Согласно статье 195.1 Трудового кодекса профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. В свою очередь под квалификацией нужно понимать уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утверждены постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23. С тех пор профстандарты введены уже для многих профессий. И вот наконец появился профессиональный стандарт для бухгалтеров. Как и все иные профстандарты, данный стандарт предназначен для использования (п. 25 Правил):
- работодателями — при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, установлении систем оплаты труда;
- образовательными организациями — при разработке профессиональных образовательных программ.
Примечательно, что профессиональный стандарт «Бухгалтер» — это нормативный, то есть обязательный для всеобщего применения документ, поскольку он зарегистрирован в Минюсте России. И конечно же, первоочередное практическое значение он имеет для самих бухгалтерских работников. Профстандарт поможет каждому бухгалтеру самостоятельно оценить свой профессиональный уровень и наметить направления повышения квалификации или дополнительной подготовки. Ну а работодатели получили инструмент для оценки работников бухгалтерии.
Стандарт разработан НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» (НП «ИПБ России») и вступил в силу 7 февраля 2015 г. Охарактеризуем структуру документа и заострим внимание на новациях, которые он с собой привнес.
Общие сведения
Согласно Стандарту основная цель профессиональной деятельности бухгалтера — формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РФ и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, раскрывающей информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимую пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Нужно сказать, что эта формулировка воспроизводит (точнее сказать — объединяет) ряд норм Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», что, впрочем, неудивительно. Правда, в Законе № 402-ФЗ прямо упоминается лишь такое должностное лицо, как главный бухгалтер.
Между тем Стандарт, несмотря на свое наименование, подразделяет работников бухгалтерий на 4 базовые группы (см. таблицу). Источником данной классификации является Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93 (утв. постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 298).
Классификация вида трудовой деятельности «Бухгалтер» | |
Базовая группа | Составная группа |
Руководители финансово-экономических и административных подразделений (служб) | Руководители функциональных и других подразделений и служб |
Бухгалтеры и специалисты по финансам и кредитам | Специалисты по предпринимательской деятельности и кадрам |
Бухгалтеры | Средний административно-управленческий персонал |
Служащие, занятые бухгалтерскими операциями и учетом | Служащие, занятые расчетно-счетными операциями |
Примечательно, что «бухгалтеры и специалисты по финансам и кредитам» входят в подгруппу «Прочие специалисты высшего уровня квалификации», которая также включает юристов и экономистов.
Стандарт устанавливает следующие уровни квалификации: для бухгалтеров — 5, для главных бухгалтеров — 6. Описание уровней утверждено приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н. В части полномочий эти уровни предполагают самостоятельную деятельность:
- 5-й – по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений;
- 6-й – по определению задач собственной работы и / или подчиненных по достижению цели.
При этом работник 6-го уровня несет ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения (в нашем случае — бухгалтерии) или организации. От него ожидают умений по разработке, внедрению, контролю, оценке и корректировке направлений профессиональной деятельности или методических решений.
Когда начнется проверка на соответствие профстандарту бухгалтеров бюджетных учреждений
Прежде всего напомним, что с 01.07.2016 начали действовать следующие законодательные акты:
- закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ, добавивший в ТК РФ ст. 195.2 «Порядок разработки и утверждения профстандартов» и ст. 195.3 «Порядок применения профстандартов»;
- постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов государственными учреждениями».
Именно с этой даты государственные предприятия и организации с долей государства, превышающей 50%, начали подготовку к проверке квалификации своих работников на соответствие профстандартам. Соответствующий подготовительный этап необходимо было завершить к 01.01.2020 (п. 2 постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584). Подготовка могла быть закончена и раньше на усмотрение госучреждения. После окончания подготовки началась проверка квалификации госслужащих на соответствие действующим профстандартам. С 01.01.2020 эта проверка стала обязательной для работников всех бюджетных учреждений без исключения. А так как в реестре действующих профстандартов имеется и профстандарт «Бухгалтер», утвержденный приказом Минтруда РФ от 21.02.2019 № 103н, то обязательной проверке подвергнутся все действующие и будущие работники бухгалтерии бюджетных организаций.
На практике процесс подготовки к проверке по профстандарту может быть достаточно долгим. Не исключено, что самое интересное — проверка квалификации по профстандарту — начнется именно тогда, когда бухгалтера госучреждений и думать забудут про относительно недавние нововведения.
Трудовые функции
Трудовая функция – это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией, специальностью с указанием квалификации либо конкретный вид поручаемой работнику работы (ст. 15 ТК РФ). А трудовой договор — соглашение, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию (ст. 56 ТК РФ).
Стандарт (разд. II) выделяет две обобщенные трудовые функции в бухгалтерской профессии:
- ведение бухгалтерского учета;
- составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта.
Обратите внимание — вторая функция включает в себя составление налоговой отчетности. Тем самым налоговая отчетность отнесена к финансовой отчетности. А в этой связи возникает «соблазн» распространить Закон № 402-ФЗ на налоговый учет. Действительно, законодатель применил составной термин – «бухгалтерская (финансовая) отчетности», из которого можно вычленить две самостоятельные части – «бухгалтерская отчетность» и «финансовая отчетность». Однако толкование этой терминологии, введенное Стандартом, неправомерно. Ведь Минтруд России, утвердивший Стандарт, не является федеральным органом власти, уполномоченным на регулирование бухгалтерского учета или налогообложения. Между тем, на основании статьи 4 Закона № 402-ФЗ, Стандарт входит в состав законодательства о бухгалтерском учете…
Кроме того, вторая функция предусматривает также внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Напомним: в соответствии с Законом № 402-ФЗ (п. 2 ст. 19) такой контроль осуществляют лишь организация, бухгалтерская (финансовая) отчетность которой подлежит обязательному аудиту (за исключением случаев, когда ее руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя). То есть такая трудовая функция не является обязательной составляющей обобщенной трудовой функции.
Отметим также, что в настоящее время проходит согласования проект профессионального стандарта «Внутренний аудитор». В мировой практике управления внутренний аудит считается составной частью системы внутреннего контроля организации. В этой связи не исключено, что соответствующая трудовая функция бухгалтера будет скорректирована.
На заметку
В Стандарте обнаруживается явное логическое несоответствие Закону № 402-ФЗ
А именно: в разделе II Стандарта ведение учета противопоставляется составлению отчетности, в то время как из пункта 4 статьи 6 Закона № 402-ФЗ следует, что ведение учета включает в себя составление отчетности. Это еще одна весьма серьезная неувязка.
Согласно Стандарту ведение бухгалтерского учета осуществляет бухгалтер и для этого занятия достаточно среднего профессионального образования, однако требуется опыт практической работы не менее трех лет — надо полагать, в статусе служащего, занятого бухгалтерскими операциями и учетом. К этой группе можно отнести кассира и табельщика. Получается, что в отсутствие необходимого стажа выпускник вуза может быть принят лишь на должность такого служащего и пребывать на ней на протяжении трех лет. Согласитесь, это нонсенс. А еще создается впечатление, что в Стандарте трудовые функции подобных служащих не прописаны.
Попутно отметим, что Стандарт не раскрывает содержание трудовой деятельности «служащих, занятых бухгалтерскими операциями и учетом». Надо полагать, к данной категории относятся помощники бухгалтера. Этот статус и соответствующая ему трудовая функция всем нам понятны, но Минтрудом они не признаны.
Каждая трудовая функция подразумевает:
- трудовые действия;
- необходимые умения;
- необходимые знания.
В частности, исполнение трудовой функции «Принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта» предполагает:
- трудовые действия — подготовку первичных учетных документов для передачи в архив;
- необходимые умения — обеспечивать сохранность первичных учетных документов до передачи их в архив;
- необходимые знания — основы законодательства РФ об архивном деле; внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта, регламентирующие передачу в архив первичных учетных документов.
Мы намеренно акцентировали внимание на исполнении требований Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», соблюдением которого многие бухгалтеры пренебрегают.
Возьмите на заметку, как Стандарт трактует функцию «Итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни». Она подразумевает работу с регистрами бухгалтерского учета.
Для кого требования профстандартов обязательны?
Напомним, что в силу ст. 195.3 ТК РФ если данным кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, то профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. То есть обязательными считаются только те требования профстандартов, которые введены или Трудовым кодексом, или федеральными законами, или иными нормативными актами.
Обратимся к Федеральному закону от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете». В соответствии с ч. 3 ст. 7 этого закона ведение бухгалтерского учета руководитель организации может возложить на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации либо заключить гражданско-правовой договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:
1) иметь высшее образование;
2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита – не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
Однако такие требования распространяются только на главных бухгалтеров:
- открытых акционерных обществ (за исключением кредитных организаций);
- страховых организаций;
- негосударственных пенсионных фондов;
- акционерных инвестиционных фондов;
- управляющих компании паевых инвестиционных фондов;
- государственных внебюджетных фондов и их территориальных отделений.
Для остальных организаций требования профстандарта «Бухгалтер» носят рекомендательный характер, и работодатель сам решает, применять ли требования к квалификации, установленные профстандартом.
Главный бухгалтер
Главному бухгалтеру необходимо высшее или среднее профессиональное образование.
Получается, что работник с неоконченным высшим образованием (при отсутствии среднего профессионального образования) должность главного бухгалтера занимать не может. Однако на практике такая ситуация – не редкость, ведь до вступления в силу Стандарта подобного ограничения в общем случае не существовало (требование к образованию предъявляется специальных случаях, перечисленных в п. 4 ст. 7 Закона № 402-ФЗ). А Стандарт – документ общеобязательный. Значит ли это, что главбухи без надлежащего образования подлежат увольнению ввиду несоответствия занимаемой должности?
Исчерпывающий перечень оснований для расторжения трудового договора с работником установлен в статье 81 Трудового кодекса. Среди них (п. 3), действительно, подобная причина предусмотрена — «несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе», но с оговоркой – «вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации». Как видно, недостаточность квалификации необходимо подтвердить аттестацией. Порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами. Однако коль скоро речь идет об аттестации на предмет наличия образования, то она нормами трудового права не регламентируется и ее вправе проводить лишь образовательная организация.
Как в такой ситуации действовать работодателю – не разъясняет и Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В пункте 3 статьи 7 названного закона лишь сообщается, что лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Очевидно, локальным нормативным актом данный конфликт интересов работника и работодателя разрешению не поддается. В итоге, по мнению автора, увольнение «необразованного» главбуха по инициативе работодателя невозможно. Также напомним: увольнение по «несоответствию» допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу).
Автор хотела бы подчеркнуть, что излагает личную точку зрения в отсутствие официальных разъяснений и скорее обозначает дискуссионные вопросы, чем дает на них ответы. Разумеется, последнее слово за Минтрудом России. Позиция Минфина России также была бы очень интересна. А вообще странно вводить в действие профессиональные стандарты без согласования с профильным министерством – Минфином России. Сведений о таком согласовании мы не обнаруживаем.
На заметку
Стандарт обратной силы не имеет и поэтому отстранить главбуха от выполняемой им работы ввиду отсутствия надлежащего образования невозможно.
Но можно и нужно следовать требованиям Стандарта после вступления его в силу — принимая на работу нового главного бухгалтера. Логично задаться вопросом: а каковы последствия, если работодатель примет на эту должность лицо, заведомо не отвечающее требованиям стандарта в части образования? – По мнению автора, такую ситуацию можно охарактеризовать как «нормальный хозяйственный риск», который является обстоятельством, исключающим материальную ответственность работника. Основание – статья 239 ТК РФ. Далее, согласно Конституции РФ (п. «р» ст. 71) бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации. Следовательно, эта сфера деятельности имеет общегосударственное значение. И нарушение работодателем требований Стандарта является административным правонарушением, предусмотренным пунктом 1 статьи 5.27 КоАП РФ. А оно влечет за собой предупреждение или наложение штрафа — на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей, на юридических лиц от 30 000 до 50 000 рублей. Обратите внимание, что с 1 января 2015 г. данная норма действует в новой редакции, введенной Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ. И мы обнаружим смягчение ответственности: ранее такой ее формы, как предупреждение, законодатель не предусматривал; отменено административное приостановление деятельности юрлица на срок до 90 суток.
Что касается требований к опыту практической работы главбуха – тут Стандарт механически скопировал норму, установленную Законом № 402-ФЗ (пп. 2 п. 4 ст. 7). Но в Законе № 402-ФЗ это требование распространяется лишь на главных бухгалтеров экономических субъектов определенных категорий. А после ознакомления со Стандартом остается впечатление, что он распространил данное требование на все организации. Между тем в пункте 5 статьи 7 Закона № 402-ФЗ четко прописано: дополнительные требования к главному бухгалтеру (сверх установленных Законом № 402-ФЗ!) могут устанавливаться другими федеральными законами. Но никак не подзаконным актом, принятым Минтруда России.
Главбух должен знать отраслевое законодательство в сфере деятельности организации.
Как будет проводиться проверка бухгалтера бюджетного учреждения
Многочисленные объявления, предлагающие быстро и недорого (или дорого) пройти проверку на соответствие профстандарту бухгалтера и получить соответствующий сертификат, — это не что иное, как предложение купить красивую бумажку, которая никакой ценности для бухгалтеров не представляет. Особенно для бухгалтеров бюджетных учреждений.
Поясним, почему. Во-первых, проверять на соответствие профстандарту могут только специализированные центры оценки квалификаций, зарегистрированные в реестре национального агентства развития квалификаций. Отметим, что на практике они получили возможность функционировать после 01.01.2017, когда в силу вступили:
- закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»;
- закон от 03.07.2016 № 239-ФЗ, вносящий изменения в ст. 187 и ст. 196 ТК РФ.
Во-вторых, в постановлении Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 указано, что мероприятия по проверке квалификации работников по профстандартам должна проводиться силами бюджетных организаций и за счет средств соответствующих бюджетов (п. 6). После 01.01.2017 это положение подтвердилось положениями п. 4 ст. 1 закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ, который указывает на то, что независимая, т. е. сторонняя, оценка в отношении работающих госслужащих и претендентов на государственные должности не производится. Следовательно, для бюджетных работников обязательная проверка на профстандарт должна проводиться бесплатно самим государственным предприятием, на котором они работают или куда устраиваются на работу.
Поэтому никаких проверок на соответствие профстандартам, предлагаемых различными фирмами, бухгалтерам бюджетных организаций проходить не надо.
Каждое бюджетное учреждение должно устанавливать свой порядок проверки бухгалтеров на соответствие профстандартам. Разрабатываться этот порядок может и в течение нескольких дней, и на протяжении нескольких лет. Следует иметь в виду, что у госучреждений уже прошел «льготный» подготовительный период — до 01.01.2020. До этой даты они должны были подготовить и реализовать действенную систему по проверке квалификации своих работников на соответствие единым профстандартам. Необходимо, чтобы данная система была утвержденной к тому моменту, когда начнется непосредственно сама квалификационная проверка.
Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и ознакомьтесь с памяткой по применению профстандарта «Бухгалтер», где сжато и структурировано указаны требования к бухгалтеру, кто должен применять профстандарт, а также даны ссылки на нормативную базу.
Дополнительные образовательные программы
Стандарт допускает возможность дополнительного профессионального образования: для бухгалтера — по специальным программам, для главного бухгалтера – по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Что подразумевается под такими программами? — За ответом обратимся к закону об образовании.
Дополнительные профессиональные программы – это программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки (пп. 2 п. 4 ст. 12 Закона № 273-ФЗ). Что касается специальных образовательных программ, то они предусмотрены для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (п. 3 ст. 79 Закона № 273-ФЗ). Разнообразные бухгалтерские курсы в большинстве случаев дополнительного профессионального образования не дают.
По мнению автора, из Стандарта не усматривается, является ли наличие документа о профессиональной переподготовке достаточным условием для работы в должности главного бухгалтера. Повышение квалификации предполагает ее первоначальное существование.
Запись в трудовой книжке
Появление Стандарта заставляет задуматься – а не изменятся ли требования к записям в трудовую книжку?
На основании пункта 3.1 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69, в трудовой книжке делается запись о специальности, профессии с указанием квалификации.
Профессиональные стандарты подлежат применению работодателями при формировании кадровой политики. Поэтому запись в трудовой книжке работника, исполняющего соответствующую должностную функцию, должна соответствовать Стандарту. Но как, например, быть с должностью «заместитель главного бухгалтера», распространенной в крупных компаниях? Стандартом она не предусмотрена.
Возникает и еще одна проблема, не менее серьезная. Закон № 402-ФЗ (п. 3 ст. 7) позволяет возлагать обязанности по ведению учета не только на главного бухгалтера, но и на иное должностное лицо организации. Нередко трудовые функции главбуха исполняет финансовый директор. Но Стандарт жестко увязал квалификацию с двумя конкретными должностями – «бухгалтер» и «главный бухгалтер». И тем самым по сути обязывает организацию иметь главного бухгалтера – путем введения этой должности в штатное расписание.
Наконец, на основании Стандарта можно сделать вывод, что индивидуальный предприниматель не вправе иметь в штате «простого» бухгалтера, поскольку налоговый учет должен вести не ниже чем главный бухгалтер.
Зачем бюджетным учреждениям нужно проверять бухгалтеров на соответствие профстандарту?
В глобальном отношении введение профстандартов связано с необходимостью максимального приближения результатов профессионального образования к требованиям реального рынка труда.
Если же смотреть с более приземленной точки зрения, то проверка на соответствие профстандарту поможет лучше организовать работу бухгалтерии. Так, для бюджетных учреждений, как и для других организаций, проверка бухгалтеров на соответствие новым профстандартам позволит выявить работников, которые не успевают приспособиться к ускоряющейся автоматизации учета и постоянно меняющимся требованиям законодательства. Вынесение объективной оценки даст бухгалтерам возможность переобучиться, доучиться либо перевестись на другую более подходящую для них должность. Итогом должны стать оптимизация рабочего процесса и распределение нагрузки между работниками бухгалтерии. Чтобы не было ситуаций, когда работают два бухгалтера, один из которых отлично знает компьютерные программы по бухучету, но плохо ориентируется в тонкостях бухгалтерских операций, а второй — наоборот. При работе в тандеме они практически выполняют работу одного бухгалтера. Обучив одного бухгалтера пользованию компьютерными программами и отправив второго на получение дополнительного образования по бухучету, можно получить двух полноценно работающих бухгалтеров. Соответственно, обязанности бухгалтерии будут выполняться более быстро и качественно.
Именно такие выводы напрашиваются при сравнительном анализе положений нового профстандарта бухгалтера и описаний бухгалтерской профессии в квалификационном справочнике, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37. Также стоит отметить, что новые стандарты стали более структурированными и приближенными к действительности.
С подробными описаниями базовых положений профстандарта «Бухгалтер» вы можете ознакомиться в наших статьях:
- «Профстандарт для бухгалтера в 2022 году (нюансы)»;
- «Профстандарт для бухгалтера»;
- «Профстандарт для главного бухгалтера в 2021 году».
Подведем итоги
Документ для бухгалтерской отрасли очень значимый, а вот его использование порождает ряд серьезных вопросов. На недоработки Стандарта можно бы и «закрыть глаза», но он зарегистрирован в Минюсте России. Не применять Стандарт в части, противоречащей Закону № 402-ФЗ, нельзя. Оспаривание нормативных правовых актов производится в порядке, установленном в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса.
В заключение сообщим: профессиональные стандарты для аудиторов и налоговых инспекторов тоже пока не изданы и проектов для них автор не обнаружила. Любопытно, что в Общероссийском классификаторе занятий ОК 010-93 эти профессии прямо не поименованы. В нем представлены «государственные налоговые служащие» и «государственные служащие по социальному и пенсионному обеспечению». А также упомянут «бухгалтер-ревизор (аудитор)», который отнесен к базовой группе «бухгалтеры и специалисты по финансам и кредиту». Наконец, Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (введ. постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367) предусмотрен «бухгалтер-эксперт». Такая разновидность бухгалтеров в Стандарте не упомянута. Видимо, требования ко всем «неглавным» бухгалтерам едины.
Е.Ю. Диркова
, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»