Смена учредителей в некоммерческой организации в 2022 году

Выход учредителя из некоммерческой организации, а именно внесение изменений в ЕГРЮЛ – отличается от других изменений в НКО.

В отличие от смены директора в НКО, документы для регистрации выхода учредителя подаются, не в Минюст, в Управление Федеральной налоговой службы.

Согласно п.3 ст. 15 закона «об НКО» участники НКО могут выйти из состава некоммерческой организации по собственному желанию и без согласия других членов НКО.

Это же подтверждается и письмом Министерства юстиции № 11/32870-СГ от 24 марта 2016 г. В этом же письме указывается, что регистрирующим органов в этом случае будет являться налоговый орган, а уведомление Минюста – не требуется.

Заявление о смене учредителей в НКО в 2022 году, подается по форме Р13014.

Прежде всего, проверьте, содержатся ли в ЕГРЮЛ сведения об учредителях некоммерческой организации на сегодняшний день. Это можно сделать, скачав выписку из ЕГРЮЛ на сайте налоговой.

Учредитель подает Директору НКО заявление о выходе, либо лично с получением отметки о вручении на втором экземпляре, либо по почте ценным письмом с описью вложения.

После получения директором заявления, в регистрирующий орган подаются документы о выходе.

Для выхода нужно подать следующие документы:

  1. Форма Р13014 – заверенная нотариально
  2. Сопроводительное письмо в свободной форме в двух экземплярах
  3. Если документы подаются по доверенности, то нужно будет заверить её нотариально

Заявителем форме Р13014 в этом случае является сам участник, который выходит НКО.

При этом в форме Р13014 заполняются следующие листы:

  • Титульный лист
  • Если выходит участник физическое лицо – лист Г
  • Сведения о заявителе — лист Н

Регистрация НКО под ключ — 17500р

Сами готовим, подаем и получаем

Печать и расчетный счет в подарок

Позвонить

*Стоимость в Москве и МО составляет 19500р

Федеральная налоговая служба также разъясняет, что не из всех форм Некоммерческих организаций могу выйти учредители. До 2016 года учредитель был не в праве выйти из числа учредителей НКО.

В соответствии с Федеральным законом от 31.01.2016 № 7-ФЗ такое право получили учредители некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций.

В УНФС по орган по месту нахождения НКО документы можно подать лично, по почте или может подать наш сотрудник по доверенности.

Кроме того, не допускается выход единственного учредителя из любой формы НКО. Нельзя оставить организацию без учредителя. Поэтому если Вы являетесь единственным учредителем, скажем Автономной некоммерческой организации, то Вам необходимо сначала ввести в состав Организации учредителя, а только потом уже выходить из числа учредителей АНО.

Также не стоит путать учредителя и члена корпоративной некоммерческой организации, скажем Ассоциации. Так если учредитель желает выйти из числа учредителей такой организации, это не значит, что он автоматически исключается из состава членов. Сведения о таком лице, как об учредителе, исключаются из Единого государственного реестра юридических лиц, но такое лицо не исключается из членов Ассоциации он продолжает быть и учувствовать в управлении Ассоциацией.

Для того, чтобы лицу полностью выйти из состава корпоративной некоммерческой организации ему необходимо выйти из состава учредителей и из состава членов такой НКО.Для того чтобы выйти из числа учредителей Некоммерческой организации должно иметься основание – это собственное желание учредителя. При это не требуется согласие других учредителей, участников или членов Некоммерческой организации. Обратите внимание, что выход из числа учредителей некоммерческой организации осуществляется не через Министерство Юстиции, а через Управление Федеральной Налоговой Службы в том регионе, в котором зарегистрирована Некоммерческая организация. Регистрация изменений занимает около недели. Никакие государственные пошлины оплачивать не требуется.

Что указывать в «Сведения о заявителе» (Лист Н) Р13014?

Согласно письму Минюста России от 08.12.2016 N 11-141929/16:

«В пункте 1 листа Р заявления по форме Р14001 заявитель может быть обозначен как лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом (числовое значение «03»)».

С 2022 года форма поменялась, но по аналогии со заполнением старой формы в новой нужно будет указывать:

«2 – лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления».

Выход из некоммерческого партнерства.

Добрый день!

Вопросы управления некоммерческим партнерством (НП), порядок формирования и упразднения, досрочного прекращения полномочий исполнительных органов, порядок изменения устава НП, должны быть урегулированы в уставе НП. Вы, как исполнительный орган НП вправе инициировать созыв общего собрания и включить в его повестку вопрос о досрочном прекращении полномочий. Действуйте согласно данному порядку. Если желающих переизбрать Вас не найдется либо досрочно прекратить Ваши полномочия, обратитесь к положениям договора, который должен был с Вами заключаться для исполнения обязанностей председателя.В В общем выход закончить свою деятельность в данном статусе у Вас имеется.

Обратите внимание, что в 2022 году досрочное прекращение полномочий органов управления некоммерческой организации может быть принято в форме заочного решения (то есть и собираться не нужно) (п.4.1 ст.29 Закона о некоммерческих организациях).

Далее привожу ссылки из Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», которые помогут Вам правильно сориентироваться в сложившейся ситуации:

Статья 14. Учредительные документы некоммерческой организации 2. Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками). 3. В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Учредительные документы ассоциации (союза), некоммерческого партнерства также должны содержать условия о составе и компетенции их органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза), некоммерческого партнерства. Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения. 4. Изменения в устав некоммерческой организации вносятся по решению ее высшего органа управления, за исключением устава бюджетного или казенного учреждения, устава фонда, который может быть изменен органами фонда, если уставом фонда предусмотрена возможность изменения этого устава в таком порядке.

Статья 30. Исполнительный орган некоммерческой организации 1. Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.

Статья 29. Высший орган управления некоммерческой организацией

1. Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации; общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза). Порядок управления фондом определяется его уставом. Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях). (в ред. Федерального закона от 26.11.1998 N 174-ФЗ) 2. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией — обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана. 3. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов: изменение устава некоммерческой организации; определение порядка приема в состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации и исключения из состава ее учредителей (участников, членов), за исключением случаев, если такой порядок определен федеральными законами;

образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

Федеральными законами и уставом некоммерческой организации к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией может быть отнесено решение иных вопросов.

Вопросы, отнесенные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, не могут быть переданы им для решения другим органам некоммерческой организации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами. (п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 436-ФЗ)

4. Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов. Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами. 4.1. Правила настоящего пункта применяются, если иное не предусмотрено федеральными законами. Решение высшего органа управления некоммерческой организацией может быть принято без проведения собрания или заседания путем проведения заочного голосования (опросным путем), за исключением принятия решений по вопросам, предусмотренным абзацами вторым — девятым пункта 3 настоящей статьи. Такое голосование может быть проведено путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение. Порядок проведения заочного голосования определяется уставом некоммерческой организации, который должен предусматривать обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией предлагаемой повестки дня, возможность ознакомления всех учредителей (участников, членов) некоммерческой организации или членов коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования со всеми необходимыми информацией и материалами, возможность вносить предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов, обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования измененной повестки дня, а также срок окончания процедуры голосования. В протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны: дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании высшего органа управления некоммерческой организацией; сведения о лицах, принявших участие в голосовании; результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; сведения о лицах, проводивших подсчет голосов; сведения о лицах, подписавших протокол.

Решение высшего органа управления некоммерческой организацией в 2022 году может быть принято путем проведения заочного голосования независимо от наличия в уставе некоммерческой организации порядка заочного голосования по следующим вопросам: (абзац введен Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ) образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий; (абзац введен Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ) утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации (для некоммерческих организаций, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту).

Как выйти из состава учредителей АНО?

  1. Учредитель вручает исполнительному органу АНО заявление о выходе (или отправляет его ценным письмом, с описью вложение, на юр. адрес Автономной некоммерческой организации).
  2. Заверяет у нотариуса форму Р13014 и нотариальную доверенность (если документы будет подавать его представитель)
  3. Подписывает сопроводительное письмо в двух экземплярах
  4. Весь этот пакет документов подает в УФНС
  5. Забирает Листа записи изменений в ЕГРЮЛ

Государственная пошлина в этом случае не платится.

Права и обязанности учредителей

Учредители некоммерческих организаций наделены следующими правами:

  • Установление целей и условий работы НКО.
  • Утверждение Устава организации и его редакций.
  • Назначение руководителя и его отстранение от должности.
  • Контроль над деятельностью НКО.
  • Приостановка работы субъекта.
  • Создание, реорганизация и ликвидация НКО.
  • Самостоятельная творческая, управленческая и хозяйственная деятельность в рамках закона.
  • Формирование филиалов и представительств.
  • Вхождение в различные союзы и ассоциации.
  • Законное ведение международной деятельности.

Вопрос: Как изменить состав учредителей общественной организации или иной корпоративной некоммерческой организации? Посмотреть ответ

У учредителей есть обязанности:

  • Внесение имущества и денежных средств.
  • Забота о юридической и правовой защите.
  • Информационная поддержка.
  • Составление методических указаний.
  • Обеспечение условий для обучения сотрудников.
  • Ведение деятельности, прописанной в учредительной документации.
  • Действия по обеспечению первоначального состояния имущества.
  • Обеспечение эффективной эксплуатации имеющейся собственности.
  • Предоставление сотрудникам социального и медицинского страхования.
  • Предоставление работником МРОТ, а также социальных гарантий.
  • Гарантирование безопасности сотрудников.
  • Выплата компенсаций в том случае, если работнику был причинен ущерб.
  • Ведение отчетности, бухучета и статистического учета.

В ФЗ «Об НКО» указано, что некоммерческий субъект может быть создан как ЮЛ, так и ФЛ. Права и обязанности учредителей остаются актуальными до государственной регистрации НКО. Практически все полномочия касаются момента создания организации. После регистрации учредители наделяются правами в качестве уже членов объединения. Именно на правах участников они ведут деятельность НКО. Информация об учредителях фиксируется в ЕГРЮЛ.

Являются ли некоммерческие организации плательщиками НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ)?

Рассмотрим основные права и обязанности учредителей, оговоренные статьей 8 ФЗ «Об НКО». В статье 1239 ГК РФ также указано, что полномочия и обязанности могут устанавливаться уставом организации. Рассмотрим их:

  • Реализация прав и обязанностей, оговоренных в уставе НКО.
  • Безвозмездное использование услуг организации.
  • Выход из НКО в любое время по своему усмотрению.
  • Своевременное внесение членских взносов.
  • Если на то есть решение суда, внесение в организацию дополнительного имущества.
  • Получение при выходе из НКО части имущества, если иное не оговорено законом.

ВАЖНО! Фактически права и обязанности учредителя прекращаются после создания НКО. Однако в этот же момент полномочия возникают у тех же лиц, но уже на правах членов организации.

Порядок ликвидации НКО: общие правила

Официальное закрытие организации (как коммерческой, так и некоммерческой) предполагает рутинную и скрупулезную документальную работу по оформлению каждого этапа ликвидации. Схематично работу по закрытию НКО можно представить следующим образом.

  1. Прежде всего, следует подготовиться к неминуемой налоговой проверке:
      внимательно оценить правильность и своевременность составления бухгалтерской и налоговой отчетности;
  2. при необходимости, заняться восстановлением бухгалтерского учета;
  3. поработать с дебиторской задолженностью;
  4. решить кадровые вопросы.
  5. Далее необходимо подготовить документацию непосредственно для проведения ликвидационной процедуры. Первый документ, который ляжет в основу закрытия НКО, — это решение уполномоченного органа, к компетенции которого уставом организации отнесено рассмотрение подобных вопросов. Одновременно с принятием решения о закрытии НКО избирается ликвидационная комиссия, к которой переходят все полномочия по управлению процессом. Теперь от имени НКО действует именно ликвидационная комиссия, в том числе выступает в суде.
  6. После оформления стратегического решения о ликвидации НКО информация передается в Министерство юстиции, которое перенаправляет сведения в налоговую. На основании полученного уведомления ИФНС вносит в государственный реестр юрлиц соответствующую запись.
  7. Следующий этап — публикация сообщения о начале процедуры закрытия НКО в вестнике госрегистрации. С этого момента кредиторы имеют возможность заявить о своих претензиях в течение 2 месяцев. Параллельно ликвидируемая организация самостоятельно уведомляет выявленных кредиторов о своей ликвидации и определяет размер общей задолженности.
  8. По истечении установленного двухмесячного срока организация приступает к составлению и утверждению промежуточного ликвидационного баланса. О данном факте также следует уведомить Минюст, который, в свою очередь, передаст информацию в налоговое ведомство.
  9. Теперь можно закрывать задолженность НКО перед кредиторами.
  10. После погашения долгов необходимо подвести итоги — составить ликвидационный баланс. После его утверждения регистратору направляется комплект документов для регистрации окончательной ликвидации организации. После исключения НКО из ЕГРЮЛ процедуру закрытия можно считать завершенной. С этого момента обязательства учредителей и самой некоммерческой организации перед государством и иными лицами считаются прекращенными.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]