Как расшифровывается КБК
КБК — коды бюджетной классификации
КБК организаций, необходимые, чтобы платеж попал туда, куда предназначался, меняются чуть ли не ежегодно. А ответственность за их правильное указание лежит на плательщике!
Попробуем разобраться: что же собой представляют эти таинственные коды, зачем они нужны, как формируются и почему регулярно изменяются. Также подскажем, что делать, если вы обнаружили ошибку в указанном коде, и чем вы в таком случае рискуете, а самое главное, как предотвратить этот риск и не оказаться с начисленными штрафами и пенями при уплаченных вовремя налогах и сборах.
КБК для уплаты пени по земельному налогу
ПЕНИ, ПРОЦЕНТЫ, ШТРАФЫ | КБК | |
Пени, проценты, штрафы по земельному налогу, взимаемому в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербурга, Севастополь) | пени | 182 1 06 06031 03 2100 110 |
проценты | 182 1 06 06031 03 2200 110 | |
штрафы | 182 1 06 06031 03 3000 110 | |
Пени, проценты, штрафы по земельному налогу, взимаемому в границах городских округов | пени | 182 1 06 06032 04 2100 110 |
проценты | 182 1 06 06032 04 2200 110 | |
штрафы | 182 1 06 06032 04 3000 110 | |
Пени, проценты, штрафы по земельному налогу, взимаемому в границах городских округов с внутригородским делением | пени | 182 1 06 06032 11 2100 110 |
проценты | 182 1 06 06032 11 2200 110 | |
штрафы | 182 1 06 06032 11 3000 110 | |
Пени, проценты, штрафы по земельному налогу, взимаемому в границах внутригородских районов | пени | 182 1 06 06032 12 2100 110 |
проценты | 182 1 06 06032 12 2200 110 | |
штрафы | 182 1 06 06032 12 3000 110 | |
Пени, проценты, штрафы по земельному налогу, взимаемому в границах городских поселений | пени | 182 1 06 06033 13 2100 110 |
проценты | 182 1 06 06033 13 2200 110 | |
штрафы | 182 1 06 06033 13 3000 110 | |
Пени, проценты, штрафы по земельному налогу, взимаемому в границах межселенных территорий | пени | 182 1 06 06033 05 2100 110 |
проценты | 182 1 06 06033 05 2200 110 | |
штрафы | 182 1 06 06033 05 3000 110 | |
Пени, проценты, штрафы по земельному налогу, взимаемому в границах сельских поселений | пени | 182 1 06 06033 10 2100 110 |
проценты | 182 1 06 06033 10 2200 110 | |
штрафы | 182 1 06 06033 10 3000 110 |
ФАЙЛЫ
Актуальный перечень КБК на 2022 год
КБК для уплаты страховых взносов для ИП за себя
КБК для уплаты страховых взносов за работников
КБК для уплаты УСН
КБК для уплаты ЕНВД
КБК для уплаты ЕСХН
КБК для уплаты НДС
КБК для уплаты НДФЛ
КБК для уплаты налога на прибыль
КБК для уплаты патента для ИП
КБК для уплаты торгового сбора
КБК для уплаты транспортного налога
КБК для уплаты налога на имущество
КБК для уплаты земельного налога
КБК для уплаты водного налога
КБК для уплаты НДПИ
КБК для уплаты госпошлины
КБК для уплаты сборов
КБК для уплаты акцизов
КБК для уплаты денежных взысканий (штрафов)
КБК для уплаты прочих платежей
Бюджетная классификация – что это и зачем
В июле 1998 Бюджетный кодекс РФ в Федеральном законе № 145 впервые ввел термин «КБК», используемый как средство группировки бюджета.
КБК бывают 4 видов:
- касающиеся государственных поступлений;
- имеющие отношение к расходам;
- обозначающие источники, из которых финансируется бюджетный дефицит;
- отображающие операции госуправления.
Для чего служат КБК:
- упорядочивают финансовую отчетность;
- обеспечивают единую форму бюджетной финансовой информации;
- помогают регулировать финансовые потоки на уровне государства;
- с их помощью составляется и выполняется муниципальный и федеральный бюджет;
- позволяют сравнить динамику доходов и расходов в нужный период;
- информируют о текущей ситуации в государственной казне.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ! КБК – это внутреннее кодирование, необходимое, в первую очередь, государственному казначейству, где по ним происходит распределение поступивших средств. Предпринимателям нужны эти коды постольку, поскольку они заинтересованы в соблюдении требований по оформлению госплатежей, особенно налогов и взносов во внебюджетные фонды. Поэтому не забывайте указывать в поле 104 платежного получения правильный и актуальный код КБК.
Строение КБК
Этот код состоит из 20 знаков – цифр, разделенных дефисам на группы, он имеет следующий вид ХХ – Х ХХ ХХ ХХХ ХХ – ХХХХ – ХХХ.
Каждой группе знаков соответствует определенное Министерством финансов зашифрованное значение. Рассмотрим структуру доходного КБК, так как именно их приходится в основном использовать предпринимателям (расходные коды могут встречаться в основном при возврате средств по какой-либо государственной программе).
- «Администратор». Первые три знака показывают, кто получит средства и несет ответственность за пополнение ими той или иной части бюджета, распоряжается поступившими деньгами. Самые часто встречающиеся бизнесменам коды начинаются с 182 – налоговый орган, 392 – Пенсионный фонд, 393 – ФСС и другие.
- «Вид доходов» включает в себя знаки с 4 по 13. Эта группа знаков помогает довольно точно идентифицировать поступление по следующим показателям:
- группа – 4 знак (то есть первый в этом пункте);
- подгруппа – 5 и 6 знак; двузначным кодом обозначен конкретный налог, пошлина, взнос, штраф и т.п.;
- статья – разряд 7 и 8 (значение цели полученного поступления закодировано в расчетных документах по бюджету РФ);
- подстатья – 9, 10 и 11 знак (уточняет статью дохода);
- элемент – 12 и 13 цифра, характеризует уровень бюджета – от федерального 01, муниципального 05 до конкретных бюджетов ПФР – 06, ФСС – 07 и т.д. Код 10 обозначает бюджет поселения.
- «Программа» – позиции с 14 по 17. Эти цифры призваны дифференцировать налоги (их код 1000) от пеней, процентов (2000), взысканий (3000) и других платежей (4000).
- «Экономическая классификация» – последние три цифры. Они идентифицируют поступления с точки зрения их экономического вида. Например, 110 говорит о налоговых доходах, 130 – от оказания услуг, 140 – средства, изъятые принудительно и т.п.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! 20-значный код необходимо правильно и без ошибок указывать в поле «Назначение платежа» (поле № 104) платежного поручения. По сути, он дублирует информацию, указывающуюся в поле «Основание платежа», а также частично – в поле «Получатель» и «Расчетный счет получателя».
Правовые основания для применения и формирования кода
Последовательность цифр и их расшифровка в структуре КБК строго регламентирована. Порядок формирования кодов на 2022 год, а также их применения, утвержден приказом Министерства финансов России № 132 от 08 июня 2022 г.
Согласно вышеуказанному Порядку, числовой набор 18210102020011000110 КБК указывает на налог на доходы физлиц с предпринимательских доходов, получаемых ИП, а также лицами, занимающимися частной практикой и осуществляющими свою деятельность в рамках ст. 227 НК РФ, это:
- адвокаты частной практики и другие лица (в распоряжении которых есть учрежденный адвокатский кабинет);
- нотариусы.
Почему меняются коды бюджетной классификации?
Это крик души подавляющего большинства предпринимателей: насколько было бы проще, будь эти коды едиными и установленными раз и навсегда. Но Министерство финансов практически каждый год вносит в КБК те или иные изменения. У предпринимателей и бухгалтеров далеко не всегда есть возможность вовремя отслеживать новшества и исправлять указанные КБК, особенно ярко это проявляется в отчетные периоды. Ответственность за неверно указанный код лежит целиком на плечах бизнесменов, часто выливается в непредвиденные траты и хлопоты по исправлению ошибки и доказательствам своей правоты.
Существуют различные версии, которые выдвигают предприниматели и никак не комментирует Минфин и Минюст.
- Чем больше поступлений прошли по неверным КБК, тем больше средств на некоторое время окажутся «подвешенными» как невыясненные. До исправления ошибок их можно использовать на неблаговидные цели, а в масштабах страны это огромные суммы.
- Дополнительное наполнение бюджета путем начисления штрафов и пеней за «просроченные» платежи, которые прошли по уже недействующему КБК. Доказательство своевременности оплаты достаточно хлопотное.
- Несогласованность действий Минфина, присваивающего коды, и Минюста, утверждающего их.
- Поскольку КБК напрямую «привязаны» к государственному сектору, любые изменения внутри соответствующих структур, поступление новых директив и т.п. ведут за собой и смену кодирования.
К СВЕДЕНИЮ! Есть мнения, что, поскольку это кодирование – внутреннее дело казначейства, то и производиться оно должно им, а не налогоплательщиками. Код КБК могут присвоить сотрудники банка на основании указанных данных о получателе и назначении платежа, либо сотрудники казначейства при его получении. Тем не менее, на сегодня дополнительный труд по кодированию возложен на плечи плательщиков, уклониться от него они не могут, а значит, остается только соблюдать действующие требования и быть в курсе последних новаций.
Чем чревата ошибка в КБК
Если код назначения платежа указан неверно, платеж будет перечислен в бюджет, но там не сможет быть правильно распределен, а значит, государство по факту его не получит. Результат может быть таким же, как если бы деньги и вовсе не перечислялись: налоговая насчитает недоимку по определенной статье. При этом, если КБК просто перепутан, может образоваться переплата по другой статье.
В результате, налоговая выставит требование об уплате недоимки, штраф за не вовремя уплаченный налог или сбор и пени за просрочку платежа. Эта ситуация крайне неприятна для добросовестного предпринимателя, вовремя заплатившего налог, вся вина которого заключается в путанице с многочисленными КБК.
Обычный порядок действий предпринимателя при обнаружении ошибки в КБК
- Самое главное – убедиться, что ошибка не привела к непоступлению дохода в бюджет, иначе будет считаться, что средства не были уплачены, с полной ответственностью за это плательщика.
- Подать в свою учетную налоговую инспекцию заявление об обнаруженной ошибке и просьбу об уточнении основания, типа и принадлежности перевода средств, если нужно, налоговый период или статус плательщика налогов.
- К заявлению надо приложить платежные поручения, по которым налог был уплачен и получен бюджетом.
- При необходимости проводится совместная с инспектором сверка уплаченных налогов (о ней составляется акт).
- Через несколько дней (срок законодательно не определен) принимается решение об уточнении данного платежа и выдается на руки заявителю.
ВАЖНО! При уточнении платежа он считается совершенным в день подачи платежного поручения с неверным КБК, а не в день получения решения об уточнении и зачете. Таким образом, просрочки обязательного платежа, предусматривающей штрафные санкции, по факту не происходит.
Рассмотрим различные случаи, случающиеся из-за ошибок в КБК, и проанализируем, как поступить предпринимателю.
- Инспекция начислила пени по неуплате налога. Если было обращение со стороны плательщика с пользой о зачете уплаченной суммы, то дополнительно следует попросить налоговую пересчитать начисленные пени. Если налоговая отказывается это сделать, обращение в суд, вероятнее всего, позволит добиться перерасчета (существует богатая судебная практика с подобными прецедентами).
- КБК не соответствует платежу, указанному в назначении. Если ошибка находится «внутри одного налога», например, КБК указано на УСН-6, а в основании платежа указано УСН-15, то налоговая обычно легко производит перезачет. Если же КБК полностью не соответствует основанию платежа, например, бизнесмен собрался оплатить НДФЛ, а указал КБК, принадлежащий НДС, налоговая часто отказывается произвести уточнение, но суд практически всегда на стороне налогоплательщика.
- Из-за ошибки в КБК страховые взносы оказались неуплаченными. Если средства не поступят на нужный казначейский счет, это практически неизбежно чревато штрафами и пенями. Предпринимателю следует как можно быстрее повторить платеж с правильными реквизитами, чтобы уменьшить сумму возможных пеней. Затем уплаченные по ошибке деньги нужно вернуть (можно и зачесть в счет платежей на будущее). Для этого направляется заявление в тот орган, на счет которого ошибочно совершен перевод денег. Невыполнение просьбы о возврате или перезачете – повод обратиться в суд.
- Средства поступили в планируемый фонд, но по не той статье. Например, в платежке указали КБК для накопительной доли пенсии, а оплатить намеревались страховую часть. В подобных случаях взносы все равно считаются внесенными в срок, и нужно действовать так же, как при обычном порядке. Суд – в помощь при любых проблемах с фондом, отказывающимся совершить перерасчет, и незаконным требованием о выплате недоимок и начислением пеней.
ПОМНИТЕ! Ошибка в КБК по закону не является основанием, по которому платеж не будет считаться перечисленным. В платежном поручении предусмотрена дополнительная информация, указывающая назначение платежа и его получателя, поэтому, если она указана корректно, повода для штрафных санкций к предпринимателю нет и быть не может, иные решения можно оспорить по суду.
В каких случаях фирма платит штрафы и пени
В соответствии с положениями ст. 75, 122–126.1, 129.1–129.6 НК РФ, п. 8 ст. 15 закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ налогоплательщики в установленных законом случаях обязаны:
1. Уплачивать пени — суммы, ежедневно начисляемые на сумму налога или взноса по факту превышения установленных законодательством сроков перечисления соответствующего налога или взноса в бюджет.
Пени начисляются с первого дня просрочки уплаты взноса. При определении их величины в расчет берется:
- сумма долга;
- ставка рефинансирования ЦБ РФ.
Можно отметить, что для пеней характерна безусловность начисления (если не будет доказано, что фирма все же уплатила налог или сбор, но с ошибкой, вследствие чего платеж не был получен адресатом). Уплачивать пени фирма будет обязана даже в случае допущения одного дня просрочки.
Рассчитать точную сумму пеней можно с помощью нашего калькулятора пеней.
2. Уплачивать штрафы — фиксированные платежи, начисляемые на сумму налога или сбора. Штраф может налагаться, если:
- просрочена уплата налога или сбора при том, что налогоплательщик — налоговый агент или субъект контролируемых сделок;
- совершено иное налоговое правонарушение, например, занижена налоговая база, некорректно исчислен налог или сбор.
Размер штрафов может сильно различаться в зависимости от конкретного налогового правонарушения. Например, если фирма не уплатила налог или сбор, то должна будет уплатить штраф в размере 20% от суммы долга в бюджет или 40%, если орган, администрирующий платежи, докажет, что фирма не выполнила свои обязательства перед бюджетом умышленно.
С 2022 года ответственность за налоговые правонарушения в виде пеней и штрафов, предусмотренная НК РФ, в полной мере относится к страховым взносам, перешедшим под контроль налоговых органов.