров. Не поленитесь потратить время на выяснение того, как проявил себя контрагент при работе с другими компаниями.
  7. Не «разбрасывайтесь» деловыми партнерами. Длительные отношения с поставщиком, в отношении которого ранее у проверяющих не было претензий, также свидетельствуют о проявлении налогоплательщиком должной осмотрительности.

Редакция «ПБ»
Сергей Данилов

Общий перечень обязательных бумаг

Каждый отдельный случай требует понимания, что необходимо проверить в соглашении о поставке с юридическим лицом, ИП или с иностранной компанией. Предпринимательская практика выделила общий список документов для договора поставки:

  • уставные;
  • регистрационные;
  • налоговые;
  • представительские;
  • разрешительные;
  • правоподтверждающие.

Бесплатно составьте любое соглашение с помощью специального конструктора договоров от КонсультантПлюс.

Дополнительные бесплатные сервисы для проверки контрагентов

Для оценки того насколько опасны текущие судебные споры для компании и получения общей информации о её бухгалтерской отчетности, можно воспользоваться сведениями Росстата о бухгалтерской отчетности компании, размещенными по адресу: https://www.gks.ru/accounting_report.
Основной минус сервиса — запоздалое отображение информации. Например, на момент написания статьи данные за 2022 г. еще не отображались — как следствие, сведения о компаниях, созданных меньше 1,5 лет назад, в реестре отсутствуют. У сервиса часто возникают технические проблемы, ведущие к его неработоспособности.

При проверке компаний, которые занимаются поставками для государственных нужд, целесообразно использовать Единую информационную систему в сфере госзакупок. В ней содержатся сведений о заключенных контрактах и их цене https://zakupki.gov.ru/epz/contract/quicksearch/search.html.

Кроме того, на ресурсе размещен реестр недобросовестных поставщиков: https://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier.

Наличие у компании государственных контрактов повышает ее благонадежность. Банкротство, ликвидация или «бросание» компании с государственными контрактами — редкость.

Сведения по объектам недвижимости, принадлежащих компании, а также их обременении, можно получить по кадастровому номеру на сайте Росреестра: https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request.

Сведения о залогах движимого имущества — по идентификатору имущества (например, VIN-номеру автомобиля) на портале Федеральной нотариальной палаты: https://www.reestr-zalogov.ru/state/index

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]