Спецоценка условий труда на вакантном рабочем месте не нужна

Корень зла данной проблемы, заключается в ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», поскольку именно тут содержится «индульгенция» на рабочие места надомников, и дистанционных работников СОУТ в отношении которых не проводится. На день написания статьи нет необходимости проводить СОУТ на рабочих местах государственных гражданских служащих и муниципальных служащих (ч. 4 ст 3) дополнительно в письме Минтруда РФ 8 июня 2022 г. N 15-1/ООГ-1593 упоминается, что СОУТ не проводится на рабочих местах сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний, органов внутренних дел Российской Федерации, национальной гвардии Российской Федерации, которые проходят государственную правоохранительную службу. Следовательно на всех оставшихся рабочих местах необходимо СОУТ провести, это следует из прямого прочтения ст. 3. Теперь изложим в хронологическом порядке имеющиеся на сегодняшний день разъяснения по вопросу «Можно ли проводить СОУТ на вакантных рабочих местах?» и самое главное «Нужно ли проводить СОУТ на вакантных рабочих местах?» Действие первоеРоструд открестился от проблемы.

11.11.2014 Портал Роструда Онлайн инспекция РФ Специальная оценка условий труда в отношении вакантных рабочих мест Возможно ли провести специальную оценку условий труда в отношении вакантных рабочих мест? Для проведения СОУТ необходимо сообщить СНИЛС работников, которые трудятся на каждом рабочем месте. Если же место вакантно, что и СНИЛС представить нельзя. На этом основании предприятию отказывают провести СОУТ в отношении вакантных рабочих мест. А прием работника на рабочее место, в отношении которого СОУТ не проведена, нарушает законодательства. Как быть в данной ситуации? Ответ Данный вопрос не относится к компетенции Роструда. Рекомендуем Вам обратиться в Минтруд России.

Развернуть

Правовое обоснование

В соответствии с п.5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости» данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с п. 1. Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

В соответствии с п. 5.16. вышеуказанного Положения Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Действие второе — Минтруд выразил свою позицию.
14.03.2016 года

Письмо Минтруда № 15-1/ООГ-1041 выдержка «В соответствии с пунктом 15 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.

С учетом изложенного, специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не может быть проведена, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются.

Таким образом, возможность проведения внеплановой специальной оценки условий труда на вакантном рабочем месте может быть реализована только после принятия на него работника.»

Действие третье — Роструд поддерживает позицию Минтруда.

19.05.2016

Портал Роструда Онлайн инспекция РФ

СОУТ на вакантных рабочих местах У работодателя имеется несколько вакантных рабочих мест, на которые несколько лет не принимаются работники. Допустимо ли проводить СОУТ только в отношении рабочих мест, фактически занятых работниками? Можно ли провести СОУТ в несколько этапов: сначала на рабочих местах, занятых работниками, затем — на вакантных? Ответ: Специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не может быть проведена, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются.

Развернуть

Правовое обоснование: В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. В соответствии с пунктом 15 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.

Спецоценка условий труда на вакантном рабочем месте не нужна

Основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, являются результаты проведения спецоценки условий труда (СОУТ) на этих рабочих местах (п. 6 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее – Закон № 426-ФЗ). Под СОУТ понимается единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по:

  • идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  • оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонений от нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Идентифицированные фактические значения вредных или опасных факторов подлежат исследованиям и измерениям, которые проводятся в ходе штатных производственных (технологических) процессов или штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья (п. п. 12, 15 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н). Поэтому Минтруд России разъяснил: на вакантном рабочем месте нельзя провести СОУТ, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на его рабочем месте не осуществляются. Провести спецоценку получится только после прихода работника на вакантное рабочее место.

Для организации и проведения СОУТ работодатель образует комиссию по проведению СОУТ. Ее состав и порядок деятельности утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии со статьей 9 Закона № 426-ФЗ. Минтруд России пояснил, что в состав комиссии включают:

  • работодателя – индивидуального предпринимателя (лично) или руководителя организации;
  • полномочных представителей работодателя, в том числе специалиста по охране труда, привлекаемого по гражданско-правовому договору;
  • представителей выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Конкретное количество членов комиссии по проведению СОУТ определятся с учетом штатного расписания работодателя.

Напомним: если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то СОУТ в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации. В таком случае для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, используются результаты аттестации рабочих мест. Исключением из указанного порядка являются ситуации, когда необходимо проведение внеплановой СОУТ (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Действие четвёртое — Роструд изменил свою позицию по данному вопросу.

28.06.2016

Портал Роструда Онлайн инспекция РФ

СОУТ на вакантных рабочих местах Добрый день! Нужно ли проводить СОУТ на вакантных рабочих местах. И как быть с рабочими местами на которых вчера был работник, а сегодня он уволился…или наоборот??? Может быть есть какие-то официальные разъяснения по этому вопросу? Ответ: 1.Да, нужно. Специальная оценка условий труда (СОУТ) не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Во всех остальных случаях СОУТ проводится. 2. Новый работник при ознакомлении с картой специальной оценки условий труда должен расписаться в соответствующей графе (графа идет после строки 50 карты СОУТ) карты СОУТ после последнего указанного в ней работника, либо первым, если рабочее место было вакантным.

Развернуть

Правовое обоснование: Согласно ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. В силу ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха. В соответствии с пп. 12 п. 5 Приложения №4 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н в карте специальной оценки условий труда указывается дата ее составления. Карта подписывается председателем и членами комиссии по проведению специальной оценки условий труда, экспертом (экспертами) организации. Карта также подписывается работниками, занятыми на данном рабочем месте.

Кто обязан проводить СОУТ

Работодатели обязаны проводить спецоценку с учетом требований Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 27.12.2018; далее — Федеральный закон № 426-ФЗ) и других нормативных актов.

При этом спецоценка проводится на рабочих местах работников, которые состоят в трудовых отношениях с работодателем (заключили трудовые договоры).

Проводить СОУТ обязаны следующие работодатели:

• организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

• индивидуальные предприниматели.

При этом сфера деятельности работодателя и статус предпринимательства (малый, средний или крупный бизнес), количество работников (в том числе наличие в штате единственного работника), а также конкретный состав организованных у работодателя рабочих мест (офисные, производственные и т. п.) не имеют значения для проведения спецоценки.

Действие пятое — Роструд передумал (а может быть путаница с датами на портале)

07.10.2016

Портал Роструда Онлайн инспекция РФ

СОУТ вакантных мест На мой вопрос от 03.10.2016 о проведении СОУТ на вакантных местах офисных работников (уточню — операторов ЭВМ) получен ответ: «Системный анализ нормативных актов о специальной оценке условий труда (ссылки на которые приведены в Правовом обосновании) позволяет сделать вывод, что специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не проводится, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются». Из изложенного следует, что это — субъективное мнение, а не прямое указание законодательства. Между тем, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости И.И. Шкловец по вопросу: «Что нужно брать в расчет общего числа рабочих мест при проведении спецоценки: фактическое число сотрудников или количество единиц по штатному расписанию?» полагает, что лучше брать то количество рабочих мест, которое соответствует числу единиц по штатному расписанию, но законодательно этот вопрос не урегулирован, поэтому окончательное решение об этом должна принять комиссия с учетом целесообразности. А целесообразность заключается в том, что: 1. Вакантные места операторов ЭВМ оборудованы, включение компьютера, принтера и наличие освещения — это все параметры осуществления штатного производственного процесса на данном рабочем месте. 2. Факт того вакантно это место или нет не скажется на показателях измерений освещенности — единственное, что измеряется при СОУТ рабочего места оператора ЭВМ. 3. На рабочем месте оператора ЭВМ согласно Методике (33н) вредные и опасные факторы не идентифицируются, места заведомо не имеют вредных и опасных факторов. 4. На вакантные места есть соискатели, идет процесс отбора. Так почему же я не могу провести СОУТ на эти места? Законодательство не запрещает. Ответ: Специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте не может быть проведена, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются.

Развернуть

Правовое обоснование: В соответствии с пунктом 15 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.

ПРОВОДИТСЯ ЛИ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА (СОУТ) НА ВАКАНТНЫХ РАБОЧИХ МЕСТАХ?

07.09.2020

Согласно статье 212 ТК РФ работодатель обязан проводить СОУТ.

Порядок и условия проведения СОУТ регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Закон № 426-ФЗ), которым установлено, что СОУТ можно не проводить в отношении условий труда: • надомников; • дистанционных работников; • работников у граждан, не являющихся ИП.

При этом пунктом 15 Методики проведения СОУТ, утв. приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, предусмотрено, что порядок проведения СОУТ предполагает, что исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов проводятся в ходе осуществления штатной деятельности работодателя. При этом учитываются и используемые работником производственное оборудование, материалы и сырье, являющиеся источниками вредных и (или) опасных факторов. Возможность проведения СОУТ на вакантном рабочем месте может быть реализована только после принятия на него работника (письмо от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041).

Кроме того, проведение СОУТ на вакантных рабочих местах нарушает права будущих работников, так согласно статье 5 Закона № 426-ФЗ работник вправе: — присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте; — обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей СОУТ, эксперту организации, проводящей СОУТ, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте; — обжаловать результаты проведения СОУТ на его рабочем месте. — представлять работодателю, организации, проводящей СОУТ, и (или) в выборный орган первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии) в письменном виде замечания и возражения относительно результатов СОУТ, проведенной на его рабочем месте.

Согласно письму Минтруда России от 01.09.2017 № 15-1/ООГ-2445 исключением в вопросе проведения СОУТ на вакантных рабочих местах могут быть только рабочие места, признанные аналогичными, на которые оформляется одна общая карта СОУТ, в связи с чем достаточно, чтобы на таких рабочих местах было занято не менее 20% от общего количества занятых на таких местах работников (статья 16 Закона № 426-ФЗ).

Прием работника на вакантное место должен рассматриваться как ввод в эксплуатацию вновь организованного рабочего места. В случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (приеме работников на вакантные должности) проводится внеплановая специальная оценка условий труда в течение 12 месяцев (статья 17 Закона № 426-ФЗ, информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]