В перечень расходов (статья 346.16 НК РФ), которые может учесть плательщик налога УСН, входят расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение. Расходы на приобретение ОС значительны, поэтому ошибки в учете могут дорого обойтись налогоплательщику. Посмотрим, как правильно учесть расходы.
Основные средства — это часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), для управления организацией или сдачи в аренду, сроком полезного использования (СПИ) более 12 месяцев. Первоначальную стоимость объекта для отнесения к основным средствам для целей бухучета организация устанавливает самостоятельно — нижнюю границу стоимости можно установить не выше 40 000 рублей.
Налоговый учет ОС ведут только упрощенцы на УСН «доходы минус расходы». В состав ОС включается имущество, которое признается амортизируемым в соответствии со ст. 346.16 НК РФ. Должны соблюдаться следующие условия:
- имущество находится в собственности или является неотделимым улучшением арендованного имущества;
- имущество используется для получения дохода;
- срок полезного использования превышает 12 месяцев;
- первоначальная стоимость ОС превышает 100 000 рублей (40 000 рублей — до 2016 года);
Налоговый кодекс предписывает включать в первоначальную стоимость объекта ОС расходы на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. Дополнительные расходы, которые включаются в первоначальную стоимость ОС, — это расходы на госпошлину, монтаж, ремонт (если приобретенное ОС требует ремонта) и так далее.
Как быть со «старыми» объектами
В этом случае перво-наперво следует определить остаточную стоимость объекта (оплаченную!) на момент перехода на УСН. Если компания применяла общий налоговый режим, сделайте это по правилам главы 25 НК РФ, а если вмененный – используйте данные бухгалтерского учета. При переходе же с «доходной» УСН на «доходно-расходную» остаточная стоимость ОС не определяется. Это правило распространяется и на тех, кто раньше применял патентную систему налогообложения. То есть, учесть в «упрощенных» расходах остаточную стоимость «переходящих» объектов этим лицам не удастся (п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ, письма ФНС от 03.09.2015 № ГД-4-3/15507 и Минфина России от 19.02.2009 № 03-11-06/3/35).
А если основные средства были приобретены на ОСН, потом УСН и через какое-то время сменила объект на «доходы минус расходы»? В таком случае на момент последнего перехода остаточная стоимость этих ОС также не определяется. Именно так считают финансисты (письма от 20.11.2018 № 03-11-11/83506, от 14.04.2011 № 03-11-11/93 и от 11.04.2011 № 03-11-06/2/51). Что же до налоговиков, то не так давно в письме от 05.12.2018 № СД-19-3/[email protected] они коллег поддержали.
Бизнесменам при переходе на «упрощенку» нужно руководствоваться теми же правилами, что и компаниям. Это следует из пункта 4 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ. Например, ИП – бывший вмененщик определяет остаточную стоимость ОС, ориентируясь на нормы ПБУ 6/01 (см. письма финансового ведомства от 21.10.2010 № 03-11-11/279 и от 13.02.2013 № 03-11-11/67).
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 346.16 главного налогового документа предусмотрен специальный порядок списания остаточной стоимости «старых» ОС. Все зависит от срока полезного использования (СПИ) объекта:
- СПИ до трех лет включительно – в течение первого календарного года применения «упрощенки»;
- СПИ свыше трех и до 15 лет включительно – 50% стоимости в первый УСН-год, 30% и 20% – во второй и третий годы соответственно;
- СПИ свыше 15 лет – в течение первых 10 лет применения данного спецрежима.
Срок полезного использования определяют по Классификации ОС, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Если же какие-то объекты ОС в данном нормативном акте отсутствуют, СПИ по ним следует установить в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.
Для получения более подробного ответа по вопросу классификации ОС, включаемых в амортизационные группы, финансисты советуют обращаться в Минэкономразвития (письмо от 25.06.2018 № 03-03-07/43521).
Остаточную стоимость актива в целях налогообложения принимайте ежеквартально равными долями (см. письма Минфина от 17.01.2008 № 03-04-06-01/6, от 25.09.2007 № 03-11-04/2/234). И еще – покажите сведения по «старым» ОС в графе 8 раздела II Книги учета доходов и расходов (далее – Книга).
Актуально
Перед переходом на «упрощенку» не забудьте восстановить НДС, ранее принятый к вычету по основным средствам. «Реанимируйте» сумму налога, пропорциональную остаточной (балансовой) стоимости объекта без учета переоценки, и включите ее в «прибыльные» расходы года, предшествующего переходу на УСН (п. 3 ст. 170 Кодекса, письма Минфина от 12.01.2017 № 03-07-11/536 и от 27.01.2010 № 03-07-14/03). Восстановленный налог отразите в книге продаж, а также в НДС-декларации за IV квартал по строке 080 раздела 3.
Как оформить модернизацию основных средств
Модернизация — это когда вы улучшаете технические характеристики, а также реконструируете, достраиваете, дооборудуете ОС. Затраты на модернизацию непосредственно связаны с имуществом и увеличивают его стоимость. Поэтому их нельзя взять и списать в расходы: учёт будет таким же, как для ОС.
Списывайте расходы на модернизацию равными долями поквартально в течение календарного года. Отсчет начинается с того квартала, в котором будут выполнены оба условия: работы завершены, а модернизированное ОС введено в эксплуатацию.