Метод начисления и кассовый метод учета доходов и расходов


Признаем доходы и расходы по начислению

В ст. 271 и 272 НК определены нормы, касающиеся метода начисления. Все они сводятся к тому, что доходы и расходы при расчете налога на прибыль учитываются в том периоде, в котором они произошли, т. е. момент их признания не ставится в зависимость от даты поступления или расходования денежных средств.
Когда доходы и расходы относятся к нескольким налоговым периодам, их потребуется распределить либо согласно договору, либо в соответствии с утвержденными локальными нормативными актами.

Большое значение при учете расходов имеет группа, к которой они относятся. Расходы Налоговым кодексом подразделяются:

  • на прямые;
  • косвенные.

Затраты из первой группы, относящиеся на остатки незавершенного производства или нереализованных товаров, не учитываются в расходах отчетного периода.

Любые доходно-расходные операции должны быть задокументированы с помощью договоров, актов, накладных и т. д.

Особенности планового начисления прочих доходов в 1С:ЗУП

Для отражения начисления плановых доходов новая версия 1С:ЗУП значительно удобнее, чем предыдущая. Теперь не надо копировать старый документ и изменять каждый раз дату. Это весомый довод в пользу того, что программу нужно как можно скорее обновить.

В новой версии 1С:ЗУП есть отдельный документ «Плановое начисление прочих доходов». Там можно создать шаблон, который заполняется ежемесячно или по мере необходимости. Это делает удобней работу с запланированными доходами, например, с оплатой аренды квартиры или автотранспорта.

После того, как в программе появляется документ «Плановое начисление», в документе «Начисление» можно увидеть кнопку «Заполнить». Простым её нажатием все данные заполняются в автоматическом режиме. При этом можно не проверять актуальность сведений по организации, виду и периоду дохода.

Теперь перейдём к рассмотрению второго способа регистрации доходов, относящихся к прочим. Он происходит без переноса актуальных данных в бухгалтерскую программу. Для этого перейдём в раздел «Налоги и Взносы». Чтобы отразить данные о страховых взносах и НДФЛ, воспользуемся документом «Операции учёта взносов» и «Операции учёта НДФЛ».

Приведём пример. Сотруднику требуется начислить 30000 рублей по лицензионным договорам. Этот вид дохода подлежит обложению НДФЛ (Доходы, полученные налогоплательщиком от использования в РФ авторских или иных смежных прав). Код дохода 1300. Кроме того, данный вид дохода частично облагается страховыми взносами ФОМС и ПФР. Однако в случае, если доход не подлежит обложению страховыми взносами, документ «Операции учёта взносов» создавать не обязательно.

Открываем документ «Операции учёта НДФЛ», заполняем там следующие вкладки:

  • Доходы;
  • Исчислено кроме дивидендов;
  • Удержано по всем ставкам;
  • Перечислено по всем ставкам.

Чтобы получить отражение отчётности по НДФЛ, на вкладке «Перечислено» можно указать реквизиты документа.

После этого переходим к документу «Операция учёта взносов». Там необходимо заполнить следующие вкладки:

  • Сведения о доходах;
  • Исчислено взносов.

Размер этих взносов подлежит самостоятельному расчёту.

Данный доход не будет отражаться в документе «Отражение зарплаты в учёте». Но будут указаны средства, относящиеся к страховым взносам.

Не лишним будет проверить правильность введённых данных. Для этого нужно открыть отчёты в разделе «Налоги и взносы». Проверка возможна в справке о доходах 2-НДФЛ для сотрудника (дата формирования отчёта должна быть позднее даты выплаты документа). Кроме того, проверить правильность ввода данных можно через формирование отчёта «Проверка Разд. 2 6-НДФЛ», в котором используется разбивка по сотрудникам.

Правильность ввода данных по страховым взносам также можно проверить. Для этого нужно сформировать отчёт «Проверка расчёта взносов».

Что такое кассовый метод при начислении налога на прибыль

Кассовому методу посвящена ст. 273 НК РФ. Согласно ей доходы признаются в том периоде, в котором они были получены, а расходы — когда были понесены.

Моментом получения доходов является либо день погашения задолженности перед компанией ее покупателями и прочими дебиторами, либо день получения авансового платежа в счет предстоящих отгрузок.

Для расходов же момент их признания определяется как день погашения обязательств перед кредиторами путем выплаты денежных средств из кассы или их списания с расчетного счета либо путем выбытия прочего имущества.

Однако нужно знать и некоторые особенности. Например, для того чтобы учесть расходы на закупку матценностей в конкретном налоговом периоде, необходимо одновременное выполнение сразу трех условий:

  • материалы оплачены;
  • списаны в производство;
  • использованы в производстве на конец месяца, т. е. нет остатков НЗП.

А чтобы учесть расходы на покупные товары, нужно не только расплатиться с поставщиком за них, но и реализовать покупателю.

Для данного метода учета кроме первичной документации, полученной от поставщика и выписанной покупателю, основанием для включения той или иной операции в расчет налога на прибыль выступают первичные документы, отражающие движение денежных средств: приходники и расходники по кассе, платежные поручения, банковские выписки.

Условия признания доходов

В пункте 12 ПБУ9/99 определено пять основных условий, только при их единовременном выполнении выручка признается в бухгалтерском учете:

  • предприятие имеет право на получение выручки, вытекающее из определенного договора или подтвержденное иным образом;
  • имеется возможность определить сумму выручки;
  • присутствует уверенность, что в результатом определенной операции будет увеличение экономических выгод предприятия;
  • право собственности на продукцию перешло от компании к покупателю или работы приняты заказчиком;
  • имеется возможность определить расходы, которые произведены или будут произведены в будущем в связи с данной операцией.

Если не выполняется одно из перечисленных условий в отношении полученных денежных средств и прочих активов, то в бухгалтерском учете предприятия признается не выручка, а кредиторская задолженность.

Для возможности признания выручки от предоставления за определенную плату во временное пользование активов предприятия и различных видов интеллектуальной собственности, а также от участия в уставных капиталах других компаний достаточно единовременного выполнения трех первых условий.

Выручку от выполнения работ, услуг или реализации продукции с длинным циклом изготовления допускается в бухгалтерском учете признавать по мере их готовности. При этом в договоре между исполнителем и заказчиком следует предусмотреть поэтапную сдачу работ, услуг, произведенной продукции. Выручка от выполнения конкретной работы или услуги, реализации определенного изделия признается по мере готовности исключительно, если возможно определить такую готовность. В ином случае выручка у исполнителя в бухгалтерском учете будет признана по окончании выполнения работ, реализации готовой продукции в целом, оказания услуг.

Возможно в одном отчетном периоде одновременное применение нескольких способов признания выручки. Но только при условии, что отношения различны по характеру и условиям выполнения работ, оказания услуг, производства изделий.

В пункте 14 ПБУ9/99 определено, что, в ситуации, когда сумма выручки не подлежит определению, то она отражается в сумме признанных в бухгалтерском учете расходов по изготовлению продукции, оказанию услуги ил выполнению работы, которые в будущем будут возмещены предприятию.

Лицензионные платежи и арендная плата, при условии, что такая деятельность не является для компании основной, признаются в бухучете, основываясь на допущении временной определенности фактов хозяйственной деятельности и условий договора. Отражение данных доходов осуществляется в порядке предусмотренном п.12 ПБУ9/99.

У кого есть право выбора учетных методов, а у кого нет

Метод начисления могут применять абсолютно все компании, уплачивающие налог на прибыль. По кассовому методу существуют ограничения — воспользоваться им могут только:

  • организации, у которых в среднем за предшествующие 4 квартала выручка от реализации продукции (работ, услуг) без НДС не превысила 1 млн руб. за квартал;
  • участники проекта «Сколково», определяющие доходы и расходы по упрощенной схеме, независимо от величины среднеквартальной выручки.

Кассовый метод недоступен участникам договоров доверительного управления имуществом или простого товарищества.

Если размер среднеквартальной выручки слишком близок к установленному лимиту либо предприятие планирует организовать совместную деятельность, лучше не прибегать к кассовому методу. Ведь выйдя за установленные ограничения, компания должна будет пересчитать все доходы и расходы по начислению с начала года.

Где прописывается выбранный метод

Выбор между методом начисления и кассовым методом осуществляется в учетной политике для целей налогообложения. Однако даже те субъекты, у которых права выбора нет, обычно отмечают в ней, как будет вестись налоговый учет. Тем же, кто вправе выбирать, нужно помнить, что при методе начисления моменты признания доходов и расходов зачастую совпадают с бухгалтерским учетом, что значительно упрощает работу бухгалтеров. Однако и тут возможно появление временных разниц, связанных с различиями в моментах признания доходов и расходов, как, например, при получении компанией дивидендов от участия в капитале другой организации или при некоторых компенсационных выплатах сотрудникам.

Особенности использования методов отдельными хозяйствующими субъектами

Помимо общего режима, где организациями считается налог на прибыль, существуют и другие системы налогообложения, в которых налоговый учет ведется иначе. Кроме того, его должны вести не только организации, но и индивидуальные предприниматели. Попробуем разобраться со всеми нюансами далее.

Как учитывают доходы и расходы хозсубъекты на УСН — кассовым методом или методом начисления?

Хозяйствующие субъекты на УСН, независимо от того, являются ли они юрлицами или ИП, считают доходы и расходы в целях исчисления единого налога кассовым методом. Об этом прямо сказано в п. 1 и п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

Если с доходами всё более или менее понятно: поступили деньги — доход признан, то для признания некоторых расходов установлены отдельные требования. Например, как и на общем режиме, для товаров, предназначенных для перепродажи, помимо оплаты за них поставщику требуется факт реализации, чтобы стоимость товаров была учтена при расчете единого налога в отчетном периоде. В то время как для материальных ресурсов отгрузки произведенной продукции (работ, услуг) не требуется, чтобы учесть стоимость таких ресурсов в налоговом учете. Также в отличие от ОСН не требуется и отпуска этих ресурсов в производство.

Настройка выплаты прочих доходов

В ЗУП 3.1 отразить факт такой выплаты можно двумя способами:

  • С переносом данных о таких доходах в систему, где ведется бухгалтерский учет организации: начисление будет сделано в ЗУПе, а далее выгружено вместе с проводками в бухгалтерскую программу.
  • Без переноса данных о прочих доходах в программу, где ведется бухгалтерский учет организации: начислены прочие доходы будут в бухгалтерской системе, в ЗУПе же будут отражены только данные для учета НДФЛ и страховых взносов.

Рассмотрим первый вариант. В «Настройке-Расчет зарплаты» активируем нужную нам опцию.


Рис.1 Активация опции регистрации прочих доходов

После этого в разделе «Зарплата» у нас появятся 2 новых журнала документов: «Начисления пр. доходов» (ранее он назывался «Регистрация пр. доходов») и «Плановые начисления пр. доходов».


Рис.2 Журналы документов в разделе «Зарплата»

Зайдем в первый из них, нажмем кнопку «Создать». Здесь в шапке нам нужно заполнить период проведения, организацию, вид прочего дохода.

В справочнике «Виды прочих доходов физлиц» уже есть следующие доходы:

  • Аренда транспорта;
  • Вознаграждение, выплачиваемое наследникам (правопреемникам) авторов;
  • Выдача призов;
  • Выдача призов, в целях рекламы товаров, работ и услуг;
  • Доходы по лицензионным договорам;
  • Доходы, полученные от отчуждения авторских или иных смежных прав.

Однако это не полный перечень, и в справочник можно добавлять элементы, например, аренду автомобиля у физического лица или аренду помещения. Данный справочник можно открыть непосредственно из документа или из раздела «Выплаты».


Рис.3 Справочник прочих доходов в разделе «Выплаты»

Добавим в этот справочник «Аренду квартир». Откроем справочник «Виды пр. доходов физлиц», нажмем «Создать» и введем наименование нового элемента – «Аренда квартир». Теперь выберем вид дохода для страховых взносов – Данный вид начисления не является объектом обложения страх. взносами, и укажем код дохода по НДФЛ – 1400 (Доходы от сдачи в аренду и иного использования имущества (кроме доходов от сдачи в аренду транспортных средств, средств связи, компьютерных сетей)).


Рис.4 Создание вида прочего дохода

Далее выберем созданный вид дохода. У нас автоматом будут проставлены код дохода по НДФЛ и вид дохода для отражения страховых взносов. Исправить их здесь нельзя, а чтобы их изменить, нужно вернуться в справочник «Виды пр. доходов физлиц».

Здесь же проставляем дату выплаты дохода – именно она попадает в отчетность по НДФЛ, а также реквизиты платежки на перечисление НДФЛ.


Рис.5 Начисление прочих доходов

Далее нам потребуется отразить, каким физлицам и в каком размере начислены прочие доходы. Воспользуемся кнопкой «Подбор», откроется справочник физических лиц. По умолчанию в нем видны только те физлица, которые ранее получали доходы. Для того чтобы в списке появилось физлицо, которое есть в базе, но еще не получало доход, активируем опцию «Выбирать из полного списка физических лиц». Если физического лица нет в базе, жмем «Создать» и создаем его в базе. Эти же действия доступны в разделе «Кадры» — «Физические лица».


Рис.6 Выбор или создание физлица в справочнике

Заполним сумму наших доходов и проведем документ, что сделает в системе все необходимые движения для формирования отчетность по НДФЛ и страховым взносам. На нашем сайте также вы можете ознакомится со статьей «Планы видов расчета в 1С 8.3».

В «Отражении зарплаты в учете» вид операции по таким доходам – «Доходы контрагентов», а вид операции по НДФЛ – «НДФЛ с доходов контрагентов».


Рис.7 Доходы контрагентов


Рис.8 НДФЛ с доходов контрагентов

В бухгалтерскую программу перенесутся проводки по начислению дохода, НДФЛ и взносам.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]