Что такое бюджетный учет, какими НПА он регулируется
Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Согласно п. 21 инструкции № 157н также действуют частные планы счетов для конкретных видов организаций.
П. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ гласит о том, что государственные муниципальные учреждения делятся на 3 вида. Для каждого вида предусмотрен свой план счетов (см. табл. 1).
Таблица 1
Вид госорганизации | Приказ, утверждающий соответствующий план счетов |
Автономные учреждения | Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н |
Бюджетные учреждения | Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н |
Казенные учреждения | Приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н |
Понятие «бюджетный учет» применимо не ко всем госструктурам. Оно может быть использовано по отношению к определенным организациям, попадающим под юрисдикцию приказа № 162н. Примером таких организаций являются казенные учреждения, госорганы, внебюджетные фонды. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет (приказы № 174н и № 183н).
В феврале 2022 года были внесены правки в некоторые КОСГУ. Какие проводки изменились для бюджетных, унитарных и казенных учреждений, узнайте в обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Особенности при формировании отчетности в программе 1С
Формирование Отчета (ф. 0503123) в программе 1С: Бухгалтерия государственного учреждения реализовано по балансовым счетам. Это не является нарушением Инструкции № 191н, а вызвано особенностями учета в казенных учреждениях, связанными с неустановленным четко на законодательном уровне порядком ведения учета на забалансовых счетах. Кроме того, к примеру, к счету 304 05 забалансовые счета вообще не открываются. В связи с этим операция 1 из перечня обозначенных выше корреспонденций будет отражена в строке 144 раздела 1 Отчета (ф. 0503123), ее необходимо ручным образом убрать из этой строки и вычесть соответствующую сумму из строк 324 раздела 2 Отчета (ф. 0503123) и строки 900 раздела 4 по «расходному» КОСГУ.
Опубликовано 22.12.2017
Структура счета бюджетного учета
Номер счета имеет сложную структуру и состоит из 26 разрядов. В таблице 2 представлен состав счета с указанием значений разрядов.
Таблица 2
Номер разряда счета | Значение |
1–17 | Классификационный признак поступлений и выбытий |
18 | Финансовое обеспечение |
19–21 | Объект учета |
22 | Группа объекта учета |
23 | Вид объекта учета |
24–26 | Вид поступлений, выбытий объекта учета |
1–17 цифры кодируют классификационный признак поступлений и выбытий и формируются из КБК. Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4–20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1–17.
18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.
О составлении плана счетов бюджетного учета читайте здесь.
Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.
Возможен ли показатель на счете 2 210 06 000?
Показатель по счету 2 210 06 000 в учете бюджетных и автономных учреждений возможен. На данном счете учитывается балансовая стоимость недвижимого и особо ценного имущества, приобретенного учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности до перехода в соответствии с положениями Федерального закона от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ на предоставление субсидии. В переходный период имущество, независимо от источника его приобретения, закреплялось за учреждением его учредителем.
Еще по теме: Учет объектов финансовой аренды учреждениями госсектора с 01.01.2018
Имущество, приобретенное учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности, поступает в самостоятельное распоряжение учреждения независимо от того, отнесено ли оно по каким-либо критериям в состав ОЦДИ. Соответственно, показатель счета 2 210 06 000 в отношении такого имущества формироваться не должен (смотрите также Письмо Минфина России от 31.08.2017 № 02-06-10/56069).
Также в вышеуказанном письме Минфин России рекомендует при ведении перечней ОЦДИ предусмотреть два раздела:
- ОЦДИ, которым учреждения не вправе самостоятельно распоряжаться и, соответственно, подлежащее учету на счете 0 210 06 000 учреждений и 1 204 33 000 учредителя;
- ОЦДИ, которым учреждение вправе самостоятельно распоряжаться, балансовая стоимость которого не подлежит учета на счетах 0 210 06 000 учреждений и 1 204 33 000 учредителя.
Проводки в бюджетном учете в 2020–2021 годах
Инструкция № 162н содержит информацию о различных хозяйственных операциях и проводках, которыми эти операции можно оформить. Кроме того, законодатель разработал отдельную таблицу с возможными корреспонденциями счетов, содержащуюся в приложении № 1 к инструкции № 162н. Если необходимой операции в таблице нет, то возможно самостоятельное определение проводки согласно требованиям приказа № 162н. В 2022 — 2022 годах бюджетный план счетов применяется в редакции приказа Минфина от 28.12.2019 № 297н.
Типовые проводки бюджетного учета рассмотрим далее на примере.
Пример
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 1» в текущем месяце произвело следующие хозяйственные операции и отразило их в учете (см. табл. 3).
Таблица 3
Наименование хозяйственной операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Куплены канцелярские товары на сумму 6 750 руб. | КРБ 010536340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения» | КРБ 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов» | 6 750 |
Переданы для использования канцтовары на сумму 1 750 руб. | КРБ 040120272 «Расходование материальных запасов» | КРБ 010536440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения» | 1 750 |
Начислена зарплата персоналу на общую сумму 754 000 руб. | КРБ 040120211 «Расходы по заработной плате» | КРБ 030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате» | 754 000 |
Удержан НДФЛ с зарплаты | КРБ 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате» | КРБ 030301730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц» | 98 020 |
Зарплата выплачена на банковские карты работникам | КРБ 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате» | КИФ 020111610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», а также запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» | 655 980 |
Начислены страховые взносы с зарплаты | КРБ 040120213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда» | КРБ 030302730, КРБ 030306730, КРБ 030307730, КРБ 030308730, КРБ 030310730, КРБ 030311730 «Увеличение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты» | 227 708 |
Перечислены НДФЛ и взносы с зарплаты за сентябрь | КРБ 030301830, КРБ 030302830, КРБ 030306830, КРБ 030308830, КРБ 030311830, КРБ 030311830 «Уменьшение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты» | КИФ 020111610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», а также запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» | 325 728 |
Списаны на финансовый результат в конце года расходы этого месяца | КБК 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» | КРБ 040120200 «Расходы экономического субъекта» | 983 458 (1 750 + 754 000 +227 708) |
Примеры проводок также можно найти на нашем сайте в статьях:
- «Бюджетный учет основных средств в 2022 — 2022 годах (нюансы)»;
- «Учет материалов в бюджетных учреждениях (нюансы)».
Порядок применения счета 210 03
Как отражаются операции на счете 210 03 в соотнесении с забалансовыми счетами 17 и 18 и статьями (подстатьями) КОСГУ – по статьям 510 и 610 КОСГУ или будут применяться статьи доходов и расходов?
06.09.2016 Автор: А.И. Бирюков
Вопрос
Разъясните отражение операций на счете 210 03 в соотнесении с забалансовыми счетами и статьями (подстатьями) КОСГУ. Отражаются ли операции на данном счете по статьям 510 и 610 КОСГУ или применяются статьи доходов и расходов?
Для учета расчетов учреждения с органом Федерального казначейства (финансовым органом соответствующего бюджета), возникающих по операциям с наличными денежными средствами, в соответствии с п. 230 Инструкции № 157н[1] предназначен счет 210 03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам».
На основании положений п. 365 и 367 Инструкции № 157н к счету 210 03 открываются:
- забалансовый счет 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения», предназначенный для аналитического учета поступления денежных средств и возврата указанных поступлений;
- забалансовый счет 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» для аналитического учета выплаты денежных средств, а также восстановления таких выплат.
Операции по движению денежных средств через счет 0 210 03 000 формируются в соответствии с п. 114 и 115 Инструкции № 174н[2]:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Выбытие денежных средств с лицевых счетов в органе казначейства на основании заявки учреждения для выплаты наличных денег | 0 201 03 560 17 | 0 201 11 610 18 |
Внесение наличных денежных средств на лицевой счет в органе казначейства на основании расходного кассового ордера, квитанции к объявлению на взнос наличными | 0 210 03 560 17 | 0 201 34 610 18 |
Получение наличных денег по чекам в кассу учреждения на основании приходного кассового ордера | 0 201 11 510 17 | 0 210 06 660 18 |
Зачисление наличных денежных средств на лицевой счет в органе казначейства на основании выписки из лицевого счета | 0 201 11 510 17 | 0 210 03 660 18 |
Перечисление денежных средств на счет органа, организующего кассовое обслуживание, открытый в кредитной организации для осуществления операций по обеспечению денежными средствами с использованием карт | 0 210 03 560 17 | 0 201 11 610 18 |
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ[3], расходы и доходы учреждения отражаются на соответствующих статьях и подстатьях КОСГУ исходя из их экономического содержания:
- доходы (поступления от реализации товаров (работ, услуг), субсидии и т. д.) относятся на статьи 110 – 180 КОСГУ;
- расходы – на статьи 210 – 260, 290 и 300 КОСГУ.
Кроме того, по статье 510 КОСГУ отражается увеличение остатков денежных средств бюджетов бюджетной системы РФ, бюджетных учреждений, в том числе размещение средств на банковских депозитах, а по статье 610 КОСГУ – уменьшение остатков таких средств (выбытие средств, размещенных на банковских депозитах).
ВРЕЗ Н. На забалансовых счетах 17 и 18 отражаются дополнительные аналитические данные по операциям с денежными средствами учреждения в разрезе кодов бюджетной классификации РФ (кодов КДБ, КРБ, КИФ, КОСГУ).
На статьях 510 и 610 КОСГУ отражаются, в частности, следующие операции:
- поступление и выбытие денежных средств во временное распоряжение;
- перечисление и возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки при проведении конкурсов и аукционов;
- предоставление физическим лицам грантов, в том числе РФФИ;
- проведение денежных расчетов между учреждением – головной организацией и его подразделениями, не являющимися юридическими лицами;
- возврат дебиторской задолженности прошлых лет
- и другие.
Исходя из вышеизложенного на статьях 510 и 610 КОСГУ отражаются операции, которые связаны с увеличением или уменьшением денежных средств в кассе и на счетах учреждения и не относятся к доходам и расходам учреждения.
Таким образом, для того чтобы определить, какую статью КОСГУ применять для отражения операций по движению денежных средств на счете 0 210 03 000, следует учитывать, что указанные действия непосредственно увязаны с операциями по кассе и лицевому счету учреждения. Поэтому будет применяться код КОСГУ по аналогии с корреспондирующими счетами 0 201 34 000 и 0 201 11 000 и другими.
Операции по движению денежных средств на счете 0 210 03 000 увязаны с операциями по корреспондирующим счетам 0 201 34 000 и 0 201 11 000.
Данный вывод можно сделать также из порядка отражения показателей по счету 0 210 03 000 в отчетности учреждения, например:
- в отчете (ф. 0503737) согласно п. 44 Инструкции № 33н[4] в разд. 3 показатель графы 6 по строкам 710 (код аналитики 510) формируется на основании данных соответственно по поступлениям (увеличениям), отраженным по дебету счетов 0 201 21 000, 0 201 22 000, 0 201 23 000, 0 201 26 000, а также данных по операциям по обеспечению учреждения наличными денежными средствами, отраженным по дебету счета 0 210 03 000. Значение графы 6 по строке 720 (код аналитики 610) формируется по выплатам (уменьшениям) денежных средств, отраженным по кредиту счетов 0 201 21 000, 0 201 22 000, 0 201 23 000, 0 201 26 000, а также операций по обеспечению учреждения наличными денежными средствами, отраженных по кредиту счета 0 210 03 000;
- отчет (ф. 0503723) в соответствии с п. 55.1 Инструкции № 33н составляется в разрезе кодов КОСГУ, на основании аналитических данных по видам поступлений и выбытий, отраженным на забалансовых счетах 17 и 18, открытых к счетам 0 201 11 000, 0 201 21 000, 0 201 23 000 , 0 201 26 000, 0 201 27 000, 0 201 34 000, 0 210 03 000.
Следовательно, к забалансовым счетам 17 и 18, открытым к счету 0 210 03 000, могут применяться в том числе статьи (подстатьи) расходов и доходов КОСГУ.
Пример
Каков порядок отражения в учете бюджетного учреждения операций по списанию денежных средств с лицевого счета учреждения в органе казначейства и получению денежных средств в кассу для выплаты подотчетному лицу расходов на приобретение кухонного инвентаря в сумме 15 000 руб. за счет субсидии на выполнение государственного задания?
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ расходы на приобретение кухонного инвентаря относятся на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
В учете бюджетного учреждения будут сформированы следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Зачислены на карту командируемого сотрудника денежные средства на оплату суточных | 4 210 03 560 | 4 201 11 610 | 15 000 |
Одновременно отражено движение средств на забалансовом счете | 17 (код аналитики 340) | 18 (код аналитики 340) | |
Поступили денежные средства в кассу учреждения для выдачи наличных | 4 201 34 510 | 4 210 03 660 | 15 000 |
Одновременно отражено движение средств на забалансовом счете | 17 (код аналитики 340) | 18 (код аналитики 340) |
[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
[2] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
[3] Утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.
[4] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.
Аюдар-пресс
Разместить:
Комментарии
Итоги
Законодатель предусмотрел широкий перечень типовых проводок для ведения бюджетного учета. Приложение 1 к инструкции № 162н, учитывающее все последние изменения, внесенные в план счетов, поможет бухгалтеру правильно отразить хозяйственные операции на счетах учета.
Источники: закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.