Законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса, Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ст. 1 Федерального закона О благотворительной деятельности и благотворительных организациях; далее — Закон № 135 ФЗ).
Даром не означает благотворительность
Если вы безвозмездно передали имущество или оказали услугу бесплатно, то это не означает, что вы занялись благотворительностью. Важно, на какие цели были выделены средства и в какой деятельности будет использоваться переданное вами имущество. Цели благотворительной деятельности определены в статье 2 Закона № 135-ФЗ. Приведем некоторые из них:
- социальная поддержка и защита граждан;
- подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий и катастроф,
- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- содействие защите материнства, детства и отцовства;
- содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
- содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, физической культуры и массового спорта.
В 2011 году цели благотворительной деятельности значительно пополнились. Соответствующие изменения в Закон № 135-ФЗ были внесены Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. № 383-ФЗ. С этого года благотворительностью признается:
- подготовка населения к защите от чрезвычайных ситуаций, пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- социальная реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
- содействия добровольческой деятельности;
- участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- содействие развитию творчества и воспитанию детей и молодежи.
Иные формы оказания помощи коммерческим организациям как финансовыми средствами, так и имуществом благотворительностью не признаются.
Поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не является. Кроме того, запрещается одновременно с благотворительной деятельностью проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.Такие условия прямо предусмотрены в Законе № 135-ФЗ.
Бухгалтерский (бюджетный) учет.
В бухгалтерском учете бюджетных (автономных) учреждений операции, связанные с поступлением пожертвования, отражаются в рамках приносящей доход деятельности – по коду вида финансового обеспечения (КВФО) 2. При этом денежные средства, поступившие в виде пожертвования, расходуются бюджетными (автономными) учреждениями самостоятельно.
У казенных учреждений источником обеспечения всех расходов являются средства соответствующих бюджетов, поэтому операции по поступлению денежных пожертвований отражаются по КВФО 1 «Бюджетная деятельность». Как правило, пожертвования денежных средств в пользу таких учреждений перечисляются в бюджет жертвователями. Казенные учреждения не вправе самостоятельно распоряжаться указанными средствами (расходовать их). Вместе с тем стоит отметить, что суммы пожертвований, зачисленные в бюджет, впоследствии могут быть доведены казенным учреждениям в виде дополнительных лимитов бюджетных обязательств для осуществления целевых расходов (Письмо Минфина РФ от 17.05.2011 № 02‑03‑09/2016).
С учетом новых статей (подстатей) КОСГУ для отражения доходов в виде пожертвования применяются и новые аналитические счета. Рассмотрим обновленные корреспонденции счетов по поступлению пожертвований.
Содержание операции | Бюджетные (автономные) учреждения | Казенные учреждения | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
Денежные пожертвования | ||||
Начислены доходы по договору пожертвования, предусматривающему условия о целевом расходовании средств | 2 205 50 000 2 205 60 000 | 2 401 40 150 2 401 40 160 | 1 205 50 000 | 1 401 10 150 1 401 40 150 |
Начислены доходы при принятии пожертвования без условий по их использованию | 2 205 50 000 2 205 60 000 | 2 401 10 150 2 401 10 160 | ||
Поступили денежные пожертвования учреждению | 2 201 34 510 2 201 11 510 2 201 27 510 | 2 205 50 000 2 205 60 000 | – | – |
Зачислены суммы пожертвований в бюджет: | ||||
отражаются администратором доходов бюджета, осуществляющим полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет | – | – | 1 210 02 190 | 1 205 50 000 |
отражаются администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет (на основании извещения (ф. 0504805)) | – | – | 1 304 04 190 | 1 303 05 730 |
1 303 05 830 | 1 205 50 000 | |||
Списаны в доход текущего года суммы пожертвований при представлении жертвователю отчета о достижении целевых показателей | 2 401 40 150 2 401 40 160 | 2 401 10 150 2 401 10 160 | 1 401 40 150 | 1 401 10 150 |
Неденежные пожертвования | ||||
Приняты к учету объекты имущества (объекты нефинансовых активов), полученные в виде пожертвования, на основании договора, акта при- ема-передачи (акта дарения), подтверждающих безвозмездность передачи жертвователем имущества и факт получения объектов | 2 100 00 000 | 2 401 10 190 2 401 40 190 | 2 100 00 000* | 2 401 10 190* |
* Для казенных учреждений данная проводка применяется в части отражения безвозмездно полученного имущества. По нашему мнению, ее можно использовать и для отражения имущества, принятого в виде пожертвования.
7
Коммерческая фирма по договору пожертвования перечислила спортивной школе (бюджетное учреждение) на лицевой счет денежные средства в размере 100 000 руб. на ремонт спортивного зала. Согласно условиям договора школа обязана отчитаться в целевом использовании указанных средств. Кроме того, по этому же договору фирма безвозмездно передала спортивные тренажеры на сумму 50 000 руб. (иное движимое имущество).
В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислены доходы в виде денежного пожертвования на основании заключенного договора | 2 205 55 564 | 2 401 40 155 | 100 000 |
Поступили на лицевой счет школы денежные средства в виде пожертвования | 2 201 11 510 | 2 205 55 664 | 100 000 |
Забалансовый счет 17 (статья 155 КОСГУ) | |||
Отражены доходы текущего периода на основании отчета о целевом использовании средств пожертвования, предоставленного жертвователю | 2 401 40 155 | 2 401 10 155 | 100 000 |
Приняты к учету спортивные тренажеры, поступившие в виде пожертвования | 2 101 34 310 | 2 401 10 196 | 50 000 |
При принятии к учету пожертвованных объектов нефинансовых активов, стоимость которых не указана в договор пожертвования учреждениям, определяется их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, признаваемая справедливой стоимостью названного объекта, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования. Порядок определения такой стоимости установлен п. 25 Инструкции № 157н.
Определение текущей оценочной стоимости нефинансового актива осуществляется методом рыночных цен на основании данных о сделках с аналогичным или схожим активом, совершенных без отсрочки платежа, и определяется в сумме денежных средств, необходимых при продаже (приобретении) указанных активов на дату принятия к учету.
Определение текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Сведения о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения – экспертным путем.
При определении текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются:
- данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
- сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
- экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
В случае если данные о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по каким‑либо причинам недоступны, в целях обеспечения непрерывного ведения бухгалтерского учета и полноты отражения в бухгалтерском учете свершившихся фактов хозяйственной деятельности текущая оценочная стоимость признается в условной оценке, равной 1 руб. При этом указанные материальные ценности, соответствующие критериям признания активов, отражаются учреждением на балансовых счетах в условной оценке «один объект – один рубль».
После получения данных о ценах на аналогичные либо схожие материальные ценности по объекту нефинансового актива (материальной ценности), отраженные на дату признания в условной оценке, комиссией учреждения осуществляется пересмотр балансовой (справедливой) стоимости такого объекта.
Исполнители и действующий лица
В статье 5 Закона № 135-ФЗ определено понятие участников благотворительной деятельности. Таковыми признаются благотворители, добровольцы и благополучатели.
Благотворители — лица, осуществляющие бескорыстно, то есть безвозмездно или на льготных условиях:
- передачу в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
- наделение правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
- выполнение работ, предоставление услуг.
Благотворители имеют право определять цели и порядок использования своих пожертвований.
Благополучатели — лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.
Добровольцы — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и др.).
Пожертвования и иные источники дополнительного финансирования бюджетных учреждений
Учитывая недостаточность бюджетного финансирования, учреждения пытаются использовать дополнительные его источники путем привлечения безвозмездно полученного имущества, в том числе денежных средств. Нередко такую помощь называют спонсорской. Однако неправильное оформление внебюджетных поступлений может повлечь отрицательные налоговые последствия. В данной статье мы рассмотрим наиболее приемлемые варианты оформления дополнительного финансирования бюджетных учреждений.
Автор: А. Вифлеемский /к.э.н., директор Нижегородского центра экономики образования/ Пожертвования
Следует учитывать, что далеко не все безвозмездные поступления бюджетных учреждений не подлежат обложению налогом на прибыль. К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, которые не учитываются при определении налоговой базы, относятся лишь те виды поступлений, которые указаны в ст. 251 НК РФ
. В частности, не облагаются налогом на прибыль на основании
пп. 14 п. 1
,
п. 2 ст. 251НК РФ
доходы, полученные в виде целевых поступлений из бюджета, целевые поступления, средства, поступившие безвозмездно от других организаций и физических лиц, поступления в виде пожертвования, средства, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.
Наиболее часто встречающейся ошибкой в оформлении дополнительного финансирования от юридических и физических лиц является указание в документах формулировок «спонсорский взнос», «спонсорская помощь» и им подобных. Судебно-арбитражная практика показывает, что слово «спонсор» часто употребляется в значении «рекламодатель». В п. 21 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 37
[1] указывается, что информация о спонсоре либо о товарах, соответствующая условиям спонсорского договора, является рекламой. Налоговая инспекция, на основании положений
Закона «О рекламе»
[2], может квалифицировать такие поступления как подлежащие налогообложению. Согласно
п. 9ст. 3
указанного закона,если организация предоставляет имущество, результаты интеллектуальной деятельности, услуги, работы другим лицам на условиях распространения информации о ней, ее товарах получателем, то такая деятельность называется спонсорством. В результатеспонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно – рекламодателем и рекламораспространителем.
Если спонсорская помощь оказывается на основании договора, которым предусмотрено, что бюджетное учреждение должно распространить информацию (рекламу) о спонсоре или его продукции, то такая помощь не является благотворительной. Расходы на оказание спонсорской помощи будут рекламными для спонсора, а для учреждения – выручкой от реализации рекламных услуг. Услуги, оказанные бюджетным учреждением на возмездной основе, являются реализацией, следовательно, доход, полученный от такой коммерческой деятельности, подлежит налогообложению. Доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных организаций, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы (п. 1 ст. 321.1 НКРФ
).
В то же время, если договором не предусмотрено, что учреждение – получатель взноса должно оказать спонсору рекламные услуги, то взнос можно не рассматривать как плату за рекламу, а расценивать в качестве пожертвования (просто неверные формулировки используются в договоре). При этом юридическое лицо должно оказывать такую помощь из чистой прибыли и не включать ее в расходы. Так, в Постановлении ФАС СЗО от 25.03.2002 № А26-5908/01-02-07/258
был сделан вывод о несоответствии действующему законодательству доводов ИМНС, привлекшей налогоплательщика к ответственности за неполную уплату налога на прибыль, при применении льготы по налогу на прибыль на основании того, что льгота применяется только для взносов на благотворительные цели, а сумма, перечисленная им образовательным учреждениям, в платежных документах названа спонсорской помощью.
Однако возможно и буквальное следование судами нормам налогового законодательства и требованиям ст. 251 НК РФ
, поэтому в случае использования формулировки «спонсорская помощь» вместо формулировок названной статьи, весьма вероятно, придется отстаивать свою точку зрения в суде.
Например, серьезная поддержка позиции налоговых органов может быть оказана руководителем учреждения, если он на каком-либо мероприятии (премьере спектакля, открытии выставки) упоминает о спонсоре или его товарах (работах, услугах) при проведении спонсируемого мероприятия. Это может быть расценено как оказание рекламных услуг. Хотя здесь надо еще учитывать то, что в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ
эту выручку от оказания рекламных услуг можно уменьшить на сумму фактически понесенных, документально подтвержденных и экономически обоснованных затрат, связанных с проведением мероприятий. С другой стороны, возникают проблемы с обложением НДС.
Поэтому мы рекомендуем использовать недвусмысленные формулировки, которые верно передают смысл совершаемых действий и полностью соответствуют предписаниям законодательства о налогах и сборах, во избежание ненужных споров с налоговыми органами.
Если же возникнут проблемы с оформлением ранее полученных средств, то здесь возможно не только отстаивание своей позиции, аналогично приведенному выше примеру. Рекомендуется получить от лиц, оказавших спонсорскую помощь, письма об ошибочности формулировок в платежных поручениях с указанием верной формулировки – «пожертвование на уставную деятельность».
Использование слова «пожертвование» должно производиться с учетом смысла, вкладываемого в это определение Гражданским кодексом РФ. Согласно ст. 582 ГК РФпожертвование
–
это дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования можно делать гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным организациям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ
(то есть Российской Федерации, субъектам РФ: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам, а также городским, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям).
По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Исходя из норм ст. 130 ГК РФ
следует, что к движимым вещам относятся и деньги. Поэтому пожертвование денежной суммы соответствует действующему законодательству. А если в договоре сформулировано «дарение на нужды бюджетного учреждения, на его уставную деятельность», то можно говорить о факте пожертвования – дарении в общеполезных целях.
В то же время если жертвователь дарит имущество юридическому лицу, то он имеет право выдвинуть условия по использованию переданного им имущества по определенному назначению (п. 3 ст. 582 ГК РФ
). Нарушение этой обязанности может повлечь отмену пожертвования. Чтобы использовать это имущество по иному назначению, необходимо получить согласие жертвователя.
Главное отличие пожертвования от обычного дарения состоит в целевом назначении передаваемого имущества. Поэтому, например, образовательное учреждение, принимая пожертвование, для которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.
Приведем примеры формулировок, которые можно использовать при пожертвованиях:
– «пожертвование на развитие материальной базы», «пожертвование на ремонт учреждения», «пожертвование на приобретение оборудования». В этих случаях надо отслеживать целевое использование полученного имущества и вести обособленный учет всех операций с ним;
– «пожертвование учреждению культуры», «пожертвование на нужды учреждения культуры», «пожертвование на ведение уставной деятельности учреждения здравоохранения», «пожертвование на развитие учреждения образования». В таких случаях это дарение в общеполезных целях, которое не требует специального отслеживания целевого использования, так как практически любое направление будет целевым. А раздельный учет пожертвований от бюджетных средств в бюджетном учете осуществляется автоматически (код вида деятельности «2» в счетах учета). В то же время во избежание проблем с налоговыми органами в налоговом учете пожертвования должны отражаться отдельно от доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, также отражаемых на счетах с кодом вида деятельности «2».
Пожертвование может быть совершено устно. Однако действующее законодательство предписывает в определенных случаях заключать договор в письменной форме, несоблюдение которой влечет недействительность договора.
Письменная форма обязательна, если:
– дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает пять МРОТ[3] (то есть 500 рублей);
– предметом пожертвования является объект недвижимости (договор дарения недвижимого имущества подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, установленном ст. 4Федерального закона № 122-ФЗ
[4]);
– договор содержит обещание дарения в будущем.
Гражданин, в отличие от организации, может пожертвовать бюджетному учреждению имущество стоимостью более пяти МРОТ без заключения договора. Но при оформлении расчетно-платежных документов и отражении операций в бухгалтерском учете должно быть использовано именно понятие «пожертвование». А сведения о жертвователе нужно указать в первичном документе – приходном ордере, акте приемки-передачи.
Договор дарения (пожертвования), заключенный с нарушением установленных запретов, не действителен как не соответствующий закону (ст. 168 ГК РФ
).
Также следует иметь в виду, что согласно ст. 575 ГК РФ
дарение (пожертвование) запрещается в случае, если:
? договор от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, заключается их законными представителями (опекунами);
? совершается работникам лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;
? совершается в отношении государственных служащих и служащих органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;
? сторонами договора дарения являются коммерческие организации.
Указанные запреты не распространяются на случаи, когда в качестве дара передаются обычные подарки, стоимость которых не превышает пяти МРОТ.
Некоторые музыкальные школы пытаются оформлять в качестве пожертвований денежные поборы с родителей учащихся. Если это оформляется квитанциями, по которым (в кассу или банковские учреждения) платят различные суммы желающие родители (подчеркнем, что пожертвование может осуществляться только добровольно), то проблем возникать не должно. Однако некоторые руководители полагают, что можно обойтись и без бумажной волокиты, и оформляют пожертвования сводной ведомостью. Причем даже используют эту ведомость в качестве первичного бухгалтерского документа. В ведомости, как правило, стоит единая для всех родителей сумма платежа, а целевое назначение не указывается. Естественно, что ни о какой добровольности жертвователей речи не идет.
В результате любая налоговая проверка обоснованно и правомерно квалифицирует такие действия как уклонение от налогообложения с начислением не только налогов и пени, но и налоговых санкций в виде штрафов. Возможна даже и уголовная ответственность (ст. 199 УК РФ
), но на практике такое маловероятно, так как уклонение от уплаты налогов должно быть произведено в крупных размерах.
В случае если пожертвование оказывает физическое лицо, в определенных случаях оно как налогоплательщик может получить налоговый вычет согласно пп. 1 п. 1ст. 219 НК РФ
, которым предусмотрено право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, – в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде.
Социальный налоговый вычет, согласно п. 2 ст. 219 НК РФ
, предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления при подаче им декларации в налоговый орган по окончании налогового периода. При этом необходимо представить следующие документы:
– заявление на предоставление социального вычета;
– платежные документы, подтверждающие расходы на благотворительные цели;
– договор пожертвования (только в случае если такой договор заключался, требования налоговых органов об обязательности его представления не основаны на законе);
– справка о доходах, подтверждающая полученный доход и сумму удержанного налога, по форме 2-НДФЛ.
Дополнительное финансирование Попечительским советом бюджетного учреждения
Вариант с пожертвованиями является наиболее оптимальным способом получения дополнительного финансирования для бюджетных учреждений, однако в случае перевода всех внебюджетных поступлений на учет в казначейство и зачисления доходов от приносящей доход деятельности распоряжаться этими средствами становится затруднительно.
Предполагается принятие изменений в Бюджетный кодекс РФ (дополнение ст. 41 БК РФ
), в соответствии с которыми средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета. Согласно действующему бюджетному законодательству все пожертвования должны включаться в смету доходов и расходов бюджетного учреждения. Тем самым они должны быть запланированы (что в случае с пожертвованиями, а не с их имитацией, весьма проблематично), расходование также должно производиться строго по смете.
В результате более оптимальным вариантом становится иная схема дополнительного финансирования бюджетного учреждения – через самостоятельную некоммерческую организацию Попечительский совет бюджетного учреждения (далее – Попечительский совет). Организационно-правовая форма такой организации может быть различна – одна из возможных форм некоммерческой организации. В зависимости от организационно-правовой формы денежные средства в Попечительский совет могут поступать в виде пожертвований или членских, целевых и иных взносов. Данные средства у этой организации не облагаются налогом на прибыль (естественно, при условии их целевого использования). А уже Попечительский совет может оплачивать приобретение товаров, работ услуг за бюджетное учреждение (это указывается в качестве одной из целей деятельности некоммерческой организации). В необходимых случаях возможна также передача приобретенных материальных ценностей (да и денежных средств тоже) в виде пожертвования учреждению. Являясь юридическим лицом, Попечительский совет может аккумулировать денежные средства на развитие бюджетного учреждения на своем расчетном счете, не отчитываясь об их использовании перед чиновниками казначейства.
При решении вопроса о выборе организационно-правовой формы Попечительского совета следует учитывать целый ряд факторов: программно-стратегические цели; возможный состав учредителей, наличие налоговых льгот; имидж той или иной формы в массовом общественном сознании; возможность привлечения дополнительного финансирования; возможность ликвидации организации по решению учредителей; право на занятие предпринимательской деятельностью; обязательность аудита; возможность признания организации несостоятельной (банкротом); сложность управления и некоторые другие.
В соответствии со ст. 13 Закона «О некоммерческих организациях»
[5] некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения по решению учредителей (учредителя), а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.
Закон«О некоммерческих организациях» устанавливает общие правила, единые для таких организаций. В законах об отдельных видах некоммерческих организаций могут быть предусмотрены нормы, регулирующие их создание. Так, согласно ст. 18Закона «Об общественных объединениях»
[6] решения о создании общественного объединения, утверждение его устава и формирование руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. После принятия указанных решений общественное объединение считается созданным, осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные указанным федеральным законом. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
Попечительский совет (ПС) может быть преобразован либо в другую общественную организацию (объединение), либо в фонд. Однако исключена возможность преобразования в учреждение и коммерческую организацию. При преобразовании все права и обязанности к вновь созданной организации переходят в соответствии с передаточным актом.
Попечительский совет учреждения как самостоятельная некоммерческая организация может быть создан в одной из следующих основных организационно-правовых форм.
Некоммерческое партнерство(НП)
– это основная форма попечительских советов, основанная на членстве и учрежденная как физическими, так и юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных
п. 2 ст. 2 Закона «О некоммерческих организациях»
. Права, обязанности и ответственность ПС, созданного в форме НП, фиксируются в его уставе и учредительных документах. Имущество, переданное НП его членами, является собственностью партнерства. Члены НП не отвечают по его обязательствам, а НП не отвечает по обязательствам своих членов. При выходе из партнерства его члены вправе получить часть имущества за исключением членских взносов. Некоммерческое партнерство может осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
Еще одна рекомендуемая форма для создания Попечительского совета – общественная организация. Общественной организацией
является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации, в соответствии с ее уставом, могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения.
Автономная некоммерческая организация (АНО)
– это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных финансовых и имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, права.
Надзор за деятельностью АНО осуществляют ее учредители в соответствии с ее уставом, управление – выборный коллегиальный орган управления. Как правило, АНО оказывают образовательные и другие платные услуги как на безвозмездной, так и на платной основе.
Фонд
– это не объединение граждан и юридических лиц, а объединение их имущества для достижения общественно полезных целей. Это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Учредителями общественного фонда вправе стать либо физические лица, либо физические лица и общественные объединения. Состав учредителей фонда после регистрации его устава изменять нельзя.
Фонд является собственником имущества, в том числе взносов учредителей, у которых какие-либо имущественные права по отношению к фонду отсутствуют. Фонд не основан на членстве, участие учредителей в его деятельности и в управлении им не предполагается. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а последний не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Он вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Возможные формы предпринимательской деятельности фонда ограничены. По сравнению с другими некоммерческими организациями он не обладает правом участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика, а благотворительным фондам запрещено участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.
На фонд возложена обязанность ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Поскольку порядок исполнения этой обязанности не определен, фонд самостоятелен в выборе печатного издания. Однако при этом следует учитывать территориальную сферу деятельности фонда и помещать информацию в издания, распространяемые в соответствующих регионах. Это позволит обеспечить получение информации всеми заинтересованными лицами.
Порядок формирования органов фонда и их компетенция определяются уставом.Особым органом фонда, создаваемым в обязательном порядке, является Попечительский совет, который осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств, соблюдением законодательства. Попечительский совет фонда действует исключительно на общественных началах.
Следует также иметь в виду, что членские взносы могут собираться только в попечительских советах, являющихся членскими некоммерческими организациями. К этому виду организаций относятся: общественные организации, ассоциации, некоммерческие партнерства, а возможность взимания вступительных и членских взносов обязательно должна предусматриваться уставом Попечительского совета. В уставе также должен быть указан общий порядок установления взносов. Например, уставе этот вопрос может быть отнесен к компетенции выборного органа некоммерческой организации – совета, правления. В свою очередь, уполномоченный уставом орган определяет периодичность уплаты вступительных и членских взносов, размер взноса для отдельных категорий членов (например, различные размеры взноса для юридических и физических лиц, полных и ассоциированных членов), устанавливает круг членов, освобожденных от уплаты взносов, и др.
Для выбора между различными организационно-правовыми формами следует определить потребности конкретного учреждения и конкретные социально-экономические условия, в которых оно функционирует. Как выбрать организационно-правовую форму Попечительского совета исходя из ее характеристики и важнейших особенностей, показано в таблице. Мы полагаем, что наиболее приемлемыми формами являются членские организации, а среди них – некоммерческие партнерства и общественные организации. Укажем наиболее важные преимущества и недостатки названных организационно-правовых форм:
– возможность вхождения в состав некоммерческого партнерства юридических лиц – коммерческих организаций и невозможность – в состав общественной организации;
– возможность установления разнообразных членских взносов уставом партнерства или общественной организации, но невозможность получения партнерством пожертвований.
[1] Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе».
[2] Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
[3] Минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый ст. 4 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», равен 100 руб.
[4] Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
[5] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
[6] Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Привет Гость! Предложение от «Клерка»
Онлайн профпереподготовка «Бухгалтер на УСН» с дипломом на 250 ак.часов. Научитесь всему новому, чтобы не допускать ошибок. Обучение онлайн 2 месяца, поток стартует 1 марта.
Записаться
Благие намерения и налоги
Общая система налогообложения. Налог на прибыль и НДС
Если вы решили заняться благотворительностью, то учтите, что «творить добро» можно исключительно за счет чистой прибыли. При этом уменьшить налогооблагаемую прибыль на подобные расходы не удастся.
Стоимость безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с такой передачей, не учитываются в целях налогообложения прибыли согласно пунктам 16 и 34 статьи 270 Налогового кодекса. Разъяснения финансового министерства по этому поводу можно найти в письмах от 16 апреля 2010 г. № 03-03-06/4/42, от 4 апреля 2007 г. № 03-03-06/4/40. Минфина России считает, что расходы, произведенные организацией в рамках благотворительной деятельности, не отвечают требованиям статьи 252 и, следовательно, не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.
НДС
Если невозможность учесть в целях налогообложения прибыли расходы на благотворительность поубавит у вас желание помогать ближним, то спешим сообщить, что с налогом на добавленную стоимость ситуация в законодательстве иная.
Согласно подпункту 12 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) на территории РФ передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Законом № 135-ФЗ.
Нормой подпункта 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ предусмотрено исключение. При передаче благополучателю подакцизных товаров у благотворителя возникает обязанность по уплате НДС.
Чтобы благие намерения не оказались для вас дорогой в ад разбирательств с налоговиками, отнеситесь внимательно к оформлению соответствующих документов. Заранее обговорите с благополучателем, какие документы вам необходимо от него получить для представления в налоговую инспекцию.
Для освобождения от налогообложения НДС в налоговый орган необходимо представить:
- договор на безвозмездную передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг), заключенный благотворителем с получателем благотворительной помощи;
- копии документов, подтверждающих факт принятия на учет благополучателем безвозмездно полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- акты и (или) другие документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных (выполненных, оказанных) товаров (работ, услуг).
Такой перечень документов приведен в письме УФНС России по г. Москве от 2 декабря 2009 г. № 16-15/126825. В этом же письме указано, что если получателем благотворительной помощи является физическое лицо, то в налоговую инспекцию представляется документ, который подтверждает фактическое получение указанным лицом товаров (работ, услуг).
Это важно
С 1 января 2009 года стоимость материалов признается в расходах по мере принятия на учет, то есть факт списания в производство теперь не имеет значения.
Как отразить оказание благотворительной помощи в проводках?
Как отразить в бухгалтерском учете благотворительную помощь? Расходы на благотворительность в обычной коммерческой организации являются прочими. Кроме того, они не учитываются при налогообложении прибыли (п. 16 ст. 270 НК РФ), поэтому в бухучете возникает ПНО. Бухгалтер должен сделать такие проводки:
- Дт 91.1 Кт 76 — показаны расходы на благотворительность;
- Дт 76 Кт 51 — перечислены деньги на благотворительность;
- Дт 99 Кт 68 субсчет «Налог на прибыль» — показано ПНО.
В следующем примере рассмотрим ситуацию по передаче в рамках благотворительности основного средства.
Пример
ООО «Первоцвет» в марте 20ХХ года приобрело копировальный аппарат стоимостью 75 000 руб., включая НДС 12 500 руб. В июне аппарат был передан благотворительному фонду для реализации определенной программы. Амортизационные начисления за период эксплуатации равны 10 593 руб. В марте 20ХХ года в учете сделаны записи:
Дт | Кт | Сумма, руб. | Описание |
08 | 60 | 62 500 | приобретен копировальный аппарат |
19 | 60 | 12 500 | отражен входящий НДС |
68 | 19 | 12 500 | НДС принят к вычету |
01 | 08 | 62 500 | аппарат введен в эксплуатацию |
В июне 20ХХ в учете сделаны записи:
Дт | Кт | Сумма, руб. | Описание |
01 субсчет «Выбытие ОС» | 01 | 62 500 | отражена первоначальная стоимость выбывающего аппарата |
02 | 01 субсчет «Выбытие ОС» | 10 593 | отражена амортизация выбывающего аппарата |
91.2 | 01 субсчет «Выбытие ОС» | 51 907 | списана остаточная стоимость аппарата |
19 | 68 | 10 381 | восстановлен НДС с остаточной стоимости аппарата (52 966 руб. × 20%) |
91.2 | 19 | 10 381 | восстановленный НДС отнесен на прочие расходы |
99 | 68 | 10 381 | отражено ПНО 52 966 руб. × 20% |
В следующем разделе ищите разъяснения по учету НДС.
Восстановить НДС
Не забудьте восстановить НДС, если в качестве благотворительной помощи вы передали имущество, ранее приобретенное и используемое для деятельности облагаемой НДС. Очевидно, что ранее вы приняли к вычету сумму «входного» налога по указанному имуществу.
Обязанность восстановить НДС вытекает из требования нормы подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса
Сумму НДС следует восстановить в размере, ранее принятом к вычету. В отношении основных средств и нематериальных активов НДС восстанавливается в размере суммы, пропорциональной остаточной стоимости без учета переоценок.
Однако вы имеет право отказаться от льготы, предусматривающей освобождение по НДС. В соответствии с пунктом 5 статьи 149 Налогового кодекса налогоплательщик вправе отказаться от указанной льготы. Для этого в налоговую инспекцию по месту учета необходимо представить соответствующее заявление. Срок подачи заявления — не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Важно учесть, что право не пользоваться льготой по НДС вы получите на целый год. Отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года не допускается.
Кроме того, отказ или приостановление льготы будет действовать в отношении всех осуществляемых вами операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса. Освобождение какой-либо отдельной операции в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг) ,не допускается.
Возможно, вы решили заняться благотворительностью всерьез и надолго и планируете приобретать для этого товар регулярно. В таком случае отказавшись от льготы по НДС, согласно пункту 1 статьи 172 и пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса вы получите возможность принимать к вычету сумму входного НДС.
Итоги
Благотворительная помощь может оказываться через благотворительный фонд или самостоятельно юрлицами и гражданами. В нашей статье мы рассмотрели бухгалтерский учет в благотворительном фонде, отчетность благотворительных фондов, а также учет в организациях-благотворителях. Особенностью является то, что в фондах благотворительные транзакции не затрагивают счета финансовых результатов, в обычной организации расходы на благотворительность являются прочими.
Источники:
- Налоговый кодекс РФ
- приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н
- закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Благотворитель на спецрежиме. Расходы при УСН
Благотворитель, применяющий УСН, не может уменьшить доходы на сумму расходов, связанных с благотворительностью, поскольку такие расходы не поименованы в перечне расходов, приведенных в статье 346.16 Налогового кодекса.
Благотворитель, применяющий УСН, учитывает стоимость материалов с НДС в расходах в месяце их приобретения по мере оплаты (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Расходы на приобретение материалов, использованных при производстве готовой продукции, переданной в благотворительных целях, не признаются экономически оправданными, поскольку не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Согласно пункту 2 статьи 346.16 Налогового кодекса при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Следовательно, при передаче готовой продукции в порядке благотворительности, следует восстановить стоимость материалов, ранее признанную в расходах. Восстановление производится в месяце, в котором произошла безвозмездная передача. Такой вывод подтверждается консультацией от 10 марта 2009 г. Ю.В. Подпорина, заместителя начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.
НДФЛ
ВАЖНО! Образец договора на осуществление безвозмездной благотворительной деятельности благотворителем — юридическим лицом от КонсультантПлюс доступен по ссылке
НДФЛ и благотворительность – особый случай, который стоит рассмотреть подробнее. НК РФ, ст. 217-8.2, указывает, что принятая благотворительная помощь не подлежит обложению налогом на доходы, однако, с одним уточнением: она должна быть получена через благотворительную организацию (наиболее часто речь идет о благотворительном фонде — БФ).
Помощь, полученная от организации, не поименованной в ФЗ-135 (ст. 6-1), НДФЛ облагается. Налог придется исчислить и удержать.
На заметку. Гражданин, оказывающий благотворительную помощь, может обратиться в налоговую за получением вычета (НК РФ, ст. 219-2), поскольку такая помощь освобождена от обложения налогом на доходы (там же, п. 1).Вычет предоставляется только в отношении взносов, осуществляемых через специализированную организацию. Вычет предоставляется в объеме не более четвертой части от всех доходов, подлежащих налогообложению за год.
Рассмотрим примеры отражения в учете операций, связанных с благотворительностью
Пример 1 Организация передает в целях благотворительности подакцизный товар — автомобиль с мощностью двигателя 150 л. с.
Согласно утвержденному прайс-листу, цена реализации автомобиля — 200 000 руб. Фактическая себестоимость, согласно бухгалтерской справке, — 110 000 руб.
Акцизы
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса легковой автомобиль является подакцизным товаром. Передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на безвозмездной основе признается реализацией подакцизных товаров (абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ).
С 1 января по 31 декабря 2011 года включительно ставка акциза для автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 0,75 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно установлена в размере 27 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.) (п. 1 ст. 193 НК РФ).
В данном случае на дату безвозмездной передачи организация начисляет акциз в размере 4050 руб. (27 руб. x 150 л. с.) (п. 1 ст. 194, п. 2 ст. 195 НК РФ).
Суммы акциза, исчисленные при реализации подакцизных товаров на безвозмездной основе, относятся за счет соответствующих расходов по указанным подакцизным товарам (абз. 2 п. 1 ст. 199 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Как сказано выше, при передаче в целях благотворительности подакцизных товаров у благотворителя возникает обязанность начислить НДС (абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 146, подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ). Налоговая база в данном случае определяется как стоимость переданного автомобиля, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статья 40 Налогового кодекса. Согласно утвержденному прайс-листу, цена реализации автомобиля — 200 000 руб. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен (п. 1 ст. 40 НК РФ). Итак, сумма НДС в данном случае начисляется на сумму реализации с учетом акциза без НДС 36 729 руб. (200 000 руб. + 4050 руб.) х 18%(п. 2 ст. 154 НК РФ).
Налог на прибыль организаций
При безвозмездной передаче стоимость готовой продукции в целях налогообложения прибыли не учитывается. Не признаются расходами в целях налогообложения прибыли и расходы, связанные с такой передачей, а именно суммы начисленных акциза и НДС. На это указывает прямая норма пункта 16 статьи 270 Налогового кодекса.
Бухгалтерский учет. ПБУ 18/02
В бухгалтерском учете расходы организации в сумме фактической себестоимости переданной готовой продукции, а также начисленных акциза и НДС учитываются в составе прочих расходов (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н). Признание прочих расходов отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» ( Инструкция по применению Плана счетов).
Расходы организации, осуществленные в благотворительных целях, не учитываются в налоговом учете, но признаются в бухгалтерском. Вследствие этого возникают постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (ПНО) (п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н).
Бухгалтерские проводки Сумма, руб.Дебет 91-2 Кредит 43Организацией передан в благотворительных целях легковой автомобиль110 000 Дебет 91-2 Кредит 68 акцизы Начислен акциз 4050Дебет 91-2 Кредит 68 НДС Начислен НДС36729Дебет 99 Кредит 68 Налог на прибыль(110 000 руб. + 4050 руб.+ 36 729 руб.) х 20% Отражено ПНО30 156
Отчетность благотворительного фонда
Учет благотворительной помощи в бухгалтерских проводках и составление отчетности в благотворительных фондах организуется на основании закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Состав бухотчетности для благотворительного фонда (п. 2 ст. 14 закона 402-ФЗ):
- бухгалтерский баланс,
- отчет о целевом использовании средств,
- приложения к ним.
Закон 402-ФЗ дает НКО послабление в виде права применять упрощенные способы ведения бухучета и отчетности (подп. 2 п. 4 ст. 6), при этом нельзя забывать об исключениях, данных в п. 5 ст. 6, под которые может попасть организация. Полноценные и упрощенные формы отчетности можно найти в приказе Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 32 закона 7-ФЗ благотворительный фонд подпадает под обязанность отчитываться перед Минюстом. Формы отчетов утверждены приказом Минюста РФ от 16.08.2018 № 170.
Узнать об упрощенной отчетности, актуальной для благотворительных фондов, можно из статьи «Упрощенная бухгалтерская отчетность для малых предприятий».
Налогообложение и проводки НКО
Поскольку пожертвования, осуществляемые в пользу некоммерческой организации, по своей сути выступают в качестве целевых поступлений – то, как уже было сказано, они не подлежат включению в состав налогооблагаемой базы (статья 251 Налогового кодекса РФ). Повторимся, что данное правило распространяется на поступления, цели использования которых соответствуют целям уставной деятельности некоммерческой организации. По итогам каждого налогового периода некоммерческие организации составляют отчеты о целевом использовании полученных пожертвований и обязательно сдают их в налоговую.
При отражении операций с получением и использованием пожертвований в числе типовых корреспонденций счетов НКО применяют, как правило, следующие записи:
- «Дебет 76» – «Кредит 86» – произведено начисление целевых поступлений по заключенному договору пожертвования;
- «Дебет 50» – «Кредит 76» – пожертвования в форме денежных средств были получены наличными и проведены через кассу некоммерческой организации;
- «Дебет 51» – «Кредит 76» – некоммерческая организация получила в безналичной форме денежные средства на расчетный счет в качестве пожертвования;
- «Дебет 86» – «Кредит 10» – материалы были использованы по прямому предназначению в соответствии с целями, которые обозначены в Уставе некоммерческой организации в рамках направлений ее деятельности.
ВАЖНО: на практике некоммерческие организации, занимающиеся благотворительной деятельностью обычно отказываются от использования синтетических счетов финансовых результатов (счета, которые открываются на основании статей бухгалтерской отчётности). Они заменяются в учете счетом 86, обозначающим расчеты по целевому финансированию.
А вот уже к счету 86 необходимо, как правило, открывать аналитические счета. Это делается для разделения данных об источниках поступления средств. Если предметом договора пожертвования выступают объекты основных средств, то в учете НКО делаются следующие записи:
- «Дебет 08» – «Кредит 76» – в качестве добровольного пожертвования было получено основное средство (то есть средства, которые позволяют НКО осуществлять установленную учредительными документами деятельность);
- «Дебет 01» – «Кредит 08» – основные средства, которые были пожертвованы некоммерческой организации, начали эксплуатироваться, то есть введены в использование.
- «Дебет 76» – «Кредит 86» – некоммерческой организацией было фактически использовано целевое финансирование.
Отдельно стоит отметить, что в случае получения НКО в качестве пожертвования материалов или сырьевых ресурсов по дебету проходит 76 счет, а по кредиту — 86. Второй проводкой выступает расшифровка предмета сделки – «Дебет 10» и «Кредит 76».
Наконец, бухгалтеру организации следует помнить, что затраты, относящиеся к профильной деятельности НКО, предусмотренной учредительными документами, обозначаются в учете через дебетование счета 20 или 26 и кредитовые обороты по счету 10 (в отдельных случаях – 60, 69,70). Погашение затрат за счет выделенного целевого финансирования осуществляется комбинацией счетов: «Дебет 86» – «Кредит 20» или «Кредит 26».
Таким образом, данный способ учета пожертвований позволит максимально обезопасить организацию от разного рода вопросов со стороны налоговой, поскольку данный метод прямо закреплен в Инструкции Минфина, регламентирующей вопросы бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций.