Тонкости составления документа
На уровне Федерального Законодательства нет единого верного и рекомендованного шаблона доверенности на получение ЭЦП. Акт о передаче полномочий может быть составлен в произвольной форме на бланке компании или простом бумажном листе стандартного формата.
Права и полномочия сторон
В доверенности желательно указать права и обязанности доверенного. К ним относят:
- сохранение конфиденциальности ключа ЭЦП;
- подачу заявление на отзыв сертификата ЭЦП в случае компрометации ключа;
- сбор и передачу документов, нужных для получения ЭЦП;
- подпись и иную форму визирования деловых бумаг для получения ЭЦП.
Также нужно указать не только право получения ключа ЭЦП, но и всех сопроводительных документов и средств ЭЦП. Без указания этой информации удостоверяющий центр вправе отказать в выдаче сертификата электронной подписи.
Если доверенное лицо, получающее ЭЦП, наделяется правом ее использования в дальнейшем, то это также можно указать в теле документа.
Как составляется и для кого
Доверенность можно составить на любого сотрудника, а также на стороннюю организацию, на физическое или юридическое лицо. Обычно оформлением подобных документов занимается юридический отдел. Роль генерального директора в процессе составления ограничивается лишь заверением документа подписью и печатью.
Использование электронной цифровой подписи руководителя
На практике простая электронная подпись руководителя – это его авторизация на сайтах или, например, в соцсетях от имени компании. Образцом ЭЦП такого вида может служить адрес электронной почты. Усиленная неквалифицированная подпись может использоваться для заверения внутренних бумаг компании. Чтобы иметь возможность дистанционно подписывать документы и заключать соглашения, руководителю организации придётся получить усиленную квалифицированную электронную подпись.
Усиленная квалифицированная электронная подпись руководителя компании позволяет ему, не выходя из кабинета, взаимодействовать с ведомствами, госорганами, организациями и порталами, решая удалённо практически любой вопрос. Электронная подпись даёт возможность заключить договор с субподрядчиком и контрагентом, участвовать в электронных торгах, создать профиль компании в государственной информационной системе.
Структура доверенности
Акт передачи прав на получение сертификата ключа ЭЦП должен включать:
- реквизиты организации;
- дату составления;
- адрес составления.
Название фирмы или предприятия должно соответствовать Единому государственному реестру юридических лиц. Также обязательно указывают:
- ФИО владельца подписи и его доверенного;
- паспортные данные, включая адрес регистрации, владельца ЭЦП и его доверенного;
- должность владельца подписи и его доверенного.
Дополнительно прописывают название УЦ, который будет заниматься изготовлением электронной подписи и ее средств (Тензор, Контур, Союз и т.д). Заверяют доверенность подписью генерального директора и поверенного, а также печатью (при наличии).
Правила для формулировок
Юридическую силу имеет только документ, составленный в письменной форме. Поскольку в Федеральном Законодательстве требования к акту на получение ЭЦП отсутствуют, для оформления документа используют правила и требования Гражданского Кодекса РФ (ст.186).
Срок действия
Согласно ГК РФ срок действия генеральной, бухгалтерской доверенности или доверенности иного типа не может превышать 3 лет с момента ее подписания. Если доверенность составлена без даты оформления, то она признается недействительной.
Образец заполнения Доверенности для получения ЭЦП на физическое лицо
Автоматически прекращается действие документа по следующим причинам:
- истечение срока;
- отмена доверенности доверителем (при помощи соответствующих заявлений);
- отказ доверенного лица выполнять свои полномочия;
- прекращение деятельности организации;
- ликвидация юридического лица;
- смерть доверенного лица или доверителя, а также признание недееспособности, ограниченной дееспособности;
- признание доверенного лица или доверителя безвестно отсутствующим.
Обычно доверенность на получение ЭЦП составляется на срок 1 год, т.к. подпись действительна в течение этого срока. Если документ не включает пункта об использовании ЭЦП, то срок его действия может быть продлен до 3 лет.
Заверение у нотариуса
Гражданский Кодекс РФ (п.4 ст. 185.1) говорит о том, что составленная юрлицом доверенность визируется подписью руководителя организации или его уполномоченного лица согласно учредительным документам и законодательству.
Доверенность на получение сертификата ключа ЭЦП от имени физического лица подписывается личной подписью сторон с указанием полных ФИО. Дополнительное заверение у нотариуса не требуется.
Особенности использования ЭД
Готового файла недостаточно для начала работы в новом формате. Представитель компании утверждает действия на торговой площадке своей цифровой подписью, а ЭД подтверждает законность его действий от лица фирмы.
Это значит, что сотрудникам необходимо оформить ЭЦП на свое имя, чтобы работать с тендерами. В противном случае руководителю фирмы придется совершать действия на ЭТП самостоятельно.
Разбираемся, можно ли отправить доверенность по электронной почте: после выгрузки файла на ПК пользователя или флэш-носитель его используют по необходимости. Например: прикладывают к тендерной заявке. Технические параметры файла с ЭД не препятствуют его отправке.
Инструкция по составлению
Составляя бланк доверенности, нужно понимать, кто будет передавать свои права на получение цифровой подписи. В любой компании установлено несколько руководящих должностей, и при оформлении акта о передаче прав часто допускается ошибка в выборе лица, делегирующего свои права. Лучше, если доверенность будет составлена от имени генерального директора. Также можно оформить акт передачи права получения ЭЦП от имени должностного лица, занимающегося подписанием соглашений и представляющих компанию на переговорах и т.д. Формулировка обязательно должна отражать в простой и понятной форме факт передачи полномочий по получению подписи для совершения необходимых действий и сделок от имени доверителя.
Образец 2 Доверенности на получение ЭЦП
Шапка
При оформлении документа в шапке прописывают данные о владельце ЭЦП:
- название организации или ФИО физического лица;
- адрес (для физических лиц возможно указание адреса фактического проживания);
- контактные данные.
Для физических лиц также обязательно указание ИНН.
Основная часть
Далее следует прописать:
- номер доверенности;
- дату и место составления;
- данные о доверенном лице;
- данные о доверителе;
- основания, которые дают право делегирования получения подписи.
Также в основной части прописывают сроки действия документа и проставляют образцы личной подписи доверителя и доверенного.
Передача полномочий
Пункт о передаче прав также является желательным при составлении документа. В нем прописывают возможные действия доверенного лица, к которым относится как подпись деловых бумаг, так и заключение договоров, продление срока действия сертификата ЭЦП, передача сертификата другому лицу и т.д.
Заключение
В заключительной части документа ставят подписи руководитель организации и доверенное лицо с обязательным указанием полных ФИО. Возможность передоверия указывается при необходимости.
Сервисы онлайн для передачи прав
В качестве образца сервиса, где можно оформить доверенность на получение ЭЦП онлайн и сам сертификат, рассмотрим Тензор, Росказну, СБИС и Тинькофф. Оформление документа, передающего полномочия на получение цифровой подписи, в каждом из них имеет свои особенности.
Тензор
В этом сервисе онлайн можно подать заявку и цветные скан-копии необходимых для получения сертификата бумаг, но сам сертификат выдаётся только лично владельцу.
Росказна
Чтобы получить ЭЦП в казначействе, поверенный должен представить:
- Заявление, подтверждённое печатью организации и подписью её руководителя.
- Оригинал паспорта или заверенную копию.
- Согласие на обработку персональных данных.
- Документ, удостоверяющий право юр лица-доверителя на владение ЭЦП.
- Доверенность.
- ОГРН и ИНН компании.
СБИС
Оформление электронной цифровой подписи в СБИС происходит примерно так же. Представители этого сервиса требуют предоставления цветных сканов и фотографий документов, обращают внимание на их состояние. Вместо скана паспорта здесь примут также скан его заверенной копии (копия должна быть завизирована нотариусом не ранее, чем месяц назад). Иностранец может подать документы, предварительно сделав их перевод, удостоверенный в нотариальной конторе. Если доверенность выписана не на фирменном бланке компании и не заверена её печатью, с собой поверенному нужно взять устав или документ, подтверждающий факт постановки на учёт в ФНС.
Тинькофф
Здесь достаточно просто оставить заявку на получение ЭЦП. Сотрудники компании сами приедут и привезут всё, что нужно, чтобы оформить сертификат.
Образцы документов
Образец для скачивания доверенности на получение ЭЦП для юридических лиц и ИП
Образец заполнения документа
Образец бланка доверенности на получение электронной подписи
Возможность проверки ЭЦП
Чтобы проверить подлинность любой электронной подписи на полученном документе, предусмотрены специальные утилиты. Их можно инсталлировать на свой компьютер, что целесообразно при регулярном применении, или применять онлайн. При оформлении ЭЦП в Удостоверяющем центре поинтересуйтесь возможностью получить такую программу (скорее всего, вам ее предложат в рамках оказания услуг).
Для проверки ЭЦП она копируется из документа и помещается в программу. Некоторые проверочные программы имеют возможность исследовать ЭЦП не по одной, а обрабатывать большие массивы документации, что очень удобно и значительно экономит время.
Что разрешено при составлении доверенности
СБИС (Сеть Деловых Коммуникаций) приводит список случаев, когда доверенность не может быть принята удостоверяющим центром. К ним относят:
- указание только инициалов владельца ЭЦП или его доверенного лица;
- указание в одном документе двух и более доверенных лиц;
- несовпадение подписи доверителя/поверенного в паспорте и в документе;
- заполнение данных разными ручками или почерками;
- отсутствие печати компании или ИП.
Удостоверяющий центр может отказать в принятии документа, если он не содержит дату составления или его срок действия уже закончен. Также сотрудники центра вправе отказать в принятии доверенности, если в нее были внесены изменения после ее составления.
Как правильно составить доверенность на получение ЭПЦ в 2022 году
Любая организация имеет право составлять данный документ самостоятельно. Но если составитель является юридическим лицом, для него тоже существуют определенные правила. Бумага должна соответствовать всем нормам, касательно смысла, формальных моментов и прочее. Чтобы правильно все оформить существует некий шаблон:
- Шапка. В ней докладно указываются реквизиты сторон. Полная информация по фирме, место и дата регистрации, ИНН и инфа о физических лицах.
- Основная часть. Тут подробно должна быть изложена информация о человеке и на каких основаниях он получает право на электронную подпись. Важным пунктом, о котором не стоит забывать считается дата окончания действия полномочий уполномоченного лица, а также полный список действий, которые может доверенный совершать.
- Заключительная часть. Полные названия и данные сторон заключаемого документа и подписи всех участников.
Удостоверяющий центр может отказать представителю в полномочиях если:
- Документ имеет реквизиты только владельца или представляющего лица
- Указано несколько человек в одном доверительном документе
- Подписи рознятся – к примеру, в паспорте одна подпись, а на бумаге другая
- В случае если информация и реквизиты обеих сторон, заполнены разными прочерками или не одинаковыми ручками (другой цвет пасты)
- Когда у юридического лица отсутствует печатка
- Если в бумаге нет хотя бы одного пункта
Юридическую силу имеет только бумага, которая составлена в письменном виде. Рассматривая законы можно заметить, что при составлении акта на получение нет основных законных требований, потому нужно придерживаться правил гражданского кодекса и ст. 186.
Отличие доверенностей для физических и юридических лиц
Доверенность на получение электронной цифровой подписи и для физических, и для юридических лиц оформляется по одному бланку или шаблону. Разница заключается лишь в указанной информации.
Если акт передачи права получения цифровой подписи оформляется на другую организацию, то в нем прописывают данные юридического лица: адрес, правовую форму, контактные данные, реквизиты. Также обязательно указать должность и ФИО контактного лица, полномочия и обязанности стороны.
Образец заполнения Доверенноти на получение ЭЦП для юридического лица
При составлении акта передачи права на получение (и использование) ЭЦП для физлица указывают только паспортные данные доверенного, контактную информацию, СНИЛС и ИНН. Из общей информации обязательно заполняют права и полномочия сторон, обязанности по сохранению конфиденциальности ключа в тайне, а также сроки действия доверенности.
Составление доверенности на получение ЭЦП является частой практикой в организациях, т.к. генеральный директор или его уполномоченное лицо физически не могут контролировать все процессы. Обычно оформлением документа занимается юридический отдел, а отсутствие единых законодательных требований позволяет составить доверенность в произвольной форме. Структура акта о передаче прав на получение ЭЦП содержит полномочия доверенного лица и его обязанности, реквизиты сторон, контактные данные и возможность передоверия. Дата составления является единственным обязательным атрибутом, т.к. без нее документ теряет юридическую силу и признается недействительным. Для организаций и физлиц доверенность составляется по одному шаблону, разница состоит лишь в указанных данных. Заверять документ у нотариуса необязательно, т.к. он визируется личной подписью и печатью ИП или руководителя организации.
Где понадобится ЭД
Участие в тендере предполагает подачу заявки в электронном виде. В исключительных случаях — на бумаге (закрытые процедуры, едисточник). Также компании делают ценовые предложения в ходе торгов.
Руководитель компании передает полномочия тендерному специалисту, чтобы тот действовал от лица компании. Иногда поставщик нанимает тендер-эксперта или заключает договор с консалтинговой компанией на тендерное сопровождение. Во всех случаях понадобится доверенность (ст. 27 44-ФЗ).
До недавнего времени участники закупок предоставляли документ в составе тендерной заявки в виде скана или оригинала. При подаче документов действие подтверждалось цифровой подписью.
По новым требованиям, представитель фирмы подтверждает законность своих действий при участии в закупках электронной доверенностью, подписанной ЭЦП, а не сканом бумажного документа.
Также ЭД понадобится для получения посылок, работы нотариуса и других действий, которые совершает сотрудник организации по поручению работодателя. Например: доверенность в электронном виде на получение товара позволит провести приемку груза.
ЭД заверит бумажную для юридических лиц, физлиц и ИП.
Новые правила станут обязательными с 01.03.2022, но, по информации от РБК, предполагается, что власти перенесут срок на 2023 год. А весь 2022 год машиночитаемые доверенности будут применяться в добровольном порядке.
ВАЖНО!
Когда на торговой площадке работает руководитель фирмы, ЭД не нужна.