Обязательная ежегодная инвентаризация в учреждении

Инвентаризацию кассы проводят, чтобы проверить, соответствуют ли фактические остатки наличных в кассе данным учета. Дополнительно во время инвентаризации кассы проверяют денежные документы, БСО и ценные бумаги. Проверка может быть обязательной и добровольной. Как оформить инвентаризацию, кто должен проводить проверку и как это сделать — расскажем в статье.

Когда нужна инвентаризация кассы

Инвентаризация может быть обязательной и добровольной. Есть пять основных случаев, когда проверка обязательна:

  • составление годовой бухотчетности;
  • смена материально ответственного лица (кассира);
  • выявление несоответствий в учете, хищений и злоупотреблений;
  • стихийные бедствия или чрезвычайные ситуации (пожар, ураган, ограбление);
  • реорганизация или ликвидация.

Руководитель может провести инвентаризацию и по собственному решению, если поводов для обязательной проверки нет. Это нужно для дополнительного контроля: например, чтобы найти причины ошибок в учете или увидеть, что сотрудник берет деньги из кассы. Ограничений по периодичности таких проверок нет — можно проверять кассу хоть раз в месяц, хоть раз в неделю.

Еще два вида проверок: плановая и внеплановая. Как правило, к плановым проверкам готовятся заранее и проводят их более тщательно, а на внеплановых находят больше нарушений.

Организация может самостоятельно устанавливать сроки внеплановых инвентаризаций. В приказе на такую проверку следует указывать причину, по которой ее начали.

Кто участвует в инвентаризации

Проводит проверку специальная комиссия — инвентаризационная. Список участников определяет руководитель в своем приказе. Обычно туда входят следующие сотрудники:

  • из администрации организации;
  • из бухгалтерии;
  • из службы внутреннего аудита;
  • из экономического или юридического отдела.

Количество проверяющих законом не установлено, но минимум два человека в комиссии быть должно. Так, если в штате компании числится только директор, издавать приказ об утверждении состава инвентаризационной комиссии не нужно.

Один человек из комиссии назначается председателем. Им может стать любой сотрудник, которого назначит гендиректор, но обычно это заместитель директора или руководитель подразделения. Председатель руководит инвентаризационной комиссией, визирует приходные и расходные документы, подписывает описи, акты, принимает заявления от материально ответственных лиц.

Если объем работ небольшой, например, проверить нужно только кассу микропредприятия, то можно обойтись силами ревизионной комиссии (если она есть в организации).

Еще один обязательный участник инвентаризации — материально ответственное лицо (МОЛ). В нашем случае это кассир. Он не входит в состав инвентаризационной комиссии, но обязательно присутствует при проверке. При коллективной материальной ответственности на инвентаризации должны присутствовать все МОЛ.

Если кассира на проверке не будет, то заинтересованные лица смогут оспорить результаты инвентаризации. Без него проводить инвентаризацию можно только в исключительных случаях: когда МОЛ серьезно болеет или по другим причинам еще долго не сможет прийти на работу, а еще когда МОЛ сознательно уклоняется от участия. В таких случаях перед проверкой составляется акт, в котором указываются причины его отсутствия.

Что проверяют во время инвентаризации кассы

Инвентаризация кассы может быть сплошной или выборочной. На сплошной проверяют следующие ценности:

  1. Наличные в кассе. Пересчитывают все деньги в кассе и сравнивают с данными кассовой книги. Если применяется ККТ, проверку следует начинать с операционных касс: сверить суммы наличных с данными книги кассира-операциониста, показателями кассовый ленты и счетчиками кассового аппарата.
  2. Денежные документы. В эту группу входят марки, билеты на поезда и самолеты, путевки в санатории, топливные карты и пр. Достаточно проверить фактическое наличие по видам, а также сверить реквизиты и стоимость с учетными данными.
  3. Ценные бумаги. Проверяют серии и номера, номинальную и фактическую стоимости, срок погашения. Проводят сверку с данными описей.
  4. Бланки строгой отчетности (БСО). Проверяют фактическое наличие — смотрят виды и номера бланков. Количество БСО сверяют с данными по забалансовому счету 006, отраженными в описи.

Если инвентаризация выборочная, то руководитель указывает в приказе, что конкретно он хочет проверить. Например, можно провести инвентаризацию только наличных в кассе.

Бланк строгой отчетности вместо кассового чека

Этот документ заменяет чек при соблюдении некоторых условий. Бланки строгой отчетности разрешено выдавать при предоставлении услуг физическим лицам, а не юрлицам. Строго запрещается выдавать документ вместо кассового чека при продаже товаров. Исключением считается деятельность, перечисленная в законе №54-ФЗ.

БСО в 2022 году применяют по желанию:

  • индивидуальные предприниматели без персонала;
  • ИП из сферы услуг;
  • бизнес, освобожденный от использования ККТ.

Заменяют кассовые чеки БСО предприниматели, которые торгуют прессой и другими товарами в киосках, продают проездные или лотерейные билеты. Реализация ценных бумаг, торговля на рынках и ярмарках, торговля с тележек, прием склотары, обеспечение едой студентов и учеников, продажа религиозной продукции в храмах — все это подходит для использования БСО вместо чеков. Сюда относятся те предприниматели, которые занимаются определенной деятельностью:

  • принимают утиль;
  • продают марки по номинальной стоимости;
  • продают лекарственные препараты в сельской местности;
  • продают живую рыбу;
  • продают мороженое с лотков.

Это важно! БСО содержит идентичные с кассовым чеком реквизиты. Обязательно указывается наименование документа, признак расчета, идентификационный номер налогоплательщика, фискальный признак сообщения, наименование организации и другая важная информация.

Разрешено использовать БСО вместо чеков предпринимателям, которые предлагают клиентам услуги в труднодоступных местностях. Полный перечень таких местностей утвержден региональным законодательством.

Требования к БСО согласно Постановления Правительства РФ № 359

К бланкам строгой отчетности предъявляется ряд технологических требований. Документ используется тогда, когда он соответствует таким требованиям:

  • изготовлен типографским способом (с реквизитами топографии, тиража, номера и года выполнения заказа);
  • состоит из основной части, корешка.

Бланки, распечатанные на обычном принтере, будут недействительными. Образец документа должен формироваться автоматизированными программами или изготавливаться типографским способом. В 2022 году второй способ практически не применяется из-за сложности соответствия всем требованиям.

Законодательное урегулирование использования БСО подтверждается такими фактами:

  • не могут применяться старые и неактуальные формы;
  • предприниматели имеют право самостоятельно разрабатывать новые формы документов;
  • обязательно указываются типографские данные, если бланки напечатаны именно в типографии;
  • БСО обязательно содержат определенные реквизиты.

По Постановлению №359 для печати БСО могут использоваться автоматизированные системы, обеспечивающие защиту от несанкционированного доступа. Эти системы должны фиксировать операции с электронными БСО в течение минимум 5 лет.

Порядок инвентаризации

Сразу скажем об обязательном ограничении — во время инвентаризации кассы нельзя принимать и выдавать деньги или другие ценности, которые хранятся в кассе и проходят проверку.

Порядок проведения самой инвентаризации следующий:

Шаг 1. Руководитель издает приказ о проведении инвентаризации, в котором утверждает состав инвентаризационной комиссии и прописывает причину проверки (смена кассира, чрезвычайное происшествие, сверка остатков наличных).

Если проводится годовая инвентаризация кассы перед составлением бухгалтерской отчетности, издавать приказ не нужно.

Шаг 2. Перед проверкой кассир отдает все документы на расход и приход в бухгалтерию. Затем он составляет расписку о том, что всё передал, оприходовал поступившие в кассу ценности и списал выбывшие.

Шаг 3. Комиссия проверяет все имущество, заявленное в приказе: наличные, денежные документы, БСО и пр. Как проверяют отдельные группы, мы расписали выше. На этом этапе инвентаризации присутствие кассира обязательно.

Шаг 4. Комиссия оформляет результаты инвентаризации и составляет инвентаризационную опись. Всего у проверки может быть три варианта итогов: излишки, недостачи и соответствие факта учетным данным.

Оформление результатов

По итогам проверки комиссия составляет описи (акты инвентаризации). Их подписывают все члены комиссии и кассир. Формы актов можно разработать самостоятельно или использовать готовые:

  • форма № ИНВ-15 — для наличных и денежных документов;
  • форма № ИНВ-16 — для ценных бумаг и БСО.

Составьте акты в двух экземплярах — один вручите кассиру, а другой передайте бухгалтерам. Когда инвентаризация связана со сменой МОЛ, понадобится еще один экземпляр — для нового кассира.

Если на инвентаризации обнаружены излишки или недостачи, нужно составить сличительные ведомости. Они не понадобятся, если вы пользуетесь унифицированными актами № ИНВ-15 и № ИНВ-16, так как там уже есть место для сведений об отклонениях. Дополнительно нужно запросить у кассира письменную объяснительную по расхождениям.

Комиссия отдает руководителю все документы по инвентаризации. Он их проверяет, анализирует и оформляет приказ об утверждении результатов инвентаризации. Форма произвольная, но в нем обязательно должны быть указания по порядку устранения расхождений. Если расхождений нет, можно обойтись без приказа.

Основные виды бланков строгой отчетности

В 2022 году предприниматели могут использовать разные виды БСО. Документы классифицируют на такие большие группы:

  • квитанции;
  • абонементы;
  • билеты;
  • наряд;
  • талон.

Каждый вид бланков имеет определенные особенности при использовании. Например, квитанции выдаются при заказе услуг в ателье, парикмахерских, салонах красоты. Клиенты получают абонементы на посещение спортивных залов, косметологических кабинетов. Есть билеты железнодорожные, концертные, проездные и театральные. Талоны могут выдаваться на использование парковочного места.

Формы всех бланков утверждены Минфином России. БСО — это документы, которые приравниваются к чекам (кассовым). В Постановлении №359 есть детальная информация о нормах, регулирующих составление форм БСО.

Как отразить инвентаризацию кассы в бухучете

Отражать результаты инвентаризации в бухучете следует в том отчетном периоде, к которому отнесена дата, по состоянию на которую проведена проверка. Так, результаты годовой инвентаризации формируют показатели годовой бухгалтерской отчетности.

Проводки зависят от результата проверки:

ДебетКредитСуть операции
5091.1Показали излишки в кассе
9450Показали недостачи в кассе
7394Отнесли недостачу на кассира и другого ответственного сотрудника
7094Погасили недостачу из зарплаты ответственных
91.294Отнесли недостачу в прочие расходы (на случай, когда виновных нет или они не найдены)

Ведите учет наличных, БСО, ценных бумаг, билетов, топливных карт и других документов в Контур.Бухгалтерии. Оформляйте приходные и расходные кассовые ордера и готовьте документы для инвентаризации. А еще в сервисе можно оформлять расчеты с сотрудниками, сдавать отчетность через интернет и даже подключить интеграцию с кассовой программой. Попробуйте все возможности Контур.Бухгалтерии на тестовом периоде — 14 дней в подарок всем новым пользователям.

Формы бланков строгой отчетности

Раньше до момента использования бланков строгой отчетности предприниматели убеждались в том, что коды их деятельности есть в ОКУН. С 1.01.2017 появились новые классификаторы для документации.

Мы выяснили, что БСО называются по-разному. Разными бывают и их формы. ИП и организации получили возможность самостоятельно разрабатывать такие формы, которые им наиболее удобно использовать. Главное условие заключается в том, чтобы форма бланка содержала перечень обязательных реквизитов.

Постановление №359 указывает, что формы бланков могут утверждаться на федеральном уровне. Эти формы обязательны к использованию на территории РФ. Структура билетов на общественный транспорт определяется постановлением №112, выданным в 2009 году.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]