Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности


Роль положения о стимулировании в расчете зарплаты

Положение о стимулирующих выплатах — документ, наличие которого необходимо для включения в зарплату работников той ее части, которая в ТК РФ определена как стимулирующая.
Согласно ст. 129 и 135 ТК РФ заработная плата состоит:

  • из собственно зарплаты (оклада или ставки), определяемой квалификацией сотрудника и характеристиками выполняемой им работы;
  • компенсационных доплат за особые условия труда;
  • стимулирующих доплат, направленных на поощрение работника к более эффективному труду;
  • социальных выплат, в определенных ситуациях компенсирующих потерю дохода.

Стимулирующими в соответствии со ст. 129 ТК РФ могут стать:

  • доплаты;
  • надбавки;
  • премии;
  • иные выплаты.

Они делятся на установленные:

  • законодательно – за звание, степень, категорию;
  • самостоятельно – годовая премия, доплаты за стаж, качество, интенсивность труда или конкретные достижения.

О том, какие выплаты образуют состав расходов на оплату труда для целей расчета налога на прибыль, читайте в статье «Расходы на оплату труда согласно нормам ст.255 НК РФ».


В основу механизмов стимулирования каждый работодатель закладывает собственную методику, обозначив в ней как основные критерии, за которые следует поощрить работника, так и формулы для определения величины вознаграждения в зависимости от количественной или качественной характеристики этого критерия. Определению этих критериев и методики их применения и посвящен такой документ, как положение о стимулировании.

Как составить и утвердить положение об оплате труда и премировании в организации? Ответ на этот вопрос разъяснил гос. инспектор одела труда Нижегородской области В.И. Неклюдов. Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и следуйте рекомендациям чиновника.

Выплаты за качество выполняемой работы

Любой работодатель заинтересован в том, чтобы его сотрудники выполняли работу качественно.

Согласно ст. 21 ТК РФ работник должен добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором. Как правило, в трудовых договорах и локальных нормативных актах можно встретить следующую формулировку: «Работник должен выполнять работу качественно и в срок». То есть, по сути, независимо от дополнительных выплат сотрудник должен выполнять работу хорошо.

Можно задаться вопросом: зачем платить дополнительные деньги за работу сотрудников, выполненную безошибочно, если они и так обязаны это делать? Любой опытный кадровик ответит: не совершает ошибок тот, кто ничего не делает. А выплаты на то и стимулирующие, поэтому не только работодатели, но и работники будут заинтересованы в качестве работы.

Естественно, размер стимулирующих выплат и их необходимость зависят от сферы деятельности и конкретной работы сотрудников. В подзаконных актах можно найти как удачные, так и не совсем удачные примеры установления стимулирующих выплат за качество выполняемой работы.

Например, Порядок организации системы оплаты труда работников таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, утвержденный Приказом ФТС России от 16.12.2011 N 2529, регламентирует вопросы таких выплат соответствующим сотрудникам. Так, согласно п. 42 этого документа водителям автомобилей может выплачиваться ежемесячная надбавка за безаварийную работу в размере до 150% тарифной ставки. В п. 45 указано, что работникам учреждений высшего профессионального образования, науки и здравоохранения может устанавливаться надбавка в размере до трех должностных окладов в месяц за применение в работе достижений науки и передовых методов труда, внедрение новых прогрессивных методик лечения и обучения, за высокое качество оказываемых услуг.

А в Приложении N 4 «Условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу воинских частей, учреждений и подразделений системы МВД России», утвержденном Приказом МВД России от 27.08.2008 N 751, к выплатам за качество работы относится выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, за которое устанавливается ежемесячное вознаграждение в размере 1000 руб. (п. 2.9).

Второй вариант относится скорее к выплате за интенсивность труда, поскольку выполнение функций классного руководителя является дополнительной нагрузкой на сотрудника.

Рассмотрим на примере, каким образом в локальном нормативном акте можно установить подобную выплату (пример 5).

Пример 5. Фрагмент положения об оплате труда.

<�…>

5. Надбавки за качество выполняемой работы.

5.1. Размер надбавки за качество выполняемой работы может составлять до 100% оклада.

5.2. В таблице 3 определены должности (профессии), критерии, показатели эффективности работы и размеры выплат.

Таблица 3

NКритерии и показатели эффективностиРазмер выплаты (% от оклада)
1Шеф-повар
1.1Высокая организация содержания зданий, рабочего места и окружающей территории в надлежащем порядке10
1.2Высокий уровень обеспечения санитарно-гигиенических требований содержания помещений Работодателя в соответствии с СП 2.3.6.1079-0120
1.3Отсутствие замечаний при хранении продуктов питания и соблюдение чистоты пищеблока10
1.4Отсутствие замечаний на условия приготовления пищи10
1.5Отсутствие обоснованных жалоб на качество блюд со стороны клиентов20
1.6Отсутствие случаев пищевого отравления вследствие некачественного приготовления пищи10
1.7Высокий уровень организации питания20

<�…>

Принципы создания положения о стимулировании

При создании положения о стимулировании необходимо руководствоваться нормами трудового права, в частности ст. 135 ТК РФ. Работодателю следует учитывать:

  • мнение трудового коллектива;
  • недопустимость ухудшения условий, включенных в коллективный договор (или иной внутренний нормативный акт) в сравнении с нормами трудового законодательства;
  • недопустимость ухудшения условий, включенных в трудовой договор с работником, в сравнении с нормами трудового законодательства и условиями коллективного договора (или иного внутреннего нормативного акта).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все виды выплат, составляющие зарплату, образуют систему оплаты труда. Она формируется индивидуально у каждого работодателя и закрепляется им во внутренних нормативных актах. При этом особенности зарплаты конкретного работника фиксируются в его трудовом/коллективном договоре, где либо отражается вся система полагающихся выплат, либо указывается ссылка на внутренний нормативный акт, согласно которому будет оплачиваться труд. Таким документом может быть положение об оплате труда, в рамках которого есть раздел о стимулирующих выплатах сотрудникам. Либо работодатель оговаривает оплату труда в трудовом/коллективном договоре с работниками, а стимулирующие выплаты документирует в отдельном положении.

Выплаты за стаж и выслугу лет

Работодатель в ходе становления своего бизнеса и построения правильной системы мотивации сотрудников частенько сталкивается с таким явлением, как текучесть кадров, которая в большинстве случаев не оказывает никакого положительного влияния на развитие компании. Чтобы этого избежать, следует повысить уровень лояльности сотрудников.

Не секрет, что порой увольнение работника по собственному желанию происходит импульсивно, на фоне раздраженности распоряжением руководителя, недовольства в связи с неоправданными ожиданиями признания заслуг или иных определенных действий со стороны работодателя, вследствие пустякового рабочего конфликта.

Одним из эффективных средств повышения уровня лояльности является внедрение в систему оплаты труда выплат за стаж работы в конкретной организации или холдинге. При этом надбавка может быть установлена как в твердой денежной сумме, так и в виде коэффициента. В последнем случае при реализации работодателем требований ст. 134 ТК РФ и пересмотре размеров окладов сотрудников в сторону их увеличения в связи с постоянной инфляцией не изменяемый коэффициент будет увеличивать и повышенный размер оклада. При применении же надбавки в твердой денежной сумме увеличение зарплаты произойдет только за счет увеличения оклада, надбавка останется в том же размере.

Наиболее подходящим для документального оформления введения данной выплаты является внутреннее положение об оплате труда (пример 4).

Пример 4. Фрагмент положения об оплате труда.

<�…>

4. Надбавки за стаж работы.

4.1. Работникам устанавливается надбавка за стаж работы из расчета коэффициента, указанного в таблице 2.

Таблица 2

NСтаж работы в структуре предприятияКоэффициент надбавки
1От 1 до 3 лет0,3
2От 3 лет до 5 лет0,5
3От 5 лет и более0,7

4.2. Надбавка за стаж работы применяется только к окладной части заработной платы, определенной в трудовом договоре работника и установленной в соответствии со штатным расписанием.

4.3. Надбавка за стаж работы не применяется к любым видам премий, бонусов, иных выплат поощрительного и компенсационного характера, пособиям по временной нетрудоспособности и иным выплатам социального характера.

4.4. Надбавка за стаж работы начинает применяться автоматически со дня, следующего за днем достижения работником требуемого в соответствии с таблицей 2 стажа непрерывной работы у Работодателя.

4.5. В стаж непрерывной работы, дающий право на надбавку за стаж, включаются:

— время фактической работы;

— время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы (должность), в том числе время ежегодного оплачиваемого отпуска, нерабочие праздничные дни, выходные дни и другие предоставляемые работнику дни отдыха;

— время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, не превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года;

— период отстранения от работы работника, не прошедшего обязательный медицинский осмотр (обследование) не по своей вине;

— время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе;

— время всех видов оплачиваемых отпусков;

— время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста.

В стаж непрерывной работы, дающий право на надбавку за стаж, не включается время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие отстранения от работы в случаях, предусмотренных ст. 76 Трудового кодекса РФ.

4.6. Для применения надбавки за стаж учитывается работа сотрудника:

— на предприятии Работодателя;

— на обслуживающих Работодателя предприятиях холдинга «АКРОНА»;

— в организациях социально-бытового назначения, учредителем которых является любое из предприятий холдинга «АКРОНА».

4.7. Надбавка за стаж работы начисляется к окладной части заработной платы пропорционально отработанному в месяце рабочему времени по следующей формуле:

X = Y x K,

Где X — сумма получившейся надбавки в текущем месяце в рублях;

Y — окладная часть заработной платы в текущем месяце, исчисленная за отработанный в оплачиваемом месяце период;

K — применяемый коэффициент.

Пример. Оклад работника составляет 15 000 руб. На предприятии работник отработал 4 года, соответственно, к нему применяется коэффициент для расчета надбавки 0,5. В текущем месяце работник отработал полную норму рабочего времени. Расчет надбавки за стаж выглядит следующим образом:

15 000 руб. x 0,3 = 7500 руб.

Итого: работник за месяц получит оклад и надбавку в общей сумме 22 500 руб. (15 000 руб. + 7500 руб.).

4.8. Надбавка за стаж работы рассчитывается за весь отработанный период месяца при выплате заработной платы за отработанный месяц. При начислении и выплате аванса исчисление надбавки не производится.

4.9. Надбавка за стаж работы выплачивается в день выплаты основной части заработной платы, соответствующий первому рабочему дню месяца, следующего за оплачиваемым. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

4.10. О размере начисленной и подлежащей выплате надбавки за стаж работы работник уведомляется в расчетном листке, предоставляемом в соответствии со ст. 136 Трудового кодекса РФ.

4.11. Надбавка за стаж работы выплачивается путем перечисления на банковский счет работника в банке за вычетом НДФЛ.

4.12. При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от Работодателя, в том числе надбавки за стаж работы, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

<�…>

Содержание положения о стимулировании

Текст положения о стимулировании, как правило, содержит:

  • ссылки на документы, обосновывающие его создание;
  • цели и задачи, ставящиеся перед коллективом в целом;
  • принципы организации оценки вклада каждого работника в общее дело;
  • методологию документального оформления процесса оценки;
  • определение отчетных периодов и сроков формирования данных;
  • пределы количества баллов для каждой должности;
  • перечень критериев оценки с указанием пределов их числовых значений и алгоритмов учета в оплате труда;
  • порядок, в котором работник может оспорить результаты оценки.

Набор критериев может различаться в зависимости от особенностей деятельности работодателя. Но при этом для всех их должна присутствовать возможность перевода в цифровую оценку (баллы).

Результаты оценки работы каждого рядового сотрудника должны быть сформированы с учетом мнения его самого, профсоюзного органа, руководителей и работодателя. Отражаются они в оценочном листе, оформляемом за определенный период по каждому работнику.

Пример оформления положения о стимулируюих выплатах в организации подготовили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите к образцу. Это бесплатно.

За здоровый образ жизни

Любого работодателя привлекают здоровые и работоспособные сотрудники. При введении подобных поощрений работники, и так ведущие здоровый образ жизни, станут еще более активными, спортивными и, как следствие, более здоровыми и оптимистичными. Те же сотрудники, которые пока не являются приверженцами здорового образа жизни, могут пересмотреть свои взгляды. Все это, по мнению врачей и психологов, в совокупности должно повлечь повышение производительности труда, уменьшение конфликтов на рабочих местах.

Вы можете, например, установить надбавки некурящим работникам или, скажем, ввести системы компенсаций оплаты работниками абонементов в фитнес-клубы, а также проводить спортивные конкурсы.

В локальных нормативных актах предприятия следует предусмотреть ссылки на возможность применения таких видов поощрения и их основания (пример 9).

Пример 9. Фрагмент положения об оплате труда.

<�…>

9. Поощрение здорового образа жизни.

9.1. Предприятие поощряет ведение работниками здорового образа жизни в Программе поощрения здорового образа жизни, утверждаемой на Предприятии в случаях и порядке, установленных настоящим Положением, которая предусматривает условия и порядок поощрения, выплату надбавок и компенсации стоимости абонементов в спортивные клубы и бассейны.

9.2. При наличии прибыли за год в размере не менее 120% от запланированной, определяемой по данным бухгалтерского баланса за год, Предприятием могут быть предусмотрены средства на текущий год для реализации Программы поощрения здорового образа жизни.

9.3. Утверждение Программы поощрения здорового образа жизни отнесено к компетенции Правления Предприятия.

9.4. Программа поощрения здорового образа жизни принимается сроком на один год и подлежит ежегодному пересмотру в срок не позднее одного месяца с даты утверждения бухгалтерской отчетности за год.

9.5. В случае отсутствия материально-технической возможности для реализации Программы поощрения здорового образа жизни указанная Программа на текущий год не утверждается.

<�…>

Особенности создания положения в ГУП и МУП

Большинство работодателей обладает достаточно большой долей свободы в определении правил стимулирования работников. Однако наряду с ними в России существуют организации, оплата за труд в которых регулируется на государственном уровне. Это бюджетные учреждения (ГУП и МУП).

В отношении них текст ст. 135 ТК РФ содержит отсылку к единым рекомендациям по установлению оплаты труда. Такие рекомендации ежегодно разрабатываются трехсторонней (Правительство РФ — профсоюзы — работодатели) комиссией и устанавливают единый подход к оплате труда работников этих юрлиц на всех уровнях бюджетной системы (от федерального до местного). На основе этого документа устанавливаются объемы бюджетного финансирования на очередной год на содержание ГУП и МУП, работающих в том числе в сферах образования и здравоохранения. Если трехсторонняя комиссия не выработала такого документа, то его утверждает Правительство РФ, доводя мнение комиссии до субъектов РФ.

Кроме того, к числу нормативных актов, определяющих систему оплаты труда бюджетников, относится постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583. Согласно п. 5 данного постановления каждая бюджетная организация разрабатывает и утверждает индивидуальное положение о стимулирующих выплатах.

Виды выплат, имеющих стимулирующий характер, для бюджетных учреждений установлены приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818. Среди них выделены доплаты:

  • за интенсивность труда и достижение высоких результатов в работе;
  • качественное выполнение работ;
  • непрерывный стаж и за выслугу лет;
  • по итогам трудовой деятельности.

Для реализации механизма стимулирующих доплат в ГУП или МУП должна быть создана система критериев, которые позволят оценивать эффективность и качество работы каждого работника индивидуально и смогут стать фактором, побуждающим к повышению качественного уровня функционирования бюджетного учреждения в целом.

Общий рекомендованный подход к критериям состоит в следующем:

  • Работник должен иметь четкое представление о своих трудовых обязанностях, правилах оценки эффективности их выполнения и их влиянии на конечную сумму оплаты за труд.
  • Определять величину вознаграждения конкретного работника следует с учетом влияния его деятельности на итоговый результат работы учреждения в целом.
  • Условия, которые служат основой для расчета конечной величины оплаты труда, должны быть достаточно прозрачны, чтобы однозначно пониматься и работодателем, и работником.

При разработке положения о стимулировании в ГУП или МУП следует руководствоваться отраслевыми рекомендациями по его формированию, если они установлены. Например, существуют подобные документы:

  • для системы здравоохранения – приказ Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421;
  • системы образования – письмо Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02;
  • дошкольных образовательных учреждений – письмо Минобрнауки РФ от 31.03.2008 № 03-599;
  • учреждений культуры – письмо Минкультуры России от 05.08.2014 № 166-01-39/04-нм.

Но вместе с тем система стимулирования в каждом конкретном учреждении может быть индивидуальной. Разрабатывая ее для себя, каждый ГУП или МУП должен руководствоваться не только едиными рекомендациями, но и документами регионов, посвященными этому вопросу, которые не должны противоречить единым рекомендациям, но могут дополнять и конкретизировать их.

В отличие от прочих работодателей в ГУП и МУП оценивается также и вклад руководителей в результаты работы учреждения. Эта оценка осуществляется вышестоящим органом в целом по результатам работы предприятий.

Разновидности выплат: стимулирующие или компенсационные

Применение стимулирующих выплат регулируется ТК РФ — основным документом, содержащим нормы трудовых отношений между руководством и сотрудниками.

Разъяснения, что относится к стимулирующим выплатам, содержатся в следующих положениях трудового кодекса:

  1. Ст. 57 описывает основные принципы составления контрактов с наемными работниками, включая требование указания в документе условий оплаты, включая стимулирующие выплаты.
  2. Ст. 129 содержит описания о том, что входит в заработок сотрудника.
  3. Ст. 135 устанавливает обязанность фиксирования условий начисления заработка и стимулирующих выплат в документах локального уровня (внутренних положениях, распоряжениях, коллективном договоре).
  4. Ст. 191 определяет правила оформления трудовых поощрений от работодателя работникам.

Стимулирующие выплаты — это поощрение, повышающее ценность текущего работодателя в глазах работников. Трудовое законодательство описывает общие нормы расчета дохода наемных лиц, однако все случаи предусмотреть в рамках ТК невозможно – и это решается за счет издания специальных актов и положений, например, стимулирование работников бюджетной сферы через разнообразные надбавки.

Стоит научиться отличать компенсационные и стимулирующие выплаты работникам бюджетной сферы и других работникам, включая коммерческие структуры. Стимулирующие надбавки ориентированы на поощрение добросовестных работников за эффективный труд, поэтому относятся к разновидности поощрений. Компенсационные перечисления предназначены для отдельных категорий работников, выплачиваемых в любом случае, независимо от результатов работы и отношения к ней.

В то же время, подобные выплаты не могут быть причислены к премиям и вознаграждениям, не связанным с результатами работы. Многие предприятия практикуют отчисление 13-й зарплаты, при этом неважны итоги и достижения сотрудников.

Согласно российским законам, руководство не вправе штрафовать работников или уменьшать величину оклада, тарифную сетки, даже если работник допустил оплошности или халатно относился к делу. Дисциплинарные нарушения не являются поводом для штрафования граждан со стороны предприятия.

Системы критериев оценки для ГУП и МУП

В связи с единообразием подхода к оплате труда в бюджетных учреждениях им рекомендовано придерживаться схожих критериев оценки вклада работников в деятельность учреждений одного профиля. Например, критериями оценки могут служить:

  • для педагогических работников средних учебных заведений — применение в процессе обучения новых информационных технологий; подготовка учеников, участвующих в олимпиадах;
  • для работников медицинских учреждений — процент заболеваемости, сокращение срока лечения, уровень смертности или получения инвалидности;
  • для учреждений культуры, связанных с артистической деятельностью, — наличие самостоятельных творческих разработок, участие в фестивалях и конкурсах;
  • для работников библиотек — результаты работы по пополнению книжного фонда, оформлению подписки или заказов на книги, посещаемость читателями.

Приказ Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н рекомендует указывать эти критерии непосредственно в трудовых договорах (эффективных контрактах) или в допсоглашениях к ним, если давно работающего сотрудника переводят на новую систему оплаты труда.

О бланке, на котором может быть оформлен трудовой договор, читайте в материале «Унифицированная форма № ТД-1 — трудовой договор».

Критерии эффективности по итогам и качеству работы

Выплаты назначаются сотруднику на основе критериев. С их помощью оцениваются итоги работы и ее качество. При этом учитываются рекомендации структур исполнительной власти. Критерии для назначения доплат и их величины закрепляются во внутренних нормативных документах учреждения, колдоговорах и трудовых соглашениях. Они разрабатываются учреждением самостоятельно.

За основу можно взять принципы, отраженные в п. 16 Единых рекомендаций. Они утверждены трехсторонней комиссией в сфере труда № 12 от 25.12.2015. Критерии эффективности разрабатываются с учетом принципов, отраженных в таблице.

ПринципСодержание
ОбъективностьРазмер поощрения определяется по объективной оценке итогов работы сотрудника и коллектива в целом.
ПредсказуемостьСотрудник должен знать, сколько он получит в соответствии с итогами своей работы.
АдекватностьПоощрение должно адекватно соответствовать трудовому вкладу человека.
СвоевременностьВыплата должна производиться своевременно, сразу после достижения определенных результатов.
ПрозрачностьКаждый сотрудник должен понимать правила начисления поощрения.

В некоторых организациях критерии эффективности вправе определять учредители. Например, для подведомственных МЧС организаций они установлены в приложении 3 к Приказу МЧС № 545 от 22.09.2009.

Стимулирующие выплаты педагогическим работникам

Формирование системы стимулирующих выплат учителям и воспитателям дошкольных учреждений осуществляется с использованием методических рекомендаций, утвержденных письмом Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02.

Набор оценочных критериев, отраженных в положении о стимулирующих выплатах для педагогических работников, будет различаться в зависимости от назначения учреждения:

  • в средних образовательных заведениях главные показатели: успеваемость, занятия за пределами школьной программы и участие во внешних мероприятиях, для которых значим уровень подготовки обучающихся;
  • для дошкольных образовательных учреждений упор делается на уровень развития детей, наличие прогресса в сравнении с предшествующими периодами, снижение заболеваемости, отсутствие конфликтов с родителями.

Для руководителей этих учреждений на первый план выходят такие показатели, как:

  • качество предоставляемого образования, привлечение новых преподавателей, создание новых программ обучения — для средних образовательных заведений;
  • результаты аттестации заведения, уровень здоровья детей, участие во внешних мероприятиях районного или более широкого масштаба — для ДОУ.

Более подробно о критериях стимулирующих выплат учителям вы можете прочесть здесь.

Выплаты педагогам и преподавателям ВУЗов

Заработок учителей состоит из двух частей: базы и стимулирующей. Согласно Единым рекомендациям часть денег общего ФОТ на выплату базовой части заработка должна составлять не менее 70% для преподавателей ВУЗов и не ниже 60% — для остальных учреждений образования.

Как и в иных бюджетных сферах в образовании порядок стимулирования труда сотрудников закрепляется в локальных документах организации, колдоговорах и соглашениях. Разрабатывать и принимать решения по расходованию стимулирующих сумм должны учреждения с обязательным участием представителя Управляющего совета образования.

Также должен присутствовать профсоюз и члены трудового коллектива. Итоговая информация должна находиться в свободном доступе на сайте организации. Тем же составом определяются показатели результативности педагогического труда, критерии учета результатов работы.

Утвержденные надбавки прописываются в соглашении с педагогом в числовом выражении либо в виде ссылки на локальный акт учреждения.

Как правило, стимулирующий фонд делится между персоналом по бальной системе. Начисляются выплаты на основании оценочных листов. В них содержатся итоги труда учителя и размер поощрения. Для определения размера надбавки педагогу производят следующие расчеты:

  1. Определяют общее количество баллов каждого сотрудника.
  2. Вычисляют стоимость балла. Для этого стимулирующий ФОТ делится на общее число баллов, набранных штатом работников.
  3. Для каждого учителя его баллы умножают на стоимость одного.

Выплаты назначаются по периодам: за месяц, квартал, год. Предложение распределить стимулирующий фонд может выдвигать директор образовательной организации либо специально созданная комиссия.

Критерии стимулирующего характера для медработников

Рекомендуемые перечни показателей с критериями их выполнения и оценкой в баллах для разных должностей указаны в приказе Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421. Примеры таких показателей:

  • участие в профилактике заболеваний;
  • снижение показателей заболеваемости и смертности;
  • количество вовремя выявленных заболеваний;
  • факт своевременности госпитализации;
  • соблюдение санитарных норм и медицинских стандартов;
  • наличие неправильных диагнозов или осложнений в результате назначенного лечения;
  • наличие жалоб пациентов;
  • общий объем отработанного времени за период.

В приказе № 421 описаны также особенности процедуры оценки показателей, коэффициенты, применяемые в зависимости от должности, и максимальные суммы начисляемых баллов.

Подробнее о стимулирующих выплатах медработникам читайте здесь.

Итоги

Положение о стимулирующих выплатах играет очень важную роль в процессе формирования системы оплаты труда у любого работодателя, влияя на прямую заинтересованность работника в результатах. В отношении ГУП и МУП создание такого документа обязательно вследствие имеющихся законодательных предпосылок для применения ими единой системы оплаты труда, включающей доплату стимулирующего характера.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Виды выплат

К выплатам, производимым из бюджета предприятия с целью стимулирования трудовой и творческой деятельности его сотрудников, относятся следующие:

Премии – регулярные и единовременные


Регулярные носят постоянный характер и входят в систему оплаты труда, начисляются с оговоренной (с профсоюзным комитетом) периодичностью в процентном отношении к окладу (тарифной ставке). Они учитываются при расчете среднего заработка. Единовременные премии носят более персонифицированный характер и устанавливаются по усмотрению руководства. При расчете среднего заработка не учитываются.
Это могут быть поощрения за:

  • улучшение качества выпускаемой продукции;
  • многолетний труд;
  • новаторство и другие достижения.

Вознаграждения

Также можно разделить на:

  • централизованную выплату один раз в год (в конце) всем сотрудникам предприятия в виде тринадцатой зарплаты;
  • ежемесячное или ежегодное начисление к окладу вознаграждения за выслугу лет.

Надбавки

Вводятся по усмотрению руководства – за мастерство, профессионализм, определенные достижения в работе, высокие показатели производительности. Для такого рода поощрений не создаются отдельные нормативные акты, руководитель просто издает приказ о начислении надбавок.

Доплаты

Устанавливаются законодательно за получение званий и рангов, категорий, классов, ученых степеней.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]