Кому нужно использовать печать
Использование печати организации в настоящее время необязательно. Это право общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества, а не обязанность, и следует оно из соответствующих федеральных законов. В частности, п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
А вот для некоммерческих организаций и унитарных предприятий печать обязательна в силу закона.
П. 4 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» говорит, что некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.
П. 3 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» содержит указание на то, что унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Нужна ли печать в отчетности, первичке и на других документах
Как известно, оттиск печати обычно ставится на большом количестве документов, в том числе в трудовых книжках, на больничных листах, в отчетности, в первичке и т.д. С 7 апреля 2015 г. печать в этих формах для всех ООО (АО) необязательна. Ведь ее требуют подзаконные акты (приказы, постановления), а совсем не федеральные законы. Вы можете прекратить ее ставить, даже если в соответствии с уставом ваша компания не отказалась от печати.
Однако пока отсутствие печати там, где мы привыкли ее видеть, будет неожиданным для всех. Представьте себе хотя бы реакцию работника, который получит трудовую книжку с незаверенной записью об увольнении. Да он просто доведет до слез кадровика, требуя печать. Вот и представитель трудового ведомства призывает к осторожности.
Из авторитетных источников
Шкловец Иван Иванович — Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
«Действительно, хозяйственным обществам теперь предоставлено право не иметь круглую печать. Такие изменения не направлены на запрет печати как инструмента бумажного документооборота вообще, это лишь возможность отказаться от нее, в частности, в пользу современных способов идентификации. При этом Правила ведения трудовых книжек и Инструкция по заполнению трудовой книжки по-прежнему предусматривают использование печати. Очевидно, что для разрешения этой проблемы требуется разъяснение уполномоченных органов, возможно Минтруда России. Ведь вопросы использования печати при ведении трудовых книжек находятся в сфере внимания не только инспекций по труду, но и органов ПФР и службы занятости, куда работники предъявляют трудовые книжки.
Пока же хозяйственным обществам следует взвешенно подходить к вопросу о полном исключении печати из документооборота, не забывая еще и о том, что для этого потребуется внести изменения в устав».
Да и в инструкции по заполнению документов изменения пока не внесены. Кроме того, для ГУПов, МУПов, некоммерческих организаций в отношении печати ничего не изменилось — они должны иметь и использовать ее по-прежнему <32>. Очевидно, что и многие ООО (АО) будут продолжать на всякий случай ставить печать. В результате одни и те же формы будут сдаваться как с печатями, так и без них. И работники ИФНС и фондов с непривычки могут не взять у вас документы без печати. Хотя сами ведомства в курсе перемен, что нам и подтвердили их представители.
Из авторитетных источников
Тараканов Сергей Александрович — Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
«Если юридическое лицо предусмотрело в уставе наличие печати, то проставление ее обязательно только в случаях, предусмотренных федеральным законом (на это указывает формулировка «при наличии»). Если печать уставом не предусмотрена, такая формулировка в законе не обязывает организацию использовать печать. Иные правовые акты (к примеру, акты Банка России, Минфина, ФНС) или договоры не могут обязывать организации проставлять печать».
Из авторитетных источников
Ильюхина Татьяна Митрофановна — Начальник отдела правового обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Правового департамента ФСС РФ
«Закон о страховых взносах <33> не содержит требования о заверении отчетности печатью. При этом в Порядке заполнения отчетности по форме 4-ФСС прямо указано на необходимость ставить печать организации. Исправления в расчете по взносам на социальное страхование также следует заверять печатью.
Поскольку теперь предусмотрено, что случаи обязательного использования печати должны быть установлены федеральными законами, а названное требование предусмотрено нормами подзаконных актов, возникает коллизия. С юридической точки зрения она разрешается в пользу закона, то есть противоречащие ему нормы подзаконного акта не применяются».
Что касается банков, то они, скорее всего, предложат вам оформить карточку без печати <34>. Такой порядок предусмотрен для иностранных компаний, у которых по законодательству страны регистрации печати нет <35>.
А вот с отказом от печати в листках нетрудоспособности явно лучше повременить — специалист ФСС не исключает судебных споров.
Из авторитетных источников
Ильюхина Татьяна Митрофановна, ФСС РФ
«Работодатели-физлица ставят печать в больничном листе при ее наличии. Аналогичные правила, вероятно, будут действовать и в отношении хозяйственных обществ в связи с отменой норм о необходимости иметь круглую печать. Это представляется обоснованным, поскольку в таком случае федеральным законом обязанность ставить печать работодателя на больничном листе не установлена.
До тех пор пока бланки документов и порядок их заполнения не приведены в соответствие с законодательством, решение вопроса о том, ставить ли печать на таких документах, остается на усмотрение работодателя. Если работодатель готов отстаивать свою позицию в суде, он может не использовать печать в подобном случае».
Как видим, законодатель хотел как лучше, а получилось как всегда. Поэтому безопасней будет использовать печать как обычно, пока не сложится практика работы с госорганами без применения печати.
На каких документах печать обязательна
Есть несколько нормативно-правовых актов, в которых прописано обязательное использование печати.
Так, согласно ч. 6 ст. 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доверенность от имени организации должна быть подписана её руководителем или иным уполномоченным на это её учредительными документами лицом и скреплена печатью организации. До 1 октября 2022 года такое требование было обязательным, затем в статью добавили фразу «при её наличии», что делает проставление печати на доверенности обязательной в случае, если печать предусмотрена уставом.
Подп. 6 п. 5 ст. 186.1 Налогового кодекса Российской Федерации требует, чтобы информационное сообщение, представленное налогоплательщику одного государства — члена Евразийского экономического союза налогоплательщиком другого государства — члена Евразийского экономического союза либо налогоплательщиком государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза, реализующим товары, ввезённые с территории другого государства — члена Евразийского экономического союза, было подписано руководителем или индивидуальным предпринимателем и заверено печатью организации с указанием ряда сведений, отражённых в данной статье.
В ч. 4 ст. 24.10. Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» сказано, что заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны быть скреплены печатью участника размещения заказа.
В ч. 7 ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» говорится о том, что отчёт об оценке объекта оценки должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплён личной печатью оценщика или оценщиков либо печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.
Ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» обязывает кредитную организацию при открытии на территории Российской Федерации филиалов и представительств в уведомлении указывать почтовый адрес филиала (представительства), его полномочия и функции, сведения о руководителях, масштабы и характер планируемых операций, а также представлять оттиск его печати и образцы подписей его руководителей.
Может ли ИП работать без печати?
Да. Подписывая документы, достаточно поставить подпись и добавить пометку Б.п. — Без печати.
Некоторые контрагенты настаивают на том, чтобы печать была, т.к. в случае, если дойдет до суда, будет проще доказать, что подпись на документе не подделана. Если же печати нет, у вас могут попросить письмо о том, что она не используется. Его можно составить в свободной форме, например: «Уведомляю, что я, ИП Сидоров Константин Петрович, не использую печать в своей деятельности, так как соответствующая обязанность законом не установлена. Все документы, имеющие отношение к моей предпринимательской деятельности, с момента регистрации заверяю личной подписью».
Важно! Если печать есть, ее нужно всегда иметь под рукой и ставить на все документы, которые подписываете.
Печать на первичных документах
Нужна ли печать организации на первичных учётных документах? Формы первичных учётных документов организации разрабатывают самостоятельно. Реквизит, которым обозначалось место для печати «М.П.» на первичных документах, можно не проставлять, так как согласно ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» оттиск печати не является обязательным.
Готовые решения СПС КонсультантПлюс подскажут, как действовать в конкретной ситуации: пошаговые инструкции, образцы документов, ссылки на правовые акты.
Документы, на которые не обязательно ставить печать
- Счета-фактуры. Согласно проставление печати не предусмотрено — покупатель вправе принять счет-фактуру и «входной» НДС к вычету вне зависимости от того, есть ли на документе печать продавца. Инициатива наказуема — известны случаи, когда счета-фактуры признавались недействительными, если на них стояла печать, а некоторые контрагенты отказываются принимать с/ф с печатью.
- Первичные документы (акты выполненных работ, трудовые договоры, приказы руководителя и т.д.). Перечень обязательных реквизитов указан в , печать в него не входит. Организация вправе принять документы и учесть расходы при исчислении налога на прибыль, УСН («Доходы минус расходы») вне зависимости от того, есть печать или нет. Этот вывод подтверждает .
Основные требования к печати
Если ваша организация всё-таки решила работать с печатью, то основное требование к ней – наличие информации о наименовании общества. В остальном можете указывать на печати любые сведения. Изготовители печатей, как правило, также предлагают включить в оттиск сведения об ИНН и ОГРН организации. Цвет печати может быть любой, так как законодательством не установлены требования к цвету оттиска печати организации.
Важно, что организации, не обладающие государственно-властными полномочиями, не могут размещать на печати изображение государственного герба Российской Федерации. Нарушение данного запрета может повлечь для общества штраф до 150 000 рублей.
Такую же ответственность влечёт размещение на печати изображения, схожего по внешнему виду до степени смешения с государственным гербом Российской Федерации (ст. 4 Закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации», ст. 17.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утверждённый Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012).
Михаил Заплатников, преподаватель ООО «Что делать Консалт»
Может ли ООО работать без печати?
Да — перевел печать из обязательных атрибутов ООО в опциональные. Теперь по умолчанию считается, что организация не использует печать, в противном случае информация о ее наличии должна содержаться в Уставе.
О том, в каких случаях обязательно ставится печать ООО, расскажем ниже. Стоит также помнить о том, что, если контрагент использует печать, он может требовать того же от вас, в противном случае сделка окажется под угрозой.
На вопрос: «Может ли ООО работать без печати?» отвечаем: «Да, но в некоторых случаях это усложнит жизнь».
Чтобы упростить хотя бы общение с контролирующими органами, сдавайте отчеты в электронном виде, а лучше переходите на электронный документооборот и с контрагентами — это быстрее, дешевле и надежнее, чем бумага.
Если печать есть, нужно ее использовать
Из норм закона следует, что при наличии печати она должна проставляться. Ведь законодатели не предусмотрели, что печать проставляется «на усмотрение» или «по желанию». А значит, если печать у организации есть, то ей нужно пользоваться. И даже если компания была создана до того, как печать стала необязательной, лучше не спешить с ее уничтожением. Не исключено, что государственные органы могут потребовать оттиска печати на документах, ссылаясь на то, что такая организация должна иметь печать.
Нужно ли менять устав в связи с решением об использовании печати
Как мы уже сказали, законодатели предусмотрели, что сведения о наличии печати должны содержаться в уставе. Но как быть, если компания создана в те времена, когда наличие печати было обязательным, и упоминания в уставе не требовалось? Приходим к следующим выводам:
- если в уставе ничего про печать не сказано, то можно оставить его в таком виде. Но тогда получится, что у организации печати нет и, соответственно, пользоваться ей нельзя;
- если организация желает официально закрепить наличие печати, то в устав нужно внести изменения. Но тогда получится, что печать придется использовать даже в тех случаях, когда проставление печати необязательно.
А можно ли не вносить изменения в устав и одновременно продолжить пользоваться печатью? Однозначного ответа на данный вопрос нет. Ведь с одной стороны, если в уставе про печать ничего не сказано, то печати быть не должно. С другой стороны, существует целый ряд документов, на которых, по-прежнему, нужно ставить печать всем организациям (вне зависимости от содержания устава)