Уплата государственной пошлины
Уплата госпошлины юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем должна быть учтена в их расходах.
НДС
Госпошлина является установленным сбором, а не услугой. Поэтому НДС с нее не начисляется.
Налог на прибыль
При общей системе налогообложения для целей исчисления налога на прибыль госпошлина, уплаченная в бюджет в связи с осуществлением юридическим лицом деятельности, признается расходом (пп. 1 и 40 п. 1 ст. 264, пп. 22 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).
Однако, если оплата произведена в связи с приобретением организацией какого-либо объекта (автотранспортного средства, недвижимого имущества), она включается в расходы, только если уплачена после ввода объекта в эксплуатацию.
Если же госпошлина уплачивалась до этого момента, она включается в первоначальную стоимость объекта (основного средства) при постановке его на балансовый учет (Письмо Минфина России от 24 июля 2018 года № 03-03-06/3/51800).
Мнение эксперта
Комментирует юрист Александр Васильев
Госпошлина, уплаченная при обращении в суд, учитывается в качестве расхода в момент принятия судом искового заявления как внереализационный расход (Письмо Минфина России от 22 декабря 2008 года № 03-03-06/2/176).
Налоги и Право
Перечень действий, за совершение которых взимается пошлина, довольно большой. Это и регистрация права собственности на недвижимость, и выдача различных лицензий и разрешений, и постановка автомобиля на учет, и т. д. В зависимости от оснований уплаты сумма госпошлины отражается в налоговом учете по-разному.
Государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные и иные органы за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий ( п. 1 ст. 333.16 НК РФ ). Перечень таких действий и размеры госпошлин, уплачиваемых в различных ситуациях, установлены главой 25.3 НК РФ. В Налоговом кодексе не предусмотрено отдельной нормы, которая регламентировала бы порядок учета госпошлины для целей налогообложения прибыли. Казалось бы, ее следует включать в прочие расходы на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Ведь госпошлина является одним из федеральных налогов и сборов ( п. 10 ст. 13 НК РФ ). Но такой вариант ее отражения верен не во всех ситуациях. Проанализируем наиболее распространенные из них.
Ситуация первая: регистрация прав на объекты недвижимости За государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, организация должна уплатить госпошлину в размере 15 000 руб. ( подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ ). Речь идет о госрегистрации таких прав на недвижимость, как право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления ( п. 1 ст. 131 ГК РФ ). Кроме того, госрегистрации подлежат ипотека, то есть залог недвижимого имущества, и сервитуты, то есть право ограниченного пользования чужим земельным участком.
Госпошлина уплачена до ввода объекта в эксплуатацию. Платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю уменьшают налогооблагаемую прибыль организации на основании подпункта 40 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Значит, всю сумму уплаченной госпошлины можно единовременно включить в расходы.
Однако в Минфине России считают, что так поступать нельзя. Специалисты этого ведомства настаивают на включении суммы госпошлины в первоначальную стоимость объекта недвижимости, за регистрацию прав на который она внесена ( п. 2 письма от 04.03.10 № 03-03-06/1/113 , письма от 19.05.09 № 03-05-05-01/26 и от 27.03.09 № 03-03-06/1/195 ). При этом они ссылаются на пункт 1 статьи 257 НК РФ. В нем говорится, что первоначальная стоимость основного средства складывается из суммы всех расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. Уплата госпошлины непосредственно связана с приобретением прав на такое основное средство, как недвижимость. Значит, его первоначальную стоимость необходимо увеличить на сумму госпошлины.
Вместе с тем еще несколько лет назад Минфин России занимал более лояльную позицию. Ведомство указывало, что госпошлина относится к федеральным сборам ( п. 10 ст. 13 НК РФ ). Значит, при расчете налога на прибыль ее следует отражать в составе прочих расходов согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ (письма от 19.10.07 № 03-03-06/1/725 и от 16.02.06 № 03-03-04/1/116 ).
Итак, суммы госпошлин могут быть с равными основаниями отнесены одновременно к нескольким группам расходов. Поэтому организация вправе самостоятельно решить , как именно учитывать данные затраты ( п. 4 ст. 252 НК РФ ):
включать единовременно в прочие расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, на основании подпункта 1 или 40 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Но здесь велика вероятность налоговых претензий; увеличивать на сумму госпошлины первоначальную стоимость объекта недвижимости, за регистрацию прав на который она уплачена. В этом случае сумму госпошлины компания будет списывать в расходы по мере начисления амортизации в течение срока полезного использования объекта ( п. 1 ст. 257 НК РФ ). Сделанный выбор необходимо закрепить в учетной политике, применяемой для целей налогообложения.
Госпошлина уплачена после ввода объекта в эксплуатацию. В такой ситуации первоначальная стоимость недвижимости не пересматривается. Ведь она не подлежит изменению в связи с регистрацией прав на объект. Данный вывод следует из положений пункта 2 статьи 257 НК РФ, в котором указано, что первоначальная стоимость основных средств изменяется лишь при их достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации и т. п.
Таким образом, госпошлина за регистрацию прав на недвижимость, уплаченная после ввода ее в эксплуатацию, единовременно включается в прочие расходы . Основанием может являться как подпункт 1 , так и подпункт 40 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
По мнению Минфина России, в подобном случае госпошлину нужно признавать расходом согласно подпункту 40 пункта 1 статьи 264 НК РФ ( письмо от 11.02.11 № 03-03-06/1/89 ).
Ситуация вторая: регистрация договора аренды недвижимости Договоры аренды и субаренды недвижимого имущества, заключенные на срок не менее одного года, подлежат государственной регистрации. Они считаются заключенными с момента такой регистрации ( п. 2 ст. 609 и п. 2 ст. 651 ГК РФ).
Госпошлину за государственную регистрацию договора аренды или субаренды может полностью уплатить та его сторона, которая подала заявление о регистрации ( п. 1 ст. 26 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Если с заявлением обращаются обе или все стороны договора, каждая из них вносит сумму, которая определяется делением установленной госпошлины на количество сторон договора. Такие разъяснения приведены в письмах Минфина России от 20.07.10 № 03-05-04-03/79 и Росрегистрации от 15.06.07 № 9-1879-СВ .
Независимо от того, какая из сторон договора и в какой доле уплатила госпошлину, израсходованную сумму она вправе единовременно включить в прочие расходы на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Нередко инспекторы требуют включать сумму госпошлины в расходы равными частями в течение срока действия договора аренды или субаренды. Но данное требование не отражено в НК РФ. Госпошлина является одним из федеральных налогов и сборов. Поэтому, на наш взгляд, она признается расходом на дату ее начисления ( подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ ). Такой датой можно считать дату подачи пакета документов на госрегистрацию.
Ситуация третья: постановка автомобиля на учет в ГИБДД Госпошлина, уплаченная за постановку автомобиля на учет в органах ГИБДД, отражается в налоговом учете по тем же принципам, что и госпошлина за регистрацию прав на недвижимость. Организация самостоятельно выбирает один из возможных вариантов ее учета:
единовременно в составе прочих расходов ( подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ ); равномерно через начисление амортизации в течение срока полезного использования автомобиля, то есть путем увеличения его первоначальной стоимости на сумму госпошлины ( п. 1 ст. 257 НК РФ ). Арбитражные суды , как правило, указывают, что регистрация автомобиля в органах ГИБДД не является доведением его до состояния, пригодного для использования. Значит, расходы на постановку на учет в ГИБДД не должны увеличивать первоначальную стоимость транспортного средства. Всю сумму госпошлины можно единовременно включать в прочие расходы. Примеры подобных судебных решений — постановления ФАС Уральского от 19.01.10 № Ф09-10766/09-С2 и от 30.01.08 № Ф09-57/08-С3 , Центрального от 07.04.06 № А08-601/05-9 округов.
Ситуация четвертая: обращение в суд с исковым заявлением Чтобы подать исковое заявление в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, истец должен уплатить госпошлину. Ее размеры зависят от характера и суммы иска и установлены в статьях 333.19 и 333.21 НК РФ.
Госпошлина, уплачиваемая при обращении с иском в суд, является частью судебных расходов. Это указано в статье 88 Гражданского процессуального кодекса и статье 101 Арбитражного процессуального кодекса. В налоговом учете судебные расходы включаются в состав внереализационных расходов на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 265 НК РФ.
Таким образом, госпошлину по судебным искам следует отражать не в прочих, а во внереализационных расходах . Аналогичного мнения придерживается Минфин России (письма от 20.09.10 № 03-03-06/1/597 и от 03.06.10 № 03-03-06/1/373 ).
Госпошлина уплачивается до подачи в суд искового заявления. Это указано в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ. Учитывая связь между обращением в суд с исковым заявлением и уплатой госпошлины, ее сумму включают во внереализационные расходы единовременно в день подачи иска в суд. Такие же разъяснения приведены в письмах Минфина России от 22.12.08 № 03-03-06/2/176 и от 01.07.05 № 03-03-04/1/37 .
Ситуация пятая: получение лицензий и различных разрешений Лицензия или разрешение (например, разрешение на установку рекламной конструкции или привлечение иностранных работников) выдается на определенный срок. Поэтому налоговики обычно требуют признавать сумму госпошлины, уплаченную за их выдачу, равномерно в течение этого срока. В обоснование своей позиции они ссылаются на пункт 1 статьи 272 НК РФ, в котором закреплен принцип равномерности признания доходов и расходов. Такого же мнения еще несколько лет назад придерживался и Минфин России ( письмо от 16.08.07 № 03-03-06/1/569 ).
Однако впоследствии финансовое ведомство указало следующее. Нормы пункта 1 статьи 272 НК РФ применяются только к расходам, осуществленным в рамках гражданско-правовых договоров. Их действие не распространяется на налоговый учет расходов, произведенных по иным основаниям, в том числе на расходы в виде госпошлины за выдачу лицензии ( письмо Минфина России от 15.10.08 № 03-03-05/132 ).
Следовательно, такие расходы не нужно распределять на несколько отчетных или налоговых периодов. При расчете налога на прибыль их можно признать единовременно вместе с другими налогами, начисленными в соответствии с законодательством РФ ( подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ ). Поскольку госпошлина уплачивается до выдачи лицензии или разрешения, она включается в прочие расходы в день подачи заявления и иных документов на их получение ( подп. 1 п. 7 ст. 272 и подп. 6 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).
Ситуация шестая: оплата услуг нотариуса За совершение нотариальных действий, например за удостоверение доверенности, договора или учредительных документов, нотариус взимает госпошлину. Ее размер зависит от двух факторов. Во-первых, от того, государственный или частный нотариус оказывает услугу. Во-вторых, от того, является ли нотариальная форма обязательной в отношении конкретного действия.
Справка
В каких случаях госпошлина из бюджета организации не возвращается
Согласно подпункту 3 пункта1 и пункту 4 статьи 333.40 НК РФ не подлежит возврату из бюджета госпошлина, уплаченная:
— при обращении в арбитражный суд, если ответчик добровольно удовлетворил требования истца после того, как суд вынес определение о принятии искового заявления к производству;
— при обращении в суд общей юрисдикции, если стороны иска заключили мировое соглашение и суд утвердил его;
— за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если в такой регистрации организации было отказано;
— за государственную регистрацию ограничений и обременений прав на недвижимое имущество, если в их регистрации было отказано.
В случае прекращения госрегистрации права, ограничения или обременения права на недвижимое имущество каждой из сторон договора по ее заявлению возвращается половина уплаченной госпошлины.
При заключении мирового соглашения до принятия арбитражным судом решения истцу возвращается 50% от суммы уплаченной им госпошлины. Данное положение не применяется, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта
Если за совершение нотариальных действий законодательством РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, государственный нотариус взыскивает госпошлину по ставкам, установленным в пункте 1 статьи 333.24 НК РФ. Частный нотариус вправе взимать плату в больших размерах.
За совершение действий, для которых не предусмотрена обязательная нотариальная форма, и государственный, и частный нотариус взимают нотариальный тариф. Его размеры установлены в статье 22.1 Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11.02.93 № 4462-1 .
При расчете налога на прибыль плата государственному или частному нотариусу включается в прочие расходы, но только в пределах тарифов, указанных в статье 333.24 НК РФ или статье 22.1 Основ законодательства РФ о нотариате. Данное ограничение закреплено в подпункте 16 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Суммы, уплаченные сверх установленных тарифов, в целях налогообложения не учитываются ( п. 39 ст. 270 НК РФ ).
Ситуация седьмая: уплата госпошлин, не связанных с деятельностью организации Нередко компаниям приходится уплачивать госпошлины, которые напрямую не связаны с их хозяйственной деятельностью. Наиболее распространенный пример — госпошлина за оформление заграничного паспорта для генерального директора или учредителя. Такую госпошлину компания вправе включить в расходы, только если загранпаспорт оформляется руководителю для служебной командировки. Сумма госпошлины в этом случае включается в состав командировочных расходов ( подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ ).
В иных случаях расходы на уплату госпошлины, не связанные с деятельностью организации, нельзя считать экономически оправданными ( п. 1 ст. 252 НК РФ ). Значит, они не уменьшают налогооблагаемую прибыль компании.
Ситуация восьмая: сумма госпошлины возмещена третьим лицом В некоторых случаях организация, уплатившая госпошлину, имеет право на ее возмещение. Так, истец, выигравший спор, может просить суд о взыскании с проигравшей стороны госпошлины и иных судебных расходов, понесенных им по данному делу. Судебные расходы взыскиваются исключительно по решению суда. Основание — пункт 1 статьи 110 АПК РФ и пункт 1 статьи 98 ГПК РФ.
Сумму полученной компенсации компания должна включить во внереализационные доходы ( п. 3 ст. 250 НК РФ ). Это нужно сделать в тот день, когда вступило в силу решение суда о взыскании госпошлины с ответчика ( подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ ).
Ситуация девятая: госпошлина возвращена из бюджета В ряде случаев уплаченная госпошлина может быть возвращена плательщику из бюджета. Основания и порядок ее возврата установлены в статье 333.40 НК РФ. В частности, госпошлина подлежит возврату полностью или частично:
при уплате ее в большем размере, чем предусмотрено нормами НК РФ; прекращении производства по делу; — оставлении судом заявления без рассмотрения; возвращении заявления, жалобы или иного обращения или отказе в их принятии судом; указании в платежном поручении неверного КБК. В этом случае необходимо подтверждение из органа Федерального казначейства о поступлении платежа в бюджет ( письмо Минфина России от 30.06.10 № 03-05-06-03/83 ). Кроме того, госпошлина возвращается плательщику, если еще до обращения в уполномоченный орган или к должностному лицу он отказался от совершения юридически значимого действия, за которое пошлина была внесена ( подп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ ). Например, организация заплатила госпошлину за рассмотрение иска в арбитражном суде, но смогла урегулировать спор без обращения в суд. В такой ситуации уплаченную госпошлину ей должны вернуть.
Чтобы вернуть госпошлину из бюджета, необходимо подать заявлениеоеевозврате . Поскольку типовая форма такого заявления не утверждена, оно составляется в произвольной форме.
Заявление следует направить в орган, уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена госпошлина ( п. 3 ст. 333.40 НК РФ ). Определить, куда именно подавать заявление, можно по первым трем цифрам КБК. Эти три цифры соответствуют коду главного администратора платежей в бюджет. Перечень администраторов доходов федерального бюджета в текущем году приведен в приложении № 6 к Федеральному закону от 13.12.10 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
Допустим, организация намерена вернуть излишне уплаченную или излишне взысканную сумму госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или мировыми судьями. Заявление о возврате госпошлины она должна подать в налоговую инспекцию по месту нахождения суда , в котором рассматривалось дело ( абз. 5 п. 3 ст. 333.40 НК РФ ).
К заявлению о возврате госпошлины необходимо приложить подлинник платежного поручения на уплату пошлины. Если организация просит о частичном возврате пошлины, она прикладывает копию платежного документа ( абз. 6 п. 3 ст. 333.40 НК РФ ). А если речь идет о возврате госпошлины по делам, рассматриваемым в судах, к заявлению нужно также приложить решение, определение или справку суда, на основании которых пошлина должна быть возвращена.
С указанным заявлением можно обратиться в течение трех лет со дня уплаты госпошлины. Вернуть сумму пошлины должны в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате ( абз. 8 п. 3 ст. 333.40 НК РФ ).
Если уплаченную госпошлину организация успела включить в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, то возвращенную сумму ей следует отразить во внереализационных доходах ( п. 8 ст. 250 НК РФ ). Сделать это нужно в день вынесения уполномоченным органом, например налоговой инспекцией, решения о возврате госпошлины.
Другая ситуация — организация уплатила госпошлину, но в состав расходов ее еще не включила. В этом случае возврат госпошлины в налоговом учете не отражается .
Ситуация десятая: зачет госпошлины в счет другого платежа Вместо возврата госпошлины из бюджета организация вправе зачесть излишне уплаченную сумму в счет госпошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия . Такая возможность предусмотрена в пункте 6 статьи 333.40 НК РФ.
Зачет проводится на основании заявления плательщика. Его можно подать в течение трех лет со дня уплаты суммы госпошлины в бюджет или со дня принятия судом решения о возврате пошлины из бюджета.
Заявление о зачете составляют в произвольной форме и направляют в тот уполномоченный орган, в который плательщик обращался за совершением юридически значимого действия. К заявлению необходимо приложить ( абз. 2 п. 6 ст. 333.40 НК РФ ):
платежное поручение или квитанцию с подлинной отметкой банка об уплате госпошлины; решение уполномоченного органа, совершающего конкретные юридически значимые действия, либо решение, определение или справку суда, подтверждающие право на возврат госпошлины. Допустим, организация собиралась обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд и поэтому уплатила госпошлину. Однако смогла самостоятельно урегулировать спор и не стала подавать иск в суд. Уплаченную сумму она сможет использовать, если в течение ближайших трех лет будет обращаться в арбитражный суд с другим исковым заявлением.
В данном случае при подаче нового иска компания должна будет составить заявление о зачете госпошлины и приложить к нему оригинал платежного поручения с отметкой банка. Эти документы необходимо направить в налоговую инспекцию по месту нахождения суда , в котором должно было рассматриваться дело, так и не дошедшее до суда. Аналогичный порядок действий приведен в письме Минфина России от 26.10.09 № 03-05-05-03/16 .
Другой пример — компания подавала заявление и документы на получение лицензии, но ей было отказано в выдаче лицензии. В рассматриваемой ситуации уплаченная сумма госпошлины возврату не подлежит ( подп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ ). Значит, и зачесть ее в счет других платежей невозможно. Иными словами, ее нельзя будет использовать при повторном обращении с заявлением на получение той же лицензии. Аналогичного мнения придерживается Минфин России (письма от 08.07.11 № 03-05-04-03/47 и от 19.08.10 № 03-05-06-03/97 ).
В налоговом учете зачет госпошлины в счет других подобных платежей не отражается.
Боровская И. В., аттестованный преподаватель ИПБ России
Источник: РНК
Возмещение ответчиком
Если суд принял решение по делу в пользу истца, ответчик будет обязан возместить по судебному решению понесенные истцом расходы на ведение дела, в том числе на уплату государственной пошлины. Такое возмещение для ответчика будет считаться расходом, а для истца — доходом.
Датой учета соответствующего дохода и расхода для целей исчисления налога на прибыль будет считаться дата вступления в законную силу решения суда, на основании которого производится возмещение уплаченной госпошлины. Обоснованием и документальным подтверждением соответствующих издержек будет судебное решение.
Учет в составе доходов производится в соответствии с п. 3 ст. 250 Налогового кодекса РФ, согласно которой внереализационными доходами налогоплательщика являются, в частности, доходы в виде подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
Прямые и косвенные расходы: вечная проблема бухгалтера
В очередной раз прочитал на форуме очередной плач Ярославны: «Как не показать убытки в декларации по налогу на прибыль?». И поневоле пришел к выводу, что главный принцип большевиков: сначала создать себе трудности, а потом их героически преодолеть, до сих пор не забыт советским российским бухгалтером и успешно им применяется.
Ведь, пусть не половина, а треть организаций получают убытки для целей налогообложения прибыли из-за того, что косвенные расходы списывают ежемесячно, а реализация продукции (работ, услуг) происходит, зачастую, не каждый месяц, а то и не каждый квартал.
Хотя уже почти полтора десятка лет (с 2005 года) перечень прямых расходов, которые включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) открытый, и организация его определяет самостоятельно (п. 1 ст. 318 НК РФ).
И остальные расходы, которые организация сама для себя не признала прямыми, будут считаться косвенными.
Подозреваю (хотя могу и ошибаться), что до сих пор многие коллеги находятся в плену убеждения, что термины «прямые и косвенные расходы» имеют одно и то же толкование, что в регистрах бухгалтерского учета, что и для целей налогообложения прибыли.
Напомним, что в бухгалтерском учете (Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94) под прямыми расходами понимаются затраты, непосредственно связанные с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), и включаемые в себестоимость единицы учета производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) на основании первичных учетных документов.
Так, прямыми расходами, в частности, признаются:
- заработная плата производственного персонала, включаемая в себестоимость единицы продукции (работ, услуг) на основании нарядов, табелей и других первичных документов по учету труда и начислению заработной платы;
- материалы, включаемые в себестоимость согласно актам на списание;
- услуги (работы) соисполнителей (субподрядчиков), включаемые в себестоимость на основании актов приема-передачи оказания услуг (результатов работ).
Задача бухгалтера при отражении прямых расходов — получив такой первичный документ, включить указанную в нем стоимость ресурсов в себестоимость единицы продукции (работ, услуг).
Если в этом первичном документе указаны только натуральные показатели (штуки, килограммы, метры и пр.), бухгалтеру дополнительно требуется еще и расценить данные ему показатели в денежном выражении — одеть штуки в рубли.
Косвенные затраты (расходы), которые организация несет в связи с одновременным производством нескольких видов продукции (работ, услуг), включаются в себестоимость каждого из них каким-либо расчетным путем, согласно выбранным организациям экономически обоснованных методов.
Данную точку зрения поддерживает, в частности и Современный экономический словарь (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. М. ИНФРА-М., 2011), согласно которому косвенные расходы — это затраты, связанные с производством нескольких видов продукции, включаемые в их себестоимость не прямо, а косвенно, с помощью специальных расчетов, в соответствии с экономически обоснованными коэффициентами.
В Методических рекомендациях по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса, утвержденных приказ Минсельхоза России от 13.06.2001 № 654 так же сказано, что косвенные производственные затраты — это совокупность затрат, связанных с производством, которые нельзя (или экономически нецелесообразно) учесть и прямо отнести на конкретные виды продукции. Поэтому они учитываются на отдельных счетах и распределяются по видам продукции расчетным путем.
Таким образом, однозначного определения прямых и косвенных затрат (расходов) для всех организаций, вне зависимости от вида их деятельности, дать довольно затруднительно. Какие-то затраты, у одной организации можно признать прямыми, а у другой их уже следует считать однозначно косвенными.
В отношении затрат на содержание управленческого персонала, равно как и затрат, связанных с реализацией (коммерческих расходов) у организации есть право выбора (п. 9 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденному приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н). Их можно включать в себестоимость каждого из видов продукции (работ, услуг), распределив согласно выбранному экономически обоснованному показателю, например величине понесенных прямых расходов. Также организация имеет право ежемесячно, вне зависимости от факта реализации продукции (работ, услуг) все управленческие и коммерческие расходы списывать на уменьшение финансового результата, не распределяя их на себестоимость.
Выбранный организацией вариант списания управленческих и коммерческих расходов должен быть закреплен в ее учетной политике.
И еще раз хотелось бы обратить внимание, что списывать ежемесячно организация может не все косвенные расходы, а только управленческие и коммерческие.
Для целей налогообложения прибыли (п. 1 ст. 318 НК РФ) расходы на производство реализацию товаров (продукции, работ, услуг) также подразделяются на прямые и косвенные.
Но те же самые термины имеют абсолютно другой смысл.
Прямые расходы (п. 2 ст. 318 НК РФ) включаются в себестоимость товаров (продукции, работ, услуг) и уменьшают налогооблагаемую прибыль по мере их реализации.
Косвенные — ежемесячно, вне зависимости от факта реализации, списываются на уменьшение налогооблагаемой прибыли (тот же п. 2 ст. 318 НК РФ).
Распределение расходов на прямые и косвенные организация производит самостоятельно, закрепив его в учетной политике (п. 1 ст. 318 НК РФ).
Таким образом, для целей налогообложения прибыли термины прямые и косвенные расходы означают момент отнесения их на уменьшение прибыли — при реализации (прямые) или ежемесячно (косвенные). Тогда как в регистрах бухгалтерского учета — метод включения в себестоимость, прямым путем или косвенным (расчетным).
При составлении учетной политики для целей бухгалтерского учета распределение расходов на прямые и косвенные не имеет никакого смысла. Сие не зависит от воли руководства. К тому же, как уже было сказано выше, в течение года какие-то из видов затрат могут быть признаны вначале прямыми, а затем косвенными, или наоборот.
А вот при выборе метода списания части косвенных расходов, то есть управленческих и коммерческих, необходимо подойти с большой аккуратностью.
На первый взгляд, ежемесячное списание управленческих расходов на уменьшение финансового результата более удобно и выгодно для организации.
- Во-первых, упрощается работа по исчислению себестоимости продукции (работ, услуг). Нет нужды в распределении затрат на содержание управленческого персонала между видами продукции (работ, услуг).
- Во-вторых, ежемесячное списание этих расходов позволяет оптимизировать финансовые потоки при исчислении налога на прибыль.
Однако такая точка зрения имеет право быть в том случае, когда организация имеет стабильный рынок сбыта своей продукции (работ, услуг). В этом случае, при регулярной выручке, ежемесячное списание управленческих расходов (без включения их в себестоимость) даст практически тот же результат, что и противоположный вариант, то есть включение управленческих расходов в себестоимость.
Однако для большинства в нынешней очень непростой экономической ситуации стабильный рынок сбыта — мечта, далеко не всегда сбывающаяся.
Производимая продукция, особенно если срок ее производства не два-три дня, а поболее, еще неизвестно, когда будет продана, но все управленческие затраты списываются ежемесячно. Убытки, которые, вероятнее всего, возникнут в этом случае, могут привести, в частности, и к уменьшению чистых активов. Этого можно избежать, если выбрать вариант, при котором управленческие расходы включаются в себестоимость продукции. И в этом случае сумма убытков будет меньше.
То же самое касается и как выполнения работ, так и оказания услуг.
Для целей налогообложения прибыли перечень прямых расходов организация определяет самостоятельно. При этом следует обратить внимание, что некоторые из расходов, которые в регистрах бухгалтерского учета могут быть признаны косвенными (отчисления во внебюджетные фонды на зарплату основного производственного персонала, в частности), для целей налогообложения прибыли должны быть признаны прямыми (п. 1 ст. 318 НК РФ).
Перечень прямых расходов, равно как и косвенных открытый. При этом некоторые организации стремятся «запихнуть» в косвенные расходы максимум затрат, дабы экономить на уплате налога на прибыль.
Как Минфин России, так и налоговики постоянно указывают (письма Минфина России от 06.12.2018 № 03-03-06/1/88527, от 29.08.2019 № 03-03-06/1/66440, письма ФНС России от 24.02.11 № КЕ-4-3/[email protected], от 12.07.2019 № КЧ-4-7/13613), что, действительно, перечень прямых и косвенных расходов организация определяет самостоятельно. Однако перечень косвенных расходов должен быть обоснован. Обоснованность эта должна заключаться в том, что косвенными не могут быть затраты, которые связаны с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг). То есть алгоритм распределения затрат на прямые и косвенные расходы должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом. Признать затраты, связанные с производством продукции (работ, услуг), косвенными расходами можно только при отсутствии реальной возможности отнести их к прямым расходам с применением экономически обоснованных показателей.
Чиновники протестуют против признания максимума затрат косвенными расходами. Обратная ситуация, при которой затраты признаются прямыми расходами, такого протеста у них не вызывает.
Это во-первых.
Во-вторых, дабы не плодить еще больших разниц между бухгалтерским и налоговым учетом (их и без того более, чем достаточно), оптимально, по нашему мнению, признать прямыми расходами для целей налогообложения прибыли те затраты, которые в регистрах бухгалтерского учета включаются в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг). И хоть они в регистрах бухгалтерского учета и будут косвенными (распределяться согласно каким-то расчетам), для целей налогообложения прибыли их следует признать прямыми, и точно по такому же алгоритму включать в себестоимость.
В-третьих, в современных нестабильных экономических условиях перечень косвенных расходов для целей налогообложения прибыли оптимально, по мнению автора, свести к минимуму. Ведь, как уже говорилось выше, твердой уверенности в регулярном получении доходов (реализации) у большинства компаний не наблюдается. И при «раздутых» косвенных расходах чаще всего организация будет нести убытки, которых можно было бы избежать, признав максимум их (а то и все) прямыми. А так получается, что организация вначале озабочена тем, чтобы доказать налоговикам, что максимум затрат нельзя отнести к прямым расходам с применением экономически обоснованных показателей. Затем бухгалтерия и руководство начинают ломать головы, как и куда спрятать убытки, так как такую декларацию инспекция (пусть и неофициально) отказывается принимать.
Этих проблем можно достаточно легко избежать, признав большинство управленческих расходов (и а то и все) в налоговом учете прямыми.
И тогда плач Ярославны: — Куда спрятать расходы на содержание аппарата организации при отсутствии реализации? Будут звучать гораздо реже.
Привет Гость! Предложение от «Клерка»
Онлайн профпереподготовка «Бухгалтер на УСН» с дипломом на 250 ак.часов. Научитесь всему новому, чтобы не допускать ошибок. Обучение онлайн 2 месяца, поток стартует 1 марта.
Записаться
Возврат
В некоторых случаях госпошлину можно вернуть, если оплаченное ей юридическое действие не состоялось. Возврат производится по решению государственного органа, куда обращался или должен был обратиться заявитель. Согласно ст. 333.40 Налогового кодекса РФ, средства возвращаются на счет в течение 1 месяца со дня принятия положительного решения. Возвращенная сумма должна быть учтена, как доход заявителя на день возврата (п. 3 ст. 250, п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса).
Для целей исчисления налога на прибыль организаций суммы таможенных пошлин и сборов подлежат учету в составе прочих расходов на дату их начисления. Это следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 264 и подпункта 1 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса.
В опубликованном письме Минфин России разъяснил, когда при методе начисления нужно включать в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, вывозные таможенные пошлины, которые уплачены по временной таможенной декларации.
Особенности декларирования
Бывает, что фирма, которая вывозит с таможенной территории Таможенного союза товары такого объединения государств, не может в отношении этих ценностей представить точные сведения о количестве и (или) таможенной стоимости. Тогда она вправе подать временную таможенную декларацию.
Однако после фактического вывоза товаров с указанной территории ей нужно подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций на всю вывезенную продукцию. Это предусмотрено пунктами 1 и 5 статьи 214 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ (далее – Закон № 311-ФЗ).
Возникновение обязанности по уплате пошлин
Когда же возникает обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин? Согласно разъяснениям Минфина России в опубликованном письме, она появляется у декларанта с момента регистрации таможенным органом как временной, так и полной декларации на товары. Причем в обоих случаях пошлины уплачиваются исходя из ставок, которые действовали на день регистрации временной декларации на товары. Основание – пункты 8 и 12 статьи 214 упомянутого закона.
Учет пошлин, уплаченных по временной декларации
Расходы в виде таможенных пошлин, уплаченных по временной таможенной декларации, учитываются при исчислении базы по налогу на прибыль организаций по дате составления данной отчетности. Такой вывод специалисты финансового ведомства сделали в комментируемом письме на основании упомянутых выше положений Налогового кодекса и Закона № 311-ФЗ.
Доплата и возврат пошлин
По пункту 6 Закона № 311-ФЗ во временной декларации допускается заявление сведений исходя из:
- намерений о вывозе ориентировочного количества товаров;
- условной таможенной стоимости (оценки). Она определяется согласно планируемому к перемещению через таможенную границу Таможенного союза количеству товаров;
- предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств товаров и порядка определения их цены на день подачи временной декларации.
Предположим, фирма-декларант уточнила эти сведения. В результате сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличилась. Тогда при подаче полной декларации компании нужно:
- сделать доплату такой суммы (п. 12 Закона № 311-ФЗ);
- скорректировать ранее учтенные расходы в большую сторону.
Если в результате уточнения упомянутых сведений сумма вывозных таможенных пошлин уменьшилась, тогда на дату оформления полной таможенной декларации фирме следует уменьшить ранее учтенные расходы в виде вывозной таможенной пошлины.
Согласно разъяснениям Минфина России в письмах от 06.04.2011 № 03-03-06/1/218, от 04.04.2011 № 03-03-06/1/208, доходы (расходы) в виде доначисления (уменьшения) таможенных пошлин отражаются в периоде их возникновения, то есть в периоде подачи полной таможенной декларации.
Сумма доначисления пошлин отражается в составе прочих расходов.
Отметим, что фирма может вернуть излишне уплаченные в бюджет суммы. Для этого ей нужно подать в таможенный орган заявление с приложением ряда документов. Среди них:
- платежный документ, подтверждающий уплату таможенных пошлин, подлежащих возврату;
- документы, подтверждающие начисление и излишнюю уплату этих обязательных платежей.
Возврат излишне уплаченных вывозных таможенных пошлин по желанию плательщика может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате:
- таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов;
- ввозных таможенных пошлин.
Причем зачет излишне уплаченных ввозных таможенных пошлин в счет исполнения обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин, налогов не допускается (статья 147 Закона 311-ФЗ).
Форма заявления о возврате (зачете) утверждена приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520.
Возврат производится по решению таможенного органа. Оно оформляется по форме, утвержденной приказом ФТС России от 03.05.2011 № 898.
Доходы в виде уменьшения, возврата начисленных таможенных пошлин, учитываются в соответствии с положениями статьи 250 НК РФ как внереализационные.
Отражение на счетах бухгалтерского учета
Чтобы начислить вывозную таможенную пошлину, в бухгалтерском учете делают проводку по дебету счета 90 субсчет «Таможенные пошлины» и кредиту счета 68 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам» или 76 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам».
Пример
ЗАО «ПримаЭкспо» заключило договор с иностранной фирмой на поставку стульев. Компания перечислила 29 января таможенную пошлину в сумме 3000 руб.
Бухгалтер ЗАО «ПримаЭкспо» сделал такие проводки:
29 января
Дебет 90 субсчет «Таможенные пошлины» Кредит 76 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам»
– 3000 руб. – начислена таможенная пошлина;
Дебет 76 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам» Кредит 51
– 3000 руб. – уплачена таможенная пошлина.
Счет 76 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам» удобнее использовать тем, кто сначала уплачивает пошлину по временной таможенной декларации, затем производит корректировку в связи с уточнением сведений.
Госпошлина при УСН
При упрощенной системе налогообложения (УСН) госпошлина, уплаченная в бюджет, также подлежит включению в расходы предприятия.
При удовлетворении иска ответчик должен будет учесть сумму к возмещению истцу в расходах, а истец — соответственно, в доходах. Датой учета будет дата фактической оплаты средств (п. 1 ст. 346.17, пп. 31 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).
В случае, если произведен возврат госпошлины по требованию заявителя при отказе от обращения в суд или по другим основаниям, установленным Налоговым кодексом:
- при применении УСН с объектом налогообложения «Доход» возвращенная сумма государственной пошлины не учитывается при определении объекта налогообложения;
- при применении УСН с объектом налогообложения «Доход — Расход», возвращенная сумма не учитывается при условии, что уплаченная сумма ранее не была учтена, как расход (Письмо Минфина России от 21 декабря 2022 года № 03-11-11/85518).
Налоговый учет
В соответствии с п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственной пошлиной признается сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 333.18 НК РФ при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в пп.пп. 1-5.2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ, государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов. Следовательно, за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, государственная пошлина (в соответствии с пп. 111 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) должна уплачиваться до совершения юридически значимого действия. То есть при обращении заявителя в соответствующий орган к заявлению о выдаче данного разрешения должен быть приложен документ об уплате государственной пошлины (письмо Минфина России от 24.01.2013 N 03-05-04-03/04).
Отметим, что согласно п. 10 ст. 13 НК РФ государственная пошлина отнесена к федеральным налогам и сборам. При этом суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ, отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Причем затраты на оплату государственной пошлины можно включить в расходы даже в том случае, если цель, которую преследовало совершение юридически значимого действия, за которое была уплачена государственная пошлина, в дальнейшем не была достигнута (смотрите постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 N 09АП-5656/11).
Датой осуществления внереализационных и прочих расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата начисления налогов (сборов) (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ. Соответственно, государственная пошлина должна учитываться при налогообложении прибыли по мере начисления в числе расходов текущего отчетного (налогового) периода (смотрите постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 N 09АП-5541/2009).
Таким образом, государственная пошлина, как федеральный сбор, учитывается при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов и подлежит списанию на расходы единовременно в момент ее начисления (смотрите письма Минфина России от 28.01.2013 N 03-03-06/1/33, ФНС России от 28.12.2011 N ЕД-4-3/22400).
В то же время нормами налогового законодательства не определено, что считать моментом (датой) начисления государственной пошлины за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. При этом мы не располагаем и какими-либо официальными разъяснениями, применимыми к такой ситуации.
Однако, как следует из разъяснений Минфина России (письма от 22.12.2008 N 03-03-06/2/176, от 01.07.2005 N 03-03-04/1/37) о признании в целях налогообложения прибыли госпошлины, уплачиваемой при обращении с иском в арбитражный суд, расходы по ее уплате признаются единовременно в момент подачи искового заявления в суд, то есть в момент обращения за совершением юридически значимых действий.
В этой связи считаем, что по аналогии с приведенными разъяснениями и с учетом общего правила признания расходов при методе начисления (абзац первый п. 1 ст. 272 НК РФ) расходы по уплате пошлины за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, должны признаваться в том отчетном (налоговом) периоде, когда организация обратилась (подала заявление) за совершением этих юридически значимых действии.
Данный вывод косвенно подтверждается тем, что, в соответствии пп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ государственная пошлина может быть возвращена в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие. То есть до момента обращения в уполномоченный орган, организация может отказаться от совершения в отношении ее юридически значимых действий.
Кроме того, в письмах Минфина России от 22.03.2010 N 03-05-06-03/33, от 12.03.2010 N 03-05-04-03/19, от 12.02.2010 N 03-05-04-03/05 и др. отмечено, что размер государственной пошлины определяется на день обращения за совершением юридически значимого действия, а не на дату ее оплаты. Данное обстоятельство также косвенно указывает на то, что перечисление денежных средств в уплату государственной пошлины не следует рассматривать как дату ее начисления.
Бухгалтерские проводки по учету государственной пошлины
Уплата госпошлины отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:
Оплата: Д 68 — К 51;
Вторая запись зависит от вида госпошлины:
- при обращении в суд: Д 91.2 — К68;
- если госпошлина включена в первоначальную стоимость основного средства: Д 08 — К 68
- если она уплачена в рамках обычной хозяйственной деятельности (регистрация изменений в учредительные документы, получение выписки из ЕГРН, получение лицензии): Д20, 26 или 44 — К 68.
НТВП «Кедр — Консультант»
ООО «НТВП «Кедр — Консультант» » Услуги » Консультации по бухучету и налогообложению » Списание задолженности » О сроках списания госпошлины (по делу о взыскании дебиторской задолженности) как убытка
Распечатать
У предприятия имеется дебиторская задолженность, по которой дело передано в суд, оплачена госпошлина. Предприятие передает долг Цессионарию по договору уступки прав требования долга, при этом Цессионарий выкупает у предприятия только сумму основного долга. У должника нет средств к погашению долга.
Вопросы. В какой момент предприятие может списать госпошлину как убыток? Можно ли принять к налогообложению сумму списаннной госпошлины?
Ответ
ст. 382, «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 08.07.2021) {КонсультантПлюс}
Признанные решением суда госпошлина за обращение в суд и неустойка (пеня) за несвоевременное погашение задолженности по кредитному договору, которые не были включены в переданные по договору цессии суммы, подлежат признанию в целях исчисления налога на прибыль в составе внереализационных доходов банка отчетного (налогового) периода, в котором вступило в законную силу указанное в тексте вопроса решение суда.
{Вопрос: …По договору уступки прав требования (цессии) банк уступил денежное требование по кредитному договору. После проведения по балансу уступки в банк поступило решение суда, вступившее в законную силу. Решением суда признаны госпошлины за обращение в суд, а также неустойки (пени) за несвоевременное погашение задолженности, не включенные в переданные по договорам цессии суммы. Как признаются данные требования в целях налога на прибыль? (Консультация эксперта, 2014) {КонсультантПлюс}}
Из вопроса следует, что право на возмещении госпошлины (в случае выигрыша в суде) предприятие оставило за собой. Списание данной безнадежной задолженности будет осуществляться в общем порядке.
Когда дебиторская задолженность признается безнадежной
Дебиторскую задолженность, включая сумму НДС, считайте безнадежной, если есть хотя бы одно из следующих оснований (п. 2 ст. 266 НК РФ, Письма Минфина России от 16.02.2021 N 03-03-06/2/10482, от 11.12.2020 N 03-03-06/1/108754, от 11.06.2013 N 03-03-06/1/21726):
• по ней истек срок исковой давности;
• обязательство должника прекращено:
• из-за невозможности его исполнения. Например, в связи со смертью должника и отсутствием наследства;
• на основании акта государственного органа. Здесь подразумеваются законодательные и нормативные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления: законы, указы, постановления, распоряжения, положения, в том числе указания Банка России (например, о введении моратория на удовлетворение требований кредитора по ссудной задолженности), и т.п. (Письма Минфина России от 21.05.2019 N 03-03-06/2/36730, от 17.03.2008 N 03-03-06/1/184);
• в связи с ликвидацией организации-должника;
• невозможность взыскания долга подтверждается судебным приставом-исполнителем в постановлении об окончании исполнительного производства. Это относится к случаям, когда:
• невозможно узнать место нахождения должника, его имущества, а также сведения о его счетах;
• у должника нет имущества либо оно не найдено;
• гражданин-должник признан банкротом и его долг считается погашенным в соответствии с Законом о банкротстве;
• прекращено денежное обязательство исполнителя (головного исполнителя) перед налогоплательщиком — уполномоченным банком;
• прекращено денежное обязательство перед налогоплательщиком — кредитной организацией по уплате задолженности по кредитному договору. Должны быть соблюдены следующие условия:
• кредит предоставлен юрлицу или ИП в период с 1 января по 31 декабря 2022 г. на возобновление деятельности или на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости;
• в 2022 и (или) 2022 гг. кредитной организации в отношении кредитного договора предоставляется (предоставлялась) субсидия по процентной ставке в порядке, установленном Правительством РФ.
Данные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г., и применяются по 31 декабря 2022 г.;
• прекращено денежное обязательство перед налогоплательщиком — кредитной организацией по уплате задолженности по кредитному договору. Должны быть соблюдены следующие условия:
• кредит предоставлен юрлицу или ИП с 1 января по 31 декабря 2021 г. на восстановление предпринимательской деятельности;
• в отношении кредитного договора кредитной организации в 2022 и (или) 2022 гг. предоставляется (предоставлялась) субсидия по процентной ставке в порядке, установленном Правительством РФ.
Данные положения применяются по 31 декабря 2022 г.
Также дебиторская задолженность является безнадежной, если организацию-должника исключили из ЕГРЮЛ как недействующее юрлицо (ст. 64.2 ГК РФ, Письма Минфина России от 15.01.2021 N 03-03-06/1/1525, от 24.10.2019 N 03-03-06/1/81781, от 24.07.2015 N 03-01-10/42792).
Если вы до истечения срока исковой давности обратились в суд и он вынес решение о взыскании долга, то списать дебиторскую задолженность можно либо после того, как судебный пристав-исполнитель подтвердит невозможность взыскания долга в постановлении об окончании исполнительного производства, либо когда должник будет ликвидирован (п. 2 ст. 266 НК РФ, Письмо Минфина России от 29.05.2013 N 03-03-06/1/19566).
Готовое решение: Как списать дебиторскую задолженность в налоговом учете (КонсультантПлюс, 2021) {КонсультантПлюс}
Задолженность можно списать по истечении трехлетней давности либо когда будет постановление о невозможности взыскать долг.
Разъяснение дано в рамках бухгалтером-консультантом ООО НТВП «Кедр-Консультант» Петровой Натальей Борисовной в августе 2021 г.
При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.
Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.ntvpkedr.ru).
Данная консультация прошла контроль качества:
Рецензент: Селезнева Ирина Ахматясавиевна, доцент кафедры бухгалтерского учета, финансов и аудита ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА
Опасные моменты
На практике у налогоплательщиков нередко возникают вопросы относительно учета в расходах отдельных платежей в бюджет.
Земельный налог
Так, в письме Минфина РФ от 17 февраля 2016 г. № 03-03-06/1/8707 идет речь о земельном налоге. В нем сказано, что если согласно действующему законодательству о налогах и сборах организация признается налогоплательщиком земельного налога, то расходы на его уплату учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, установленном НК РФ. Пунктом 1 статьи 388 НК РФ установлено, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
То есть статус плательщика земельного налога определяется наличием обязательств, установленных законодательством РФ. А как быть в случае, если земельный участок не используется налогоплательщиком или используется в деятельности, не приносящей доход?
В статье 270 Налогового кодекса нет указания на то, что суммы земельного налога, уплаченного по земельному участку, не используемому налогоплательщиком или используемому в деятельности, не приносящей доход, должны быть исключены из состава расходов, формирующих налогооблагаемую прибыль.
Однако есть опасный момент, на который указал Минфин. Пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса установлено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, а расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
То есть расходы могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии, что они документально подтверждены и экономически обоснованы. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты. Любые затраты признаются расходами при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. А значит, расходы по уплате земельного налога, уплаченного за период, когда земельный участок, приобретенный в собственность, фактически не использовался в хозяйственной деятельности организации, не подлежат учету в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (п. 49 ст. 270 НК РФ). Поскольку проверяющие могут расценить, что данные расходы не отвечают критериям пункта 1 статьи 252 НК РФ.
Такой вывод финансисты делали ранее (см., например, письмо от 16.06.2006 г. № 03-03-04/3/12). Хотя в постановлениях Президиума ВАС РФ от 02.10.2007 г. № 7379/07, ФАС Уральского округа от 07.09.2010 г. № Ф09-7086/10-С3, а также и в более поздних разъяснениях того же Минфина были сделаны выводы в пользу налогоплательщиков (см., например, письмо от 18.04.2011 г. № 03-03-06/2/64).
Поэтому, учитывая неоднозначную позицию финансистов, не исключено возникновение споров с налоговыми органами, которые расходы в виде суммы земельного налога по «непроизводственному» участку, скорее всего, будут рассматривать как экономически не обоснованные.
Страховые взносы на выплаты за счет прибыли
В письме Минфина России от 25 апреля 2016 г. № 03-03-06/1/23678 разъяснено, что даже если страховые взносы были начислены на выплаты работникам, не уменьшающие налогооблагаемую прибыль, их можно учесть их в составе прочих расходов.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов, таможенных платежей, сборов и страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, кроме перечисленных в статье 270 НК РФ (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Конкретно страховые взносы, начисленные на выплаты, которые не признаются расходами при налогообложении прибыли, в статье 270 НК РФ не поименованы. В то же время указанный перечень не является закрытым. А последним 49 пунктом в нем указаны расходы, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таковой является также деятельность, являющаяся необходимой для налогоплательщика. Она направлена на сохранение уже имеющегося дохода, предотвращение уменьшения имущества предприятия, снижение риска каких-либо потерь. Таким образом, для обоснования принятия в состав прочих расходов страховых взносов, начисленных на не учитываемые при налогообложении прибыли выплаты, одного того, что они конкретно не поименованы в статье 270 Налогового кодекса, недостаточно. Поэтому в данной ситуации дополнительным критерием для подтверждения обоснованности расходов является необходимость этих расходов для налогоплательщика. А именно – обязанность их уплатить в соответствии с законодательством о страховых взносах и риск наложения штрафных санкций в связи с неуплатой.
Таким образом, страховые взносы во внебюджетные фонды списываются в составе прочих расходов на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, независимо от того, учитываются соответствующие выплаты работникам при налогообложении прибыли или нет.
Ошибочно начисленные взносы
А вот ошибочно уплаченные страховые взносы не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Организация облагала страховыми взносами стипендии по ученическим договорам, согласно которым работники были обязаны пройти обучение и проработать по трудовому договору с работодателем не менее трех лет. От квалификации, сложности, качества, конкретных условий выполнения работ выплачиваемые ученикам суммы не зависели. Проверяющие не признали их оплатой труда, исключили неправомерно начисленные страховые взносы из налоговых расходов и доначислили налог на прибыль. Судьи поддержали эту позицию.
Вывод суда таков: поскольку предметом ученического договора не является выполнение трудовой функции, стипендия, которая выплачивается обучающемуся лицу, в том числе работнику организации, не облагается страховыми взносами. Соответственно, ошибочно уплаченные страховые взносы не уменьшают налогооблагаемую прибыль (Постановление АС Московского округа от 29 июня 2016 г. № А40-158373/2014).