Финансовый план казенного учреждения
Расчетная годовая смета доходов и расходов (бюджетные учреждения ее не составляют) казенного учреждения представляет собой план финансирования на определенный период. Казенные организации для распределения собственных расходов и доведенных лимитов используют стандартизированные бланки по форме 0501012.
Унифицированный формуляр действует лишь в отношении федеральных бюджетников. Какой документ регулирует правила составления бюджетной сметы — Приказ Минфина № 26н от 14.02.2018. В этом нормативно-правовом акте содержатся ключевые рекомендации по заполнению формы, одна из которых — размещение сметного расчета в системе «Электронный бюджет».
Эксперты КонсультантПлюс разобрали ошибки при заполнении бюджетной сметы. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .
В отношении региональных и муниципальных организаций форма и правила заполнения устанавливают ГРБС (главные распределители бюджетных средств).
ВАЖНО!
Не путайте понятия бюджетная смета и план ФХД. Ежегодно для финансирования бюджетного учреждения составляется ПФХД, а вот сметные документы предусмотрены для организаций казенного типа и для органов местного самоуправления. Оба документа федералы размещают в «Электронном бюджете».
При подготовке сметного документа обязательно заполняют формы обоснований (расчетов) плановых сметных показателей. С 2022 года действуют новые формы — Минфин утвердил Приказ № 87н от 17.06.2021 и ввел 197 новых расчетов. Приказ Минфина 139н от 20.06.2018 с 01.01.2022 утрачивает силу.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы правильно заполнить обновленные формы.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .
Виды доходов
Хозяйственная деятельность ТСЖ как некоммерческой организации регламентируется ЖК РФ (ст. 152).
К доходам можно отнести следующие поступления на счет товарищества (п. 2 ст. 151 ЖК РФ):
- вступительные взносы, размер которых зафиксирован в Уставе организации;
- обязательные платежи;
- результаты от предпринимательской деятельности – арендную плату за наем помещений в подвалах или цокольных этажах, предоставление услуг населению по оказанию срочной сантехнической помощи, строительство помещений и пр.;
- помощь в рамках субсидий на программы, целью которых является модернизация инженерных сетей, введение инноваций по капремонту МКД;
- взносы в собственный фонд, который можно организовать при одобрении владельцев жилья (благотворительные взносы).
Оказывается, что ТСЖ не возбраняется иметь и дополнительный доход (п. 3 ст. 152 ЖК РФ), потратить который можно на другие цели деятельности товарищества, если таковые подпадают под регламент гл. 14 ЖК РФ и устава ТСЖ.
В ст. 137 ЖК РФ говорится, что пополнение финансов может произойти и за счет таких источников:
- продажа имущества, находящегося в собственности товарищества;
- оплата работ, выполненных для владельцев помещений в МКД;
- заключать сделки с целью получения доходов ТСЖ на проведение действий, не нарушающих прав собственников.
Важно знать, что хозяйственная деятельность далека от предпринимательства, так как целью своего существования не ставит извлечение и приумножение дохода. Но чтобы обеспечивать жизнедеятельность МКД, нужны деньги.
Структура и регламент заполнения
Запомните: на основании бюджетной сметы финансируется деятельность учреждения казенного типа. Главные распорядители бюджетных средств формируют уведомления о доведенных объемах финансирования, после этого получатели оформляют сметный расчет на 2022 год. Учитывайте доведенные лимиты обязательств в соответствии с целевыми назначениями.
В Приказе № 26н закреплено, сколько разделов имеет действующая форма бюджетной сметы, — 6 разделов:
- в разделе № 1 указываем только итоговые показатели сметы, то есть сводные данные по всем разделам;
- раздел № 2 — расшифровываем ЛБО по расходам на выполнение функций казенных учреждений, раскрываем информацию об основных видах затрат госучреждения, в том числе оплату труда, иные выплаты персоналу, закупки товаров (работ, услуг), уплату налогов и иных обязательных платежей, возмещение ущерба и т. д.;
- раздел № 3 — ЛБО по расходам на предоставление отдельных видов государственного финансирования, в том числе раскрывается информация о следующих направлениях: инвестиции, субсидии, межбюджетные трансферты, платежи, взносы и перечисления субъектам международного права, обслуживание госдолга, исполнение судебных актов, госгарантий и по резервным расходам;
- раздел № 4 — раскрываем сведения о ЛБО по расходам получателя средств на закупки товаров (работ, услуг) в пользу третьих лиц;
- раздел № 5 — указываем информацию об объеме и направлениях расходов на исполнение принятых публичных нормативных обязательств, указываем справочную информацию;
- раздел № 6 — курс иностранной валюты к рублю, указывается исключительно справочная информация; все операции, совершенные в иностранной валюте, переводятся в рубли по соответствующему курсу.
Если учредитель установил дополнительную детализацию для учреждения, то графу для кода аналитического показателя в структуре сметы казенного учреждения заполняйте по установленным требованиям. При распределении расходов учитывайте указания Минфина из Приказа № 85н от 06.06.2019 в части определения КБК, кодов видов расходов и КОСГУ. По требованию вышестоящих распорядителей допустимо вносить в документ дополнительную детализацию по КОСГУ (Приказ № 209н). Сформированный сметный расчет в «Электронном бюджете» размещается совместно с обоснованиями по каждой статье расходов.
Что такое смета затрат на производство и реализацию продукции
Смета — это сводный обобщающий документ, в нем содержится информация о суммарных затратах на производство и сбыт. Смета используется как инструмент планирования, кроме того — дает возможность сравнить план с фактом. Затраты в смете объединяются по экономическим элементам. Их перечень представлен на схеме. Для целей сметы такая классификация затрат подготавливается итогом по предприятию, без обособления отдельных видов производимой продукции.
Для чего нужна смета? Одними из главных целей составления сметы являются:
- определение совокупного количества необходимых ресурсов,
- подсчет необходимости в оборотных средствах,
- подсчет себестоимости валовой (ВП), товарной (ТП) и реализованной (РП) продукции,
- контроль изменений в составе себестоимости,
- контроль отклонений плана от факта и выявление их причин,
- постановка целей для руководства,
- оценка эффективности работы.
Как правильно учитывать затраты в бухгалтерском учете? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Особенности составления
В Приказе № 141н от 20.06.2018 разъясняется, когда учреждения формируют проект бюджетной сметы на следующий год, — при составлении закона о бюджете (п. 11 Приказа № 141н). Как только закон утверждают, учреждения вносят исправления и согласовывают окончательный вариант сметного расчета. Документ утверждает руководитель казенного учреждения, если иной порядок утверждения не регламентирован вышестоящим ГРБС. Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет для федеральных бюджетников закреплен Приказом Минфина № 26н. В отношении областных и муниципальных госучреждений правила регламентируют органы исполнительной власти соответствующего региона или муниципального образования.
При необходимости согласования бланка с учредителем или ГРБС следует указывать должность, Ф.И.О. и дату согласования в шапке документа.
Все расходные цели подтвердите обоснованиями — специальными расчетами, в которых представлены финансовые подтверждения необходимости расходов. Перед утверждением документа подайте расходные обоснования учредителю на согласование. В противном случае бланк признают недействительным, и произведенные расходы по такому документу посчитают нецелевыми тратами.
Следует различать смету и роспись. В ст. 219.1 БК РФ указано, в чем разница бюджетной росписи и бюджетной сметы: в смете планируют расходы на основании выделенных ЛБО и ассигнований, а в бюджетной росписи эти ассигнования распределяются по получателям средств.
ВАЖНО!
Независимо от того, какой документ составляется учреждением — план финансово-хозяйственной деятельности или бюджетная смета, — составлять и предоставлять расчеты-обоснования к плановой документации следует в обязательном порядке.
Расход средств сообщества, за что оно платит?
В задачи правления ТСЖ входит распределение имеющихся финансовых средств:
- Ремонт и восстановление конструкции здания. Большая часть финансов уходит на покупку строительных материалов.
- Зарплата для наемных сотрудников, своей работой обеспечивающих презентабельный внешний вид строения, прилегающей к нему территории. В ТСЖ есть как штатные сотрудники, так и временные работники, которые нанимаются для осуществления важных работ.
- Оплата услуг организаций, с которыми у товарищества заключены соглашения. Обычно это вывоз мусора, однако в некоторых случаях заключается договор на оказание и других услуг, надобность которых обсуждается на общем собрании.
- Вознаграждение председателя и участников правления за выполнение действий, важных для сообщества жильцов.
- Оплата счетов организаций, поставляющих ресурсы для функционирования оборудования, предназначенного для общих нужд.
- Приобретение инвентаря.
- Покупка канцелярских товаров.
- Оплата услуг банковских организаций при использовании товариществом соответствующих услуг.
- Обучение новых сотрудников организации.
- Оплата страховки.
- Земельный налог, другие взносы.
- Экстренные расходы, убытки.
У ТСЖ есть права и обязанности перед жильцами, с которыми заключается договор, и в любой момент собственник может написать заявление и сообщить правлению о своих проблемах – протечке крыши, затоплении квартиры и иных, чтобы организация их решила. В случае, если ТСЖ нарушает права владельцев квартир и содержание дома не поддерживается на должном уровне, следует направить жалобу.
Правила утверждения
После согласования расчетов-обоснований с вышестоящим распорядителем или учредителем документ утверждает руководитель казенного учреждения. Если руководитель отсутствует, то утверждает ответственный исполнитель.
Помимо руководителя, бланк визирует начальник планового или экономического отдела, если такая служба имеется в учреждении. Бюджетная смета по форме 0501012 заверяется главным бухгалтером.
ВАЖНО!
Утвердите сметный расчет в течение 10 рабочих дней с момента доведения ЛБО учредителем, если иной порядок не предусмотрен вышестоящим распорядителем. Если в документе содержатся сведения с гостайной, его утверждают в течение 20 рабочих дней. ГРБС вправе утвердить формы бланков расчетов-обоснований расходов. Аналогичный порядок утверждения предусмотрен в системе «Электронный бюджет».
Как внести изменения
Если учредитель изменил доведенные лимиты бюджетных обязательств, форму 0501012 придется скорректировать в соответствии с изменениями. Вот как казенные учреждения вносят изменения в бюджетную смету в течение года:
- Если ЛБО уменьшили, отразите сумму уменьшения по соответствующей строке со знаком «минус».
- Если финансирование увеличено, укажите сумму увеличения со знаком «плюс» по соответствующему КБК.
- При перераспределении средств в пределах, доведенных ЛБО, следуйте вышеуказанным правилам. То есть при уменьшении значения по конкретному КБК укажите сумму со знаком «минус», данную сумму распределите по строкам, которые планируют увеличить.
В Приказе № 26н указано, в течение какого срока вносятся изменения в бюджетную смету, — не позднее 10 рабочих дней со дня получения уведомления об изменении ЛБО. Корректировочный бланк следует разместить в «Электронном бюджете» по установленным правилам.
ВАЖНО!
Если изменения сметы казенного госучреждения затрагивают бюджетную роспись, то корректируйте смету только после внесения изменений в нее. И только потом вносите коррективы в «Электронный бюджет».
При УСН
Если ТСЖ на УСН, что относится к доходам что к расходам? При УСН доходная и расходная части формируются несколько по-иному.
Дело в том, что некоторые платежи не облагаются налогом, поэтому важно вести подробную книгу отдельно по входящим платежам, чтобы можно было разобраться и правильно сформировать налоги.
Например, взносы на ремонт и содержание МКД нужно разделять на те, которые получены от членов ТСЖ, и те, которые заплатили жильцы, не ставшие членами товарищества, так как последние при УСН под льготы по налогам не подпадают (письмо Минфина РФ от 30.12.2011 № 03-11-06/2/188).
Как оговорено в п. п. 1 п.2 ст. 251 НК РФ, в доходы не вносят и благотворительные взносы – на какие бы цели не давались пожертвования, их включать в доход при УСН не следует. А вот бюджетные поступления на ремонт МКД учитывать нужно именно в доходах (письмо Минфина РФ от 30.12.2011 № 03-11-06/2/188).
Наиболее неоднозначным является вопрос относительно платы за жилье и коммунальные услуги, самого весомого куска пирога. С одной стороны, это выручка, полученная от предоставленных услуг, и эту выручку при УСН учитывать нужно (письмо Минфина РФ от 05.10.2011 № 03-11-06/2/136).
С другой – эти услуги само ТСЖ не оказывает, так как выступает посредником, и налогообложение данных сумм при УСН применяться не должно (решение ВАС РФ от 22.12.2010 № ГКПИ10-1401).
Разумнее всего этот нюанс уточнить у своего куратора из налоговой службы, хотя одна законная лазейка есть: если ТСЖ выступит агентом-посредником, то сможет в доходы при УСН не включать плату за коммуналку.
Для этого нужно, чтобы товарищество сначала заключило договор с каждым собственником на предоставление коммунальных услуг, и уже потом – контракт с поставщиками ресурсов и коммунальными службами.
Заработанные предпринимательством деньги при УСН однозначно идут в доходную часть (ст. 346.15 НК РФ).