Что это такое?
Преобразование — особый вид реорганизации, представляющий собой смену организационно-правовой формы компании, при этом создаётся другое юридическое лицо, а старое прекращает свою деятельность, происходит смена учредительных документов, устава, но все права и обязанности после совершения процедуры сохраняются.
Существенным отличием от других видов реорганизации, то есть слияния, выделения, присоединения, является то, что в процедуре начинает участвовать одно юридическое лицо и в результате образуется тоже одна фирма.
Процесс имеет некоторые особенности:
- С экономической точки зрения преобразованная организация — одна и та же фирма, которая всего лишь сменила свою структуру менеджмента, юридический статус, а в иных сферах жизни компании не произошло никаких изменений.
- С точки зрения макроэкономики такая реорганизация является нейтральным действием по отношению к капиталу, так как не происходит разделения или объединения уставных фондов нескольких компаний. Этот нюанс является наиболее существенным отличием. В других случаях имущество и обязательства либо объединяются в один фонд, либо делятся между несколькими организациями.
- С юридический точки зрения в ходе преобразования создаётся совершенно новое предприятие, которое является полным преемником обязательств и прав своего предшественника. Балансовая стоимость имущества не изменяется.
Преобразование бывает двух типов:
- Добровольное. Осуществляется только по инициативе владельцев компании. Например, процедура может быть проведена, если собственники или учредители приходят к выводу, что наиболее эффективно предприятие будет работать в другой правовой форме. Чаще всего по этой причине ООО преобразуется в акционерное общество.
- Обязательное. Проводится при наступлении определённых обстоятельств, определённых законом. Существует несколько таких случаев: участники некоммерческой организации собираются вести предпринимательскую деятельность, при этом она преобразовывается в товарищество или общество;
- количество участников ООО или ЗАО превысило 50 человек, при этом необходимо реорганизовать предприятие в ОАО или кооператив.
К реорганизации не относится изменение типа акционерного общества, например, переход из ОАО в ЗАО. Это действие регистрируется как изменение наименования.
Передаточный акт
При реорганизации в форме преобразования составлять передаточный акт не нужно. На это указали чиновники ФНС в письме от 14 марта 2016 года № ГД-4-14/[email protected]
Из положений статьи 58 и пункта 2 статьи 59 Гражданского кодекса следует, что передаточный акт необходимо представлять в регистрирующий орган в связи с реорганизацией в форме разделения и выделения.
При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юрлица в отношении третьих лиц не изменяются (п. 5 т. 58 ГК РФ). Исключение – обязанности в отношении учредителей (участников).
Осуществление правопреемства при реорганизации в форме преобразования на основании передаточного акта не нормами закона не предусмотрено.
Регламентация по законодательству
Наиболее важными документами, регулирующими процедуру, являются:
- Гражданский кодекс РФ. Основные виды реорганизации, определения, особенности устанавливаются статьёй 57 ГК РФ.
- Федеральный закон №129-ФЗ от 8.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Порядок процедуры, необходимые документы, нюансы указаны в главе V.
Прочие нормативные акты устанавливают некоторые ограничения по выбору правовой формы, в которую можно преобразовать существующее предприятие:
- ООО — в товарищество, общество иного вида, кооператив;
- частное учреждение — в фонд, некоммерческую организацию, общество;
- производственный кооператив — в товарищество, общество;
- ЗАО и ОАО — в ООО, некоммерческое партнёрство, кооператив.
Определяя новую форму, стоит учесть установленные законом требования к размеру капитала, количеству учредителей и т. д.:
- Общество не может иметь в качестве учредителя одно юридическое лицо, которое тоже имеет единственного владельца.
- Учредитель в товариществе обязан быть зарегистрированным как ИП, если он является физическим лицом.
- Минимальный размер УК: у ООО и ЗАО должен более 10 тыс. рублей;
- у ОАО эта сумма равняется 100 тыс. руб.
- для товариществ — 2 и более;
Изменения в ЕГРН
В результате преобразования юридического лица перехода прав в порядке правопреемства не происходит. При преобразовании юридического лица не происходит изменения его прав и обязанностей в отношении других лиц (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Правопреемства от одного лица к другому, и, соответственно, государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость от реорганизованного лица к преобразуемому не требуется. Поэтому в отношении права собственности на недвижимость предполагается не регистрация, а внесение изменений в ЕГРН (Определение ВС РФ от 23 октября 2022 г. № 302-КГ17-14848; Письмо Минфина от 13 февраля 2022 г. № 03-05-04-03/8828).
При реорганизации юридического лица в форме преобразования в ЕГРН просто вносятся соответствующие изменения.
Пошаговая инструкция оформления
Процедура происходит в несколько этапов в определённом порядке. Действия учредителей:
- Принятие решения о реорганизации. На общем собрании всех владельцев предприятия обсуждаются следующие вопросы: условия преобразования;
- обмен долями участников или вкладами в уставный капитал будущего предприятия;
- согласовывается устав новой организации.
- получить требования кредиторов о погашении обязательств, составить реестр контрагентов, сумм к уплате и т. п.;
составить и подписать акты сверки с партнёрами;
На основании этих данных учредители составляют и утверждают передаточный акт. Отсутствие документа является причиной отказа в государственной регистрации реорганизации. В акте указывается:
- общая информация о предприятии;
- отчёт о финансовых результатах;
- передаточный баланс;
- пояснения.
После оформления всех этих документов они передаются для госрегистрации.
- сняться с учёта в налоговой, в органе статистики, во внебюджетных фондах;
Более подробную информацию об этапах процедуры вы можете узнать из следующего видео:
Реорганизация бюджетного учреждения в форме присоединения
Реорганизация бюджетного учреждения путем присоединения практически не отличается от реорганизации юридического лица другой формы собственности. Однако реорганизация бюджетного учреждения в этой форме имеет одно важно отличие, заключающееся в том, что присоединение одного бюджетного учреждения к другому осуществляется не на основании решения руководства первого бюджетного учреждения и второго бюджетного учреждения, а властей, контролирующих работу как первого бюджетного учреждения, так и второго бюджетного учреждения (на федеральном, региональном или местном уровне). Реорганизация бюджетного учреждения в этой форме в подавляющем большинстве случаев преследует одну из перечисленных ниже целей:
- ликвидация чрезмерной раздробленности внутри бюджетного учреждения – путем прекращения деятельности подразделений и филиалов учреждения;
- оптимизация аппарата управления учреждения, в частности, сокращение численности штата учреждения, ликвидация отдельных должностей;
- создание учреждения, сотрудники которого – специалисты широкого профиля.
Но в любом случае реорганизация бюджетного учреждения в этой форме, в том числе и ее отмена, проводится для повышения эффективности работы учреждения и уменьшения расходов государства на оплату труда руководства учреждения.
Необходимые документы
Законодательством установлен перечень документации, необходимой для представления в налоговую службу. Для регистрации преобразования нужно передать следующие документы ликвидируемого предприятия:
- Заявление по форме Р12001. Документ должен быть подписан заявителем. Предоставляется для каждой возникающей компании.
- Комплект документов реорганизуемой организации. В него входят:
- ИНН;
- устав;
- выписка из ЕГРЮЛ;
- свидетельство ОГРН.
коды статистики;
В ИФНС передаются оригиналы или нотариально заверенные копии. Документы предоставляются в двух экземплярах.
Для вновь создаваемой фирмы нужна следующая информация:
- полное и сокращённое наименование;
- коды видов деятельности;
- юридический адрес;
- размер уставного капитала с указанием формы оплаты;
- данные руководителя, наименование его должности;
- данные главного бухгалтера;
- данные учредителей с указанием их долей в уставном капитале;
- информация о банке, в котором будет открыт счёт;
- контактное лицо.
При наличии этих документов и сведений налоговые органы регистрируют реорганизацию предприятия.
Смена ОАО на ЗАО
Изменение типа акционерного общества с открытого на закрытое – процедура куда более простая. В данном случае речь не идет о реорганизации форме преобразования, равно как и закрытии одного АО и открытии другого.
Процедура требует лишь внесения соответствующих изменений в действующий устав компании. Впрочем само решение о проведении такой трансформации, также как и в выше рассмотренном случае преобразования АО в ООО должно быть принято общим собранием акционеров.
Новую редакцию устава компании необходимо зарегистрировать.
Для этого в регистрирующий орган представляется Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме № Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года № 439.
К заявлению необходимо приложить решение общего собрания акционеров о внесении изменений в устав, сами изменения, вносимые в устав, или новую редакцию устава в двух экземплярах, а также квитанцию об уплате государственной пошлины.
Меняется ли ИНН?
С юридической точки зрения при реорганизации предприятие перестаёт существовать, создаётся совершенно новая фирма. В связи с этим меняются все реквизиты компании.
Во время процедуры номер налогоплательщика преобразуемой фирмы исключается из реестра. В дальнейшем этот ИНН уже не используется. Вновь созданному предприятию присваивается другой номер.
В случае изменения правовой формы без осуществления реорганизации ИНН остаётся прежним. Например, при переходе ОАО в ЗАО в реестре налоговой службы изменения не производятся.
Новый ИНН
Если компания меняет организационно-правовую форму, то вновь образованному юридическому лицу налоговики присваивают новый ИНН.
Ведь преобразование юридического лица (смена организационно-правовой формы) — это одна из форм реорганизации. В результате реорганизации возникает новое юрлицо.
В случае смены организационно-правовой формы ИНН «старой» организации признается недействительным, а вновь возникшему юридическому лицу присваивается новый ИНН (см. письмо Минфина от 12 мая 2010 г. № 03-02-07/1-232).
В связи с новым ИНН фирме нужно приводить в порядок всю свою договорную базу.
Прочие нюансы
Преобразование — достаточно сложная процедура. Есть ещё несколько нюансов, знание которых позволит провести ее без нарушений:
- Ликвидируемое предприятие должно составить заключительную бухгалтерскую отчётность на дату, предшествующую дню внесения записи о реорганизации.
- Новая организация должна предоставить вступительную отчётность. Она составляется путём переноса показателей из заключительной.
- Если предприятие использовало специальный налоговый режим, то после реорганизации оно может применять УСН или ЕНВД, только если подаст заявление в налоговые органы.
- Малые организации, желающие перейти на УСН или ЕНВД, могут подать соответствующее заявление в течение пяти дней с даты создания.
- Срок проведения процедуры составляет примерно 2-3 месяца.
- Для ее осуществления можно воспользоваться услугами специализированных компаний.
Реорганизация юридических лиц
1. Реорганизация
юридического лица представляет собой
способ прекращения
существования юридического лица с переходом его прав и обязанностей
(правопреемством)
к другим лицам. Правопреемство в данном случае является универсальным, поскольку к вновь созданному юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица по всем обязательствам, существующим к моменту реорганизации. Реорганизацию юридического лица допустимо рассматривать как разновидность одновременно двух процедур: с одной стороны, реорганизация является одной из возможных форм создания нового юридического лица; с другой стороны, в результате реорганизации прекращает свою деятельность (ликвидируется) уже существующее (существующие) юридическое лицо (лица).
Действующее гражданское законодательство допускает реорганизацию юридического лица в следующих формах
: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
В результате слияния
из двух или более юридических лиц образуется одно вновь созданное. В результате
присоединения
одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому юридическому лицу; деятельность присоединяемых юридических лиц прекращается. При
разделении
юридическое лицо «расщепляется» на два или более новых юридических лица; деятельность реорганизуемого юридического лица прекращается.
Выделение
предполагает создание одного или нескольких юридических лиц за счет их выделения из состава реорганизуемого юридического лица без прекращения последнего.
Преобразование
характеризуется сменой организационно-правовой формы юридического лица (допустимые формы преобразования юридических лиц определяются ГК и другими федеральными законами).
Реорганизация в форме слияния, разделения, выделения и преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. При присоединении одного юридического лица к другому первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
2.
Правопреемство при реорганизации юридических лиц оформляется на основании специального документа —
передаточного акта
(ст. 59 ГК).
Содержанием указанного документа является указание на вид и сущность обязательств в отношении всех кредиторов и должников реорганизуемого юридического лица, включая обязательства, оспариваемые сторонами (п. 1 ст. 59 ГК).
Следует учитывать, что правопреемство при реорганизации юридического лица в виде слияния или присоединения осуществляется автоматически, при этом составление передаточного акта (а также его содержание) не является обязательным условием, подтверждающим факт правопреемства. В случае спора в качестве доказательств могут быть представлены выписки из ЕГРЮЛ о реорганизации юридического лица и документы реорганизованных (прекративших деятельность) юридических лиц, определяющие соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство (п. 26 Постановления Пленума ВС РФ N 25).
3.
Допускаются следующие виды реорганизации:
1) реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм
(абз. 2 п. 1 ст. 57 ГК). Например, разделение юридического лица может сопровождаться преобразованием одного из вновь создаваемых субъектов в новую организационно-правовую форму. Указанные процедуры реорганизации могут производиться как поэтапно, так и одномоментно;
2) участие в процедуре реорганизации нескольких (более двух) юридических лиц, в том числе имеющих различную организационно-правовую форму (смешанная реорганизация)
. Подобного рода реорганизация возможна, если ГК или иной специальный закон допускает преобразование юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм (абз. 3 п. 1 ст. 57 ГК). Например, слияние акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и полного товарищества возможно при условии приобретения вновь образованным юридическим лицом одной из указанных организационно-правовых форм (п. 1 ст. 68 ГК).
Смешанная реорганизация и реорганизация, сочетающая различные формы, могут использоваться одновременно.
4.
По общему правилу реорганизация юридического лица является
добровольной
и осуществляется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Принудительная
реорганизация юридического лица возможна в случаях, предусмотренных законом, по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда. Так, коммерческая организация, занимающая доминирующее положение на рынке и систематически осуществляющая монополистическую деятельность, может быть реорганизована в форме разделения или выделения одной или нескольких организаций по решению суда, принятому по иску антимонопольного органа (п. 1 ст. 38 Закона о защите конкуренции).
Также в ряде случаев реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия
уполномоченных государственных органов (см. п. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции).
5.
Принятие решения о реорганизации юридического лица сопровождается следующими обязательными процедурами:
1) уведомление
регистрирующего
органа
о начале реорганизации с указанием ее формы. На основании данного уведомления происходит внесение записи в ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо (лица) находится в процессе реорганизации;
2) публикация
реорганизуемым юридическим лицом уведомлений о своей реорганизации;
3) письменное уведомление
всех известных
кредиторов
.
Указанные процедуры направлены на обеспечение прав кредиторов, которые вправе требовать от реорганизуемого юридического лица (первоначального должника) досрочного исполнения обязательства, а в случае невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков. Подобные требования могут предъявляться исключительно в судебном порядке.
Однако к реорганизации юридического лица в форме преобразования не применяется правило ГК о досрочном (по требованию кредиторов) исполнении обязательств, возникших до начала процедуры реорганизации. В то же время сохраняется обязанность юридического лица уведомить налоговый орган о начале реорганизации в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о преобразовании.
6.
В целях защиты кредиторов закон также устанавливает правило о солидарной ответственности следующих субъектов:
— органов управления реорганизованных юридических лиц и самого реорганизованного юридического лица (если кредитор не получает досрочное исполнение или возмещение убытков);
— реорганизованного юридического лица и созданных в результате реорганизации юридических лиц (если передаточный акт не позволяет установить правопреемника по обязательству либо активы и обязательства реорганизованных юридических лиц распределены неравномерно, что существенно нарушает интересы кредитора).
7.
Решение о реорганизации юридического лица может быть признано
недействительным
в судебном порядке по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также третьих лиц, если такое право предоставлено им законом. Основанием для признания решения о реорганизации юридического лица недействительным может быть, в частности, нарушение процедуры принятия такого решения, предусмотренной законом и учредительными документами юридического лица. Последствием такого признания будет обязанность возмещения убытков кредиторам реорганизованного юридического лица и его участникам, не голосовавшим или голосовавшим против принятия решения о реорганизации. Такая обязанность носит солидарный характер и возлагается на лиц, недобросовестно способствовавших принятию признанного судом недействительным решения о реорганизации (например, на всех участников общего собрания акционеров).
Процедура реорганизации может быть прекращена или приостановлена (с возможностью возобновления процедуры в любой момент) в период до момента государственной регистрации юридического лица (лиц), создаваемого в результате реорганизации. О принятии решения об отмене процедуры реорганизации должен быть уведомлен регистрирующий орган. Уведомление о приостановлении процедуры реорганизации не требуется.