Учет основных средств в «1С:Бухгалтерии 8»: ответы на частые вопросы

Когда на предприятии начинают функционировать новые материальные активы, их поступление должно быть правильно оформлено, поскольку показатель стоимости введенных на баланс имущественных активов напрямую влияет на многие другие производственные факторы. Процедура оприходования основных средств должна соответствовать нормативным требованиям, подтверждаться документально и быть корректно проведена по бухгалтерским счетам.

Рассмотрим, какими путями могут попадать на предприятие основные имущественные фонды, как их правильно проводить по процедуре учета, в каких документах отображать.

Первичные документы – основания для учета вводимых основных фондов

Никакой имущественный актив не может возникнуть на предприятии «из ниоткуда»: его введение обязательно сопровождается рядом документальных подтверждений. На основании первичной документации, соответствующей конкретной группе производственных активов, и происходит оформление каждого объекта или их группы на балансовый учет. В зависимости от принадлежности к группе объектов, введение актива может сопровождать следующая «первичка»:

  • акт приема-передачи – для приемки различных объектов предусмотрена определенная его форма (ОС-1а – предусмотрена для сооружений и зданий; ОС-1 – для остальных одиночных объектов; ОС-1б – для групп основных средств, исключая сооружения и здания);
  • накладная (акт) приема оборудования – для оборудования, которому не требуется предварительный монтаж (форма ОС-14);
  • акт (накладная) приема-передачи оборудования с целью произвести монтажные работы – форма ОС-15.

На каждый новый объект из поступивших в эксплуатацию основных фондов необходимо завести специальную инвентарную карточку по установленному образцу:

  • для одиночного объекта ОС – по форме ОС-6;
  • для нескольких сгруппированных объектов – по форме ОС-6а.

В ней средству присваивается уникальный инвентарный номер, постоянный на все время эксплуатации актива (обычно это порядковый номер в определенной серии).

В этих карточках впоследствии будет отражена вся «жизнь» основного актива на предприятии:

  • поступление;
  • амортизация;
  • переоценка;
  • модернизация;
  • консервация-расконсервация;
  • восстановление;
  • выбытие (списание).

Результаты сводятся в единую инвентарную книгу, где окончательно производится учет основных фондов, которую нужно оформлять по форме ОС-6б.

В конце каждого месяца по инвентарным карточкам составляется учетная ведомость динамики основных фондов.

Как поставить на учет основное средство в 1С 8.3: варианты оформления

В 1С есть два варианта оформления приобретения и принятия к учету ОС:

Стандартный, при котором используют два документа:

  • оприходование ОС — с помощью документа Поступление (акт, накладная) вид операции Оборудование;
  • ввод в эксплуатацию ОС — с помощью документа Принятие к учету ОС.

Упрощенный, при котором используют единый документ:

  • оприходование и ввод в эксплуатацию ОС — документ Поступление (акт, накладная) вид операции Основные средства.

Когда ввод в эксплуатацию ОС осуществляется одновременно с оприходованием ОС, то, конечно, удобнее отражать все операции в одном документе: использовать Упрощенный вариант. Но он имеет некоторые ограничения.

Упрощенный вариант нельзя использовать, если в первоначальную стоимость покупки основного средства будут добавлены дополнительные расходы при его приобретении.

Изучить подробнее Другие ограничения документа Поступление (акт, накладная) вид операции Основные средства

Первичная стоимость ОС

В данные учетные документы в обязательном порядке заносится первичная стоимость основных производственных фондов, ее составляют затраты, которые по факту понесло предприятие на:

  • приобретение;
  • доставку;
  • монтаж;
  • сооружение;
  • приобретение сырья для создания;
  • уплату госпошлины на получение права и др.

ВАЖНО! В первичную стоимость поступивших основных фондов не входит сумма налога НДС и других сборов, подлежащих возмещению.

Учет в зависимости от способов поступления ОС

Учет каждого объекта основных средств происходит по-разному, способ зависит от официального источника, откуда основной актив попал на предприятие. Разные пути обусловливают не только различную первоначальную стоимость, но и отличающиеся бухгалтерские нюансы.

  1. Покупка у поставщика. Нужно учесть полностью все расходы, включая транспортные и монтажные, при этом исключая НДС. По бухгалтерии это будет проведено таким образом:
      стоимость приобретенного актива без НДС (дебет 08, кредит 60);
  2. дополнительные траты на доставку, монтаж, наладку и т.п. (дебет 08, кредит 60 или 76);
  3. выделение НДС (дебет 19, кредит 60 или 76);
  4. введение основного актива в эксплуатацию (дебет 01, кредит 08).
  5. Принятие по договору дарения. Нужно принять во внимание рыночную цену объекта, актуальную на момент принесения в дар (сумму нужно документально обосновать).
    ВНИМАНИЕ! Предприниматели и организации не могут делать друг другу «подарки» на суммы, превышающие 5 минимальных заработных плат.

    Бухгалтерские проводки:

    • Д08 К98/2 — объект-основной актив получен безоплатно и принят к учету;
    • Д01 К08 — данный материальный актив вводится в эксплуатацию;

  6. Д98/2 К91 – списание амортизации со счета 98 в «прочие доходы».
  7. Внесение своей доли в уставной капитал. Стоимость ОС согласовывается учредителями и регламентируется в учредительных бумагах.
    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вносится средство на значительную сумма, превышающая 200 минимальных оплат труда, то оно должно быть дополнительно оценено независимым специалистом.

    Данные для бухгалтерского учета:

    • имущественный актив вводится вкладом в уставной капитал (дебет 08, кредит 75);
    • основной актив вводится в эксплуатацию (дебет 01, кредит 08).

  8. Создание ОС собственными силами производства (хозяйственный способ, строительство и т.п.) – учету подлежат все расходы на сырье, саму работу (если это необходимо, то по подрядам), транспортные затраты, монтаж и т.п. Бухгалтерский учет:
      оплата труда подрядчиков (дебет 08, кредит 60 или 76);
  9. стоимость сырья, материалов (дебет 08, кредит 10);
  10. все остальные затраты, понесенные при создании ОС (дебет 08, кредит 60 или 23, 25, 26, 76);
  11. выделение НДС по всем типам расходов (дебет 19, кредит 60 или 23, 25, 26, 76);
  12. ввод нового актива в эксплуатацию (дебет 01, кредит 08).
  13. Получение по договорам, где вознаграждение предусматривает иные обязательства, кроме денежных – стоимость определяется таким же образом, как и при передаче объекта в дар (исходя из актуальной рыночной цены на подобные товары или услуги). Проводка по бухгалтерии:
      прием средства к учету (дебет 01, кредит 08);
  14. средство учтено и вводится в эксплуатацию (дебет 01, кредит 08).

Поступление и ввод в эксплуатацию основных средств БП 3.0

Приобретение и принятие к учету основных средств

11:23

Введение в эксплуатацию ОС оформляется на основании документа «Поступление оборудования». В программе 1С Бухгалтерия 8.3 данный документ создается в одноименном журнале (вкладка «ОС и НМА» раздел «Поступление основных средств»). Жмем «Создать», стандартно заполняем поля:

Не забываем зарегистрировать счет-фактуру от поставщика.

Если поставка осуществлялась в комплексе с дополнительными услугами (доставка до адреса, установка или настройка), то это необходимо отразить через «Поступление доп. расходов» (вводится на основании документа поступления).

Для контроля проверим проводки, здесь будет отражаться себестоимость оборудования:

Теперь можно ввести в эксплуатацию принятое оборудование. Создаем документ «Принятие к учету ОС» (вкладка «ОС и НМА» раздел «Поступление основных средств»).

Заходим в одноименный журнал:

Открывается форма документа. Здесь важно правильное заполнение полей:

  • Местонахождение ОС – где будет использоваться оборудование;
  • Событие ОС – выбираем «Принятие к учету с вводом в эксплуатацию».

Нижняя часть формы документа состоит из нескольких вкладок. На вкладке «Внеоборотный актив» должны отражаться следующие данные:

  • Вид операции – указываем «Оборудование»;
  • Способ поступления — так как за товар были перечислены поставщику ДС, то указываем «Приобретено за плату»;
  • Оборудование – название ОС;
  • Склад – на каком складе будет числиться ОС;
  • Счет – номер счета, на который поступило ОС.

Следующая вкладка «Основные средства» содержит перечень основных средств (оборудования), которые нужно принять к учету.

Здесь нужно указать ОС, которое будет числиться на счете 01 (из справочника «Основные средства»). Добавляется через функции: «Добавить» (построчно); «Заполнить» (по документу поступления); «Подбор» (подбор из номенклатуры).

На вкладке «Бухгалтерский учет» определяется порядок принятия ОС к учету:

  • Счет учета ОС – куда будет отнесено ОС после принятия;
  • Порядок учета – любое оборудование при эксплуатации изнашивается, указываем «Начислять амортизацию»;
  • Счет начисления амортизации – как правило, это счет 02.01;
  • Способ начисления амортизации – можно указать предпочтительный из выпадающего списка. Для примера выберем «Линейный способ»;
  • Срок полезного использования оборудования – указывается в течение какого срока будет использоваться данное оборудование (количество месяцев);
  • Амортизация (Способ отражения расходов) – необходимо указать счет затрат, субконто и коэффициент:

На вкладке «Налоговый учет» задается порядок включения стоимости в состав расходов и параметры начисления амортизации:

В разделе «Начисление амортизации» необходимо о, указать срок полезного использования и специальный коэффициент. После заполнения всех пунктов проводим документ и проверяем проводки:

Здесь видно, что оборудование теперь числится на счете 01.01 (Основные средства в организации).

Отдельно рассмотрим вкладку «Амортизационная премия». Заполняется при принятии организацией решения включить некоторую часть из капитальных вложений в расход НУ:

Поля становится активными после установки галочки возле «Включить амортизационную премию в состав расходов». Вручную указывается только процентная ставка, все остальные данные подставляются автоматически.

Обратите внимание на пункт установки статьи затрат, должен быть указан вид расходов «Амортизационная премия»:

После проведения документа в этом случае в проводках будет отражаться сумма единовременной амортизационной премии:

Также амортизационная премия начислится при формировании операции «Закрытие месяца» (в следующем отчетном периоде):

По сформированной обработке процент амортизационной премии отнесется к затратам и отразится временная разница, которая ежемесячно будет списываться.

Неучтенные основные средства

Периодически на всех предприятиях проводится инвентаризация – дополнительный, промежуточный учет всех имущественных активов. Иногда результатом проведенной инвентаризации может стать обнаружение одного или нескольких основных средств, не поставленных на учет ранее.

Такие фонды подлежат обязательному оприходованию.

Для этого нужно выяснить их рыночную стоимость, которая будет действительна на момент обнаружения (этот момент и определит дату внесения на баланс). Учет должен быть произведен на счете «Основные средства» (дебет 01, кредит 91).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]