Когда возможна, а когда обязательна отправка документов в налоговую в электронном виде
Документооборот между налоговыми органами и налогоплательщиками огромен. Это не только сдача регулярной налоговой отчетности, но и разного рода ответы на запросы, уведомления, представление документов, требований и др. Постепенно уходят в прошлое те времена, когда налогоплательщику нужно было с каждой бумажкой бежать к инспектору или привозить ему на грузовике коробки с подтверждающими документами.
Хотя и запрета на бумажный документооборот законодательство не содержит. Большинство бумаг контролеры и сейчас примут в бумажном виде. Обязательная отправка документов в налоговую в электронном виде предусмотрена только в определенных случаях. К примеру, подача деклараций по НДС и связанных с этим налогом документов (книг покупок и продаж, журнала учета счетов-фактур), а также отправка налоговикам пояснений по НДС-отчетности возможна только в электронной форме (за редким исключением).
Узнайте об этом подробнее на нашем сайте:
- «Правила написания и подачи пояснения к декларации по НДС»;
- «Журнал учета выставленных и полученных счетов фактур — новый формат».
Каков порядок представления документов, истребуемых налоговым органом? Ответ на этот вопрос узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Другие виды налоговой отчетности налоговики принимают и в электронной форме, и в бумажной. Все зависит от того, какая численность работников у налогоплательщика, который отправляет отчет (п. 3 ст. 80 НК РФ). При этом простые граждане могут общаться с контролерами и подавать им какие-либо документы самыми разнообразными способами:
- через личный кабинет налогоплательщика;
- придя непосредственно в инспекцию;
- отправив документы почтовым отправлением.
Важно помнить об основном правиле: если вы сдали декларацию электронным способом, то и в дальнейшем взаимодействие с контролерами по этому налоговому отчету должно происходить электронно. Это правило следует из приказа ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/[email protected] На этом документе остановимся подробнее.
Как представить в ИФНС истребованные электронные документы, составленные не по установленным форматам, подробно рассказывают эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и бесплатно переходите в Путеводитель по налогам.
Какие документы можно направить в ФНС на бумаге
Налогоплательщики могут сдавать на бумаге налоговые декларации (расчеты), если такое право дает им Налоговый кодекс.
Так, есть общий критерий для сдачи отчетности на бумаге: если среднесписочная численность персонала компании (ИП) не превышает 100 человек (п. 3 ст. 80 НК).
По такому принципу налогоплательщики могут сдавать декларации по УСН, ЕСХН, налогу на прибыль и другим налогам.
Для некоторых расчетов установлены особые правила.
Например: компания (ИП) вправе подать форму 6-НДФЛ на бумаге, если численность физлиц, которые получили от нее доходы в налоговом периоде, меньше 10 человек (п. 2 ст. 230 НК). Аналогичное требование установлено для расчета по страховым взносам (п. 10 ст. 431 НК).
Если налогоплательщик не обязан отчитываться только электронно, то и ответ на требования налоговиков (например: контролеры провели камеральную проверку декларации и направили требование о представлении пояснений) он может подать лично или направить почтой на бумажном носителе.
Что важно помнить о сроках при передаче электронных документов
Обычно передача документов в налоговую в электронном виде производится налогоплательщиками по окончании каждого отчетного или налогового периода. По ТКС значительная их часть передает в инспекцию налоговую и бухгалтерскую отчетность.
Но есть и иные причины, по которым нужно подать документы в налоговую в электронном виде: налоговики могут запросить документы в ходе проверки (камеральной, выездной, встречной) или предложить пояснить данные декларации или внести в них исправления. Что же нужно учесть при подаче документов в электронном виде в инспекцию?
В первую очередь помнить о сроках:
- 10 рабочих дней предоставляется налогоплательщику для подготовки и сдачи документов, запрошенных в ходе налоговых проверок;
- 5 рабочих дней дается для подачи пояснений и исправления декларации (п. 3 ст. 88, п. 5 ст. 93.1 НК РФ);
Отсчет сроков нужно производить от даты получения требования из инспекции. Нарушение сроков чревато: за каждый непредставленный документ предусмотрен штраф 200 руб. (ст. 126 НК РФ).
Есть и другие сроки, о которых необходимо помнить. Например, для подачи по ТКС возражений на акт налоговой проверки у налогоплательщика есть 1 месяц (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Если вы не отправили квитанцию о приеме электронного требования ИФНС о представлении документов, воспользуйтесь советами экспертов КонсультантПлюс и узнайте, можно ли избежать ответственности. Получите пробный доступ к системе и бесплатно изучите материал.
Как через Госуслуги подать заявление в налоговую: пошаговая инструкция
Итак, с помощью портала Госуслуг вы можете обратиться в любое ведомство. Чтобы подать заявление в налоговую необходимо:
- Перейдите на сайт по прямой ссылке https://www.gosuslugi.ru/ и авторизуйтесь в своей учетной записи по номеру телефона. Если вы не помните пароль, нажмите «Я не знаю пароль», подтвердите действия кодом из смс и придумайте новую сложную комбинацию;
- Перейдите в поиск каталога или «ИФНС»;
- Выберите налоговую инспекцию своего региона;
- Кликните услугу, по которой будете отправлять заявление. В налоговую инспекцию обращаются как физические, так и юридические лица;
- Проверьте правильность введенных личных данных заявителя, которые внеслись автоматически, и заполните недостающие пункты;
- Нажмите кнопку «Получить услугу», заполните все необходимые поля и приложите отсканированные документы, если это необходимо;
- Выберите отделение ИФНС для получения готовых документов, а также дату и время визита.
Как подать электронные документы
Другой важный вопрос, который должен решаться при подаче электронных документов в налоговую, — это способ их представления. Документы в электронной форме могут направляться в инспекцию по ТКС через оператора ЭДО или через личные кабинеты налогоплательщиков (п. 2 ст. 93 НК РФ).
Можно ли представить в электронной форме бумажные первичные документы? Да, это позволяет п. 2 ст. 93 НК РФ — в виде электронных образов, созданных путем сканирования с сохранением их реквизитов по установленным форматам. Этой же статьей кодекса предусматривается, что если истребуемые электронные документы передаются по ТКС, то их нужно заверить усиленной КЭП проверяемого лица или его представителя.
Приказом от 18.01.2017 № ММВ-7-6/[email protected] ФНС утвердила формат описи документов, которая сопровождает электронный документооборот между налоговыми органами и налогоплательщиками (он вступил в силу с 15.01.2018, п. 1.1 приказа ФНС от 27.12.2017 № MMB-7-6/[email protected]).
Не связанные с предпринимательской деятельностью физлица тоже могут подать документы в электронной форме. К примеру, гражданин может приложить к электронной декларации 3-НДФЛ скан-образы подтверждающих документов при заявлении имущественного или социального вычета. Подписанные электронной подписью сканы вместе с декларацией уйдут в инспекцию в электронном виде.
В любом случае налоговики оставляют за собой право ознакомиться с подлинниками документов.
Разработка и согласование формата электронного документа
При разработке формата разработчик должен опираться на бизнес-требования, включающие:
- описание бизнес-процесса (вкл. его варианты), который требует сопровождения электронным документом;
- перечень участников этого бизнес-процесса;
- последовательность внесения данных в электронный документ участниками бизнес-процесса;
- порядок подписания (визирования) электронного документа участниками (совместный или автономный).
Бизнес-требования должны быть включены в пакет документов, сопровождающих внесение формата электронного документа на рассмотрение Комиссии при ФНС.
Разработчик формата разрабатывает структуру электронного документа и описывает его содержание, исходя из бизнес-требований к электронному документу, с учетом положений законодательства, нормативных правовых актов, стандартов и иных обязательных требований к электронному документу (если они есть).
При создании нового формата разработчик использует исключительно элементы электронных документов, форматы которых есть в Справочнике. При отсутствии необходимых элементов в Справочнике он должен сопроводить внесение формата на рассмотрение Комиссии описаниями его элементов.
При рассмотрении предложений разработчиков о пополнении Справочника, Комиссия при ФНС исходит из задач унификации форматов и оптимизации структуры форматов. В итоге, она может вынести одно из 4-х решений:
- предложить разработчику использовать существующий элемент Справочника;
- одобрить включение предложения разработчика в Справочник как новой версии существующего элемента (тогда все последующие форматы электронных документов разрабатывают с использованием нового элемента);
- одобрить включение предложения разработчика в Справочник как нового элемента, в том числе с прекращением использования существующего элемента Справочника;
- отклонить предложение разработчика в случае его несоответствия данным Методическим рекомендациям.
При необходимости изменений в ранее разработанный формат электронного документа делают новую версию такого формата с максимальной преемственностью. При этом элементы формата, сохраненные в неизменном виде, должны остаться на тех же местах и иметь те же наименования.
ФНС своим приказом утверждает описание:
- формата электронного документа (текстовый, табличный, графический);
- элементов электронных документов, используемых для разработки форматов.
Разработчик формата должен согласовать его с заинтересованными пользователями.
По завершении разработки предложение по формату электронного документа направляют в Комиссию на рассмотрение. На это ей дан 1 календарный месяц со дня поступления предложения. В случае необходимости Комиссия может привлечь дополнительную экспертизу для анализа предложенного формата.
ВИД РЕШЕНИЯ | ПОСЛЕДСТВИЕ |
Отклонение предложения | Комиссия формирует заключение с указанием основных замечаний к предложенному формату и направляет его разработчику на доработку |
Положительное решение | Комиссия формирует заключение о принятом решении и направляет его разработчику формата и в ФНС |
Все перечисленные правила касаются как разработки форматов в соответствии с планом, так и при инициативном внесении форматов на рассмотрение Комиссии.
Какие есть бесплатные электронные сервисы взаимодействия с налоговиками
Среди сервисов по отправке электронных документов в налоговую можно назвать:
Налоговики предоставляют налогоплательщикам множество других бесплатных сервисов. Они не позволяют взаимодействовать с налоговиками по вопросам обмена электронными документами, но помогают решать иные важные практические задачи (к примеру, «Проверь себя и контрагента», «Онлайн-запись на прием в инспекцию», «Узнать о жалобе» и другие).
Пример документооборота с ФНС в Диадоке
Чтобы выгрузить документы из Диадока для представления в ФНС, скачайте весь архив документа целиком. Откройте нужный документ, нажмите на ссылку «Скачать» и выберите «Документооборот целиком».
Если вы пользуетесь системой Контур.Экстерн, отправьте квитанцию о приеме требования и нажмите на кнопку «Ответить на требование». В новом окне выберите загрузку документов из Диадока. Опись к документам система сформирует автоматически.
Итоги
Электронная подача документов в налоговую производится налогоплательщиками регулярно в виде налоговой и бухгалтерской отчетности. При отправке электронных документов в инспекцию необходимо заверять их электронной подписью и соблюдать законодательно установленные сроки (при представлении документов по запросам контролеров). Специальный бесплатный налоговый сервис позволяет дистанционно подавать документы для регистрации компаний и ИП.
Источники: Налоговый кодекс РФ
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Ввод и прекращение действия формата электронного документа
Ввод в действие формата электронного документа происходит на основании:
- приказа ФНС;
- либо совместного приказа с заинтересованным госорганом.
Срок – не ранее чем через 6 месяцев с момента утверждения такого приказа и при условии наличия рекомендации Комиссии о вводе его в действие. Но законодательством РФ или актами Правительства России может быть установлен иной порядок ввода в действие.
Прекращение действия формата электронного документа происходит по согласованию с Комиссией по тем же основаниям.
ИМЕЙТЕ В ВИДУ
Документ не утрачивает свою юридическую значимость в случае прекращения действия формата, в соответствии с которым он был создан.
Законодательством РФ также может быть установлен порядок конвертации электронного документа с сохранением его юридической значимости.