Принципы бухгалтерского учета автошин
Основными параметрами учета являются: (нажмите для раскрытия)
- их количество;
- модель;
- марка резины;
- стоимость;
- размер.
Исходя из этих показателей, работниками бухгалтерии ведется раздельный учет сезонных, летних и зимних шин автотранспорта. При этом новые и бывшие в пользовании запчасти также учитываются по отдельности. Покупка, передача их в эксплуатацию и прочие операции отображаются бухгалтерской службой контировками (проводками).
Название операции | Бухгалтерские контировки |
Покупка шины для автотранспорта | ДТ 60, КТ 51 (перечисление денег за покупку), ДТ 10, субсчет «Запчасти» («Запасные автошины», «Новые автошины»), КТ 60 (финансовые обязательства по купленным запчастям), ДТ 19, КТ 60 (НДС со стоимости купленного товара), ДТ 68, КТ 19 (НДС к вычету) |
Ввод шины в пользование | ДТ 10, субсчет «Запчасти» («Автошины в подотчете»), КТ 10, субсчет «Запчасти» и «Запасные автошины» |
Списание автомобильной шины по причине выхода ее из строя | ДТ 20 (26, 44), КТ 10, субсчет «Запчасти», «Автошины в подотчете» |
Стоимость купленных шин для автотранспорта с целью замены сношенных отображается бухгалтерской службой на счету 10 «Материалы», субсчет «Запчасти».
Кто составляет акт утилизации шин в 2022 году?
Так как автомобильные покрышки несут четвертый класс опасности для окружающей среды, они подлежат правильной утилизации. Так, если шина пришла в негодность, она не может быть просто выброшена на свалку. Она должна быть утилизирована, что будет подтверждено соответствующим актом. Обычно автотранспортные организации не занимаются этим самостоятельно. Существуют специализированные компании, которые занимаются утилизацией покрышек. Именно к ним и обращаются компании, владеющие ненужными шинами.
Сначала транспортная организация составляет договор с фирмой, занимающейся переработкой шин. Нужно сказать, договор подтверждает только то, что стороны договорились между собой. А составленный акт является документальным подтверждением того, что шины действительно были утилизированы. После составления договора транспортная компания передает материалы, подлежащие уничтожению. Иногда бывают ситуации, когда компания, сдающая покрышки для утилизации, получает с этого процесса определенный доход. Этот факт обязательно должен отобразиться в акте.
(Видео: «Куда сдать шины на утилизацию»)
Заполнением документа занимаются члены специально созданной комиссии, которая и выполняет утилизацию шин. Что касается конкретного человека, чьей рукой будут вноситься сведения, то здесь нет принципиальной разницы. Это может быть рядовой член комиссии или ее председатель. Ответственные лица обязательно должны присутствовать при этом процессе. После утилизации данный факт фиксируется при помощи акта. В составе данной группы обычно присутствуют сотрудники различных структурных подразделений. По сути, главная задача комиссии заключается в том, чтобы подтвердить утилизацию опасных материалов.
Если речь идет о компании, которая специализируется на утилизации шин, то при помощи этого акта она докажет, что выполнила свои обязанности, указанные в договоре. Что касается компании-заказчика, то для нее этот акт станет основанием списания материальных ценностей. Акт обязательно становится частью бухгалтерского учета.
Инструкция по заполнению акта
Как уже было сказано, компаниям разрешено разрабатывать индивидуальный шаблон, который будет использоваться в данных ситуациях. Также разрешена свободная форма заполнения. Несмотря на то, что здесь нет каких-то строгих требований, все-таки рекомендуется придерживаться определенных правил составления подобных документов.
Как и любой другой официальный документ, этот акт должен иметь так называемую «шапку». В ней указывается название компании, при необходимости отмечается конкретное структурное подразделение. Далее нужно указать, на каком основании происходит утилизация, соответственно, и оформляется данный акт. Например, это может быть распоряжение руководителя или приказ. Отмечаются его реквизиты. Название самого акта, в котором должна отображаться суть его составления. Место и дата оформления документа. Далее идет основная часть, в которой должны присутствовать такие сведения:
- отмечаются члены комиссии и должности каждого из них;
- подробно описываются шины, подлежащие утилизации. Здесь должны присутствовать марка, дата выпуска, заводской номер, пробег, эксплуатационные нормы. Если список покрышек достаточно большой, для указания данных сведений рекомендуется использовать таблицу;
- подводится итог общего количества шин, подлежащих утилизации.
Стоит отметить, это лишь основные сведения, которые должны присутствовать в документе. В зависимости от различных обстоятельств документ может дополняться и другой информацией. Например, если организация занимается утилизацией не самостоятельно, так и нужно указать, что шины переданы специальной компании. При этом отмечаются сведения о договоре, который заключается между сторонами. Нелишним будет указать, какой конкретно способ использовался для утилизации покрышек. Если после утилизации компания получила какую-то прибыль, это необходимо отобразить в акте. Причем указывается сумма, которая была получена.
Завершающим этапом заполнения документа является проставление автографов всеми членами комиссии. Указываются их должности, проставляются подписи с расшифровками. Последним документ должен подписать председатель комиссии. Своими автографами члены комиссии подтверждают, что в документе указаны достоверные сведения. При отсутствии хотя бы одной подписи акт признается недействительным. На основании акта бухгалтерские работники делают в бухучете необходимые заметки. После этого документ хранится в компании не менее пяти лет.
Если в документе была допущена ошибка, оставлять ее нельзя. Ведь это может стать причиной проблем в будущем. Конечно, можно приступить к заполнению второго документа. Хотя многие исправляют ошибку, используя стандартный алгоритм действий:
- неправильные сведения перечеркиваются одной полосой;
- рядом указывается правильная информация;
- делается надпись «Исправленному верить»;
- исправления подтверждаются автографами всех членов комиссии.
Налоговый учет автошин
При покупке машины цена установленных и запасных шин объединяется с начальной стоимостью автотранспорта (НК РФ, ст. 257). Как отдельные объекты эти запчасти на бухгалтерских счетах не значатся. Купленные отдельно шины не входят в состав приобретенного авто и не присоединяются к его стоимости. Здесь налоговый учет запчастей регламентирует Налоговый кодекс РФ:
- ст. 254 (траты плательщика на производственные и хозяйственные нужды);
- ст. 260 (реставрация основных средств);
- ст. 264 (содержание и использование служебного транспорта).
Так, к примеру, согласно налоговому законодательству отдельно купленные запчасти, можно учитывать как материальные траты на покупку материалов, необходимых для содержания основных средств. То есть, автошины в таких случаях считаются запчастями к автомобилю, учет которых ведется по их себестоимости в числе материально-производственных запасов. Траты по их ремонту можно отнести к.прочим.
Расходы рассматривают для целей налогообложения в действительном на это время налоговом периоде. Все траты при методе начисления признаются на момент сборки автошин на авто. Снятые запчасти с автотранспорта не причисляют к возвратным отходам или остаточным запасам.
Акт на списание автошин
После эксплуатации в течение определенного времени старые покрышки следует списать и заменить на новые. Если рядовой автовладелец может просто сменить шины в автосервисе и сдать их по программе утилизации, то бюджетным организациям приходится вести документацию, которая отразит соответствие всех операций требованиям безопасности дорожного движения и экономического законодательства.
Списанию подлежат шины, которые нельзя эксплуатировать в силу износа или повреждений:
- если стерт протектор и его рисунок возвышается менее чем на 1,6 мм (для легковых авто), 1 мм (для грузовиков), 2 мм (для автобусов);
- если прошел установленный срок использования или шины прошли предельно возможное количество километров;
- если на покрышке обнаружены повреждения, обнажающие корд;
- если повреждены диски и ободья колес (нарушена форма, есть видимые повреждения в виде трещин, наличествуют дефекты крепления).
Операции по списанию непригодных к использованию шин должны быть отражены в документах бухгалтерского учета. На сегодняшний день нет законодательства, в полной мере регламентирующего процесс вывода покрышек из эксплуатации, и большинство организаций либо руководствуются рекомендациями временных норм, либо самостоятельно устанавливают срок службы данных изделий.
Важно понимать, что использование изношенных или поврежденных шин опасно. Истертый протектор увеличивает тормозной путь и ухудшает управляемость автомобиля, а повреждения, затрагивающие корд, могут привести к разрыву резины на ходу и, как следствие, к аварии.
Все списанные шины должны быть сданы на утилизацию, ведь их нельзя уничтожить или захоронить с другими отходами. Для сдачи покрышек на переработку следует заключить договор с организацией, которая обеспечит пересылку резины до соответствующего завода.
У нас можно приобрести резину на любой автомобиль, а также заказать её монтаж или ошиповку. Чтобы избавиться от изношенных покрышек, сдайте их по программе утилизации, а неподходящие по сезону шины сохраните на нашем специализированном складе.
Выгодные цены на покупку автошин от !
- ОКОФ — Общероссийский классификатор основных фондов
- 300.00.00.00.000 — Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты
- 330.00.00.00.000 — Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты
- 330.28 — Машины и оборудование, не включенные в другие группировки
- 330.28.9 — Оборудование специального назначения прочее
- 330.28.96 — Оборудование для обработки резины и пластмасс
Подгруппировки
Группировка 330.28.96 в ОКОФ содержит 1 подгруппировку.
- 330.28.96.10 — Оборудование для обработки резины и пластмасс и для производства продукции из этих материалов, не включенное в другие группировки
Амортизационные группы
Код 330.28.96 не относится ни к одной амортизационной группе (на основании приложения к Постановлению Правительста РФ «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»).
Переходные ключи
Для перехода от старого ОКОФ к новому ОКОФ используется прямой переходный ключ:
ОКОФ ОК 013-94 | ОКОФ ОК 013-2014 | ||
Код | Наименование | Код | Наименование |
142922207 | Полуавтоматы для прессования изделий из пластмасс | 330.28.96 | Оборудование для обработки резины и пластмасс |
142922208 | Автоматы для прессования и литья изделий из пластмасс | ||
142929500 | Машины и агрегаты для резки каучука, тканей (корда) и металлокорда, заготовок и изделий из резины и резиноасбеста | ||
142929501 | Машины для резки каучука с гидравлическим приводом | ||
142929502 | Машины для резки каучука с механическим приводом | ||
142929503 | Машины для резки каучука с пневматическим приводом | ||
142929506 | Машины и агрегаты для резки заготовок и изделий из резины | ||
142929516 | Машины и агрегаты вырубные для заготовок резиноасбестовых изделий | ||
142929517 | Машины и агрегаты вырубные для отделения вентиля от ездовой камеры | ||
142929518 | Станки для шероховки изношенных покрышек, протекторов и камер, резинотехнических изделий и резиновой обуви, пяток вентилей | ||
142929519 | Линии в производстве резиноасбестовых изделий и линии в производстве регенерата | ||
142929032 | Оборудование смесительное, профилирующее и литьевое | ||
142929530 | Смесители для резиновых, резиноасбестовых, латексных смесей и клея | ||
142929531 | Резиносмесители | ||
142929532 | Латексосмесители | ||
142929533 | Смесители для резинового клея | ||
142929534 | Смесители для суспензий | ||
142929535 | Смесители для резиноасбестовых смесей | ||
142929536 | Агрегаты резиносмесительные | ||
142929537 | Машины и агрегаты для приготовления предполимера | ||
142929538 | Резиносмесители непрерывного действия | ||
142929540 | Вальцы для переработки резиновых и резиноасбестовых смесей и пластмасс | ||
142929541 | Вальцы резиноперерабатывающие | ||
142929542 | Вальцы для переработки пластмасс | ||
142929543 | Вальцы для переработки паронита и электронита | ||
142929544 | Агрегаты из вальцов резинообрабатывающих | ||
142929545 | Агрегаты из вальцов для переработки паронита и электронита | ||
142929546 | Агрегаты и линии на базе вальцов для переработки пластмасс | ||
142929547 | Приспособления для перемешивания и охлаждения резиновой смеси к вальцам | ||
142929550 | Машины червячные для переработки резиновых смесей и пластмасс | ||
142929551 | Машины одночервячные для переработки резиновых смесей | ||
142929552 | Машины двух- или многочервячные для переработки резиновых смесей | ||
142929553 | Девулканизаторы червячные | ||
142929554 | Прессы одночервячные для переработки пластмасс | ||
142929555 | Прессы двухчервячные для переработки пластмасс | ||
142929556 | Агрегаты на базе червячных машин для переработки резиновых смесей | ||
142929557 | Агрегаты АНВ (для наложения и вулканизации резиновой изоляции на кабели и провода) | ||
142929558 | Питатели к червячным машинам | ||
142929560 | Машины и агрегаты литьевые для резины и линии для приготовления резиновых смесей и клея | ||
142929561 | Машины литьевые червячные для резины | ||
142929562 | Машины литьевые плунжерные для резины и других материалов на основе каучука | ||
142929563 | Агрегаты литьевые для резины | ||
142929564 | Линии для приготовления резиновых смесей | ||
142929565 | Линии для приготовления резинового клея | ||
142929033 | Оборудование сборочное в производстве резиновых изделий | ||
142929580 | Станки и агрегаты для изготовления деталей покрышек | ||
142929581 | Станки и агрегаты для изготовления браслетов покрышек | ||
142929582 | Станки и агрегаты для изготовления бортовых колец покрышек | ||
142929583 | Станки для изготовления бортовых колец велопокрышек | ||
142929584 | Станки и агрегаты для изготовления крыльев покрышек | ||
142929585 | Станки и агрегаты для сборки протекторных колец покрышек | ||
142929586 | Станки для сборки и гибки вентиля ездовой камеры | ||
142929587 | Станки для обертки бортовых колец покрышек | ||
142929588 | Станки для изготовления дополнительных крыльев покрышек радиального типа (тип Р) | ||
142929590 | Машины и агрегаты для сборки покрышек и пневморессор | ||
142929591 | Станки и агрегаты для сборки покрышек (кроме велопокрышек и мотопокрышек) | ||
142929592 | Станки для сборки велопокрышек и мотопокрышек | ||
142929593 | Станки для сборки пневморессор | ||
142929594 | Шаблоны и барабаны к станкам для сборки покрышек | ||
142929595 | Питатели к станкам для сборки покрышек | ||
142929596 | Станки и агрегаты для наложения и прикатки протекторов |
Учетная документация по работе автошин
Специализированная учетная форма карточки заводится технической службой соответствующего подразделения организации по форме № 424-АПК отдельно на каждую шину автотранспорта (новую, бывшую в пользовании либо восстановленную).
Основное назначение учетной карточки — оформление движения шин в пользовании со времени их сборки до полного выхода из строя. В карточке указывается следующая информация: (нажмите для раскрытия)
- дата изготовления, производитель, цена, а также прописывается название колес и порядковый номер;
- техническое состояние (имеющиеся дефекты, повреждения);
- пробег (предыдущий — для бывших в пользовании шин, а действительный пробег за каждый месяц — для всех видов шин);
- дата замены шины, номера снятой и собранной шины;
- время демонтажа, общий пробег, данные рисунка протектора, с какой целью и по какой причине выведена из эксплуатации (в случае снятия с учета шины).
Указанные типовые учетные формы заполняются полностью и хранятся по номерам автотранспорта, а закрываются при отправлении запчасти на утилизацию.
Причиной списания либо замены шины не является ее пробег, если ее техническое состояние удовлетворительно и предполагает модернизацию, реконструкцию, ремонт, либо дальнейшую эксплуатацию. После реставрации на запчасти автотранспорта заводятся другие карточки. В единичных случаях, когда подобных карточек нет, получить некоторую информацию можно из путевого листа, который выписывается на автотранспортное средство.
Обязателен ли документ по закону
В законодательстве нет прямого указания, нужно ли составлять акт, но другого способа списать с материально-ответственного лица ТМЦ не существует. Хотя некоторые организации делают это, используя пометки в карточке автошин, указывая на полную выработку ресурса.
Форму акта можно разработать самостоятельно и сделать приложением к учетной политике организации. Целесообразно это сделать тем компаниям, которые имеют в наличие много единиц автомобильной техники, и вывод из эксплуатации приходится делать часто.
Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию и служит основанием для списания покрышек с МОЛ, а другой находится у материально-ответственного лица.
В бухгалтерии акт на списание автошин хранится 5 лет, как это предусмотрено приказом Росархива № 36 от 20.12.2019.
Норма эксплуатационного пробега для списания
Российским законодательством конкретные нормы по списанию шин автотранспорта не установлены. В отношении их эксплуатационного пробега применяются предписания Министерства транспорта РФ, изложенные в Письме № 03-01/10-2830ш от 24.08.2012. Таким образом, согласно письму нормы определяются производителем.
Соответственно, руководитель организации вправе разработать и утвердить нормы собственным распоряжением на основе среднестатистического пробега, используя имеющуюся информацию:
- заводского изготовителя;
- по методу определения норм пробега Временных норм (РД 3112199-1085-02) с изменениями от 07.12.2006 (в ситуациях, идентичных рассматриваемой, может использоваться как образчик);
- опыт организации по эксплуатации транспорта.
Так, согласно стандартам РД 3112199-1085-02 установленная организацией норма пробега не должна быть менее 25% среднего параметра пробега.
Производитель | Средние параметры пробега шины (приближенные цифры), тыс. км |
Российский | 40—45 (легковые), до 100 (грузовые) |
Зарубежный | 50—55 (легковые), до 180 (грузовые) |
В любом случае самостоятельные разработки по нормам должны быть финансово оправданными и документально удостоверенными.
Учет износа и замены автомобильных шин
Допускается рассматривать смену непригодных (сношенных) указанных запчастей как составляющую часть ремонта. Тогда следует производить списание на издержки производства и траты на починку объекта основного средства. Связанные с ремонтом расходы отображаются бухгалтерией по ДТ счетов учета трат на производство (реализацию), КТ счетов учета понесенных трат. Так, ДТ 20, 26, 44, КТ 10, субсчет «Шина в подотчете» отображает учет цены сезонных запчастей автотранспорта в тратах по обычной деятельности после их износа.
Изношенные автомобильные запчасти, которые подлежат модернизации, ремонту, реконструкции, числятся за складским помещением. Их учет ведется на субсчете «Автошины, подлежащие восстановлению», «Материалы, отданные на переработку». Цена отображается так: ДТ 10, субсчет «Автошина на восстановление», КТ 91-1.
Смена сезонных шин автотранспорта является составной частью содержания основного средства, направленной на поддержание характеристик авто в должном состоянии. Связанные с этим расходы признаются тратами по обычной деятельности. Их бухгалтерия отображает по ДТ счетов учета трат на производство (реализацию), КТ счетов учета производственных трат (относят к расходам на обслуживание).
Но при замене сезонных запчастей и отправке их в складское помещение цена их относится на снижение трат по текущей деятельности: ДТ 20 (26, 44), КТ 10, субсчет «Шины в подотчете». Для отображения замены летних, зимних шин автотранспорта применяются контировки по счету 10. К примеру, при сборке зимних цена введенных в пользование шин автотранспорта отображается так: ДТ 10, субсчет «Шина в подотчете», КТ 10, субсчет «Запасная шина».
По завершении сезона производится снятие зимних и сборка летних запчастей. Для отображения цены снятого зимнего варианта используется контировка: ДТ 10, субсчет «Запасная шина», КТ 10 «Автошина в подотчете». Цена собранного летнего варианта взамен зимнего будет отображаться контировкой: ДТ 10, субсчет «Шина в подотчете», КТ 10, субсчет «Запасная шина».
Пример 1. Учет стоимости всесезонных автомобильных шин при их покупке
ООО «Феликс» был приобретен набор всесезонных шин для автотранспортного средства. Практически сразу же изношенные запчасти заменили новыми, только что купленными. Бухгалтерская служба отобразила все действия контировками.
Название операции | Бухгалтерские контировки |
Оприходование запчастей автотранспорта на складское помещение | ДТ 10, субсчет «Запчасти» и «Запасные автошины», КТ 60. |