Любая организация, видом деятельности которой по ОКВЭД является оптовая или розничная торговля сталкивается с необходимостью списать испорченный или превысивший сроки годности товар. Термин «естественная убыль» товара говорит сам за себя и подразумевает невозможность реализовать на рынке ту или иную продукцию по причинам, указанным выше. В то же время, нередки ситуации, когда продукция на складе может быть испорчена вследствие неправильной транспортировки, халатности работников склада или отдела логистики – они выходят за рамки данного термина. В целях грамотного ведения учета продукции, бухгалтеру необходимо знать, как правильно списать товар, какие проводки в данном случае использовать и как, если это необходимо, отстоять честное имя организации во время налоговой проверки.
Для корректного списания потребуется разделить весь процесс на следующие этапы:
- Правильное оформление акта;
- Для целей налога на прибыль организации делим товар на категории (списание испорченного по вине работника товара (важно: признал вину или не признал; было ли решение суда или не было), по причине чрезвычайных ситуаций, с истекшим сроком годности (в рамках норм естественной убыли);
- Выбираем наиболее подходящие проводки по результатам пунктов «1» и «2».
Нормативное регулирование списания товаров с истекшим сроком годности
Запрет на продажу товаров с истекшим сроком годности установлен ст. 472 ГК РФ. Применяя нормы данной статьи, торговым компаниям следует учитывать и то, что продавать товар нужно с таким расчетом, чтобы потребитель успел его использовать (употребить) после покупки.
Грамотно прописать условие о сроке годности товара в договоре поставки и избежать рисков вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.
Дополняют требования ГК положения закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1. В частности, в ст. 5 закона № 2300-1 установлены виды товаров, на которые производитель обязан установить и указать срок годности:
Если срок годности непосредственно на таком товаре не указан, продавать его тоже нельзя.
Просроченные товары или товары без обязательного указания срока годности могут быть возвращены поставщику, утилизированы либо уничтожены.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 09.12.2018 введен запрет на договоренности торговых сетей с поставщиками о возмещении стоимости, возврате или замене качественных продовольственных товаров, срок годности которых составляет не более 30 дней. Для товаров с большим сроком годности такие условия допустимы, но только если они не были навязаны продавцу. Кроме этого, в договор поставки нельзя включать условие о возмещении продавцом расходов на утилизацию или уничтожение непроданных товаров (см. закон от 28.11.2018 № 446-ФЗ).
О нюансах учета НДС при возврате товаров поставщику читайте в статье «Какой порядок учета НДС при возврате товара поставщику?».
ВАЖНО! Если товары не возвращаются поставщику, то по ним понадобится заключение соответствующего органа госнадзора (санитарного, ветеринарного, товароведческого и т. п.) о том, что с этими товарами следует сделать. Уничтожать без экспертной оценки допускается:
- пищевую продукцию, которая имеет явные признаки порчи и может быть опасна при употреблении;
- товары, собственник которых не может подтвердить их точное происхождение.
Каков порядок списания товарных потерь см. здесь.
По обоюдному согласию
Рассказывает Эмма Ягудина, ведущий аудитор :
«Чаще всего списание испорченного товара происходит после проведения инвентаризаций или незапланированных ревизий. Особенно это касается крупных торговых точек и сетевых гипермаркетов. Объем товаров на них просто огромный, и уследить за его целостностью невозможно. Некоторые работодатели применяют карательные меры к материально ответственным лицам, “вешая” на них недостачи, бой и лом продукции и покрывая тем самым убытки. А всегда ли можно найти виновного? Конечно, нет. Вот тут и вступает в силу так называемая коллективная ответственность. Фактически убыли компании покрывают заработной платой трудящихся. Нередки случаи, когда сотрудник даже не присутствовал при порче имущества, но из-за бригадного договора с его оплаты труда недостача будет удержана.
Читайте также «Виноваты все: коллективная ответственность работников»
Но чаще предприятия принимают такие убытки на себя. И это понятно, такой бизнес предполагает товарные потери и порчи. Следует отметить, что российское законодательство в этой области скорее направлено на защиту интересов работодателя, забывая об интересах сотрудников. Де-юре организация должна провести специальные процедуры, расследования, оформить много документов и после этого сделать удержание из заработной платы найденного виновного лица. Но де-факто работодатель просто получает согласие работника о том, что он готов покрыть недостачу. Сотрудник подписывает бумаги, бухгалтер делает удержания. Логика довольно проста: “не нравится – уходи”. Именно этим руководствуются многие компании, и работники не сопротивляются, а зря».
Оформление бухгалтерской первички по просроченным товарам
Порядок списания определяет руководство компании. Во внутрифирменных регламентах должен быть установлен:
- порядок выявления и изъятия из продажи товаров с истекшим сроком годности;
- порядок направления их на утилизацию или уничтожение;
- порядок документального оформления всего процесса.
По общему правилу выявление негодных к продаже товаров актируется. В акте указываются: наименования товаров (по учетной номенклатуре), количество, местонахождение на момент истечения срока годности. В отдельном разделе акта должна быть указана дальнейшая судьба просроченных товаров — утилизация, уничтожение либо возврат поставщику.
Унифицированным альбомом первичных форм (утв. Госкомстатом 25.12.1998) для подобных целей предлагается форма ТОРГ-15 для оформления факта порчи и ТОРГ-16 для фиксации изъятия из оборота и решения об уничтожении или утилизации.
Бланки и образцы заполнения форм на списание ищите в статьях:
- «Унифицированная форма № ТОРГ-15 — бланк и образец»;
- «Унифицированная форма № ТОРГ-16 — бланк и образец».
При этом хозсубъекту разрешается разработать бланки форм на списание товарно-материальных ценностей самостоятельно, учитывая требования к оформлению первичных документов, которые указаны в ст. 9 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Передача товаров на утилизацию специализированной фирме оформляется так же, как реализация (накладной, УПД и т. п.).
Привлекаем комиссию
Согласно рекомендациям экспертов, списание испорченных товаров или материалов должно быть осуществлено после проведения инвентаризации с участием инвентаризационной комиссии. В ее состав могут войти:
- Представитель администрации организации (например, руководитель)
- Материально-ответственное лицо
- Представитель санитарного надзора (при необходимости)
На основании заключения комиссии, составляется документ списания. Законодательство не устанавливает использование унифицированной формы документа, поэтому он должен быть разработал организацией самостоятельно. Наиболее распространенным вариантом являет акт. За основу можно взять формы ТОРГ-15 или ТОРГ-16.
В обязательном порядке в нем должны быть указаны наименования товара, их количество, причины списания и ФИО членов инвентаризационной комиссии. Готовый акт всегда может быть использован в качестве доказательства причин убыли товара со склада, если у проверяющих органов возникнут подозрения в адрес хранимого товара на складе.
Типовые проводки по списанию
Для лучшего понимания принципа употребления того или иного счета лучше всего рассмотреть ситуации на примере.
Пример
31.03.2021 провели инвентаризацию на центральном складе сети супермаркетов. По итогам инвентаризации выявили:
- партию рисовой крупы со сроком годности до 20.03.2021 стоимостью 12 000 руб.;
- партию гречневой крупы со сроком годности до 05.04.2021 стоимостью 16 000 руб.
- Исходя из сроков годности, обе партии решено было изъять из продажи.
В бухучете была сделана запись: Дт 41 / Товары с истекшим сроком годности (далее — Товары ИСГ) Кт 41 / Товары на продажу
- Оба товара внешних признаков порчи не имели. Поэтому образцы обеих круп направили на экспертизу.
Расходы на экспертный анализ (1 770 руб. с НДС) и стоимость переданных образцов отразили в бухучете:
Дт 91 Кт 76 — 1 500 руб. — экспертиза;
Дт 19 Кт 76 — 270 руб. — НДС по услугам экспертизы;
Дт 91 Кт 41 /Товары ИСГ — 100 руб. — стоимость образцов (от каждого продукта взяли пробу стоимостью 50 руб., 2 × 50 = 100).
- По результатам экспертизы гречневую крупу было разрешено утилизировать, а рисовую предписано уничтожить.
3.1. Для уничтожения рисовой крупы была привлечена сторонняя организация, которая за свои услуги выставила счет на 2 360 руб. (в т. ч. 360 руб. НДС). В учете бухгалтер зафиксировал следующие проводки:
Дт 94 Кт 41 / Товары ИСГ — 11 950 руб. (12 000 – 50);
Дт 91 Кт 94 — 11 950 руб. — списана себестоимость уничтоженных товаров;
Дт 91 Кт 76 — 2 000 руб. — учтены расходы по услугам сторонней организации по уничтожению;
Дт 19 Кт 76 — 360 руб. — НДС по услугам сторонней организации.
3.2. Гречневую крупу реализовали приюту для животных за 8 000 руб. В учете были сделаны такие проводки:
Дт 62 Кт 90 — 8 000 руб. — начислена выручка от реализации;
Дт 90 Кт 68 / НДС — 1 220 руб. — НДС с реализации;
Дт 90 Кт 41 / Товары ИСГ — 15 950 руб. (16 000 – 50).
Отражение недостачи
Если на складе обнаружена недостача, то ее необходимо отразить в бухгалтерском учете вне зависимости от причин возникновения такой ситуации. Компания потом будет проверять причины, списывать недостачу в пределах норм и расследовать это обстоятельство. Все факты недостачи необходимо отразить на счете 94 бухгалтерского учета. Сделать это можно проводками:
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 41 «Товары»
– отражена недостача (по балансовой стоимости товара)
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 42 «Торговая наценка»
– сторнирована торговая наценка по утраченным товарам, если товары учитывались по продажным ценам.
Налоговые нюансы списания товаров
Подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ предусматривает включение в состав расходов для исчисления налога на прибыль прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Расходы должны отвечать критерию экономической обоснованности в соответствии со ст. 252, 265 НК РФ.
Если выявление, изъятие из оборота, утилизация или уничтожение просроченных товаров являются законной обязанностью продавца, результаты от этих операций могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. Подтверждают эти выводы и письма Минфина, например от 23.04.2019 № 07-01-09/29286, от 09.07.2018 № 03-03-06/1/47374.
Из этого следует и возможность вычета по НДС, уплаченному за услуги, связанные с экспертизой, утилизацией или уничтожением товаров с истекшим сроком годности.
А как быть с НДС, который вы взяли к вычету по самому списываемому товару? Нужно ли его восстанавливать? Этот вопрос является спорным. Узнать, как складывается правоприменительная практика по нему, можно из аналитической подборки от К+, получив бесплатный пробный доступ к системе.
Восстановление налога
Если организация является плательщиком НДС и товары приобретались для использования в облагаемой НДС деятельности, возникает вопрос о восстановлении налога.
Суды в таких вопросах признавали право налогоплательщиков не доплачивать налог. В качестве оснований называли п.3 ст. 170 НК РФ, где перечислены ситуации, однозначно требующие восстановления: передача имущества в уставный капитал, переход на спецрежимы, корректировка реализации и др. Недостача, порча, хищение товара, обнаруженные в процессе инвентаризации имущества, к числу случаев, перечисленных в п. 3 ст. 170 НК РФ, не относятся. Следовательно, у организации отсутствует обязанность восстановить ранее предъявленные к вычету суммы НДС по таким товарам.
Ранее Минфин относился к этому вопросу строже и требовал восстановления налога. Но впоследствии всё-таки было решено признать правильность судебного подхода. Так, в письме от 15.05.2019 № 03-07-11/34572 Минфин призвал в подобных ситуациях обращаться к решениям Высших судов, в частности, к Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 г. № 33, где изучали вопросы взимания НДС.
Итоги
Порядок списания товаров с истекшим сроком годности имеет свои нюансы в части документального оформления, необходимости проведения экспертизы и учета расходов (убытков) от списания для целей налогообложения.
Источники:
- Трудовой кодекс РФ
- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»
- Налоговый кодекс РФ
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Продали товар физлицу
В Приказе № 589 есть оговорка: если продаете товар конечному потребителю, оформлять ВСД не надо. На практике получается так: физлицо покупает продукцию, количество товара на складе уменьшается, а в «Меркурии» остается прежним. Закон не регламентирует, как в этом случае корректировать данные в системе. Мы рекомендуем действовать по одному из двух сценариев:
— Списать товар инвентаризацией Как часто делать инвентаризацию, решает хозяйствующий субъект, но обычно эту процедуру проводят еженедельно или ежемесячно.
— Не списывать товар в системе «Меркурий» Санкций со стороны Россельхознадзора в этом случае не последует, но в данных о физическом товаре и партиях в «Меркурии» появятся расхождения, которые могут обнаружиться при выездной налоговой проверке. Поэтому лучше не лениться и периодически проводить инвентаризацию.
Отгрузили товар без ВСД
Если продаете юрлицам, всегда оформляйте ВСД на продукцию и списывайте ее с остатков в «Меркурии». Иначе Россельхознадзор посчитает это нарушением, а вам придется платить штраф. Есть два способа постараться избежать санкций:
— Если отгруженных партий немного, проведите инвентаризацию, чтобы списать продукцию с остатков. Пересмотрите бизнес-процессы и больше не нарушайте правила!
— Если по ошибке отгрузили без ВСД много партий товара, сначала согласуйте инвентаризацию с Россельхознадзором. Попробуйте объяснить ситуацию: это снизит риск получить штраф. Учитывайте, что Россельхознадзор может закрыть глаза на нарушение только один раз.