Порядок проведения инвентаризации
Для того, чтобы провести инвентаризацию, директор компании издает соответствующий приказ. В нем прописываются
- требование о проведении данного мероприятия,
- лица, которые должны принять в нем участие,
- задачи, которые перед ними ставятся,
- ответственные за исполнение начальственного распоряжения работники.
Целью инвентаризации является контроль за наличием и сохранностью товарно-материальных ценностей, поиск и выявление имущества, подлежащего списанию (в силу устаревания, неисправимых поломок и т.п.), а также оценка условий хранения и содержания собственности организации.
В ходе инвентаризационных действий, все имущество проверяется, подсчитывается и сверяется с документацией, в первую очередь относящейся к бухгалтерскому учету. По итогам мероприятия составляются специальные отчетные акты, в том числе инвентаризационная опись.
В случае если за один раз провести инвентаризацию не представляется возможным, на промежуточных отрезках формируются инвентаризационные ярлыки.
В них вносится предварительная информация о результатах проверки, которая впоследствии будет уточнена. До проведения следующего этапа инвентаризации, помещение, в котором хранится проверяемое имущество, опечатывается.
С какими документами заполняется форма ИНВ-2
Для того чтобы члены инвентаризационной комиссии приступили к своим обязанностям, необходимо определить их состав и назначить распорядительным документом. Приказом руководитель определяет сотрудников, включаемых в комиссию, а также устанавливает для них круг обязанностей, связанных с проведением инвентаризационной процедуры. То есть перед заполнением членами комиссии инвентаризационного ярлыка, следует утвердить приказ, можно использовать типовой бланк ИНВ-22.
Заполнение ярлыка ИНВ-2 выполняется только в том случае, если члены комиссии не вносят данные по пересчитанным ТМЦ сразу в инвентаризационную опись ИНВ-3. То есть информация по инвентаризации материальных или товарных ценностей заносится сначала в ярлык. Далее проводится заполнение описи форма ИНВ-3 на основании данных заполненных ярлыков ИНВ-2.
В бухгалтерию ярлык передавать не нужно, он изначально хранится вместе с ТМЦ, сведения по которым в нем приведены. После переноса информации в опись, ярлык остается на хранении на складе. Бухгалтерии для отражения результатов инвентаризации и выявления расхождений нужна опись ИНВ-3.
В каких случаях проводится проверка имущества
Проведение инвентаризационных мероприятий необходимо в следующих случаях:
- при продаже имущества, передачи его в аренду или выкупе;
- при смене материально-ответственных сотрудников;
- при кражах, злоупотреблениях служебным положением (с целью наживы),
- повреждениях и порче имущества;
- перед формированием годовых бухгалтерских отчетов;
- в рамках реорганизации или ликвидации компании;
- после различного рода непредвиденных ситуаций и природных катаклизмов.
Инвентаризационный ярлык: общая информация о документе
Ярлык применяется в процессе пересчета товарно-материальных ценностей. Документ не является самостоятельным, он оформляется в качестве вспомогательного бланка в случаях:
- если ассортимент проверяемой продукции широк настолько, что его точное число невозможно подсчитать за 1 рабочий день;
- если материальные ценности, подлежащие пересчету, находятся на нескольких удаленных друг от друга складах.
Форма ИНВ-2 выступает в качестве дополнения к бланку ИНВ-3. Составляется документ в единственном экземпляре в машинописном варианте или от руки. Основанием для использования данных из документа при составлении описей является наличие заполненных обязательных реквизитов и проставленных подписей, отсутствие пустых граф. Не допускается одновременное оформление с ИНВ-3.
Заполненный бланк ярлыка должен оставаться на хранении в складских помещениях, в которых находятся пересчитанные и отраженные в документе ценности. Для каждого проверенного помещения заполняется отдельный бланк. При окончании инвентаризационных мероприятий члены комиссии переносят сведения из всех ярлыков в описи.
Tags: актив, Бланк, бухгалтер, приказ, Форма
Кто проводит проверку имущества
Для проведения инвентаризации назначается специальная комиссия. В ее состав включаются сотрудники предприятия из разных структурных подразделений, в том числе представитель руководящего звена, специалист отдела бухгалтерии, работник склада и пр. При необходимости в комиссию вводятся и люди, что называется, «со стороны», например, эксперты из специализированных аудиторских компаний.
Среди комиссии выделяется председатель и рядовые члены. На председателе лежит максимальная ответственность за проведение проверки имущества и формирование всех сопроводительных бумаг.
Общие данные об инвентаризационном ярлыке
- Форма ИНВ-2 носит унифицированный характер. И хотя на сегодняшний день единые стандарты документов отменены, большинство организаций по-прежнему предпочитает использовать ранее обязательные к применению бланки. Связано это с тем, что такие формуляры содержат в себе все нужные данные, они удобны и просты в заполнении. Кроме того, по мере необходимости их можно доработать, убрав или добавив необходимые строки.
- Сведения в документ могут вноситься в электронном виде или от руки (если используется распечатанный вариант). Однозначных указаний к оформлению бланка нет. Единственное, что нужно учитывать – он должен быть подписан ответственными лицами (в данном случае достаточно автографа одного члена комиссии) и проштампован — в случае, если применении штампов для визирования внутренних бумаг закреплено в локальных документах фирмы.
- Формируется инвентаризационный ярлык в единственном оригинальном экземпляре и хранится у ответственного сотрудника.
- Если в ярлыке имеются какие-то ошибки, в отличие от многих других формуляров, их можно исправлять – этот документ не относится к бланкам строгого учета. Для редактирования нужно зачеркнуть неправильную информацию и сверху или рядом (когда есть свободное место) написать верную, заверив корректировку подписью работника, который заполняет документ.
Похожие документы
- Образец. Информация о ценах (квартальная)
- Образец. Исходные данные для расчета сметной стоимости материалов-представителей в текущем уровне цен. Форма № 1-исх
- Образец. Исходные данные подрядной организации по стоимости эксплуатации строительных машин. Форма № 2-исх
- Образец. Калькуляционная карточка. Форма № 82
- Образец. Карта реестра вкладов учредителей в уставный капитал ликвидируемого предприятия
- Образец. Карта реестра долгосрочных финансовых вложений предприятий
- Образец. Карта реестра имущественных вкладов предприятия в уставный капитал учрежденных предприятий
- Образец. Карта реестра недвижимого имущества
- Образец. Карта реестра предприятия
- Образец. Карточка складского учета материалов. Форма № м-12
- Образец. Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Форма № мб-2
- Образец. Кассовая книга. Форма № ко-4
- Образец. Книга учета доходов и расходов физических лиц, имеющих доходы от предпринимательской деятельности
- Образец. Книга учета принятых и выданных кассиром денег. Форма № ко-5
- Образец. Лимитно-заборная карта. Форма № м-8
- Образец. Лимитно-заборная карта. Форма № м-9
- Образец. Локальная смета. Форма № 4-в
- Образец. Накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов. Форма № м-11
- Образец. Опись высылаемых денежных билетов на экспертизу (инструкция ЦБ РФ от 04.10.93 № 18 (ред. От 26.02.96))
- Образец. Определение среднего процента валового дохода
Образец заполнения формы ИНВ-2: инвентаризационного ярлыка
Вначале в форму вписываются следующие данные:
- наименование компании, в которой проводится инвентаризация;
- структурное подразделение, имущество которого проверяется (при необходимости);
- слева, в специальную табличку — реквизиты организации (код ОКПО, вид деятельности по ОКВЭД (также в виде числового значения));
- ссылка на приказ или распоряжение руководства предприятия, на основе которого осуществляются проверочные мероприятия;
- дата инвентаризации (число-месяц-год ее начала и окончания);
- номер инвентаризационного ярлыка и дата его составления.
Ниже находится табличка, в которую вносятся сведения о товарно-материальных ценностях, подсчитанных и учтенных. Здесь обозначается:
- место хранения (подробно – номер полки, стеллажа, ячейки);
- наименование и номер (по номенклатуре);
- все идентификационные характеристики: марка (модель), сорт (категория), профиль, размер и т.д.;
- единица измерения (по коду ОКЕИ — прописью, цифрами);
- количество ТМЦ, имеющееся в наличии.
Далее в документе должны поставить свои подписи: один из членов комиссии и материально-ответственное лицо.
На оборотной стороне бланка ставится дата, когда производился подсчет фактически имеющегося в наличии имущества, опять же количество оставшихся товарно-материальных ценностей (прописью) и подпись лица, принявшего их на хранение.
Как заполнить инвентаризационную опись основных средств
Форма инв-1а. инвентаризационная опись нематериальных активов
Типовая форма описи ОС, которую можно использовать при инвентаризации, утверждена Госкомстатом. Это форма № ИНВ-1.
бланк формы № ИНВ-1
Напомним, что с 2013 года формы Госкомстата, в том числе и эта, не являются обязательными для применения, а хозяйствующие субъекты могут использовать для этих целей документы, подготовленные самостоятельно. Если же официальная форма вас устраивает, то можете продолжать ее использовать. Инвентаризационная опись основных средств, образец заполнения которой размещен ниже, составлена по официальной форме.
В официальной форме ИНВ-1 указываются следующие сведения:
- наименование и ОКПО компании, сведения о структурном подразделении (при наличии);
- основание инвентаризации (номер и дата приказа или иного распорядительного документа);
- сроки осуществления инвентаризации (указываются начальный и конечный срок);
- дата, когда инвентаризационная опись основных средств составлена;
- данные о месте нахождения ОС и правах на них (собственные, арендованные, на ответственном хранении);
- расписка лица, ответственного за сохранность ОС;
- сведения об ОС (наименование, количество, стоимость и т.д.). В отношении машин и оборудования, а также транспортных средств указывается их заводской номер. Другие правила описания ОС указаны в п. п. 3.3, 3.4 Приказа № 34н от 29.07.1998;
- сведения о членах комиссии и ответственном лице или лицах.
Инвентаризации ОС проводится при участии всех членов инвентаризационной комиссии и обязательном присутствии лица, которое за них материально ответственно. Этот факт, так же как и фактическое наличие (отсутствие) имущества, удостоверяется подписями указанных лиц на описи. Нарушение этих правил поставит под сомнение итоги инвентаризации и приведет к недействительности ее результатов.
Опись должна быть составлена как минимум в 2-х экземплярах. Один экземпляр сдается в бухгалтерию, второй передается лицу, отвечающему за их сохранность.
Если инвентаризация проводится в отношении ОС, полученных в аренду, то опись должна составляться в 3-х экземплярах (3-й передается арендодателю). Если арендодателей несколько, то каждому арендодателю нужно подготовить по экземпляру.
Согласно Положению по ведению бухучета (приказ Минфина № 34н) инвентаризация должна обязательно проводиться в ряде случаев, в том числе до составления годовой отчетности. Но в отличие от остального имущества, которое подлежит ежегодной инвентаризации, в отношении ОС такие проверки могут проводиться раз в три года (п. 27 Приказа № 34н).
В случае выявления расхождений между данными бухучета и фактическим состоянием ОС (излишки, недостача) составляется сличительная ведомость. Для этих целей может применяться официальная форма ИНВ-18, также утвержденная Госкомстатом.
образец заполнения формы № ИНВ-1