Примеры и особенности отраслевых стандартов бухгалтерского учета


Виды стандартов для ведения учета

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06 декабря 2011 года в ч. 1 ст. 21 выделяет такие виды стандартов для учета:

  • федеральные – установленные законодательством страны, актуальны для любых организаций, действующих на территории Российской Федерации;
  • отраслевые – принятые нормативными документами по соответствующей области деятельности;
  • внутренние – принимаемые локальными актами каждого отдельного предприятия.

ВАЖНО! Федеральные и отраслевые стандарты являются обязательными к применению. Разрабатывая внутрифирменные стандарты, организация должна позаботиться о том, чтобы они не противоречили отраслевым и федеральным.

Структура рекомендаций в области бухгалтерского учёта

В рекомендациях БМЦ обязательно есть три части.

  1. Описание проблемы. Здесь формулируется существующая в бухучёте проблема и задачи рекомендации по её решению.
  2. Решение. Здесь описывается рекомендуемый порядок учета проблемной ситуации.
  3. Основа для выводов. Здесь приводятся ссылки на положения вышестоящих нормативных документов, на основе которых разработан рекомендуемый порядок учёта.

Таким образом, рекомендация — не просто концентрат бухгалтерских мнений, а обоснованное профессиональное суждение.

Особенности отраслевых стандартов

Отраслевые стандарты – это правила, регулирующие применение федеральных стандартов бухучета в разных отраслях функционирования, создающиеся с учетом нюансов отдельных видов деятельности (отраслей) или их направлений.

Какой отраслевой стандарт бухгалтерского учета используется для операций с ценными бумагами в некредитных финансовых организациях?

Принципы составления отраслевых, как и иных стандартов бухучета, направлены на его регулирование:

  • приведение требований в соответствие с потребностями людей и организаций, составляющих и получающих бухгалтерскую отчетность;
  • достижение современного уровня развития практики и научных методов финансового учета;
  • организация единства правил для различных систем бухгалтерского учета;
  • упрощение учета и отчетности (для тех категорий, имеющих право применять упрощенные методы бухгалтерии).

К СВЕДЕНИЮ! Категорически не допускается, чтобы полномочия по принятию отраслевых стандартов и контролю в сфере финансового учета пересекались.

Общее между федеральными и отраслевыми стандартами

  1. Регулируют способы бухгалтерского учета в организации.
  2. Безоговорочно обязательны к применению.
  3. Устанавливают:
      минимально необходимые правила ведения бухгалтерского учета;
  4. допустимые методы учета.

Что делать, если федеральные и отраслевые стандарты бухучета по определенному вопросу учета не утверждены?

Отличия отраслевых стандартов от федеральных

  1. Отраслевые стандарты конкретизируют федеральные.
  2. Имеют более элементарный механизм использования.
  3. Принимается во внимание вид деятельности, для которого они создаются.
  4. Могут быть утверждены только по результатам экспертизы в Совете по стандартам.

Отраслевые стандарты могут быть универсальными для отдельных направлений деятельности, детализировать специальные правила к бухучету или же раскрывать особенности его ведения в конкретных сферах.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В свете постепенного перехода к международным стандартам учета (МСФО) разработка и использование отраслевых стандартов являются весьма целесообразными. Центробанк РФ, регулирующий отечественный рынок, активно занимается разработкой и внедрением стандартов для всех основных отраслей, действующих сегодня в различных экономических секторах.

Самые важные новшества 2022 года

Самые значимые бухгалтерские изменения на 2022 год представлены в таблице:

Что изменилось Дата изменений Нормативный документ Комментарий
Работники перешли на прямые выплаты по ФСС С 01.01.2021 Постановление правительства РФ от 30.12.2020 № 2375 Работники по всей территории РФ обращаются за получением пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, социальных пособий на детей непосредственно в ФСС. Работодатели оплачивают дополнительные дни отпуска по уходу за ребенком-инвалидом и пособие на погребение.
Введен новый ФСБУ 5/2019 «Запасы» С 01.01.2021 Приказ Минфина России от 15.11.2019 № 180н Принятые изменения в федеральном стандарте касаются всех организаций, за исключением:
  • бюджетной сферы;
  • микропредприятий, ведущих упрощенный учет.

Порядок учета запасов по новым правилам закрепляют в учетной политике.

Обновлены планы счетов бухучета бюджетных и автономных учреждений С 01.01.2021 Приказы Минфина России от 30.10.2020 № 253н и № 256нВ план ввели новые счета для учета:
  • объектов интеллектуальной собственности, программного обеспечения и баз данных;
  • прав пользования интеллектуальной собственностью;
  • материальных запасов;
  • дебиторской (кредиторской) задолженности;
  • расчетов с подотчетными лицами.

Изменились названия некоторых счетов. Внесены изменения в правила бухгалтерского учета в 2022 году и Инструкцию по применению планов счетов бухучета.

МРОТ повышен до 12 792 рублей в месяц С 01.01.2021 Федеральный закон от 29.12.2020 № 473-ФЗ Повышение МРОТ отразится на расчете заработной платы, больничных, детских пособий, отпускных и других выплатах.
Введены электронные первичные учетные документы и электронные регистры бухучета С 01.01.2021 Приказ Минфина России от 15.06.2020 № 103н Органы государственной власти и госучреждения обязаны применять электронные первичные учетные документы и электронные регистры бухучета, предусмотренные приказом Минфина.
Введены ФСБУ:
  • «Нематериальные активы»;
  • «Затраты по заимствованиям»;
  • «Совместная деятельность»;
  • «Отчетность по операциям системы казначейских платежей»;
  • «Финансовые инструменты»;
  • «Выплаты персоналу».
С 01.01.2021 Приказы Минфина от 15.11.2019 № 181н, № 182н, № 183н и № 184н, от 30.06.2020 № 126н и № 129н Эти федеральные стандарты бухгалтерского учета для бюджетных учреждений не применяются коммерческими организациями. Переход на ФСБУ прописывают в учетной политике.

Поводы для разработки отраслевых стандартов

Помимо необходимости приближения требований учета к международным, Банк РФ руководствуется следующими соображениями, диктующими появление разнообразных отраслевых стандартов:

  • стремлением к универсальности бухгалтерской отчетности;
  • желанием повысить информативность подаваемых форм;
  • планируемым в ближайшем будущем переходом на план бухгалтерских счетов, единый для кредитных и некредитных финансовых организаций.

Отраслевые стандарты постоянно пополняются и внедряются в жизнь организаций постепенно, по мере их принятия и утверждения в Совете по Стандартам.

Механизм регулирования бухгалтерского учета в РФ

Согласно ст. 20 ФЗ №402 регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии со следующими принципами

:

− соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

− единства системы требований к бухгалтерскому учету;

− упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;

− применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;

− обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;

− недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.

Согласно ст. 21 ФЗ к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

− федеральные стандарты;

− отраслевые стандарты;

− рекомендации в области бухгалтерского учета;

− стандарты экономического субъекта.

Согласно новому ФЗ, федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами (п.2 ст.21).

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:

− план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;

− упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства;

− и пр.

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности (п.5 ст.21 нового ФЗ).

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов. Имеют рекомендательный характер и применяются на добровольной основе.

До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком РФ до дня вступления в силу нового Федерального закона (п.1 ст.30 нового ФЗ).

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются организацией самостоятельно. К стандартам экономического субъекта относится учетная политика организации.

В соответствии с ФЗ №402 «О бухгалтерском учете» Учетная политика — совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации.

Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.

Следует также иметь в виду, что по обоснованности и полноте учетной политики организации, ее соответствию новым нормативным документам можно сделать вывод о профессионализме главного бухгалтера, формирующего учетную политику, и руководителя организации, утверждающего учетную политику.

Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены Положениемпо бухгалтерскому учету «Учетная политика организации».

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

— выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;

— рабочий план счетов бухгалтерского учета;

— порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

-правила документооборота и технология обработки учетной информации;

— порядок контроля за хозяйственными операциями;

— другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения.

Вновь созданная организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.

Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Раскрытие учетной политики

. Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых, заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету или законодательными актами и постановлениями Правительства РФ.

Согласно новому ФЗ, разработкой и утверждением федеральных стандартов занимаются государственные органы регулирования и субъекты негосударственного регулирования.

Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в РФ являются уполномоченный федеральный орган и Центральный банк РФ (п.1 ст.22 нового ФЗ).

Согласно п.2 ст.22, регулирование бухгалтерского учета в РФ могут осуществлять также саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета (далее — субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета).

Таким образом, с принятием нового ФЗ «О бухгалтерском учете» начинается новый этап развития национальной учетной системы, приближение ее к современным экономическим реалиям и требованиям международных стандартов.

Согласно ст. 20 ФЗ №402 регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии со следующими принципами

:

− соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;

− единства системы требований к бухгалтерскому учету;

− упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;

− применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;

− обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;

− недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.

Согласно ст. 21 ФЗ к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

− федеральные стандарты;

− отраслевые стандарты;

− рекомендации в области бухгалтерского учета;

− стандарты экономического субъекта.

Согласно новому ФЗ, федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами (п.2 ст.21).

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:

− план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;

− упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства;

− и пр.

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности (п.5 ст.21 нового ФЗ).

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов. Имеют рекомендательный характер и применяются на добровольной основе.

До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком РФ до дня вступления в силу нового Федерального закона (п.1 ст.30 нового ФЗ).

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются организацией самостоятельно. К стандартам экономического субъекта относится учетная политика организации.

В соответствии с ФЗ №402 «О бухгалтерском учете» Учетная политика — совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации.

Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.

Следует также иметь в виду, что по обоснованности и полноте учетной политики организации, ее соответствию новым нормативным документам можно сделать вывод о профессионализме главного бухгалтера, формирующего учетную политику, и руководителя организации, утверждающего учетную политику.

Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены Положениемпо бухгалтерскому учету «Учетная политика организации».

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

— выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;

— рабочий план счетов бухгалтерского учета;

— порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

-правила документооборота и технология обработки учетной информации;

— порядок контроля за хозяйственными операциями;

— другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения.

Вновь созданная организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.

Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Раскрытие учетной политики

. Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых, заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету или законодательными актами и постановлениями Правительства РФ.

Согласно новому ФЗ, разработкой и утверждением федеральных стандартов занимаются государственные органы регулирования и субъекты негосударственного регулирования.

Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в РФ являются уполномоченный федеральный орган и Центральный банк РФ (п.1 ст.22 нового ФЗ).

Согласно п.2 ст.22, регулирование бухгалтерского учета в РФ могут осуществлять также саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета (далее — субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета).

Таким образом, с принятием нового ФЗ «О бухгалтерском учете» начинается новый этап развития национальной учетной системы, приближение ее к современным экономическим реалиям и требованиям международных стандартов.

Примеры отраслевых стандартов

Выпуская новый отраслевой стандарт, Банк РФ размещает его на своем официальном сайте. Кроме уже утвержденных, там содержатся проекты стандартов, готовящихся к экспертизе. Относительно каждого из опубликованных Положений Банк России публикует специальные разъяснения и инструкции. Приведем примеры самых «свежих» новинок отраслевых стандартов от Банка РФ.

  1. Отраслевые стандарты для некредитных финансовых организаций (НФО):
      для деятельности по договору доверительного управления имуществом (№505-п от 18 ноября 2015 года);
  2. для операций с резервами, отражающими оценочные и условные обязательства некредитных организаций (№508-п от 03 декабря 2015 года);
  3. учет бухгалтерией производных финансовых инструментов (№488-п от 04 сентября 2015 года);
  4. бухгалтерский учет доходов, расходов, прочего совокупного дохода (№487 от 04 сентября 2015 года);
  5. порядок составления бухгалтерских отчетных документов (№526-п от 28 декабря 2015 года);
  6. порядок составления финотчетности участников рынка ценных бумаг и различных инвестиционных фондов, торговых организаторов и контрагентов, агентств кредитного рейтинга и кредитных историй, брокеров по страховкам (№532-П от 03 февраля 2016 года) и др.
  7. Отраслевые стандарты для страховых организаций:
      порядок составления документов для отчетов бухгалтерии (№526-п от 28 декабря 2015 года);
  8. операций по ведению страховой деятельности (№502-п от 05 ноября 2015 года);
  9. бухучет в российских страховых организациях и обществах взаимного страхования (№491-П 04 сентября 2015 года) и др.
  10. Отраслевые стандарты для кредитных финансовых организаций (КФО):
      правила начисления и выплаты вознаграждений персоналу КФО (№465-п от 15 апреля 2015 года);
  11. особенности выполнения требований по резервам (№554-п от 20 октября 2016 года);
  12. учет основных средств, недвижимости, активов, которые временно не эксплуатируются, запасов, предназначенных на продажу и полученных в качестве залога или отступного (№448-п от 22 декабря 2014 года);
  13. требования по осуществлению хеджирования (№525-п от 28 декабря 2015 года) и др.

Какие рекомендации в области бухгалтерского учёта уже можно применять

Приведу ссылки на все 125 существующих на начало 2022 года рекомендаций по тематикам. Буду рад, если кому-то из вас они пригодятся при разработке учётной политики. Ссылки кликабельны:

  • аренда;
  • бухгалтерская отчётность;
  • выручка;
  • запасы;
  • налоги и сборы;
  • нематериальные активы;
  • объекты, выраженные в иностранной валюте;
  • основные средства;
  • оценочные значения;
  • первичные документы и альбомы их рекомендованных форм (ИПБР);
  • прочие доходы и расходы;
  • расходы;
  • расчёты с контрагентами;
  • упрощённые способы бухгалтерского учёта (ИПБР);
  • учётная политика;
  • финансовые инструменты.

Кстати, в сервисе «Моё дело Профбухгалтер» есть гибкие настройки учётной политики, которые бухгалтер может задавать индивидуально по каждому клиенту. Эти настройки всегда оперативно корректируются под требования новых нормативных актов. А бухгалтерская и налоговая отчётность сдаётся в электронном виде прямо из сервиса без использования отдельных ТКС. Попробуйте бесплатно по этой ссылке — это удобно и экономит массу времени!

Новшества 2022 года

Банк России стал исполнять новые, дополнительные функции: по регулированию отраслевых требований к бухгалтерскому учету отдельных видов деятельности. Например, ранее контроль для некредитных финансовых организаций выполняли Финансовая служба по финансовым рынкам и Федеральная служба страхового надзора, а сами требования разрабатывал Минфин РФ. Для НФО с 1 января 2022 года начинают действовать отраслевые стандарты, принятые Банком России: эти организации должны перейти на новый ПБУ.

Для создания Положений относительно бухучета в НФО Банк России использовал базу, ранее разработанную им относительно КФО. Многие пункты остались аналогичными, но есть и новшества, связанные с повсеместным сближением с МСФО.

СПРАВКА! Если в положениях, принятых Банком РФ как главным регулятором рынка, какие-либо вопросы не нашли урегулирования в соответствующих нормативных актах, рекомендуется пользоваться требованиями МСФО.

Специализированные организации готовы помочь руководству предприятий оперативно перейти на новые способы ведения учета, оказав содействие в:

  • формулировании учетной политики;
  • соотнесении имеющихся ПБУ с отраслевыми и федеральными стандартами;
  • нумерации новых лицевых счетов;
  • разработке методики оценки активов и обязательств;
  • автоматизации бухучета по новым требованиям.

Специалисты готовы обучать и консультировать работников бухгалтерской сферы по любым вопросам, связанным с переходом на новый уровень учета финансовой деятельности.

Новые ФСБУ для коммерческих организаций

Более глобальные изменения в сфере бухучета следует ожидать, когда начнут действовать новые федеральные стандарты бухгалтерского учета 2022 года, разработанные Минфином для государственного сектора, специализированных некоммерческих и коммерческих организаций. Одновременно упраздняются ПБУ.

Запланировано, что в 2022 году вступят в силу несколько ФСБУ, утвержденные приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н:

  • ФСБУ 6/2020 «Основные средства»;
  • ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».

И ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утвержденный приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н. Организациям предписано определиться с порядком их применения до конца текущего года.

Но уже в 2022 году бухгалтерам предстоит освоить федеральный стандарт «Запасы», разработанный Фондом развития бухучета «Национальный негосударственный регулятор бухучета «Бухгалтерский методологический центр»». Он заменил ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

Новый ФСБУ устанавливает измененный для материальных запасов бухучет в 2022 и особенности формирования себестоимости запасов, приобретенных на условиях отсрочки (рассрочки) платежа на период, превышающий 12 месяцев или установленный организацией меньший срок. Формировать себестоимость запасов придется исходя из суммы, которая была бы уплачена организацией при отсутствии указанной отсрочки (рассрочки), а это потребует дополнительных расчетов и приведет к необходимости применения норм ПБУ 18/02.

Классификация МСБУ

МСБУ 1 «Предоставление отчетности». Ключевой блок, в котором регламентированы основные требования к формированию и составлению отчетной бухгалтерской документации. Данный блок утвержден приказом Минфина № 217н от 28.12.2015 и устанавливает состав бухотчетности, ее структуру, а также ключевые принципы составления.

МСБУ 2 «Запасы». В данном блоке утверждены основные правила ведения бухучета по отдельным объектам учета. Например, IAS 16 (основы бухучета по объектам основных средств), (правила отражения операций по выручке), (отражение фактов деятельности по валютным изменениям курсов), (бухучет по объектам нематериальных активов) и пр.

МСБУ 10 «События после отчетной даты». Блок правил регламентирует порядок отражения операций, совершенных после отчетной даты. Также в блоке представлены свод правил и дополнительных отчетных ключей, регламентирующих порядок составления отчетности.

Российские стандарты бухгалтерского учета: федеральные, отраслевые, внутрифирменные

Итак, стандарты бухгалтерского учета – это документы, устанавливающие основополагающие требования по ведению и методике учета. Они бывают:

  • федеральными, т. е. действующими и обязательно применяемыми на территории всей Российской Федерации в компаниях любой отрасли и формы собственности;
  • отраслевыми, т. е. установленными к применению компаниями в различных отраслях;
  • внутрифирменные, т. е. разработанные и применяемые в системе субъекта (компании или предприятия).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]