Служебная записка о направлении в командировку — образец 2022 года


Если работник или его начальник считают необходимой работу в другой местности, составляется служебная записка на командировку. При этом при командировке может быть несколько таких документов — о необходимости самой поездки и подготовке приказа о направлении в командировку, служебная записка о периоде командировки (для суточных), для взыскания представительских расходов в командировке. Совместим некоторые в нашем примере, ведь при необходимости пример можно использовать частично.

:

Служебная записка на командировку

Кто и когда должен составлять

В больших компаниях с объемным внутренним документооборотом и развитой иерархической системой принято запрашивать согласие руководителя на направление сотрудников в служебную поездку, составляя специальный документ — служебную записку. Но есть и еще одна ситуация, когда такая бумага необходима.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2014 N 1595 и Постановлению Правительства РФ от 29.07.2015 N 771, служебная записка о командировке составляется работником после возвращения. Конкретные сроки представления в законодательстве не прописаны, поэтому допускается ее сдавать либо в тот рабочий день, когда поездка закончилась, либо на следующий рабочий день после ее завершения.

Очень важно приложить документы, подтверждающие имевшиеся расходы на топливо, стоянку, иные цели. Только при наличии первичных для учета бумаг можно будет компенсировать затраты работника. На базе одной «служебки» доказать использование личного транспорта для проезда к месту назначения и обратно нельзя, подчеркивается в письме Минфина России от 20.04.2015 № 03-03-06/22368.

Чем обычно подтверждают даты командировки

Для оформления служебной поездки действуют всего 2 документа:

  • распоряжение (приказ) работодателя о направлении в командировку;
  • отчет работника о расходах по командировке (авансовый отчет).

О распоряжении, оформляемом работодателем, читайте в материале «Унифицированная форма № Т-9 — приказ на командировку».

Важным показателем для служебной поездки является ее фактическая продолжительность (количество дней нахождения в ней), от которой зависит общая сумма начисляемых работнику суточных.

В приказе о командировке обычно указываются ориентировочные даты отъезда и приезда, а фактические дни пребывания в командировке можно подтвердить несколькими способами (постановление Правительства РФ от 13.10.2008 № 749):

  • при наличии проездных документов — по датам, указанным в них, с учетом времени, которое необходимо для того, чтобы добраться до места отправления (прибытия) транспорта, если оно находится за пределами населенного пункта отъезда (приезда);
  • при отсутствии проездных документов — по датам документов о проживании. При этом даты отъезда и приезда можно обосновать служебной запиской, поясняющей способ отъезда в командировку и возвращения из нее;
  • при отсутствии и проездных документов, и документов о проживании — служебной запиской, ссылающейся на иные подтверждения дат пребывания в командировке, одним из которых может быть документ, составленный принимающей стороной.

О том, попадут ли под НДФЛ расходы на проживание, возмещенные без документов, читайте в статье «Как быть с НДФЛ, если документы о проживании в командировке отсутствуют?».

Образец и правила составления

В законодательстве не прописано требований, которым надо следовать при составлении «служебки», поэтому ее можно составлять в свободной форме, но с учетом определенных требований.

  1. Используйте лист форматом А4. Если у компании есть фирменный бланк, то разъяснения лучше составлять именно на нем.
  2. Адресуйте лицу, которое принимает решение о направлении в командировку, например, руководителю организации. Его должность и Ф.И.О. прописываются в правом верхнем углу.
  3. Ниже уточните, кто является автором, а кто — командированным. Также вписывается его должность и персональные данные.
  4. Примерно во второй трети листа по центру или вверху слева укажите название бумаги. Точка в конце не ставится.
  5. Подробно объясните, по каким причинам, с какими целями, кто и на какой срок должен быть направлен в командировку.
  6. Поставьте дату составления и подпишите ее.

Образец служебной записки о направлении в командировку

Как составить служебную записку?

Единой унифицированной формы служебной записки законодательством РФ не утверждено. Компания вправе разработать свой образец служебки, который будет использоваться ее работниками. Бланк можно оформить в качестве приложения к соответствующему внутреннему акту, например, к Положению о командировках.

Несмотря на то, что никаких нормативных требований не предусмотрено, при подготовке документа нужно учитывать общие правила оформления деловой документации, а также цель составления записки.

Вот пример структуры служебной записки о командировке:

  1. Вступление или шапка – здесь указывается должность руководителя, его фамилия, имя и отчество, полное название организации в дательном падеже, а также должность, фамилия, имя и отчество командированного работника.
  2. Основная часть – начинается с наименования документа «СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА». Ниже указывается краткое содержание документа, например, «об организации командировки» или «отчет о командировании в Москву». Далее излагается обращение к руководителю. Здесь же нужно прописать детали поездки, например, дату отъезда и прибытия, цель командировки, характеристики используемого авто.
  3. Заключение – в этом блоке необходимо перечислить приложения, которые прикреплены к отчету. В конце документа также проставляется дата его составления и подпись работника.

Записка по итогам служебной поездки

Если служебная записка составляется как отчет о командировке, к правилам, изложенным выше, добавляются такие:

  1. Дополнительно необходимо указать, использовался ли личный либо рабочий транспорт. Если да, то вписываются государственные регистрационные номера транспортных средств, а также данных о водителе. Кроме того, в этом разделе стоит уточнить время отправки и возвращения, поскольку это позволит точно определить длительность поездки.
  2. Важно отразить и условия проживания — в нашем примере работник сообщает, что проживал у родственников.
  3. Следующий раздел – приложения. В нем надо прописать, какие именно первичные документы предоставлены, чтобы подтвердить командирование. Это может быть путевой лист, кассовые чеки с заправок, квитанции на парковку, отчет о выполненной работе и т.п. Поскольку перечень оправдательных бумаг ничем не регламентирован, чем больше чеков, квитанций и счетов будет приложено, тем проще бухгалтеру списать расходы на командировку.

Образец служебной записки на командировку 2020

Документ отдается в бухгалтерию, где его регистрируют, передают на согласование с руководством, а затем используют по назначению.

Если незапланированные поездки по работе — частое явление в компании, в одном из ее внутренних актов можно утвердить образец или бланк служебной записки. Тогда работникам будет проще отчитываться, а бухгалтеру – вести учет и списывать расходы.

Командировка руководителя

Руководитель, который работает по трудовому договору, также является наемным работником. В законе нет нормы, которая бы говорила о том, что директора не обязаны отчитываться перед работодателем за свои расходы по служебным поездкам.

Но Роструд придерживается другой позиции – на практике руководителям разрешили не составлять служебки, аргументируя это тем, что руководящее лицо и так подписывает приказы о служебных поездках, продлениях или отменах командировок.

При этом с точки зрения налогообложения не оформление служебной записки на директора может негативно отразиться на компании. Ведь документ прежде всего составляется для того, чтоб подтвердить расходы и снизить налогооблагаемую базу.

В любом случае принятое решение должно быть зафиксировано во внутренних актах. А как именно поступить – решает работодатель. Например, он может установить:

  • что руководитель не обязан оформлять служебную записку о командировке;
  • что руководитель отчитывается о произведенных расходах по общей схеме (в таком случае образец служебной записки для генерального директора будет таким же, как и для остальных работников).

Особенности

Типовой образец служебной записки на командировочные расходы и о направлении на командировку допускается закрепить в локальных актах компании. Оформляет документ руководитель работника, которого направляют по заданию. По окончании командировки к служебке прикладываются все документальные подтверждения расходов и передвижения. При поездке за границу расходы компенсируются в валюте.

ИП

Такие документы в деятельности ИП не предусмотрены, так как направлять в поездку и отчитываться о ней придется перед самим собой.

По ст. 346.16 НК РФ, ИП на УСН вправе внести в расходы следующие виды трат в командировке:

  • стоимость проезда туда-обратно;
  • съем жилья, гостиницы и оплата гостиничных допуслуг, кроме обслуживания в ресторане, в номере, в салоне отдыха и красоты;
  • суточные;
  • суточные или полевое довольствие;
  • оформление визы, паспорта, приглашений;
  • консульские, транзитные сборы.

Руководство

Направление работника в командировки регулирует положение, утвержденное постановлением правительства № 749. По п. 2, в поездки направляются сотрудники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем.

Руководство вправе не отчитываться о своих поездках, если это прямо не установлено в уставе или других локальных актах предприятия. При необходимости составить служебную записку на командировку она пишется по тем же правилам, что и для других сотрудников.

Личный транспорт

При поездке на личном авто работодатель обязан возместить расходы на топливо, так как они включаются в транспортные расходы по проезду до места направления и обратно. По п. 7 положения о командировке, необходимо подтвердить использование транспорта в служебных целях, предоставив путевой лист.

Заграницу

Поездки по службе заграницу регулируются внутренними документами компании. Если организация не посылает сотрудников по рабочим обязанностям, то и информацию об этом в акты вносить не нужно.

Если необходимость таких поездок есть, то они в обязательном порядке оформляются служебными записками. К ним прикладываются копии паспорта с отметками о пересечениях границы.

В расходы, по п. 23 положения о командировках, утв. постановлением правительства № 749, допускается включить:

  • билеты;
  • оформление загранпаспорта, визы, приглашения;
  • консульские и аэродромные сборы;
  • сбор за въезд и транзит авто;
  • медстраховку;
  • иные платежи на усмотрение работодателя.

Командировочные выплачиваются в валюте или в рублях по курсу ЦБ. Возможность выплаты валюты указана в ст. 9 закона о валютном регулировании.

Выходные

Поручение допускается назначать в любой день недели: выходной это или праздничный — значения не имеет. Оформление записки от этого не меняется. Но следует учесть, что постановление правительства РФ № 749, п. 5, указывает: оплата труда за привлечение к работе в эти дни оплачивается по ТК РФ, ст. 153, — не менее чем в двойном размере.

Оформление документов на командировку

После согласовательной части идет документальное оформление командировки.

Так, на третьем шаге выпускают приказ о направлении работника в командировку. Его готовит обычно кадровая служба на основании положительного решения директора компании.

После подписания приказа и ознакомления с ним командируемого работника на четвертом этапе заказывают билеты и гостиницу.

Почему важно оформлять проездные документы только после издания приказа? Потому что в любой момент планы руководства могут измениться и командировка не состоится. В этом случае ваши расходы на проезд и найм жилья будут признаны необоснованными.

Работник может самостоятельно заняться оформлением проездных и гостиницы. Однако для упорядочивания расходов желательно заказ билетов и проживания доверить отдельному сотруднику, который будет оформлять данные расходы в соответствии с установленными нормами. В этом случае нужно сделать предварительный расчет для начисления командировочных.

Пример бланка расчета на сумму командировочных вы можете бесплатно скачать с нашего сайта здесь:

БЛАНК ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАСЧЕТА ДЛЯ КОМАНДИРОВКИ: ОБРАЗЕЦ

Где и сколько хранить

Оформлением СЗ занимается сотрудник кадрового подразделения. За архивирование и контроль срока хранения отвечает он. Иногда такие обязанности поручаются секретарю или канцелярии. Например, хранением служебных записок о выполнении поручений руководства вправе заниматься секретарь руководителя.

Конкретное лицо, отвечающее за хранение таких документов, определяется приказом руководителя организации.

Сроки хранения служебных записок о командировках, по п. 434 приказа Росархива № 236, который вступил в силу 18.02.2020, — 5 лет. А для работников с вредными и опасными условиями труда — 50 или 75 лет: 75 — если зарегистрированы до 01.01.2003, и 50 — если после.

Отчеты о командировках, по п. 452 приказа, хранятся 5 лет с пометкой ЭПК. Это значит, что через указанное время их допускается оставить на постоянное хранение по решению экспертно-проверочной комиссии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]