Проведение ликвидации объектов основных средств
Ликвидация основного средства – стандартная процедура на предприятии, которая проводится ввиду физического износа, когда технические характеристики имущества перестают отвечать необходимым требованиям. Министерство финансов дает методические указания на правила проведения ликвидации. Они утверждены приказом №91н от 13 октября 2003 года. Рассмотрим поэтапно процедуру ликвидации:
- Определить, в каком состоянии находится объект ОС;
- Зафиксировать обнаруженные отклонения и степень износа в актах;
- Запросить и получить разрешение списать основное средство;
- Провести списание ОС в бухучете;
- Осуществить демонтаж основного средства и разборку на детали, запасные части;
- Произвести утилизацию объекта ОС.
Руководитель принимает и оформляет решение по созданию специальной ликвидационной комиссии. Члены комиссии и решают что делать дальше с износившимся основным средством. Ликвидационная комиссия:
- оценивает техническое состояние ОС;
- принимает решение о целесообразности его дальнейшего использования на предприятии.
Если комиссия решила, что объект пора ликвидировать, то составляется заключение о нецелесообразности применения объекта на производстве в будущем.
Затем руководитель организации издает приказ о том, что эксплуатация основного средства должна быть прекращена, а сам объект должен быть ликвидирован. На основании этого приказа необходимо списать объект по его первоначальной стоимости, а также снять с учета и накопленную амортизацию.
Как оприходовать запчасти и материалы
Ликвидация может осуществляться разными методами, один из которых – демонтаж. Демонтировать объект можно самостоятельно силами специалистов организации, а можно привлечь подрядчиков.
Бухучет при списании ОС После того, как демонтаж проведен, важно правильно отразить в учете все доходы и расходы. Прочих доходов у нас не будет, ставим ноль. В прочих расходах нужно отразить остаточную стоимость основного средства и расходы, понесенные на проведение ликвидации. После проведения демонтажа в бухучете необходимо правильно отразить как доходы, так и понесенные расходы.
Как разобраться с пообъектным учетом ОС и не сойти с ума
Избавиться от проблем, связанных с расчетом ликвидационной стоимости, разобраться в тонкостях пообъектного учета ОС по ФСБУ 6/2020, узнать, как сформировать учетную политику вы сможете на семинаре, который проведет опытнейший лектор-практик Климова М. А.
29 октября 2022 года Пообъектный учет ОС и подходы к определению и пересмотру СПИ
Оформить заявку на участие в онлайн-семинаре →
Оценка стоимости оставшихся материалов и запчастей для учета
Если оставшиеся после демонтажа материалы и запчасти пригодны для дальнейшего использования, то принимать их к учету нужно по рыночной цене. При этом цена должна быть подтверждена справкой.
В справке указывается среднерыночная стоимость аналогичных материалов и запасных частей. Подготовить такой документ может эксперт специализированной организации или же профильный сотрудник предприятия. Если анализ проводит сотрудник, то он должен проанализировать цены на рынке на подобные материалы и сделать заключение, в котором необходимо дать обоснование предлагаемой цене.
Заморочка 2: загадочная амортизация
С амортизацией новый стандарт тоже «преуспел». Судите сами: по новым правилам компания самостоятельно определяет формулу расчета суммы амортизации. При этом начислять амортизацию нужно таким образом, чтобы ее суммы за одинаковые периоды уменьшались по мере истечения СПИ объекта.
Читать и понять все это уже сложно, а ведь еще надо эту формулу вывести. Как будут оценивать придуманную бухгалтером формулу налоговики? Можно ли применять прежний алгоритм расчета из ПБУ 6/01? Стандарт на этот счет молчит.
Другая непонятность с амортизацией — как определить момент, когда ее не надо больше начислять. По ФСБУ 6/2020 амортизацию по ОС прекращают начислять с момента списания его с бухгалтерского учета. И опять стандарт молчит о важных для бухгалтера вещах — когда же этот самый момент наступает?
Хорошо хоть разработчики стандарта позволили наряду с новыми правилами начинать и заканчивать начисление амортизации по прежним нормам: с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия к учету, или списания с него (пп. «а» и «б» п. 33 ФСБУ 6/2020).
Отражение в учете материалов и запчастей после демонтажа
Все, что осталось после демонтажа, можно использовать в деятельности организации, а можно продать.
Отражаем поступление материалов и запчастей Чтобы отразить поступившие материалы в результате демонтажа основного средства, нужно сделать такую проводку: Дебет 10 кредит 91-1
Если оставили материалы себе Если все же принято решение использовать запчасти материалы далее в своем же производстве, то делаем такую проводку: Дебет 20/25/25 кредит 10
Если реализовали материалы Если материалы будут проданы, то возникнет выручка и прочие расходы в той сумме, за которую они были реализованы. Как отражаем в учете: Дебет 62 кредит 91-1 Дебет 91-2 кредит 10.
Налоги на оприходованные материалы
Все доходы и расходы, возникающие при демонтаже основного средства, должны быть учтены при расчете налога на прибыль организаций.
Как ведем налоговый учет в случае списания ОС:
- Внереализационные доходы: запчасти, материалы, иное имущество, которое получено при демонтаже ОС;
- Внереализационные расходы: все расходы на ликвидацию объекта ОС, недоначисленная амортизация;
- Метод начисления: на дату составления акта ликвидации;
- Кассовый метод: на дату принятия имущества к учету.
Таким образом, все затраты, понесенные предприятием на ликвидацию основного средства, в учете нужно отнести на внереализационные доходы (статья 265 налогового кодекса). Аналогично списываем оставшуюся стоимость основного средства, который выводится из эксплуатации.
Демонтаж основных средств: как правильно проститься с выбывающим объектом?
Практически в каждой организации наступает момент, когда основное средство физически или морально устарело и не пригодно для дальнейшего использования. Тогда встает вопрос о его ликвидации.
Одним из способов ликвидации имущества является демонтаж, причем он может быть выполнен как собственными силами, так и с помощью сторонней организации. В первом случае, если демонтаж проводят сотрудники организации, начисленная им заработная плата отражается в расходах на оплату труда в общем порядке (ст. 255 НК РФ). Но если предстоят сложные работы по ликвидации объекта основных средств, то целесообразнее воспользоваться услугами сторонних организаций. При этом часто возникают вопросы о возможности отнесения стоимости работ по демонтажу на расходы при определении налогооблагаемой базы, и о моменте списания данных расходов.
Что и когда включать в расходы?
В Налоговом кодексе РФ указано, что расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, в том числе и на их демонтаж, включаются в состав внереализационных (пп. 8 п.1 ст. 265 НК РФ). Следовательно, если демонтаж основного средства проводит подрядная организация, то затраты можно безоговорочно отнести на внереализационные расходы.
Но вот определение момента списания данных расходов вызывает некоторые сложности, ведь зачастую процесс ликвидации основного средства может начаться в одном налоговом периоде, а закончиться в другом.
С одной стороны, датой осуществления расходов на оплату работ, выполненных сторонней организацией, признается дата расчетов согласно заключенным договорам либо дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для проведения расчетов, а также последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). То есть, датой учета затрат может быть дата подписания акта выполненных работ.
И в то же время, в случае, если расходы на демонтаж являются неотъемлемой частью расходов на ликвидацию, то такие расходы не могут быть списаны прежде, чем процесс ликвидации данного имущества завершится полностью. Следовательно, затраты на демонтаж основного средства могут быть списаны только после оформления акта о списании объекта основных средств (форма № ОС-4) и подписания его всеми членами ликвидационной комиссии. Об этом говорится в пункте 1 статьи 272 НК РФ, согласно которому расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся.
В судебной практике по этому вопросу тоже нет единого мнения. В одних случаях суд встает на сторону налогоплательщика и признает за ним право на списание расходов на демонтаж до полного завершения его ликвидации (например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.07.11 № Ф07-6259/11 по делу № А56-49067/2010). В других же – соглашаются с налоговиками в том, что расходы, возникающие в период ликвидации, не могут быть учтены в целях налогообложения ранее полного завершения процедуры ликвидации (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.10 по делу № А27-6662/2009).
Таким образом, во избежание налоговых рисков, организации целесообразнее принять решение о списании расходов на демонтаж основных средств только после завершения процесса ликвидации.
Можно ли принять к вычету НДС?
При ликвидации основных средств необходимо обратить внимание на некоторые важные моменты, связанные с вычетом НДС по демонтажным работам.
Чиновники настаивают на том, что суммы налога, предъявленные подрядными организациями по выполненным работам, связанных с демонтажем основных средств, к вычету не принимаются. Они объясняют это тем, что демонтаж (ликвидация) основных средств объектом обложения налогом на добавленную стоимость не является (письма Минфина России от 17.09.10 № 03-07-11/382, от 22.10.10 № 03-07-11/420, от 02.11.10 № 03-03-06/1/682).
Такой же позиции придерживаются и некоторые суды. В постановлении ФАС Московского округа от 14.05.09 № КА-А40/3703-09-02 отмечено, что расходы по демонтажу не связаны с операциями, признаваемыми объектами обложения НДС и, следовательно, суммы НДС, уплаченные подрядным организациям за демонтажные работы, не могут быть приняты к вычету.
И в то же время, Президиум ВАС РФ в 2010 году принял решение по аналогичному вопросу в пользу налогоплательщиков (постановление от 20.04.10 № 17969/09), в котором отметил, что пункт 2 статьи 170 НК РФ предусматривает случаи учета сумм НДС в стоимости товаров (работ, услуг), и из данного пункта не следует, что операции по ликвидации объекта основных средств относятся к этим случаям. Поэтому НДС по демонтажным работам не мог включаться в состав внереализационных расходов, уменьшающих базу, облагаемую налогом на прибыль, и организация этот НДС могла принять к вычету.
Учитывая то, что письма Минфина датированы более поздними числами, чем постановление Президиума ВАС РФ, можно сделать вывод, что чиновники будут и в дальнейшем настаивать на своей позиции. А это означает, что убедить налоговиков в своем праве на вычет НДС по демонтажным работам у налогоплательщиков вряд ли получится, но при этом есть все шансы на победу в суде.
Как оприходовать материалы, полученные при демонтаже?
После демонтажа остаются детали основного средства, которые можно либо продать, либо использовать в дальнейшей деятельности организации. Но предварительно их надо оприходовать. Согласно пункту 79 Методических указаний по учету основных средств, оставшиеся материалы и запчасти приходуются по текущей рыночной стоимости на счетах бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 13 статьи 250 НК РФ, стоимость материалов или иного имущества, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, признается внереализационным доходом. Оценка такого дохода проводится исходя из рыночных цен с учетом положений статьи 40 Налогового кодекса РФ (п. 5 ст. 274 НК РФ). При этом датой получения такого дохода является дата составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного в соответствии с требованиями бухгалтерского учета (пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ).
В бухгалтерском учете доход, рассчитанный по рыночной стоимости материалов, полученных при демонтаже, отражается проводкой:
Дебет 10 Кредит 91
— оприходованы материалы (металлолом) по рыночной стоимости.
Необходимо остановиться еще на одном моменте: если детали, полученные при демонтаже, невозможно продать или использовать в производстве, то их также необходимо учитывать по рыночной стоимости в составе внереализационных доходов, независимо от их использования или неиспользования в производстве (письмо Минфина РФ от 19.05.08 № 03-03-06/2/58).
В том случае, если в дальнейшем указанные материалы будут использованы при производстве продукции или реализованы, их стоимость, то есть сумму, учтенную в составе внереализационных доходов, можно будет включить в расходы в соответствии с п.2 ст. 254 НК РФ.