Инвентаризация ГСМ на предприятии
На дату проведения проверки инвентаризационной комиссией (обычно счетным работником, включенным в ее состав) выводится остаток ГСМ по бухгалтерским данным, а с ответственных лиц взимаются расписки о сдаче в бухгалтерию всех документов, которыми оформлялся приход топлива и его расходование.
Лишь после этого приступают непосредственно к замерам ГСМ в емкостях и резервуарах. Характер этой работы требует использования специальных инструментов и измерительной техники – рулеток с грузом, метрштоков и др. Инвентаризация ГСМ – самая хлопотная процедура из всех видов контролирующих мероприятий.
Особенной сложностью отличается проведение замеров в больших резервуарах вместимостью от 2-х или 5-ти тысяч тонн. При фиксации натуральных показателей в подобных емкостях ревизорам необходимо учитывать наличие конденсата, который скапливается в них из-за значительных перепадов температуры. Также обязательной процедурой является расчет погрешности поверхностного натяжения каждого вида инвентаризируемого топлива в зависимости от температуры воздуха на день проверки.
Фактическое количество ГСМ, хранящихся в запечатанных опломбированных емкостях, которые не вскрываются по ТУ хранения, рассчитывают по определенным формулам.
Особенности инвентаризации склада
В нашей статье речь пойдет об инвентаризации склада. На складе хранят товары для перепродажи, готовую продукцию, материалы, тару. То есть инвентаризация на складе представляет собой подсчет имущества, фактически там находящегося.
Есть некоторые правила проведения инвентаризации на складе:
- материально ответственные лица должны принимать участие в проведении инвентаризации;
- материально ответственные лица не могут входить в состав инвентаризационной комиссии;
- во время проведения инвентаризации движение ТМЦ на складе лучше приостановить;
- если приостановка движения ТМЦ невозможна, то поступление и отпуск со склада необходимо делать в присутствии инвентаризационной комиссии;
- если комиссия покидает склад, не завершив инвентаризацию, помещение необходимо опечатать.
Создание комиссии
Процесс создания комиссии прописан в п. 2.3 приказа № 49. Состав комиссии утверждается руководителем организации и указывается в приказе об инвентаризации. В комиссию могут входить:
- представитель администрация организации;
- представитель бухгалтерии;
- прочие специалисты.
К подбору членов комиссии следует подходить внимательно. Если хотя бы один из них не будет принимать непосредственное участие в инвентаризации, ее результаты могут быть признаны недействительными.
Инвентаризация ГСМ в баках автомобилей
Остатки топлива в баках автомашин предприятия не инвентаризируются в общепринятом смысле. Однако бухгалтерией компании ведется ежемесячный учет прихода бензина и ГСМ, а также контролируется расход по путевым листам, нарядам-рапортам. Руководитель компании вправе инициировать снятие остатков топлива в баках и сличение их с учетными данными изданием соответствующего распоряжения. Итоги подобной поверки также оформляют актом приемлемой для предприятия формы.
Аналитический учет ГСМ осуществляют по видам нефтепродуктов и каждому водителю или трактористу. Обеспечивают рациональное расходование ГСМ, разработанные на основе руководящего документа, периодически выпускаемого Минтранспорта, нормы расхода топлива и смазочных материалов. Их составляют, учитывая особенности имеющегося автопарка, и ежегодно обновляют. Утверждает документ руководитель компании.
Зачастую на основе норм расхода ГСМ на предприятиях разрабатывают Положение о премировании за экономию ГСМ и применяют его на практике, обеспечивая контроль расходования топлива и смазок по единицам автотехники.
Инвентаризация запасных частей
По общей системе налогообложения исчисляются налоги в отношении розничной торговли автотранспортом, розничной и оптовой торговли запчастями, дополнительным оснащением, а также обслуживания автотранспорта по гарантии, посреднических услуг. Под систему единого налога на вмененный доход подпадает мойка, техническое обслуживание, починка авто.
Бухгалтерская учетная документация в автомобильном салоне Правила ведения бухучета и отчетности в коммерческой структуре определяет Положение, одобренное приказом Минфина № 34н (с поправками от 08. 07. 2016). При формировании учета задействуется следующий необходимый минимум документации.
Проблемы отсутствия контроля
При халатном отношении к отчетности и подсчету расходов на топливо и полном отсутствии контроля компания может столкнуться с целым рядом проблем, связанных, в первую очередь, с недобросовестностью водителей. В качестве примера можно привести:
- Слив остатков. После рабочей смены или во время простоя служебного транспорта водитель может слить неизрасходованный бензин или ДТ и использовать его для дальнейшей перепродажи или заправки собственного автомобиля.
- Работа с «левыми» чеками. Этот метод используется в тех случаях, когда топливо приобретается на средства самих водителей, а затраты компенсируются бухгалтерией предприятия по предоставленному чеку. Приобретая «левые» чеки, водитель получает возможность «обналичить» разницу между ними и фактической стоимостью заправки.
- Личные поездки. Если маршрут автомобиля не отслеживается компанией, водитель может расходовать топливо на собственные нужды и поездки.
- Накручивание показаний. Во время простоя транспортного средства водители также могут накручивать одометр, компенсируя разницу между его показаниями и истинными значениями в свою пользу.
Это далеко не полный список способов обмануть компанию, поэтому организации, ответственно относящиеся к вопросам расходов и экономии, прибегают к различным методам отслеживания расхода бензина транспортными средствами предприятия. Чаще всего для этого используются специализированные системы контроля расхода топлива.
Для чего нужны нормы расхода и списания ГСМ
Организации, использующие собственные или арендованные автомобили, ведут учет поступления и расхода ГСМ. Существуют нормы, которых следует придерживаться при списании топлива. Как показывает практика, бухгалтеры не всегда четко представляют себе, как правильно применить эти нормы. В частности, путаются, как надо списывать бензин: по количеству фактически израсходованных литров или по нормативу. Ответ на этот вопрос мы начнем с замечания: следует обращать внимание, что назначения нормативов в бухгалтерском и налоговом учете не совпадают.
Бесплатно вести бухгалтерский и налоговый учет в веб‑сервисе
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете ГСМ нужно списывать по факту. Но сложность в том, что в автомобиле нет устройства, которое фиксировало бы количество бензина в баке. Соответственно, очень сложно «на глаз» определить, сколько топлива ушло на ту или иную поездку. Поэтому чаще всего фактический расход топлива рассчитывают как количество километров по спидометру, умноженное на некий норматив.
Налоговый учет
Применение норматива в налоговом учете — вопрос неоднозначный.
Еще несколько лет назад чиновники утверждали, что при списании ГСМ в расходы организации должны придерживаться лимитов, утвержденных Методическими рекомендациями, введенными в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р. Об этом неоднократно напоминали специалисты Минфина России (см., например, письмо Минфина России и от 17.11.11 № 03-11-11/288). Также представители этого ведомства настаивали: если организация использует машину, для которой норматив не утвержден, необходимо разработать свой лимит и использовать его для списания ГСМ в затраты (письмо от 10.06.11 № 03-03-06/4/67).
Однако в Налоговом кодексе подобное правло отсутствует. Поэтому многие компании не придерживались никаких норм, и уменьшали налогооблагаемую базу на полную стоимость израсходованного бензина. Такой подход поддерживали судьи (определение ВАС РФ от 14.08.08 № 9586/08, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.09 № Ф04-7730/2008(17508-А03-46)).
Позже чиновники согласились, что применять установленные нормы хоть и желательно, но не обязательно (см., например, письмо Минфина Россииот 27.01.14 № 03-03-06/1/2875; «Налогоплательщики не обязаны нормировать затраты на бензин для служебного транспорта»). Таким образом, на сегодняшний день компании могут беспрепятственно учитывать топливо не по нормативам, а исходя из фактического расхода. Единственное, чего делать не следует, так это игнорировать лимиты, разработанные самой же организацией. Судьи считают, что раз компания утвердила норматив, она обязана им руководствоваться, в противном случае ее ждет штраф (постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.15 № А53-24671/2014).
Добавим, что налогоплательщикам, которые все же решили применять норматив (утвержденный Минтрансом или самостоятельно разработанный) для целей налогового учета, допустимо применять этот же норматив и в бухгалтерском учете. Другими словами, использовать одно и то же значение лимита при подсчетах израсходованного бензина и при уменьшении налогооблагаемой базы.
Ведите учет расхода ГСМ по действующим правилам Попробовать бесплатно
Разновидности и возможности систем учета
Подобная система представляет собой программно-аппаратный комплекс, позволяющий отслеживать различные параметры использования автомобилей и других агрегатов, работающих на бензине или ДТ. Общий принцип работы заключается в оснащении техники датчиками для сбора определенных данных и последующей передачи их в центральную программу, где диспетчер или другой сотрудник сможет проанализировать полученную информацию, сформировать отчеты и передать их для дальнейшего решения выявленных проблем.
Сейчас организация может выбирать из нескольких разновидностей систем, отличающихся функционалом и, конечно же, стоимостью.
Отслеживание по спутникам
Одна из наиболее доступных систем основывается на использовании программы для ПК или приложения для смартфона и маячков, устанавливаемых на транспортных средствах. За счет подключения их к спутникам GPS и ГЛОНАСС, руководство может не только отслеживать положение автомобиля в реальном времени и все маршруты, но и вести статистику расхода топлива.
Главный недостаток системы – сам способ расчета, так как он основывается на пройденном расстоянии и является полностью математическим, то есть, не учитывает множества особенностей, таких как расход бензина на прогрев двигателя и простой в пробках, а также увеличение расхода, связанное с естественным износом. Кроме того, маячки имеет смысл использовать лишь на движущихся машинах.
Датчики топлива
Вышеуказанное оборудование может быть дополнено датчиками уровня топлива и устройствами, передающими их показания центральной программе. Подобная система стоит дороже, но и предоставляет более достоверные данные, так как все расчеты основываются напрямую на уровне топлива в баке, а не на данных, о движении и теоретическом расходе.
Подобную систему можно считать идеальным вариантом для большинства предприятий, чей автопарк состоит из легковых и большегрузных автомобилей или даже строительной техники.
Высокоточная установка
И последний из возможных вариантов контроля расхода топлива – крупная система, включающая не только GPS и ГЛОНАСС-маячки, но и множество других датчиков, в том числе расходомеров, датчиков давления и температуры и других. Она наиболее дорога, но позволяет получить максимум информации о работе каждой машины предприятия, включая спецтехнику.
Наиболее актуальна подобная высокоточная установка для крупнейших предприятий, владеющих не только автомобильным, но и другим транспортом, и расходующих огромное количество топлива при его эксплуатации.
В заключение стоит отметить, что любое из вышеперечисленных средств может эффективно решить, как минимум, часть вышеуказанных проблем и пресечь (или, по крайней мере, обнаружить) неправомерные действия сотрудников. При этом первое решение справляется непосредственно с контролем расхода достаточно плохо, но вполне способно исключить отклонения в маршруте и поездки по личным делам. А более продвинутые системы способны действительно эффективно контролировать каждое транспортное средство даже при наличии большого автопарка.
Топливные махинации
Прежде чем налаживать систему контроля топлива, следует осведомиться, каким образом происходит его хищение.
Вариантов масса, но наиболее часто встречающиеся схемы махинаций по воровству топлива следующие:
Предоставление в бухгалтерию “левых” чеков о заправке. Эта схема работает на тех предприятиях, где водители приобретают ГСМ за наличный расчет и отчитываются по чекам в бухгалтерии. Водители, ссылаясь на превышение установленных норм списания топлива, приобретают у третьих лиц чеки на заправку и получают за них компенсацию на своей фирме.
Слив ГСМ с рабочих автомобилей. Зачастую в баке автомобилей остается неизрасходованное топливо. Оно и используется не чистыми на руку водителями для заправки собственного транспорта или для продажи по низкой цене.
Лишние рейсы. Без надлежащего контроля путевых листов водители могут совершать рейсы по-своему усмотрению. Например, чтобы перевезти строительный материал на дачу или сделать на пару рейсов больше на маршрутном такси и не отчитаться за них.
Подкручивание одометра. С помощью специальных устройств водители могут после рабочей смены накрутить счетчик до нужных показаний. На разницу между фактическими и накрученными значениями водители покупают “левые” чеки либо сливают бензин из бака.
Есть еще масса вариантов обмануть предприятие. Сама организация несет убытки главным образом не от сворованного топлива, а от вынужденного времени простоя транспортного средства.
Системы контроля за расходованием топлива
Вследствие убытков, получаемых организациями за счет воровства и халатного отношения к служебным обязанностям, на многих предприятиях стали внедряться системы мониторинга и контроля за автопарком.
Все они имеют одинаковое предназначение – учет фактического использования ГСМ. В зависимости от типа оборудования, устанавливаемого в автомобилях, определяется качество учета и другие показатели работы системы.
Выбирать систему мониторинга следует, отталкиваясь от масштаба предприятия и количества расходуемого топлива.
Выделяют 3 основных варианта систем контроля за топливом:
Телекоммуникационное оборудование, работающее со спутниками – Глонасс или GPS.
Наиболее простой и доступный вариант для небольших предприятий, ограниченных в финансах.
Тип работы: устройство монтируется в транспортное средство, а по электронной карте можно прослеживать его передвижение, скорость, остановки и др. Подсчет затрачиваемого бензина осуществляется специальными программами.
Эта система значительно упрощает определение расхода топлива, но имеет ряд значимых недостатков:
- расчет расхода ГСМ осуществляется по математической формуле, заданной программе, без учета пробок, необходимости прогрева авто, изношенности и т. д., что может привести к погрешностям в исчислении;
- пригодна не для всех типов автомобилей (для стационарного транспорта, например, бурильных установок, – не подходит).
Обязанность расчета компенсации за задержку заработной платы закреплена в Трудовом кодексе РФ. В организации вправе установить свой размер компенсаций трудовому коллективу в подобных случаях, цифра указывается в договоре.
Когда осуществляется расчет заработной платы по окладу, бухгалтером используются следующие документы: трудовой договор, штатное расписание, приказы о премиях и поощрениях, табель учета рабочего времени, расчетная ведомость, и т.д. О расчете зарплаты по окладу читайте .
Комплекс оборудований, включающий передающее устройство, датчики уровня бензина в баке и штатные датчики.
Это довольно надежный и экономичный вариант, позволяющий точно определять количество залитого в бак автомобиля бензина и его расходование. Стоимость на данное оборудование вполне доступная для предприятия среднего уровня.
Для контроля за автопарком на удалении и анализа получаемой с системы информации необходима должность диспетчера. Оптимальное сочетание цены и качества.
Специализированная установка с большим количеством дополнительного оборудования.
Ее состав может несколько отличаться, но наличие спутникового мониторинга обязательно для всех комплектаций. Также в качестве дополнительного оснащения могут быть температурные датчики, расходомеры топлива, датчики давления и др. Эти системы применяются на крупнейших предприятиях, на которых затрачивается большое количество ГСМ, – судах, тепловозах, универсальной наземной технике и др.
Встроенные модули в автоматическом режиме производят обработку расчетов и представляют пользователям в наглядном виде готовые отчеты и графики обо всех интересующих показателях работы транспортных средств.
Стоят такие установки немало, но их внедрение приводит к значительной экономии финансов предприятия. Это объясняет довольно быструю окупаемость оборудования – в среднем всего за 3 месяца работы.
Учет расхода топлива в организации
Внедрение системы мониторинга расхода топлива не исключает необходимость организации учета ГСМ, начиная с первичных документов.
Бухгалтерский учет расхода топлива на предприятии осуществляется на основании Положения “О бухгалтерском учете и отчетности”.
К учету бензин принимается по фактической стоимости – цена приобретения без НДС на счет 10 “Материалы” субсчет 3 “Топливо”.
В законодательстве нет ограничений, касающихся списания стоимости ГСМ на себестоимость продукции. Главное условие, позволяющее это делать, – наличие документов, подтверждающих использование топлива в предпринимательской деятельности.
Об этом свидетельствуют путевые листы и товарно-транспортные накладные, дополнительно прилагаемые к ним. В этих документах содержится вся информация о пробеге, заправках и массе перевозимого груза, необходимая для расчета нормируемого расхода бензина для конкретного автомобиля.
Нормы расходования топлива устанавливаются в зависимости от марки автомобиля, года выпуска, модификации, конструкции, прицепного состава и т. д. Вся эта информация содержится в Нормах расхода на автотранспорт, утвержденных МинТрансом РФ 14.03.2008 №23.
В целях исчисления налогооблагаемой прибыли расходы на топливо могут быть учтены двумя способами: в составе материальных затрат и прочих расходов, связанных с основной деятельностью предприятия.
Обращение представителей бизнеса за услугами кадрового учета к аутсорсинговым компаниям приобретает все большую популярность. Это объясняется желанием получить профессиональную помощь и сформировать систему эффективного управления персоналом, обеспечив себя хорошими кадрами.
Работа кадровика может быть очень интенсивной, особенно если предприятие крупное, а сотрудников много. На помощь приходят некоторые программы, значительно упрощающие учет кадров в компании. О программах для управления персоналом читайте .
Выбор способа зависит от назначения автомобиля: для производственных целей эти расходы включаются в материальные затраты, для управленческих нужд – в прочие. Расходы на топливо и смазочные материалы списываются по фактическим затратам. Они должны быть подтверждены документально и обоснованы с экономической точки зрения (ст. 252 Налогового кодекса РФ).
Упрощение процесса учета ГСМ происходит за счет его приобретения по топливным картам. Это эффективный и достаточно простой способ, позволяющий вести точный учет топлива и исключить несанкционированные заправки бензином. Для отражения этих расходов в учете предприятия достаточно документов, предоставляемых процессинговым центром.
Экономичный расход топлива и его жесткий учет – важнейшие задачи, решение которых является обязательным условием для эффективной работы субъекта предпринимательства.
Отражаем недостачу
Для отражения в учете информации о суммах недостач и потерь от порчи материальных и иных ценностей используется счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
ПРИМЕР 1. ОФОРМЛЯЕМ ПЕРЕРАСХОД
В ходе контрольных мероприятий был выявлен непроизводственный перерасход топлива на сумму 22 121 руб.Данные непроизводственные расходы были отражены в учете следующим образом:
ДЕБЕТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» КРЕДИТ 10-3 «Топливо»
— 22 121 руб. – списана стоимость ГСМ, израсходованного на непроизводственные нужды.
Если ущерб будет относиться на конкретного виновника хищения, то сумма убытка будет относиться на счет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».
ПРИМЕР 2. ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА ДЕЙСТВУЮЩИМ РАБОТНИКОМ
Так как виновным является работник предприятия, то суммы выявленных непроизводственных расходов будут относиться на соответствующий счет:
ДЕБЕТ 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» КРЕДИТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
— 22 121 руб. – убытки предприятия отнесены на виновное лицо – работника предприятия.В дальнейшем удержание из заработной части работника всей суммы или ее части будет отражаться так:
ДЕБЕТ 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» КРЕДИТ 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»
— 22 121 руб. – убытки предприятия, отнесенные на виновное лицо – работника предприятия, удержаны из его зарплаты.
Если же к этому времени работник уже уволился, то будет использоваться счет 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» для ведения последующего учета расчетов по возмещению нанесенного ущерба.
ПРИМЕР 3. ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА БЫВШИМ РАБОТНИКОМ
Воспользуемся данными предыдущего примера. Предположим, что виновное лицо к моменту вынесения руководителем решения о взыскании уволилось.В учете закрытие счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в этом случае будет отражено такой проводкой:
ДЕБЕТ 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» КРЕДИТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
— 22 121 руб. – убытки предприятия отнесены на виновное лицо, не являющееся работником предприятия;В дальнейшем поступление денежных средств от виновного будет отражаться так:
ДЕБЕТ 50 «Касса», 51 «Расчетный счет» и др. КРЕДИТ 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»
— 22 121 руб. – убытки предприятия, отнесенные на виновное лицо, не являющееся работником предприятия, погашены путем внесения денежных средств в кассу предприятия, на расчетный счет.
Вполне может возникнуть и такая ситуация, когда полностью удержать все суммы с нечестного работника не получится.
ПРИМЕР 4. ЧАСТИЧНОЕ УДЕРЖАНИЕ
Предположим, что виновное лицо компенсировало лишь часть растраченного, а сумму в размере 10 500 руб. взыскать невозможно. Или есть решение суда, который отказал во взыскании.В учете будет отражено:
ДЕБЕТ 91-2 «Прочие расходы» КРЕДИТ 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»
— 10 500 руб. – списана сумма расходов, не возмещенная виновным лицом.Если в дальнейшем ситуация изменится, например, суд все же примет соответствующее решение, то в учете будет сделана исправительная запись:
ДЕБЕТ 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» КРЕДИТ 91-1 «Прочие доходы»
— 10 500 руб. – сумма списанных расходов, невозмещенная виновником, по новым обстоятельствам вновь отнесена на расчеты с виновным лицом.
Вполне обоснованной будет и позиция организации, согласно которой виновник должен не только возместить покупную стоимость ГСМ, но и компенсировать расходы, связанные с его доставкой, хранением. Некоторые организации учитывают и инфляционные процессы, и то, что организация недополучила определенную норму прибыли. А разрешает ли законодательство взыскивать с виновного что-то, кроме покупной стоимости актива?
Статья 238 Трудового кодекса РФ определяет, что работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Таким образом, ни влияние инфляции, ни то, что продажная стоимость ГСМ гораздо больше, не будут учитываться при оценке нанесенного ущерба. А вот расходы, понесенные при доставке, хранении и т. п., документально обоснованные, учесть можно, так как они соответствуют понятию прямого действительного ущерба.
Вообще, согласно Приказу Минфина России от 09.06.2001 № 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01» (п. 6) фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). В эти расходы входят в том числе и затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию, и суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов, и другие платежи.
То есть, при идеальном следовании букве методологии бухгалтерского учета сопутствующие расходы уже будут «сидеть» в учетной стоимости ГСМ. Однако не на всех предприятиях наблюдается столь высокий уровень учета. И это не лишает организации права на компенсацию расходов, связанных с приобретением топлива.
Некоторые специалисты предлагают учитывать эту разницу сразу на счете 91-1 «Прочие доходы», что, на наш взгляд, является неправильным. Дело в том, что отражение в учете недостачи происходит нередко задолго до вынесения решения руководителем, совершенно точно задолго до вынесения решения суда. Кроме того, не факт, что даже в случае наличия решения суда с недобросовестного товарища, который нам совсем не товарищ, получится что-либо взыскать. Таким образом, относить до момента взыскания суммы компенсации на доходы организации будет необоснованным.
При взыскании с виновных лиц стоимости недостающих активов разница между покупной стоимостью недостающих ценностей, зачисленной на счет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» и их стоимостью, отраженной на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», относится в кредит счета 98 «Доходы будущих периодов».
ПРИМЕР 5. ОТРАЖАЕМ РАЗНИЦУ
Сумма убытка от кражи составила, по данным учета, 27 869 рублей. Однако бухгалтерией был сделан расчет расходов, понесенных при приобретении ГСМ. Эта величина составила 589 руб. Виновное лицо согласилось возместить эти суммы. В счет возмещения в отчетном месяце в кассу было внесено 1000 руб.Бухгалтер применил следующую корреспонденцию счетов:
ДЕБЕТ 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» КРЕДИТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
— 27 869 руб. – убытки от кражи отнесены на виновное лицо;
ДЕБЕТ 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» КРЕДИТ 98 «Доходы будущих периодов»
— 589 руб. – отражена разница между стоимостью топлива по данным учета и суммой возмещения убытка;По мере взыскания с виновного лица причитающейся суммы указанная разница будет списываться со счета 98 «Доходы будущих периодов» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы».
ДЕБЕТ 50 «Касса» КРЕДИТ 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»
— 1000 руб. – внесено в кассу предприятия виновным лицом в счет возмещения убытка.Бухгалтер отнес на финансовый результат предприятия сумму 21,13 руб. (589 руб. : 27 869 руб. × 1 000 руб.):
ДЕБЕТ 98 «Доходы будущих периодов» КРЕДИТ 91-1 «Прочие доходы»
— 21,13 руб. – отражена полученная разница между стоимостью ГСМ по данным учета и суммой возмещения убытка.Может быть и так, что похищенное топливо найдено и возвращено владельцу.
ПРИМЕР 6. ВОЗВРАТ ПОХИЩЕННОГО
В результате следственно-розыскных мероприятий были найдены пропавшие со склада бочки топлива стоимостью 7420 рублей.После передачи найденных бочек предприятию бухгалтер сделал в учете такие проводки:
ДЕБЕТ 10-3 «Топливо» КРЕДИТ 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
— 7420 руб. – отражена стоимость возвращенного ГСМ.