Основания для отказа в приёме налоговой отчётности с 1 июля 2022 года


Основания для отказа в приёме налоговой отчётности с 1 июля 2022 года

Если прочесть п. 4.1 ст. 80 Налогового Кодекса Российской Федерации, то становится ясным, что отчётная документация может и будет считаться непредставленной в том случае, когда при осуществлении проведения процедуры камеральной проверки будет установлено хотя бы одно из таковых обстоятельств, как:

  • Подписание налоговой декларации или расчёта было произведено лицом, которое не было уполномочено руководством организации на осуществление таковых действий;

ВНИМАНИЕ! Если декларацию в налоговый орган подаёт представитель плательщика налогов, обязательно подтверждение полномочий данного представителя путём предоставления налоговикам соответствующего документа, подтверждающего права и полномочия представителя.

ВАЖНО! Со второго полугодия 2022 года допустимо предоставление такого документа в электронной форме при условии, что он будет подписан усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя (новая редакция п. 5 ст. 80 НК РФ). Формат такого документа и порядок его направления утвердит ФНС.

  • дисквалификация физического лица, ранее имевшего права и полномочия на основании соответствующей документации, совершать те или иные действия в интересах налогоплательщика. При этом следует обращать внимание на срок установления дисквалификации
  • достоверная информация о смерти лица, усиленной квалифицированной электронной подписью которого подписана налоговая отчётность
  • наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений в отношении руководства, подписавшего декларацию
  • наличие в ЕГРЮЛ записи о реорганизации или ликвидации в отношении организации
  • присутствие ошибочных сведений или произведение неверных расчётов по страховым взносам, указанным в п. 7 ст. 431 НК РФ
  • несоответствие показателей декларации по НДС контрольным соотношениям

В случае когда отчётная документация была признана непредставленной, моментально наступает отмена проведения камеральной проверки данной декларации. Если декларация, получившая статус непредставленной была уточнённой, то параллельно с отменой камеральной проверки происходит возобновление процедуры проверки исходника или предыдущей «уточнёнки».

ВАЖНО! Срок проведения камеральной проверки по признанной непредставленной декларации, не входит в срок возобновленной проверки (новая редакция п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Если декларация получает статус непринятой, то плательщик налогов, сдавший данную декларацию, получит уведомление о непринятии документации от налоговых инспекторов в срок не более 5 дней с момента обнаружения соответствующего обстоятельства (новый п. 4. 2 ст. 80 НК РФ).

ВНИМАНИЕ! В случае выявления в декларации по НДС расхождений с контрольными соотношениями, уведомление будет направлено налогоплательщику не позднее дня, следующего за днем подачи декларации и оно будет исключительно в электронной форме.

После получения уведомления о признании отчётности несданной, плательщик налогов будет обязан осуществить подачу исправленной декларации по НДС в пятидневный срок с даты направления уведомления. В случае нарушения срока, датой представления отчётности станет дата подачи декларации, которая была признана непредставленной (п.п. 5.3 и 5.4 ст. 174 НК РФ).

Новые правила будут применяться в отношении деклараций (расчётов), направленных во втором полугодии 2022 года.

Главная





Приветствуем Вас на сайте Онлайн школы «Стань Главбухом!»

07.01.2020г.

Изменения Налогового кодекса РФ,

Отмечаем, что во 2 часть НК РФ внесено более 300 изменений. В данной обзоре приведены те, которые актуальны для большинства компаний.

В отдельных случаях в данном обзоре будут приведены интересные судебные акты ВС РФ.

По нашему мнению, они могут представлять интерес при защите в налоговых спорах, в т.ч. на досудебном этапе.

Здесь хочется напомнить о позиции Минфина РФ, изложенной в Письме от 07.11.2013г. № 03-01-13/01/47571 о том, что территориальные налоговые органы при применении налогового законодательства должны руководствоваться решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, в т.ч. в случаях, когда позиция Минфина не согласуется с указанными судебными актами. (В Письме от 02.10.2019 N 03-03-06/1/75684 Минфин РФ напомнил о необходимости учитывать данную позицию).

НДФЛ

Очень интересные изменения коснулись главы НДФЛ.

Есть изменения норм, регулирующих налогообложение НДФЛ операций с недвижимостью. Но они здесь не освещены, поскольку полагаем, что указанная тема требует отдельного обзора.

Например, появилась новая ст. 214.10 НК РФ. В данной статье теперь нормы про понижающие коэффициенты и кадастровую стоимость продаваемого объекта недвижимости.

А также условие о том, что налоговая инспекция вправе самостоятельно производить начисление НДФЛ в случае, если физлицо не предоставило декларацию. При этом используются данные, имеющиеся у налоговой инспекции.

В рамках НДФЛ хочется отметить п. 4 ст. 80 НК РФ, который дополнен положениями о том, что налоговая декларация по НДФЛ может предоставляться физ.лицами через МФЦ. Для этого декларация предоставляется на бумажном носителе.

Основные поправки в главу НДФЛ, которые более интересны организациям.

Проникнуться их значением очень важно, поскольку в отдельных случаях новое положение налоговых агентов и физлиц явно ухудшается.

Но маловероятно, что суды и налоговые органы именно так будут трактовать изменения в те статьи Главы 23 НК РФ, о которых я буду говорить. Потому что всегда можно применить тезис о том, что на недобросовестных налогоплательщиков и налоговых агентов гарантии не распространяются.

А теперь по порядку…

1. Мы привыкли, что в общем случае уплата НДФЛ за счет средств налогового агента не допускается. Это положение продолжает действовать.

Однако с 2022 г. пунктом 9 ст. 226 НК РФ установлена возможность уплаты НДФЛ за счет средств налоговых агентов в случае доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки.

При этом согласно новому абзацу п.5 ст. 208 НК РФ такие суммы НДФЛ не признаются доходами физ.лица.

Пункт 3 ст. 45 дополнили пп. 9, в соответствии с которым обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня предъявления налоговым агентом в банк поручения на перечисление указанной суммы НДФЛ.

Предлагаю Вам задуматься над этим положением и прокомментировать. Существуют ли негативные последствия для налогоплательщика в случае, если налоговый агент не оплатит НДФЛ, начисленный по результатам проверки.

2. Образно говоря, п. 5 ст. 223 НК РФ путем изменений в 2 нормы разбили на 2 части.

И так, в 2022г. пп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ звучал так: дата фактического получения дохода определяется как день списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации, являющейся взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику.

С 2022 пп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода определяется как день прекращения полностью или частично обязательства налогоплательщика по уплате задолженности в связи с признанием такой задолженности в установленном порядке безнадежной к взысканию.

Т.е., здесь нет уже речи о моменте списания с баланса. А также о взаимозависимости.

А почему ? Да потому, что с 2022 г. статья 217 НК РФ (т.е. необлагаемые НДФЛ доходы) дополнена п. 62.1, в котором указано, что долг физ.лица перед кредитором (организацией или индивидуальным предпринимателем) не признается налогооблагаемым НДФЛ доходом в случаях признания задолженности безнадежной к взысканию в установленном порядке.

При одновременном соблюдении следующих условий:

налогоплательщик не является взаимозависимым лицом с кредитором и (или) не состоит с ним в трудовых отношениях в течение всего периода наличия обязательства;

такие доходы фактически не являются материальной помощью либо формой встречного исполнения.

Напомню, что перечень оснований признания задолженности безнадежной приведен в п. 2 ст. 266 НК РФ и включает, например, истечение срока исковой давности или факт невозможности взыскания, подтвержденный постановлением пристава.

Что в итоге мы получаем с 2022г.:

Работник не вернул деньги, полученные в подотчет.- Налогооблагаемый доход, т.к. есть трудовые отношения.

Не работник и не взаимозависимое лицо не вернуло деньги по договору займа – не налогооблагаемый доход.

Здесь необходимо сказать о тех последствия для налогового агента, которые порождают данные нормы.

И именно.

В случае, если списанная безнадежная задолженность становится доходом физлица у налогового агента возникает обязанность либо удержать сумму налога при выплате ближайших доходов либо при отсутствии выплаты доходов – уведомить налоговую инспекцию о невозможности удержать налог.

Уведомление осуществляется путем предоставления в налоговую справки по форме 2-НДФЛ не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. В том же порядке необходимо уведомить налогоплательщика о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Ответственность за непредоставление или нарушение срока предоставления такой справки установлена ст. 126 НК РФ — штраф в размере 200 руб. за каждое непредставленное сообщение. Кроме того, должностное лицо будет привлечено к административной ответственности по ст. 15.6 КоАП РФ – в виде штрафа до 500 руб.

На заметку.

В соответствии с п. 6 ст. 228 НК РФ физлицо, получившее сведения о том, что у него не удержан НДФЛ производит оплату налога не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. И делает он это на основании уведомления об уплате налога, которое д.б. направлено налоговым органом.

Одновременно в п.2 ст. 229 НК РФ лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства. При этом согласно п. 4 ст. 228 НК РФ оплата НДФЛ должна производиться до 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Т.е. получается разница по срока уплаты налога. – 1 декабря либо 15 июля.

И есть Письмо Минфина РФ от 10.12.2018г. № 03-04-05/89331, в котором указано, что если налогоплательщик не дожидается уведомления от налоговой инспекции, а самостоятельно подает декларацию , он должен оплатит налог до 15 июля. А не дожидаться 1 декабря.

Т.е., проявив ответственность и добросовестность, физлицо приближает срок уплаты налога на 3,5 месяца. Игнорирование данных положений может привести к начислению пени.

Полагаем, что есть смысл уведомить получателей дохода о таком риске при направлении уведомления о невозможности удержания НДФЛ.

Небольшое отступление.

Поскольку вопрос удержания налога из последующих выплат не столь однозначен. Нужно учитывать, что статьей 138 ТК РФ установлены ограничения 20%, в исключительных случаях 50 % от суммы заработной платы. Касаются эти ограничения только выплаты заработной платы.

И не касаются иных выплат. Например дивидендов.

Соответствующие разъяснения даны в Письме ФНС России от 26.10.2016г. № БС-4-11/[email protected]

Например, типичная ситуация. Директор и учредитель в одном лице берет в подотчет и не отчитывается. 01.02.2020г. истекли как раз 3 года – срок исковой давности. У этого лица возник налогооблагаемый доход. НДФЛ составляет 100 руб. 05 .02.2020г. ему выплачиваются дивиденды в размере 100 рублей. Фактически он ничего не получит. Т.к., за счет всех 100 руб.дивидендов организация должна удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет

Также в отношении взаимозависимости необходимо иметь в виду положения п. 7 ст. 105.1 НК РФ о том, что при определенных условиях суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 2 ст. 105.1 НК РФ.

И поскольку мы здесь говорили о сроке исковой давности, здесь нужно напомнить о возможности прерывания срока исковой давности в соответствии со ст. 203 ГК РФ.

И отметим, что примеры оснований для прерывания исковой давности приведены в Постановлении Пленума ВС РФ от 29.09.2015г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности».

В п. 20. Данного постановления сказано, что к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, в частности, могут относиться: признание претензии; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа); акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом. —

3. Ранее по договорам купли-продажи ЦБ налоговыми агентами признавались лица, указанные в п. 2 ст. 226.1 НК РФ. В т.ч., депозитарии, брокеры, доверительные управляющие и т.п.

Согласно пункту 1 ст. 226 НК РФ с 2022г. помимо указанных лиц, налоговыми агентами при осуществляющие выплаты по договорам купли-продажи (мены) ценных бумаг признаются также иные российские организации и индивидуальные предприниматели.

При этом они могут учитывать фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы физлица на приобретение и хранение ЦБ.

Здесь же указан перечень необходимых документов.

4. Пункт 7 ст. 226 НК РФ дополнен положением о том, что организации, имеющие несколько ОП на территории одного МО вправе перечислять НДФЛ в бюджет по месту нахождения одного из таких ОП.

Также если на территории одного МО находится как Организация , так и ОП, то она вправе перечислять весь НДФЛ в бюджет по месту нахождения организации.

Отдельно описан порядок применения данной нормы.

5. С 2022 г. у физ.лиц отсутствует обязанность предоставлять в налоговую инспекцию декларацию о предполагаемом доходе.

С 01.01.2020г. указанные налогоплательщики по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев исчисляют сумму авансовых платежей исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, профессиональных и стандартных налоговых вычетов, а также с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей (п.7 ст. 227 НК РФ).

Авансовые платежи уплачиваются не позднее 25-го числа месяца, следующего соответственно за отчетным периодом.

8. В пункте 2 ст. 230 НК РФ изменены сроки предоставления отчетности (сдвинули на месяц раньше на 1 марта вместо 1 апреля). Указывает, что на бумажном носителе может предоставляться отчетность при численности не более 10 чел.

Страховые взносы

1. В п.10. ст. 431 НК РФ применяемый ранее предел 25 человек снижен до 10 – для случаем предоставления расчета по страховым взносам в бумажной форме.

2. в п. 11 ст. 431 НК РФ, теперь смысл таков:

Уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями

— по месту их нахождения и

— по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее в настоящей статье — обособленные подразделения),

Есть исключения, предусмотренные п. 14 ст. 431 НК РФ.

Соответственно внесены изменения в пп.7 п. 3.4. ст. 23 НК РФ, согласно которым с 2022г. плательщики страховых взносов обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации о наделении ОП полномочиями (о лишении полномочий) начислять и производить выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц. Это касается ОП, созданного на территории РФ, которому открыт счет в банке. И уведомление необходимо производить в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий).

Ранее не был сделан акцент о наличии счета в банке.

3.С 01.01.2020г. величина МРОТ составит 12 130 руб.

4. Возрастет предельная база по страховым взносам.

Предельная база по страховым взносам на случай ВНиМ составит 912 тыс. руб., а по взносам на ОПС — 1 292 тыс. руб. Для сравнения: на 2019 год эти лимиты — 865 тыс. руб. и 1 150 тыс. руб. соответственно. (Постановление Правительства РФ от 06.11.2019г. № 1407).

Письма ФНС РФ

Также хочется отметить, что согласно Концепции 2007г. к налоговым рискам относятся показатели выплаты заработной платы ниже среднего уровня по отрасли в регионе.

В Письмах от 17.10.2019г. №№ БС-4-11/[email protected] и БС-4-11/[email protected] ФНС РФ поручает нижестоящим налоговым инспекциям проверять этот показатель.

По мнению ФНС РФ, отклонение величины средней заработной платы от средней заработной платы в субъекте РФ по соответствующей отрасли экономики, может свидетельствовать о намеренном занижении налоговой базы по НДФЛ и страховым взносам.

Сейчас трудно сказать как это будет доказываться.

Но отмечаем, что компании уже получают такие письма.

Судебная практика

Здесь хочется рассказать об Определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960 по делу N А40-22593/2018 от 12.12.2016г.

Из материалов дела следует, что общество в форме СЗВ-М указало ошибочный период. Декабрь вместо ноября. Впоследствии, выявив ошибку, общество ее исправило. И получило штраф.

Вывод суда:

Формальный подход является недопустимым.

Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.

Аналогичные судебные акты: Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 по делу N А22-1060/2018.

Администрирование страховых взносов

В связи с возвращением администрирования страховых взносов под контроль налоговых органов Законом № 243-ФЗ предусмотрен внутриведомственный механизм передачи сведений от ПФР к ФНС России.

Так, органы управления ПФР обязаны сообщить до 1.02.2017 г. в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о зарегистрированных в качестве плательщиков страховых взносов международных организациях, обособленных подразделениях российских организаций, которые наделены полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, медиаторов, патентных поверенных и иных физических лиц, по состоянию на 1.01.2017 г. в электронной форме (п. 1 ст. 4 Закона № 243-ФЗ).

ВЕДЕНИЕ УЧЕТА ИП

Статьей 4 Закона № 243-ФЗ определен переходный период в части взыскания недоимки по страховым взносам, пени и штрафам, образовавшихся на 1 января 2022 г., а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР и ФСС РФ по результатам контрольных мероприятий, которые были проведены за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1.01.2017 г. (п. 2 ст. 4 Закона № 243-ФЗ).

Важно! По состоянию на 1.01.2017 г. внебюджетные фонды должны определить по каждому страхователю суммы недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам. В случае наличия у страхователя долга, нереального взыскания фонд спишет этот долг.

Задолженность по страховым взносам, которая не была признана безнадежной, после 1.01.2017 г. подлежит взысканию уже налоговыми органами.

Отчетность по страховым взносам

Законом № 242-ФЗ изменены сроки сдачи «страховой» отчетности. Расчет по страховым взносам следует представить не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (абзац 1 п. 7 ст. 431 НК РФ в новой редакции).

В настоящее время «страховая» отчетность сдается в ПФР и ФСС РФ. В зависимости от численности работников электронная пенсионная отчетность представляется не позднее 20-го числа (отчетность), «бумажная» отчетность – не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом. В зависимости от численности работников электронная отчетность в ФСС РФ представляется не позднее 25-го числа (отчетность), «бумажная» отчетность – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]