Главная
Налоговый юрист
Более 20 лет общего юридического стажа
Помогу отстоять ваши права и не переплатить
Проведу экспертизу документов, помогу грамотно составить пояснение, возражение, жалобу и увеличу шансы на разрешение спора в вашу пользу
Глубокое понимание экономических процессов
Безупречное знание налогового законодательства
Досудебное и судебное урегулирование спора
Предотвращение возбуждений уголовных дел по ст.159 УК Мошенничество
Получите первичную консультацию и узнайте, как безболезненно для вас решить налоговый спор
Получить первичную консультацию * Первичная консультация носит характер обзорной и не содержит четких инструкций
Адвокат Даринский Юлий Борисович
ВАЖНО:
Чем успешнее идут дела бизнеса, тем более пристальный интерес к нему со стороны налоговой службы
Не запускайте ситуацию!
Налоговые споры можно решить в досудебном порядке и через суд
Преимущества досудебного разрешения: отсутствие госпошлин, простота подачи жалобы, быстрые сроки рассмотрения и принятия решения по жалобе
Для налогоплательщика лучше не доводить дело до суда: по статистике около 70% дел проигрываются, теряется время и появляются дополнительные расходы на судебные издержки
Грамотный адвокат по налоговым спорам поможет избежать больших потерь как в досудебных, так и в судебных разбирательствах
Адвокат Даринский Юлий Борисович
Частная юридическая практика с 2006 г
В своей деятельности я руководствуюсь вашими интересами. Мои принципы – честность и эффективность. Я не даю пустых обещаний!
Опыт работы в правоохранительных органах
подробнее
- — Помощником прокурора
- — Следователем прокуратуры
- — Прокурором-криминалистом
- — Заместителем прокурора
Опыт юридического сопровождения
подробнее
- — Предприятий торговли
- — Страховых организаций
- — Строительных компаний
- — Государственных органов
- — Предприятий общественного питания
- — Морских и рыбодобывающих предприятий
- — Компаний по производству медицинских изделий
- — Складских предприятий
- — Обслуживающих предприятий
- — Транспортных компаний
Положительные результаты защиты по уголовным делам
смотреть кейсы
Участие в более чем 200 делах в арбитражных спорах
смотреть кейсы
Получить первичную консультацию * Первичная консультация носит характер обзорной и не содержит четких инструкций
Цели и задачи внесенных правок в ФЗ №153.
По замыслу контролирующих органов, Федеральный закон № 153-ФЗ направлен на совершенствование установленного Налоговым кодексом порядка досудебного рассмотрения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками. Изменения, внесенные названным законом в ч. 1 НК РФ, устранили существовавшие ранее противоречия и пробелы в правовом регулировании претензионного (или досудебного) порядка разрешения налоговых споров. Нововведения предусматривают упрощение обжалования ненормативных актов налоговых органов, что позволит расширить возможности налогоплательщиков по реализации прав на защиту их интересов.
Целями названного закона являются:
- создание налогоплательщикам благоприятных условий для урегулирования споров без обращения в суд;
- снижение нагрузки на судебную систему;
- обеспечение последовательности досудебной и судебной стадий разрешения налоговых споров;
- повышение качества работы налоговых органов.
Досудебный порядок урегулирования споров действует в РФ с 01.01.2009. В настоящее время перед обращением в суд обязательная процедура административного обжалования (то есть в вышестоящем налоговом органе – УФНС или ФНС) должна быть соблюдена только в отношении решений, принимаемых территориальными инспекциями по результатам выездных и камеральных проверок. По мнению налогового ведомства, такой подход к разрешению спорных ситуаций уже принес положительные результаты. На официальном сайте ФНС размещена информация, согласно которой от года к году снижается количество жалоб налогоплательщиков, рассматриваемых как в административном, так и в судебном порядке. А о повышении качества налоговых проверок свидетельствует увеличение доли решений, вынесенных судами в пользу налоговых органов.
Механизм досудебного урегулирования налоговых споров имеет ряд преимуществ.
Во-первых, претензионный порядок обжалования менее формализован, чем судопроизводство. Он более понятен, доступен и не требует от налогоплательщиков особых познаний в области юриспруденции.
Во-вторых, такой способ отстаивания прав и интересов для налогоплательщиков менее затратен. Ведь за рассмотрение иска в суде организация или физическое лицо должны уплатить госпошлину, а возможно, и оплатить услуги адвоката. Рассмотрение же спорной ситуации вышестоящим налоговым органом производится бесплатно.
В-третьих, на разрешение спора в административном порядке нужно значительно меньше времени. Как правило, судебный процесс затягивается на многие месяцы (а иногда и на годы). В свою очередь, максимальный срок рассмотрения жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом не превышает двух месяцев. Помимо этого, решение по жалобе имеет более короткий срок исполнения, чем процедура исполнения судебного акта.
Применение механизма досудебного урегулирования налоговых споров благоприятно сказывается и на работе судебных органов. Сокращение исков налогоплательщиков свидетельствует о том, что вышестоящие налоговые органы реально исправляют очевидные ошибки нижестоящих инспекций. Это позволяет избежать поступления в суд заведомо бесперспективных дел.
Полагаем, что до судебного разбирательства должны доводиться два вида споров. Прежде всего это вопросы методологического плана, то есть неоднозначные и сложные вопросы применения налоговых норм. В данном случае только суд может принять решение, как правильно трактовать те или иные положения Налогового кодекса. Ну и, конечно, до суда должны доходить дела недобросовестных налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов. Но только при наличии у инспекции достаточных доказательств налоговых правонарушений.
Некоторые налогоплательщики считают, что претензионный порядок обжалования ненормативных актов налоговых органов – бесполезная трата времени и оттягивание реальной защиты нарушенных прав. Позвольте с этим не согласиться. Во-первых, на время рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом решения налоговиков не вступают в силу (имеются в виду решения по выездным и камеральным проверкам). Соответственно, не производится принудительное взыскание доначисленных сумм. Во-вторых, ФНС нацеливает региональные управления и территориальные инспекции на качественное рассмотрение конфликтных ситуаций с целью недопущения передачи в суд проигрышных дел. Об этом свидетельствует статистика – примерно 40% жалоб, рассмотренных в административном порядке, удовлетворяются в пользу организаций и физических лиц.
Основные этапы рассмотрения налоговых споров
Подготовка и подача искового заявления
От правильности составления искового заявления зависит положительный результат дела
Оповещение всех участников спора
Все участники спора оповещаются о начале судебного процесса по иску
Предоставление документации
Все документы, относящиеся к делу, должны быть оформлены соответствующим образом
Проведение судебного заседания
Сначала предварительное заседание, затем основное
Принятие и исполнение судебного решения
Суд принимает решение с указанием правовых оснований, которое подлежит обязательному исполнению
Подача искового заявления в суд
Как и в любом другом деле, исковое заявление составляется индивидуально в каждом конкретном случае. Дело может касаться несправедливого назначения пени, возврата налога, отказа в предоставлении льгот и прочих вопросов. Пункты, изложенные в иске, должны быть подкреплены пунктами закона.
Однако любое заявление в суд должно содержать следующую информацию:
- полное наименование судебного органа (с его адресом);
- точные данные фигуранта, подающего иск (ФИО с расшифровкой, наименование компании, адрес, номер телефона);
- суть вопроса и описание обстоятельств, в которых были нарушены права;
- разъяснение нарушений с указанием пунктов закона;
- требование о возмещении ущерба (морального, материального) к ответчику;
- перечень документов, приложенных к иску;
- дату и подпись.
Истец, пострадавший в результате действий налоговой инспекции, имеет право в споре требовать приостановления этих действий. Например, он может ходатайствовать о том, чтобы решение, вынесенное ФНС о незаконном штрафе, было приостановлено. Так всегда и происходит.
Документы, приложенные к заявлению, нужно пронумеровать. Это будут не оригиналы, а копии, заверенные вашей подписью с расшифровкой и словами «Копия верна». Всего экземпляров заявления должно быть столько, сколько в деле участников. Например, если акт о проверке, составленный налоговой инспекцией, касается не только вас, но и вашего партнера по бизнесу, то иска для спора нужно уже четыре: для вас, партнера, налоговой и суда.
К заявлению должны быть приложены: копия решения ИФНС, копия претензии к ней, доказательства отправки претензии, квитанция об оплате государственной пошлины. Кроме этих, могут быть и другие документы — в каждом конкретном случае разные. Если иск составляет ИП или организация, нужна также выписка из Росреестра с номером налогоплательщика и другими данными.
Я проконтролирую соблюдение ваших интересов на каждом этапе
Получите первичную консультацию, и я подберу оптимальный план разрешения налогового конфликта
Получить первичную консультацию * Первичная консультация носит характер обзорной и не содержит четких инструкций
2500
успешных дел
за 14 лет
частной практики
Посмотрите некоторые из них
*Я уважаю конфиденциальность моих клиентов, которые доверяют мне защиту своих интересов. Поэтому некоторые личные данные я не могу выложить в открытый доступ
Работаю аккуратно и всегда несу ответственность за свои действия
Не обещаю недостижимых результатов. Анализирую дело и говорю о реальных перспективах. Однако, приложу все свои усилия, знания и опыт для достижения наилучшего исхода!
ВАЖНО: С претензиями налоговиков рано или поздно сталкивается каждая российская компания
Вы звоните мне или оставляете заявку на сайте
Предварительная консультация
Я погружаюсь в вашу ситуацию и даю рекомендации по следующим шагам
Заключение договора и разработка стратегии
После заключения договора я формирую стратегию, которая поможет разрешить ситуацию в вашу пользу
Сбор документов и дальнейшее сопровождение
Мы вместе реализуем выработанную стратегию защиты
Особенности налоговых конфликтов
Российское налоговое законодательство определяет НС как конфликт между налогоплательщиком и государственным органом. Под налогоплательщиком понимают как отдельного человека, так и организацию, коммерческую и некоммерческую компанию. Нарушение прав при этом может быть реальным или предполагаемым, однако данная категория споров обязательно затрагивает вопросы правильности налоговых расчетов и выплат.
Основанием для спора могут также служить действия официальных лиц, которые затрагивают интересы налогоплательщика. Как правило, речь идет о сотрудниках налоговой инспекции. Закон предлагает разрешить такой конфликт в административном или судебном порядке.
Главная особенность разрешения налоговых споров, как мы уже упоминали, заключается в том, что одной из сторон конфликта всегда выступает государство: ФНС. Налоговый орган представляет интересы государства, что усложняет дело. Поэтому такими спорами занимаются квалифицированные юристы, хорошо знакомые с налоговым правом и смежными областями.
Отвечаю на часто задаваемые вопросы
1. Как обжаловать решение налогового органа в суде?
Чтобы признать решение налоговиков недействительным, нужно обратиться в арбитражный суд по месту нахождения налогового органа с заявлением. Если решение арбитражного суда не устроит налогоплательщика, то он может обжаловать его в судах вышестоящих инстанций. Заявление об обжаловании решения подается налогоплательщиком в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов.
2. В какие сроки можно обжаловать решение налоговой в вышестоящие органы?
Вступившее в силу решение налогового органа и не обжалованное в апелляционном порядке, может быть обжаловано в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.
От проблем с налоговой не застрахован никто. Рано или поздно проверяют любой бизнес. Причинами могут послужить технические ошибки в документации, несвоевременно предоставленная отчетность, сделки с подозрительными контрагентами, жалобы и действия конкурентов. В штате крупных компаний, как правило, работают юристы, обеспечивающие правовую защиту организации. Но далеко не всегда компетенций штатного юриста хватает для решения налоговых споров. Для того чтобы вести дела, связанные с налогами, недостаточно знать налоговый кодекс и широко разбираться в вопросах права. Последствия действий ФНС могут быть очень серьезными, и чтобы обезопасить себя и защитить права, необходимо своевременно обратиться к налоговому юристу.
Определение категорий и понятий
Понятие для определения разногласий или споров по налогам законодательно не предусмотрено. Под этим термином понимают несогласия, относящиеся к пониманию или трактовке прав и обязанностей сторонами налоговых взаимоотношений, а также споры по законности актов, применяемых при взимании обязательных выплат (ст. 2 НК РФ).
Как обжаловать в суде решения и действия налоговых органов?
Субъекты разделяются на
- публичные (структуры ФНС или таможенные)
- и частные, под которыми понимаются выплачивающие сборы, налоги лица и агенты (налоговые).
Содержание конфликтов или споров связано с источником их возникновения: правовыми взаимоотношениями по сборам и обязательным платежам (взиманию, определению), исполнению контроля, обжалованию полученных в ходе налоговых проверок заключений, действий уполномоченных (должностных) лиц с возможностью их привлечения к ответственности при нарушениях в налоговой сфере (ФЗ № 146, 31.07.1998).
Как суды рассматривают налоговые споры?
К участникам (субъектам) налоговых взаимоотношений отнесены (ст. 9 НК РФ):
- граждане и предприятия, на законодательной основе признанные плательщиками сборов или обязательных бюджетных выплат, налогов;
- предприятия и граждане, признанные по закону агентами;
- структуры ФНС;
- таможенные структуры.
Данные субъекты выступают во взаимоотношениях как участники или как инициаторы конфликтов, связанных с обязательными бюджетными платежами.
Предметом для спора чаще бывают несогласия с рассмотрением обязанностей и прав участников взаимоотношений (граждан, организаций), касающиеся решений публичных органов/уполномоченных лиц при их несоответствии (предполагаемом) закону (ст. 46, ст. 198 АПК РФ).
Права и обязанности для сторон-плательщиков, часто служащие предметом спора, отражены в НК РФ (ст. 21, ст. 23, ст. 24).
Важно! Возникновение разногласий между сторонами правоотношений имеет место не только в отношении соблюдения и корректности их обязанностей или прав. Причинами служат претензии по законности актов о бюджетных платежах и сборах и иных положений, их соотношению с документами (нормативными), обладающими большей юридической значимостью.
Кто такой налоговый юрист?
Разберемся подробнее, в чем заключаются особенности именно налогового юриста, и почему важно обращаться к специалисту с узкой направленностью. Юрист по налоговым спорам обладает компетенциями, которыми вряд ли обладает юрист общей практики. 1. Разбирается в юридических вопросах налогообложения, а именно:
- знает, что такое НДС, налог на прибыль, единый налог и т.д.;
- знает всё про системы налогообложения;
- знает, какие могут быть налоговые проверки, какие действия проверяющих правомерны, а какие нет, что нужно предоставлять во время проверки и что нужно делать, чтобы процедура не обернулась неприятными последствиями;
- может обжаловать решение налоговых органов или решение суда.
2. Осведомлен в вопросах бухгалтерии. Работа юриста по налоговому праву находится на стыке отраслей, и знание бухгалтерии играет ключевую роль. Помощь налогового юриста может заключаться в следующем:
- анализ преимуществ и рисков при выборе системы налогообложения;
- создание оптимального способа уплаты налогов и сборов;
- проведение аудита документов с предоставлением выводов и рекомендаций.
3. Налоговый юрист знает тенденции судебной практики, постоянно занимается налоговым правом. Законы, правила, нормативные акты регулярно меняются и специалисту важно уследить за всеми изменениями. 4. Разбирается в смежных правовых отраслях. Налоговые споры могут приводить к самым разным последствиям, вплоть до уголовного наказания. Выбор правильной линии ведения дела поможет минимизировать неприятные последствия. В отличие от коллег общей практики, налоговый юрист поможет вам добиться результата гораздо быстрее. Специалисту не требуется дополнительно изучать отрасль, погружаться в терминологию и специфику ведения дел.
Кто может обжаловать действия и решения органов ФНС?
Правом подачи заявления или жалобы на действия и принимаемые ненормативные акты (включая решения) налоговых органов на основании ст. 137 и абз. 1 п. 1 ст. 139.2 Налогового кодекса РФ (далее — НК) обладают следующие лица:
- граждане (физические лица и хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, то есть ИП);
- организации;
- их представители при наличии достаточных полномочий (доверенность, учредительные или иные документы юридического лица и т. п.).
Иными словами, всякое лицо, которое полагает свои права нарушенными вследствие изданных актов налоговых структур или действий их должностных лиц, имеет право на их оспаривание в соответствии с порядком, определяемым законом.
Бланк жалобы можно скачать бесплатно, кликнув по картинке ниже:
Как правильно заполнить жалобу, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Если же акт налоговой службы носит характер нормативного документа, то его обжалование в соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС) может быть осуществлено либо лицами, в отношении которых акт непосредственно принят, либо любым лицом, являющимся участником правоотношений, которые принятый акт регламентирует.
В каких ситуациях необходима помощь налогового юриста
Любой бизнес стремится снизить расходы и увеличить доходы, и система налогообложения в этом играет немалую роль. Как не переплачивать налоги, но и не вызвать вопросов у ФНС? Как вести бизнес честно, но при этом хорошо зарабатывать? Для того чтобы удостовериться в правильности налоговой отчетности, предприниматели прибегают к аудиторским проверкам. Этот способ хорош для предупреждения возможных конфликтов с налоговой, но что делать, если проблемы уже возникли? Если по вашим данным сумма налогов одна, а инспекция начисляет другую? Как себя вести, если требуют предоставить документы и дать пояснения? Далеко не всегда диалог с налоговой проходит в пользу предпринимателя. Налоговая давно превратилась в надзирающий и карательный орган, а не организацию, которая оказывает содействие честному бизнесу. Автоматизированные системы легко выявляют недочеты и уклонения от налогов. Если от вас требуют дать пояснения, значит, у ФНС нашлись для этого основания. В каких ситуациях необходима помощь юриста по налоговым вопросам?
- Вам пришло уведомление о камеральной или выездной проверке. Как подготовиться, как себя вести во время проверок? Специалист проведет инструктаж и будет сопровождать вас во время визита инспекторов.
- Выявлены расхождения между вашими данными и данными налоговой инспекции. Здесь важно выявить причину расхождений, собрать доказательства, подтверждающие правильность ваших цифр.
- Вашу компанию привлекают к налоговой ответственности. Важно выяснить, по каким причинам, соблюдена ли строго установленная процедура.
- Возникли проблемы с применением БСО и ККТ.
- Вы получили отказ в возврате излишне уплаченных налогов или возмещении НДС.
В большинстве случаев обвинения возникают на основе сотрудничества с недобросовестными контрагентами. Часто налоговые органы принимают реальные фирмы за недобросовестные, что влечет за собой налоговые доначисления.
Что сделать перед подачей иска в суд
Иск по административному делу против налоговой вправе подать граждане, в отношении которых применен нормативный акт и которые считают эту меру несправедливой. Но первым действием до начала спора должна стать подача претензии в отделение налоговой инспекции. Без попытки решить дело мирным путем выиграть его в судебном споре вряд ли получится.
В претензии должно быть указано следующее:
- полное наименование и адрес отделения ИФНС, которое, по вашему мнению, нарушило ваши права;
- номер и название нарушенного закона;
- информация о человеке (организации), который подает претензию (ФИО, адрес, статус и пр.);
- основания для подачи претензии (описание случая, действий);
- ваши требования (каких результатов вы добиваетесь);
- способ получения ответа (по почте, по интернету, в личном кабинете пользователя на сайте службы);
- дата и подпись.
Обязательно нужно указать ссылки на законодательство — номер статьи, пункт, правильное название закона, на основании которого вы действуете. В этом вопросе неоценимую помощь могут оказать юристы — ведь вы сами, как бы ответственно ни подходили к делу, всех нюансов все равно не знаете.
В течение месяца налоговая инспекция должна дать официальный ответ. Но если его нет или он вас не устроил, идите к своему юристу и пишите исковое заявление. Если вы обращаетесь как физическое лицо, нужно идти в суд общей юрисдикции, если предприниматель (компания) — в арбитражный.
Отправка иска в личном кабинете будет зафиксирована на сайте. Если же иск подается в письменном виде, нужно два экземпляра — секретарь должен поставить штамп с исходящим номером на второй.
Если посылаете по почте, вложите эти два экземпляра в конверт, отправьте заказным письмом и обязательно сохраните чек. Вдруг письмо не дойдет до адресата (такое тоже бывает) — у вас останется доказательство того, что иск был отправлен.
Причины налоговых споров
Представьте себе такую ситуацию: налоговые органы провели проверку и взыскали сумму налогов, на которую предприниматель явно не рассчитывал. В результате проверки налоговая посчитала, что к отдельным видам продукции компании не может применяться ставка 10% и их следует классифицировать по другому ОКП. Следовательно, налогоплательщик обязан уплатить ту сумму, которую налоговые органы взыскали после пересчета НДС. В зависимости от того, чем занимается компания и какие у нее обороты, разница порой составляет сотни тысяч рублей и даже больше. Вариант номер один. Предприниматель может согласиться с решением налоговой и уплатить эти деньги. Если решение налоговой выдвинуто неправомерно, в следующий раз это может использоваться как рычаг давления и с компании могут потребовать что-то еще. А это напрямую ведет к убыткам и к никому не нужным разбирательствам. Вариант номер два. Защитить свои права и обжаловать решение налоговых органов. В сложных ситуациях вам понадобится помощь юриста, чтобы собрать как можно больше доказательств вашей правоты и неправомерности действий налоговиков. И сколько таких ситуаций, когда налогоплательщик уверен в правильности уплаты налогов, а в ходе проверки выясняются серьезные нарушения? Что становится причиной нарушений?
- Налогоплательщик не знает налогового законодательства, выбирает сомнительные способы оптимизации уплаты налогов и сборов, не думая о последствиях. В этом случае проверка может выявить нарушения, доначислить налоги, пени и назначить штрафные санкции. Если у вас есть сомнения в правильности вашей системы налогообложения, вы не до конца разобрались в законодательстве, заключаете договоры с разными организациями, лучше снизить риски и проконсультироваться с налоговым юристом. С проверками сталкиваются все, и лучше подготовиться заранее, чем бороться с последствиями. Если всё-таки налоговая нашла у вас нарушения и обязала уплатить деньги в бюджет, юрист поможет выяснить, насколько правомерно было вынесено решение. Возможно, есть варианты сократить эту сумму на законных основаниях.
- Налогоплательщик ведет бизнес, согласно законодательству, вовремя сдает отчетность и платит налоги. Даже самый честный налогоплательщик не всегда проходит проверку по ряду причин: допущена техническая ошибка в документации, поступила жалоба. А возможно вы участвуете в цепочке, где зависите от поставщика и покупателя вашей продукции, а в этой цепочке есть недобросовестные контрагенты, из-за чего возникли разногласия.
- Ошибки со стороны налогового органа. Сюда относятся необоснованные санкции, ошибочные списания средств, блокировки счетов, отказ в возмещении НДС. Это могут быть чисто технические ошибки, которые легко урегулировать, предоставив нужные документы и пояснения.
Со всеми этими ситуациями поможет разобраться опытный юрист. Нередки ситуации, когда из-за сбоя в системе ФНС не отражается отчетность об уплаченном налоге, при этом счет предпринимателя блокируют и компания не может распоряжаться деньгами, несет убытки.
Обжалование решений налоговых инспекций. Практика применения обязательной досудебной процедуры
Обжалование по желанию компании в административном порядке решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с 2009 года стала обязательной процедурой досудебного урегулирования споров (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Обращение компании в суд за защитой своих прав без соблюдения такого порядка служит основанием для оставления заявления без движения (ч. 1 ст. 128 АПК РФ), а в случае, если это обстоятельство будет установлено после принятия заявления к производству — для оставления его без рассмотрения (ч. 2 ст. 148 АПК РФ).
В настоящей статье мы разберем основные вопросы практического применения п. 5 ст. 101.2 НК РФ.
Досудебное обжалование обязательно не для всех решений
Обязательному досудебному порядку обжалования подлежат не все ненормативные акты налоговых органов. Такой порядок распространяется только на два вида решений, а именно – решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Специалисты сходятся во мнении, что досудебной процедуре обжалования подлежат только такие решения, в которых отражены нарушения, установленные статьями 120, 122, 123 НК РФ[1].
Поскольку выявление предусмотренных указанными статьями нарушений возможно в ходе налоговых проверок, то можно заключить, что рассматриваемый порядок применятся только к решениям о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности, выносимым по результатам проверок. О правомерность данного вывода также свидетельствуют взаимосвязь положений п.9 ст. 101 и п. 2 ст. 101.2 НК РФ об апелляционном порядке обжалования актов налоговых органов.
Следует отметить, что нарушения налогового законодательства могут быть выявлены налоговым органом и зафиксированы в соответствующем решении также вне рамок проверок. Такие нарушения не связаны с правильностью исчисления налоговой базы и уплаты налогов, но препятствуют осуществлению налогового контроля. Например, нарушение установленных сроков для представления сведений об открытии и закрытии банковского счета или неподача декларации (ст. 118, 119 НК РФ соответственно). По решениям о таких нарушениях апелляционный порядок обжалования не установлен и применяется иной специальный порядок производства (ст. 101.4 НК РФ)
Таким образом, по-прежнему без предварительного административного обжалования компания может обращаться в суд за защитой своих прав, нарушенных следующими ненормативными актами налоговых органов:
- решением о привлечении к ответственности по ст.ст. 116-119, 124-129, 129.1, 129.2 НК РФ;
- решением об отказе в возмещении НДС;
- решением об отказе в зачете или возврате излишне уплаченного (взысканного) налога;
- решением о наложении ареста на имущество налогоплательщика;
- решением о взыскании налога, пеней и штрафа за счет денежных средств на счетах в банке, а также за счет имущества налогоплательщика;
- решением о приостановлении операций по банковским счетам.
Варианты обжалования решений
Существует две возможности административного обжалования решений: в порядке апелляционного производства или в общем порядке. Применение того или иного варианта зависит от того, вступило решение в законную силу или нет. При этом будут различаться процедура и последствия обжалования.
Решение, принятое по результатам проверки вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения компании (п. 9 ст. 101, п.6 ст. 6.1 НК РФ). В течение указанного периода времени решение считается невступившим в силу и может быть обжаловано в апелляционном порядке (п. 2 ст. 101.2, п. 2 ст. 139 НК РФ).
Жалоба на вступившее в законную силу решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).
Преимущества обжалования невступивших в силу решений (апелляционное обжалование)
При подаче апелляционной жалобы вступление в силу обжалованного решения откладывается до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (п.9 ст. 101, п.2 ст. 101.2 НК РФ). По общему правилу такое решение принимается в течение месяца со дня подачи жалобы, но указный срок может быть продлен не более чем на 15 дней (п. 3 ст. 140 НК РФ). Такая отсрочка вступления решения в силу означает отсрочку возможного принудительного взыскания доначисленых сумм.
Дело в том, что решение подлежит исполнению со дня вступления в силу (пп.1ст. 101.3 НК РФ). Это означает, что в течение 10 дней с этой даты налоговый орган обязан направить компании требование об уплате налога, пеней, а также штрафов в случае привлечения компании к ответственности за налоговое правонарушение (п. 3 ст. 101.3, п. 2 ст. 70 НК РФ). В этом требовании компании будет предложено уплатить в добровольном порядке доначисленные решением суммы, при этом уплата должна быть произведена в течение 10 календарных дней с даты получения требования, если в нем не указан более продолжительный период времени для уплаты (п.4 ст. 69 НК РФ). В случае неуплаты денежных средств в установленный срок, налоговый орган инициирует процедуру принудительного взыскания доначислений (ст. 46 НК РФ).
Таким образом, можно сказать, что апелляционное обжалование переносит момент необходимости уплаты денежных средств или их возможного списания с банковского счета компании как минимум на месяц. К тому же у компании появляется достаточно времени для подготовки качественного заявления в суд.
Процедура обжалования
Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, решение которого обжалуется (п. 3 ст.139 НК РФ). Жалобы, направленные непосредственно в вышестоящий налоговый орган, как показывает практика, возвращаются налогоплательщику без рассмотрения. В результате такой «технической» ошибки компания может пропустить срок для апелляционного обжалования, и решение вступит в силу.
В отличие от процедуры рассмотрения результатов налоговой проверки, налоговым законодательством не предусмотрено участие представителей компании при рассмотрении доводов жалобы. В связи с таким процедурным отстранением компании можно сказать, что рассмотрение жалобы носит формальный заочный характер. Об итогах рассмотрения жалобы компанию письменно уведомят (п. 3 ст. 140 НК РФ).
Итоги апелляционного обжалования
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган вправе (1) оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения, (2) отменить или изменить решение полностью или в части и принять по делу новое решение, (3) отменить решение и прекратить производство по делу (п. 2 ст. 140 НК РФ). Принятие любого из указанных вариантов решения свидетельствует о завершении процедуры административного обжалования решения, вынесенного по результатам налоговой проверки.
Иначе говоря, принятие по результатам рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом нового решения, не является обстоятельством, препятствующим обращению компании в суд. Это связано с тем, что такое решение выносится не по результатам налоговой проверки, а в связи с рассмотрением жалобы на решение, вынесенное нижестоящим налоговым органом. Конечно, при желании компания может обжаловать это новое решение в следующий вышестоящий налоговый орган, однако такое обжалование уже не является условием для обращения в суд.
Исчисление срока для обращения в суд
Процессуальный трехмесячный срок на подачу заявления в суд, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ, исчисляется с учетом положений п. 5 ст. 101.2 НК РФ[2], то есть срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
При апелляционном обжаловании решение вступает в силу в день принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. При этом такое решение по общему правилу должно быть вынесено в течение месяца (п.9 ст. 101, п.2 ст. 101.2, п. 3 ст. 140 НК РФ).
В случае, если в нарушение ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган не даст письменный ответ на жалобу в течение месяца, то трехмесячный срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом.
О таком порядке соотношения норм и исчислении сроков, установленных налоговым и арбитражно-процессуальным законодательством, компании были сориентированы Постановлением Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 8815/07 по делу № А41-К2-19605/06, выводы которого были дополнены Определением ВАС от 30.01.2009 № ВАС-15592/08 по делу № А27-3697/2008-2. При этом суд отметил, что нормы Арбитражного процессуального кодекса РФ, устанавливающие срок для обращения в суд за защитой нарушенного права не должны рассматриваться как препятствующие реализации права на использование внесудебных процедур разрешения налоговых споров, которые являются предпочтительными в налоговых правоотношениях с точки зрения оперативности защиты нарушенных прав налогоплательщиков.
Учитывая правовое толкование норм высшим судебным органом, представляется, что в случае нарушения вышестоящим налоговым органом установленного месячного срока на вынесение решения у компании возникают объективные риски, связанные с пропуском срока на судебное обжалование.
С другой стороны, если компания посчитает целесообразным все-таки дождаться решения по жалобе и пропустит срок на подачу заявления в суд[3], то она сможет обратиться в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на обжалование ненормативного акта государственного органа (ст. 117 АПК РФ). Суды, признавая принятие мер для урегулирования спора в административном порядке уважительной причиной пропуска срока, такие ходатайства удовлетворяют[4]. Учитывая практику федеральных арбитражных судов, а также правовую позицию, выраженную высшим судебным органом, в настоящее время нет оснований полагать, что в случае обращения в суд при пропуске срока компании будет отказано в судебной защите.
Обжалование вступивших в силу решений
Вступившее в силу решение может быть обжаловано в течение года с момента его вынесения путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган (п. 3 ст. 101.2, п.2 ст. 139 НК РФ).
В случае обжалования вступившего в силу решения процедура взыскания автоматически приостанавливаться не будет, но положения п. 4 ст. 101.2 НК РФ предусматривают право вышестоящего налогового органа удовлетворить ходатайство компании о приостановлении обжалуемого решения. В настоящее время отсутствует практика обращения компаний с подобными ходатайствами, не налажено взаимодействие налогоплательщика и налогового органа, повышающее вероятность положительного для компании разрешения вопроса, в связи с чем риск принудительного списания спорных средств с банковских счетов налогоплательщика является высоким.
Исчисление срока для обращения в суд
В случае распространения логики исчисления сроков на судебное обращение, примененной в случае апелляционного обжалования, на случай обжалования решения в общем порядке, получалось бы, что трехмесячный срок на подачу заявления в суд начинает исчисляться по истечении месяца со дня подачи жалобы, которая в свою очередь может быть подана в течение одного года с даты вынесения обжалуемого решения.
Однако, данный приём противоречит положениям Налогового кодекса РФ. В связи с чем компании необходимо внимательно отнестись к правилам исчисления сроков для обращения в суд при обжаловании решения в общем порядке, чтобы, в случае необходимости, не лишиться права на судебную защиту.
Как было отмечено выше, процессуальный срок на обращение в суд применяется с учетом положений налогового законодательства, а именно п. 5 ст. 101.2 НК РФ, предусматривающих, что в случае обжалования решений в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
Если решение не было обжаловано в апелляционном порядке в вышестоящий орган, то оно вступает в силу на следующий день после истечения десятидневного срока на подачу апелляционной жалобы (п. 9 ст. 101 НК РФ). Следовательно, для сохранения права на судебную защиту и одновременного соблюдения обязательной досудебной процедуры обжалования решения, установленного п. 5 ст. 101.2 НК РФ, компании следует подать жалобу в вышестоящий налоговый орган не позднее полутора месяцев со дня вступления решения в силу.
Таким образом, если налогоплательщик ожидает отрицательного результата по рассмотрению жалобы и планирует защищать свои права в суде, то реальный срок на подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган существенно сокращается.
Представляется, что противоречие между установленным в законе годичным сроком на административное обжалование (п.2 ст. 139 НК РФ) и его существенным сокращением с целью сохранения права на судебную защиту до полутора месяцев (п. 5 ст. 101.2 НК РФ) является «технической» недоработкой законодателя.
Коллизия порядка исчисления сроков на судебное обращение, по нашему мнению, будет преодолеваться путем обращения компаний в арбитражные суды с просьбой о восстановлении пропущенного срока на обжалование ненормативного акта государственного органа по уважительной причине.
Обозначенные в настоящей статье спорные вопросы практического применения п. 5 ст. 101.2 НК РФ[5] в настоящее время стали дискуссионными, в связи с чем, можно полагать, в ближайшее время они найдут свое разрешение в виде разъяснений компетентных органов.
Куда подавать жалобу
Согласно п. 1 ст.139 НК РФ жалобу на решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности нужно подавать в вышестоящий налоговый орган.
Структура налоговых органов разделена на три уровня: территориальные инспекции, управления ФНС РФ по субъектам Российской Федерации и центральный аппарат ФНС РФ (приложение № 1 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).
К территориальным инспекциям относятся инспекции по району, району в городе, городу без районного деления, а также межрайонные инспекции. Их решения нужно обжаловать в управление ФНС РФ соответствующего субъекта Российской Федерации (области, края, республики, города Москвы или Санкт-Петербурга).
Если решение принято управлением ФНС РФ по субъекту Российской Федерации, то жалобу надо подавать непосредственно в ФНС РФ.
Крупнейшие налогоплательщики состоят на учете в специальных межрегиональных инспекциях. Их решения нужно обжаловать сразу в ФНС РФ (приложение № 2 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).
Повторные проверки проводят также межрегиональные инспекции по федеральным округам. Их решения нужно обжаловать в ФНС РФ (приложение № 4 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).
Что может предпринять инспекция в связи с решением, не вступившим в законную силу
До вступления в силу решения, принятого по результатам проверки, налоговая инспекция, в качестве обеспечительных мер может вынести постановление о запрете компании распоряжаться определенным имуществом стоимостью не меньше недоимки, пени и штрафа. Если совокупная стоимость имущества компании по данным бухгалтерского учета меньше доначисленных согласно решению сумм, то на сумму разницы инспекция вправе также арестовать банковский счет налогоплательщика (п. 10 ст. 101 НК РФ).
При аресте счета деньги не списываются с него, как при взыскании, а лишь «замораживаются», то есть компания не может ими распоряжаться.
Решение об аресте счета, как и о запрете распоряжаться имуществом, можно сразу же оспорить в суде. У налоговиков есть право на такие обеспечительные меры только при достаточных основаниях полагать, что без них будет трудно или вообще невозможно исполнить обжалуемое решение, принятое по результатам проверки, и (или) взыскать указанные в нем недоимку, пени и штрафы. Налоговики обычно игнорируют эту оговорку и не могут доказать, что у них были основания для подобных предположений. В таких случаях суды отменяют обеспечительные меры (определение ВАС РФ от 26.09.08 № 12266/08, Постановление ФАС ВСО от 20.05.08 № А33-13063/07-Ф02-1987/08, Постановление ДО от 20.01.09 Ф03-6280/2008)
В чем смысл обжалования решения об отказе в привлечении к ответственности?
Формулировка «об отказе в привлечении к ответственности» означает лишь то, что инспекция не нашла оснований для штрафа за совершение налогового правонарушения. Таким решением инспекция тоже может доначислить компании налоги и пени.
В какой форме составляется жалоба в вышестоящий налоговый орган?
Форма жалобы в вышестоящий налоговый орган законодательно не установлена. В связи с чем она может быть составлена в произвольной форме.
При подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган надо уплачивать госпошлину?
Нет, плата за административное обжалование решений налогового органа не взимается.
———————————————————————————
[1] Статья 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения», ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налогов (сборов)», ст. 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) неперечислению налогов» Налогового кодекса РФ.
[2] Заявление об оспаривании ненормативного акта налогового органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда компании стало известно о нарушении её прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Обязательность обжалования решений налоговых органов в административном порядке как условие возможности обращения за судебной защитой установлена в п. 5 ст. 101.2 НК РФ. Указанной нормой права прямо предусмотрено, что в случае обжалования решений налогового органа в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
[3] Трехмесячный срок на подачу искового заявления начинает исчисляться по истечении месяца со дня подачи апелляционной жалобы. При превышении указанного срока срок на подачу заявления в суд будет считаться пропущенным.
[4] См. Решение АС г. Москвы от 12.05.2008 по делу №А40-16101/08-118-65, оставленному без изменения Постановлением 9ААС от 21.07.2008 N 09АП-8048/2008-АК, Постановление ФАС МО от 08.07.2008 № КА-А40/5853-08, Постановление ФАС ЗСО от 24.09.2004 № А56-8471/04.
[5] Статья В. Стрельникова «Досудебный беспорядок», ЭЖ-Юрист № 14, 2009.
Ошибки предпринимателя
Налоговые проверки отличаются своей внезапностью. Еще вчера было всё спокойно, а сегодня на пороге стоят инспекторы и просят дать доступ в помещение. А это всегда стресс. Нередко предприниматель, который не сталкивался с подобным, допускает ошибки. Рассмотрим типичные ошибки предпринимателей и чего не нужно допускать.
- Решать вопросы самостоятельно. Налоговые органы не заинтересованы в благополучии вашего бизнеса. Основная задача налоговой – своевременное пополнение бюджета. Соответственно, если выявили нарушение, то это только ваша ответственность доказывать обратное.
- Давать излишнюю информацию. Многие предприниматели ошибочно полагают, что если быть максимально искренними и открытыми перед проверяющими, то удастся избежать разногласий. К сожалению, слишком большой объем предоставленной информации часто дает повод найти еще больше недочетов и привлечь вас к ответственности. То же самое касается и разговорчивых сотрудников. Важно проинструктировать ключевых сотрудников грамотно отвечать только на те вопросы, которые напрямую относятся к делу и не раскрывать ненужную информацию.
- Соглашаться с доначислениями. Вы считаете, что проще согласиться с недоимкой и сэкономить время? Но на самом деле вы даете налоговой еще один повод держать вас на крючке. В следующий раз недоимка может оказаться больше, но вы уже один раз заплатили, значит, заплатите и второй. Если вы с чем-то не согласны, вы вправе обжаловать решение.
- Решать вопросы «околозаконными» методами. Попытки урегулировать конфликт за счет связей, сотрудничества с налоговой, а также при помощи взяток могут обернуться серьезными последствиями, вплоть до уголовной статьи за коррупцию. Ваша позиция может быть обоснована только законом, и в этом поможет юрист, а не знакомый чиновник, с которым вы в хороших отношениях.
Попытки «договориться» могут только усугубить ситуацию, так как всегда есть вероятность, что вы на контроле у нескольких ведомств.
Наши преимущества
Принцип «одного окна»
Обращаясь к нам, вы можете получить полный комплекс услуг в одном месте
Команда профессионалов
Наши специалисты имеют большой опыт успешного разрешения задач любой сложности даже в сжатые сроки, а также ежегодно подтверждают и повышают свою квалификацию
Общественная жизнь
Руководители с 2022 возглавляют Комитет МТПП по налоговой политике и аудиту, ведут активную общественную деятельность.
Опыт
Более 17 лет мы помогаем руководителям компаний развивать свой бизнес, оказывая целый комплекс услуг, необходимых на всех этапах роста и развития организаций
Гарантии
Наша профессиональная ответственность застрахована полисом РЕСО на сумму 100.000.000 рублей
Репутация
Наша деятельность лицензирована и сертифицирована. В 2022 году прошли внешний контроль качества работы аудиторских организаций.
Последствия разногласий с налоговой
Почему поддержка адвоката на любом этапе очень важна? Потому что, чем раньше вы защитите себя, тем меньше негативных последствий коснется вашего бизнеса. Споры с налоговыми органами могут обернуться:
- штрафами и доначислениями налогов;
- возбуждением уголовного дела, например, по статье за мошенничество;
- назначением выездной проверки, если не пройдена камеральная;
- блокировкой счетов и приостановлением деятельности компании.
Такие последствия могут привести к тому, что компания понесет убытки и бизнес закроется. Удар по репутации в данном случае может негативно отразиться на дальнейшем сотрудничестве с добросовестными контрагентами. Поэтому проблему надо решать еще до того, как она возникла.
Как проходит судебное разбирательство?
Налоговые споры разбираются в суде в общеисковом порядке. Иными словами, в дело вступает принцип состязательности. У каждой из сторон спора есть возможность предоставлять свои доводы и доказательства по делу, и только после рассмотрения аргументов каждой из сторон суд выносит решение. Суд с налоговой подразумевает, что вы должны быть готовы аргументировать свою позицию.
В плане доказательной базы есть важное отличие, о котором не стоит забывать:
- налоговый орган обычно предоставляет те же самые документы, которые он рассматривал при проведении выездной (или камеральной) проверки, и никаких новых свидетельств, как правило, предоставлять не нужно;
- налогоплательщик же, напротив, не связан никаким образом теми документами, которые он ранее предоставлял для проверки. То есть заявитель (или ответчик, в зависимости от инициатора разбирательства) вправе предоставить в суд на изучение в качестве подтверждения своей позиции и невиновности другие доказательства.
Очевидно, что успех в деле напрямую зависит от качества подготовки доказательств и выступлений в суде. Не стоит недооценивать ФНС — у налоговой службы есть свои представители, которые будут максимально старательно обеспечивать удовлетворение интересов государственного органа. Именно по этой причине рекомендуется обращаться к частным юристам, которые не только подготовят необходимый пакет документов, но и организуют компетентное изложение фактов перед судом.
Ваш представитель должен знать специфику разрешения конфликтов с налоговыми органами. Существует объемная судебная практика с участием ФНС. При самостоятельном ведении дела вы рискуете столкнуться с большим количеством трудностей не только из-за незнания законодательства, но и по причине отсутствия опыта в спорах с налоговыми органами.
Сколько длится разбирательство?
Как правило, судебное рассмотрение споров с налоговыми органами занимает около 3 месяцев. Но дело легко может продлиться на год и больше. У налоговой инспекции есть ощутимое количество ресурсов, за счет которых она будет стремится затянуть проигрышный кейс. Нередко, при недостатке нужных доказательств, суды встают на сторону налоговиков. В таком случае есть второй шанс — начать апелляционное разбирательство путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящую судебную инстанцию.
Как обжаловать решение налоговой
Помощь налогового юриста
Теперь стоит резюмировать, в чем состоит помощь налогового юриста.
- Консультация. Помощь юриста может понадобиться, если нужно выбрать оптимальную схему налогообложения, когда необходимо оценить риски и последствия сделок, если возникают вопросы по уплате налогов и сборов, а также для того, чтобы подготовиться к возможным проверкам.
- Сопровождение на допросах и во время выездных проверок. Чтобы не навредить бизнесу и себе, предпринимателю важно выстроить правильную линию поведения. Юрист подготовит вас к даче показаний и к прохождению проверки, определит суть каждого вопроса и пресечет злоупотребления проверяющих служебными полномочиями.
- Досудебное урегулирование споров. Чтобы решение было принято в пользу налогоплательщика, важно грамотно составить жалобу и направить ее в налоговый орган.
- Защита интересов клиента в суде. Если в досудебном порядке решить вопрос не удалось, юрист защищает права клиента в суде. Этому предшествует сбор доказательств и разработка линии защиты.
- Обжалование результатов проверок и решений суда. Если решение принимается не в пользу клиента, его можно обжаловать. Хоть процесс трудоемкий и может занимать много времени, обжалование спасет не только ваш бюджет, но и репутацию.
Долги компании могут взыскиваться не только за счет денег предприятия, но и за счет личного имущества и имущества членов семьи.
Подведомственность
Если в процедуре принимают участие обычные граждане, не имеющие статуса индивидуальных предпринимателей, обращаться необходимо в гражданские суды. Это районная или мировая инстанция. Если в разбирательстве задействованы юридические лица или предприниматели, рассмотрение дела будет осуществляться в арбитраже.
Дополнительно важно правильно определить территориальную подсудность. Подавать документацию необходимо по адресу ответчика. Если речь идет о типовом налоговом споре в судебном порядке, процесс характеризуется следующими особенностями:
- типичностью;
- присутствием потребности в урегулировании;
- сокращенным сроком на обращение в уполномоченный орган;
- особым порядком распределения потребности в доказательстве сложившейся ситуации;
- необходимостью использования первичных документов.
От чего зависит стоимость оказания услуг налогового юриста
Стоимость услуг зависит от того, с какой проблемой предстоит работать. Иногда для решения вопроса достаточно консультации налогового юриста, и это одна цена. В других же случаях требуется длительная трудоемкая работа, состоящая из нескольких этапов и это совсем другая стоимость. Очень часто, клиенты обращаются уже тогда, когда остается последняя надежда. До этого были попытки разобраться с проблемой самостоятельно, но все они провалились и дело дошло до суда. Судебные разбирательства – процесс длительный, дорогой и трудоемкий. Поэтому, чем раньше вы обращаетесь за помощью, тем меньше затрат вам предстоит. Если вам нужно урегулировать вопросы с налоговой, если у вас есть вопросы, запишитесь на консультацию. Цените свое время, берегите бизнес и всегда защищайте свои права!
Срок рассмотрения
Разобравшись со способами разрешения налоговых споров, нужно учесть количество времени, которое займет процедура. На детальное рассмотрение дела закон предоставляет суду три месяца. В исключительных ситуациях период может быть продлён до 6 месяцев. Скорость рассмотрения во многом зависит от качества подготовки к слушанию. Если все доказательства были собраны заранее, и потребность в проведении экспертиз отсутствует, решение может быть вынесено за одно заседание. В ином случае разбирательство затянется надолго. Смещение периода не связано с отложениями слушаний, приостановкой одела и выполнением прочих процедур.