Автономные учреждения: особенности организации учета


Суть автономных учреждений и направления их работы

Под автономными учреждениями (АУ) подразумеваются некоммерческие организации, создаваемые в таких областях деятельности, как:

  • наука и образование;
  • поиск работы населению и его занятость;
  • охрана здоровья и соцзащита;
  • культура, физкультура и занятия спортом.

Формирование АУ проводится субъектами РФ, как лиц юридических, получающих возможность действовать от своего имени, распоряжаясь имуществом и осуществляя права неимущественного характера.

Особенности в автономных учреждениях учетной политики

Законодательно установлено, что предписания положений по бухучету на АУ не действуют. Они работают на основании специальных нормативных документов, установивших единые методологические правила.

В АУ необходимо учитывать обособленно:

  1. Средства, которые представляют собой субвенции и субсидии. Произведенные за их счет расходы также учитываются отдельно.
  2. Доходы и издержки, образование которых происходит в процессе хозяйственной деятельности.
  3. Недвижимое и особо дорогое имущество, которое фундируется АУ учредителем и закрепляется за ним, пока организация функционирует. Также ОС, закупленные за счет вложенных им (учредителем) денежных средств.

Учетная политика АУ складывается, основываясь на особенности их структуры, принадлежности к определенной отрасли, выполняемых полномочий. Ее построение должно обеспечить бухучет рациональный и эффективный, соизмеримый с масштабами и возможностями АУ. Приказом касательно учетной политики, происходит принятие:

  1. Рабочего плана счетов, в котором указываются все необходимые счета.
  2. Методов, на основании которых производится оценивание имущества и обязательств.
  3. Порядка их инвентаризации.
  4. Правил обработки информации по учету и особенностей документооборота.
  5. Форм и бланков первичного учета. В них должны отмечаться реквизиты, предусмотренные инструктивными материалами.
  6. Построение внутреннего аудита и финансового контроля.

Важно! Во внутренний план счетов АУ позволено вносить добавочные коды (аналитические), которые должны обеспечить формирование объективной информации по бухучету, доступной те только пользователям внутри АУ, но и внешним.

Особенности и характеристика учреждений автономного типа

Основой хозяйствования автономных государственных организаций является сформированное учредителем задание, отказаться от которого невозможно. Имущественные активы автономных предприятий не принадлежат им на праве собственности, их владельцем является учредитель. Организации автономного типа пользуются имущественными объектами, которые переданы им на праве оперативного управления.

Как бюджетные и автономные учреждения могут распоряжаться особо ценным движимым имуществом?

В числе особенностей функционирования автономных предприятий присутствуют такие характеристики:

  1. Объекты, которые сданы автономной организацией в аренду, не содержатся за счет бюджетных средств.
  2. Такие структуры наделены правом оказывать широкий набор платных услуг. Для этого необходимо прописать желаемые виды работ в учредительной документации и привести эти нормы в соответствие с целями создания предприятия.
  3. Им разрешено пользоваться в процессе распоряжения денежными ресурсами услугами казначейства и кредитных организаций. Выбор одного из вариантов осуществляется органами управления без учета мнения учредителей.
  4. Могут участвовать в формировании капитала других юридических лиц.
  5. Могут осуществлять финансовые операции, связанные с оборотом ценных бумаг.
  6. На них не распространяется законодательство о госзакупках.
  7. Обладают правом перехода на упрощенный режим налогообложения.

ВАЖНО! Протокол заседания наблюдательного совета автономного учреждения от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Для заключения сделок, признаваемых крупными, учреждениям автономного типа не требуется получать согласие учредителей. Все решения в этой сфере принимают члены наблюдательного совета.

ВАЖНО! Расширенные полномочия автономных учреждений компенсируются повышенным уровнем ответственности.

Проявления ответственности, возлагаемой на автономные организации:

  • имущественная ответственность подкрепляется имуществом учредителей, которым предприятие пользуется на праве оперативного управления (недвижимость и особо ценные активы являются исключением);
  • собственники имущественных объектов не несут ответственности за итоги хозяйствования учреждения;
  • ежегодная публикация отчетов об итогах хозяйствования и порядке эксплуатации вверенного имущества, площадки для публикаций выбираются учредителем среди функционирующих СМИ;
  • общественный контроль реализуется через полномочия наблюдательного совета.

Учет материалов в автономных учреждениях

Материальные запасы выступают своеобразным фундаментом в работе автономного учреждения. Они разнообразны по своему предназначению и функциям, для выполнения которых приобретаются. Покупка материалов за счет предоставленных субсидий отражается так:

  • Принятие к учету различного рода сырья и материалов (их стоимость по факту):
  1. ДТ 4.105. (36). 340
  2. КТ 4.302. (34). 730
  • Выдача лицу, с которым заключено соглашение на материальную ответственность:

По Дебету и по Кредиту 4.105. (36). 340

Когда на закупку сырья и различных разновидностей материалов потрачены средства, поступившие от коммерческой деятельности, или покупка прошла через подотчетные лица, заметки таковы:

  • Взятие материальных ценностей на учетные счета:
  1. ДТ 2.105 (36) 340;
  2. КТ 2.208 (34) 660
  • Передача работнику с договором материальной ответственности:

По Дебету и Кредиту 2.105 (36) 340

  • Списание материалов:
  1. Дебет 2.109.(61).272;
  2. Кредит 1.105.(36).440.

Материалы учитываются на счетах с точностью до копейки.

Формирование цен

Когда есть все предпосылки и условия для оказания платных услуг и работ, можно говорить о формировании цен на такие услуги.

Необходимо учесть следующие затраты – заработная плата, отчисления в фонды, материальные затраты, коммунальные, транспортные расходы, различного рода расходы на командировки и прочее. Все эти статьи расходов будут формировать себестоимость оказываемых услуг в конкретном учреждении. Также следует не забывать о накладных расходах.

Однако мало говорить о себестоимости, важно учесть и особенности оказания платных услуг и работ, имеет место также такой экономический показатель, как рентабельность.

В данном вопросе рекомендовано придерживаться «золотой середины», ведь по мнению Минфина, изложенному в Письме № 12-08-06/44036, если бюджетное учреждение устанавливает тариф за оказание платных услуг в размере ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной услуги в рамках государственного (муниципального) задания, то этот факт может свидетельствовать:

  • либо о некачественном планировании и, соответственно, о завышенных объемах бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на государственное (муниципальное) задание;
  • либо об оказании платных услуг за счет средств указанной субсидии, что противоречит принципу, установленному Федеральному закону от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», согласно которому из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ за счет субсидии, предоставляемой в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, осуществляется финансовое обеспечение выполнения исключительно государственного (муниципального) задания.

Конкретную стоимость каждой платной услуги необходимо закрепить во внутренних документах учреждения, именно такую стоимость следует в последствии включать в договор с физическими и юридическими лицами на оказание услуг. Менять стоимость после подписания договора нельзя, однако есть возможность проиндексировать ее исходя из уровня инфляции, при этом данное условие должно быть зафиксировано в самом договоре, это следует из ч. 3 ст. 54 Закона № 273-ФЗ, п. 8 Правил № 706.

Допускается и снижение оплаты, например, при покрытии части затрат за счет средств организации или за счет других средств.

Порядок снижения и основания для этого устанавливаются внутренними положениями учреждения, указываются в договоре (или дополнительном соглашении к нему). Одним из методов информирования населения о снижении стоимости услуг является вывешивание соответствующих положений на информационных стендах учреждения, а также на интернет-ресурсах. Эти положения описываются в ч. 5 ст. 54 Закона № 273-ФЗ, п. 7 Правил № 706.

Налоговые аспекты работы автономных учреждений

По положениям НК (ст. 251), субсидии, которые приходят в АУ от учредителя:

  • выступают средствами финансирования на четко определенные цели;
  • в определение базы обложения налогом на прибыль не могут включаться.

АУ в обязательном порядке должны учитывать доходы и издержки отдельно по деятельности, которая финансируется из казны, и внебюджетной, когда деньги зарабатываются через коммерцию. Непозволительно снижать величину доходов, которые являются результатом внебюджетного функционирования, на размер издержек, профинансированных субсидиями.

Налогообложение предпринимательской деятельности АУ по налогу на прибыль, НДС происходит таким же образом, как в коммерческих организациях. Вся сумма доходов от реализации, полученная через коммерцию, входит в налогооблагаемую базу.

Отличительной особенностью является то, что АУ могут использовать свое право на внесение квартальных авансовых платежей. Но тут действует обязательное условие: выручка от реализации за четыре квартала не может превысить 15 млн. руб. (среднеквартальная).

АУ доступна УСНО, но лишь тогда, когда выручка за 9 месяцев до перехода на «упрощенку», не превышает 112,5 млн. RUB (2017 г.). Если же размер годовой выручки перейдет отметку в 150 млн. у АУ, уже работающих на УСНО, им придется перейти на ОСНО.

«Упрощенка» освобождает от уплаты и налога на прибыль, на имущество и НДС. Но не все АУ могут ею воспользоваться. УСНО недоступно автономным учреждениям, у которых:

  • имеются филиалы и представительства;
  • средняя штатная численность персонала за отчетный год выше ста человек;
  • стоимость ОС, подлежащих амортизации (амортизируемого имущества) больше 150 млн. руб.

Важно! Налоговая база не включает суммы субсидий и целевого финансирования, выделяемые собственником.

Автономные учреждения: отчетность и сроки ее представления

Отчетность АУ формируется на данных Главной книги и сопутствующих регистров. Заполняются данные о хозяйственных операциях нарастающей суммой, отражающей не только рубли, но и копейки.

АУ в обязательном порядке занимаются составлением бухгалтерской отчетности:

  • промежуточной (квартальной);
  • годовой.

Сроки сдачи последней установлены в феврале-марте. Она представляется в бумажном виде и электронном. Для каждой такой разновидности сроки сдачи документов отличаются.

Общие принципы бюджетного учета

Но, какова бы ни была специфичность бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, фундаментальные его принципы определены Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и заключаются в следующем:


К сожалению, в силу ограниченности публикации, не представляется возможным затронуть все нюансы особенностей ведения бюджетного учета, но, записавшись на курс «Бухгалтерский учет в государственных и муниципальных учреждениях с применением 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8.3», Вы не только сможете разбираться в теоретических аспектах бюджетного учета, но и на практике углубленно изучить всю специфику работы, т.к. обучение максимально приближено к реальной деятельности бюджетного учреждения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]