Информация по прекращаемой деятельности: как изменилось ПБУ 16/02


Сфера применения ПБУ 16/02

Ранее ПБУ 16/02 применялось только коммерческими организациями, а также при составлении сводной бухгалтерской отчетности.
Теперь действие ПБУ 16/02 распространено на некоммерческие организации, за исключением государственных, муниципальных учреждений: они должны применять данный стандарт при раскрытии информации о прекращении использования отдельных активов, которые в соответствии с данным положением считаются долгосрочными активами к продаже.

Одновременно исключена норма о применении ПБУ 16/02 при составлении сводной бухгалтерской отчетности. Соответственно, все нормы, касающиеся сводной бухгалтерской отчетности, утратили силу.

Новый вид актива
В ПБУ 16/02 введен новый вид актива — долгосрочные активы к продаже.

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Настоящее Положение также применяется организацией при составлении сводной бухгалтерской отчетности. 2. Настоящее Положение определяет требования по раскрытию информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности организации. 3. Настоящее Положение не применяется организацией при прекращении деятельности вследствие обстоятельств, носящих чрезвычайный характер (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.п.), вследствие принудительного изъятия имущества по основаниям, предусмотренным законодательством, а также вследствие обращения имущества в государственную собственность (национализации).

Что такое долгосрочный актив к продаже?

Под долгосрочным активом к продаже понимаются:

  • объект основных средств или других внеоборотных активов (за исключением финансовых вложений), использование которого прекращено в связи с принятием решения о его продаже, и имеется подтверждение того, что возобновление использования этого объекта не предполагается. Подтверждением могут быть соответствующее решение, принятое руководством организации, начало действий по подготовке актива к продаже, заключение соглашения о продаже и др.;
  • предназначенные для продажи материальные ценности, остающиеся от выбытия, в том числе частичного, внеоборотных активов или извлекаемые в процессе их текущего содержания, ремонта, модернизации, реконструкции, за исключением случая, когда такие ценности классифицируются в качестве запасов (признаются материалами, запасными частями или иными видами запасов, предназначенными для дальнейшего использования организацией при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг).

При этом внеоборотные активы, использование которых временно прекращено, не считаются долгосрочными активами к продаже для целей бухгалтерского учета.

Учет и оценка

Долгосрочные активы к продаже учитываются в составе оборотных активов обособленно от других активов.
Долгосрочный актив к продаже оценивается по балансовой стоимости соответствующего основного средства или другого внеоборотного актива, использование которого прекращено в связи с принятием решения о его продаже, на момент его переклассификации в долгосрочный актив к продаже. Последующая оценка долгосрочных активов к продаже осуществляется в порядке, предусмотренном для оценки запасов.

Под балансовой стоимостью понимается нетто-оценка объекта, то есть стоимость, по которой он отражен в бухгалтерском учете, за вычетом регулирующих величин.

В случае снижения стоимости долгосрочного актива к продаже на конец отчетного периода в бухгалтерском учете создается резерв под снижение стоимости этого актива. Если в конце следующего отчетного периода выявляется дальнейшее снижение стоимости долгосрочного актива к продаже, то сумма резерва увеличивается на соответствующую величину. Если выявляется повышение стоимости этого актива, то сумма резерва уменьшается (Информационное сообщение Минфина России от 09.07.2019 № ИС-учет-19).

В бухгалтерском балансе стоимость долгосрочного актива к продаже отражается за вычетом резерва под снижение стоимости этого актива. Создание, доначисление и уменьшение указанного резерва изменяют расходы (доходы) периода, в котором совершаются эти операции.

Снижение стоимости активов

Признание деятельности прекращаемой требует уточнения отражаемой в бухгалтерском балансе стоимости активов, относящихся к прекращаемой деятельности, исходя из ее возможного снижения (п. 9 ПБУ 16/02).

С этой целью ПБУ 16/02 выделяет три категории активов:

  • активы в составе имущественного комплекса, подлежащего продаже как единое целое;
  • отдельные активы, подлежащие продаже;
  • активы, высвобождающиеся в результате отказа от продолжения деятельности, продажа которых невозможна.

Сделки купли-продажи имущественных комплексов не получили в российском бизнесе широкого распространения. И здесь мы на них останавливаться не будем. Заметим лишь, что в учете покупателя такие сделки порождают специфический нематериальный актив, по своей природе расчетный, – деловую репутацию (п. 4, 42 — 45 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утв. приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н). Чаще всего имущественные комплексы отчуждают не путем продажи, а посредством вклада в уставный капитал дочернего общества.

А в числе двух других категорий активов могут оказаться как запасы, так и внеоборотные активы, в том числе основные средства и капитальные вложения в объекты ОС. Для учета снижения их стоимости необходимо руководствоваться следующими правилами 1 – 3 (п. 9 ПБУ 16/02):

Правило 1 (общее). Порядок признания и оценки величины снижения стоимости активов определяется в соответствии с правилами, установленными положениями по бухгалтерскому учету, применяемыми к этим активам.

Правило 2. При прекращении деятельности путем продажи отдельных активов и прекращения (исполнения) отдельных обязательств величина убытка от снижения стоимости актива определяется как разница между отражаемой в бухгалтерском балансе стоимостью актива и его текущей рыночной стоимостью за вычетом расходов по его выбытию.

Правило 3. При прекращении деятельности путем отказа от ее продолжения, в случае невозможности продажи актива, величина снижения стоимости актива будет совпадать с его стоимостью, отражаемой в бухгалтерском балансе.

В связи с прекращаемой деятельностью в бухгалтерском учете необходимо:

  • отразить оценочные обязательства и
  • уточнить балансовую оценку активов, выводимых из деятельности.

Для обобщения информации об отклонениях учетной стоимости активов от рыночной предназначен счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Отметим, что эти резервы не относятся к оценочным обязательствам, а классифицируются как оценочные значения (п. «в» п. 2 ПБУ 8/2010, п. 3 ПБУ 21/2008). Убыток от снижения стоимости активов показывают в составе прочих расходов (п. 17 ПБУ 16/02).

Рассмотрим возможные варианты развития событий на примерах. Расчеты по НДС мы опускаем, поскольку они не играют принципиальной роли. Начнем с запасов.
Пример 1Руководство ООО «Феникс» приняло решение о прекращении выпуска одного из видов продукции, о чем известило поставщиков соответствующего сырья, используемого в этом производстве. Но прекращения каких-либо обязательств (перед работниками, поставщиками или покупателями) не возникает. При этом основные средства из эксплуатации не выводятся – они обеспечивают производство продукции других наименований. Остатки сырья числятся на балансе по стоимости приобретения – 1 500 000 руб., их текущая рыночная стоимость составляет 1 000 000 руб., а предстоящие расходы на их продажу (выбытие), включающие затраты на рекламу, упаковку и транспортировку, оценены в сумме 100 000 руб. В этой ситуации бухгалтер общества, следуя правилу 1, должен руководствоваться пунктом 25 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». (А правило 2 применению не подлежит, поскольку одновременное прекращение обязательств не имело места!) Поэтому он применит проводки: ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 14 — 500 000 руб. (1 500 000 – 1 000 000) – отражено снижение стоимости сырья, использование которого будет прекращено (на разницу между балансовой стоимостью и текущей рыночной стоимостью); ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91 — 1 500 000 руб. – реализовано сырье покупателю; ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 10 — 1 000 000 руб. – списана учетная стоимость сырья; ДЕБЕТ 14 КРЕДИТ 91 — 500 000 руб. – списана сумма резерва под «обесценение» сырья в связи с его выбытием; ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 76 — 100 000 руб. – отражены фактические расходы на выбытие сырья (предположим, они совпали с ожидаемыми); ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 99 — 400 000 руб. (1 500 000 + 500 000 – 500 000 – 1 000 000 – 100 000) — выявлен финансовый результат по прекращенной деятельности.
Правилом 1 нужно пользоваться, когда активы выбывают по иным причинам, нежели продажа (скажем, в результате вклада в уставный капитал), и не подлежит применению правило 3.

Несколько изменим условия предыдущего примера.
Пример 2Воспользуемся условиями примера 1, но в ситуации, когда прекращение производства порождает обязательства у общества. Пусть отказ от договора поставки сырья грозит штрафными санкциями в сумме 80 000 руб. В этом случае бухгалтер должен признать оценочный резерв на штраф, а снижение стоимости запасов будет отражать в соответствии с правилом 2. При таких условиях бухгалтерские записи принимают вид: ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 96 — 80 000 руб. – признан резерв на штраф в связи с предстоящим расторжением договора поставки; ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 14 — 400 000 руб. (1 500 000 – 1 000 000 – 100 000) – признан убыток от снижения стоимости сырья (на разницу между балансовой стоимостью и текущей рыночной стоимостью за вычетом расходов по выбытию); ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91 — 1 500 000 руб. – реализовано сырье покупателю; ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 10 — 1 000 000 руб. – списана учетная стоимость сырья; ДЕБЕТ 14 КРЕДИТ 91 — 400 000 руб. – списана сумма резерва под «обесценение» сырья в связи с его выбытием; ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 76 — 100 000 руб. – отражены фактические расходы на выбытие сырья (предположим, они совпали с ожидаемыми); ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 99 — 320 000 руб. (1 500 000 + 400 000 – 80 000 — 400 000 — 1 000 000 — 100 000) – выявлен финансовый результат по прекращенной деятельности.
А теперь предположим, что остатки сырья продать невозможно.
Пример 3ООО «Феникс» отказалось от выпуска продукции, а остатки сырья, используемого для ее производства, продать невозможно. В таком случае бухгалтер должен воспользоваться правилом 3: ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 14 — 1 500 000 руб. – списана с баланса учетная стоимость сырья ввиду невозможности его продажи.
Заметим, что уцененное сырье может продолжать расходоваться между моментами признания деятельности прекращаемой и фактического прекращения производства.

А вот вопрос о прекращении использования основных средств гораздо интереснее.

Отражение в отчетности

Стоимость долгосрочных активов к продаже отражается в бухгалтерском балансе в разделе «Оборотные активы» отдельной статьей либо включается в другую статью бухгалтерского баланса, например «Прочие оборотные активы» (Информационное сообщение Минфина России № ИС-учет-19).
Прибыль (убыток), связанная с долгосрочными активами к продаже (в том числе создание и изменение величины резерва под снижение стоимости, результат продажи), отражается в отчете о финансовых результатах отдельной статьей либо включается в другую статью отчета о финансовых результатах, например «Прочие расходы», «Прочие до- ходы».

ПБУ и 1С

После выхода ПБУ специальных изменений в типовые и специализированные конфигурации не вносились. Один из разработчиков пояснил это тем, что все ждут изменений в план счетов и разъяснений от Минфина.

В типовых конфигурациях , таких как «1С:Бухгалтерия 8» и «1С:Управление производственным предприятием» ведение учета «по мере готовности» не предусмотрено. В свою очередь, практически все отраслевые конфигурации для строителей, за исключением БСП и БСП-Универсал, предлагают своим пользователям функционал, позволяющий учитывать выполнение этапов до полного завершения работ. Как правило, для этих целей в документе «Справка о выполненных работах» предусмотрен вид операции «поэтапная передача» или «завершение этапа». При выборе этого вида операции формируются проводки на 46 счет, с выделением НДС.

Таким образом, те строительные компании, которые уже сейчас готовы применять ПБУ 2/2008 в своей практике, вынуждены либо вносить изменения в типовую конфигурацию (как правило 1С:Бухгалтерия 8), либо использовать отраслевые решения для строителей.

Так, программный продукт БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО/Подрядчик обеспечивает автоматизированное ведение учета в подрядной организации согласно ПБУ 2/2008. Решение позволяет вести раздельный учет собственных и субподрядных строительно-монтажных работ, проводить инвентаризацию незавершенного производства, анализировать затраты и финансовые результаты по объектам строительства.

Остались вопросы по программе? Получите бесплатную консультацию у специалистов в Вашем городе.

Понравилась статья?

Хотите получать подобные статьи по четвергам? Быть в курсе изменений в законодательстве? Подпишитесь на рассылку

Раскрытие информации по прекращаемой деятельности

Информация о новом виде актива подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности (ПБУ 16/02 дополнено п. 23 ).
Организация в бухгалтерской отчетности должна раскрыть следующую информацию о долгосрочных активах к продаже с учетом существенности:

  • описание долгосрочных активов к продаже;
  • описание фактов и обстоятельств продажи, включая предполагаемый способ и период продажи;
  • связанная с долгосрочными активами к продаже прибыль (убыток) и статья отчета о финансовых результатах, в которую эта прибыль (убыток) включена (за исключением случая ее обособленного представления непосредственно в отчете о финансовых результатах);
  • в случае представления информации по сегментам — отчетный сегмент, к которому относятся показатели, связанные с долгосрочным активом к продаже.

Отметим, что раскрытие информации в пояснениях может оказаться необходимым даже в ситуации, когда данные о долгосрочных активах к продаже признаны несущественными в целях составления бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.

Новый порядок учета госпомощи

С 2022 года действует приказ Минфина России от 04.12.2018 № 248н, который внёс изменения в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (утв. приказом Минфина от 16.10.2000 № 92н).

Их цель – привести правила бухучета госпомощи в соответствие с МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи».

Когда не надо применять ПБУ 13/2000

В силу новой редакции ПБУ об учёте госпомощи им не должны руководствоваться организации госсектора.

Кроме того, документ не применяют, если экономическая выгода связана:

  • с участием государства/муниципальных образований в уставных фондах ГУПов и МУПов;
  • возмещением недополученных доходов и/или финансовым обеспечением (возмещением) затрат на производство товаров, выполнение работ, оказание услуг на договорной основе.

Как отражать бюджетные деньги на финансирование кап. затрат

Если организация приобретает внеоборотные активы, подлежащие амортизации, полученные деньги она списывает со счета 86 на счет 98 при вводе объектов в эксплуатацию. Суммы на счете 98 в течение срока полезного использования объектов зачисляют в фин. результаты по мере начисления амортизации.

Если капитальные затраты понесены в предыдущие отчетные периоды, то полученные бюджетные средства отражают так:

  • в размере начисленной амортизации по внеоборотным активам, созданным за счет финансирования – как увеличение финрезультата;
  • в оставшейся части – в качестве доходов будущих периодов.

Отметим, что до 2022 года такие бюджетные средства принимали как задолженность по ним и увеличение финансового результата (как прочие доходы).

Как отражать бюджетные деньги на финансирование текущих расходов

Полученные средства организация показывает на счете 98 в момент принятия к бухучету запасов и других активов.

При отпуске запасов в производство и других аналогичных расходах суммы относят на доходы отчетного периода.

Как показать в балансе информацию о госпомощи

С 2022 года в ПБУ 13/2000 введён новый состав показателей баланса, раскрывающих информацию о полученной госпомощи.

Здесь отдельными статьями с учетом существенности отражают:

  • неиспользованный остаток предоставленных бюджетных средств в составе целевого финансирования;
  • дебиторскую задолженность по бюджетным средствам, принятым к бухучету;
  • кредиторскую задолженность по возврату бюджетных средств, признанную в бухучете;
  • доходы будущих периодов, которые организация при получении госпомощи на текущие расходы признала в составе краткосрочных обязательств.

Отметим, что до 2022 года остаток предоставленных бюджетных средств организация показывала по статье «Доходы будущих периодов» либо обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства».

Как отразить в отчетности доходы будущих периодов в рамках финансирования капзатрат

В балансе и отчете о финрезультатах доходы будущих периодов можно отразить одним из двух способов:

Бухгалтерский баланс Отчет о финансовых результатах
Доходы будущих периодов, признанные при получении средств на финансирование капитальных затратСуммы, отнесенные в отчетном периоде на фин. результат
Способ № 1Обособленная статья в составе долгосрочных обязательствОтдельная статья доходов
Способ № 2Регулирующая величина, уменьшающая балансовую стоимость внеоборотных активовВеличина, уменьшающая расходы по амортизации

Как отразить в отчете о финрезультатах средства на финансирование текущих расходов

Доходы, связанные с признанием бюджетных средств на финансирование текущих расходов, отражают одним из двух способов:

  1. в качестве отдельной статьи доходов (с учетом существенности);
  2. в качестве суммы, уменьшающей расходы, на финансирование которых получены средства.

Еще информация о госпомощи в бухотчетности

Также с 2022 года организация должна раскрывать выбранные способы представления информации о полученных бюджетных средствах.

Другие изменения в ПБУ 13/2000

С 2022 года отменена такая форма предоставления госпомощи, как субвенция.

Кроме того, из ПБУ исключены:

  • отсылки к порядку отражения в бухучете и отчетности условных обязательств и условных активов, которые связаны с признанными в учете бюджетными средствами;
  • упоминание пояснительной записки в составе бухотчетности;
  • указание на виды доходов и расходов, включаемых в финрезультат деятельности организации.

Указанные изменения нужно применять с отчетности за 2022 год, но можно и раньше, если отразить этот факт в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Замена «резерва» на «оценочное обязательство»

Вследствие признания деятельности прекращаемой у организации, как правило, возникают обязательства, обусловленные требованиями законодательства, условиями договоров либо добровольно принятые на себя организацией перед физическими и юридическими лицами, интересы которых будут затронуты в результате прекращения деятельности.
Для урегулирования подобных обязательств, в отношении величины либо срока исполнения которых существует неопределенность, организация ранее образовывала резерв. Теперь она должна признать в установленном порядке оценочное обязательство (п. 8 ПБУ 16/02 ). Соответственно, все нормы, регулирующие создание и использование резерва, а также раскрытие соответствующей информации, утратили силу.

Этот порядок регулируется ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» .

Теперь в том случае, если признание деятельности прекращаемой происходит после окончания годового отчетного периода, но до даты подписания годовой бухгалтерской отчетности организации, названная отчетность должна быть уточнена в части раскрытия показателей, предусмотренных п. 11 ПБУ 16/02 , за период, охватываемый данной отчетностью. Последствия признания деятельности прекращаемой (признание оценочных обязательств, снижение стоимости активов и убыток от снижения их стоимости) в таком случае отражаются в порядке, предусмотренном для учета событий после отчетной даты. Отсылка на ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» при отражении последствий признания деятельности прекращенной заменена отсылкой на порядок, предусмотренный для учета событий после отчетной даты.

Шпаргалка для бухгалтера в преддверии 2022 года

Конец и начало года – сложный период для каждого бухгалтера: многое предстоит предусмотреть, чтобы сдать отчётность без ошибок. В традиционной новогодней шпаргалке наш главный эксперт Елена Антаненкова рассказала об основных действиях, которые должен предпринять каждый бухгалтер, провожая 2022 год и встречая 2020-й.

В конце года дел, которые должен осуществить бухгалтер для закрытия текущего года и грамотного перехода в новый год, достаточно много. Надо:

  • изучить изменения в бухгалтерских стандартах и Налоговом кодексе РФ и в случае необходимости внести изменения в учётную политику организации на следующий год;
  • провести инвентаризацию активов и обязательств;
  • осуществить переход на более выгодную систему налогообложения, если есть такая возможность;
  • улучшить документооборот и системы внутреннего аудита и многое другое.

Что сделать обязательно всем бухгалтерам в целях бухгалтерского учёта?

Формирование бухгалтерской и налоговой отчётности за 2022 г. в большинстве случаев завершится уже в новом году. Однако в конце текущего года бухгалтерия должна провести ряд важных подготовительных мероприятий.

  1. Изучить изменения в правилах ведения бухгалтерского учёта (ПБУ), которые начнут действовать в 2022 году.

Реформы бухучёта продолжаются. Конечная цель изменений российских стандартов — это приведение их в соответствие со стандартами МСФО. С отчётности за 2022 год начнут действовать изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», в ПБУ 18/02 «Учёт расчётов по налогу на прибыль организаций» и в ПБУ 13/2000 «Учёт государственной помощи». Их необходимо учесть в учётной политике компании на следующий год. Расскажем о каждом подробнее.

ПБУ 18/02 «Учёт расчётов по налогу на прибыль организаций»

Основным существенным изменением ПБУ 18/02 является замена терминологии постоянного налогового актива/обязательства на постоянный налоговый доход/расход, уточнение понятия временных разниц и определение порядка учёта расчёта налога на прибыль участниками (включая ответственного участника) консолидированной группы налогоплательщиков.

Теперь временные разницы — это не только доходы и расходы, признаваемые в бухгалтерском и налоговом учёте в разные периоды, но и результаты операций, участвующие в расчёте налога на прибыль в других периодах и не включаемые в бухгалтерскую прибыль (убыток). То есть, по новым правилам, природа возникновения временных разниц стала единой, и только результат, к которому она приводит, будет определять, какой она станет: налогооблагаемой или вычитаемой.

Напомним, что вычитаемые разницы — это такие разницы, которые в будущем приведут к уменьшению налога на прибыль. На основании вычитаемых разниц формируется отложенный налоговый актив. Налогооблагаемые разницы — напротив, в будущем приведут к увеличению уплаты в бюджет налога на прибыль. На основании налогооблагаемых разниц формируется отложенное налоговое обязательство.

Суммарное изменение отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств за отчётный период сформирует отложенный налог на прибыль.

В новой редакции ПБУ 18/02 уточнено понятие расхода (дохода) по налогу на прибыль. Расход (доход) по налогу на прибыль отражается в отчёте о финансовых результатах в качестве налога на прибыль уменьшающего (увеличивающего) прибыль (убыток) до налогообложения отчётного периода. Он складывается из текущего и отложенного налогов на прибыль. Налог на прибыль, относящийся к операциям, не включаемым в бухгалтерскую прибыль (убыток), указывается отдельной статьей и участвует в расчёте чистой прибыли (убытка) и совокупного финансового результата периода.

В связи с данными изменениями в ПБУ 18/02 внесены изменения в форму бухгалтерской отчётности «Отчёт о финансовых результатах».

В «Отчёте офинансовых результатах» заменены строки:

Текущий налог на прибыль
в т. ч. постоянные налоговые обязательства (активы)
Изменение отложенных налоговых обязательств
Изменение отложенных налоговых активов

на:

Налог на прибыль <7>
в т.ч.

текущий налог на прибыль

отложенный налог на прибыль

После строки «Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода» добавлена новая строка:

Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода

Новая форма начнёт представляться при составлении отчётности за 2020 год.

ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»

Изменения, коснувшиеся ПБУ16/02, связаны с приведением стандарта в соответствие МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращённая деятельность». Они внесены Приказом Минфина России от 05.04.2019 № 54н.

Одним из самых интересных изменений этого стандарта является введение нового понятия«долгосрочный актив для продажи». Долгосрочный актив для продажи — это такой актив (основное средство или иной внеоборотный актив), использование которого приостановлено с целью его дальнейшей продажи. Если решение о продаже принято или заключён договор о продаже, то актив переводится в состав оборотного (на счета 10 или 41) и дальнейшая его оценка производится по правилам оценки запасов.

Это первый случай в российских стандартах бухучёта, когда требование о переклассификации актива закреплено непосредственно в нормативном акте. Ранее Минфин России неоднократно разъяснял в отношении аналогичных ситуаций, что РСБУ не предусматривают такой возможности (см., например, Письмо Минфина России от 02.03.2010 № 03-05-05-01/04).

Бухгалтерский учёт долгосрочных активов, предназначенных для продажи, должен производиться по балансовой стоимости, которая была у них до переклассификации (например, ОС). В дальнейшем долгосрочные активы к продаже оцениваются в порядке, предусмотренном для оценки запасов — товаров или материалов (п. 10.2 ПБУ 16/02). Соответствующие изменения внесены в раздел III. Раскрытие информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчётности.

Обратите внимание! При переклассификации актив перестаёт быть ОС, поэтому и в налоговую базу при исчислении налога на имущество его остаточная стоимость не включается. Прежде Минфин высказывался против переклассификации ОС и требовал начислять налог на имущество на стоимость ОС до их фактического выбытия.

ПБУ 13/2000 «Учёт государственной помощи»

В прежней редакции пункт 5 ПБУ 13/2000 предусматривал лишь один вариант принятия к бухгалтерскому учёту бюджетных средств, согласно которому они отражались как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшали задолженность и увеличивали счета учёта денежных средств, капитальных вложений и т. п. (п. 7 ПБУ 13/2000) при уверенности организации в том, что:

– условия предоставления этих средств ею будут выполнены;

– указанные средства будут получены.

В первом случае подтверждением могут служить заключённые организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утверждённая проектно-сметная документация и т. п.

Во втором — подтверждением могут быть утверждённая бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приёмки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

Приказ № 248н ввёл ещё один вариант. Бюджетные средства могут быть приняты к учёту как целевые по мере их фактического получения.

Таким образом, компании теперь могут выбирать порядок отражения в учёте государственной помощи, закрепив его в учётной политике.

В части учёта бюджетных средств на капитальные затраты тоже есть изменения. Затраты, понесённые за счёт бюджета, списываются по мере начисления амортизации на протяжении срока использования объекта капитальных затрат. Если же бюджетные средства предоставлены на компенсацию ранее понесённых организацией затрат, то такие средства относятся на финансовые результаты организации.

  1. Изучить изменения в налоговом учёте, которые вступят в силу с 01.01.2020 года.

Изменения в налоговом учёте подробно рассмотрела в своей статье Ситникова Нина. Ищите статью в номере. Рекомендуем ознакомиться!

  1. Актуализировать положения учётной политики.

Учётная политика организации должна применяться последовательно из года в год.[1] Срок хранения УП составляет пять лет (ст. 29 Закона № 402-ФЗ).

Положениям учётной политики уделяется пристальное внимание в ходе налоговых проверок. Формальный подход к её составлению или неприменение на практике закреплённых способов учёта может привести к негативным последствиям. Согласно ПБУ 1/2008 одним из требований к учётной политике организации является требование рациональности. Приказом Минфина России от 28 апреля 2022 г. № 69н уточнено содержание этого требования. Учётная политика организации должна обеспечивать, среди прочего, рациональное ведение бухгалтерского учёта исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учёта и полезности (ценности) этой информации (ранее — рациональное ведение бухгалтерского учёта исходя из условий хозяйствования и величины организации). Поэтому в конце уходящего года бухгалтер должен актуализировать положения действующей учётной политики на предстоящий финансовый год.

Учётную политику следует откорректировать в случаях, если (п. 10 ПБУ 1/2008):

– изменилось законодательство РФ и (или) нормативные правовые акты по бухгалтерскому учёту;

– организацией разработаны новые способы ведения бухгалтерского учёта, и их применение предполагает повышение качества информации об объекте бухгалтерского учёта;

– существенно изменились условия хозяйствования, т. е. произошла реорганизация, изменились виды деятельности и т. п.[2]

Если организация столкнётся с ситуацией, требующей самостоятельно разработать способ учёта, то она должна разрабатывать его в соответствии с установленным алгоритмом (п. 7.1 ПБУ 1/2008).

В качестве источника первой очереди применяются Международные стандарты финансовой отчётности (далее — МСФО) по аналогичным вопросам. Если МСФО не содержат необходимых способов ведения бухгалтерского учёта, то организация должна ориентироваться на положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учёта по аналогичным и (или) связанным вопросам. Если же организация не находит соответствующие решения в стандартах, то она должна руководствоваться рекомендациями в области бухгалтерского учёта, принимаемыми согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учёте» органами негосударственного регулирования бухгалтерского учёта (п. 7.3 ПБУ 1/2008; Информационное сообщение ИС-учёт-9).

При раскрытии в учётной политике самостоятельно разработанного способа учёта, т. е. отличного от национальной и международной методологии, необходимо указать:

  • наименование федерального стандарта бухгалтерского учёта, устанавливающего способ ведения бухгалтерского учёта, от применения которого организация отступила, с кратким описанием этого способа;
  • обстоятельства, в результате которых применение правил, установленных в МСФО, РСБУ, ПБУ, приводит к тому, что бухгалтерская (финансовая) отчётность не позволяет получить достоверное представление о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств организации, а также объяснение, по каким причинам возможны эти обстоятельства;
  • содержание альтернативного способа ведения бухгалтерского учёта, применённого организацией, и объяснение, каким образом данный способ устраняет недостоверность представления финансового положения организации, финансовых результатов её деятельности и движения денежных средств;
  • значения всех показателей бухгалтерской отчётности организации, которые были изменены в результате отступления от установленных традиционных правил, как если бы отступление не было сделано, и величину корректировки каждого показателя.

Напоминаем, что изменения в учётную политику должны быть утверждены приказом руководителя не позднее 31 декабря 2019 года.[3] Объявлять в своей годовой отчётности об изменениях в учётной политике на год, следующий за отчётным, организации не нужно (п.14 Приказа Минфина России от 28.04.2017 № 69н).

  1. Провести годовую инвентаризацию.

Инвентаризация проводится для подтверждения учётных данных. Организация, которая не проводит инвентаризацию или делает это формально, нарушает требования бухгалтерского законодательства. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учёту, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчётности, влечёт за собой административную ответственность по статье 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчётности следует провести в 4 квартале. В соответствии с Методическими указаниями № 49 инвентаризации подлежит всё имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств, в том числе не принадлежащие организации на праве собственности, но числящиеся в бухгалтерском учёте на забалансовых счетах. Срок, в течение которого должна быть проведена инвентаризация, устанавливает в приказе (форма № ИНВ-22) руководитель организации (ч. 3 ст. 11 Закона № 402-ФЗ, п. 2.1 Методических указаний по инвентаризации).

По результатам инвентаризации составляется итоговая ведомость (например, по форме № ИНВ-26), в которой отражаются все выявленные излишки и недостачи, а также указывается способ отражения их в учёте (п. 5.6 Методических указаний по инвентаризации). Результаты годовой инвентаризации должны быть отражены в годовом бухгалтерском отчёте (п. 5.5 Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49(ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»).

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухучёта «подлежат регистрации в бухгалтерском учёте в том отчётном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация» (ч. 4 ст. 11 Закона № 402-ФЗ).

Основные моменты инвентаризации, на которые необходимо обратить особое внимание:

Проведение сверки платежей с налоговой инспекцией.

Сверка проводится на основании письменного заявления плательщика, подаваемого в произвольной форме.

От ИФНС обязательно надо получить документы, подтверждающие сальдо расчётов по налогам и страховым взносам (п. 74 Положения по бухучёту № 34н). Это могут быть справки о состоянии расчётов или акты сверки расчётов. Если сведения из справки не соответствуют данным организации, ей стоит провести с ИФНС сверку расчётов (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 3 Регламента, утвержденного Приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/[email protected]).

Если у организации имеется переплата, то после того как составлен акт сверки, организация может зачесть её в счёт предстоящих платежей по налогам, на погашение задолженности по налогам, пеням, штрафам или вернуть, подав соответствующее заявление (ст. 78 НК РФ). Срок подачи заявления на возврат составляет три года со дня излишней уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ). Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected] А для электронной передачи формат рекомендован Приказом ФНС России от 23.05.2017 № ММВ-7-8/[email protected]

Обратите внимание! С 1 октября 2022 года снимут ограничение, по которому переплату разрешается зачесть только в счёт налога того же вида: федеральный в счёт федерального, региональный – регионального, местный – местного (абзац второй пункта 1 ст. 78 НК РФ утратит силу в соответствии с пп. «а» п. 22 ст. 1, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Также её можно зачесть в счёт пеней и штрафов, относящихся к любому виду налога (п. 1 ст. 78 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

А вот возврат налога станет возможен, если нет недоимки по любому налогу и соответствующим пеням и штрафам. На данный момент недоимки не должно быть по налогу того же вида.

Сверка расчётов с дебиторами и кредиторами.

Инвентаризация расчётов – это сверка сумм дебиторской и кредиторской задолженности по данным вашей организации и данным её контрагентов, а именно:

– с банками и другими кредитными учреждениями;

– с контрагентами (покупателями, продавцами, заимодавцами и заёмщиками и т. д.);

– с работниками (подотчётными лицами и теми работниками, которые получали ссуды, займы от организации).

Форму акта сверки взаиморасчётов фирмы разрабатывают самостоятельно. В законодательстве не предусмотрено унифицированного формата этого документа (Письмо Минфина России от 18 февраля 2005 г. № 07-05-04/2). Акт сверки составляется отдельно по каждому дебитору и кредитору в двух экземплярах.

Инвентаризация расчётов обязательна (п. п. 27, , Положения по бухучёту № 34н, Письмо Минфина от 14.01.2015 № 07-01-06/188). Она необходима для подтверждения правильности отражения на счетах бухгалтерского учёта сумм дебиторской и кредиторской задолженности перед составлением годовой бухгалтерской отчётности, для создания резервов по сомнительным долгам и для правильного расчёта налога на прибыль. Ведь кредиторскую задолженность, в связи с истечением срока исковой давности (3 года) или по другим основаниям (ст. ст. 415- 419 ГК РФ), необходимо учесть во внереализационных доходах (п.п. 18 п. ст. 250 НК РФ) в том отчётном (налоговом) периоде, в котором этот срок истёк (прекратилось обязательство) (п. 1 ст. 271 НК РФ).

Обратите внимание! Если акт сверки будет подписан кредитором, то срок задолженности начнёт отсчитываться с этой новой даты.

Дебиторскую задолженность, признанную безнадёжной по основаниям, указанным в п. 2 ст. 266 НК РФ, нужно учесть во внереализационных расходах, если в отношении неё организация не формировала резерв по сомнительным долгам. В Письмах УФНС России по городу Москве от 20.06.2011 № 16-15/[email protected], от 13.04.2011 № 16-15/[email protected] разъясняется, что суммы и даты образования безнадёжных долгов должны быть подтверждены:

– договором, в котором указана дата срока платежа;

– актами приёмки оказанных услуг (при их оформлении в соответствии с условиями договора);

– платёжными поручениями;

– актом инвентаризации дебиторской задолженности на конец отчётного (налогового) периода, свидетельствующим о том, что на момент списания указанная задолженность не погашена.

Выявленные безнадежные дебиторские или кредиторские задолженности необходимо списать на основании приказа руководителя.

Инвентаризация финансовых вложений и оценочных резервов.

К финансовым вложениям организации относятся: государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретённая на основании уступки права требования, и пр. (п.3 ПБУ 19/02 «Учёт финансовых вложений», утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н).

В бухгалтерской отчётности финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость (которые не обращаются на ОРЦБ), подлежат отражению в бухгалтерском учёте на отчётную дату по первоначальной стоимости (п. 21 ПБУ 19/02).

По таким финансовым вложениям инвентаризационная комиссия организации обязана провести проверку на обесценение и в случае подтверждения устойчивого существенного снижения их стоимости создать резерв под обесценение (п. п. 3-39 ПБУ 19/02).

Унифицированная форма для отражения результатов инвентаризации финансовых вложений, отличных от ценных бумаг (например, выданных займов, долей в уставных капиталах ООО и др.), не установлена. Организация разрабатывает такую форму самостоятельно и утверждает её в учётной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).

  1. Создать оценочные резервы в бухгалтерском учёте

Создание оценочных резервов обеспечивает соблюдение принципа осмотрительности и формирование достоверной бухгалтерской отчётности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации», п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации»).

Если по результатам инвентаризации у организации будут выявлены: наличие сомнительной задолженности (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности, Письма Минфина от 27.05.2016 № 03-03-06/1/30504, от 14.01.2015 № 07-01-06/188), обесценение материально-производственных запасов (п. 25 ПБУ 5/01, п. 20 Методических указаний по учёту МПЗ, Информационное сообщение Минфина от 24.06.2016 № ИС-учёт-3), обесценение финансовых вложений (абз. 3, 4 п. 38, п. 39 ПБУ 19/02; п. 7.1 ПБУ 1/2008), то организация обязана создать соответствующий бухгалтерский резерв по каждому из этих фактов.

Напоминаем, что создание оценочных резервов рассматривается в бухгалтерском учёте как изменение оценочных значений в соответствии с пунктами 2 и ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений», утверждённого Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

Организации, которые вправе вести упрощённый бухучёт, обязаны создавать только резерв по сомнительным долгам (п. 70 Положения по бухучёту № 34н).

Организация образует указанные резервы за счёт финансовых результатов организации (в составе прочих расходов).

Информация об изменениях оценочных значений отражается не только в учёте компании, но и в пояснениях к балансу и отчёту о финансовых результатах. На основании пункта 6 ПБУ 21/2008 организация должна раскрыть содержание изменения, повлиявшего на бухгалтерскую отчётность за данный отчётный период.

  1. Проверить наличие и стоимость объектов недвижимости в региональном кадастровом перечне.

С 2014 г. действует норма (ст. 378.2 НК РФ) о том, что в отношении отдельных объектов недвижимости налоговая база по налогу на имущество определяется организациями как кадастровая стоимость таких объектов, а не как их среднегодовая стоимость. К таким объектам относятся:

– административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

– нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Непременным условием для расчёта налоговой базы в зависимости от кадастровой стоимости является включение уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ конкретного объекта в перечень объектов, в отношении которых налоговая база считается как кадастровая стоимость, не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество (календарного года).

Уплату налога на имущество по кадастровой стоимости производят собственники этого имущества, применяющие как ОСНО, так и УСН (п. 2 ст. 346.11 НК РФ), и организации, у которых данное имущество находится на праве хозяйственного ведения (Письма Минфина России от 02.02.2016 № 03-05-04-01/4770), при условии учёта этого имущества в качестве основных средств (Письмо ФНС России от 06.06.2014 № БС-4-11/[email protected]).

Обратите внимание! Начиная с налогового периода 2020 г. такие объекты подлежат налогообложению при условии нахождения их у организации на праве собственности или праве хозяйственного ведения вне зависимости от порядка их бухгалтерского учёта (п. 1 ст. 374 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

В режиме онлайн кадастровую стоимость можно посмотреть на сайте Росреестра. Для этого достаточно ввести адрес объекта или его кадастровый номер.

Перечень имущества, учитываемого по кадастровой стоимости, целесообразно выделить в оборотной ведомости отдельно и указать на его наличие в учётной политике.

Отдельные мероприятия для организаций на ОСНО в целях налогового учёта

Провести ревизию лимитов нормируемых расходов

Нормативы расходов на рекламу, представительских расходов, расходов на добровольное медицинское и личное страхование и других расходов рассчитываются нарастающим итогом с начала налогового периода и привязываются к определённым показателям.[4]

Нормируемые расходы не всегда удаётся полностью признать в составе налоговых расходов в течение года. Поэтому необходимо проверить, не увеличился ли по итогам предельный размер таких расходов. Если да, то необходимо учесть при расчёте налога на прибыль в декабре дополнительные суммы нормируемых расходов. К тому же появится возможность увеличить вычет НДС, например по представительским расходам (п. 7 ст. 171 НК РФ; Письма Минфина России от 2 июня 2014 г. № 03-07-15/26407, от 06.11.2009 № 03-07-11/285).

Напоминаем, что нормируемые расходы на рекламу – 1 % от выручки (п. 4 ст. 264 НК РФ). представительские расходы – 4 % от фонда оплаты труда (ФОТ) (пп. 22 п. 1 и п. 2 ст. 264 НК РФ). Также от ФОТ нормируются расходы на долгосрочное страхование жизни работников, их добровольное и негосударственное пенсионное страхование (12 %) (п.16 ст. 255 НК РФ), расходы на добровольное медицинское и личное страхование работников и оплату медицинских услуг – 6 % (п.16 ст. 255 НК РФ), расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство – 3 % (п. 24.1 ст. 255 НК РФ) и другие.

Проверить остатки «налоговых» резервов (если такие создавались) на конец года

Создавать резервы по налогу на прибыль могут только организации, которые используют метод начисления. Формирование данных резервов для целей налогообложения может быть осуществлено только с начала нового налогового периода.

Налоговый кодекс предоставляет налогоплательщику право создавать в налоговом учёте следующие виды резервов:

– резерв предстоящих расходов на оплату отпусков (ст. 324.1 НК РФ);

– резерв на ремонт основных средств (п. 3 ст. 260, ст. 324 НК РФ. Резерв на ремонт ОС могут создавать организации, которые существует более трёх лет (Письмо Минфина России от 17.01.2007 № 03-03-06/1/9);

– резерв на гарантийный ремонт и обслуживание (ст. 267 НК РФ);

– резерв по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ);

– резерв предстоящих расходов на НИОКР. Формировать резерв можно, если есть утверждённые программы НИОКР (ст. 267.2 НК РФ);

– резерв на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год (п. п. 1, 2, 6 ст. 324.1 НК РФ).

Решение о создании резерва и порядок его формирования должны быть отражены в учётной политике организации.

Если организация планирует продолжить создание резервов в следующем году, то у большинства резервов может образоваться переходящий остаток. Организация вправе перенести такой остаток на следующий налоговый период. При этом он как бы засчитывается в счёт вновь созданного резерва, а разницы учитываются в составе доходов или расходов. Если организация решит отказаться от создания какого-либо резерва в 2022 г., то его остаток за 2022 г. надо включить во внереализационные доходы последним числом декабря (31.12.2019) (Пункт 7 ст. 250 НК РФ; Письмо Минфина России от 12.07.2004 № 03-03-05/3/55).

«Упрощенцам» и планирующим ими стать

Если компания собирается перейти на УСН с 2020 года, то напомним ей о нескольких важных моментах.

Должны соблюдаться ограничения и критерии для применения специального режима.[5] Так, например, лимит доходов за 9 месяцев 2019 года для перехода на УСН с 01.01.2020 г. составляет 112,5 млн. руб. без НДС, а бухгалтерская остаточная стоимость ОС на 01.01.2020 – 150 млн руб. (п. 2, пп.16 п.3 ст. 346.12 НК РФ).

Нужно подать уведомление[6] в налоговую инспекцию по своему местонахождению не позднее 31 декабря 2022 года (п.7 ст.6.1, п.1 ст.346.13 НК РФ).

При переходе на УСН с 01.01.2020 г. необходимо в IV квартале 2019 года восстановить суммы НДС по ранее принятым к вычету товарам (работам, услугам), основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам.[7]

Если компания уже применяет УСН, то с 2022 года она может изменить объект налогообложения для целей уплаты налога в рамках УСН – доходы или доходы минус расходы, уведомив налоговые органы по рекомендуемой форме[8] не позднее 31 декабря 2022 года (п.2 ст.346.14 НК РФ).

Налогоплательщики, применяющие в 2022 году УСН и принявшие решение с 2022 года использовать иной режим налогообложения, должны подать уведомление в налоговую инспекцию об отказе применения УСН по форме № 26.2-3 (утв. Приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/[email protected]) не позднее 15 января 2020 г. (п.7 ст.6.1, п.6 ст. 346.13 НК РФ). Этот порядок действий применим и к тем, кто только планировал применять этот спецрежим с 2020 года и успел подать уведомление в 2022 году.

Как видим, неотложных дел у бухгалтера много. Надеемся, что наша шпаргалка позволит ему принять оптимальные для компании решения своевременно.

[1] П. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».

[2] П. 6 ст. 8 Закона № 402-ФЗ, п.10 ПБУ 1/2008, абз. 6 и 7 ст. 313 НК РФ.

[3] Абз. 6 ст. 313 НК РФ, п. 8, 11 ПБУ 1/2008.

[4] П. 3 ст. 318 НК РФ.

[5] П. 2, п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

[6] Рекомендуемая форма №26.2-1 утверждена Приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/[email protected]

[7] Пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ.

[8] Форма № 26.2-6 утверждена Приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/[email protected]

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]