Какие компании обязаны платить транспортный налог?
Налоговое законодательство устанавливает, что налог обязаны уплачивать все юридические лица, в собственности которых есть транспортные средства.
Прекращение обязанности возможно только в том случае, если ТС снято с регистрационного учёта или уничтожено. Но оба эти факта нужно подтвердить документально, иначе ФНС не возьмёт их во внимание.
То есть сбор всё равно придётся платить, даже если организация давно не пользуется техникой, передала её в аренду или внесла в уставной капитал другой компании.
Но есть одно исключение – фирма освобождается от уплаты транспортного налога, если техника была реализована по причине исполнительного производства.
Сбор взимается с большинства судоходных, водных и воздушных транспортных средств. Но у некоторых юрлиц есть возможность сэкономить. К примеру, закон освобождает от уплаты владельцев морских платформ, специальной техники для с/х деятельности, промысловых судов.
Транспортный налог: понятие, объект налогообложения
Транспортный налог – это вид денежного перечисления в бюджет, которое обязаны производить владельцы транспортных средств. Данный платеж относится к категории имущественных налогов.
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ в данном случае объектом налогообложения являются наземные, воздушные и водные транспортные средства, зарегистрированные в соответствии с правилами, прописанными в российском законодательстве. К примеру, это могут быть:
- автомобили;
- мотороллеры;
- автобусы;
- вертолеты;
- теплоходы;
- яхты и т. д.
Порядок уплаты транспортного налога регулируется положениями НК РФ (глава 28), а также нормативными актами, действующими в конкретных субъектах РФ.
СПРАВКА!
Стоит отметить, что данный вид налога относится к категории региональных. Это означает, что суммы, вносимые налогоплательщиками, остаются в бюджете конкретного региона. В дальнейшем они направляются на строительство дорог, больниц, школ и т. д.
Инструкция, как рассчитать транспортный налог
Транспортный налог рассчитывается по формуле:
ТН = НБ х НС, где:
- НБ – налоговая база
- НС – налоговая ставка, актуальная на момент уплаты
Формула усложняется, если компания:
- вносит авансовые платежи
- хочет воспользоваться налоговыми льготами
- применяет разные коэффициенты
Если совпадают все три условия, указанные выше, расчёт выглядит так:
ТН = НБ х НС х Кв х Кп — НЛ — АП, где:
- Кв – коэффициент владения ТС
- Кп – повышающий коэффициент
- АП – авансовые платежи
- НЛ – льготы, на которые имеет право плательщик
Это полная формула, но она может меняться в зависимости от ситуации.
Статья 356. Общие положения
Транспортный налог (далее в настоящей главе — налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Главные значения формулы
Основные параметры расчёта налога – это налоговая база и налоговая ставка. Они не исключаются из формулы в любом случае. Остальные показатели дополняют её, если это нужно в конкретной ситуации.
Значение НБ можно узнать в техпаспорте или других документах на транспортное средство. Базой становится мощность двигателя, валовая вместимость или единица машины.
Обратите внимание, что мощность двигателя, указываемая в кВт, подлежит перерасчёту в лошадиных силах: количество кВт нужно умножить на 1,35962 (это неизменная величина). Получившийся результат требуется округлить до 2-х цифр после запятой.
Что касается налоговой ставки, то она устанавливается региональными властями и зависит от:
- базы налогообложения
- возраста техники
- категории ТС
- экологического класса
Если орган МСУ не определил ставки, компании вправе использовать базовые показатели, прописанные в ст.361 НК РФ.
Чтобы узнать НС в конкретном регионе, можно воспользоваться справочным сервисом ФНС:
- Указать регион.
- В поиск ввести «О транспортном налоге». Система автоматически выдаст закон, который действует в нужном субъекте РФ.
- Нажать «Подробнее».
- Перейти во вкладку «Ставки».
- Поставить галочку рядом с надписью «Юридическое лицо».
- Кликнуть кнопку «Показать».
Сервис отобразит ставки по ТН в выбранном регионе.
Пример расчёта
Расчёт, производимый только с основными значениями, очень простой. К примеру, в собственности компании в течение 2022 года находился легковой автомобиль с мощностью 145 л.с, что является базой налогообложения. Налоговая ставка в регионе составляет 35 рублей.
Умножаем два показателя и получаем размер транспортного налога:
145*35 = 5 075 рублей
Столько организации нужно заплатить без учёта авансовых платежей, применения льгот и коэффициентов.
Статья 361. Налоговые ставки
1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:
Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка (в рублях) Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 2,5
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 3,5
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 5
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 7,5
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 15
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно 1
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно 2
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) 5
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно 5
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) 10
Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 2,5
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 4
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 5
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 6,5
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 8,5
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) 2,5
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно 2,5
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) 5
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 10
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 20
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 20
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 40
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 25
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 50
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) 20
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) 25
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) 20
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) 200
2. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
3. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса. Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
Авансовые платежи и итоговый ТН
Периодичность внесения авансовых платежей зависит от того, установили региональные власти отчётные периоды или нет. Если да, то платить требуется ежеквартально, если нет, то – по итогам года.
Вносят авансы равными частями. Применяемая для их расчета формула следующая:
АП = ¼ х ТН
По итогам года ТН рассчитывается за вычетом авансовых платежей:
ТН = НБ х НС – АП
Пример расчёта
Фирма в течение всего 2022 года имела в собственности легковую машину с мощностью двигателя 150 л.с, что и считается налоговой базой. Ставка в регионе составляет 10 рублей.
Сначала рассчитывается размер налога:
150*10=1500 рублей
Потом с него определяется авансовый платёж:
¼*1500=375 рублей
Итоговый транспортный налог с учётом авансов, вносимых каждый квартал (то есть 3 раза), рассчитывается так:
1500- (375*3)=375 рублей
Транспортный налог (ст.28 НК РФ)
Главная|Законодательство|Законодательство по налогообложению|Налоги для организаций применяющих УСН|Транспортный налог (ст.28 НК РФ)
Налоговый Кодекс РФ ,часть 2
Глава 28. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ
Статья 356. Общие положения
Транспортный налог (далее в настоящей главе — налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Статья 357. Налогоплательщики
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в связи с организацией и (или) проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.
Не признаются налогоплательщиками FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2022 года, Кубка конфедераций FIFA 2022 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет «Россия-2018», дочерние организации Организационного комитета «Россия-2018», производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2022 года, Кубка конфедераций FIFA 2022 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Статья 358. Объект налогообложения
1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Не являются объектом налогообложения:
1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
3) промысловые морские и речные суда;
4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ)
5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.
Статья 359. Налоговая база
1. Налоговая база определяется:
1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;
3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, — как единица транспортного средства.
2. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно.
Статья 360. Налоговый период. Отчетный период
1. Налоговым периодом признается календарный год.
2. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.
3. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.
Статья 361. Налоговые ставки
1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:
Наименование объекта налогообложения | Налоговая ставка (в рублях) |
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 2,5 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 3,5 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 5 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 7,5 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 15 |
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно | 1 |
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно | 2 |
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) | 5 |
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно | 5 |
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) | 10 |
Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 2,5 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 4 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 5 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 6,5 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 8,5 |
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) | 2,5 |
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно | 2,5 |
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) | 5 |
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 10 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 20 |
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 20 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 40 |
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 25 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) | 50 |
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) | 20 |
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) | 25 |
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) | 20 |
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) | 200 |
2. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
3. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
4. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
Статья 362. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу
1. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.
Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:
1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;
1,3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;
1,5 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;
2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
При этом исчисление сроков, указанных в настоящем пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.
Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для целей настоящей главы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
2.1. Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента, указанного в пункте 2 настоящей статьи.
3. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.
Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
4 — 5. Утратили силу. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ.
6. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
Статья 363. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
1. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 настоящего Кодекса.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками — физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
2. В течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 настоящего Кодекса.
3. Налогоплательщики — физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.
Статья 363.1. Налоговая декларация
1. Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу.
2. Утратил силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.
3. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
4. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Учёт коэффициента владения ТС
Организация применяет коэффициент владения (Кв), когда техника зарегистрирована на неё не весь отчётный год или квартал. Если транспортное средство находится в собственности полный год, тогда коэффициент составляет 1 и не оказывает влияния на итоговую сумму ТН. Поэтому его и не учитывают.
Расчет коэффициента производится по отдельной формуле:
Кв = количество полных месяцев владения ТС/число месяцев в отчетном периоде
Итоги
Налоговая база по транспортному налогу для имеющих двигатель транспортных средств — это выраженная в лошадиных силах мощность двигателя. Для водных несамоходных транспортных средств налог исчисляется исходя из валовой вместимости в регистровых тоннах, а для воздушных судов — из выраженной в килограммах силы статической тяги реактивного двигателя. Для иных водных и воздушных судов за налоговую базу принимается единица транспортного средства.
Источники: Налоговый кодекс РФ
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Как учитывается неполный месяц владения ТС?
Как было сказано выше, если юридическое лицо имеет ТС в собственности неполный период, нужно применять коэффициент владения. Разберем, как все это учитывается, на примере.
Компания 10 марта 2022 года зарегистрировала свой легковой автомобиль мощностью 150 л.с. (это НБ). Налоговая ставка в регионе составляет 10 рублей. Как же в этом случае рассчитать аванс за первый квартал и транспортный налог по итогам года?
Обратите внимание, что существует правило «15-го числа»:
- автомобиль поставлен за учет в периоде с 1 по 15 число месяца (включительно)
- авто снято с учета в период с 16 по 30 (31) число месяца (для февраля с 16 по 28/29)
В рассматриваемом случае как раз работает это правило. Автомобиль зарегистрирован 15-го марта, значит, этот месяц для исчисления налога учитывается полностью.
Сначала рассчитываем коэффициенты владения:
- первый квартал – 0,3333 (1 месяц владения/3 месяца отчетного периода)
- по итогам года – 0,8333 (10 месяцев/12 месяцев)
Затем переходим к авансовым платежам:
- первый квартал – ¼*150*10*0,3333=125 рублей
- второй – ¼*150*10=375 рублей
- третий – ¼*150*10=375 рублей
Наконец, считаем итоговую сумму транспортного налога:
150*10*0,8333 — (125+375+375)=375 рублей
Не нужно забывать, что сумма ТН округляется до рубля, если выходит больше 50 копеек.
Статья 362. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу
1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.
2.1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
3. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
4. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
5. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
Сведения, указанные в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
6. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.
Что такое повышающий коэффициент?
Налоговое законодательство обязывает применять повышающий коэффициент (Кп), если в собственности компании есть легковой автомобиль высокой стоимости. Данное значение зависит от средней цены и возраста машины.
Список автомобилей, при расчёте налога на которые нужно применять Кп, опубликован на официальном сайте Минпромторга. Каждый год этот перечень обновляют. Новую версию можно посмотреть не позже 1 марта.
Расчёт ТН с учётом Кп производится по следующей формуле:
ТН=НБ*НС*Кп – АП
Аванс считают так:
АП = ¼*НБ*НС*Кп
Пример расчёта
У фирмы в собственности весь 2022 год находился легковой автомобиль марки BMW 340i xDrive Gran Turismo с мощностью 326 л.с.(НБ), стоимостью 3 200 000 рублей. Налоговая ставка в регионе составляет 150 рублей. В соответствии с перечнем Минпромторга повышающий коэффициент для такой машины равняется 1,1.
Аванс:
¼*326*150*1,1=13 448 рублей
Итоговый транспортный налог:
(326*150*1,1) – (3*13 448)=13 446 рублей
Расчет транспортного налога в 2018-2019 годах
Физические и юридические лица считают размер налога за транспорт по-разному:
1. Для физлиц и предпринимателей транспортный налог рассчитывают налоговые инспекторы, рассылая уведомления об уплате налога «Почтой России» или размещая их электронные версии в личных кабинетах налогоплательщиков – физических лиц на сайте ФНС.
Чтобы проверить, правильно ли ИФНС рассчитала сумму налога за ваш автомобиль к уплате, вы можете использовать калькулятор на сайте ФНС или рассчитать налог вручную. Для расчета можете воспользоваться нашими подсказками.
2. Организации считают транспортный налог самостоятельно. Также они должны заполнять декларацию по налогу и фиксировать в бухгалтерском учете начисление и уплату авансовых платежей и самого налога за год. Какими проводками отразить начисление и оплату транспортного налога, расскажет вам статья «Начислен транспортный налог (бухгалтерские проводки)».
А как заполнить декларацию, мы подскажем в статье «Порядок заполнения декларации по транспортному налогу».
Дополнительную возможность уменьшения транспортный налог получил с 03.07.2016. Его величину, начисляемую по большегрузным автомобилям за периоды 2015–2018 годов, можно было уменьшать на суммы уплаченной за соответствующий период платы за вред, причиняемый дорогам этими автомобилями (п. 2 ст. 362 НК РФ). Такой вычет помогал снизить величину начисленного по большегрузам транспортного налога до нуля. Однако в 2022 году действие этой льготы заканчивается.
Если организация неверно посчитала налог на транспорт, нужно сделать перерасчет и сдать уточненную декларацию. Читайте об этом в нашей статье.
В нашей рубрике «Транспортный налог» мы собрали ряд типовых ситуаций по расчету данного налога, с которыми чаще всего сталкиваются налогоплательщики. Пример расчета транспортного налога при продаже автомобиля вы найдете здесь.
Если у вас возникает вопрос: кто должен платить налог за тот месяц, в котором состоялась купля-продажа авто, ответ на него мы даем в публикации.
От чего еще зависит размер транспортного налога по автомобилю? От повышающих коэффициентов. Подробнее о правилах их применения вы можете прочесть по ссылке.
Повышающий коэффициент по дорогим автомобилям должен публиковаться не позднее 1 марта того года, на который он устанавливается (закон от 28.11.2015 № 327-ФЗ). Перечень на 2018 год вы найдете на официальном сайте Минпромторга.
К сожалению, в вашей жизни может произойти такое неприятное событие, как кража. Если у вас угнали автомобиль, налог на него вы можете не уплачивать. И с недавних пор сделать это стало проще. Об этом читайте здесь.
Кто имеет право на налоговые льготы?
В статье 358 НК РФ закреплён список ТС, за которые юридические лица не обязаны платить налог. Но власти в регионах вправе устанавливать ещё дополнительные льготы.
К примеру, в столице сбор не уплачивают компании, которые занимаются перевозками пассажиров на городском транспорте. В Санкт-Петербурге фирмы, имеющие в собственности плавучие доки, платят налог меньше на 50%.
Узнать, есть ли в вашем регионе льготы, можно в налоговой службе.
При расчёте размер льготы вычитается из размера транспортного налога. Полученную в итоге сумму нужно заплатить в ФНС.
В каких случаях платить налог не нужно?
Стоит отметить, что не все транспортные средства являются объектом налогообложения по транспортному налогу. В соответствии с п. 2 ст. 358 НК РФ не нужно платить данный вид обязательных платежей в отношении следующих средств передвижения:
- легковые авто, оборудованные для эксплуатации инвалидами;
- машины мощностью меньше 100 л. с., полученные через органы социальной защиты населения;
- водный и воздушный транспорт, принадлежащий организациям или ИП, который используются для перевозки пассажиров и грузов;
- средства передвижения, принадлежащие органам государственной власти;
- самолеты и вертолеты, предназначенные для обслуживания медицины;
- транспортные средства, числящиеся в розыске, или же те авто, которые уже найдены. В последнем случае уплачивать налог не нужно за период с начала розыска и до дня передачи машины ее владельцу;
- иные случаи.
Отдельно стоит подчеркнуть, что определенные послабления по транспортному налогу могут быть предусмотрены для граждан, относящихся к категории льготников (более подробно об этом написано ниже).
Нужна ли декларация по ТН?
Налоговая декларация по сбору на транспорт больше не нужна. Сотрудники ФНС самостоятельно запрашивают сведения в ГИБДД и Ростехнадзоре о том, какая техника зарегистрирована на юридическое лицо. В качестве напоминания инспекция высылает плательщику уведомление о сумме налога.
Если гражданин посчитал сбор сам, и его результат расходится с ФНС, можно отстоять свою позицию, если она верна. Потребуется обосновать правильность самостоятельного расчёта документально. Налоговая служба отводит на оспаривание 10 суток с момента получения оповещения о сумме транспортного налога.
Когда отчитываться по транспортному налогу
Хотите легко платить налоги и отчитываться по ним? Пользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия! Сервис напомнит об уплате налогов, проведет расчет и автоматически сформирует декларацию. Получить бесплатный доступ на 14 дней
Отчитываться по транспортному налога с 2022 года организации не должны. Вместо этого юридические лица будут обмениваться с налоговой сообщениями о сумме налога и объектах налогообложения. Так, организация платит налог, инспекция проверяет сумму по сведениям из ГИБДД и отражает результат своих расчетов в сообщении. Если уплаченная сумма совпадает с расчетом налоговой, то все в порядке. Если нет, нужно разобраться, кто допустил ошибку, и исправить ее. Например, если вы уплатили меньше налога, чем нужно, надо будет погасить недоимку и заплатить пени. Если же ошиблась налоговая, то в ответ на сообщение надо направить пояснение с подтверждающими документами.
Сообщение из ИФНС может не прийти. Если этого не произошло до 1 сентября, то есть вероятность, что в налоговой нет данных о вашем транспорте. Тогда инспекторов надо уведомить — для этого в любую инспекцию направляется сообщение об объекте налогообложения и копии подтверждающих документов. Форма сообщения утверждена Приказом ФНС России от 25.02.2020 № ЕД-7-21/[email protected] Если проигнорировать эту обязанность, можно получить штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы налога.