Момент отражения внереализационных расходов в налоговом учете
Внереализационные расходы отражают в налоговом учете так:
Вид внереализационного расхода | Момент отражения расхода в налоговом учете |
Расходы по содержанию имущества, переданного в аренду | Расходы отражают в зависимости от их вида:
|
Проценты по долговым обязательствам (договорам займа, долговым ценным бумагам и т. д.), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период | Последний день каждого месяца отчетного периода или дата погашения долга. |
Отрицательная курсовая разница от переоценки валюты и валютной задолженности | Дата совершения операции в иностранной валюте (например, ее перечисления поставщику, погашения задолженности в иностранной валюте), а также последнее число текущего месяца. |
Отрицательные разницы, возникающие при продаже или покупке иностранной валюты по курсу, который отклоняется от официального курса, установленного Банком России | Дата перехода права собственности на иностранную валюту. |
Штрафы и пени, начисленные за нарушение фирмой условий хозяйственных договоров | Дата признания штрафа (пеней) либо дата их присуждения судом. |
Суммы отчислений в резервы | Дата начисления. |
Другие внереализационные расходы | Дата начисления. |
Легко: Учесть расходы без доходов
В бухгалтерском учете расходы показывают в том периоде, когда они произошли. Есть доход или нет – неважно (п. 17, 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Порядок отражения затрат зависит от вида расхода и от того, какой деятельностью занимается фирма.
Так, если на производственных фирмах временно нет дохода, но ра- бота при этом продолжается, расходы учитывают, как обычно. Например, суммы, затраченные на приобретение сырья и материалов, на выплату зарплаты основным работникам, относят в дебет счета 20 «Основное производство». Общехозяйственные расходы сначала учитывают на счете 26, а затем списывают в дебет счета 20. Операционные и внереализационные расходы (п. 11, 12 ПБУ 10/99) относят на счет 91.2 «Прочие расходы».
Если на фирме только идет подготовка к работе, то затраты надо учитывать на счете 97 «Расходы будущих периодов». В дальнейшем накопленные расходы списывают постепенно (п. 19 ПБУ 10/99). Метод списания должен быть установлен в учетной политике. Например, равномерный учет в течение какого-то отрезка времени. Или пропорциональный какому-либо показателю, например объему выпуска продукции, выручке (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н).
Сложнее дело обстоит с налоговым учетом. Там признать расходы можно, лишь если они направлены на получение дохода (ст. 252 НК). Рассмотрим различные ситуации, в которые может попасть компания.
Остановка в пути
Фирма приостанавливает свою работу. Причины бывают различные: перепрофилирование бизнеса, переход на новый вид продукции, финансовые трудности, падение спроса или сбои в технологическом цикле. Остановка может быть вызвана и не зависящими от компании причинами. Такое решение имеет право выносить, например, государственная трудовая инспекция – за нарушение требований по охране труда (ст. 25 Закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ). Или пожарная инспекция (ст. 6 Закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ).
Чиновники разрешают при подсчете налога на прибыль учесть расходы в периоде отсутствия дохода. Условие: деятельность должна быть направлена на получение дохода (письмо МНС от 27 сентября 2004 г. № 02-5-11/162). То есть фирма продолжает работать и стремится получить доход. Как это подтвердить, налоговики не расшифровывают.
Судьи предлагают «оценивать затраты каждого налогоплательщика индивидуально, исходя из конкретных обстоятельств финансово-экономической деятельности» (постановление ФАС Центрального округа от 17 августа 2004 г. № А08-2355/ 04-21-16). Арбитры объясняют, что важен не сам факт получения дохода в конкретном налоговом периоде, а именно направленность расходов на получение дохода (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 октября 2004 г. № А19-2575/ 04-33-Ф02-4074/04-С1).
Например, отсутствие дохода может быть связано с внедрением новых технологий, расширением бизнеса. В результате таких действий фирма надеется получать доход в будущем. Тогда расходы, связанные с этими направлениями, относят к прочим (подп. 34 п. 1 ст. 264 НК) и учитывают при расчете налога на прибыль. С такой позицией согласен и Минфин. В своем письме от 10 июля 2003 г. № 04-02-05/ 1/72 специалисты этого ведомства утверждают, что «расходы на подготовку и освоение новых производств… в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода».
Дохода может временно не быть из-за простоев в работе. Простой – это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ст. 74 ТК). Убытки, связанные с оплатой времени простоя, уменьшают прибыль независимо от того, кто виноват в сложившейся ситуации (постановление Президиума ВАС от 19 апреля 2005 г. № 13591/04). Потери из-за вынужденной остановки в работе относят к внереализационным расходам (подп. 3, 4, 6 п. 2 ст. 265 НК). Размер потерь, вызванных простоем, нужно подтверждать документально (письмо Минфина от 16 января 2006 г. № 03-03-04/1/31).
«Бездоходный» период
Фирма может попасть в ситуацию, когда она работает, но по тем или иным причинам выручку не получает. Это может длиться месяц, а может и год. Однако расходы фирма несет. Ей приходится, к примеру, оплачивать аренду, начислять зарплату.
Так как деятельность компании направлена на получение дохода, то учесть расходы в «бездоходный» период фирма имеет право. Но для этого затраты обязательно должны соответствовать условиям статьи 252 Налогового кодекса. То есть быть экономически оправданными и документально подтвержденными. А также иметь денежное выражение.
При соблюдении всех этих условий косвенные (ст. 318 НК) и внереализационные расходы (ст. 265 НК) уменьшают базу по расчету прибыли текущего года (ст. 315 НК). Если за год прибыль так и не получена, то убыток переносят на будущее (ст. 283 НК).
А вот прямые затраты нужно распределять между «незавершенкой», нереализованной и реализованной продукцией (ст. 319 НК). Перечень прямых затрат фирма определяет самостоятельно в своей учетной политике (п. 1 ст. 318 НК). Например, это могут быть затраты на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства, ЕСН, начисленный с их доходов. К прямым расходам относят также материальные затраты, суммы амортизации основных средств, которые используют в производстве.
Списать можно только те прямые расходы, которые связаны с проданным товаром или оказанными услугами. Значит, пока фирма ничего не продаст, прямые расходы при расчете налога на прибыль списать нельзя. Их нужно учитывать либо в «незавершенке», либо в составе готовой продукции.
Если получить выручку фирме так и не удастся, то расходы по такой деятельности можно считать затратами на производство, не давшее результата.
Такие расходы можно учесть при расчете налога на прибыль как внереализационные (подп. 11 п. 1 ст. 265 НК). В этом случае фирма должна составить акт. Утвердить его должен директор организации (постановление ФАС Уральского округа от 4 апреля 2005 г. № Ф09-1126/ 05-АК).
НДС возмещать будем
Вопрос о том, можно ли зачесть НДС по расходам, если дохода нет, вызывает споры между налоговиками и фирмами. В своем письме чиновники заявили, что «налоговый вычет по НДС можно произвести не ранее того отчетного периода, когда возникнет налоговая база по налогу на добавленную стоимость», то есть когда фирма начнет получать доход (письмо УМНС по г. Москве от 6 января 2004 г. № 24-11/ 00433). Однако такого условия для зачета НДС нет в Налоговом кодексе (ст. 171, 172 НК).
Сложившаяся арбитражная практика поддерживает позицию налогоплательщиков. Судьи не раз заявляли, что ссылка налоговиков «на отсутствие реализации в спорном налоговом периоде не может служить основанием для отказа в применении налоговых вычетов, поскольку наличие реализации в том же периоде, в котором заявлены налоговые вычеты, не является обязательным условием для возмещения НДС» (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18 января 2006 г. № Ф04-9688/2005 (18696-А45-31), от 27 марта 2006 г. № Ф04-1107/ 2006(20510-А03-6), ФАС Московского округа от 14 марта 2006 г. № КА-А40/1484-06, ФАС Северо-Западного округа от 26 февраля 2006 г. № А42-6232/2005).
С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.
У «малых» свой учет
Законодатели разрешили небольшим фирмам использовать кассовый метод учета затрат (п. 20 приказа Минфина от 21 декабря 1998 г. № 64н «О типовых рекомендациях по бухгалтерскому учету для субъектов малого предпринимательства»). Он состоит в том, что к учету принимают только оплаченные расходы. В этом случае не имеет значения, получила фирма доход или нет.
Статус малого предприятия имеют . Важна также численность работников. Например, в промышленности, строительстве и на транспорте этот показатель не должен превышать 100 человек (п. 1 ст. 3 Закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»).
В налоговом учете также есть возможность применить кассовый метод. Он разрешен тем организациям, у которых «в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал» (п. 1 ст. 273 НК).
Не забудьте, что метод учета расходов должен быть обязательно указан в учетной политике фирмы.
Лилия ИЗОТОВА
Прочие расходы в отчете о финансовых результатах
Прочими называют расходы по операциям, не связанным с производственным процессом и реализацией. К ним относят затраты по (п. ПБУ 10/99):
- сертификации продукции;
- списанию ОС, просроченной дебиторской задолженности;
- содержанию объектов соцсферы;
- убыткам предыдущих периодов;
- обучению и подготовке персонала;
- аренде и лизингу имущества;
- предоставленным сторонними фирмами юридическим, аудиторским, банковским, консультационным и информационным услугам;
- оплате услуг банков;
- представительским расходам и др.
Как и прочие доходы, расходы в балансе отдельно не указываются. Величина их указывается в строке 2350 ОФР. Это сумма оборотов по сч. 91/2 с кредита разных счетов за исключением сумм, относящихся к уплаченным процентам, НДС и акцизам.
Отражать в ОФР прочие доходы предприятие может развернуто или свернуто, т. е. за минусом расходов, относящихся к ним, если:
1) принятые критерии бухучета разрешают подобную фиксацию доходов;
2) доходы и расходы аналогичного свойства несущественны в общем финансовом состоянии фирмы.
К сведению! Доля прочих доходов в 5 и более процентов от их общей годовой величины указывается отдельно по каждому конкретному виду, для чего в ОФР можно вставить дополнительные строки.
Разберем, как учесть прочие доходы и расходы в бухучете и отразить их в отчетности, на примере.
Нормируемые и ненормируемые расходы
На первый взгляд кажется, что раз расходы прямо или косвенно связаны с производством, то и списываются они на базу по налогу на прибыль в полном объеме. Это заблуждение, ряд расходов нормирован НК РФ. Списать сумму, превышающую норматив, нельзя. Рассмотрим основные нормы по расходам.
Расходы на рекламу. Затраты на рекламу в СМИ, на вывески и на проведение ярмарок можно полностью списать в расходы (п.4 ст. 264 НК РФ). Расходы же не указанные в этом пункте, а также затраты на покупку призов для победителей розыгрышей нормируются. Списать в расходы можно только сумму, не превышающую 1% от реализационных доходов за год.
Представительские расходы. Если вы часто встречаетесь с бизнес-партнерами, а особенно если это партнеры-иностранцы, то то статья представительских затрат будет существенной. Но списать в расходы вы сможете суммы не более 4% от ваших затрат на оплату труда за отчетный период.
Потери. В ходе доставки или хранения сырья и запасов, они подвергаются физическому воздействию. Например, соль в зависимости от влажности меняет вес, жидкости могут испаряться и т.д. На расходы можно списать потери от такого воздействия, но только в пределах естественной убыли.
Добровольная медстраховка. Дополнительная страховка — неплохая возможность привлечь новых сотрудников. Но знайте, что списать на расходы можно не более 6% от затрат на зарплату.