Особенности расчета коэффициента земельного налога для юридических и физических лиц


Общая информация о налоговом коэффициенте

Действующее законодательство обязывает всех собственников земельных участков (как граждан, так и юрлиц) оплачивать земельный налог в бюджет. Если физлицо, ИП или организация владеет землей на правах собственности, распоряжается данным имуществом бессрочно или получило участок в качестве пожизненного владения по наследству, то в таком случае гражданин (или субъект хозяйствования) выступает плательщиком налога на землю.

Для расчета суммы налога используется два показателя: стоимость земли и ставка налога. Размер платежа в бюджет определяется как произведение данных показателей.

При вычислении суммы налога стоимость земли определяется на основании данных Госкадастра. Что касается ставки, то она зафиксирована на федеральном уровне и в зависимости от целевого назначения земли может составлять 0,3% или 1,5%. Расчет налога по пониженной ставке осуществляется для владельцев, использующих землю для жилищного строительства или с/х нужд (в том числе, для ведения садово-огороднической деятельности).

В прочих случаях владельцы (как граждане, так и фирмы) оплачивают налог с применением полной ставки 1,5%.

Уплата земельного налога

Платежное поручение на уплату земельного налога сформируйте из Списка задач организации (Главное — Задачи организации).

По ссылке открывается Помощник уплаты земельного налога.

Если при открытии помощника в разделе Расчет суммы указано Нет налога к уплате, убедитесь, что регламентная операция Расчет земельного налога проведена за отчетный (налоговый) период.

По ссылке Расчет земельного налога за 2022 г. перейдите в Справку-расчет земельного налога за 2022 год. Она формируется с отбором по ИФНС, куда уплачивается налог. И удобна для проверки корректности расчета земельного налога.

Мы рассмотрели, как в 1С 8.3 Бухгалтерия рассчитать земельный налог за 2022, сроки уплаты земельного налога за 2022, как проверить в 1С правильность расчета земельного налога.

Коэффициенты при расчете земельного налога

Законодательством предусмотрены случаи, в рамках которых размер налога корректируется на коэффициент. Во-первых, налог для физлиц и субъектов хозяйствования, купивших землю для строительства, может быть изменен в сторону повышения за счет коэффициента. Также коэффициент Кв применяется при расчете налога для лиц, владеющих участком меньше года. Особенностью использования коэффициентов является то, что они могут учитываться в расчете налога одного и того же участка одновременно.

Коэффициент пропорционального использования

При расчете налога на землю отчетным периодом признается календарный год (с 01 января по 31 декабря). Если в течение этого периоды Вы приобрели землю и успели ее продать, то расчет налога для Вас осуществляется с учетом коэффициента фактического использования. Данный показатель (Коэфф) определяется как отношение количества месяцев фактического владения имуществом (ФактИсп) к числу календарных месяцев в году:

Коэфф = ФактИсп / 12 мес.

При определении числа месяцев владения участком учитывайте следующее:

  1. Если право собственности на участок оформлено с 1 по 15 число месяца, то такой месяц следует учитывать при расчете. Если земля куплена после 16 числа, то этот месяц в расчет брать не нужно.
  2. В случае, если земля перешла к другому владельцу после 15 числа месяца, то этот месяц необходимо учитывать при расчете коэффициента. И наоборот: если Вы продали участок в период с 1 по 15 число, то в этот месяца Вы считаетесь владельцем земли, а следовательно, данный период следует принимать в расчет.

После вычисления данного показателя его следует учесть при расчете налога за год:

Н = СтКад * СтНал * Коэфф,

  • где СтКад – стоимость земли по данным Госкадастра;
  • СтНал – ставка, применяемая в Вашем регионе;
  • Коэфф – коэффициент фактического владения землей.

Данный порядок расчета применяется как для физических, так и для юридических лиц. При этом юрлица обязаны определять размер налога самостоятельно, в то время как для граждан и ИП расчет проводит орган ФНС.

Пример № 1. ИП Куликов занимается реализацией запчастей для с/х техники. 28.02.17 Куликов приобрел участок земли для постройки здания под склад. Кадастровая стоимость земли – 880.320 руб. В связи со снижением объема продаж запчастей Куликов отказался от постройки здания и продал участок 12.11.17.

В 2022 году Куликов получил уведомление о необходимости уплаты налога за землю. При расчете налога орган ФНС учел период владения землей – с марта по октябрь 2022 (7 месяцев). Так как Куликов купил участок 28.02.17 (после 15 февраля) и продал его 12.11.17 (до 15 ноября), то февраль и ноябрь не были учтены в расчете налога.

  • Коэффициент пользования землей был определен так:

Коэфф = 7 мес. / 12 мес. = 0,58.

  • Сумма налога для Куликова рассчитана так:

880.320 руб. * 1,5% * 0,58 = 7.658,78 руб.

  • Сумма налога 7.658,78 руб. была оплачена Куликовым на основании уведомления.

Повышающий коэффициент и порядок его расчета

Если Вы как физлицо приобрели землю для личного жилого строительства, то ежегодно Вы обязаны оплачивать в бюджет сумму налога, рассчитанную по льготной ставке – 0,3%. Аналогичное правило применяется в отношении юрлиц и предпринимателей, в том числе тех, которые приобрели землю для коммерческого строительства.

Памятка по земельному налогу для организаций в 2022 году

Если организации имеют объекты обложения земельным налогом, они признаются плательщиками налога <*>. Посчитать налог на землю или проверить правильность его расчета поможет памятка.

Объекты налогообложения земельным налогом для юридических лиц — земельные участки, расположенные на территории Республики Беларусь, которые принадлежат им на праве <*>:

— частной собственности;

— постоянного пользования;

— временного пользования.

На заметкуБюджетные организации признаются плательщиками налога, если на земельных участках, принадлежащих им на праве пользования, сданы в аренду капстроения (их части). Исключение составляют установленные случаи <*>.

Освобождение от уплаты земельного налога установлено ст. 239 НК. Кроме того, льготы могут быть предоставлены указами и декретами.

Налоговая база земельного налога. В большинстве случаев это кадастровая стоимость земельного участка на 1 января календарного года, за который исчисляется налог. Она зависит от функционального использования земельного участка (вида оценочной зоны). Вид оценочной зоны определяется на основании целевого назначения земли по решению местного исполкома <*>.

Если кадастровая стоимость земельного участка за гектар небольшая (менее установленного порога), налоговой базой земельного налога признается площадь земельного участка <*>.

Кроме того, площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы для <*>:

— земель сельхозназначения;

— земельных участков, используемых для добычи торфа на топливо и удобрения и сапропелей на удобрения;

— земельных участков из состава земель лесного фонда и предоставленных для использования в сельхозцелях;

— земельных участков из состава земель водного фонда и предоставленных для использования в сельхозцелях, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы.

На заметкуСведения о кадастровой стоимости участка можно получить бесплатно, зайдя на сайт ГУП «Национальное кадастровое агентство».

Порядок определения налоговой базы земельного налога. Нужно установить, исходя из какой базы (кадастровой стоимости земельного участка или его площади) исчислять земельный налог. Для этого сравнивается кадастровая стоимость земельного участка за гектар с порогом за гектар земли, установленным в разрезе вида оценочной зоны <*>:

Вид оценочной зоныПорог за гектар земли (бел. руб.)
Общественно-деловая зона (для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций)8159
Общественно-деловая зона (для размещения автомобильных рынков, игорных заведений)5439
Общественно-деловая зона (для размещения иных объектов)29666
Производственная зона14832
Жилая многоквартирная зона43512
Жилая усадебная зона21756
Рекреационная зона16316

Если кадастровая стоимость больше установленного порога или равна ему, налоговая база — кадастровая стоимость земельного участка, в противном случае налоговая база — его площадь.

Ставки земельного налога — 2022. Ставки налога определяют исходя из налоговой базы. К кадастровой стоимости земельного участка применяют ставку в процентах от нее, а к площади участка — фиксированную сумму за гектар. В зависимости от вида оценочной зоны земли и налоговой базы установлены следующие ставки для юридических лиц <*>:

Вид оценочной зоныРазмер ставки
Общественно-деловая зона (для размещения автомобильных рынков, игорных заведений)3%
163,16 бел. руб. за гектар
Общественно-деловая зона (для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций)2%
163,16 бел. руб. за гектар
Общественно-деловая зона для размещения рынков (за исключением автомобильных), торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти рынки и торговые центры0,7%
163,16 бел. руб. за гектар
Общественно-деловая зона (для размещения иных объектов)0,55%
163,16 бел. руб. за гектар
Производственная зона1,1%
163,16 бел. руб. за гектар
Жилая многоквартирная зона0,025%
10,88 бел. руб. за гектар
Жилая усадебная зона0,1%
21,76 бел. руб. за гектар
Рекреационная зона1%
163,16 бел. руб. за гектар

В отношении земель сельхозназначения, лесного и водного фонда применяются следующие ставки земельного налога <*>:

Категории и виды земель (земельных участков)Размер ставки
Земли сельхозназначения — при наличии кадастровой оценкиОпределяется согласно приложению 2 к Указу N 503
Земли сельхозназначения — при отсутствии кадастровой оценкиСредняя ставка по районам республики согласно приложению 3 к Указу N 503
Земли сельхозназначения, занятые капстроениями и другими объектами0,92 бел. руб. за гектар
Земельные участки, предоставленные для добычи торфа на топливо и удобрения и сапропелей на удобренияСредняя ставка по районам республики согласно приложению 3 к Указу N 503
Сельхозземли из состава земель лесного фонда
Сельхозземли из состава земель водного фонда
Земельные участки из состава земель водного фонда и предоставленные для рыборазведения и акклиматизации рыбы
Земельные участки из состава земель лесного фонда и занятые капстроениями и другими объектами, не связанными с ведением лесного хозяйстваОпределяется в порядке для земель производственной зоны:
— 1,1% — если налоговая база — кадастровая стоимость земельного участка;

— 163,16 бел. руб. за гектар — если налоговая база — площадь земельного участка

Земельные участки из состава земель водного фонда, используемые для предпринимательской деятельности и занятые капстроениями и другими объектами

Коэффициенты к ставке земельного налога. При наличии на земельном участке капстроений, возведенных после 01.01.2019, к годовой ставке налога установлены понижающие коэффициенты для юридических лиц. Они применяются в таком порядке <*>:

Размер понижающего коэффициента к ставкеПериод с момента приемки капстроения в эксплуатацию
0,2В течение второго года (12 месяцев)
0,4В течение третьего года (12 месяцев)
0,6В течение четвертого года (12 месяцев)
0,8В течение пятого года (12 месяцев)

Местные Советы депутатов своими решениями вправе увеличить (уменьшить) ставки земельного налога до 2 раз отдельным категориям плательщиков <*>абз. 3 п. 10 ст. 241 НК).

На заметкуРешения об увеличении ставок земельного налога не применяются организациями из установленного перечня <*>, а также в отношении земельных участков с возведенными после 01.01.2019 капстроениями, по которым налог рассчитывают с использованием понижающих коэффициентов 0,2; 0,4; 0,6; 0,8 <*>.

Налоговый период земельного налога — календарный год <*>.

Годовую сумму налога исчисляют исходя из наличия объектов налогообложения на 1 января отчетного года. В течение года земельный налог рассчитывают (пересчитывают) в случае появления новых обстоятельств, связанных с уплатой <*>.

При расчете налога используется коэффициент по периоду пользования. Он определяется делением количества месяцев пользования землей на 12.

Расчет налога производится следующим образом <*>:

— если используется понижающий коэффициент к ставке (на земельном участке имеется капстроение, возведенное после 01.01.2019):

— если не используется понижающий коэффициент к ставке (отсутствует капстроение, возведенное после 01.01.2019):

Порядок подачи декларации по земельному налогу за 2020 год. Представляют в инспекцию МНС по месту постановки на учет не позднее <*>:

20.02.2020 — по земельным участкам (объектам налогообложения), имеющимся на 01.01.2020;

— 20-го числа месяца, следующего за месяцем появления в течение 2020 года (кроме декабря) новых обстоятельств, связанных с уплатой.

На заметкуОрганизации — плательщики единого налога для производителей сельхозпродукции должны исчислить и уплатить земельный налог за 2022 год, а также представить декларацию по налогу, если выручка от реализации сельхозпродукции в 2022 году не будет соответствовать установленному критерию. Срок подачи налоговой декларации — не позднее 20.02.2021, срок уплаты налога — не позднее 22.01.2021 <*>.

Административная ответственность за нарушение срока представления декларации. Должностному лицу организации придется уплатить штраф <*>:

— до 1 базовой величины (БВ) — при просрочке до 3 рабочих дней;

— 2 БВ с увеличением на 0,5 БВ за каждый полный месяц просрочки (но не более 10 БВ) — если просрочка более 3 рабочих дней.

Если срок подачи декларации просрочен до 3 рабочих дней, может быть вынесено предупреждение.

Порядок уплаты земельного налога в 2022 году. Уплачивают налог в бюджет в инспекцию МНС по месту постановки на учет (независимо от места нахождения земельного участка) <*>. Это можно делать по выбору организаций <*>:

— единовременно (не позднее 24.02.2020) — в размере годовой суммы налога;

— ежеквартально (не позднее 24.02.2020, 22.05.2020, 24.08.2020, 23.11.2020) — в размере 1/4 годовой суммы налога.

При возникновении в течение 2022 года (кроме ноября и декабря) новых обстоятельств, связанных с уплатой, земельный налог уплачивается не позднее даты, соответствующей ближайшему сроку уплаты после подачи декларации. Если новые обстоятельства появились в ноябре, срок уплаты — не позднее 22.12.2020 <*>.

На заметкуЗа земли сельхозназначения установлен особый порядок уплаты земельного налога. По выбору организаций он уплачивается не позднее <*>:— 15.04.2020 — в размере годовой суммы налога;— 15.04.2020, 15.07.2020, 15.09.2020, 16.11.2020 — в размере 1/4 годовой суммы налога;— общеустановленных сроков уплаты.

Административная ответственность за неуплату налога. Предусмотрен штраф <*>:

на организацию — 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 10 БВ;

должностное лицо — от 2 до 8 БВ.

Дополнительно уплачиваются пени за каждый календарный день просрочки <*>.

Учет земельного налога. Начисление налога в бухучете отражают по кредиту счета 68 в корреспонденции с дебетом счетов <*>:

— 25, 26, 44 — если на земле — функционирующее здание;

— 08 — если на земле — строящийся объект;

— 90, 91 — если на земле — сверхнормативный объект;

— 62, 76 — при возмещении налога пользователями жилых помещений или машино-мест;

— 90 — при нарушении порядка землепользования.

На заметкуЗемельный налог, исчисленный за календарный год, учитывают в бухучете ежемесячно (в части, относящейся к отчетному месяцу) <*>.

В налоговом учете земельный налог включается в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли. Исключение составляет налог <*>:

— возмещаемый пользователями жилых помещений или машино-мест;

— возмещаемый ссудополучателем ссудодателю, обязанность возмещения которого предусмотрена актами Президента Республики Беларусь;

— подлежащий по законодательству включению в стоимость объектов незавершенного строительства;

— за земли, используемые с нарушением порядка землепользования.

На заметкуБюджетные организации учитывают земельный налог <*>:— в бухучете — в составе расходов по иной приносящей доходы деятельности.В зависимости от принятой учетной политики земельный налог отражается по дебету субсчетов 237 «Прочие источники» или 410 «Прибыли и убытки» в корреспонденции с кредитом субсчета 173 «Расчеты с бюджетом»;— при налогообложении прибыли — в составе внеррасходов.

Способ четвёртый: как объять необъятное

И снова — работа над ошибками. Одно дело — местный налог на земельный участок, другое — региональный налог на имущество организаций. Соответственно, ставки, используемые при расчёте данного налога, зависят от нормативов, принятых в конкретном регионе. Но регионов в нашей стране — 85, а муниципалитетов — тысячи. Так что изучение особенностей земельного налогообложения на местах процесс явно более кропотливый.

К чему это я? К тому, что крупные землевладельцы нередко владеют участками, которые разбросаны территориально, то есть относящимся к разным муниципальным образованиям. Не зная льгот, которыми можно совершенно легально воспользоваться, собственник платит по максимуму, который определён в ст. 394 Налогового кодекса РФ.

Так, например, в городе Гатчина Ленинградской области земельные участки, используемые для размещения объектов торговли, облагаются земельным налогом по ставке 0,75%, а не 1,5%, как это предписывает Налоговый кодекс РФ. В нашей практике был случай, когда финансовая служба крупного землевладельца не знала о льготной ставке, установленной муниципалитетом.

Способ третий: ещё один «сын ошибок» ГКО

Этот лайфхак тоже является следствием ошибок, допущенных в ходе проведения государственной кадастровой оценки стоимости земельного участка. И здесь хотелось бы напомнить о том, что земля — это имущество, которое может находиться под различными видами обременений. Имеются ввиду обременения и ограничения, связанные с наличием различных инженерных коммуникаций, либо относящиеся к зонам с особыми условиями использования территории, и т.д. В соответствии с п. 1.11 Методических указаний, эти данные нужно учитывать в процессе исчисления кадастровой стоимости земли и уменьшать её финальные значения.

Почему процесс определения кадастровой стоимости ЗУ часто даёт сбои? Казалось бы, существуют системы информационного обеспечения градостроительной деятельности (ст. 56 Градостроительного кодекса РФ), а также ЕГРН, где совершенно недвусмысленно, в доступной для понимания форме должны быть прописаны любые нюансы, имеющие отношение к объектам недвижимости и земельным участкам. Я полагаю, ошибки случаются из-за того, что эти механизмы банально не функционируют. Получить необходимую информацию о существовании в каждом конкретном случае каких-либо ограничений/обременений порой просто негде.

Облегчить налоговое бремя для собственников станет возможно тогда, когда эти данные будут внесены в соответствующие информационные системы. Это заметно облегчит процедуру ГКО, сделает её прозрачной, понятной.

Если вы, как собственник, хотите получить максимально полные сведения о существовании каких-либо обременений/ограничений, запросите соответствующие акты в муниципальных органах градостроительства и архитектуры. Предоставив копии полученных документов, требуйте произвести перерасчёт кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего вам. Конечно, при наличии таких оснований.

Способ первый: «Разделяй и … экономь!»

Здесь всё зависит от того, какой вид разрешённого использования (ВРИ) имеет ваш участок. Если основой для расчёта налогооблагаемой базы является кадастровая стоимость земли, значит, именно ВРИ становится главным ценообразующим фактором.

Казалось бы, всё очевидно: стоимость земли порой вырастает в разы, если участок в обозримом будущем может принести собственнику ощутимую прибыль. И, конечно, участок с ВРИ «для размещения объектов торговли» выглядит гораздо вкуснее с точки зрения экономической привлекательности, нежели тот, который предназначен «для размещения объекта благоустройства». Это означает, что данные участки одинакового размера будут иметь разную кадастровую стоимость. И размер земельного налога у них может существенно отличаться.

Казалось бы, элементарный экономический механизм — однако понимания самой его сути здесь недостаточно. Важно:

  • чётко представлять экономическую целесообразность всех пертурбаций с ВРИ;
  • досконально разбираться в действующих нормах отечественного законодательства — как минимум земельного, налогового, градостроительного.

Вообще тема целевого назначения и видов разрешённого использования находящихся в собственности земельных участков не так проста, как это могло показаться на первый взгляд. Существует великое множество нюансов.

Наиболее широкое распространение в практике получили примеры, когда под объекты недвижимости отведена не вся площадь.

Допустим, часть земли отведена под заводские помещения — цеха, склады, административные корпуса, — а на оставшейся территории находятся другие сооружения (автостоянки, благоустроенные озеленённые зоны отдыха, и т.п.). Между тем, ВРИ устанавливается для всего участка. В соответствии с «Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке» (они регламентированы Приказом Министерства экономического развития РФ от 12.05.2017 № 226), специалисты кадастровых служб прежде всего смотрят на юридически закреплённый ВРИ, часто упуская из виду его фактическое использование. Соответственно, в этом случае начисление налога на землю будет производиться по ВРИ, установленному в ЕГРН.

Минимизировать налог не получится даже в том случае, если вы, как собственник, внесёте в ЕГРН дополнительные виды разрешённого использования вашей земли. Ведь если за участком закреплены одновременно несколько ВРИ, при установлении кадастровой стоимости земельного участка используется показатель стоимости той категории земель и ВРИ, для которых установлено наибольшее значение. То есть чем больше кадастровая стоимость, тем тяжелее налоговое бремя.

Остаётся одно: внимательно изучить действующие в регионах нормативные акты, где наверняка найдутся интересные для вас нюансы. А дальше уверенно следуйте постулату «Разделяй и … экономь». Чтобы провести кадастровую переоценку функционально различных частей участка, его понадобится разделить. И только потом земельным участкам, сегментированным согласно их реальному функциональному назначению, будут присвоены соответствующие ВРИ. В результате произойдёт автоматический перерасчёт кадастровой стоимости.

Кстати, в подавляющем большинстве российских регионов действует гораздо более адекватная система расчёта платы за землю. К примеру, в Санкт-Петербурге в декабре 2007 года был принят Закон № 608-119 ″ О методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга«. В соответствии с этим документом, городские земельные участки, которые сдаются в аренду, не нужно делить по функциональному использованию. Каждый участок, подготовленный для сдачи в аренду, проходит специальную инвентаризацию. В итоге в зависимости от реального функционального использования территорий, расчёт арендной платы производится по соответствующим тарифам. Просто, как всё гениальное.

Прежде чем использовать предложенную нами схему, оцените предполагаемый экономический эффект от манипуляций по делению участка и изменению ВРИ. Насколько целесообразно это будет именно в вашем случае? Для более объективного анализа всегда можно обратиться к профессионалам.

Земельный налог в период строительства

Жилищное строительство может быть для собственных нужд – индивидуальное, а также для последующей продажи.

Налоговое законодательство предусматривает повышающий коэффициент Кув для будущих объектов недвижимости, находящихся в стадии строительства. Таким образом государство стимулирует более быстрое продвижение строительства и сокращение «долгостроя».


Для приобретенных или предоставленных в собственность земельных участков юридическим лицом на условиях строительства жилья, кроме индивидуального строительства, которое осуществляется физическими лицами, расчет налоговой суммы и суммы авансовых налоговых платежей осуществляется с коэффициентом 2 в течение 3 лет строительства после регистрации права на участок земли и до регистрации права на завершенный построенный объект.

Если строительство объекта недвижимости было завершено ранее трехлетнего срока, налоговая сумма, уплаченная за данный период сверх суммы, рассчитанной коэффициентом 1, признается уплаченной излишне и подлежит возврату.

Для приобретенных или предоставленных в собственность участков земли юридическим лицом в условиях строительства жилья, кроме индивидуального строительства, которое осуществляется физическим лицом, расчет налоговой суммы и суммы авансовых налоговых платежей осуществляется с учетом коэффициента 4 на протяжении периода, превышающего 3 года и до регистрации права на завершенный построенный объект.

В отношении участков, описанных выше, итоговая сумма платежа рассчитывается с коэффициентом 2 по истечению 10-летнего срока после регистрации права на участок земли и до регистрации права на завершенный построенный объект.

Для индивидуального строительства порядок применения повышенного коэффициента равен единице и используется на протяжении 10 лет. Начиная с одиннадцатого года и до регистрации права на завершенный построенный объект, налог исчисляется с коэффициентом 2.

Если вы больше не хотите быть сособственником, то продажа доли в квартире другому собственнику – самый лучший вариант.

Специальных ипотечных программ для матерей-одиночек в России не существует, однако вы можете воспользоваться другими предложениями. Какими – читайте в статье.

Уплачивая земельный налог, нужно грамотно заполнить определенные документы. Подробнее об этом в материале.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]