Множество компаний осуществляет прием наличных денег от покупателей через структурные подразделения, расположенные вне места их государственной регистрации. Это может быть торговая сеть или пункты оказания услуг населению. Нередко каждую подобную «точку» обслуживает один-единственный работник. Следует ли в таком подразделении вести отдельную кассовую книгу?
К сожалению, простого и понятного от-вта на этот сугубо практический вопрос мы не найдем ни в базовом нормативном документе – Положении о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации утвержденном Банком России 12 октября 2011 г. № 373-П (далее – Положение), ни в официальных разъяснениях Банка России, Минфина России или Федеральной налоговой службы.
Попытаемся разобраться самостоятельно.
Читаем нормативный документ
Положение (абз. 2 п. 1.2) буквально устанавливает следующее: обособленное подразделение (филиал, представительство) юридического лица, для совершения операций которого юридическим лицом открыт банковский счет, устанавливает лимит остатка н а л и ч ны х де нег. Но кол ь с коро дол жен быт ь лимит, наличествует и касса (абз. 1 п. 1.2 Положения). Кассовые операции подлежат отражению в кассовой книге (абз. 9 п. 2.6 Положения). А если обособленное подразделение ее не ведет?
Невнесение записей в кассовую книгу рассматривается как неоприходование в кассу наличных денег (абз. 2 п. 6.1 Положения). Оно расценивается как административное правонарушение и влечет за собой весьма внушительные штрафы (п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ). Контроль за полнотой учета выручки денежных средств осуществляют территориальные налоговые инспекции (п. 5 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утв. приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). Поэтому каждой компании, работающей с наличными деньгами вне места своего нахождения, важно определиться с «кассовыми» обязанностями работников своих подразделений.
Так в каком же значении в Положении применено понятие «обособленное подразделение»?
Как оформить кассовую книгу
Кассовую книгу разрешено вести на бумажном носителе или в электронном виде (п. 4.7 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У).
Листы кассовой книги на бумажном носителе обязательно нумеруют, прошнуровывают и опечатывают на последней странице. Записи в такой книге делайте в двух экземплярах через копировальную бумагу. Такие правила установлены указаниями, утвержденными постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88.
Ежедневно в конце рабочего дня кассир:
- подсчитывает итог операций за день;
- определяет остаток денежных средств в кассе на начало следующего дня;
- передает в бухгалтерию отчет кассира (второй отрывной лист, который является копией записей в кассовой книге за день), приходные и расходные ордера.
Кассовую книгу можно вести и с помощью компьютера. Тогда в конце рабочего дня все листы книги нужно распечатать и завизировать.
Бухгалтер проверяет записи в кассовой книге и количество ордеров. После этого он ставит свою подпись в кассовой книге, чтобы подтвердить получение отчета кассира и первичных документов.
Об этом сказано в пунктах 4.6–4.7 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.
Кассовую книгу можно вести и в электронном виде. При этом необходимо обеспечить сохранность данных на электронном носителе и исключить возможность несанкционированного их изменения. Для этого кассовую книгу в электронном виде заверяют электронными подписями.
Такой порядок установлен пунктом 4.7 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.
В конце рабочего дня кассир отчитывается и закрывает кассовую книгу в электронном виде в том же порядке, что и в случае ее ведения на бумажном носителе (абз. 4 п. 4.6 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У).
Если кассовая книга оформлена в электронном виде, исправления в ней после подписания ответственным лицом не допускаются (абз. 3 п. 4.7 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У).
Лингвистический анализ
Для начала разберемся в конструкции «обособленное подразделение (филиал, представительство) юридического лица (далее – обособленное подразделение)», использованной в Положении. При перечислениях скобки в нем применяются не в целях уточнения (конкретизации, сужения) первого из перечисляемых терминов, а для обозначения альтернативных или дополнительных к нему вариантов. Об этом свидетельствуют многочисленные примеры из текста:
- банковский платежный агент (субагент);
- печать (штамп);
- кассовая книга (книга учета принятых и вы данных кассиром денежных средств);
- расчетно-платежная ведомость (платежная ведомость);
- расходный кассовый ордер (расчетно-платежная ведомость, платежная ведомость);
- наименование (фирменное наименование);
- приходный кассовый ордер (расходный кассовый ордер);
- полученные (выданные) наличные деньги.
Значит, «филиал» и «представительство» – это не расшифровки или пояснения к «обособленному подразделению», тем более что любой объект из интересующего нас перечня – «обособленное подразделение», «филиал» и «представительство» – в целях применения Положения обобщенно именуется обособленным подразделением (с помощью оговорки «далее»). Казалось бы, обособленное подразделение в «кассовом» понимании не сводится к общеустановленному значению термина «обособленное подразделение».
Справочно
Обособленное подразделение юридического лица непременно характеризуется расположенностью вне места его нахождения.
Формальный лингвистический анализ вынуждает нас признать, что обособленное подразделение, филиал и представительство – равноценные с точки зрения Положения понятия. А потому невозможно согласиться с мнением, что обособленными подразделениями в Положении считаются лишь филиалы и представительства.
Как отражать суммы Z-отчета в кассовой книге
Ситуация: нужно ли отражать в кассовой книге всю итоговую сумму Z-отчета, если часть выручки поступила от покупателей по пластиковым картам?
Нет, не нужно.
Ведь в кассовой книге нужно отражать только наличную выручку. Да, при расчетах с использованием платежных карт применять ККТ обязательно, а кассовые чеки нужно выдавать покупателям. Однако выручка от таких операций поступает не в кассу, а на расчетный счет. Вот и получается, что в кассовой книге выручку от реализации по банковским картам не отражают (п. 1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).
В кассовых чеках, пробитых при оплате покупки банковской картой, должны быть отметки о получении безналичных платежей. В Z-отчетах такие суммы идут отдельной строкой (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 28 марта 2005 г. № 22-12/19995). Если сумма наличной выручки, отраженная в главной кассе, отличается от итоговой суммы Z-отчета на сумму входящих в нее безналичных платежей, то это означает, что деньги оприходованы правильно.
Аналогичная точка зрения, в частности, отражена в письме УФНС России по г. Москве от 11 мая 2006 г. № 09-24/038509.
Перечень объектов
Следующий шаг – разберемся со смыслом каждого из самостоятельных объектов – «обособленное подразделение», «филиал», «представительство».
На первый взгляд, речь идет о территориальной обособленности, которая характеризуется адресом, отличным от адреса государственной регистрации компании.
Бухгалтеры склонны рассматривать обособленное подразделение в специальном значении, придаваемом этому термину налоговым законодательством. Главным признаком такого обособленного подразделения является срок, на который в нем оборудованы рабочие места. И если рабочее место существует менее месяца, то обособленного подразделения оно не порождает. Однако не следует забывать об ограниченном применении этого критерия. Такой признак обособленного подразделения, как срок, «работает» лишь в актах законодательства о налогах и сборах. Об этом прямо сказано в абзаце 1 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса. Положение, принятое Банком России, к подобным актам не относится (п. 1 ст. 4 НК РФ). Оно предназначено для организации наличного денежного обращения (ст. 34 Закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).
Поясним сказанное на конкретном примере. Предположим, компания открыла торговую точку без определения срока и она функционирует менее месяца. С точки зрения налогового законодательства обособленного подразделения у нее нет. Но это не означает, что такового не имеется в целях соблюдения кассовой дисциплины. Эту позицию поддерживает письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 03-02-07/1-242. В нем подчеркивается, что организация, в составе которой имеется «налоговое» обособленное подразделение, подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения такого подразделения. Но факт такого учета не может влиять на порядок ведения кассовых операций.
Нюансы регистрация ККМ в обособленном подразделении
Многие торговые компании, сети косметических салонов, сети аптек, гостиниц, имеющие множественные подразделения, сталкиваются с рядом вопросов, связанных с организацией производственной деятельности, а также с регистрацией ККМ и передачей ККМ в обособленное структурное подразделение. В данной статье мы рассмотрим практический механизм регистрации ККМ в обособленном подразделении, проблемы, возникающие при регистрации и дадим ряд рекомендаций.
Алгоритм регистрации ККМ в обособленном подразделении
Контрольно-кассовая техника, применяемая юридическими лицами и ИП, должна быть зарегистрирована в территориальных налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика. Если ККМ применяется обособленным подразделением, то она регистрируется в территориальном налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения. Для того, чтобы зарегистрировать ККМ в соответствующем структурном подразделении необходимо подать заявление о регистрации в установленной форме в налоговый орган. Следует обратить внимание, что само обособленное подразделение также должно быть зарегистрировано в налоговом органе. Такое заявление подается как при установке контрольно-кассовой машины, так и при снятии ее с учета. Если компания имеет несколько структурных подразделений, то она имеет право поставить на учет свои обособленные подразделения, находящиеся на территориях, подведомственных разным налоговым органам, в одной из территориальных налоговых инспекций города, определяемой организацией самостоятельно, и зарегистрировать ККМ, используемую этими обособленными подразделениями, в данной инспекции (письмо ФНС России от 10.06.2011 N АС-4-2/[email protected]). Форма заявления о регистрации контрольно-кассовой техники утверждена Приказом ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/[email protected] (ред. от 21.11.2011) «Об утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники». Разъяснения по вопросу заполнения формы заявления даны также в письмах ФНС России 03.04.2012 N АС-4-2/[email protected] и от 21.03.2012 N АС-4-2/4767. Важным моментом является то, что форму можно подать: — на бумажном носителе; — в электронном виде. Электронный формат утвержден Приказом ФНС РФ от 14.03.2012 N ММВ-7-6/155 «Об утверждении формата представления заявления о регистрации контрольно-кассовой техники в электронном виде». Рассмотрим Пример заполнения формы заявления. Следует обратить, что в форме указываются данные обособленного структурного подразделения. К таким данным могут относиться: — КПП; — данные о доверенности, выданной на имя лица, подписывающего заявление
Следует обратить внимание, что на втором листе заявления необходимо отразить номер идентификационного знака ККТ. Данный номер можно взять с образца-марки пломбы и выглядит он следующим образом. Такой номер указывается в разделе 1 заявления:
ОБРАЗЕЦ МАРКИ-ПЛОМБЫ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ
Масштаб 1,5:1 Масштаб 1:1
Кроме того, в разделе 1 нужно указать заводской номер. Cерию и учетный номер идентификационного знака Вы можете узнать, прочитав их с наклейки на корпусе кассового аппарата или из паспорта ККМ.
Второй раздел заполняется следующим образом.
Кроме самого заявления необходимо собрать комплект документов: — паспорт контрольно-кассовой техники, подлежащей регистрации; — договор о технической поддержке, заключенный пользователем и поставщиком (или центром технического обслуживания) контрольно-кассовой техники. Также следует подготовить доверенность на сотрудника, который будет подавать документы на регистрацию ККМ в обособленном подразделении. Следует помнить, что перечень документов является исчерпывающим. Так, неправомерно требовать от компании или обособленного подразделения предоставить договор аренды помещения или свидетельство о праве собственности или предъявлять какие-либо иные условия, не установленные законодательно. Такой вывод подтверждает и Минфин (письма от 10.02.2010 N 01-02-03/03-41, от 11.08.2009 N 03-01-15/8-406). После документальной проверки в согласованное время и в согласованном месте представитель налоговой службы осуществляет внешний осмотр (Приказ Минфина РФ от 10.03.2009 N 19н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации»). При осмотре контрольно-кассовой техники специалисту структурного подразделения, ответственного за исполнение государственной функции, следует убедиться в исправности контрольно-кассовой техники, а также осуществить следующие действия: — обратить внимание на целостность корпуса; — проверить наличие на корпусе контрольно-кассовой техники знаков «Государственный реестр», «Сервисное обслуживание» и идентификационного знака, который содержит наименование модели контрольно-кассовой техники и ее заводской номер. После осмотра контрольно-кассовой техники проводится ее фискализация. При фискализации контрольно-кассовой техники вводится пароль доступа к фискальной памяти, проверяется работа всех счетчиков и наличие необходимых реквизитов на кассовом чеке, отпечатывается чек на сумму 1 рубль 11 копеек и снимается первый Z отчет. Данные документы вместе с заявлением о регистрации контрольно-кассовой техники хранятся в территориальном налоговом органе в течение 5 лет. После фискализации специалистом структурного подразделения, ответственного за исполнение государственной функции, и пользователем (уполномоченным лицом) подписывается акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины. Отметки о регистрации, перерегистрации и снятии ККМ с регистрации в налоговом органе делаются в паспорте ККМ. В целом, порядок регистрации ККМ в структурном подразделении совпадает с порядком, установленном для компании в целом. Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что в соответствии с вышеуказанным Административным регламентом имеются случаи, когда налоговые органы отказывают в регистрации ККМ: — представление неполного комплекта документов; — представление для регистрации модели ККТ, не включенной в Государственный реестр ККТ или исключенной из него; истечение нормативного срока амортизации ранее применявшейся ККТ, исключенной из Государственного реестра ККТ; — предъявление ККТ, находящейся в розыске; — обнаружение неисправности ККТ, отсутствие марки-пломбы, идентификационного знака, а также средств визуального контроля. Следует также обратить внимание, что в отличие от ранее действующей формы заявления на регистрацию ККТ Особенности заполнения новой формы заявления
Новая форма Заявления в отличие от формы, которая действовала до вступления в силу приказа ФНС России от 21.11.2011 № ММВ-7-2/891, содержит, в частности, сведения о регистрационном и заводском номерах кассовой техники. Поэтому во избежание необоснованных отказов в регистрации следует также указывать данные номера. Кроме того, новая форма, действующая с 2012 года, имеет ряд дополнений, которые необходимо указывать в самой форме: — Код вида экономической деятельности; — Код налогового органа; — Вид заявления; — Количество страниц заявления и листов приложений; — номер версии ККТ при наличии; — заводской номер ЭКЛЗ и регистрационный номер; — информация о лице, предоставившем в пользование помещение, в котором установлена техника; — Номер и дата заключения договора на осуществление деятельности по приему платежей. Также из негативных последствий изменений также можно назвать невозможность регистрации нескольких ККТ по одному заявлению. Поэтому компании могут столкнуться с проблемами необходимости заполнения новых бланков и необходимостью внесения в них дополнительной информации. При регистрации ККТ могут возникнуть и иные проблемы, решаемые в судебном порядке.
Основные ошибки обособленных подразделений
Некоторые ошибки могут быть связаны с введением новой формы заявления. Например, обособленное подразделение может столкнуться с той проблемой, что заводской номер больше, чем число знаков в форме заявления. Относительно количества знаков заводского номера ЭКЛЗ следует отметить, что действующая нормативная правовая база не определяет требований к разрядности номера ЭКЛЗ. Вместе с тем, при вводе в автоматизированную систему налоговых органов реквизитов из заявления о регистрации ККТ возможно указание до 20 разрядов в заводском номере ЭКЛЗ, что полностью обеспечивает машиночитаемость формы заявления о регистрации ККТ (Письмо ФНС РФ от 03.04.2012 N АС-4-2/[email protected]). Кроме того, обособленные подразделения неправильно могут заполнять в заявлении графу «пользователь», указывая наименование структурного подразделения. Однако пользователь — это лицо, применяющее контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт с покупателем (клиентом) при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг. Пользователем ККМ может являться и организация, и индивидуальный предприниматель. Также заполняется и первая страница заявления о регистрации ККМ. При заполнении заявления о регистрации ККТ на странице 1 заявления в поле «наименование, Ф.И.О. пользователя» указывается полное наименование организации, соответствующее наименованию, указанному в учредительных документах. Поэтому также не следует указывать название обособленного структурного подразделения.
Судебные риски, связанные с регистрацией ККМ
Заявление о регистрации контрольно-кассовой техники, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, представляется им в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения. К заявлению прилагаются паспорт контрольно-кассовой техники, подлежащей регистрации, и договор о ее технической поддержке, заключенный пользователем и поставщиком (центром технического обслуживания). Налоговый орган не позднее 5 рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов регистрирует контрольно-кассовую технику путем внесения сведений о ней в книгу учета контрольно-кассовой техники (далее — книга учета). При этом перерегистрация в налоговых органах и дальнейшая эксплуатация контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра, с неистекшим нормативным сроком амортизации допускается исключительно для контрольно-кассовой техники, ранее применявшейся. В иных случаях в перерегистрации ККМ может быть отказано. В качестве примера из судебной практики можно назвать Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.06.2008 N А33-13959/07-Ф02-2351/08 по делу N А33-13959/07. В целом, без регистрации обособленным подразделением контрольно-кассовых машин, невозможно ее применение. Подобный вывод сделан, в частности, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.02.2011 по делу N А19-14700/10. Суд отказал в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к ответственности за осуществление наличного денежного расчета без применения контрольно-кассовой техники и без выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за товар, поскольку установлено, что контрольно-кассовый аппарат снят с регистрации в налоговом органе. Аналогичный вывод сделан в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 16.06.2010 N Ф03-3840/2010 по делу N А73-15056/2009. Состав правонарушения также формирует использование ККМ, зарегистрированной за другим юридическим лицом (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.09.2011 по делу N А03-15891/2010). Положительным моментом из судебной практики можно назвать тот факт, что применение поставщиком при расчетах за товар не зарегистрированной в налоговых органах ККТ не может влечь неблагоприятных налоговых последствий для покупателя товаров (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.04.2012 по делу N А52-1846/2011). Еще одним видом рисков, связанных с применением ККМ, является необоснованный отказ в регистрации: — Если общество не состоит на налоговом учете в иных налоговых органах, в частности, по месту осуществления деятельности или месту нахождения обособленного подразделения, то отказ налогового органа в регистрации ККТ общества является неправомерным (Постановление ФАС Уральского округа от 24.05.2007 N Ф09-3854/07-С1 по делу N А47-10120/06); — Если срок амортизации контрольно-кассовых машин не истек, то отказ в регистрации неправомерен (Постановление ФАС Московского округа от 24.05.2006 N КА-А40/4359-06 по делу N А40-36726/05-116-300). Таким образом, исходя из судебной практики, возможно выделить такие риски, как использование ККМ без регистрации и неправомерный отказ налоговых органов в регистрации ККМ.
Рекомендации обособленным структурным подразделениям
Прежде всего, следует рекомендовать не тянуть с регистрацией ККМ в обособленном структурном подразделении, ведь в случае нерегистрации предусмотрена ответственность на основании ч. 2 ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно норме данной статьи нерегистрация в налоговой ККМ влечет предупреждение либо административный штраф в размере от 3000 до 4000 руб. для индивидуальных предпринимателей и от 30 000 до 40 000 руб. — для организаций. При этом компания не может просто передавать кассовые аппараты структурным единицам без регистрации в ИФНС по месту нахождения соответствующих обособленных подразделений. Соответствующую передачу также внутри организации необходимо оформить распорядительным актом. По возможности, обособленные структурные подразделения могут воспользоваться возможностью регистрации ККМ в электронном виде. Программное обеспечение ввода и формирования файла в формате передачи данных заявления о регистрации ККТ (КНД 1110021) в соответствии с приказом ФНС России от 14.03.2012 N ММВ-7-6/[email protected] разработано и реализовано в программе «Налогоплательщик ЮЛ» (версия 4.29), размещенной на официальном сайте ФНС России в сети Интернет. При заполнении заявления на регистрацию следует его несколько раз перепроверить перед подачей в налоговые органы. Ведь неправильное заполнение или отсутствие прилагаемых документов, могут служить формальным отказом. Компании следует отделять случаи, когда требуется и не требуется перерегистрация ККМ. Например, в случае если в процессе использования ККМ произошла замена марки-пломбы с одним номером на марку-пломбу с другим и причиной такой замены послужили основания, не связанные с изменением регистрационных данных ККМ, представление в налоговый орган заявления о таком изменении не требуется. В заключение следует отметить, что регистрация ККМ в обособленном подразделении является очень частой практикой, при этом имеет множество нюансов, которые необходимо учитывать.
Определения терминов
Характеристики интересующих нас терминов мы найдем в статье 55 Гражданского кодекса. А в ней нас поджидает удивительный сюрприз. Из формулировки статьи не следует, что обособленное подразделение юридического лица непременно характеризуется расположенностью вне места его нахождения, которое определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Это в налоговых правоотношениях территориальная обособленность специально оговорена, то есть имеет принципиальное значение.
Нетрудно представить себе обособленные подразделения, находящиеся по «юридическому» адресу компании. Скажем, в одном задании, ей принадлежащем, могут размещаться несколько магазинов разного профиля (например, реализующих продукты питания и спортивные товары), ресторан и т. д. Под каждый вид деятельности выделено отдельное помещение, но в ЕГРЮЛ этот факт не отражается.
Филиал и представительство – особые разновидности обособленных подразделений. Они должны быть, во-первых, расположены вне места нахождения юрлица, а во-вторых, непременно указаны в его учредительных документах.
В итоге мы выявили источник трудностей в понимании требований Положения. И пришли к выводу: территориально-адресный признак – не обязательный критерий обособленности.
По мнению автора, в Положении филиалы и представительства выделены с тем, чтобы подчеркнуть гражданско-правовой статус обособленных подразделений. Но делать это было даже не обязательно. Ведь филиалы и представительства – тоже обособленные подразделения. А вот мнение отдельных специалистов, что Положение определяет обособленные подразделения как филиалы и представительства, является заблуждением.
Внимание
Если подразделение ведет кассовые операции, оно обязано вести и кассовую книгу. Причем использовать банковский счет вовсе не обязательно.
Каков штраф, если касса не зарегистрирована?
С 01.02.2017 в случае обнаружения нарушений, связанных с использованием незарегистрированной ККМ или несоблюдением порядка ее использования, применяются нормы ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ. Нормы этой статьи предусматривают ответственность в виде штрафа в размере:
- 1500–3000 руб. — для должностных лиц;
- 5000–10 000 руб. — для юридических лиц.
В качестве альтернативы штрафу норма дает возможность сотрудникам налоговых органов ограничиться предупреждением в отношении нарушителя. Однако применяется такая мера обычно только при первом обнаружении правонарушений и только в том случае, если это является единственным выявленным нарушением. Представляется, что эти меры должны стимулировать предпринимателей своевременно регистрировать ККМ.
***
Итак, регистрация ККМ обособленного подразделения проходит в территориальном органе по месту регистрации самого подразделения, при этом уклоняться от нее не стоит, т. к. за нарушение правил регистрации предусмотрена административная ответственность.
Роль банковского счета
В Положении сказано, что лимит устанавливают обособленные подразделения, для совершения операций которых юридическим лицом открыт банковский счет. Эта формулировка послужила еще одним источником разногласий. Казалось бы, если счет для обслуживания подразделения специально не открывался, то нет оснований и устанавливать лимит. Ну и соответственно – вести кассовую книгу.
Но Банк России возражает против такого толкования. В письме от 4 мая 2012 г. № 29-1-1-6/3255 он разъясняет, что требование о ведении кассовой книги должно соблюдаться каждым обособленным подразделением, ведущим кассовые операции, независимо от наличия банковского счета юридического лица, открытого для совершения операций обособленным подразделением. Эту позицию взяли на вооружение налоговые органы (п. 1 письма ФНС России от 12 сентября 2012 г. № АС-4-2/15195).
Спорить с этой точкой зрения трудно, поскольку владельцем счета выступает не обособленное подразделение, а юридическое лицо. Возможность использования счета работниками подразделения устанавливается компанией и извне, со стороны банка, не ограничивается.
Если подразделение ведет кассовые операции, оно обязано вести и кассовую книгу. Причем подразделению для соблюдения лимита использовать банковский счет вовсе не обязательно. Сверхлимитную наличность можно сдавать и в головную кассу (абз. 2 п. 1.5 Положения).
Как вести форму № КО-4, когда у организации несколько операционных касс
Независимо от количества операционных касс вести кассовую книгу нужно в главной.
Но как тогда оприходовать всю наличную выручку? Не стоит беспокоиться, все предусмотрено, процедура такова. Движение денег в операционных кассах в течение дня отражают в журнале кассира-операциониста по форме № КМ-4. Ведут его по каждой ККТ. Затем наличную выручку из операционных передают в главную кассу. Там сотрудники и делают записи в кассовой книге. Основанием для них будут приходные кассовые ордера по форме № КО-1, которые составлены согласно контрольным лентам ККТ операционных касс.
Такой регламент предусмотрен пунктами 4.6 и 5.2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У, указаниями, утвержденными постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.
Проверить, правильно ли в кассовой книге отражено поступление наличных, а также их трата, можно по оборотам счета 50 «Касса». Это следует из Инструкции к плану счетов (счет 50) и абзаца 5 пункта 4.6 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.
Ошибки при заполнении
К заполнению документа выдвигаются строгие требования. Так, необходимо следить, чтобы на страницах не было помарок и ошибок. Всё это приравнивается к нарушению кассовой дисциплины. При наличии ошибок их можно исправить следующим образом:
- При наличии ошибок, не влияющих на итоговую сумму (номеров ордеров, наименования лиц и предприятий), необходимо зачеркнуть неверную запись одной чертой и записать над или под ним правильные данные. Внесенные изменения заверяются ответственными за ведение книги лицами.
- В случае если ошибка привела к искажению значения итоговой суммы за тот или иной период (то есть, в документе указана неверная сумма), исправить ошибку можно с помощью перечеркивания. Страница перечеркивается по диагонали одной чертой. При этом на ней делается соответствующая пометка “Аннулировано”. После этого необходимо заполнить новые кассовые листы, внеся в них исправленные данные.
При наличии ошибок кассир также обязан составить служебную записку на имя руководителя предприятия или бухгалтера, в котором будет указано наличие ошибки.
После этого руководство назначит комиссию, отвечающую за внесение поправок в документ. После внесения поправок кассир пишет справку, в которой отражаются все изменения в книге.