Транспортные расходы в сметной документации
Транспортные расходы — это расходы, связанные с доставкой строительных материалов и оборудования и других ресурсов на место их использования. Транспортные расходы учитываются в цене строительных ресурсов как дополнительные затраты и имеют четко регламентированный размер в процентном выражении.
Транспортные расходы в смете – это, по сути, надбавка к чистой отпускной стоимости материалов и оборудования от производителя или поставщика, не беря в расчет конечно других расходов (таких как прибыль сбытовой организации).
Процент транспортных расходов на материалы в смете, а точнее его величина очень важный вопрос, который часто упускается при расчете общей стоимости выполняемых строительно-монтажных работ, что приводит к ошибкам в сметных расчётах.
Транспортные расходы в сметном деле часто объединяют с другими тесно взаимосвязанными с доставкой материалов расходами. Такую объединённую группу расходов принято называть заготовительно складские и транспортные расходы в сметах (или по-другому заготовительно-складские и транспортные). К ней относятся следующие затраты:
- — стоимости тары, упаковки и реквизита;
- — стоимости погрузочно-разгрузочных работ;
- — стоимости перевозки грузов.
При применении в сметных расчетах материалов, изделий, конструкций и оборудования по сборникам сметных цен на строительные ресурсы транспортные расходы уже учтены в их стоимости. Определяются они на основе среднестатистических данных. В свою очередь при использовании по фактической стоимости (по прайс-листам, цене поставщика, счетам-фактурам, накладным) транспортные расходы необходимо учитывать дополнительно, так как зачастую данные затраты не включаются в стоимость материалов, а принимаются отдельно по фактическим затратам.
Как уже было выше сказано существуют среднестатистические данные по стоимости транспортных затрат по отношению к стоимости строительных материалов, оборудования и т. п. Поэтому при составлении сметной документации принято использовать установленные нормативами фиксированные ценовые надбавки к ресурсам, принятым по фактической стоимости (прайс-листам, счетам-фактурам и т.п.). Тем самым это позволяет упростить расчет транспортной составляющей и строго регламентировать верхние пороги таких надбавок. Давайте рассмотрим такие фиксированные пределы и как они определяются для элементов транспортных расходов.
Учет ТЗР отдельно на субсчете к счету 10 «Материалы»
Способ применяют, когда ТЗР невозможно отнести к конкретному виду материалов, но материалы учитываются в организации по фактической стоимости приобретения. Ежемесячно производится расчет доли ТЗР, относимых в расходы на счета производства, обслуживающих цехов и хозяйств (п. 88 Методических указаний).
Вариант учета ТЗР на отдельном субсчете счета 10 «Материалы» в 1С не поддерживается. Субсчет для ТЗР не предусмотрен. Если его заводить самостоятельно, придется вручную контролировать остатки ТЗР, а списание производить ручными проводками.
Не следует путать ТЗР при покупке материалов и ТЗР на приобретение товаров. На счете 44 «Расходы на продажу» можно учитывать ТЗР только на:
- приобретение товаров (п. 13 ПБУ 5/01) в случае указания такого способа учета ТЗР по товарам в учетной политике;
- реализацию товаров и готовой продукции (Инструкция по применению Плана счетов, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н).
Стоимость тары, упаковки, реквизита в смете.
Тара, упаковка и реквизит – одна из важнейших составляющих, и они необходимы для защиты материальных ценностей от повреждений при перевозках, перемещениях, и естественно их включают в стоимость сметных расчетов.
Так согласно п. 4.57 МДС 81-35.2004 если материалы, оборудование, изделия, конструкции применяются по сборникам сметных цен (ФССЦ, стройцена), стоимость тары и упаковки, реквизита уже учтена в стоимости. А вот если по фактической стоимости и в стоимости товара не учтены затраты на тару, упаковку, то необходимо учитывать в сметных расчетах дополнительно. Обычно поставщик помимо стоимости товара отдельной строкой в счете-фактуре или коммерческом предложении прописывает стоимость упаковки, тары, но чаще про это забывается и приходится сметчику отдельно высчитывать эти цены. В этом ему помогает п. 4.58. все того же документа МДС 81-35.2004. Где говорится, что при отсутствии подробной информации о характеристиках тары и упаковки, стоимость можно рассчитать в процентном отношении от стоимости материалов и оборудования, а именно:
- — крупное технологическое оборудование – от 0,1% — до 0,5%;
- — станочного оборудования – до 1%;
- — электрооборудования, КИПиА, инструмента – до 1,5%.
Учет ТЗР на счете 15.01 «Заготовление и приобретение материалов»
Этот способ выбирают, когда учет материально-производственных запасов (МПЗ) ведется с применением учетных (планово-расчетных) цен. Метод определения учетной цены необходимо закрепить в учетной политике.
ТЗР в этом случае вместе с приобретенными материалами учитывают по дебету счета 15.01 в фактических ценах приобретения:
- Дт 15.01 Кт 60.01.
Материалы по учетным ценам приходуют на склад проводкой:
- Дт 10.01 Кт 15.01.
Остаток по счету 15.01 «Заготовление и приобретение материалов» списывают в конце месяца или отчетного периода на счет 16.01 «Отклонение в стоимости материалов»:
- Дт 16.01 Кт 15.01 — если затраты на приобретение материалов превысили их стоимость в учетных ценах;
- Дт 15.01 Кт 16.01 — если стоимость в учетных ценах оказалась выше, чем фактические затраты на приобретение материалов.
Таким образом, общая сМеняю окончания – так уникальность текста вышеумма дополнительных расходов будет участвовать в расчете отклонения фактической стоимости приобретения МПЗ от их учетной стоимости в конце отчетного периода.
Вариант учета ТЗР на счете 15.01 «Заготовление и приобретение материалов» в 1С не автоматизирован. Несмотря на то, что счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» в Плане счетов 1С предусмотрены, придется вручную контролировать остатки ТЗР, а списание производить ручными проводками.
Стоимость погрузочно-разгрузочных работ в сметной документации
Погрузочно-разгрузочные работы – это работы, связанные с погрузкой в транспорт и выгрузкой из транспорта материалов, изделий, конструкций, которые осуществляются при доставке этих ресурсов на строительный объект.
Погрузочно-разгрузочные работы могут производиться разными методами:
- 1) Вручную;
- 2) С применением подручных средств — лебедки, такелажные приспособления, домкраты, тали;
- 3) С применением крупной техники – краны, погрузчики, экскаваторы, транспортеры и пр.
Стоимость этих работ, если она не учтена в цене товара, можно применять по сборникам сметных цен на погрузочно-разгрузочные работы (ФССЦпг) с учетом категорий материалов, изделий, конструкций, оборудования и в зависимости от способа погрузки и разгрузки. Стоимость работ по этим сборникам рассчитывается в тоннах. В указанных сборниках присутствует очень большой перечень таких работ.
При отсутствии каких-либо работ в этих сборниках, а также по согласованию с заказчиком строительства можно применить фактическую стоимость механизмов и машин с учетом затраченного времени на работы. Фактическая стоимость определяется на основании составления отдельной калькуляции на данные работы по действующим ценникам организаций и прайс-листам. В отличии от размера транспортных расходов на материалы в смете погрузочно-разгрузочные работы не имеют фиксированного процента по отношению к стоимости строительных материалов и оборудованию.
Стоимость перевозки грузов в смете
При составлении смет на строительно-монтажные работы, финансируемые из федерального или муниципального бюджета обязательны к применению сборники сметных цен на перевозку грузов автомобильным транспортом. Данные сборники разработаны в базах уровне цен на 2001 года (ФЕР, ТЕР и пр.) и посредством индексации переводятся в текущий уровень.
Однако при расчетах Заказчика с Подрядчиком могут быть использованы и фактические затраты на перевозку грузов по действующим рыночным ценам в конкретном регионе, однако это возможно только при отсутствии конкурентного вида перевозки в сборниках цен или данный вид работ финансируется за счет не государственного бюджета. В этих случаях также составляется калькуляция с обоснованием фактических затрат на перевозку.
Порядок расчета сметных цены на перевозку грузов автомобильным транспортом в 2022 году определены Приказом Минстроя России № 517/пр от 04.09.2019 года «Об утверждении Методических рекомендаций по определению сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства» раздел 3.
В данном приказе подробно разъясняется как правильно и точно рассчитать стоимость перевозки грузов автомобильным транспортом в зависимости от класса груза, видов транспортных средств, расстояния перевозки и видов дорог, по которым осуществляется перевозка.
Составление смет в расценках: ФЕР, ТЕР, ТСН, НЦС
Транспортные расходы (затраты) — одна из важнейших статей затрат в учете любой строительной компании, поэтому необходимо не только определять, но и уметь их обосновать документально или нормативно в сметах. Понимая, что данные расходы учитывают в себе все издержки транспортной организации, связанные с организацией доставки груза от производителя (поставщика) к конечному покупателю (застройщику), то документы, подтверждающие данные расходы, являются самыми разнообразными — и по форме, и по особенностям оформления.
Для того, чтобы обосновать в сметах транспортные затраты необходимо знать следущее:
- Расстояние перевозки груза от склада завода-изготовителя до приобъектного склада;
- Способ учёта стоимости груза в смете по нормативной сметной базе и в текущем уровне цен;
- Вид грузового транспорта (автомобильный, железнодорожный, морской, воздушный и т.д.);
- Тип груза (оборудование, материал, сыпучий груз, объёмная конструкция, мусор и т.д.);
- Вес груза, отдельно с разбивкой на классы.
1. Расстояние перевозки груза от склада завода-изготовителя до приобъектного склада
Прежде всего необходимо понимать термин «франко» цены, он означает до какого пункта стоимостью товара учтена его доставка. Примеры цены:
- «франко — завод-изготовитель или склад» — покупатель получает товар непосредственно на заводе или складе поставщика;
- «франко — вагон или франко — железнодорожная станция отправления» — покупатель получает товар на станции отправления, погруженным в вагон;
- «франко — порт отправления или франко — вдоль борта судна» — покупатель получает товар в порту отправления, выгруженным на причале перед судном;
- «франко — судно порт назначения» — покупатель получает товар в порту назначения;
- «франко — судно порт назначения и страхование» — покупатель получает товар в порту назначения, включая страховку от риска гибели или порчи при перевозке;
- «франко — склад потребителя или приобъектный склад» — покупатель получает товар у себя на складе (приобъектный).
! Примечание: все расходы по доставке материалов (оборудования) до приобъектного склада относятся соответственно на стоимость материалов (оборудования).
Как правило в сметах учитывается расстояние перевозки автомобильным транспортом до 200 километров, если свыше, то целесообразно использовать железнодорожный транспорт. Возможно, учитывать автомобильные перевозки свыше 200 километров в сметах при согласовании с заказчиком, например в случае отсутствия железной дороги.
! Важно.При определении расстояния перевозки грузов за неполные 0,5 километра – расстояние не учитывается, а расстояние 0,5 километров и более считается как полный километр (данное разъяснение содержат технические части соответствующих сборников сметных цен на перевозку грузов).
2. Способ учёта стоимости груза в смете по нормативной сметной базе и в текущем уровне цен
В зависимости от способа учёта стоимости в смете по нормативной сметной базе или в текущем уровне цен грузов зависит способ учёта затрат на их доставку до приобъектного склада.
Стоимость оборудования как правило учитывается в текущем уровне цен, согласно действующих прайс – листов или коммерческих предложений поставщиков или с помощью открытых источников (интернет страницы). Согласно действующей методике определения стоимости на территории Российской Федерации лимит средств транспортных расходов оборудования составляет в пределах до 6 % от цены «франко — завод-изготовитель или склад» до «франко — склад потребителя или приобъектный склад».
Транспортные расходы материальных ресурсов зависят от способа их учёта стоимости в смете:
1. При определении стоимости материальных ресурсов по сборникам сметных цен, нужно иметь в виду, что данными нормативами уже учтена перевозка грузов до приобъектного склада. А стоимость доставки от приобъектного склада до рабочей зоны учтена учитывается в составе элементных сметных норм (расценок) на строительно-монтажные работы, а также в составе ресурсных сметных нормативов.
- Так например:
- Сметными нормативами ТСНБ (стоимость материальных ресурсов, применяемых в строительстве Московской области) учтены транспортные затраты на расстояние до 30 километров (см. п.3 технической части ТССЦ 81-01-2001).
- Сметными нормативами ФССЦ (Федеральные сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве) транспортные затраты приняты из условия перевозки грузов автомобильным транспортом на расстояние до 30 километров с учетом массы брутто (см. п.4 технической части).
В случае необходимости доставки материальных ресурсов на расстояния свыше 30 километров следует учесть разницу за вычетом учтённого сметным нормативом расстояния и далее с использованием сметных нормативов на перевозку грузов согласно полученного расстояния определить транспортные затраты.
Пример расчёта: расстояние от склада поставщика до приобъектного склада 65 км., значит следует учесть дополнительно доставку материалов на 65 – 30 = 35 километров.
! Важно. При разработке транспортной схемы необходимо заранее согласовать её с заказчиком, учитывая наиболее экономические и целесообразные схемы (маршруты) для снабжения строящегося объекта оборудованием и материалами, учитывая класс груза (информация ниже по тексту). В данной схеме указывается не только место нахождение поставщика (продавца, завода-изготовителя), но и расстояния перевозки.
2. При определении стоимости материальных ресурсов в текущем уровне цен, согласно действующих прайс – листов или коммерческих предложений поставщиков или с помощью открытых источников (интернет страницы), то в этом случае расценками предусматривается фактическое расстояние транспортировки грузов.
! Важно. Следует иметь в виду, что поставщики (продавцы) иногда в стоимость материалов уже закладывают затраты по их доставке, в этом случае для исключения задвоения стоимости обращать на это внимание!
3. Вид грузового транспорта (автомобильный, железнодорожный, морской, воздушный и т.д.)
Сметные нормативы используемые и утвержденные в Российской федерации имеют как правило в своём составе сметные цены (расценки) на перевозку грузов часто используемым автомобильным транспортом и принимаются в сметных расчётах в зависимости от типа автомобильного транспорта, класса груза и расстояния перевозки.
Затраты на перевозку грузов иными видами транспорта (железнодорожный, речной, морской, воздушный и т.д.) учитываются на основании отдельного расчёта согласно тарифам переводчика. Данная схема доставки должна быть обоснована проектом организации строительства (ПОС) или согласована заказчиком.
! Важно. Следует обращать особое внимание при данной доставки на «франко», поскольку зачастую может потребоваться дополнительно учесть затраты на погрузо-разгрузочные работы или дополнительный транспорт.
4 Тип груза (оборудование, материал, сыпучий, объёмная конструкция, мусор и т.д.)
Рассмотрим наиболее распространённый транспорт – автомобильные перевозки, учитываемый по соответствующим нормативным сборникам, внесённых в федеральный реестр сметных цен.
В зависимости от типа и веса груза подбираются соответствующие расценки:
- для перевозки оборудования и материалов принимаются расценки перевозки бортовым автомобилем;
- для перевозки сыпучих грузов (песок, щебень, ПГС, грунт и т.д.), а также строительного мусора принимаются расценки перевозки автомобилями-самосвалами;
! Важно. Расценки по перевозке сыпучих материалов из карьера принимаются, когда выполняется условие обеспечения выполнения погрузочно-разгрузочных работ в пределах нормы времени, установленной для автомобилей-самосвалов, работающих в карьерах, которая составляет 0,2 минуты на одну тонну груза (данное время погрузки могут обеспечить погрузочные механизмы с ковшом большой вместимостью). В остальных случаях принимаются в сметах расценки на перевозку сыпучих материалов автомобилями-самосвалами, работающими вне карьеров.
- для перевозки объёмных конструкций (строительных машин) возможно использовать расценки на перевозку бортовым автомобилем, но следует учесть дополнительно затраты на машину сопровождения государственной автомобильной инспекции по государственным утвержденным тарифам;
5 Вес груза, отдельно с разбивкой на классы
Перевозку материальных ресурсов в сметах следует учитывать по соответствующим расценкам при определении транспортных расходов (затрат), которые мы уже рассмотрели выше, в качестве объема следует указывать вес перевозимого груза в тоннах.
Определения веса различных строительных материалов процесс весьма хлопотный поскольку следует пользоваться технической информацией о весе 1 м2, о весе 1 м3 конструкции, плотности материалов, толщине и т.п.
Плотность стройматериалов по данным СНиП II-3-79:
Материал | Плотность, кг/м3 | |
Бетон | Железобетон | 2500 |
Бетон на гравии или щебне из природного камня | 2400 | |
Туфобетон | 120-1600* | |
Пемзобетон | 800-1600* | |
Бетон на вулканическом шлаке | 800-1600* | |
Керамзитобетон на керамзитовом песке и керамзитопенобетон | 500-1800* | |
Керамзитобетон на кварцевом песке с поризацией | 800-1200* | |
Керамзитобетон на перлитовом песке | 800-1000* | |
Шунгизитобетон | 100-1400* | |
Перлитобетон | 600-1200* | |
Шлакопемзобетон (термозитобетон) | 1000-1800* | |
Шлакопемзопено и шлакопемзогазобетон | 800-1600* | |
Бетон на доменных гранулированных шлаках | 1200-1800* | |
Аглопоритобетоны на топливных (котельных) шлаках | 1000-1800* | |
Бетон на зольном гравии | 1000-1400* | |
Вермикулитобетон | 300-800* | |
Газо-и пенобетон газо-и пеносиликат | 300-1000* | |
Газо-и пенозолобетон | 800-1200* | |
Растворы | Цементнопесчаный | 1800 |
Сложный (песок, известь, цемент) | 1700 | |
Известковопесчаный | 1600 | |
Цементношлаковый | 1400 | |
Цементноперлитовый | 1000 | |
Гипсоперлитовый | 600 | |
Поризованный гипсоперлитовый | 500 | |
Плиты из гипса | 1000-1200* | |
Листы гипсовые обшивочные (сухая штукатурка) | 800 | |
Кирпичная кладка | Глиняного обыкновенного (ГОСТ 530-80) на цементнопесчаном растворе | 1800 |
Глиняного обыкновенного на цементношлаковом растворе | 1700 | |
Глиняного обыкновенного на цементноперлитовом растворе | 1600 | |
Силикатного (ГОСТ 379-79) на цементнопесчаном растворе | 1800 | |
Трепельного (ГОСТ 648-73) на цементнопесчаном растворе | 1200 | |
Шлакового на цементнопесчаном растворе | 1500 | |
Керамического плотностью 1400 кг/м3 (брутто) на цементнопесчаном растворе | 1600 | |
Керамического пустотного плотностью 1300 кг/м3 (брутто) на цементнопесчаном растворе | 1400 | |
Керамического пустотного плотностью 1000 кг/м3 (брутто) на цементнопесчаном растворе | 1200 | |
Силикатного одиннадцатипустотного на цементнопесчаном растворе | 1500 | |
Силикатного четырнадцатипустотного на цементнопесчаном растворе | 1400 | |
Камень | Гранит, гнейс и базальт | 2800 |
Мрамор | 2800 | |
Известняк | 1400-2000 | |
Туф | 1000-2000 | |
Дерево и др.природныематериалы | Сосна и ель | 500 |
Дуб | 700 | |
Фанера клееная (ГОСТ 3916-69) | 600 | |
Картон облицовочный | 1000 | |
Картон строительный многослойный (ГОСТ 4408-75*) | 650 | |
Плиты древесноволокнистые и древесностружечные (ГОСТ 4598-74*, ГОСТ 10632-77*) | 200-1000* | |
Плиты фибролитовые (ГОСТ 8928-81) и арболит (ГОСТ 19222-84) на портландцементе | 300-800* | |
Плиты камышитовые | 200-300* | |
Плиты торфяные теплоизоляционные (ГОСТ 4861-74) | 200-300 | |
Пакля | 150 | |
Теплоизоля-ция | Маты минераловатные прошивные (ГОСТ 21880-76) и на синтетическом связующем (ГОСТ 9573-82) | 50-125* |
Плиты мягкие, полужёсткие и жёсткие минераловатные на синтетическом и битумном связующих (ГОСТ 9573-82, ГОСТ 10140-80, ГОСТ 12394-66) | 50-350* | |
Плиты минераловатные повышенной жёсткости на органофосфатном связующем (ТУ 21- РСФСР-37276) | 200 | |
Плиты полужёсткие минераловатные на крахмальном связующем (ТУ 400-1- 61-74 Мосгорисполкома) | 200 | |
Плиты из стеклянного штапельного волокна на синтетическом связующем (ГОСТ 10499-78) | 50 | |
Маты и полосы из стеклянного волокна прошивные(ТУ 21-237275) | 150 | |
Пенополистирол (ТУ 6-05-117878) | 100-150* | |
Пенополистирол (ГОСТ 15588-70*) | 40 | |
Пенопласт ПХВ-1 (ТУ 6-05-117975) и ПВ-1 (ТУ 6-05-1158-78) | 100-125* | |
Пенополиуретан (ТУ В-56-70, ТУ 67- 98-75, ТУ 67-87-75) | 40-80* | |
Плиты из резольноформальдегидного пенопласта (ГОСТ 20916-75) | 40-100* | |
Перлитопластбетон (ТУ 480-114574) | 100-200* | |
Засыпки | Гравий керамзитовый (ГОСТ 9759-83) | 200-800 |
Гравий шунгизитовый (ГОСТ 19345-83) | 400-800 | |
Щебень из доменного шлака (ГОСТ 557876), шлаковой пемзы (ГОСТ 9760-75) и аглопорита (ГОСТ 11991-83) | 400-800 | |
Щебень и песок из перлита вспученного (ГОСТ 10832-83) | 200-600 | |
Вермикулит вспученный (ГОСТ 12865-67) | 100-200* | |
Песок для строительных работ (ГОСТ 8736-77*) | 1600 | |
Прочее | Пеностекло или газостекло (ТУ 21БССР8673) | 200-400* |
Листы асбестоцементные плоские (ГОСТ 18124-75*) | 1600-1800* | |
Битумы нефтяные строительные и кровельные (ГОСТ 6617-76*, ГОСТ 9548-74*) | 100-1400* | |
Асфальтобетон (ГОСТ 9128-84) | 2100 | |
Изделия из вспученного перлита на битумном связующем (ГОСТ 16136-80) | 300-400 | |
Рубероид (ГОСТ 10923-82), пергамин (ГОСТ 2697-83), толь (ГОСТ 10999-76*) | 600 | |
Линолеум поливинилхлоридный многослойный (ГОСТ 14632-79) | 1600-1800 | |
Линолеум поливинилхлоридный на тканевой подоснове (ГОСТ 7251-77) | 1400-1800 | |
Сталь стержневая арматурная (ГОСТ 10884-81) | 7850 | |
Чугун | 7200 | |
Алюминий (ГОСТ 22233-83) | 2600 | |
Медь (ГОСТ 859-78*) | 8500 | |
Стекло оконное (ГОСТ 111-78) | 2500 |
Главным критерием для отнесения того или иного груза к определённому классу (от I до IV) это коэффициент использования грузоподъемности. Данное значение показывает соотношение фактической массы транспортируемой поклажи с номинальной грузоподъемностью машины. Ниже размещена таблица
Класс | Коэффициент |
I | 1 |
II | 0,71 — 0,99 |
III | 0,51 — 0,70 |
IV | 0,41 — 0,50 |
Сметные нормативы на автомобильные перевозки бортовым автомобилем или самосвалами применяются в зависимости от классов перевозимых грузов, которые определяются по ниже размещённой номенклатурой и классификацией
Наименование груза | Класс груза |
А | |
Абажуры ламповые в ящиках | 4 |
Автоматы торговые (для продажи воды, карандашей, газет, одеколона, масла, спичек, молока и др.) | 2 |
Автомобили детские педальные | 3 |
Аглопорит | 4 |
Аккумуляторы электрические | 1 |
Апатиты | 1 |
Аппараты автогеносварочные, вулканизационные, газовые, гальванопластические | 2 |
Аппараты водолазные, контрольные, кинематографические, локационные, медицинские, оптические, телеграфные, телефонные, физические, фотографические, хирургические и их части и др. | 3 |
Асбест в кусках и порошке в таре | 1 |
То же, навалом | 2 |
Асфальт и асфальтит в плитках и кусках навалом | 1 |
Асфальт и асфальтит жидкий в бочках | 2 |
Б | |
Баки разные деревянные | 3 |
То же, металлические | 2 |
Баки аккумуляторные | 3 |
Балки стальные и железобетонные всякие | 1 |
Баллоны для газов всякие | 3 |
Банки стеклянные (в ящиках деревянных) | 3 |
Банки стеклянные (в ящиках полиэтиленовых) | 4 |
Батареи гальванические | 2 |
Бахчевые культуры (арбузы, дыни, тыквы) навалом | 2 |
То же, в ящиках, контейнерах | 1 |
Белье всякое в ящиках | 2 |
То же, в пачках и коробках | 3 |
Бензоколонки | 2 |
Битум нефтяной, каменноугольный, сланцевый твердый | 1 |
То же, жидкий (кроме перевозимого в автоцистернах) | 3 |
То же, в автоцистернах | |
Блоки деревянные дверные, шкафные антресольные и воротные | 2 |
Блоки деревянные оконные, балконные и фрамужные | 3 |
Блоки гранитные, известково-песчаные, мраморные | 1 |
Блоки керамические, шлаковые | 2 |
Блоки стеновые и фундаментные всякие | 1 |
Борулин | 1 |
Бобы и бобовые (фасоль, горох, чечевица, соя и др.) в мешках | 1 |
То же, навалом | 2 |
Бризол | 1 |
Борт (камень обработанный) | 1 |
Брусья мостовые и переводные, пропитанные и непропитанные | 1 |
Брусья швеллерные | 1 |
Брусчатка мостовая каменная | 1 |
Бумага всякая | 1 |
Бутыли и бутылки стеклянные (в ящиках деревянных) | 3 |
Бутылки стеклянные (в полиэтиленовых ящиках) | 4 |
В | |
Валенки и другая обувь войлочная и фетровая | 3 |
Ванны металлические | 1 |
То же, фаянсовые | 2 |
Варенье и джем в бочках, кадках | 1 |
Вата и ватин в кипах | 4 |
То же, в пачках | 4 |
Велосипеды | 4 |
Велоколяски инвалидные | 3 |
Вентиляторы всякие | 3 |
Ведра металлические | 3 |
Вермикулит (слюда) | 3 |
Веревки всякие | 1 |
Весы всякие | 2 |
Ветошь (концы обтирочные и др.) | 3 |
Вещи домашние | 3 |
Вина разные в бочках, бутылках (в ящиках деревянных) | 1 |
Вина разные в бутылках (в ящиках полиэтиленовых) | 2 |
То же, в автоцистернах | |
Винипласт листовой | 1 |
Вода обыкновенная | 1 |
Водка, ликероводочные изделия и вино в бутылках (в ящиках деревянных) | 1 |
Водка, ликероводочные изделия и вино в бутылках (в ящиках полиэтиленовых) | 2 |
Водо- и воздухоподогреватели | 2 |
Войлок технический (асбестовый, шлаковый и др.) в свертках и кипах | 2 |
То же, без упаковки | 3 |
Волокно стеклянное | 3 |
Волокно искусственное и синтетическое (анид, лавсан, нитрон, капрон, хлорин и др.) | 3 |
Волокно растительное, кроме льна-волокна и хлопка — волокна | 3 |
Волос всякий | 4 |
Вулканит листовой и плиточный | 1 |
Вулканит в порошке | 2 |
Выключатели (карболитные, масляные) | 2 |
Выпрямители ртутные и селеновые | 2 |
Г | |
Гажа (землистый гипс) | 1 |
Газ природный и попутный в баллонах, в сжатом и сжиженном состоянии | 2 |
Газеты | 1 |
Газогенераторы | 2 |
Галантерея в ящиках | 2 |
То же, в пачках и коробках | 3 |
Галоши резиновые в ящиках | 3 |
То же, без упаковки | 4 |
Гвозди | 1 |
Гидранты и гидрозатворы | 1 |
Гипс строительный в мешках и навалом | 1 |
Гипс формовочный | 2 |
Глина разная | 1 |
Гонт кровельный | 2 |
Грабли металлические | 1 |
Грабли конной тяги | 2 |
Грабли тракторной тяги | 2 |
Гравий керамзитовый | 3 |
Гравий всякий, кроме легких заполнителей | 1 |
Грампластинки | 2 |
Гранит | 1 |
Грибы сушеные | 3 |
Грибы соленые, маринованные в бочках | 1 |
То же, в стеклянных банках | 2 |
Гудрон всякий | 1 |
Д | |
Двигатели всякие, кроме электрических | 2 |
Двигатели электрические и их части | 2 |
Двери железные | 1 |
То же, деревянные | 2 |
Детали керамические для санитарных изделий и арматуры | 3 |
Деготь в бочках | 1 |
Деревья, кусты, саженцы | 3 |
Дерн | 1 |
Доломит природный | 1 |
То же, обожженный | 2 |
Дома деревянные стандартные и нестандартные в разобранном виде | 3 |
Дощечки ящичные и бочарные | 2 |
Доски паркетные | 1 |
Доски подоконные гранитные, мраморные, известняковые, мозаичные и железобетонные | 1 |
Доски подоконные из дерева | 3 |
Дрань кровельная и штукатурная | 3 |
Дрова всяких пород дерева | 1 |
Дрожжи | 1 |
Ж | |
Жесть всякая | 1 |
Животные домашние крупные (лошади, коровы, волы и т.п.) | 3 |
То же, на автомобилях-скотовозах | |
Животные домашние мелкие (овцы, козы, свиньи, птица разная и т.п.) | 4 |
То же, на автомобилях-скотовозах | |
Жиры, масла животных, растительные и минеральные в ящиках и бочках | 1 |
То же, в бутылках, стеклянных банках (ящиках, корзинах) | 3 |
То же, в автоцистернах | |
Жмыхи | 2 |
Жом | 2 |
Журналы | 1 |
З | |
Заготовка стальная всякая | 1 |
Зелень огородная в решетках, корзинах, ящиках | 2 |
То же, навалом | 4 |
Земля всякая | 1 |
Злаки (зерно, семена) всякие, кроме овса, кукурузы в початках и семян масличных (арахис, подсолнечник, конопля, лен, рыжик и др.) | 1 |
Зола древесная, торфяная и прочая растительная | 2 |
И | |
Игрушки и игры всякие в ящиках | 3 |
Известняк молотый (мука известняковая) | 1 |
Известь комовая негашеная | 1 |
То же, гашеная (пушенка) | 2 |
Изделия абразивные: бруски, головки, дуги шлифовальные, сегменты и др.) | 1 |
Изделия асбестовые | 1 |
Изделия алюминиевые в ящиках | 2 |
То же, без упаковки | 3 |
Изделия веревочные | 2 |
Изделия войлочные в кипах, ящиках и мешках | 2 |
То же, навалом | 3 |
Изделия глиняные и керамические в упаковке | 2 |
То же, без упаковки | 3 |
Изделия деревянные всякие, кроме поименованных | 3 |
Изделия жестяные | 3 |
Изделия картонные | 3 |
Изделия каменные | 1 |
Изделия кожаные, кроме обуви, одежды и галантереи в ящиках, тюках | 1 |
То же, без упаковки | 2 |
Изделия кондитерские мучные (вафли, галеты, печенье, пряники и т.п.) в лотках, коробках, ящиках | 4 |
Изделия кондитерские, кроме мучных, в ящиках, бочках | 1 |
То же, в коробках, банках | 2 |
Изделия сантехнические | 2 |
Изделия стеклянные в ящиках | 3 |
То же, без упаковки | 4 |
Изделия майоликовые, фарфоровые, фаянсовые, хрустальные в ящиках | 2 |
То же, без упаковки | 3 |
Изделия меховые, кроме обуви, одежды и галантереи | 3 |
Изделия мучные (макароны, лапша, вермишель и др.) | 2 |
Изделия мясные (котлеты, пельмени, полуфабрикаты) в ящиках, коробках | 3 |
Изделия рыбные (полуфабрикаты, кулинария) | 3 |
Изделия парфюмерно-косметические | 2 |
Изделия пластмассовые в ящиках | 2 |
То же, без упаковки | 3 |
Изделия резиновые, кроме обуви, в ящиках | 2 |
То же, навалом | 3 |
Изделия табачные | 3 |
Изделия трикотажные, чулочные | 2 |
Изделия тюлевые | 3 |
Изделия фибролитовые | 2 |
Изделия хлебобулочные (булки, баранки, сухари и пр.) | 4 |
Изделия художественные, сувениры из пластмасс | 3 |
Изделия шорные в ящиках, кипах, тюках | 2 |
То же, без упаковки | 3 |
Изделия из щетины в ящиках | 2 |
То же, без упаковки | 3 |
Изделия щеточные, кроме галантереи, в ящиках и связках | 2 |
То же, без упаковки | 3 |
Изделия ювелирные | 3 |
Изоляторы в ящиках | 2 |
То же, навалом | 1 |
Изложницы (металлические формы) | 2 |
Изразцы (кафель) всякие | 1 |
Икра рыб всякая | 2 |
Инвентарь садово-огородный | 3 |
Инвентарь сельскохозяйственный мелкий | 3 |
Инвентарь спортивный в ящиках, коробках | 3 |
Инструмент абразивный | 1 |
Инструменты музыкальные духовые, гармоники | 3 |
Инструменты музыкальные электрические | 3 |
Инструменты слесарные, столярные | 1 |
Инструменты: астрономические, геодезические, локационные, математические, медицинские, механические, научные всякие, оптические, рисовальные, фотографические, хирургические, чертежные | 3 |
Инструменты строительные моторизованные (электродрели, электромолотки, электроключи и др.) | 1 |
К | |
Кабачки в ящиках и сетках | 3 |
Кабели на деревянных катушках | 2 |
Калориферы | 2 |
Камень природный разный, включая камень-кубик | 1 |
Камень ракушечник и туфовый | 2 |
Камера холодильная | 2 |
Камеры автомобильные, троллейбусные, мотоциклетные, велосипедные и др. (новые, вулканизированные, утильные) | 3 |
Канаты всякие | 1 |
Картон всякий | 2 |
Картофель свежий | 1 |
Катанка стальная | 1 |
Каучук натуральный и синтетический | 1 |
Кварц природный, пылевидный | 2 |
Керамика фасадная облицовочная | 2 |
Кинопленка, кинолента | 1 |
Кипятильники | 2 |
Кирпич, кроме пористого и пустотелого | 1 |
Кирпич пористый и пустотелый | 2 |
Кислоты в бутылках (ящиках) | 1 |
Кислоты в автоцистернах | |
Клей всякий | 1 |
Клинкер цементный | 1 |
Книги всякие | 1 |
Ковры чистошерстяные | 1 |
Ковры и ковровые изделия полушерстяные и из химических волокон | 3 |
Концентраты пищевые в коробках (ящиках) | 3 |
Кожи всякие в ящиках и тюках | 1 |
То же, без упаковки | 2 |
Кокс и коксик разные | 2 |
Колбасы и колбасные изделия | 2 |
Колодки тормозные асбестовые | 2 |
Колонки водогрейные | 2 |
Колчедан серный | 1 |
Коляски к мотоциклам | 2 |
Комбикорм | 2 |
Компрессоры всякие | 2 |
Консервы всякие в жестяных банках (в ящиках) | 1 |
То же, в стеклянных банках (в ящиках) | 2 |
Коконы шелкопряда | 4 |
Кость разная | 3 |
Конденсаторы | 2 |
Конструкции железобетонные | |
Конструкции металлические | |
Контейнеры железнодорожные, морские, речные, автомобильные, порожние | |
То же, груженые | |
Кора дубильная (дуба, ивы, лозы и др.) | 3 |
Коробки деревянные воротные, балконные, оконные и др. | 3 |
Котлы паровые и другие закрытые и их части | 2 |
Кофе разный | 2 |
Краски в деревянных и металлических бочках, фанерных барабанах, флягах | 1 |
Кровати металлические | 3 |
Крупа всякая | 1 |
Кукуруза в початках | 2 |
Краски в металлических банках, полиэтиленовой таре, в ящиках деревянных, ящиках из гофрированного картона) | 3 |
Л | |
Лаки всякие в упаковке | 1 |
Лед естественный и искусственный | 1 |
Лента (подкат) стальная всякая | 1 |
Лесоматериалы (бревна, пиломатериалы, жерди и т.д.) | 1 |
Лес крепежный | 1 |
Леса трубчатые инвентарные | 2 |
Лестницы металлические | 2 |
Лен-волокно прессованный | 2 |
То же, непрессованный | 3 |
Линолеум | 1 |
Листы асбестоцементные волнистые и полуволнистые (шифер) | 1 |
Литье (изделие) стальное и чугунное всякое, в том числе фасонное | 1 |
Лифты и подъемники с принадлежностями к ним | 3 |
Лом черных и цветных металлов, кроме бытового | 1 |
Лом металлический бытовой | 3 |
Люки металлические разного назначения | 1 |
Люстры | 3 |
М | |
Магнезит | 2 |
Магнитофоны | 3 |
Макулатура бумажная | 2 |
Масса древесная | 3 |
Мастика кровельная | 2 |
Материалы абразивные в кусках и зерне: карбид бора, карбид кремния зеленый и черный, корунд природный, монокорунд, наждак, электрокорунд | 1 |
Материалы изоляционные | 2 |
Матрацы волосяные, перовые, травяные, ватные | 4 |
Мачты железобетонные | 1 |
Машины пишущие и их части в упаковке | 1 |
То же, без упаковки | 3 |
Машины стиральные | 3 |
Машины строительные | 2 |
Машины швейные всякие и их части | 2 |
Мед всякий в бочках, кадках | 1 |
Медикаменты в стеклянной посуде (в ящиках), пачках, коробках | 2 |
То же, в бутылках (в корзинах) | 3 |
Мел в кусках | 1 |
Мел в порошке навалом | 2 |
Металлы цветные в чушках, слитках, болванках, заготовках, ленте, листах, проволоке, прутках, полосе, прокате | 1 |
Меха, выделанные всякие, в том числе искусственный мех | 3 |
Меха невыделанные разные (сырье) | 2 |
Мешки всякие | 2 |
Молоко в порошке | 2 |
Молоко свежее и молочные изделия в бочках, бочонках, бутылках (ящиках деревянных, сетках металлических), коробках | 2 |
Молоко свежее и молочные изделия в бутылках, в бумажных пакетах (в ящиках, сетках полиэтиленовых) | 3 |
Молоко свежее в бидонах, флягах | 3 |
То же, в автоцистернах | |
Мотороллеры, мотоциклы | 4 |
Морковь в ящиках и сетках | 3 |
Мороженое всякое | 2 |
Мука злаковая и всякая техническая | 1 |
Мусор разный | 1 |
Мыло всякое | 1 |
Мясо диких и домашних животных в тушах (навалом) | 2 |
То же в бочках, ящиках | 1 |
Мясо охлажденное в подвешенном состоянии (на крючьях) | 4 |
Н | |
Навоз | 1 |
Напитки безалкогольные (вода, квас, морс, сироп, соки) в бутылках (в ящиках деревянных), бочках | 1 |
Напитки безалкогольные (вода, квас, морс, сироп, соки) в бутылках (в ящиках полиэтиленовых) | 2 |
То же, в автоцистернах | |
Нефть и нефтепродукты в бочках | 2 |
То же, в автоцистернах | |
Нитки в ящиках | 1 |
То же, в мотках, связках | 2 |
Нитроэмали и эмали | 2 |
О | |
Огнетушители | 3 |
Обои разные | 1 |
Обрезки (лоскуты тканевые, кожаные и резиновые концы) в кулях и кипах | 2 |
То же, навалом | 3 |
Обувь всякая в ящиках, кроме войлочной, фетровой и галош | 2 |
То же, без упаковки и в коробках | 3 |
Овес навалом | 2 |
То же, в мешках | 1 |
Овощи свежие, не поименованные в алфавите | 2 |
Овощи и фрукты соленые и маринованные в бочках, бочонках | 1 |
Овощи сушеные и вяленые | 4 |
Одежда всякая в пачках, ящиках | 3 |
Одеяла ватные, пуховые, перовые и др. | 3 |
Опилки и стружки древесные навалом | 4 |
То же, в мешках, кулях | 2 |
Опилки и стружка металлическая дробленая | 1 |
То же, алюминиевые и смешанные в ящиках | 2 |
Орехи и желуди | 2 |
Осадки сброженные (удобрения) | 2 |
Отруби и прочие отходы крупяного, мельничного производства | 2 |
Отходы пищевой промышленности всякие | 3 |
Отходы мясные (жилы, кишки, когти, копыта, кость простая, рога и пр.) | 2 |
П | |
Пакля и пенька прессованные | 2 |
То же, непрессованные | 3 |
Паркет | 1 |
Патока | 1 |
Пек древесный | 1 |
Пек нефтяной | 1 |
Пемза всякая навалом | 3 |
То же, в мешках | 2 |
Пеностекло в плитках | 4 |
Песок всякий (горный, речной и др.) | 1 |
Пергамин кровельный | 2 |
Переплеты железобетонные оконные | 1 |
Переплеты и рамы деревянные оконные | 3 |
Перо птичье в кипах и мешках | 4 |
Пиво в бочках, бутылках (в ящиках деревянных) | 1 |
Пиво в бутылках (в ящиках полиэтиленовых) | 2 |
То же, в автоцистернах | |
Пластикат полихлорвиниловый листовой | 4 |
Пластмассы | 2 |
Плиты железобетонные, асбестоцементные, бетоноцементные, гипсовые, цементные | 1 |
Плиты гипсоволокнистые, древесно-волокнистые и древесно-стружечные | 2 |
Плиты мраморные, гранитные, каменные | 1 |
Плиты пластмассовые для полов и стен | 2 |
Плиты газовые | 4 |
Плиты столярные | 1 |
Плиты и маты камышитовые, пенькокостровые | 2 |
Плиты керамзитовые | 3 |
Плиты керамзитобетонные | 2 |
Плиты и плитки фаянсовые | 2 |
Повозки всякие (арбы, брички, сани, телеги) | 4 |
Подсолнечник (семена) | 2 |
Подсолнечник (головки) | 3 |
Поковки стальные всякие | 1 |
Покрышки автомобильные, автобусные, велосипедные, мотоциклетные и троллейбусные новые и вулканизированные | 3 |
Порошки андезитовые, диабазовые, шамотные | 2 |
Полистирол | 1 |
Полиуретан | 1 |
Порошок магнезитовый металлургический | 2 |
Пособия учебные наглядные | 3 |
Приборы измерительные разные (весы, часы и пр.) и их части в ящиках | 3 |
То же, без упаковки | 4 |
Провода всякие | 1 |
Проволока разная | 1 |
Прокат черных металлов, не поименованный в алфавите | 1 |
Пряжа разная в кипах и ящиках | 2 |
То же, на патронах и шпулях | 3 |
Птица битая разная в ящиках | 2 |
Пылесосы | 2 |
Р | |
Радио и их части | 3 |
Рассада овощная, цветочная и ягодная без упаковки | 4 |
То же, в корзинах и лотках | 2 |
Растения живые (деревья, кусты, саженцы) | 3 |
Редька в ящиках и сетках | 3 |
Резина сырая | 1 |
Рельсы железобетонные | 1 |
Рельсы металлические всякие | 1 |
Рубероид | 1 |
Руда всякая | 1 |
Рыба и рыбопродукты | 1 |
Рыба сушеная и вяленая | 2 |
Рыба живая в автоцистернах | |
С | |
Сажа всякая | 4 |
Саженцы всякие | 3 |
Свекла | 1 |
Свекла в ящиках и сетках | 3 |
Сахар | 1 |
Семена масличные (арахис, подсолнечник, конопля, лен, рыжик и др.) | 2 |
Семена хлопковые | 2 |
Сено и солома прессованные | 3 |
То же, непрессованные | 4 |
Сера (комовая, газовая, порошок) | 1 |
Сетки металлические | 1 |
Силос всякий готовый | 2 |
Силосная масса всякая | |
Скобы, крюки и консоли всякие металлические | 2 |
Сланцы горючие всякие | 1 |
Слюда всякая в ящиках | 1 |
Слитки стальные всякие | 1 |
Смолы синтетические | 2 |
Смолы натуральные (древесные, каменноугольные, торфяные) | 1 |
Спирт всякий в бочках, бутылках (в ящиках) | 2 |
То же, в автоцистернах | |
Снег свежий, сухой | 3 |
Снег слежавшийся, мокрый | 2 |
Спички | 3 |
Сода пищевая и техническая | 1 |
Соль разная | 1 |
Сталь прокатная всех профилей | 1 |
Сталь листовая всякая | 1 |
Станки всякие | 2 |
Стекло всякое (в том числе зеркальное) в ящиках | 1 |
Стиральные порошки и другие моющие средства | 2 |
Столбы деревянные, в том числе телеграфные | 1 |
Стружка металлическая дробленая | 1 |
То же, недробленая | 3 |
Субпродукты мясные (легкие, почки, печень, мозги и т.д.) | 2 |
Счетчики электрические и газовые | 2 |
Сыр всякий | 2 |
Т | |
Табак | 4 |
Тара разная: | |
катно-бочковая | 3 |
ящики деревянные | 4 |
мелкоштучная: | |
консервные банки, бидоны, фляги | 4 |
мешки льняные, джутовые, бумажные | 2 |
Текстолит всякий | 1 |
Телеаппараты и их части | 4 |
Ткани разные (хлопчатобумажные, шерстяные, льняные, шелковые, из искусственного и синтетического волокна и специальные, дерматин и т.п.) в кипах, тюках, рулонах | 1 |
То же, в кусках | 2 |
Толь всякий | 1 |
Торф брикетированный | 1 |
Торф топливный и пыль торфяная | 3 |
Торф для приготовления торфокомпостов, для подстилки, торфокомпосты, торфоминерально-аммиачные удобрения (ТМАУ) | 2 |
Торшеры | |
Тракторы гусеничные | 2 |
Трансформаторы | 2 |
Тракторы колесные | 3 |
Трепел | 1 |
Треста и солома льняная и конопляная | 4 |
Тросы стальные | 1 |
Трубки резиновые и эбонитовые в ящиках | 1 |
Трубы асбестоцементные и их части | 3 |
Трубы глиняные керамические | 2 |
Трубы железобетонные и их части | 1 |
Трубы из камня искусственного | 1 |
Трубы стальные и чугунные всякие и их части | 1 |
Трубы стеклянные | 3 |
Тюбинги | 2 |
У | |
Уборы головные всякие в ящиках | 3 |
Угары текстильные | 3 |
Уголь древесный | 3 |
Уголь каменный и брикеты из него | 1 |
Уголь бурый | 2 |
Удобрения минеральные и химические | 1 |
Ф | |
Фанера всякая | 1 |
Фибра всякая | 2 |
Фибролит | 2 |
Фитинги фасонные соединительные из черных металлов (колено, раструб, патрубок, муфта, тройник, флянец и др.) | 1 |
Фрукты свежие в ящиках и корзинах | 1 |
То же, в решетах и без упаковки | 2 |
Фрукты вяленые и сушеные | 2 |
Х | |
Хворост | 4 |
Хлеб печеный формовой в лотках | 3 |
Хлеб печеный подовой в лотках | 4 |
Хлопок-волокно прессованный | 1 |
То же, непрессованный | 2 |
Хлопок-волокно прессованный импортный | 2 |
Холодильники бытовые | 4 |
Ц | |
Целлюлоза всякая | 2 |
Целлофан в пачках и связках | 2 |
Цемент | 1 |
Цитрусовые (апельсины, лимоны, мандарины и пр.) | 2 |
Ч | |
Чай всякий | 2 |
Части запасные к станкам, машинам, оборудованию | 1 |
Черепица кровельная | 1 |
Чемоданы, баулы разные | 3 |
Чугун всякий, в том числе литейный и передельный | 1 |
Ш | |
Шашка торцевая | 3 |
Шашка из камня грубоколотого | 1 |
Швеллеры стальные всякие | 1 |
Шавелин (материал изоляционный) | 4 |
Шерсть прессованная | 2 |
То же, непрессованная | 3 |
Шелк-сырец | 1 |
Шипы (ободья) металлические, в том числе обтянутые резиной | 1 |
Шифер всякий | 1 |
Шкафы металлические | 2 |
Шкуры и шкурки невыделанные | 2 |
То же, невыделанные | 3 |
Шлаковата | 4 |
Шлак всякий | 1 |
Шпалы деревянные непропитанные и пропитанные | 1 |
Шпалы железобетонные | 1 |
Штукатурка сухая в плитках | 1 |
Шпон | 2 |
Щ | |
Щебень всякий | 1 |
Щетина | 2 |
Щепа разная в пачках, связках | 2 |
То же, навалом | 3 |
Щиты деревянные | 3 |
Э | |
Эбонит | 2 |
Элементы гальванические | 2 |
Электроды в пачках | 2 |
Электроаппаратура | 2 |
Этернит (черепица асбестоцементная) | 1 |
Экстракты разные | 2 |
Я | |
Ягоды свежие всякие | 2 |
Ядохимикаты всякие | 3 |
Яйца птицы всякой | 2 |
Заготовительно-складские и транспортные расходы в сметах
Чаще всего при расчетах сметной документации мы применяем термин транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) – это понятие кроме указанных выше расходов можно подразделить на более мелкие, но важные затраты, связанные с заготовкой и доставкой материальных ценностей (товаров, сырья, материалов, инструментов). Однако данный термин больше применим для бухгалтерского учета чем для сметного дела, но часто в нем рассматривается именно в таком виде.
В состав транспортно-заготовительных расходов входят:
- — расходы по погрузке, транспортировке и разгрузке, при условии, что они не учтены в цене товара;
- — расходы по заготовке, хранению материалов, содержанию складов, заработной плате работников, связанных с заготовкой, хранением, отгрузкой;
- — расходы по оплате услуг посреднических организаций;
- — расходы по оплате за хранение материалов на складах поставщиков, железнодорожных станциях, портах, пристанях;
- — расходы по уплате процентов за кредиты, связанные с приобретением товаров;
- — и другие расходы.
Размеры транспортных расходов на материалы и оборудование в смете, заготовительно-складских, а также упаковки, тары и реквизита можно в качестве единой справки свести в следующую таблицу:
Таблица №1. Размеры заготовительно-складских и транспортных расходов в сметной документации
№ | Статья затрат | Способ определения сметных цен и размер транспортных расходов. |
1 | Транспортные расходы | 1. Сборники сметных цен (ФССЦпг, стройцена). 2. Составление калькуляции стоимости транспортных расходов по фактическим расходам. 3. Расчет по Приказу Минстроя России № 517/пр от 04.09.2019 года. 4. При отсутствии нормативов транспортные расходы могут приниматься в размере 3 — 6% от отпускной цены. |
2 | Заготовительно- складские расходы | 1. Для бюджетного строительства — 1,2% от стоимости материалов и оборудования. |
3 | Расходы на упаковку, тару, реквизит | 1. Если стоимость не включена в цену и при отсутствии детальной информации о характеристиках тары и упаковки, стоимость можно рассчитать в процентном отношении от стоимости материалов и оборудования: — крупное технологическое оборудование – от 0,1% — до 0,5%; — станочного оборудования – до 1%; — электрооборудования, КИПиА, инструмента – до 1,5%. |
Норма расходов
Учесть транспортно-заготовительные издержки в полном объеме напрямую в составе себестоимости возможно в случаях, если у компании небольшие объемы поставок. Сложности возникают из-за возможных задержек в предоставлении первичной документации. При работе с несколькими номенклатурными группами рекомендуется вести обособленный учет таких затрат и распределять их на изготавливаемую продукцию пропорционально. Норма ТЗР, которая будет приходиться на отдельные материальные ценности, вычисляется по формуле:
Процент распределения = (ТЗР, числившиеся на 1 число отчетного периода + Сумма ТЗР за весь анализируемый срок) / (Материальные ценности на конец периода + Расход материалов за отчетный интервал) * 100.
Если величина транспортно-заготовительных затрат находится в пределах 10% от общей стоимости имеющихся у предприятия материальных ценностей, сумму таких издержек рекомендуется списывать на расходные счета полностью.
Как учитывают ТЗР при применении учетных цен?