Минимальный размер оплаты труда в России в 2016-2017 году

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) – это минимально возможная величина заработной платы, которую предприятие может начислять своему сотруднику. Также эта величина используется в расчетах при определении суммы для выплат пособий по безработице и временной нетрудоспособности. Работодатель не может начислить своему сотруднику заработную плату ниже минимального уровня, иначе он навлечет на себя штраф.
Текущая величина МРОТ зависит от нескольких показателей:

  • общегосударственной ценовой политики;
  • потребностей резидентов и нерезидентов, работающих на территории Российской Федерации;
  • увеличения государственных показателей эффективности производства;
  • увеличения государственных показателей эффективности производства;
  • снижения уровня безработицы;
  • текущего уровня инфляции.

С 1 июля 2022 года величина минимального размера оплаты труда будет составлять 7800 рублей для российских граждан в месяц (


). Данный закон 20 декабря 2016 года подписал Владимир Путин. Ранее сообщалось, что повышение будет на 17,33% и уже в январе, но по факту это лишь 4% и июль 2022 года.
С 1 января 2022 года увеличения МРОТ не будет, он останется на прежнем уровне 7500 рублей.

С 1 июля 2016 года величина минимального размера оплаты труда составляет 7500 рублей для российских граждан в месяц (


,


), Госдума одобрила закон о повышении МРОТ 17 мая 2016 года, Президент РФ Владимир Путин подписал закон 2 июня 2016 года), это на 1296 рублей выше, чем предыдущий показатель.

Размеры минимальной заработной платы по регионам

С изменениями и дополнениями от 01.07.2016

Регион Российской ФедерацииРазмер МРОТ в 2016 году
Центральный федеральный округ
Белгородская область8694
Брянская область6500
Владимирская область6204 (для организаций бюджетной сферы) 7000 (для организаций внебюджетной сферы)
Воронежская область6204 (для организаций бюджетной сферы) 8787 (для организаций внебюджетной сферы)
Ивановская область8645
Калужская областьна уровне прожиточного минимума
Костромская область7500 (для организаций бюджетной сферы) на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Курская область7500 (для организаций бюджетной сферы) на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Липецкая область6000 (для организаций бюджетной сферы) не ниже 1,2 прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Московская область12500
Орловская область9778
Рязанская область6350 (для организаций бюджетной сферы) 7500 (для организаций внебюджетной сферы)
Смоленская область6200
Тамбовская область6240 (для организаций бюджетной сферы) 7500 (для организаций внебюджетной сферы)
Тверская область7500 (для организаций бюджетной сферы) 7280 (для организаций внебюджетной сферы)
Тульская область11000 (с 01.08.2016) (для организаций бюджетной сферы) 13000 (с 01.08.2016) (для организаций внебюджетной сферы)
Ярославская область6000 (для организаций бюджетной сферы) 8021 (для организаций внебюджетной сферы)
г. Москва17300
Северо-Западный федеральный округ
Республика Карелия7213 (для организаций бюджетной сферы северных районов: Беломорский район, Калевальский район, Кемский район, Лоухский район, г. Костомукша) 5796 (для организаций бюджетной сферы остальных районов) на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Республика Коми6500
Архангельская область7500
Вологодская область7500
Калининградская область10000
Ленинградская область7800
Мурманская область13650
Новгородская область6204 (для организаций бюджетной сферы) на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Псковская область7500
г.Санкт-Петербург11700
Ненецкий авт.округ6204
Южный федеральный округ
Республика Адыгея7500
Республика Калмыкия7500
Краснодарский край7500 (для организаций бюджетной сферы) на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Астраханская область7500 (для организаций бюджетной сферы) 7350 (для организаций внебюджетной сферы)
Волгоградская область7500 (для организаций бюджетной сферы) не ниже 1,2 прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Ростовская область7500
Северо-Кавказский федеральный округ
Республика Дагестан7500
Республика Ингушетия7500
Кабардино-Балкарская Республика7500 (для организаций бюджетной сферы) на уровне прожиточного минимума (для организаций внебюджетной сферы)
Карачаево-Черкесская Республика7500
Республика Северная Осетия — Алания7500
Чеченская Республика8252
Ставропольский край8588
Приволжский федеральный округ
Республика Башкортостан7500 (для организаций бюджетной сферы) 8900 (для организаций внебюджетной сферы)
Республика Марий Эл9251
Республика Мордовия7500
Республика Татарстан6204 (для организаций бюджетной сферы) 7309 (для организаций внебюджетной сферы)
Удмуртская Республика7500
Чувашская Республика7500 (для организаций бюджетной сферы) 6988 (для организаций внебюджетной сферы)
Пермский крайна уровне прожиточного минимума
Кировская область7500
Нижегородская область7500 (для организаций бюджетной сферы) 9000 (для организаций внебюджетной сферы)
Оренбургская область7500
Пензенская область7500
Самарская область7500
Саратовская область7500 (для организаций бюджетной сферы) 7900 (для организаций внебюджетной сферы)
Ульяновская область6500 (для организаций бюджетной сферы) 10000 (для организаций внебюджетной сферы)
Уральский федеральный округ
Курганская область7500 (для организаций бюджетной сферы) 7620 (для организаций внебюджетной сферы)
Свердловская область8862
Тюменская область7700 (для организаций бюджетной сферы) 9300 (для организаций внебюджетной сферы)
Челябинская область6100(для организаций бюджетной сферы) 8300 (для организаций внебюджетной сферы)
Ханты-Мансийский авт.округ — ЮграМРОТ с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате
Ямало-Ненецкий авт.округ12431
Сибирский федеральный округ
Республика Алтай7500 (для организаций бюджетной сферы) 8751 (для организаций внебюджетной сферы)
Республика Бурятия7500
Республика Тыва7500 (для организаций бюджетной сферы) не ниже 6300 (для организаций внебюджетной сферы)
Республика Хакасия7500
Алтайский край7500 (для организаций бюджетной сферы) 9400 (для организаций внебюджетной сферы)
Забайкальский край6044 (для организаций бюджетной сферы) 8095 (для организаций внебюджетной сферы)
Красноярский край6204 (для организаций бюджетной сферы) 9544 (для организаций внебюджетной сферы)
Районы Крайнего Севера Красноярского края16130 (г.Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район) 14269 (Северо-Енисейский район) 19009 (Эвенкийский муниципальный район) 15313 (Туруханский район) 15200 (г.Енисейск)
Иркутская область7774 (для организаций бюджетной сферы) 9717 (для организаций внебюджетной сферы)
Кемеровская область13617
Новосибирская область9030 (для организаций бюджетной сферы) 9390 (для организаций внебюджетной сферы)
Омская область6204 (для организаций бюджетной сферы) 7135 (для организаций внебюджетной сферы)
Томская область7500 (для организаций бюджетной сферы) 8581 (для организаций внебюджетной сферы)
Дальневосточный федеральный округ
Республика Саха (Якутия)15390
Камчатский край16910-19510
Приморский край7500
Хабаровский край11414-15510
Амурская область7500
Магаданская область18750 (для организаций бюджетной сферы) 20250 (для организаций внебюджетной сферы)
Сахалинская область16838
Еврейская авт.область7500
Чукотский авт.округ6204
Крым
Республика Крым6204 (для организаций бюджетной сферы) 7042 (для организаций внебюджетной сферы)
г. Севастополь6204 (для организаций бюджетной сферы) 7343 (для организаций внебюджетной сферы)

Архив:

Архив: Таблица размеров МРОТ по регионам РФ на 2015 год в формате PDF

Механизм формирования МРОТ

С помощью точной величины минимальной оплаты труда государство пытается бороться с соцнеравенством в отношении низкоквалифицированных работников. Работодатель не вправе платить зарплату меньше минимально допустимой цены за труд работника.
Показатель МРОТ применяется большинством стран мира (90%), но формируется по-разному, в зависимости от уровня развития экономики государства. В одних странах МРОТ вводится в виде единой национальной величины, которая обязательна для всех работодателей (развивающиеся страны, страны-члены ОЭСР).

Другие, в том числе и Россия, США, предоставляют субъектам право устанавливать МРОТ в зависимости от особенностей регионов. В остальных странах нет единого национального показателя цены за труд, для каждого региона показатель определяется отдельно, например в Японии.


Минимальное значение оплаты труда устанавливается в РФ на федеральном уровне и носит обязательный характер для всех категорий работодателей. Однако регионы вправе формировать собственный размер минимальной оплаты для работающих на территории субъекта РФ, но не ниже общефедерального минимума. Для этого заключается тройственное соглашение. Сторонами соглашения выступают:

  • местные власти региона, края, области, муниципального образования;
  • ассоциации или союзы работодателей;
  • объединения независимых профсоюзов.

После принятия соглашения работодателям предоставляется право сделать выбор: платить «минималку» в соответствии с принятым соглашением, либо по общефедеральному показателю. В течение 30 дней работодатель обязан сообщить о своем выборе.

Таблица МРОТ для оплаты труда по годам

Срок, с которого установлен МРОТСумма МРОТ, руб./мес.Нормативный акт, установивший МРОТ
с 1 января 2018Проект Закона
с 1 июля 20177800ст.1 Закона №460-ФЗ от 19.12.2016
с 1 июля 20167500ст.1 Закона №164-ФЗ от 02.06.2016
с 1 января 20166204ст.1 Закона №376-ФЗ от 14.12.2015
с 1 января 20155965ст.1 Закона №408-ФЗ от 01.12.2014
с 1 января 20145554ст.1 Закона №336-ФЗ от 02.12.2013
с 1 января 20135205ст.1 Закона №232-ФЗ от 03.12.2012
с 1 июня 20114611ст.1 Закона №106-ФЗ от 01.06.2011
с 1 января 20094330ст.1 Закона №91-ФЗ от 24.08.208
с 1 сентября 20072300ст.1 Закона №54-ФЗ от 20.04.2007
с 1 января 20061100ст.1 Закона №198-ФЗ от 29.12.2004
с 1 сентября 2005800ст.1 Закона №198-ФЗ от 29.12.2004
с 1 января 2005720ст.1 Закона №198-ФЗ от 29.12.2004
с 1 октября 2003600ст.1 Закона №127-ФЗ от 01.10.2003
с 1 мая 2002450ст.1 Закона №42-ФЗ от 29.04.2002
с 1 июля 2001300ст.1 Закона №82-ФЗ от 19.06.2000
с 1 января 2001200ст.1 Закона №82-ФЗ от 19.06.2000
с 1 июля 2000132ст.1 Закона №82-ФЗ от 19.06.2000

Если зарплата меньше 17 561 рублей: ответственность

Если московская зарплата за октябрь, ноябрь и декабрь 2016 года окажется ниже МРОТ, то работодателя могут привлечь к административной и уголовной ответственности. На ИП или директора организации могут наложить штраф в размере от 1000 до 5000 руб., а на организацию – от 30 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

За повторное нарушение директора могут оштрафовать на сумму от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет. Штраф для ИП за повторное нарушение: от 10 000 до 20 000 руб., для компании – от 50 000 до 70 000 руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).

Может ли оклад или зарплата быть меньше МРОТ

Действительно, стоит различать оклад работника и заработную плату, это, как правило, могут быть разные суммы. Согласно ст. 129 Трудового Кодекса РФ заработная плата включает в себя:

  • Должностной оклад
    — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных и стимулирующих выплат.
  • Компенсационные выплаты
    — доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению и иные выплаты компенсационного характера.
  • Стимулирующие выплаты
    — доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.

Таким образом, поскольку заработная плата может включать в себя несколько групп выплат, должностной оклад может быть установлен работодателем ниже значения МРОТ, но лишь при условии, что с учетом компенсационных и стимулирующих выплат общая сумма заработной платы будет не ниже минимального размера оплаты труда. Если работник получает лишь один оклад, то в этом случае его величина также не может быть ниже значения МРОТ.
Также следует сказать, что выплачиваемая заработная плата работнику может быть ниже начисленной. Например, если работник отработал неполный месяц или не выполнил свои трудовые обязанности. В этом случае выплаченная зарплата за месяц может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Сведения о методике расчета минимального размера оплаты труда

До 2022 года МРОТ был привязан к величине прожиточного минимума. На текущий момент изменена методика расчета — теперь минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум определяются как соотношение с медианной заработной платой и медианным среднедушевым доходом.

МРОТ составляет 42% от медианной заработной платы, рассчитываемой Росстатом. Медианная заработная плата – это размер заработной платы, больше и меньше которой получают половина работающих граждан.

Прожиточный минимум составляет 44,2% от медианного среднедушевого дохода, рассчитываемого Росстатом. Медианный среднедушевой доход – это величина, доходы больше и меньше которой имеет половина населения страны.

Согласно данным Росстата, медианный доход в 2022 году составил 27 036 рублей, что на 2,5% выше значений 2022 года и на 1,6% выше прогнозных величин. В 2022 году медианная заработная плата сложилась в размере 32 422 рубля, что на 6,4% выше показателей 2019 года. При этом необходимо отметить, что рост минимального размера оплаты труда приводит к росту медианных доходов в последующие периоды. Таким образом рост МРОТ темпами, опережающими прожиточный минимум, будет способствовать росту прожиточного минимума на очередной период.

Прожиточный минимум используется для оценки нуждаемости граждан при предоставлении таких мер поддержки и государственной социальной помощи. При этом при расчете размеров пособий и выплат для оценки нуждаемости конкретной семьи и определения размеров выплат используется региональный прожиточный минимум. Минимальный размер оплаты труда устанавливает минимальную планку заработной платы, которую может получать сотрудник, работающий на полную ставку.

Нарушение больничного режима

Работодатель вправе ограничить размер пособия по болезни за полный календарный месяц величиной МРОТ, если работник без уважительной причины (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ):

  • нарушил больничный режим – со дня, когда нарушение было допущено;
  • не пришел на прием к врачу или на проведение медико-социальной экспертизы – со дня неявки;
  • заболел или получил травму вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения – за весь период нетрудоспособности.

Поясним, как можно ограничить размер пособия, используя МРОТ.

Пример ограничения пособия по болезни при нарушении режима. А.Г. Петров принес в бухгалтерию листок нетрудоспособности за период болезни с 11 по 28 июля 2016 года. Однако в больничном листке есть отметка о нарушении режима 18 июля (работник не явился на прием к врачу по неуважительной причине). В такой ситуации больничное пособие до 18 июля нужно посчитать по общим правилам, исходя их среднего заработка. А с 18 по 28 июля (то есть, за 10 дней с даты нарушения) пособие можно оплатить исходя из МРОТ. В регионе, где работает А.Г. Петров, районный коэффициент не установлен. Его страховой стаж – восемь лет. Значит, ему положено пособие в размере 100 процентов заработка (ч.1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Максимальный средний дневной заработок за июль, рассчитанный из МРОТ, составит 241,94 руб. (7500 руб./ 31 дн.) Сумма пособия за 18–28 июля (то есть, за период нарушения режима) составит: 2419,40 рублей. (241,94 руб. × 10 дн.). До даты нарушения пособие можно рассчитать по общим правилам (не из МРОТ).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]