В каком порядке взыскивается недоимка по взносам на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование


Основание для взыскания

Порядок уплаты страховых взносов установлен статьей 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Если организация не уплатила (не полностью уплатила) страховые взносы в установленный срок (не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным), с нее взыскивается недоимка. Это следует из положений части 5 статьи 15 и части 2 статьи 18 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Такой же порядок применяется в отношении взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (ст. 22.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Недоимка может быть выявлена в результате камеральной или выездной проверки плательщика страховых взносов (ч. 1 ст. 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Правила проведения проверок установлены статьями 34 и 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. На основании этих правил фонды разрабатывают внутренние документы, регламентирующие деятельность проверяющих. Например, порядок организации выездных проверок территориальными отделениями Пенсионного фонда РФ регулируется Методическими рекомендациями, которые утверждены распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Требование об уплате

В течение трех месяцев со дня выявления недоимки отделение фонда обязано направить организации требование об уплате страховых взносов (штрафов, пеней). Даты выявления недоимки фиксируются в специальных справках. Об этом сказано в части 2 статьи 22 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Формы требований и справок утверждены приказами Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н и от 23 июня 2014 г. № 400н.

Требование может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю):

  • лично под расписку;
  • по почте заказным письмом. В этом случае требование считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправления заказного письма;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Форматы, порядок и условия направления требований об уплате недоимки по телекоммуникационным каналам связи должны быть установлены Пенсионным фондом РФ и ФСС России.

Такой порядок предусмотрен частью 7 статьи 22, частью 6 статьи 4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если требование об уплате страховых взносов (штрафов, пеней) составляется по результатам проверки, его должны направить в течение 10 рабочих дней с момента вступления в силу решения по акту проверки (ч. 3 ст. 22, ч. 6 ст. 4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Формы решений утверждены приказами Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н, от 23 июня 2014 г. № 400н. Они вступают в силу по истечении 10 рабочих дней после вручения представителю организации (ч. 12 ст. 39, ч. 6 ст. 4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Некоторые особенности имеет погашение недоимки по взносам на обязательное социальное страхование, которая возникла из-за завышения суммы расходов, принимаемых к вычету при расчете ежемесячного платежа в ФСС России. Обнаружив такое нарушение, территориальное отделение фонда вынесет решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения и в течение трех дней направит организации требование об их возмещении с указанием суммы и срока погашения недоимки (ч. 4 и 5 ст. 4.7 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ). На основании этого требования организация обязана перечислить указанную сумму в бюджет ФСС России, скорректировать данные бухгалтерского, а при необходимости и налогового учета, внести изменения в отчетность (п. 5 ч. 2 ст. 4.1 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, п. 5–10 ПБУ 22/2010 и абз. 2 п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ).

Ситуация: обязана ли организация исполнять требование об уплате обязательных страховых взносов, если оно неправильно оформлено?

Нет, не обязана.

Порядок оформления требований об уплате страховых взносов предусмотрен в части 4 статьи 22 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. В требовании, в частности, должны быть указаны:

  • сумма задолженности по страховым взносам;
  • сумма пеней и штрафов, начисленная к моменту выставления требования;
  • срок уплаты страховых взносов, по которым возникла недоимка;
  • меры, которые будут приняты внебюджетным фондом, если организация не погасит недоимку;
  • основания, по которым взимаются страховые взносы, со ссылками на конкретные нормы Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если полученное организацией требование об уплате страховых взносов не содержит каких-либо данных из приведенного перечня, оно признается составленным с нарушениями. Исполнять такое требование организация не должна. Это следует из положений пункта 9 части 1 статьи 28 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода. Например, постановлением от 20 февраля 2012 г. № А46-5496/2011 ФАС Западно-Сибирского округа признал недействительным требование об уплате пеней по страховым взносам, поскольку в нем не было указано, на какую сумму задолженности и за какой период территориальное отделение Пенсионного фонда РФ начислило организации пени.

Реализация права на возврат излишне взысканных пеней.

Согласно ч. 1 ст. 27 Закона № 212 ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном данной статьей. При этом правила, установленные ч. 14 ст. 27 Закона № 212 ФЗ для возврата сумм излишне взысканных страховых взносов, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафов.

Таким образом, с учетом взаимосвязи указанных норм реализация права на возврат излишне взысканных пеней по страховым взносам в ПФР осуществляется в порядке, установленном ст. 27 Закона № 212 ФЗ.

Перечислим основные моменты, которые необходимо учесть перед началом процедуры возврата сумм пеней в случае их принудительного взыскания:

  1. возврат суммы излишне взысканных пеней производится только после зачета этой суммы в счет погашения имеющейся у него недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
  2. решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов принимается ПФР в течение 10 дней со дня получения соответствующего письменного заявления плательщика страховых взносов;
  3. заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в ПФР в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания с него пеней, или со дня вступления в силу решения суда;
  4. исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания пеней;
  5. сумма излишне взысканных пеней подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления плательщика страховых взносов. Проценты на сумму излишне взысканных пеней начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной 1/300 действовавшей в эти дни ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Отсрочка (рассрочка) уплаты страховых взносов

Пенсионный фонд РФ и ФСС России вправе предоставлять отсрочки (рассрочки) уплаты страховых взносов (пеней, штрафов). Об этом сказано в пункте 11 части 1 статьи 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты страховых взносов (пеней, штрафов) установлены статьями 18.1–18.5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Предоставление отсрочки (рассрочки) плательщику возможно при наличии следующих оснований:

  • ущерб, нанесенный в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или других форс-мажорных обстоятельств;
  • отсутствие (задержка) бюджетного финансирования;
  • сезонный характер производства и (или) реализации товаров (работ, услуг).

Это следует из положений части 3 статьи 18.1 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Отсрочку (рассрочку) можно получить по любому из трех или сразу по нескольким видам страховых взносов, уплата которых регулируется Законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ:

  • в территориальном отделении ФСС России – по взносам на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • в территориальном отделении Пенсионного фонда РФ – по пенсионным взносам и по взносам на обязательное медицинское страхование.

Важно: отсрочка (рассрочка) по страховым взносам на накопительную часть пенсии не предоставляется. Более того, наличие задолженности по этой части пенсионных взносов делает невозможным получение отсрочки (рассрочки) по взносам на страховую часть трудовой пенсии. Другими словами, до тех пор, пока организация не погасит недоимку по взносам на накопительную часть пенсии, отсрочку (рассрочку) по уплате пенсионных взносов ей не предоставят. Получению отсрочки (рассрочки) по взносам на обязательное медицинское страхование наличие задолженности по накопительной части пенсионных взносов не препятствует.

Это следует из положений частей 4 и 7 статьи 18.1 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если отсрочка (рассрочка) предоставляется в связи с сезонным характером деятельности организации, погашать задолженность по страховым взносам придется с процентами. Проценты начислят исходя из суммы задолженности и половинной ставки рефинансирования, действовавшей в период отсрочки (рассрочки).

В остальных случаях проценты за предоставление отсрочки (рассрочки) фонды не взимают.

Такой порядок предусмотрен частями 5 и 6 статьи 18.1 и статьей 18.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Как правило, отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена на срок не более одного года (ч. 1 ст. 18.1 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Есть обстоятельства, исключающие возможность получения отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов. Отсрочку (рассрочку) не предоставят, если в отношении организации:

  • ведется производство по делу о нарушении законодательства о страховых взносах;
  • ведется производство по делу об административных правонарушениях в области страхования;
  • имеется решение фонда о прекращении ранее предоставленной отсрочки (рассрочки). В очередной отсрочке (рассрочке) откажут, если такое решение было принято в течение трех предыдущих лет.

Это следует из положений частей 1 и 2 статьи 18.1 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Чтобы получить отсрочку (рассрочку) по уплате страховых взносов, в территориальное отделение фонда нужно подать:

  • заявление. Форма заявления для каждого фонда своя. В Пенсионный фонд РФ подайте заявление по форме, утвержденной постановлением Правления ПФР от 20 февраля 2015 г. № 35п. А в ФСС России – по форме, утвержденной приказом ФСС России от 21 мая 2015 г. № 205;
  • акт совместной сверки расчетов по страховым взносам;
  • справку налоговой инспекции об открытых банковских счетах организации;
  • справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за шесть месяцев, предшествующих подаче заявления;
  • справки банков о наличии у организации расчетных документов, помещенных в картотеку (об отсутствии таких документов);
  • справки банков об остатках денежных средств на всех счетах, открытых организации;
  • обязательство организации о соблюдении условий, на которых предоставляется отсрочка (рассрочка);
  • график погашения задолженности;
  • документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления отсрочки (рассрочки).

Такой порядок предусмотрен частью 9 статьи 18.1, частями 1 и 6 статьи 18.4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Перечень документов, которые подтвердят наличие оснований для предоставления отсрочки (рассрочки), зависит от конкретного основания. Например, для подтверждения сезонного характера деятельности организации в фонд нужно подать документы, свидетельствующие о неравномерном поступлении доходов (например, договоры с контрагентами со сроками реализации в весенне-летнем или, наоборот, осенне-зимнем периоде).

Кроме того, в зависимости от причины обращения за отсрочкой (рассрочкой) в фонд придется представить и ряд дополнительных документов. Например, если основанием для отсрочки (рассрочки) является сезонный характер деятельности, то к заявлению нужно приложить справку-расчет. Этот расчет должен подтверждать, что доходы организации от сезонной деятельности составляют не менее 50 процентов в ее совокупном доходе. Это следует из положений части 5 статьи 18.4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и пункта 5.1 статьи 64 Налогового кодекса РФ.

Территориальное отделение Пенсионного фонда РФ примет решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) или об отказе в изменении сроков уплаты страховых взносов (пеней, штрафов) в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления организации. По ходатайству организации на этот период фонд может принять решение о временном приостановлении уплаты страховых взносов (ч. 7, 8 ст. 18.4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, постановление Правления ПФР от 20 февраля 2015 г. № 35п).

Территориальное отделение ФСС России также примет решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) или об отказе в изменении сроков уплаты страховых взносов (пеней, штрафов) в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления организации. По ходатайству организации на этот период фонд может принять решение о временном приостановлении уплаты страховых взносов (ч. 7, 8 ст. 18.4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, приказ ФСС России от 21 мая 2015 г. № 205).

О своем решении территориальное отделение фонда обязано уведомить организацию в течение трех дней после его принятия (ч. 13 ст. 18.4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Решение об отказе в отсрочке (рассрочке) можно обжаловать как в вышестоящем отделении фонда, так и в суде. В отличие от решений налоговых инспекций подать жалобы можно одновременно: чтобы обратиться в суд, ждать заключения вышестоящего отделения фонда не нужно (ч. 12 ст. 18.4, ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Срок для обжалования – три месяца с момента вынесения решения (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 2 ст. 55 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Утверждены Приказом МНС от 29.12.2000 БГ-3-07/466

Методические указания о порядке взыскания задолженности плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, зачета (возврата) переплаты сумм страховых взносов в эти фонды и единого социального налога (взноса)

Настоящие Методические указания подготовлены на основании главы 24 Единый социальный налог (взнос) , Федерального закона от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая, Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ 0 введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах (далее — Федеральный закон N 118-ФЗ), распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года N 1462-р и разъясняют порядок взыскания налоговыми органами сумм недоимки, пеней и ?/трафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования) (далее — Фонды), а также порядок зачета (возврата) изли?/не уплаченных сумм страховых взносов в указанные фонды и единого социального налога (взноса).

Взыскание сумм недоимки, пеней и ?/трафов по платежам
в государственные социальные внебюджетные фонды
В связи с введением в действие с 1 января 2001 года единого социального налога (взноса) и отмены взимания страховых взносов в Фонды на налоговые органы Федеральным законом от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ возложен контроль за уплатой единого социального налога (взноса), а также в полном объеме, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс), проведение всех мероприятий налогового контроля. На налоговые органы также возлагается обязанность по взысканию сумм недоимки, пеней и ?/трафов в Фонды, образовав?/ихся на 1 января 2001 года, проведению проверок правильности исчисления, полноты и своевременности внесения страховых взносов в Фонды до 1 января 2001 года, а также контроль за соблюдением условий предоставления отсрочек и рассрочек по уплате страховых взносов и начисленным пеням, порядка реструктуризации задолженности по обязательным платежам в Фонды, принятому до введения в действие части второй Кодекса, и другие мероприятия налогового контроля. ?псполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога в неденежной форме Кодексом не предусмотрено, в связи с чем суммы недоимки, пеней и ?/трафов по страховым взносам в Фонды с 1 января 2001 года уплачиваются плательщиками взносов только денежными средствами. Согласно статье 10 Федерального закона N 118-ФЗ недоимка по страховым взносам в Фонды и соответствующие пени уплачиваются в порядке, действующем до введения в действие части второй Кодекса. Согласно статье 9 Федерального закона N 118-ФЗ взыскание сумм недоимки, пеней и ?/трафов по платежам в Фонды, образовав?/ихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Кодексом. В соответствии со статьей 30 Федерального закона N 118-ФЗ установленные действующим до введения в действие части второй Кодекса законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования санкции за правонару?/ения, совер?/енные до введения в действие части второй Кодекса, не взыскиваются после введения ее в действие, если ответственность за аналогичные правонару?/ения частью первой Кодекса не установлена. В случае, когда часть первая Кодекса устанавливает более мягкую ответственность за налоговое правонару?/ение, чем было установлено законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования, действующим до введения в действие части второй Кодекса, применяется ответственность, установленная частью первой Кодекса. Санкции за несоблюдение законодательства о конкретных видах обязательного социального страхования, ре?/ения о взыскании которых были приняты, но взыскание которых не было произведено до введения в действие части второй Кодекса, после введения ее в действие могут быть взысканы ли?/ь в части, не превы?/ающей максимального размера налоговых санкций, предусмотренных частью первой Кодекса за аналогичные правонару?/ения. Абзацем четвертым пункта 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года N 1462-р Минтруду России и Фондам поручено обеспечить сохранность в течение пяти лет первичных учетных документов плательщиков страховых взносов и, в случае необходимости, по запросу налоговых органов, если это связано с проверками своевременности и правильности уплаты страховых взносов плательщиками в государственные социальные внебюджетные фонды, представлять налоговым органам необходимую информацию по конкретным налогоплательщикам. Согласно статье 87 Кодекса, налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно пред?/ествовав?/ие году проведения проверки. В 1998-2000 годах уплата страховых взносов, начисление пеней и ?/трафов в Фонды производилась в соответствии с законодательными и иными правовыми актами согласно приложению к настоящим Методическим указаниям. В связи с этим в ходе выездных налоговых проверок плательщиков страховых взносов налоговым органам следует руководствоваться законодательством по соответствующему виду социального страхования, действовав?/ему в проверяемом периоде. В порядке, установленном Кодексом, налоговыми органами с плательщиков взыскиваются суммы недоимки, пени и ?/трафов по страховым взносам в Фонды, как переданные налоговым органам региональными (территориальными) органами Фондов по Актам сверки расчетов плательщиков страховых взносов (далее — Акты сверки), так и начисленные по результатам выездных налоговых проверок. На налоговые органы возлагается обязанность обеспечения взыскания вы?/еназванных сумм принудительными мерами: путем взыскания задолженности за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщиков в банках, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Кодекса, а также путем взыскания задолженности за счет иного имущества плательщиков в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Кодекса. Указанный порядок распространяется и на суммы платежей в Фонды, выявленные налоговыми органами в результате выездных налоговых проверок, которые не уплачены плательщиком страховых взносов в сроки, указанные в направленном ему налоговым органом требовании об уплате недоимки по страховым взносам и пеням. Согласно статье 21 Федерального закона N 118-ФЗ, отсрочки (рассрочки) по уплате взносов, предоставленные до введения в действие части второй Кодекса Фондами, а также ре?/ения о реструктуризации сумм задолженности по взносам и начисленным пеням в Фонды, принятые до введения в действие части второй Кодекса, применяются в соответствии с условиями, на которых они были предоставлены. С 1 января 2001 года при нару?/ении налогоплательщиком (плательщиком сборов) условий, на основании которых была предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов в Фонды, либо условий уплаты налогов, органами Фондов на основании представления налоговых органов принимается ре?/ение об отмене ре?/ения о предоставлении отсрочки (рассрочки) в течение 5 дней. Сумма задолженности взыскивается налоговыми органами в порядке, установленном Кодексом. Взыскание недоимки и пеней по страховым взносам в отно?/ении физических лиц производится в судебном порядке. В отно?/ении организаций взыскание недоимки и пеней по страховым взносам производится в бесспорном порядке. Штрафы с организаций и физических лиц взыскиваются только в судебном порядке.

Принудительное взыскание задолженности с организаций

а) инкассовые поручения (распоряжения)Согласно статье 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Положения статьи 46 Кодекса применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога. Принудительное взыскание задолженности по страховым взносам за счет денежных средств на банковских счетах организаций производится путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика, инкассового поручения (распоряжения) — на списание и перечисление в соответствующие бюджеты Фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика. По суммам задолженности предыдущих лет, переданным Фондами на основании Актов сверки, в пределах сумм, по которым меры принудительного взыскания Фондами не применялись, выставляются требования об уплате. Ре?/ение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате страховых взносов, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Ре?/ение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Ре?/ение о взыскании доводится до сведения плательщика в срок не позднее 5 дней после вынесения ре?/ения о взыскании необходимых денежных средств. При оформлении налоговыми органами инкассовых поручения на принудительное взыскание задолженности предыдущих лет в пределах сумм, по которым Фондами представлена информация о возвращенных Фондам неисполненных инкассовых поручений, предварительного выставления налогоплательщику требований об уплате не требуется. Если в ходе проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами будут установлены факты нару?/ения плательщиками законодательства по уплате страховых взносов в Фонды, то налоговыми органами направляются требования об уплате доначисленных платежей, в порядке, определенном Кодексом. Требование об уплате, выставляемое плательщику в соответствии с ре?/ением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего ре?/ения. Согласно Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 14.01.2001 N Зн, доведенному до Управлений МНС России по субъектам Российской Федерации письмом от 16.01.2001 N ФС-6-09/[email protected], налогоплательщики представляют в банк платежные поручения на перечисление сумм недоимки, пеней и ?/трафов, образовав?/ихся на 1 января 2001 года, отдельно по каждому Фонду, на лицевые счета органов федерального казначейства Минфина России (далее — органы федерального казначейства), открытые в банках на балансовом счете 40101 Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Органы федерального казначейства осуществляют учет поступающих вы?/еназванных сумм по следующим кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации:

1400305 Задолженность предыдущих лет по уплате страховых взносов, пеней и ?/трафов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также средства Фонда занятости, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами (согла?/ениями); 1400310 Задолженность по страховым взносам, пеням и ?/трафам, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации; 1400311 Задолженность по страховым взносам, пеням и ?/трафам, зачисляемым в Фонд социального страхования Российской Федерации; 1400312 Задолженность по страховым взносам, пеням и ?/трафам, зачисляемым Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 1400313 Задолженность по страховым взносам, пеням и ?/трафам, зачисляемым в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Средства, поступающие на лицевые счета по коду 1400305 классификации доходов бюджетов Российской Федерации, перечисляются органами федерального казначейства на счета по учету доходов федерального бюджета. В соответствии с Указанием Центрального банка Российской Федерации от 05.01.2001 N 898-У и Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2001 N 5н 0 порядке работы банков с расчетными документами на перечисление (взыскание) денежных средств в государственные социальные внебюджетные фонды в связи с введением с 1 января 2001 года единого социального налога (взноса) (доведено до Управлений МНС России по субъектам Российской Федерации письмом МНС России от 17.01.2001 N ФС-6-07/[email protected]) неисполненные платежные поручения плательщиков взносов и инкассовые поручения Фондов будут переоформлены банками по новым реквизитам. Взыскание задолженности по страховым взносам может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов плательщиков, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Согласно статье 46 Кодекса не производится взыскание платежей в Фонды с депозитного счета плательщика, если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение (распоряжение) на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет плательщика, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога.

б) обращение взыскания на иное имущество плательщикаПорядок обращения взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика — организации определен статьей 47 Кодекса. Следует иметь в виду, что статья 47 Кодекса не содержит ограничений по срокам вынесения налоговым органом ре?/ения о взыскании налога (сбора) за счет иного имущества плательщика. ?псполнение постановления налогового органа о взыскании налога или сбора возложено на судебных приставов-исполнителей, которым оно направляется в течение трех дней после вынесения соответствующего ре?/ения. Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной с момента реализации имущества плательщика и пога?/ения задолженности за счет вырученных сумм. Положения, предусмотренные статьей 47 Кодекса, применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов.

Принудительное взыскание задолженности с физических лиц

Взыскание налоговыми органами задолженности по страховым взносам в Фонды (недоимка, пени, ?/трафы) с физических лиц осуществляется в судебном порядке (статьи 48, 114 Кодекса). Налоговый орган должен в течение ?/ести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов обратиться в арбитражный суд (в отно?/ении имущества индивидуального предпринимателя) или в суд общей юрисдикции (в отно?/ении имущества физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя) с исковым заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам за счет имущества указанных лиц. В случае удовлетворения иска налогового органа о взыскании задолженности по страховым взносам за счет имущества плательщика — физического лица, взыскание производится судебными приставами-исполнителями в соответствии с Федеральным законом 0б исполнительном производстве. Согласно статье 31 Кодекса налоговые органы имеют право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации. Статьей б Федерального закона от 8 января 1998 года N 6-ФЗ 0 несостоятельности (банкротстве) установлено, что правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей обладают налоговые органы. Таким образом, реализовать право принудительного взыскания задолженности по страховым взносам с должников (организаций и физических лиц) налоговые органы могут, обратив?/ись в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов в Фонды.

Зачет (возврат) изли?/не уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов
и единого социального налога (взноса)
Порядок зачета или возврата изли?/не уплаченной суммы налога, сбора, а также пени определен статьей 78 Кодекса. Согласно пункту 5 статьи 78 Кодекса, по заявлению налогоплательщика и по ре?/ению налогового органа сумма изли?/не уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, пога?/ение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который направлена изли?/не уплаченная сумма налога. С введением единого социального налога (взноса) предусмотрено обособление долей этого налога, уплачиваемых налогоплательщиками отдельными платежными поручениями по каждому Фонду и зачисляемых на лицевые счета органов федерального казначейства, открытые в банках на балансовом счете 40101 Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Согласно статье 9 Федерального закона N 118-ФЗ, суммы изли?/не уплаченных страховых взносов в Фонды по состоянию на 1 января 2001 года подлежат зачету в счет уплаты единого социального налога (взноса) или возврату в порядке, установленном Кодексом. Таким образом, если по страховым взносам в какой-либо Фонд по состоянию на 1 января 2001 года имеются изли?/не уплаченные суммы, то по ре?/ению налогового органа, принятому на основании письменного заявления налогоплательщика, эти суммы могут быть зачтены в счет предстоящих платежей той доли единого социального налога (взноса), которая подлежит зачислению в этот Фонд. Переплата по страховым взносам, образовав?/аяся по состоянию на 1 января 2001 года в результате уплаты этих взносов в порядке неденежных расчетов (натуроплата, векселя и т.п.), также засчитывается в счет уплаты единого социального налога (взноса) в соответствующий Фонд. Зачет сумм страховых взносов или доли единого социального налога (взноса), изли?/не уплаченных (взысканных) в один Фонд, в счет пога?/ения задолженности по страховым взносам или доле единого социального налога (взноса), образовав?/ихся по другому Фонду, не производится. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года N 1462-р Минтруду России поручено до 28 декабря 2000 года провести выверку с плательщиками сумм уплаты страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и при установлении фактов изли?/не уплаченных (взысканных) сумм осуществить до 16 января 2001 года их возврат за счет имеющихся остатков на счетах Государственного фонда занятости населения Российской Федерации. ?псходя из вы?/еизложенного, зачет изли?/не уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов в Государственный Фонд занятости населения Российской Федерации в счет предстоящих платежей по единому социальному налогу (взносу) или иным налогам, поступающим в федеральный бюджет, не производится. Также указанные суммы не подлежат возврату за счет средств от поступления единого социального налога (взноса) или из федерального бюджета. Порядок возврата изли?/не взысканного налога, а также пени определен статьей 79 Кодекса. Возврат изли?/не уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов и единого социального налога (взноса) осуществляет орган федерального казначейства на основании заключений налоговых органов в следующем порядке:

— по страховым взносамВозврат осуществляется с лицевого счета, открытого органу федерального казначейства для зачисления средств, поступающих с 16 января 2001 года в счет пога?/ения задолженности по страховым взносам, пеням и ?/трафам в бюджет того Фонда (за исключением Государственного фонда занятости населения Российской Федерации), по которому у плательщика образовалась переплата. ?пзли?/не уплаченные суммы страховых взносов подлежат возврату в пределах остатков средств на начало дня и дневных поступлений средств на вы?/еназванный лицевой счет соответствующего Фонда. Возврат плательщику сумм страховых взносов, изли?/не уплаченных в порядке неденежных расчетов (натуроплата, векселя и т.п.), не производится, а осуществляется только их зачет в счет уплаты единого социального налога (взноса).

— по единому социальному налогуВозврат осуществляется с лицевого счета, открытого органу федерального казначейства для перечисления единого социального налога (взноса) в бюджет того Фонда, по которому у плательщика образовалась переплата. ?пзли?/не уплаченные (взысканные) суммы налога также подлежат возврату в пределах остатков средств на начало дня и дневных поступлений средств на вы?/еназванный лицевой счет соответствующего Фонда.

При взыскании задолженности по страховым взносам в Фонды налоговым органам также следует руководствоваться:— письмом МНС России от 3 октября 2000 года N БГ-6-12/774 0б уведомлении налогоплательщиков о введении с 1 января 2001 года единого социального налога; — письмом МНС России от 20 октября 2000 года N БГ-6-07/814, Минтруда России от 18 октября 2000 года N 214-АП, Пенсионного фонда Российской Федерации от 18 октября 2000 года N КА-16-27/9192, Фонда социального страхования Российской Федерации от 18 октября 2000 года N 02-08/06-2134П, Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 18 октября 2000 года N 4875/20-2/и о формах Реестров и Сводных реестров передачи данных и Актов сверки расчетов плательщиков страховых взносов с фондами, а также Методических указаниях по порядку организации передачи государственными внебюджетными социальными фондами в налоговые органы сведений о плательщиках страховых взносов; — письмом МНС России от 26 октября 2000 года N 09-03-13/4269, доводящим до управлений МНС России по субъектам Российской Федерации приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 октября 2000 года N 93н 0 внесении дополнений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, которым введены коды бюджетной классификации для учета доходов от уплаты единого социального налога (взноса), а также для учета платежей, поступающих в пога?/ение задолженности предыдущих лет по уплате страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды; — письмом МНС России от 31 октября 2000 года N БГ-6-07/836 0б организации работы по введению единого социального налога (взноса); — письмом МНС России от 13 ноября 2000 года N ФС-6-09/868 0 мероприятиях по обеспечению учета единого социального налога (взноса); — письмом МНС России от 16.01.2001 N ФС-6-09/24, доводящим до Управлений МНС России по субъектам Российской Федерации приказ Министерства финансов Российской Федерации от 14.01.2001 N Зн 0б утверждении Правил зачисления взносов, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса) на счета органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, и перечисления этих средств в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов, а также по зачислению недоимки, пеней и ?/трафов по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (в том числе в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации), образовав?/ихся на 1 января 2001 года, на эти счета и перечисления указанных средств в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов и федеральный бюджет; — письмом МНС России от 17.01.2001 N ФС-6-07/35, доводящим до Управлений МНС России по субъектам Российской Федерации указания Центрального банка Российской Федерации от 05.01.2001 N 898-У и Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2001 N 5н 0 порядке работы банков с расчетными документами на перечисление (взыскание) денежных средств в государственные социальные внебюджетные фонды в связи с введением с 1 января 2001 года единого социального налога (взноса).

Выдержки из Приложения

к Методическим указаниям о порядке взыскания задолженности плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, зачета (возврата) переплаты сумм страховых взносов в эти фонды и единого социального налога (взноса)

ПЕРЕЧЕНЬзаконодательных и иных правовых актов, в соответствии с которыми в 1998-2000 годах производилась уплата страховых взносов в Фонды:

//
по Фонду социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ):
— Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 83-ФЗ 0 бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1999 год; — Федеральный закон от 14 июля 1999 г. N 164-ФЗ 0 бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1998 год; — Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»; — Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 24-ФЗ 0 бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год; — постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101 0 Фонде социального страхования Российской Федерации; — постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 3 июня 1999 г. N 22 0б изменении размера пени, начисляемых на недоимки по платежам в Фонд социального страхования Российской Федерации; — постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 1 0 начислении пени на недоимку по платежам в Фонд и применении мер ответственности к страхователям и банкам за нару?/ение порядка уплаты страховых взносов; — постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 2 0 порядке предоставления в 2000 году отсрочек (рассрочек) пога?/ения сумм задолженности по обязательным перечислениям в Фонд социального страхования Российской Федерации; — методические рекомендации по проведению налоговыми органами документальных проверок по полноте и правильности уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования (приложение к письму Госналогслужбы России от 27 декабря 1999 г. N ШС-6-07/[email protected]); — письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 24 февраля 1999 г. N 02-10/05-920 «О тарифах страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации»; — письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 24 ноября 1999 г. N 02-10/05-6150 (разъясняет порядок применения части первой Кодекса) ; — письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 6 апреля 2000 г. N 02-18/05-2322 (обзор практики применения законодательства о социальном страховании в части назначения и выплаты пособий, а также по вопросам начисления пени и применения мер ответственности в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации). //

Решение о взыскании

Если в установленный срок недоимка не погашена, отделение фонда вынесет решение о принудительном взыскании страховых взносов (ч. 1 ст. 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Формы решений утверждены приказами Минтруда:

  • от 23 июня 2014 г. № 400н – для взыскания недоимки по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
  • от 27 ноября 2013 г. № 698н – для взыскания недоимки по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование.

По общему правилу подготовить решение о взыскании сотрудники фонда должны не позже чем через два месяца с того момента, когда истек срок исполнения требования о добровольном погашении недоимки (ч. 5 ст. 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Это правило не применяется при незначительных суммах недоимки – в таких случаях представители фондов могут выносить решение о взыскании сразу по нескольким требованиям, если суммарная задолженность по ним (включая пени и штрафы) не превышает:

  • 1500 руб. – по платежам в Пенсионный фонд РФ;
  • 500 руб. – по платежам в ФСС России.

Срок для принятия решений в этих ситуациях – 14 месяцев с того момента, когда истек срок добровольного исполнения самого раннего требования.

Решения, принятые позже установленных сроков, считаются недействительными. Исполнять их необязательно.

Это следует из положений частей 5.1–5.3 статьи 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если сроки, установленные для вынесения решений о взыскании, пропущены, представители фондов могут взыскать недоимку в судебном порядке. При этом в первом случае они должны обратиться в суд не позже чем через шесть месяцев с того момента, когда истек срок исполнения требования о добровольном погашении недоимки. Во втором случае – не позже чем через шесть месяцев с того момента, когда истек срок для принятия решения о взыскании недоимки.

Об этом сказано в частях 5.4–5.6 статьи 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Решение о взыскании недоимки должно быть доведено до организации в течение шести рабочих дней после его принятия. Решение о взыскании может быть передано руководителю организации (уполномоченному представителю):

  • лично под расписку;
  • по почте заказным письмом. В этом случае оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправления заказного письма;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Форматы, порядок и условия направления решений по телекоммуникационным каналам связи должны быть установлены Пенсионным фондом РФ и ФСС России.

Такой порядок предусмотрен частью 6 статьи 19, частью 6 статьи 4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Принудительно взыскать недоимку отделение фонда может за счет:

  • денежных средств;
  • имущества;
  • дебиторской задолженности.

Взыскание задолженности по страховым взносам в ПФР и ФСС

Взыскание задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд и в Фонд социального страхования может производиться в бесспорном порядке, а в определенных случаях через суд. В данной статье будет предоставлена информация юридическим лицам и предпринимателям г. Краснодара и Краснодарского края о том, как происходит процедура взыскания страховых взносов.

В соответствии со ст.3 Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование;
  • Фонд социального страхования в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Данные органы имеют право взыскивать недоимку, а также пени и штрафы в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ.

Напомним, что сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (т.е. для работодателей) не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж (ст.15 212-ФЗ).

Если плательщик страховых взносов не уплачивает или не полностью уплачивает страховые взносы в установленный срок, то эта обязанность исполняется в принудительном порядке.

В первую очередь Пенсионный фонд и Фонд социального страхования направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (ст.22 212-ФЗ). Требование может быть направлено должнику в течении трех месяцев с момента выявления недоимки (ч. 2 ст. 22 Закона № 212-ФЗ).

Требование может быть передано лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если требование направляется заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести рабочих дней (ч. 7 ст. 22 Закона № 212-ФЗ).

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения, если не указан более продолжительный период времени для уплаты недоимки.

После того, как истекает срок, установленный в требовании об уплате (но не позднее двух месяцев после истечении срока), ПФР и ФСС принимает решение о взыскании задолженности с расчетных счетов в банке (ст.19 212-ФЗ), которое в течение шести дней также доводится до сведения плательщика.

Взыскание может производиться с расчетных (текущих) счетов в российской валюте, а при их недостаточности – в иностранной валюте. При взыскании с валютного счета используется курс Центрального банка Российской Федерации, установленный на дату продажи иностранной валюты. Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет плательщика страховых взносов.

Если на счетах плательщика страховых взносов недостаточно денежных средств или они вовсе отсутствуют, то поручение о перечислении страховых взносов исполняется по мере того, как будут поступать денежные средства на счет.

В случае отсутствия счетов или отсутствия денежных средств на счетах, Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования может взыскать страховые взносы за счет имущества должника (включая наличные денежных средства) направив решение о взыскании в службу судебных приставов (ст.20 212-ФЗ). Решение о взыскании страховых взносов (пеней и штрафов) за счет имущества плательщика принимается в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю. Постановление о взыскании принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

Если Вы не согласны с суммами задолженности, которые предъявил к Вам ПФР или ФСС или считаете что были нарушены Ваши права в процессе взыскания, Вы можете отстаивать свои интересы. Юридическое бюро Е.Романова может предоставить сотрудника с опытом работы в спорах с Пенсионным фондом и Фондом социального страхования, и оказать Вам квалифицированную помощь в отстаивании Вашей позиции.

Цены на услуги юристов и адвокатов зависят от задач.

Звоните прямо сейчас! Поможем!

+7 (861) 212-54-74, +7 (988) 241-05-75

Составление и подача жалоб и возражений

Кредитный договор

Консультирование по всем вопросам налогообложения

Ольга Романова

Управляющий партнер at Юридическое бюро Романовой | Website | + posts

Окончила Московскую Государственную Академию права. Юридический стаж с с 1989 года. Трудовую деятельность начинала в магаданской области в качестве юрисконсульта юридического отдела Тенькинской торговой конторы, с 1993 года- заместитель директора по административно правовым вопросам Магаданского медицинского училища и преподаватель основ законодательства . С 1998 по 2010-адвокат . 2011-юридическое бюро Е.Романовой

  • Ольга Романова
    https://www.e-romanova.com/author/olga-romanova/

    Правовая экспертиза документов

  • Ольга Романова

    https://www.e-romanova.com/author/olga-romanova/

    Долевое строительство. Проверка застройщиков. Договор ДДУ

  • Ольга Романова

    https://www.e-romanova.com/author/olga-romanova/

    Ответственность управляющей компании за завышение суммы коммунальных платежей

  • Ольга Романова

    https://www.e-romanova.com/author/olga-romanova/

    Смена юридического адреса в 2022 году

Метки: взыскание недоимки по страховым взносам в пенсионный фонд как оплатить требование об уплате недоимки по страховым взносам куда платить задолженность по страховым взносам недоимка по страховым взносам это пришло требование об уплате недоимки по страховым взносам страховые взносы включая пени что это требование об уплате недоимки по страховым взносам требование об уплате недоимки по страховым взносам пеней и штрафов

Взыскание за счет денежных средств

Решение о взыскании недоимки исполняется через банк, в котором у организации открыт счет. После того как решение о взыскании недоимки было принято, отделение фонда должно направить в этот банк поручение на перечисление страховых взносов (штрафов, пеней) (в т. ч. в электронном виде) (ч. 7 ст. 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Банк обязан исполнить это поручение:

  • не позднее следующего операционного дня, если взыскание производится с рублевого счета организации;
  • в течение двух операционных дней, если недоимка взыскивается с валютного счета.

Такой порядок предусмотрен частью 12 статьи 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если для полного погашения недоимки денег на счете организации недостаточно, поручение помещается в картотеку неоплаченных расчетных документов. В этом случае недоимка будет погашаться постепенно, по мере поступления денег на счет организации. Остаток средств для погашения недоимки банк определит за вычетом платежей первой и второй очереди. Это следует из положений части 13 статьи 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса РФ.

При нехватке денег на рублевом банковском счете и наличии у организации валютного счета недоимка может быть взыскана за счет валютных средств (ч. 9 ст. 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Для этого отделение фонда должно дать банку поручение на продажу валюты. Сумма недоимки, которая погашается за счет валютных средств, определяется по курсу Банка России на дату продажи валюты. Такой порядок предусмотрен частью 10 статьи 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Взыскивать недоимку за счет средств, размещенных на депозитном счете организации, до окончания срока депозитного договора запрещено (ч. 11 ст. 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Если недоимка не погашена за счет денежных средств, отделение фонда может взыскать ее за счет прочего имущества организации (ч. 14 ст. 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Решение о взыскании за счет прочего имущества принимается в течение одного года после окончания срока исполнения требования об уплате страховых взносов (штрафов, пеней) (ч. 3 ст. 20 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Перечисление взносов по решению ФСС не является добровольной уплатой

Выставление требования об уплате страховых взносов является мерой принудительного характера и не может рассматриваться как добровольное исполнение обязанности по их уплате. Как правило, излишняя уплата страховых взносов имеет место, когда плательщики, исчисляя подлежащую уплате сумму взносов самостоятельно, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания законодательства, допускают ошибку в расчетах.

Перечисление страховых взносов на основании решения территориального органа ФСС, при неисполнении которого указанные взносы подлежат принудительному взысканию, не является добровольной уплатой. Если страхователь уплатил страховые взносы по требованию, а затем оспорил решение о доначислении, то при возврате излишне взысканных взносов фонд обязан начислить на эту сумму проценты.

Если вам нужен квалифицированный и опытный юрист по спорам о страховых взносах, обращайтесь в центр Кирпиков и партнеры.

Взыскание за счет имущества

Взыскание недоимки за счет прочего имущества производится судебным приставом-исполнителем по решению и на основании постановления, вынесенного отделением фонда (ч. 2 ст. 20 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). При этом должен соблюдаться порядок, предусмотренный Законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ. Перечень имущества, которое может быть взыскано в счет погашения недоимки, приведен в части 8 статьи 20 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Организация вправе указать на имущество, которое следует взыскать в первую очередь, однако окончательное решение об очередности взыскания принимает судебный пристав (ч. 5 ст. 69 Закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ).

Ситуация: может ли территориальное отделение внебюджетного фонда взыскать задолженность по обязательным страховым взносам за счет дебиторской задолженности коммерческой организации?

Да, может.

При недостаточности денег на счете в банках отделение фонда вправе взыскать задолженность по страховым взносам за счет имущества организации (ч. 14 ст. 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Общий порядок принудительного исполнения решений контролирующих ведомств установлен Законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ. Об этом сказано в части 2 статьи 20 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 75 Закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ взыскание может быть обращено на дебиторскую задолженность должника. При этом дебиторская задолженность учитывается в составе второй очереди имущества должника, подлежащего аресту и реализации (п. 2 ч. 1 ст. 94 Закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ). Таким образом, отделение внебюджетного фонда вправе взыскать недоимку по страховым взносам за счет дебиторской задолженности организации. Порядок обращения взыскания на дебиторскую задолженность установлен статьей 76 Закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ.

Следует отметить, что взыскание недоимки за счет дебиторской задолженности может быть выгодно организации. Ведь фактически ей предоставлена возможность расплатиться с внебюджетными фондами за счет непогашенных долгов покупателей (заказчиков). В отсутствие денежных средств на банковских счетах такое использование актива весьма эффективно.

Пример взыскания недоимки по страховым взносам за счет дебиторской задолженности организации

На имущество организации, которое занимается производством продукции, обращено взыскание в сумме 3 000 000 руб.

На балансе организации числится:

  • дебиторская задолженность – на сумму 4 500 000 руб.;
  • готовая продукция – на сумму 150 000 руб.;
  • материалы – на сумму 150 000 руб.;
  • оборудование для производства продукции – на сумму 1 700 000 руб.

Оценка имущества судебными приставами совпала с его стоимостью по данным бухучета. В итоге дебиторской задолженности хватило, чтобы рассчитаться с внебюджетными фондами.

Ситуация: что делать, чтобы территориальное отделение внебюджетного фонда не взыскало во внесудебном порядке сумму недоимки по обязательным страховым взносам?

Обжалуйте решение о взыскании недоимки и обратитесь в суд с заявлением о принятии обеспечительных мер.

Организация вправе обжаловать требование об уплате страховых взносов в суде (ч. 1 ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Одновременно с подачей искового заявления организация может обратиться в суд с просьбой принять обеспечительные меры в отношении спорных сумм (ст. 90, 91, 199 АПК РФ). Если суд согласится с этой просьбой, то до окончания судебного разбирательства отделение фонда не сможет взыскать недоимку (ч. 4, 5 ст. 96 АПК РФ).

При этом период, в течение которого действует определение суда о принятии обеспечительных мер, не включается в предусмотренный частью 5 статьи 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ двухмесячный срок, отпущенный отделению фонда на взыскание недоимки во внесудебном порядке. То есть, если требование об уплате страховых взносов будет признано правомерным, решение о взыскании недоимки отделение фонда сможет вынести в течение двух месяцев с момента отмены судом обеспечительных мер. Такие разъяснения содержатся в постановлении Президиума ВАС РФ от 12 мая 2009 г. № 17533/08. Несмотря на то что в указанном постановлении рассматривалось дело о взыскании налога и пеней, разъяснения, приведенные в нем, можно использовать и в отношении взыскания недоимки по страховым взносам.

Взыскание страховых взносов через суд

В случае если в указанный срок плательщик не погасил обязательства по уплате страховых взносов, контролирующий орган вправе обратиться с иском в суд. Об особенностях судебного взыскание долга по страховым взносам – ниже.

Общий порядок

ФНС (или ФСС) может обратиться в суд с исковым заявлением в случае, если организация не выполняет обязательства по уплате страховых взносов и, таким образом, нарушает трудовое и налоговое законодательство. Взыскание взносов с плательщика осуществляется в рамках общего судебного производства:

  1. ФНС (ФСС) составляет исковое заявления, к которому прилагает документы, подтверждающие невыполение юрлицом обязательств по уплате страховых взносов (отчеты по страховым взносам, банковские выписки, расчеты, требования об уплате взносов, т.п.). Также в суд предоставляются расчеты пени и прочих штрафных санкций, которые необходимо взыскать с плательщика.

Списание безнадежной задолженности

Имеющаяся у организации недоимка по страховым взносам (штрафам, пеням) может быть признана безнадежной для взыскания и списана только:

  • при ликвидации организации;
  • в связи с истечением срока взыскания по решению суда;
  • при исключении организации, фактически не ведущей деятельность, из ЕГРЮЛ.

Это следует из положений частей 1, 2 статьи 23 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и подпунктов «а», «г», «д» пункта 1 постановления Правительства РФ от 17 октября 2009 г. № 820.

Решение о списании недоимки по страховым взносам (штрафам, пеням) (форма утверждена приказом Минтруда России от 12 марта 2015 г. № 162н) принимают:

  • Пенсионный фонд РФ – в отношении взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование;
  • ФСС России – в отношении взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Об этом сказано в пунктах 2 и 3 постановления Правительства РФ от 17 октября 2009 г. № 820.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]