Для чего нужен акт о проверке наличных денежных средств
Периодически наличные денежные средства в кассе проверяются. При этом, чаще всего, проверки бывают внезапными. Инициатива о таких контрольных действиях может исходить как со стороны руководства предприятия, так и со стороны надзорных органов.
Вне зависимости от того, кто стал организатором проверки, по ее итогам составляется акт. В него вписываются
- сумма, которая должна быть в кассе по учетным документам,
- а также та сумма, которая фактически оказалась в наличии при подсчете проверяющими.
Таким образом происходит контроль за финансовой и кассовой дисциплиной компании, выявляются факты служебных нарушений, злоупотреблений, недостач и т.п. неправомерных явлений.
Понятие акт ревизии кассы
Акт ревизии кассы – это документ, в котором фиксируется фактическое нахождение денежных средств в кассе, если имеются недостачи или излишки, так же необходимо отразить, а так же наличие иных ценностей, которые имеют место быть в кассе. И сопоставляю с размером денежных средств, которые должны быть по документам.
Следует отметить, что специальной формы акта ревизии денежных средств законодательством не утверждено. Госкомстатом введена в действие первичная форма ИНВ-15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств», но на сегодняшний день ее использование не считается обязательным, но многие предприятия используют данную форму для проведения ревизии кассы, даже не смотря на то, что она предназначена для проведения инвентаризации. Это не противоречит законодательству РФ, так как ревизия и инвентаризация денежных средств процедуры очень похожи между собой, и целью обеих является проверка соответствия размера наличности в кассе учетной информации.
Каждое предприятие может самостоятельно разработать акт ревизии денежных средств и применять его при проверке кассы. Очень часто бланк ИНВ-15 является качественным шаблоном для разработки самостоятельного бланка акта ревизии денежных средств в кассе.
Кто проводит проверку денежных средств кассы
Если проверка проводится внутри фирмы, то для этого мероприятия создается комиссия в составе не менее трех человек. Обычно в нее отдельным приказом директора включаются
- бухгалтер,
- представитель руководства,
- начальник одного из структурных подразделений организации.
Материально-ответственный сотрудник при этих действиях также должен присутствовать, однако в комиссию он не входит.
В тех случаях, когда проверка осуществляется в рамках выездного налогового контроля, ко всем вышеозначенным лицам добавляются еще и инспекторы надзорного ведомства.
Кто участвует в инвентаризации
Проводит проверку специальная комиссия — инвентаризационная. Список участников определяет руководитель в своем приказе. Обычно туда входят следующие сотрудники:
- из администрации организации;
- из бухгалтерии;
- из службы внутреннего аудита;
- из экономического или юридического отдела.
Количество проверяющих законом не установлено, но минимум два человека в комиссии быть должно. Так, если в штате компании числится только директор, издавать приказ об утверждении состава инвентаризационной комиссии не нужно.
Один человек из комиссии назначается председателем. Им может стать любой сотрудник, которого назначит гендиректор, но обычно это заместитель директора или руководитель подразделения. Председатель руководит инвентаризационной комиссией, визирует приходные и расходные документы, подписывает описи, акты, принимает заявления от материально ответственных лиц.
Если объем работ небольшой, например, проверить нужно только кассу микропредприятия, то можно обойтись силами ревизионной комиссии (если она есть в организации).
Еще один обязательный участник инвентаризации — материально ответственное лицо (МОЛ). В нашем случае это кассир. Он не входит в состав инвентаризационной комиссии, но обязательно присутствует при проверке. При коллективной материальной ответственности на инвентаризации должны присутствовать все МОЛ.
Если кассира на проверке не будет, то заинтересованные лица смогут оспорить результаты инвентаризации. Без него проводить инвентаризацию можно только в исключительных случаях: когда МОЛ серьезно болеет или по другим причинам еще долго не сможет прийти на работу, а еще когда МОЛ сознательно уклоняется от участия. В таких случаях перед проверкой составляется акт, в котором указываются причины его отсутствия.
Какие последствия может иметь проверка
Если по результатам контрольных мероприятий не будет выявлено нарушений, а наличность будет до копейки совпадать с той, что указана по документам, то никаких последствий, конечно, не будет. А вот если в ходе проверки выяснится, что денег в кассе меньше или больше (такое тоже случается), чем должно быть в соответствии с отчетными бумагами, в отношении материально-ответственных лиц будет, скорее всего, назначено дисциплинарное взыскание (начиная от замечания, выговора и вплоть до увольнения). Кроме того, вероятно, будет требование со стороны руководства о возмещении недостающих средств.
Инспекторы налоговой за излишки или недостачу штрафуют предприятие и его высших должностных работников.
Когда проводиться ревизия кассы
Ревизия кассы проводиться в определенных случая, к этим случаям можем отнести:
- Смена материально ответственного лица, который непосредственно отвечает за кассу;
- При обнаружении кражи денежных средств или кассовых документов из кассы;
- При ликвидации предприятия или ее реорганизации;
- Перед формированием годовой бухгалтерской отчетности;
- Если произошли какие то чрезвычайные происшествия;
- А так же в других случаях, которые предусмотрены законодательством страны.
Образец акта о проверке наличных денежных средств кассы
Если вам понадобилось сформировать акт проверки наличности в кассе, а вы никогда его прежде не делали, выше приведенные советы помогут вам. Также посмотрите и образец заполнения документа: здесь за основу взят унифицированный бланк, который можно использовать и для внутренних контрольных мероприятий.
- Вначале внесите
- полное название компании,
- ее адрес,
- а также структурное подразделение, касса которого проверяется.
- В таблице, расположенной справа на бланке впишите
- ОКПО и ИНН предприятия,
- вид его деятельности по ОКПД (также в виде кода).
- Ниже укажите информацию о контрольно-кассовой технике:
- ее наименование,
и два номера: от производителя и регистрационный.
- Далее обозначьте номер документа, дату проверки и ее точное время (вплоть до минут).
- Также озаботьтесь тем, чтобы кассир сделал в акте расписку о том, что его личных денег в кассе на момент проверки нет.
- Далее идет таблица, куда вносятся
- результаты проверочных действий, в том числе показания счетчика ККМ на начало рабочего дня и на момент проверки,
- разница (которая находится в кассе),
- сведения об учетных данных, выявленные недостача или излишки.
- В завершении документ должен быть подписан всеми присутствующими при проверке лицами, в том числе работником налоговой (если проверка осуществляется по инициативе надзорного органа), представителем руководства компании, кассиром, руководителем структурного подразделения.
- Ниже указывается сумма, которая лежит в кассе и которая передается материально-ответственному сотруднику (т.е. кассиру), ставится его подпись.
Аналогичным образом по мере необходимости заполните все остальные строки и ячейки в этой части.
Если проверяющие считают необходимым, под таблицей они могут внести свои замечания. Если их нет, об этом также нужно сделать соответствующую отметку.
Как проводиться ревизия кассы
Акт ревизии составляется ревизионной комиссией на основании результатов проведенной проверки кассы. Это связанно с большой ответственность за оборот денежных средств и других ценностей., которые находятся в кассе предприятия и требованиями законодательства. Ревизионная комиссии, назначается руководителем предприятия путем издания приказа. После издания приказа на проведения ревизии кассы предприятия он должен быть доведен до всех членов комиссии, а так же председателя комиссии. Для того, что бы убедиться, что все члены комиссии ознакомлены с приказом, то они должны проставить свою подпись в конце приказа.
В обязательном порядке необходимо уведомить и самого кассира, о том, что будет проводиться ревизия кассы, так он ответственный за проверяемую кассу.
Перед тем как начать ревизию кассы, председатель комиссии оглашает всем членам комиссии и кассиру огласить содержание документа, на основании которого проводиться ревизия кассы. После этого любой присутствующий может предложить свои основания, что имеются причины по которым ревизия кассы может быть отменена. Если таких оснований нет, тогда ревизионная комиссия начинает проводить проверку кассы предприятия.
Ревизия кассы проводиться только в присутствии всех членов комиссии, материально ответственного лица, а именно кассира, а так иных заинтересованных лиц. Во время проведения проверки кассы могут составляться сопутствующие документы, которые будут фиксировать порядок осуществления проверки.
Оставить комментарий к документу
Считаете документ неправильным? Оставьте комментарий, и мы исправим недостатки. Без комментария оценка не будет учтена!
Спасибо, ваша оценка учтена. От вашей активности качество документов будет расти.
Здесь вы можете оставить комментарий к документу «Акт ревизии наличных денежных средств (инструкция ЦБ РФ от 04.10.93 № 18 (ред. от 26.02.96)», а также задать вопросы , связанные с ним. Если вы хотите оставить комментарий с оценкой , то вам необходимо оценить документ вверху страницы Ответ для |
Комментарий к оценке
Спасибо, ваша оценка учтена. Также вы можете оставить комментарий к своей оценке.
Образец документа полезен?
Если документ «Акт ревизии наличных денежных средств (инструкция ЦБ РФ от 04.10.93 № 18 (ред. от 26.02.96)» оказался для вас полезным, просим вас оставить отзыв о нём.
Запомните всего 2 слова:
Договор-Юрист
И добавьте Договор-Юрист.Ру в закладки (Ctrl+D).
Он Вам ещё пригодится!
Акт ревизии наличных денежных средств: бланк и его заполнение
Заполнять документ следует аккуратно: ошибки и исправления в нем исключены. Акт ревизии кассы (бланк ИНВ-15 вполне его заменяет) должен содержать:
- название фирмы и проверяемого подразделения;
- номер и дата распоряжения о проведении ревизии;
- расписка кассира или лица, выполняющего его обязанности, подтверждающую сохранность ценностей;
- перечень имеющихся ценных бумаг и соответствие их количества учетным данным;
- информацию о фактическом размере наличных, находящихся в кассе, установленную сплошным пересчетом;
- сведения о размере денежной массы по данным бухучета;
- пояснения кассира, если установлено несоответствие сравниваемых величин;
- подписи комиссии.
Составить акт ревизии кассы можно в компьютерном варианте или заполнить бланк от руки чернилами черного или синего цветов.
Так заполняется акт ревизии наличных денежных средств. Бланк скачать можно здесь.
Оборотная сторона акта заполняется в случае выявления несоответствий реально имеющейся денежной массы с данными учета. Кассир дает письменные объяснения, заверяя их подписью. Ниже в поле для постановляющей части руководитель выносит решение: оприходовать излишки или взыскать недостачу с виновного лица.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Ревизия кассы: порядок проведения и оформление
Проверка любого уровня проводится на основании распоряжения. Порядок проведения ревизии кассы подразумевает несколько этапов:
- подготовка к мероприятию – передача кассиром имеющихся в кассе приходных и расходных документов, не вошедших в кассовый отчет, для выведения остатка денежных средств по учетным документам;
- пересчет наличности в кассе сплошным порядком;
- сравнение реального наличия денег в кассе с учетной информацией;
- проверка наличия денежных документов и БСО, имеющихся в кассе, сопоставлением их реальных остатков с регистрационными книгами;
- проверка использования средств по целевой направленности в соответствии с действующим законодательством;
- оформление итогов актом ревизии в 2-х экземплярах.