Таблица плана счетов для бюджетных организаций и госсектора


Что такое план счетов

Единый план счетов государственного учреждения (ПС) нужен для систематизации регистров бухгалтерского учета по количественным, групповым и цифровым значениям в зависимости от объекта учета и целевого функционирования той или иной организации. Он является связующим звеном между показателями учета и бухгалтерской отчетности. В план объединяются те счета, которые используются в операциях, непосредственно связанных с финансово-хозяйственной деятельностью предприятий. Вся отраженная информация применяется для проведения аналитики функционирования учреждений и прогнозирования ее дальнейшего финансового развития.

План применяется в учете абсолютно всех организаций независимо от их формы собственности. Различают следующие виды по типам экономических субъектов:

  • регистр для хозяйствующих субъектов;
  • для бюджетных учреждений;
  • счета для кредитных организаций.

В каждом ПС, созданном для разных типов экономических субъектов, отражаются данные, сгруппированные в соответствии с отраслевой и организационной спецификой учреждений. За содержание и нормативное регулирование документа отвечают межотраслевые министерства и ведомства. Для каждого типа учреждения разработана собственная инструкция по применению, в которой приводится детализация счетов и субсчетов к ним.

План направлен:

  • на упрощение и создание единой методики ведения бухучета;
  • обеспечение вариативности записей однотипных операций;
  • усовершенствование контрольных мер, регулирующих корректность ведения учетных операций;
  • обобщение аналогичных показателей, полученных от различных источников как на предприятии, так и по регионам и стране в целом;
  • упорядочение составления бухгалтерской документации, промежуточной и итоговой отчетности;
  • уменьшение ошибок в корреспонденции счетов.

Итоги

Для определения правил ведения бухучета необходимо понять, какой вид государственных учреждений нам интересен, поскольку существует 4 плана счетов для бюджетников. В едином плане счетов содержатся общие правила, а в остальных 3 частных планах счетов можно найти детальные примеры использования счетов, перечни типовых проводок и разъяснения по структуре счета.

Источники:

  • Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ
  • Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ
  • Бюджетный кодекс

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Кто обязан применять план счетов

Применять план счетов бухучета обязаны все экономические субъекты, которые ведут бухгалтерский учет. Освобождения предусмотрены только в отношении индивидуальных предпринимателей и частных практиков. Остальные коммерческие фирмы, государственные учреждения и предприятия вести бухучет обязаны.

Но и коммерсанты вправе организовать бухгалтерский учет в рамках своей деятельности. Запрета на ведение нет. Индивидуальные предприниматели принимают решение самостоятельно. Если ведение бухучета необходимо, то придется соблюдать действующие правила:

  1. Разрабатывать и утверждать учетную политику.
  2. Назначать ответственных лиц.
  3. Вести первичную и учетную документацию.
  4. Проводить ревизии, инвентаризации и проверки.
  5. Составлять финансовую отчетность.

Некоторые экономические субъекты вправе вести бухучет в упрощенном виде. Например, некоммерческие организации, субъекты малого предпринимательства, представители Сколково. Но даже переход на упрощенный способ не освобождает от использования единого ПС.

ВАЖНО!

Применение плана счетов обязательно для всех экономических субъектов, которые должны вести бухгалтерский учет. Исключений нет даже для упрощенцев.

Общие положения

Организация ведения бухгалтерского учета, независимо от типа компании, основывается на полноте, достоверности и систематизации информации о хозяйственной жизни экономического субъекта.
Чтобы сгруппировать и систематизировать учет, законодатели предусмотрели особый порядок отражения бухгалтерских проводок в учете компании — единый план счетов бухучета (ЕПСБУ). Для каждого типа организаций действуют особые правила.

Определим основные правила, которые едины для всех экономических субъектов:

  1. Вести бухгалтерский учет обязаны все экономические субъекты, кроме индивидуальных предпринимателей, частников и иностранных представительств. Некоторые компании вправе вести БУ по упрощенной схеме.
  2. Руководство компании несет прямую ответственность за функционирование бухгалтерии на предприятии.
  3. Компания самостоятельно определяет доступные методы и формы ведения БУ. Эту информацию необходимо закрепить в учетной политике. Отметим, что документ является обязательным для всех фирм.
  4. Все факты жизнедеятельности субъекта подтверждаются соответствующими первичными документами. Они, в свою очередь, подлежат регистрации в специальных учетных журналах, регистрах и ведомостях.
  5. Учет обязательно вести в рублях и на русском языке. При необходимости производят пересчет по действующим курсам ЦБ (на дату операции) либо делают построчный перевод.
  6. Компания обязана обеспечить достоверность и полноту отражения информации. Также необходимо организовать детальный внутренний контроль.

В таблице представлены нормативы в зависимости от типа учреждения:

Тип Нормативно-правовой акт
Государственные и муниципальные учреждения Приказ Минфина от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 14.09.2020 № 198н)
Банковские и кредитные организации Указания Банка России от 27.02.2017 № 579-П (в ред. от 28.02.2019)
Остальные экономические субъекты Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010)

Следовательно, каждому типу учреждений присущи индивидуальные особенности ведения бухгалтерского учета и отражения хозопераций бухгалтерскими проводками. Организации формируют рабочий план счетов на основании единого плана по нормативному приказу Минфина. Рассмотрим особенности каждого типа ЕПСБУ отдельно.

План для бюджетников

Единый план счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях на 2022 год регулируется приказом Минфина России № 157н от 01.12.2010. Инструкция 157н регламентирует финансово-хозяйственную деятельность учреждений, работающих в российской бюджетной системе.

Все бюджетные организации подразделяются на автономные, бюджетные и казенные. Для каждой структуры утверждены различные нормативные акты, которые отвечают за ведение бухучета в рамках данной организационной формы:

  • приказ Минфина РФ № 162н от 06.12.2010 — для казенных учреждений, внебюджетных фондов и органов власти;
  • приказ № 174н от 16.12.2010 — для БУ;
  • приказ № 183н от 23.12.2010 — для АУ.

В п. 21 приказа Минфина № 157н указано, что такое план счетов бюджетного учета (с пояснениями и проводками), — это регистр, который применяют казенные учреждения, внебюджетные фонды и органы власти. То есть те организации, которые функционируют в рамках приказа 162н.

ВАЖНО!

Минфин утвердил изменения к приказу 162н (приказ Минфина № 246н от 28.10.2020). Теперь при ведении бюджетного учета хозяйственные операции отражаются на счетах рабочего ПС, утвержденного учреждением в рамках формирования учетной политики учреждения, с применением в 18 разряде номера счета кода финансового обеспечения. При финансировании из средств бюджета РФ — код 1, из средств во временном распоряжении — 3. Это правило используется, начиная с 01.01.2021. Другое важное новшество — ведение бухучета методом начисления. По правилам этого метода, все операционные результаты признаются по факту совершения операций.

Все остальные бюджетники используют в работе ПС бухгалтерского учета. Такое различие образовалось в связи с возможностью ведения бюджетными и автономными учреждениями предпринимательской деятельности и получения дохода от нее (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ). Бюджетные организации формируют рабочий план на основе инструкции № 157н. Нумерация рабочих счетов состоит из 26 цифр, в которых отражены аналитический код учета, тип денежного обеспечения, синтетический код счета учета и код финансово-хозяйственной операции по КОСГУ.

Бюджетный план состоит из балансовых и забалансовых счетов. Он ведется в соответствии с источниками финансирования: бюджетными и внебюджетными.

Структура номера счета

Структура счета складывается из 26 разрядов, каждый из которых несет информацию об организации. Для простоты запоминания оформим структуру счета в таблицу. А теперь на примере попробуем расшифровать кодировку бюджетного счета. Очевидно, бухгалтерский учет в бюджете только с первого взгляда кажется особенно трудным. Достаточно небольшой теории и практики, чтобы самостоятельно вести бюджетный учет. А для этого нужно записаться на уникальный курс «Бухгалтерский учет в государственных и муниципальных учреждениях с применением 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8.3», который построен на одновременном изучении теории и углубленной практики с использованием документов реальной организации. По окончании курса Вы сможете смело работать бухгалтером в государственных и муниципальных учреждениях.

Структура плана счетов бюджетной сферы

Структура бюджетного плана представлена следующими разделами:

Раздел плана счетов Содержание счетов Код счета бухгалтерского учета, пример
Нефинансовые активы Раздел «Нефинансовые активы» отражает информацию обо всех внеоборотных активах экономического субъекта. В раздел включают учет следующих объектов:
  • основные средства (здания, машины, транспорт, оборудование);
  • нематериальные активы (разработки, результаты НИОКР);
  • амортизационные отчисления (используется для отражения износа ОС и НМА);
  • непроизводственные активы (недра, земельные участки, иное);
  • материальные запасы (продукты питания, ГСМ, сырье, запасы);
  • вложения в нефинансовые активы (вложения в ОС, НМА, МЗ);
  • имущество казны (специальный счет для отражения активов, составляющих государственную казну);
  • затраты экономического субъекта на основной вид деятельности (изготовление продукции, оказание услуг, выполнение работ, согласно государственному и(или) муниципальному заданию);
  • нефинансовые активы в пути (ОС, МЗ, находящиеся в пути).

Новые группы:

  • права пользования активами — предназначены для отражения прав пользования зданиями, сооружениями, оборудованием, транспортом и т. д.;
  • обесценивание нефинансовых активов — используется для систематизации сведений об обесценивании НФА.
0 101 05 000 «Транспортные средства» — формирование информации о первоначальной стоимости автотранспортных средств, находящихся в собственности (оперативном управлении) предприятия.

0 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну» — отражает первоначальную стоимость недвижимости, находящейся в казне. По такому имуществу амортизация не начисляется. Также по активам, находящимся в казне, не предусмотрено выделение особо ценного и иного имущества.

Финансовые активы Раздел «Финансовые активы» аккумулирует сведения обо всех оборотных активах учреждения. Под оборотными активами понимаются не только денежные средства, находящиеся в кассе и на расчетных счетах учреждения, но и вложения в финансовые активы, авансы и дебиторская задолженность.

Раздел включает следующие группы:

  • наличные денежные средства в кассе учреждения;
  • средства на счетах бюджета;
  • средства на счетах, открытых в органах Федерального казначейства;
  • вложения в финансовые активы (в ценные бумаги, акции, облигации, векселя);
  • расчеты по доходам (субсидии, налоговые доходы, поступления от собственности, платная деятельность);
  • выданные авансы (авансы по оплате труда и иным расчетам с персоналом, авансы поставщикам, подрядчикам, по расчетам с бюджетом);
  • суммы кредитов и займов, предоставленных сторонним субъектам;
  • средства, выданные подотчет;
  • расчеты по ущербу и иным доходам;
  • прочие расчеты с дебиторами;
  • внутренние расчеты.
0 201 11 000 «Денежные средства на счетах учреждения» — раскрывает информацию о наличии финансов на расчетных счетах, открытых в органе, осуществляющем кассовое обслуживание субъекта (в рублях и иностранной валюте).

0 205 31 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)». По нему начисляются доходы от оказания предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности.

Обязательства Раздел «Обязательства» раскрывает данные о принятых обязательствах:
  • расчеты с кредиторами по долговым обязательствам;
  • расчеты по заработной плате и прочим выплатам персоналу;
  • оплата работ, услуг и товаров, полученных от сторонних организаций;
  • оплата налогов, взносов и сборов, в том числе в качестве налогового агента;
  • по прочим платежам в бюджеты бюджетной системы РФ;
  • расчеты с прочими кредиторами;
  • прочие внутренние расчеты.
0 302 11 000 «Расчеты по заработной плате» — отражает сумму начисленной заработной платы в пользу работников, трудящихся по трудовому договору.

0 302 21 000 «Расчеты по услугам связи» — отражает кредиторскую задолженность, возникшую по договорам предоставления услуг связи.

0 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» — фиксирует данные о произведенных удержаниях налога с заработной платы сотрудников организации и с иных налогооблагаемых доходов.

Финансовый результат Специальный раздел «Финансовый результат» используется для отражения доходов и расходов по результатам деятельности экономического субъекта за определенный период. Предусмотрена детализация по временным промежуткам. Сведения группируются по результатам текущего периода, прошлых лет и будущих периодов. 0 401 10 000 «Доходы текущего периода» — используется для начисления доходов учреждения, причитающихся в текущем финансовом году.

0 401 28 000 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному году» — раскрывает информацию о понесенных расходах прошлого периода.

Санкционирование расходов Регистры раздела «Санкционирование расходов» раскрывают учетную информацию по:
  • лимитам бюджетных обязательств;
  • обязательствам (принятым, денежным, бюджетным);
  • бюджетным ассигнованиям;
  • сметным назначениям;
  • правам на принятие обязательств;
  • утвержденному объему финансового обеспечения;
  • полученному финобеспечению.
0 501 11 000 «Доведенные ЛБО» — отражает сумму доведенных лимитов бюджетных обязательств в рамках текущего финансового года.

ПС с пояснениями и проводками

Для наглядности приведем пример, как составить активный дебетовый счет для такого факта хозяйственной жизни, как принятие на баланс вновь выстроенных зданий. Документальное оформление данной операции осуществляется посредством акта о приеме-передаче объектов или приходного ордера.

Получившийся дебетовый счет 0.101.11.130 корреспондируется с кредитовым счетом 0.106.11.310, который означает наращивание вложений в ОС — недвижимое имущество учреждения.

Рассмотрим еще одну типовую операцию: удержание НДФЛ учреждением как налоговым органом с начисленной зарплаты сотрудников. В данном случае произойдет увеличение задолженности по платежам в бюджет. Документально оформляется эта операция с помощью расчетно-платежной ведомости.

Для большинства счетов код КОСГУ однозначно определяется по тому, дебет это или кредит счета.

Узнайте, каков порядок оформления увольнения в процессе перевода сотрудника в другую организацию. Как рассчитать отпускные при увольнении? Подробности здесь.

Закон ФЗ-131 в новой редакции с изменениями можно .

План счетов бухучета для бюджетных и госучреждений

Актуальная таблица счетов бюджетного учета в 2022 году для государственных и бюджетных учреждений по инструкции 157н:

Наименование балансового счета Синтетический счет объекта учетаНаименование группы
Синтетический Аналитический
Группа Вид
1 2 3 4 5
НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ 1 0 0 0 0
Основные средства 1 0 1 0 0
1 0 1 1 0 Основные средства — недвижимое имущество учреждения
1 0 1 2 0 Основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения
1 0 1 3 0 Основные средства — иное движимое имущество учреждения
1 0 1 9 0 Основные средства — иное движимое имущество учреждения
1 0 1 0 1
1 0 1 0 2
1 0 1 0 3
1 0 1 0 4
1 0 1 0 5
1 0 1 0 6
1 0 1 0 7
1 0 1 0 8
Нематериальные активы 1 0 2 0 0
1 0 2 2 0 Нематериальные активы — особо ценное движимое имущество учреждения
1 0 2 3 0 Нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения
Непроизведенные активы 1 0 3 0 0
1 0 3 1 0 Непроизведенные активы — недвижимое имущество учреждения
1 0 3 3 0 Непроизведенные активы — иное движимое имущество
1 0 3 9 0 Непроизведенные активы — в составе имущества концедента
1 0 3 0 1
1 0 3 0 2
1 0 3 0 3
Амортизация 1 0 4 0 0
1 0 4 1 0 Амортизация недвижимого имущества учреждения
1 0 4 2 0 Амортизация особо ценного движимого имущества учреждения
1 0 4 3 0 Амортизация иного движимого имущества учреждения
1 0 4 4 0 Амортизация прав пользования активами
1 0 4 5 0 Амортизация имущества, составляющего казну
10460 Амортизация прав пользования нематериальными активами
1 0 4 9 0 Амортизация имущества учреждения в концессии
1 0 4 0 1
1 0 4 0 2
1 0 4 0 3
1 0 4 0 4
1 0 4 0 5
1 0 4 0 6
1 0 4 0 7
1 0 4 0 8
1 0 4 0 9
1 0 4 2 9
1 0 4 3 9
1 0 4 4 9
1 0 4 5 1
1 0 4 5 2
1 0 4 5 4
1 0 4 5 9
Материальные запасы 1 0 5 0 0
1 0 5 2 0 Материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения
1 0 5 3 0 Материальные запасы — иное движимое имущество учреждения
1 0 5 0 1
1 0 5 0 2
1 0 5 0 3
1 0 5 0 4
1 0 5 0 5
1 0 5 0 6
1 0 5 0 7
1 0 5 0 8
1 0 5 0 9
Вложения в нефинансовые активы 1 0 6 0 0
1 0 6 1 0 Вложения в недвижимое имущество
1 0 6 2 0 Вложения в особо ценное движимое имущество
1 0 6 3 0 Вложения в иное движимое имущество
1 0 6 4 0 Вложения в объекты финансовой аренды
1 0 6 6 0 Вложения в права пользования нематериальными активами
1 0 6 0 1
1 0 6 0 2
1 0 6 0 3
1 0 6 0 4
Нефинансовые активы в пути 1 0 7 0 0
1 0 7 1 0 Недвижимое имущество учреждения в пути
1 0 7 2 0 Особо ценное движимое имущество учреждения в пути
1 0 7 3 0 Иное движимое имущество учреждения в пути
1 0 7 0 1
1 0 7 0 3
Нефинансовые активы имущества казны 1 0 8 0 0
1 0 8 5 0 Нефинансовые активы, составляющие казну
1 0 8 5 1
1 0 8 5 2
1 0 8 5 3
1 0 8 5 4
1 0 8 5 5
1 0 8 5 6
1 0 8 5 7
1 0 8 9 0
1 0 8 9 1
1 0 8 9 2
1 0 8 9 5
Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг 1 0 9 0 0
1 0 9 6 0 Себестоимость готовой продукции, работ, услуг
1 0 9 7 0 Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг
1 0 9 8 0 Общехозяйственные расходы
Права пользования активами 1 1 1 0 0
1 1 1 4 0 Права пользования нефинансовыми активами
1 1 1 4 1
1 1 1 4 2
1 1 1 4 4
1 1 1 4 5
1 1 1 4 6
1 1 1 4 7
1 1 1 4 8
1 1 1 4 9
1 1 160 Права пользования нематериальными активами
Обесценение нефинансовых активов 1 1 4 0 0
1 1 4 1 0 Обесценение недвижимого имущества учреждения
1 1 4 2 0 Обесценение особо ценного движимого имущества учреждения
1 1 4 3 0 Обесценение иного движимого имущества учреждения
1 1 4 4 0 Обесценение прав пользования активами
1 1 460 Обесценение прав пользования нематериальными активами
1 1 4 0 1
1 1 4 0 2
1 1 4 0 3
1 1 4 0 4
1 1 4 0 5
1 1 4 0 6
1 1 4 0 7
1 1 4 0 8
1 1 4 0 9
1 1 4 6 0
1 1 4 6 1
1 1 4 6 2
1 1 4 6 3
ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ 2 0 0 0 0
Денежные средства учреждения 2 0 1 0 0
2 0 1 1 0 Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе Казначейства
2 0 1 2 0 Денежные средства учреждения в кредитной организации
2 0 1 3 0 Денежные средства в кассе учреждения
2 0 1 0 1
2 0 1 0 2
2 0 1 0 3
2 0 1 0 4
2 0 1 0 5
2 0 1 0 6
2 0 1 0 7
Средства на счетах бюджета 2 0 2 0 0
2 0 2 1 0 Средства на счетах бюджета в органе Федерального казначейства
2 0 2 2 0 Средства на счетах бюджета в кредитной организации
2 0 2 3 0 Средства бюджета на депозитных счетах
2 0 2 0 1
2 0 2 0 2
2 0 2 0 3
Средства на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание 2 0 3 0 0
2 0 3 0 1
2 0 3 1 0 Средства на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание
2 0 3 2 0 Средства на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание, в пути
2 0 3 3 0 Средства на счетах для выплаты наличных денег
2 0 3 0 2
2 0 3 0 3
2 0 3 0 4
2 0 3 0 5
Финансовые вложения 2 0 4 0 0
2 0 4 2 0 Ценные бумаги, кроме акций
2 0 4 3 0 Акции и иные формы участия в капитале
2 0 4 5 0 Иные финансовые активы
2 0 4 2 1
2 0 4 2 2
2 0 4 2 3
2 0 4 3 1
2 0 4 3 2
2 0 4 3 3
2 0 4 3 4
2 0 4 5 2
2 0 4 5 3
Расчеты по доходам 2 0 5 0 0
2 0 5 1 0 Расчеты по налоговым доходам, таможенным платежам и страховым взносам на обязательное социальное страхование
2 0 5 2 0 Расчеты по доходам от собственности
2 0 5 3 0 Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат
2 0 5 4 0 Расчеты по суммам штрафов, пеней, неустоек, возмещений ущерба
2 0 5 5 0 Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера
2 0 5 6 0 Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям капитального характера
2 0 5 7 0 Расчеты по доходам от операций с активами
2 0 5 8 0 Расчеты по прочим доходам
2 0 5 1 1
2 0 5 2 1
2 0 5 2 2
2 0 5 2 3
2 0 5 2 4
2 0 5 2 6
2 0 5 2 7
2 0 5 2 8
2 0 5 2 9
2 0 5 3 1
2 0 5 3 2
2 0 5 3 3
2 0 5 3 5
2 0 5 4 1
2 0 5 4 4
2 0 5 4 5
2 0 5 5 1
2 0 5 5 2
2 0 5 5 3
2 0 5 6 1
2 0 5 7 1
2 0 5 7 2
2 0 5 7 3
2 0 5 7 4
2 0 5 7 5
2 0 5 8 1
2 0 5 8 3
2 0 5 8 4
2 0 5 8 9
Расчеты по выданным авансам 2 0 6 0 0
2 0 6 1 0 Расчеты по авансам по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда
2 0 6 2 0 Расчеты по авансам по работам, услугам
2 0 6 3 0 Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов
2 0 6 4 0 Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера организациям
2 0 6 5 0 Расчеты по безвозмездным перечислениям бюджетам
2 0 6 6 0 Расчеты по авансам по социальному обеспечению
2 0 6 7 0 Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений
2 0 680 Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера организациям
2 0 6 9 0 Расчеты по авансам по прочим расходам
2 0 6 1 1
2 0 6 1 2
2 0 6 1 3
2 0 6 2 1
2 0 6 2 2
2 0 6 2 3
2 0 6 2 4
2 0 6 2 5
2 0 6 2 6
2 0 6 2 7
2 0 6 2 8
2 0 6 2 9
2 0 6 3 1
2 0 6 3 2
2 0 6 3 3
2 0 6 3 4
2 0 6 4 1
2 0 6 4 2
2 0 6 5 1
2 0 6 5 2
2 0 6 5 3
2 0 6 6 1
2 0 6 6 2
2 0 6 6 3
2 0 6 7 2
2 0 6 7 3
2 0 6 7 5
2 0 6 9 6
Расчеты по кредитам, займам (ссудам) 2 0 7 0 0
2 0 7 1 0 Расчеты по предоставленным кредитам, займам (ссудам)
2 0 7 2 0 Расчеты в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований)
2 0 7 3 0 Расчеты с дебиторами по государственным (муниципальным) гарантиям
2 0 7 0 1 Расчеты по прочим долговым требованиям
2 0 7 0 3
2 0 7 0 4
Расчеты с подотчетными лицами 2 0 8 0 0
2 0 8 1 0 Расчеты с подотчетными лицами по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда
2 0 8 2 0 Расчеты с подотчетными лицами по оплате работ, услуг
2 0 8 3 0 Расчеты с подотчетными лицами по поступлению нефинансовых активов
2 0 8 5 0 Расчеты с подотчетными лицами по безвозмездным перечислениям бюджетам
2 0 860 Расчеты с подотчетными лицами по социальному обеспечению
2 0 8 9 0 Расчеты с подотчетными лицами по прочим расходам
2 0 8 1 1
2 0 8 1 2
2 0 8 1 3
2 0 8 2 1
2 0 8 2 2
2 0 8 2 3
2 0 8 2 4
2 0 8 2 5
2 0 8 2 6
2 0 8 2 7
2 0 8 2 8
2 0 8 2 9
2 0 8 3 1
2 0 8 3 2
2 0 8 3 4
2 0 8 6 1
2 0 8 6 2
2 0 8 6 3
2 0 8 9 1
2 0 8 9 3
2 0 8 9 4
2 0 8 9 5
2 0 8 9 6
Расчеты по ущербу и иным доходам 2 0 9 0 0
2 0 9 3 0 Расчеты по компенсации затрат
2 0 9 3 4
2 0 9 3 6
2 0 9 4 0 Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба
2 0 9 4 1
2 0 9 4 3
2 0 9 4 4
2 0 9 4 5
2 0 9 7 0 Расчеты по ущербу нефинансовым активам
2 0 9 7 1
2 0 9 7 2
2 0 9 7 3
2 0 9 7 4
2 0 9 8 0 Расчеты по иным доходам
2 0 9 8 1
2 0 9 8 2
2 0 9 8 9
Прочие расчеты с дебиторами 2 1 0 0 0
2 1 0 0 2
2 1 0 8 2 Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет года, предшествующего отчетному
2 1 0 9 2 Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет прошлых лет
2 1 0 0 3
2 1 0 0 4
2 1 0 0 5
2 1 0 0 6
2 1 0 1 0 Расчеты по налоговым вычетам по НДС
2 1 0 1 1
2 1 0 1 2
2 1 0 1 3
Внутренние расчеты по поступлениям 2 1 1 0 0
Внутренние расчеты по выбытиям 2 1 2 0 0
Вложения в финансовые активы 2 1 5 0 0
2 1 5 2 0 Вложения в ценные бумаги, кроме акций
2 1 5 3 0 Вложения в акции и иные формы участия в капитале
2 1 5 5 0 Вложения в иные финансовые активы
2 1 5 2 1
2 1 5 2 2
2 1 5 2 3
2 1 5 3 1
2 1 5 3 2
2 1 5 3 3
2 1 5 3 4
2 1 5 5 2
2 1 5 5 3
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 3 0 0 0 0
Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам 3 0 1 0 0
3 0 1 1 0 Расчеты по долговым обязательствам в рублях
3 0 1 2 0 Расчеты по долговым обязательствам по целевым иностранным кредитам (заимствованиям)
3 0 1 3 0 Расчеты по государственным (муниципальным) гарантиям
3 0 1 4 0 Расчеты по долговым обязательствам в иностранной валюте
3 0 1 0 1
3 0 1 0 2
3 0 1 0 3
3 0 1 0 4
Расчеты по принятым обязательствам 3 0 2 0 0
3 0 2 1 0 Расчеты по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда
3 0 2 2 0 Расчеты по работам, услугам
3 0 2 3 0 Расчеты по поступлению нефинансовых активов
3 0 2 4 0 Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера организациям
3 0 2 5 0 Расчеты по безвозмездным перечислениям бюджетам
3 0 2 6 0 Расчеты по социальному обеспечению
3 0 2 7 0 Расчеты по приобретению финансовых активов
3 0 280 Расчеты по безвозмездным перечислениям капитального характера организациям
3 0 2 9 0 Расчеты по прочим расходам
3 0 2 1 1
3 0 2 1 2
3 0 2 1 3
3 0 2 2 1
3 0 2 2 2
3 0 2 2 3
3 0 2 2 4
3 0 2 2 5
3 0 2 2 6
3 0 2 2 7
3 0 2 2 8
3 0 2 2 9
3 0 2 3 1
3 0 2 3 2
3 0 2 3 3
3 0 2 3 4
3 0 2 4 1
3 0 2 4 2
3 0 2 5 1
3 0 2 5 2
3 0 2 5 3
3 0 2 6 1
3 0 2 6 2
3 0 2 6 3
3 0 2 7 2
3 0 2 7 3
3 0 2 7 5
3 0 2 9 3
3 0 2 9 5
3 0 2 9 6
Расчеты по платежам в бюджеты 3 0 3 0 0
3 0 3 0 1
3 0 3 0 2
3 0 3 0 3
3 0 3 0 4
3 0 3 0 5
3 0 3 0 6
3 0 3 0 7
3 0 3 0 8
3 0 3 0 9
3 0 3 1 0
3 0 3 1 1
3 0 3 1 2
3 0 3 1 3
Прочие расчеты с кредиторами 3 0 4 0 0
3 0 4 0 1
3 0 4 0 2
3 0 4 0 3
3 0 4 0 4
3 0 4 8 4
3 0 4 9 4
3 0 4 0 5
3 0 4 0 6
3 0 4 8 6
3 0 4 9 6
Расчеты по выплате наличных денег 3 0 6 0 0
Расчеты по операциям на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание 3 0 7 0 0
3 0 7 1 0 Расчеты по операциям на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание
3 0 7 0 2
3 0 7 0 3
3 0 7 0 4
3 0 7 0 5
Внутренние расчеты по поступлениям 3 0 8 0 0
Внутренние расчеты по выбытиям 3 0 9 0 0
ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 4 0 0 0 0
Финансовый результат экономического субъекта 4 0 1 0 0
4 0 1 1 0 Доходы текущего финансового года
4 0 116 Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям
4 0 117 Доходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям
4 0 1 1 8 Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году
4 0 1 1 9 Доходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году
4 0 1 2 0 Расходы текущего финансового года
4 0 126 Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям
4 0 127 Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям
4 0 1 2 8 Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году
4 0 1 2 9 Расходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году
4 0 1 3 0 Финансовый результат прошлых отчетных периодов
4 0 1 4 0 Доходы будущих периодов
4 0 141 Доходы будущих периодов к признанию в текущем году
4 0 149 Доходы будущих периодов к признанию в очередные года
4 0 1 5 0 Расходы будущих периодов
4 0 1 6 0 Резервы предстоящих расходов
Результат по кассовым операциям бюджета 4 0 2 0 0
4 0 2 1 0 Поступления
4 0 2 2 0Выбытия
4 0 2 3 0 Результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета
САНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ 5 0 0 0 0
5 0 0 1 0 Санкционирование по текущему финансовому году
5 0 0 2 0 Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередному финансовому году)
5 0 0 3 0 Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первому году, следующему за очередным)
5 0 0 4 0 Санкционирование по второму году, следующему за очередным
5 0 0 9 0 Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)
Лимиты бюджетных обязательств 5 0 1 0 0
5 0 1 0 1
5 0 1 0 2
5 0 1 0 3
5 0 1 0 4
5 0 1 0 5
5 0 1 0 6
5 0 1 0 9
Обязательства 5 0 2 0 0
5 0 2 0 1
5 0 2 0 2
5 0 2 0 5
5 0 2 0 7 Принимаемые обязательства
5 0 2 0 9 Отложенные обязательства
Бюджетные ассигнования 5 0 3 0 0
5 0 3 0 1
5 0 3 0 2
5 0 3 0 3
5 0 3 0 4
5 0 3 0 5
5 0 3 0 6
5 0 3 0 9
Сметные (плановые, прогнозные) назначения 5 0 4 0 0
Право на принятие обязательств 5 0 6 0 0
Утвержденный объем финансового обеспечения 5 0 7 0 0
Получено финансовое обеспечение 5 0 8 0 0

Принцип работы с регистром

Счета бухгалтерского учета — это цифровые коды, обозначающие конкретный вид актива, обязательства, дохода, расхода и капитала. Они используются для систематизации информации об объектах бухгалтерского учета.

Ключевой принцип работы с этими регистрами бухучета — это составление бухгалтерских проводок по методу двойной записи. Операции на забалансовых счетах отражаются простым способом. Двойная запись предусматривает одновременное отражение одной операции сразу по двум счетам: по дебету одного и кредиту другого. К примеру, при изменении размера активов предприятия обязательно изменится значение источников их финансирования. Принцип относится и к составлению отчетности, бухгалтерского баланса.

Все счета классифицируются на:

  1. Активные. Могут иметь только остаток по дебету счета (положительное значение). Сальдо по активным счетам на конец отчетного периода формируют активную часть бухгалтерского баланса.
  2. Пассивные. Могут иметь только кредитовый остаток (задолженность, обязательство, долг). Показатели пассивных счетов отражают пассив бухбаланса.
  3. Активно-пассивные. Смешанный тип: характеризуется остатками как по дебету, так и по кредиту. Остатки включаются в отчетность, в зависимости от вида сальдо за отчетный период.

Подробнее: «Активные и пассивные счета: в чем разница и как с ними работать».

Пассивные счета бухгалтерского учета

Соответственно пассивные счета – это те, где формируются источники появления активов компании. Увеличение подобных бухсчетов выполняется в пассиве (кредите), уменьшение – в активе (дебете). Остаток является исключительно кредитовым. Примерами пассивных бухсчетов служат:

  • – используется для накопления амортизационных начислений по ОС.
  • , 67 – здесь отражаются сведения по кредитам различного характера.
  • 70 – применяется для учета расчетов с наемным персоналом фирмы.
  • – служит для формирования сведений по резервному капиталу.
  • 80 – предназначен для учета размера уставного капитала.

Единый план счетов бухучета

А это таблица плана бухгалтерских счетов с расшифровкой на 2021 год для коммерческих предприятий и НКО по приказу Минфина № 94н от 31.10.2000:

Номер счета Наименование
01 Основные средства
02 Амортизация основных средств
03 Доходные вложения в материальные ценности
04 Нематериальные активы
05 Амортизация нематериальных активов
07 Оборудование к установке
Вложения во внеоборотные активы
09 Отложенные налоговые активы
Материалы
11 Животные на выращивании и откорме
14 Резервы под снижение стоимости материальных ценностей
15 Заготовление и приобретение материальных ценностей
16 Отклонение в стоимости материальных ценностей
19 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
Основное производство
21 Полуфабрикаты собственного производства
23 Вспомогательные производства
25 Общепроизводственные расходы
Общехозяйственные расходы
28 Брак в производстве
29 Обслуживающие производства и хозяйства
40 Выпуск продукции (работ, услуг)
Товары
42 Торговая наценка
43 Готовая продукция
Расходы на продажу
45 Товары отгруженные
46 Выполненные этапы по незавершенным работам
50 Касса
51 Расчетные счета
52 Валютные счета
55 Спецсчета в банках
57 Переводы в пути
58 Финансовые вложения
59 Резервы под обесценение финансовых вложений
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками
62 Расчеты с покупателями и заказчиками
63 Резервы по сомнительным долгам
66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам
68 Расчеты по налогам и сборам
69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
70 Расчеты с персоналом по оплате труда
71 Расчеты с подотчетными лицами
73 Расчеты с персоналом по прочим операциям
75 Расчеты с учредителями
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
77 Отложенные налоговые обязательства
79 Внутрихозяйственные расчеты
80 Уставный капитал
81 Собственные акции (доли)
82 Резервный капитал
83 Добавочный капитал
84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
86 Целевое финансирование
90 Продажи
91 Прочие доходы и расходы
94 Недостачи и потери от порчи ценностей
96 Резервы предстоящих расходов
97 Расходы будущих периодов
98 Доходы будущих периодов
99 Прибыли и убытки

Обзор последних изменений

Рассмотрим некоторые последние изменения по распоряжению Министерства финансов РФ от 16 ноября 2022 № 209н, оформленные в Министерстве юстиций. С полным перечнем поправок можно ознакомиться в первоисточнике.

  1. В Плане счетов перемены коснулись названий самих счетов (например, ранее названый счет «Сметные (плановые) назначения» стал включать помимо других определение «прогнозные»).
  2. Также, к некоторым счетам прибавили новые аналитические счета. К примеру, счет «Доходы экономического субъекта» ранее включал одиннадцать аналитических счетов, а с новыми правилами появился еще один аналитический счет 040110174 «Выпадающие доходы».
  3. В Инструкции к Плану счетов произошло значительно больше конфигураций. Только в 2022 году уточнили, что же подразумевается под 24-26 разрядом номера счета. Более точно определили регламент образования некоторых счетов (например, 020400000 «Финансовые вложения» с 1 по 17 разряд включает нулевые значения).
  4. Для организации управленческого учета теперь по запросу учредителя можно указать с 1 по 17 разряд вместо нулей аналитические коды притоков и оттоков. Эта возможность должна быть прописана в учетной политике.
  5. Изменения коснулись корреспонденций некоторых счетов (рассмотрены не все случаи):
  6. Исключили корреспонденцию счетов 040120272 по Дебету и 010537440 по Кредиту при переносе стоимости реализованной ГП на затраты данного финансового года.
  7. Создали корреспонденцию счета 021013.560 по Дебету и 021012660 по Кредиту, характеризующую пересчет итога налога на добавленную стоимость по авансам, взятой к удержанию.
  8. Изменили проводку: Дебет 050209000 Кредит 050201000 на Дебет 050299000 Кредит 050201000 по операции получения обязательств путем использования резерва будущих расходов.

Счета для хозяйствующих субъектов

План хозяйствующих субъектов, ведущих учет методом двойной записи, в том числе и некоммерческих организаций, закреплен и регулируется приказом Минфина № 94н от 31.10.2000. Этот план един для всех учреждений, кроме бюджетных и кредитных (банков).

ПСБУ состоит из синтетических и аналитических счетов, каждому из которых соответствует определенная нумерация. Таким образом, структура регистра представляет собой счета первого и второго порядка. Рабочий документ каждой организации разрабатывается в соответствии с единым ПС и включает в себя синтетические и субсчета.

Бухгалтерские регистры учета различаются по своему содержанию и бывают активными, пассивными и активно-пассивными. Всего в ПСБУ, который используют некоммерческие организации и другие хозяйствующие субъекты, представлен 71 синтетический счет, в том числе 11 забалансовых. Выделяют следующие разделы ПС для хозяйствующих субъектов:

  • внеоборотные активы;
  • производственные запасы;
  • затраты на производство;
  • готовая продукция, товары;
  • денежные средства;
  • расчеты;
  • капитал;
  • финансовые результаты.

Инструкция по применению ПС

В Приложении 2 Закона № 174н обозначена Инструкция по использованию Плана счетов. Она определяет систему отображения имущества, долгов и событий хозяйственной жизни учреждения. Бюджетные организации руководствуются Инструкцией по использованию Единого Плана счетов и данной Инструкцией.

В Инструкции классифицируются более подробно:

  • счета;
  • разделяются на синтетические и аналитические;
  • комментируются корреспонденции счетов по основным событиям.

За неимением в текущей Инструкции подходящей проводки, организация имеет все основания выработать свою, при соглашении ненарушения закона.

Счета учета для банковских организаций

Центробанк РФ внес существенные изменения в действующий план для кредитных организаций. Теперь порядок, по которому применяется план счетов банка, регулируется положением ЦБ РФ № 579-П от 27.02.2017 (в ред. 28.02.2019) с указанием ЦБ РФ № 4722-У от 15.02.2018.

Структура плана состоит из следующих глав:

  • глава А — балансовые счета;
  • глава Б — счета доверительного управления;
  • глава В — внебалансовые счета;
  • глава Г — счета по учету требований и обязательств по производным финансовым инструментам и прочим договорам (сделкам), по которым расчеты и поставка осуществляются не ранее следующего дня после заключения договора (сделки).

Каждая глава включает определенные разделы и подразделы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]