Проверка состояния расчетов с персоналом является неотъемлемой частью инвентаризации, проводимой перед составлением годовой отчетности. В ходе инвентаризации выявляется фактическое состояние расчетов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. С учетом специфики нашего журнала мы расскажем о том, на что следует обратить внимание при проведении инвентаризации расчетов по начислению и выплате заработной платы и пособий, расчетов с подотчетными лицами, расчетов по выданным работникам займам, а также расчетов с бюджетом по НДФЛ и внебюджетными фондами по страховым взносам.
В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона № 402-ФЗ случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами. В связи с вступлением названного закона в силу 1 января 2013 года у многих организаций возник вопрос о необходимости проводить инвентаризацию обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, ведь прямого указания на ее проведение в тексте документа не содержится.
Следует отметить, что до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных ст. 21 данного закона, применяются правила ведения бухучета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ до 01.01.2013 (ст. 30 Федерального закона № 402-ФЗ). Напомним, что на сегодняшний день действует Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н. В пункте 27 данного положения установлено, что проведение инвентаризации, в том числе перед составлением годового отчета, обязательно. С учетом п. 1 ст. 15 Федерального закона № 402-ФЗ, в котором отчетный год определяется как календарный год с 1 января по 31 декабря включительно, инвентаризация обязательств должна проводиться по состоянию на 31 декабря включительно. Разъяснения контролирующих органов о том, что инвентаризация расчетов должна осуществляться по состоянию на 31 декабря, представлены в Письме Минфина РФ от 09.01.2013 № 07-02-18/01.
Что проверяется в ходе инвентаризации расчетов с работниками организации? На основании п. 3.46 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания), по задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплаты работникам.
К сведению
Пунктом 2.2 Методических указаний предусмотрено, что организация должна иметь постоянно действующую инвентаризационную комиссию, а при большом объеме работы для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств она создает еще и рабочие инвентаризационные комиссии. В состав комиссии должны входить только те специалисты, которые обязательно будут присутствовать при ее проведении, поскольку отсутствие хотя бы одного члена комиссии служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение) (п. 3.48 Методических указаний).
Согласно п. 3.48 Методических указаний инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить:
- правильность расчетов с налоговыми органами и внебюджетными фондами;
- правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
- правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы задолженности, по которой истекли сроки исковой давности.
Периодичность проведения инвентаризации расчетов с подотчетными лицами
Инвентаризацию, объектом которой являются расчеты с подотчетными лицами, следует проводить минимум один раз в год, во время подготовки к итоговому годовому балансу.
Какие документы проверяют при проведении инвентаризации расчетов с подотчетными лицами (Приказ Минфина от 13.06.1995г. № 49):
- по каждому подотчетному лицу необходимо проверить денежные суммы, которые были выданы в подотчет авансов. Изучают сроки предоставления и целевое назначение.
- все отчеты, на основании которых получившие в подотчет деньги указывали направления их использования.
Инвентаризация расчетов по страховым взносам
Частью 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что работодатели, производящие выплаты работникам, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно ч. 6 ст. 15 данного закона работодатели – плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты. Для организации такого учета предназначены индивидуальные карточки, которые открываются на каждого работника. В целях унификации ведения индивидуального учета в Письме ПФР от 26.01.2010 № АД-30-24/691, ФСС РФ от 14.01.2010 № 02-03-08/08-56П «О порядке учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленных страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам» представлена форма карточки индивидуального учета.
В ходе инвентаризации расчетов по страховым взносам кроме индивидуальных карточек необходимо проверить платежные поручения. Напомним, что уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в ПФР, ФСС и ФФОМС (ч. 8 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ).
Начисление страховых взносов отражается по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» по соответствующим субсчетам. Погашение задолженности перед внебюджетными фондами отражается по дебету счета 69.
К сведению
В случае обнаружения факта, свидетельствующего о возможной излишней уплате страховых взносов, по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка расчетов по страховым взносам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым органом контроля за уплатой страховых взносов и плательщиком страховых взносов (ч. 4 ст. 26 Федерального закона № 212-ФЗ). Для подтверждения расчетов с Пенсионным фондом и ФСС предназначены формы 21-ПФР и 21-ФСС РФ, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.12.2009 № 979н.
Порядок организации инвентаризации расчетов с подотчетными лицами
До того, как начнется проверка утвержденной инвентаризационной комиссией расчетов с подотчетными лицами, члены комиссии получают по состоянию на текущий момент самые последние приходные и расходные документы, отчеты о движении денежных средств и материальных ценностей. В то же время, сотрудники, на которых возложена ответственность за наличие и правильность оформления этих документов, пишут расписки, в содержании которых указывают, что к моменту проведения инвентаризации в службу бухгалтерского учета переданы все документы по приходу и выдаче имущества.
Расписки аналогичного содержания составляют и те сотрудники, у которых в наличие есть суммы, выданные под отчет для приобретения имущества.
Сотрудник, на которого возложена ответственность за документы, которыми оформляются выдача и получение денежных средств под отчет , должен присутствовать во время проведения проверки инвентаризационной комиссии. В случае отсутствия ответственного сотрудника, комиссия работает без него. Данное обстоятельство не влияет на результаты инвентаризации. Вместе с тем, отсутствие одного из членов инвентаризационной комиссии в ходе проведения инвентаризации не дает оснований для признания результатов проверки быть правомочными.
Одной из задач членов инвентаризационной комиссии является установка за сотрудником или за предприятием задолженности по денежным суммам, которые были выданы под отчет. Также инвентаризационная комиссия проверяет наличие документов, которые подтверждают расходы по выданным средствам и сроки выдачи денег под отчет сотрудникам предприятия.
Какие обязанности возлагаются на членов инвентаризационной комиссии при проведении инвентаризации расчетов с подотчетными лицами:
- проверка использования авансовых выплат с целевым назначением их выдачи;
- сравнение информации, отраженной в регистрах бухгалтерского учета с данными, которые содержат в себе первичные документы по авансовым выплатам;
- определение выданных под отчет денежных средств, по которым ответственный сотрудник не предоставил необходимый авансовый отчет.
Инвентаризация расчетов по начислению и выплате заработной платы
При проведении инвентаризации необходимо проверить соответствие начисленных сумм заработной платы и других выплат положениям системы оплаты труда, локальным нормативным актам работодателя, данным о фактической выработке, фактически отработанном времени, а также определить характер задолженности в расчетах с работниками по заработной плате (нормальная или просроченная). Для этого проверке подвергаются данные синтетического и аналитического учета.
Проверку лучше начинать с документов, которые являются основаниями для расчета заработной платы. К таким документам относятся:
- коллективный договор, положения об оплате труда, премировании, другие локальные нормативные акты;
- трудовые договоры;
- приказы о привлечении к сверхурочной работе, работе в выходные дни, совмещении профессий, прочие приказы, устанавливающие размеры надбавок и доплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, а также приказы, содержащие специфические нормы по оплате труда и предусматривающие внесистемные выплаты.
Сведения о фактически отработанном времени можно получить из табеля учета рабочего времени.
Сведения о суммах фактически начисленной заработной платы содержатся:
- в лицевых счетах;
- в нарядах и других документах на выполнение в течение месяца работы в соответствии с утвержденными нормами и расценками (при сдельной форме оплаты труда);
- в расчетных (расчетно-платежных) ведомостях.
Информация о выплате работникам заработной платы представлена в платежных (расчетно-платежных) ведомостях и расходных кассовых ордерах.
Отметим, что после вступления в силу Федерального закона № 402-ФЗ неоднократно поднимался вопрос применения унифицированных форм для оформления событий, которые происходят в сфере трудовых отношений (прием на работу, увольнение работника, предоставление ему отпуска и др.). По мнению Роструда, негосударственные организации с 1 января 2013 года вправе использовать формы первичных учетных документов, разработанные ими самостоятельно (письма от 09.01.2013 № 2-ТЗ, от 23.01.2013 № ПГ/10659-6-1, от 14.02.2013 № ПГ/1487-6-1).
В качестве примера Роструд упоминает личную карточку работника (форма Е-2) и отмечает, что первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ. Аналогичные разъяснения были даны в отношении формы Т-3 «Штатное расписание» (Письмо Роструда от 23.01.2013 № ПГ/409-6-1).
Форма личной карточки работника, как и иные унифицированные формы первичных учетных документов по учету труда и его оплаты, утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 (далее – Постановление № 1). В то же время необходимо принимать во внимание, что требования о применении этой унифицированной формы для ведения воинского учета предусмотрены п. 27 Положения о воинском учете.
Обратите внимание
В Информации № ПЗ-10/2012 Минфин указал, что с 1 января 2013 года остаются обязательными для применения формы первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии с другими федеральными законами.
С учетом изложенного можно прийти к выводу, что оформление документов с использованием самостоятельно разработанных форм для учета труда и его оплаты может вызвать претензии со стороны проверяющих органов, поскольку в новой форме могут быть не учтены (не полностью учтены) требования трудового законодательства, предъявляемые к конкретному документу.
Например, личная карточка работника должна содержать графы, в которые необходимо вносить сведения о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу и увольнении (п. 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек). В то же время данные сведения не входят в перечень, приведенный в ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ.
Из вышесказанного следует, что при составлении документов по учету труда и его оплаты организациям целесообразнее использовать унифицированные формы, утвержденные Постановлением № 1. При этом применение данных унифицированных форм необходимо утвердить либо отдельным приказом руководителя организации, либо приложением к учетной политике.
После того, как установлено наличие всех необходимых документов, нужно сверить данные первичных учетных документов и регистров с суммами, отраженными на счетах бухгалтерского учета.
Напомним, что в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов в бухгалтерском учете начисление заработной платы отражается по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников (08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и т. д.).
При инвентаризации расчетов с персоналом обороты по кредиту счета 70 сравнивают с суммами, отраженными в расчетных (расчетно-платежных) ведомостях.
Выплата заработной платы отражается по дебету счета 70 и кредиту счетов учета денежных средств (50 «Касса», 51 «Расчетные счета»). При осуществлении различных удержаний из заработной платы возможны корреспонденции со счетами 68 «Расчеты по налогам и сборам» (при удержании НДФЛ), 71 «Расчеты с подотчетными лицами» (при удержании неиспользованной суммы аванса, полученного под отчет), 73 «Расчеты с персоналом по прочим обязательствам» (например, в счет возмещения ущерба, причиненного работодателю, или погашения займа, предоставленного организацией), 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (при удержании алиментов).
Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрено, что аналитический учет по счету 70 ведется по каждому работнику организации.
К сведению
Кредитовое сальдо счета 70 показывает задолженность организации перед работниками по начисленной, но не выплаченной им заработной плате (как текущей, так и просроченной).Начисленные, но не выплаченные в установленный срок (из-за неявки получателей) суммы числятся по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по депонированным суммам». При инвентаризации субсчета «Расчеты по депонированным суммам» счета 76 выявляются суммы депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности.
Какие документы относятся к локальным актам, требующих проверки
- перечень ответственных сотрудников, которые правомочны получать денежные средства под отчет;
- перечень сотрудников руководящего состава предприятия, которые располагают доверенностью давать поручения сотрудникам в отношении целевого использования авансовых средств, а сотруднику бухгалтерской службы, либо кассиру предприятия – распоряжения в отношении выдачи денежных сумм под отчет.
Авансовые отчеты следует проверять на:
- соответствие использования денежных средств с целевым назначением;
- соответствие сроков составления авансового отчета со сроком возврата оставшихся денежных средств;
Важно! Руководитель организации закрывает и утверждает авансовые отчеты.
Инвентаризация подотчетных сумм
При инвентаризацииподотчетных сумм проверяются отчетыподотчетных лиц по выданным авансам сучетом их целевого использования, атакже суммы выданных авансов по каждомуподотчетному лицу (даты выдачи, целевоеназначение).
Оформление результатов инвентаризации
По окончанииинвентаризации составляется акт,производится сравнение фактическихостатков денежных средств, выявленныхпри проверке, с остатками, учтенными насчетах бухгалтерского учета.
Результатомтакого сравнения является составлениесличительных ведомостей. В сличительныхведомостях отражаются результатыинвентаризации, т.е.
расхождения междупоказателями по данным бухгалтерскогоучета и данными инвентаризационныхописей.
Денежные средства,оказавшиеся в излишке, подлежатоприходованию и зачислению соответственнона финансовые результаты у организации.
Недостача денежныхсредств, относится на виновных лиц.
Результатыинвентаризации должны быть отражены вучете и отчетности того месяца, в которомбыла закончена инвентаризация, а погодовой инвентаризации – в годовомбухгалтерском отчете.
Инвентаризация- гарантия достоверности бухгалтерскойотчетности.
Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете:
Д-т сч. 94 К-т сч.50-1 – отражена недостача денежных средствв кассе
Д-т сч. 73-2 К-т сч.94 – недостача отнесена на виновное лицо
Д-т сч. 50-1 К-т сч.73-2 – внесение виновным лицом наличныхденежных средств в погашение недостачи.
Д-т сч. 50-1 К-т сч.91-1 – Оприходован излишек денежныхсредств, обнаруженный при инвентаризации.
Глава 6. Порядок отражения операций с денежными средствами в формах бухгалтерского учета и отчетности
При использованиижурнально– ордерной формы бухгалтерского учета данныепервичных документов систематическинакапливаются в журналах-ордерах ивспомогательных ведомостях.
Журналы-ордера,составленные по кредитовому принципу,открываются на отчетный период наотдельный синтетический счет. Записив журналы ордера производят с первичныхдокументов в хронологическом порядке,либо со вспомогательных ведомостей.
После подведенияитогов по журналу-ордеру его кредитовыйоборот переносится в Главную книгу посоответствующему счету, куда такжезаписываются обороты по дебету его, ноиз других журналов-ордеров. Выводитсяконечное сальдо, а затем остаткипо счетам из Главной книги заносятся вбухгалтерский баланс.
Для проверки правильности в Главнойкниге подсчитываются обороты по всемсчетам: сумма дебетовых оборотов должнабыть равна сумме кредитовых оборотов.,а также сумма полученных конечных сальдопо дебету должна быть равна суммекредитовых остатков.
За счет этого идостигается баланс – равенство активаи пассива.
При упрощеннойформе в качестве регистра синтетическогоучета используется Книга учетахозяйственных операций, в которой каждаяоперация в хронологическом порядке суказанием номера, суммы и содержаниясразу отражается на счетах бухгалтерскогоучета.
В качестве регистров аналитическогоучета в этом случае используютсяведомости, которые составляются наоснове первичных документов. Возможнотакже при значительном количествеопераций фиксировать их сначала введомостях, а итоговые данные- в книгеучета хозяйственных операций.
В концеотчетного периода в книге подводятсяитоги, подсчитываются обороты по каждомусчету и выводятся конечные сальдо, покоторым составляется новый баланс.
Обычно в балансе,который является формой бухгалтерскойотчетности, часть статей полностьюсоответствует остаткам синтетическихсчетов, другие же статьи отражаютсгруппированные данные ряда счетов.
Основное содержаниебухгалтерского баланса представленов ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетностьорганизации». Конкретизация содержаниястатей баланса по годам осуществляетсяприказами Минфина РФ по квартальной игодовой отчетности. Например, содержаниебухгалтерского баланса за 2000 отчетныйгод определено приказом Минфина РФ от13.01.2000 г. №4н.
- Статья бухгалтерского баланса «Денежные средства» должна отражать остатки денежных средств по счетам 50, 51, 52, 55, 57 ( дебетовое сальдо).
Следует учесть,что данные бухгалтерской отчетностидолжны включать показатели деятельностивсех филиалов и иных подразделенийорганизации. Данные об активах иобязательствах должны приводиться вотчетности обособленно в случае ихсущественности.
В соответствии сМетодическимирекомендациямио порядке формирования показателейбухгалтерской отчетности организации,утвержденными приказомМинфина России от 28.06.2000 г.
№ 60н,существенной признается сумма, отношениекоторой к общему итогу соответствующихданных за отчетный год составляет неменее 5 %.
Если предприятиерасполагает средствами в иностраннойвалюте, то при составлении Бухгалтерскогобаланса они пересчитываются в рубли.Пересчет производится по официальномукурсу ЦБ РФ, действовавшему на последнийкалендарный день отчетного периода.
- С 1996 года организации составляют отчет о движении денежных средств.
Отчет состоит изчетырех разделов.
- Остаток денежных средств на начало года.
- Поступило денежных средств- всего и в том числе по видам поступлений( выручка от реализации товаров, работ, услуг, авансы полученные от покупателей, кредиты, прочие поступления).
- Направлено денежных средств –всего и в том числе по направлениям расходов ( на оплату приобретенных товаров, работ, услуг, на оплату труда, финансовые вложения, расчеты с бюджетом, прочие выплаты и перечисления).
- Остаток денежных средств на конец отчетного периода.
Сведения о движенииденежных средств представляются врублях по данным счетов учета денежныхсредств: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета»,52 «Валютные счета», 55 «Специальные счетав банках». Движение денежных средствпоказывается по видам деятельности -текущей, инвестиционной (капитальныевложения и долгосрочные финансовыевложения), финансовой (краткосрочныефинансовые вложения).
В Отчете о движенииденежных средств справочно должны бытьприведены данные о поступлениях вотчетном периоде денежных средств поналичному расчету с выделением в томчисле:
- расчетов с юридическими лицами;
- расчетов с физическими лицами;
- поступления денежных средств с применением контрольно-кассовых машин или бланков строгой отчетности;
- сумм денежных средств, сданных организацией в кредитную организацию;
- сумм денежных средств, полученных в кассу организации из кредитной организации.
Справочные сведенияотчета позволяют контролировать наличныйпоток денежных средств в организации.
Источник: //StudFiles.net/preview/399643/page:14/
Какие документы составляются по итогам инвентаризации
Полученные итоги инвентаризации расчетов с подотчетными лицами фиксируют в Акте с подобным названием унифицированной формы № ИНВ-17. Итоговый акт готовят в 2-х экземплярах, каждый из которых подписывают члены инвентаризационной комиссии.
Вместе с актом готовится справка, которая является основанием для составления самого акта в разрезе синтетических счетов. Данная справочка обычно составляется только в одном экземпляре.
Справка содержат информацию следующего содержания:
– сумму установленной задолженности со стороны подотчетного лица;
– причину и дату, когда была образована задолженность по расчетам с подотчетными лицами;
– сотрудник (ФИО, должность) – подотчетное лицо.
Что необходимо указать в итоговом акте:
- номера счетов бухучета, где отражена задолженность;
- подотчетное лицо;
- суммы долгов, срок исковой давности по которым истек на момент проведения проверки;
- размер долгов, которые были или не были согласованы с лицами, получившими денежные средства под отчет.
Рекомендации. Если по каким-либо причинам член инвентаризационной комиссии отсутствует, необходимо назначить ему замену приказом руководителя предприятия.
Нарушения, которые были выявлены в ходе инвентаризации, необходимо будет устранить, установленных виновных привлечь к ответственности.
Важно! Следует особо обратить внимание на выявление сумм, по которым авансовый отчет не был получен в установленный срок. Необходимость этого обусловлена тем, чтобы в будущем на было доначисления НДФЛ при очередной проверке сотрудниками налоговой службы с выданных авансовых сумм.
Следует помнить! Сотрудники налоговой инспекции могут доначислить НДФЛ с выданных под отчет сумм, которые использовались не по целевому назначению.
Инвентаризация расчетов по НДФЛ
Организации и предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми работники-налогоплательщики получают доходы, признаются налоговыми агентами. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, рассчитанную в соответствии со ст. 224 НК РФ (ст. 226 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных последним налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать:
- налогоплательщика;
- вид выплачиваемых ему доходов и предоставляемых налоговых вычетов в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В настоящее время действует Приказ ФНС РФ от 17.11.2010 № ММВ-7-3/[email protected] «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников»;
- суммы доходов и даты их выплаты;
- статус налогоплательщика;
- даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему РФ, реквизиты соответствующего платежного документа.
Документом, подтверждающим исполнение налоговым агентом обязанности по перечислению налога в бюджет, является платежное поручение.
В ходе инвентаризации расчетов по НДФЛ необходимо проверить записи по счету 68, субсчет «Расчеты по НДФЛ».
Согласно пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны предоставлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справку о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справку об исполнении обязанности по их уплате на основании данных налогового органа. Справка о состоянии таких расчетов передается (направляется) этому лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов – в течение 10 дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса. Кроме того, в силу пп. 11 названного пункта налоговые органы обязаны осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты такой сверки оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта. Порядок передачи акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом ФНС РФ от 29.12.2010 № ММВ-7-8/[email protected]
На основании абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ в случае выявления сумм излишне уплаченного налога инициировать проведение сверки расчетов может как налогоплательщик, так и налоговый орган. Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждена Приказом ФНС РФ от 20.08.2007 № ММ-3-25/[email protected] Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами утвержден Приказом ФНС РФ от 09.09.2005 № САЭ-3-01/[email protected] (редакция от 21.01.2013).
Варианты возврата недостающих денежных средств, выданных под отчет
Если по итогам работы инвентаризационной комиссии было установлено виновное лицо в необоснованном невозвращении денежных средств, выданных под отчет, то недостающую сумму можно будет удерживать из зарплаты виновного сотрудника. Работодатель имеет на это право. Но есть определенные условия для ее удержания. Во-первых, удержания из заработной платы можно будет осуществлять не позже одного месяца с момента завершения срока выдачи аванса. Во-вторых, сотрудник со своей стороны согласен с обвинением и размером удержаний.
Если месячный срок работодателем пропущен, то можно дать возможность сотруднику вернуть недостающие средства на добровольной основе, либо передать документы в судебные органы. Есть еще один вариант, который применим к суммам задолженности, он заключается в том, что по истечении срока исковой давности данную сумму признают безнадежной задолженностью. При увольнении работника его задолженность перед организацией может быть также признана безнадежной.
Инвентаризация расчетов по займам работникам
Возможность организации выдавать своим сотрудникам займы предусмотрена п. 1 ст. 807 ГК РФ. Займы могут предоставляться как в денежной, так и в натуральной форме. В соответствии с п. 1 ст. 808 ГК РФ договор займа между организацией и работником оформляется в письменном виде. Денежные средства выдаются из кассы по расходному кассовому ордеру или перечисляются в безналичной форме по указанным работником реквизитам.
Учет займов, выданных работникам, осуществляется с использованием счета 73, субсчет «Расчеты по предоставленным займам». Если заем процентный, его можно отразить на счете 58 «Капитальные вложения», субсчет «Предоставленные займы».
Начисление процентов по таким займам в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 73 и кредиту счета 91/1.
Если работнику выдается беспроцентный заем или ставка за пользование займом ниже установленной ст. 212 НК РФ, может возникнуть материальная выгода, которая облагается НДФЛ в соответствии с положениями ст. 210 НК РФ.
Наиболее распространенные виды нарушений в порядке выдачи средств под отчет
- Оформление расходов сотрудников, находившихся в командировке.
- Не соблюдение требований выдачи денежных средств под отчет.
- Не соблюдение требований по удержанию НДФЛ с денежных сумм, которые превышают установленные нормы расходов на командировку.
- Не соблюдение требований учета сумм, выделяемых на представительские расходы организации.
- Не соблюдение требований при оплате выполненных работ, приобретенных материалов подотчетными лицами.
- Не соблюдение требований порядка организации и ведения синтетического учета расчетов с лицами, получившими средства под отчет.
Пример. В ООО «Ветер перемен» главный бухгалтер решил провести перед закрытием годового баланса инвентаризацию расчетов с подотчетными лицами.
По итогам проведенной инвентаризации выявили, что у одного из сотрудников, Ковалева С.С., которому под отчет была выдана сумма в размере 2500 рублей для приобретения канцелярских принадлежностей, осталась сумма 250 рублей, которую он не вернул в бухгалтерию. В бухгалтерском учете подобная ситуация отражается следующими проводками:
Дт 94 Счета Кт 71 Счета – 250 руб. (в последствии, за нарушение кассовой дисциплины, эту денежную сумму необходимо будет удержать из заработной платы Ковалева С.С.
Инвентаризация расчетов по начислению и выплате пособий
Проверка расчетов по начислению и выплате пособий необходима в целях подтверждения их обоснованности. Следует отметить, что в случае выявления ошибок в таких расчетах и их своевременного устранения организация сможет избежать проблем зачета пособий за счет средств ФСС.
При назначении и выплате пособий организация руководствуется:
Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ);
Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
Федеральным законом от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов»;
Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей;
Порядком выдачи листков нетрудоспособности;
Разъяснением «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами»;
Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
В первую очередь необходимо проверить наличие всех документов, которые являются основаниями для назначения пособий. В зависимости от вида пособия к таким документам относятся:
- листки нетрудоспособности;
- справки о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с мест работы у других работодателей;
- документы, подтверждающие страховой стаж;
- документы для назначения «детских» пособий, перечисленные в Порядке и условиях назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей;
- заявления на выплату пособий;
- расчеты пособий, произведенные бухгалтерией организации.
При проверке правильности начисления и выплаты пособий в силу Федерального закона № 255-ФЗ следует помнить:
- пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня выплачивается за счет средств работодателя (пп. 1 п. 2 ст. 3);
- предельная сумма заработка при исчислении пособий не может превышать установленную предельную величину базы для начисления страховых взносов (ст. 14);
- пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачивается застрахованному лицу с учетом ограничений (в частности, в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет пособие выплачивается не более чем за 60 календарных дней в календарном году, для детей от 7 до 15 лет – не более чем за 45 календарных дней) (п. 5 ст. 6);
- право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком (ст. 11.1).
Далее необходимо проверить записи на счетах бухгалтерского учета. Начисление пособий отражается по кредиту счета 70 в корреспонденции со счетами учета затрат при начислении пособия по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя (Дебет 20, 25, 26, 44) или по дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (при начислении пособия по временной нетрудоспособности начиная с четвертого дня болезни и других пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС). Выплата пособий отражается по дебету счета 70 и кредиту счетов учета денежных средств.