О требованиях главного бухгалтера по документальному оформлению фактов хозяйственной жизни организации


Требование по форме

Такие изменения в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» внесены Федеральным законом от 26.07.2019 № 247-ФЗ . И теперь в пункте 3 статьи 9 Закона о бухучете появилась следующая норма:

Требования в письменной форме главного бухгалтера … в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, … обязательны для всех работников экономического субъекта.

Очевидно, что главному бухгалтеру реализовать эту норму закона будет непросто. Чтобы облегчить себе жизнь ему целесообразно продумать и описать в локальных актах процедуру предъявления соответствующих требований работникам, а также порядок реагирования работников на них. Но и это еще не все!

Весьма важно, чтобы требование главного бухгалтера в письменной форме содержало необходимую информацию, которая будет понятна работнику. Для этого желательно разработать типовую форму письменного требования и утвердить ее в рамках учетной политики. Такая типовая форма может выглядеть, например, так:

Форма утверждена в составе учетной политики (приложение № Х)
«СОГЛАСОВАНО» Кому (ФИО)_________________________
Руководитель ___________________ Должность _________________________
Дата____________________________ Подразделение _____________________

ТРЕБОВАНИЕ
об устранении нарушения
На основании пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта Х Учетной политики учреждения на 2022 год прошу Вас устранить нарушения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, выразившегося в _______________________________________________________________________________________________________________________. Указанное нарушение необходимо устранить до __________________________ 2022 года.

В случае неисполнения данного требования Вы можете быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

Главный бухгалтер _________________________________ Дата ____________________________
ОЗНАКОМЛЕН ОЗНАКОМЛЕН
ФИО __________________________

Должность______________________

Подразделение__________________

Дата ___________________________

Руководитель подразделения (ФИО)_______________________

Дата ________________________

Просто бухгалтер и главбух

В тексте професиионального стандарта специалисты по делопроизводству разделены на 2 категории:

  • должность бухгалтера;
  • должность главного бухгалтера.

К каждой из этих должностей сформулирована обобщенная рабочая функция, расписанная по конкретным трудовым обязанностям. В профстандарте обязательно отмечено, какой уровень классификации по общепринятой 9-балльной шкале требуется от сотрудника, выполняющего те или иные задачи, а также оговорены требования к образованию и опыту; выделены особенности допуска к работе в отдельных экономических субъектах.

Рядовой бухгалтер – профессионал

Профстандарт по специальности «бухгалтер» предполагает соответствие сотрудника ряду специальных требований.

  1. Профильное образование. Чтобы пополнить ряды делопроизводителей, необходимо получить диплом колледжа или техникума, став специалистом по профилю «Экономика и управление». Также вполне котируются сертификаты специализированных бухгалтерских курсов.
  2. Предварительный стаж. Согласно разъяснительному письму Минтруда № 14-3/В-3, профессиональные требования к бухгалтеру предусматривают не менее чем трехлетнюю работу на аналогичной, но менее ответственной специальности, например, помощника бухгалтера, кассира, контролера, табельщика. В новой редакции этого пункта (версия от 22.04.2016) требование об обязательном предварительном опыте снято.
  3. Профзнания. Бухгалтер, помимо собственно бухучета, должен иметь представление о:
    • законодательных основах гражданского, трудового, налогового кодексов, не лишними будут знания по таможенной, социальной базам;
    • принципах, на которых происходит организация производства в конкретной компании и осуществляется управление;

  4. отраслевыми инструкциями (на основании письма Минфина РФ от 29.04.2002 № 16-00-13/03).
  5. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Как видим, профстандарт ставит очень высокие планки для бухгалтеров. Никаких «поблажек» для сотрудников малого бизнеса или предприятий, работающих на льготных налоговых режимах, в профстандарте не предусмотрено. С другой стороны, максимальные требования открывают перспективу для дальнейшего повышения уровня квалификации.

  6. Функционал специалистов. Категории работников-бухгалтеров определяются их функциональными ребованиями, то есть объемом специализированных трудовых навыков:
    • 1 категория: прием и составление всех видов «первички»;
    • 2 категория: проведение документации по учетным регистрам;

  7. 3 категория: расчет итогов, проверка и балансировка оборотов.
  8. ВНИМАНИЕ! Профстандарт бухгалтера ничего не имеет против объединения всех трех категорий в рамках одной должности: лишь бы это было отражено в должностной инструкции.

Главбух по стандарту

Запросы к ключевой фигуре любой фирмы – главному бухгалтеру – в профстандарте еще более строгие. Сравним их с соответствующими позициями рядового бухгалтера.

  1. Требования к обучению. Главбухом может стать только специалист с высшим образованием, среднее специальное допускается с дополнительными квалификационными курсами. Приветствуются дополнительные программы по переподготовке.
  2. Необходимый практический опыт. Из последних 7 лет работы 5 должны быть посвящены труду, связанному с бухучетом или аудитом (при профильном высшем образовании – 3 года из последних 5).
  3. Что надо знать? Помимо необходимых рядовому бухгалтеру, главному понадобятся следующие знания:
      методика управления коллективом;
  4. практические прецеденты судебных споров по проблемам бухучета;
  5. арбитраж по спорам с налоговой;
  6. специализированные компьютерные программы;
  7. основы математического анализа;
  8. финансовое планирование и др.
  9. Основные функции главного бухгалтера заключаются в следующем:
    • все, что касается бухгалтерской отчетности и делопроизводства;
    • налоговый документооборот;

  10. внутренний контроль над финансовыми документами;
  11. консолидирующая отчетность по МСФО;
  12. управление финансовыми потоками.
  13. ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Главбух может совмещать все эти функции или разделять их с финансовым директором или своим замом. Если организация небольшая, и бухгалтер в ней всего один, он, естественно, будет выполнять все эти функции, возможно, прибавив к ним и учет кадров. Единственный в организации бухгалтер автоматически получает «титул» главного – именно так его следует именовать в штатном расписании, согласно профстандарту.

  14. Специальные условия. В отдельных организациях допускается введение дополнительных ожиданий от главного бухгалтера, например, отсутствие судимости за экономическое преступление.

Внесите изменения!

Обратите внимание! Согласно Федеральному стандарту учета для организаций госсектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (утв. приказом Минфина от 30.12.2017 № 274н), начиная с 1 января 2022 года

, изменения законодательства РФ могут быть основанием для внесения изменения в учетную политику. А изменения в Закон о бухучете, внесенные Федеральным законом № 247-ФЗ, как раз соответствуют такому основанию.

Напомним, что согласно пункту 16 СГС «Учетная политика», последствия изменения учетной политики

, вызванного изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, отражаются в
бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетност
и согласно положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Более подробно о том, как главному бухгалтеру реализовать новые положения Закона о бухучете, мы расскажем на вебинаре 28 августа 2019 года

.

С чего начать?

Практика показывает, что любое начинание главбуха может стать успешным, если его поддержит руководитель учреждения.
Если же у руководства возникнут сомнения (например, оно может рассудить так: как так главбух будет рассылать свои письменные указания не только рядовым работникам, но и начальникам подразделений! Раздавать указание может только лично начальник!), то главбух может сослаться на результаты проведения Счетной палатой РФ, федеральной налоговой службой России, федеральным казначейством контрольных мероприятий (например, Представление Счетной палаты РФ от 30.05.2019 № ПР 02-123/02/2-05). По информации этих ведомств ежегодно выявляются нарушения норм законодательства о бухучете в учреждениях бюджетной сферы в части оформления, передачи первичных учетных документов, регистрации содержащихся в них данных, в частности:

  • хозяйствующий субъектом не обеспечено оформление первичных учетных документов по поступлению (созданию) объекта нефинансового актива;
  • с учетом графика документооборота, являющегося приложением к Учетной политике, устанавливающего периодичность составления и представления первичных учетных документов о поступлении и списании нефтепродуктов один раз в месяц, материально ответственным лицом акты о списании материальных запасов представлялись в бухгалтерию с задержкой до полугода;
  • отдельными получателями средств федерального бюджета при совершении фактов хозяйственной жизни: несвоевременно составлены первичные учетные документы о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
  • недостоверное отражение в первичных учетных документах информация о поставленном товаре, выполненной работе, оказанной услуге;
  • несвоевременное составление и предоставление в бухгалтерию первичные учетных документов привело к необоснованному списанию дебиторской задолженности.

Указанные нарушения чаще всего становятся основанием для их квалификации, как грубого нарушения к бухгалтерскому учету и отчетности. Напомним, что с 9 июня этого года вступили в силу изменения в КоАП, внесенные Федеральным законом от 29.05.2019 № 113-ФЗ.

Обратите внимание! Согласно новой редакции части 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ теперь под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и отчетности в учреждениях бюджетной сферы понимается, в том числе:

  • включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами;
  • ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета.

Очевидно, что такие грубые нарушения возможны только при отсутствии контроля со стороны главного бухгалтера за соблюдением работниками учреждения требований инструкций по учету и отчетности, а также положений утвержденной учетной политики.
Поэтому главбуху целесообразно заручиться одобрением начальства на последующие действия. А следующий шаг — это внесение изменений и дополнений в учетную политику учреждения.

На кого возложить ведение бухгалтерского учета

Согласно статье 7 закона 402-ФЗ, обязанность организации бухгалтерского учета в компании ложится на ее руководителя. При этом он обязан передать полномочия по ведению бухучета на другое лицо. Для этого руководитель может:

  • принять по трудовому договору главного бухгалтера;
  • назначить иное должностное лицо для выполнения предписанных законом обязанностей по ведению бухгалтерского учета;
  • подписать договор на предоставление услуг в сфере бухучета со сторонней фирмой.

Из этого правила есть несколько исключений:

  • Кредитные организации не могут передавать ведение бухучета сторонним субъектам, у них должен иметься главный бухгалтер в штате.
  • Если компании разрешено вести бухучет в упрощенном варианте, либо она относится к группе среднего бизнеса, то руководитель может самостоятельно заниматься бухучетом (п. 3 ст. 7 закона 402-ФЗ).

Читайте также: Трудовой договор с главным бухгалтером

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]